Глава 6. Англия после короля Альфреда
А Альфред родился в Уонтидже, правит Англией до судного
дня.
Г.-К. Честертон. Баллада о белой лошади
Святой Альфред |
Норманнский историк XII века по имени Ордерик Виталий писал, что Альфред «великодушием, благородством, искусством управления государством превосходил всех других королей Англии, бывших до и после него». Симеон Даремский указывал духовенству того времени на Альфреда как на образец для подражания. Флоренс Вустерский отзывался об Альфреде как о «самом уважаемом в свое время… и самом благочестивом и преданном Господу». Генрих Хантингдонский написал, обращаясь к Альфреду: «Твои труды на века прославили тебя». Уильям Мальмсберийский также воздал должное достоинствам этого короля. Чаще всего говорили о мудрости Альфреда; была составлена даже поэма «Изречения Альфреда», все еще не забытая. В те времена Альфреда, «создавшего английские законы», почитали как «пастыря Англии» и «мудрейшего из всех англичан».
В XIII веке монах Матфей Парижский весьма предвзято противопоставил национального героя короля Альфреда французу по происхождению Генриху III. И с этого времени слава Альфреда стала затмеваться другими английскими королями. Возможно, только оглядываясь на прошлое, народ смог снова оценить огромные и уникальные достижения и дарования короля Альфреда Великого. В стихотворении XIV века «Брут Лаямона» Альфред назван «любимцем Англии». Сознание его величия и мудрости, конечно же, зрело в умах его соотечественников. Во всяком случае, в 1441 году король Генрих VI просил папу Евгения IV, чтобы король Альфред, «через которого Господь благоволил совершать чудеса, как при его жизни, так и после его смерти», был прославлен в лике святых. Прошение короля не было удовлетворено: в то время отношения Англии с папским престолом были не лучшими, к тому же тогда папа был слишком озабочен политическим хаосом и расколом. Но в Винчестере народ продолжал почитать земные останки короля вплоть до самой Реформации.
После Реформации, в 1574 году, архиепископ Паркер Кентерберийский, соединив патриотизм с ученостью, написал и издал житие Альфреда – оно стало первым печатным житием этого короля. Протестантизм того периода воспринимал короля Альфреда, несомненно, вне средневековых предрассудков и варварства готического стиля, и именно в XVI веке Альфреда впервые назвали Великим.
В XVII веке житие святого Альфреда сначала написал Роберт Пауэлл – в 1634 году, а затем и роялист Джон Спелман – в 1642–1643 годах: его классическое «Житие Альфреда Великого» было создано в назидание Карлу I; правда, оно было написано на латыни. В нем об Альфреде говорилось как о «человеке, с которым ни в чем невозможно сравниться». В Лондоне был воздвигнут памятник Альфреду, стоящий по сей день. Поэт Мильтон назвал Альфреда «зеркалом принцев». Житие Спелмана было издано в 1678 году, а затем популяризировано английской версией в 1709 году.
В 1700-х годах философ Давид Хьюм считал Альфреда «примером безупречной натуры, какие любят изображать философы, именуя их мудрецами или же мыслителями». В XVIII столетии писатель Джеймс Томсон назвал его «лучшим из королей». Историк Гиббон считал Альфреда «величайшим королем Англии». Во Франции Вольтер писал о нем: «Я не знаю, был ли на земле человек, более достойный уважения своих потомков».
Многие в то время считали Альфреда воплощением английской культуры, уничтоженной норманнами их тираническим завоеванием. Он воспевался в десятках стихотворений, новелл и пьес; его считали национальным героем. В 1801 году, когда отмечали предположительное 900-летие со дня кончины святого Альфреда, ему воздвигли памятник в Этелни. В XIX веке Альфред стоял за свободу Англии в произведениях Блейка, Китса, Шелли, Водсворта и Лонгфелло, тоже писавшего об «Альфреде, любителе правды». В викторианский период его уже все почитали, и в 1849 году громадная толпа из сотен тысяч человек собралась в Уонтидже праздновать тысячелетие рождения святого Альфреда. В память о нем были воздвигнуты статуи на месте его рождения в Уонтидже в 1877 году – после тысячелетия его вступления на трон, а затем в Винчестере – в год тысячелетия его кончины. Поэт Альфред Остин написал стихотворение под названием «Любимец Англии», стилизуя под средневековое сочинение. Популярный историк Дж.-Р. Грин говорил, что «любовь, которую Альфред завоевал тысячу лет назад, сохранилась с тех времен до наших дней». Видный историк викторианской эпохи Фриман писал: «Нет другого имени в истории, которое можно было бы поставить рядом с его именем». Историк и епископ Стаббс отзывался об Альфреде как об одном из пяти величайших англичан за всю историю. Затем была сооружена еще одна статуя Альфреда в викторианском стиле – в местечке Пьюси графства Уилтшир, рядом с Эдингтоном. В честь него был назван желтый нарцисс, а также бесчисленное количество компаний и кафе-кондитерских.
В век, лишенный героев, – в XX столетии – академики не прекращали хвалить Альфреда Великого. Оксфордский историк Р.-Х. Ходкин написал об Альфреде следующее: «Он продемонстрировал одаренность, какую называют гениальностью». Черчилль писал, что «Альфред своей политикой и своей десницей сохранил христианскую цивилизацию в Англии». Кембриджская «История Средних веков» 1960-х годов называет Альфреда «одним из замечательнейших персонажей, известных в истории». Альфреда стойко защищали такие ученые, как Стентон, Дакетт, Динсли, Годфри, Уайтлок и Бейтли, как и знаменитые писатели Хелм, Мэпп, Вудрафф и многие другие. Один из важнейших англо-саксонских ученых того периода, Питер Хантер Блэр доказал справедливость данного Альфреду титула «Великий». Писавший в те же годы сэр Артур Брайант заключал: «Альфред создал две вещи, которым суждено было пережить все бедствия и завоевания: королевство, к коему, как они сами это инстинктивно чувствуют, принадлежат все англичане, и отечественную литературу – хранительницу культуры и традиции. Альфред был создателем Англии более чем кто-либо еще».
Недавние исследования таких академиков, как Кейнс и Лэпидж, а также спорные и своеобразные труды Альфреда Смита не смогли умалить значимости святого Альфреда. Мы не можем также забывать и того факта, что сегодняшний монарх – королева Елизавета II – является представительницей 35-го поколения рода Альфреда Великого, если считать от самого короля Альфреда.
Альфред был подлинным гением, на столетия опередившим свое время. Он был велик в победе, а еще более велик в мире. Он не убивал своих пленников и врагов, как Карл «Великий», он не оставил после себя горечи, требовавшей отмщения. Он поступал так, как хотел бы, чтобы с ним поступали. Он искоренил язычество христианством. Отец английской прозы, создатель «королевского английского языка», весьма справедливо называемого так, святой Альфред заложил фундамент английской культуры, который не смогли уничтожить даже норманны. Действительно, английский выжил именно как литературный язык, в то время как его низший норманно-французский соперник вымер. Стоит ли удивляться тому, что Альфреда назвали «любимцем Англии».
Образец христианского короля, Альфред был величайшим правителем в Западной Европе за период времени с 450 по 1050 год. В английской истории многосторонний гений Альфреда – создателя Англии и отца английской короны – просто уникален, как и данный ему титул Великий. Дом Альфреда – дом Англии. Он был спасителем английской христианской цивилизации от варварского завоевания язычниками, создателем английского национального характера. Это был энергичный полководец, даровитый градостроитель, благочестивый и ученый национальный герой, основавший английский флот и оставивший библиотеку своему народу. Он положил начало литературному языку – старейшему в Европе после латыни, опередив всех остальных на столетия, и он сформулировал христианскую философию жизни. Альфред сделал свое королевство богатейшим в Западной Европе, но никогда не забывал, что бедность появляется там, где нет богатства ума и духа. Он искал мудрости, зная, что она от Бога.
Послесловие. Святость Альфреда
Всю свою жизнь я стремился жить достойно, и на память о
себе тем, кто придет после меня, оставляю благие
дела.
Альфред Великий
Итак, говоря о сохранении Англии, мы не говорим о национальной Англии, но об Англии святой веры, об английских христианских ценностях. Традиционные английские ценности – золотое правило Евангелия – пережили Альфреда. Слова «Поступайте так, как хотели бы, чтобы с вами поступали» восхищали и сейчас восхищают многие народы, с этими словами согласится кто угодно, какой бы национальности он ни был: и житель Восточной Европы, и азиат, и африканец, и житель Южной Америки или кто-либо другой. Большинство иностранцев, которых я знаю, огорчены тем, что Англия теряет христианские ценности, и хотели бы, чтобы англичане их восстановили. И это те же самые ценности, которые защищал и до сих пор защищает Альфред, ибо он поставил Христа в центр своего мира.
К концу правления Альфреда слово «английский» означало христианский. Я верю, что возврат к настоящей Англии возможен только через возврат к христианскому Богу – «Белому Христу», как Его называли язычники. Если мы не вернемся ко Христу, то наша национальная идентичность потеряется. Единство наше зависит от христианской веры, которую исповедовал Альфред, ради которой он жил и которую восстановил после языческих вторжений. Программой Альфреда было восстановление христианской Англии. Его подлинное величие проявилось не на войне, но в мирное время, в том, что он укреплял и строил города, основывал монастыри и церкви, писал книги и составлял законы. Наша программа – это тоже восстановление. Восстановление христианской Англии и английской христианской культуры.
Альфред Могучий
К сожалению, сейчас у многих христианство ассоциируется со скучными и слабыми людьми. Но христианская традиция вовсе не такова. Ведь в лике святых были прославлены и многие воины. Вспомним святого Албана, святого Георгия, двух святых Феодоров и святого Димитрия. Архангел Михаил – архистратиг небесного воинства. Святой Константин тоже был воином. Безусловно, никто из них не считается святым только потому, что был воином. Их святость определялась тем, на что они тратили свои способности, посвящали ли их тому, чтобы построить Царство Христово на земле. Те, кто строил королевство, как Альфред Великий, тоже признаны святыми. Альфред был всецело предан Церкви и любил ее. Вот почему мы верим, что он святой.
Помните, что Альфред вступал в битвы, чтобы защитить христианское королевство, а не нападать на других. Самозащита, или, вернее, защита других: мирного гражданского населения, женщин и детей, монахов и монахинь, – это не то же самое, что агрессия. Она прямо противоположна ей. Когда Альфред победил датчан, он не стал их убивать или прогонять – он их крестил и позволил им остаться в Англии, стал крестным отцом их вождя и дал ему христианское имя. Он сокрушал врагов, но не создавал себе врагов. И вопреки неравенству в силах, Альфред выиграл войну, а затем завоевал мир.
Он был великодушен в своих победах, вел себя как благородный и мудрый христианин; он доказал, что настоящее завоевание достигается не мечом, а сердцем. Альфред разрешил датчанам сохранить свои обычаи, язык и законы, но предупредил, что если они останутся в Англии, то непременно должны стать христианами. Для Альфреда христианская вера была неотъемлемой частью Англии, английской культуры и идентичности. Если датчане хотели объединиться с англичанами, им надо было принять крещение. Все остальное было второстепенным. И политика Альфреда оказалась успешной. Через 30 лет после того, как датчане замучили святого Эдмунда в Восточной Англии, они уже почитали его как святого.
В середине X века святой Ода, получивший имя Ода Добрый, датчанин по происхождению, стал архиепископом Кентерберийским и еще одним христианским святым. Другой подобный пример – это живший немного позднее кровный родственник святого Оды святой Освальд Вустерский, ставший впоследствии архиепископом Йоркским; он тоже был датского происхождения, и его тоже любили все за святость его жизни и сострадание.
Альфред и канонизация святых сегодня
Есть ряд причин, почему до сих пор Альфред не был официально канонизирован.
Потомки Альфреда, жившие в Англии X века, были слишком заняты, продолжая дело Альфреда по переустройству Англии, в чем весьма преуспели. В некотором смысле – в мирском понимании – они затмили его. И люди стали забывать, что это трудами Альфреда была сохранена Англия, что это именно он заложил фундамент, на котором его потомки смогли достичь большего, но, в сущности, менее важного. К тому же, они были не такие люди, чтобы трезвонить о своем предке как о святом. Что же касается священноначалия, то Церкви понадобилось еще целых 50 лет, чтобы начать нормально действовать и приступить к возрождению монашества. Церковь в Кентербери была почти совсем уничтожена языческими набегами и восстановлена только при прославленном правнуке Альфреда – благоверном короле Эдгаре Мирном, почитаемом местно в лике святых. А к тому времени, когда Церковь уже могла бы предпринять шаги к канонизации Альфреда, ее внезапно потрясло горе, связанное с мученической кончиной в 979 году потомка Альфреда, его праправнука – святого короля Эдуарда. Затем, в начале XI века, обрушились новые набеги язычников, а позже –последний и самый успешный набег викингов – 1066 года.
Норманны не хотели почитать Альфреда как святого – как раз наоборот. Во-первых, он был английским героем – одним из врагов. Во-вторых, он разгромил их братьев – язычников- датчан. Норманны заменили символ английского противостояния – Альфреда – своими выдумками о «короле Артуре» и кельтском романтизме, не имеющими никакого реального основания в английской истории. Их потомки даже поставили «круглый стол короля Артура» в родном для Альфреда Винчестере. Эта французская мода продолжалась более 300 лет после 1066 года. Только в XV веке – в 1441 году – король Генрих VI имел возможность просить папу Евгения IV о канонизации Альфреда. (В то время в Западной Европе только папа имел право прославлять в лике святых, тогда как в Англии до норманнского завоевания такое право было у любого епископа.) Король Генрих VI писал об Альфреде как о «первом монархе знаменитого английского королевства… через которого Господь благоволил совершать чудеса – как при его жизни, так и после смерти». Просьба Генриха была отклонена по политическим причинам. Затем наступила Реформация, и канонизация стала невозможной, поскольку в протестантизме нет святых.
Надо еще сказать вот о чем. Альфред глядел далеко в будущее, и потому все сделанное им не могло быть по достоинству оценено еще долгое время. Я думаю, что как раз сейчас, спустя 11 столетий, мы действительно в состоянии оценить его заслуги. Именно потому, что за последние несколько десятилетий его главные христианские свершения стали упраздняться. Так, были уничтожены местные, относящиеся к графствам-shires, армейские подразделения, морской флот был сокращен, границы графств изменились в 1970-е годы, верховенство Общего права (Common Law) отменено, идет разложение христианства, к предложению Европейского Союза разделить Англию на области отнеслись благосклонно и проч. и проч.
Вспомним, что Бог не всегда открывает Своих святых сразу. Часты случаи, когда святые не обнаруживались на протяжении веков после их кончины. Когда народ не готов воспринять святых в течение определенного времени, Господь открывает их позже, когда люди уже готовы их оценить и воздать им должное почитание. Таков случай и с Альфредом. Только в XVI веке ему дали титул Великий – и этот титул с тех пор сохраняется. В последние 500 лет ясно видно, насколько высоко оценивается он как государственный деятель и национальный лидер во всех областях.
Только в XXI веке мы сможем реально и всецело понять его духовные качества.
Признание Альфреда святым Божиим
Альфред Великий. Миниатюра из генеалогического манускрипта XIII века |
Наша надежда и цель – распространить почитание Альфреда Великого как святого. Канонизация – последняя ступень в процессе истинного почитания и открытия святого. Правда, распространению нашего почитания мешает непроясненный вопрос, касающийся его святых мощей. Мощи святого Альфреда были перенесены из монастыря Олд-Минстер в Нью-Минстер в Винчестере в 903 году его сыном королем Эдуардом. Но в XII веке мощи снова были перенесены, на этот раз в аббатство Хайд рядом с Винчестером. Здесь его останки почитались как мощи до самой Реформации, когда аббатство было уничтожено Генрихом VIII. В 1788 году рабочие, которые вели в том месте строительство, обнаружили три каменных гроба. Один из них вполне мог содержать земные останки короля Альфреда. Тогда найденные останки смешали, положили в деревянные мощевики и поместили над алтарем в винчестерском кафедральном соборе. Некоторые отрицают это и говорят, что останки Альфреда были обнаружены в 1863 году, а затем перезахоронены в церкви святого Варфоломея в Винчестере. Совсем недавно, после раскопок 1999 года, пришли к выводу, что останки короля потеряны «навсегда». Но думается, что земные останки святого Альфреда Великого должны быть где-нибудь в Винчестере, и центром его почитания должен стать именно этот город.
Встает вопрос и о написании иконы-портрета Альфреда (без нимба) и службы ему. Вот почему некоторые христиане желают учредить небольшое общество под названием «Призыв из Этелни». Оно будет названо в честь места, откуда Альфред, одинокий, начал спасение христианской Англии, дав и новую надежду всему западному христианству. Это общество могло бы распространять почитание Альфреда Великого как святого и защитника христианской Англии. Подчеркиваю: мы лишь можем продолжить почитание Альфреда Великого как святого; окончательное решение – за Церковью; мы «канонизировать» не вправе. Тем не менее, некоторые римо-католики и члены Православной Церкви, а также, возможно, другие христиане Альфреда уже почитают как святого.
Что же касается многоуважаемой семьи Альфреда – его жены Эльсвиты и дочери Этельгивы, то они почитались и продолжают местно почитаться как святые. По правде говоря, король Альфред стоит во главе династии из семи святых. Кроме жены и дочери, его внучка святая Эдбурга Винчестерская, а также жена его внука святая Элгива Шафтсберийская почитаются в лике святых. Кроме того, вспомним, что святая Элгива была матерью святого Эдгара Мирного, короля английского († 975), а он, в свою очередь, отцом святого короля-мученика Эдуарда († 978) и святой игуменьи Эдиты Вилтонской († 984). Для них всех, как и для Альфреда, главным была вера. Именно вера была началом всего. И единство было важнее битв, которые в конце концов завершались крещением. Законы Альфреда начинались с десяти заповедей и золотого правила Христа. Половина всех доходов Альфреда посвящалась Богу, как и половина его времени. Он был полон любви к мудрости, а значит – любви ко Христу. А как любитель подлинной мудрости, он был и истинным философом.
Жизнь короля Альфреда может быть рассмотрена так.
Сначала он показал добродетель терпения и тем самым победил свои слабости.
Затем он показал дружелюбие и тем самым победил датчан.
Он показал веру своими благими делами и тем самым преодолел безразличие народа.
Наконец, он показал любовь к мудрости и тем самым победил невежество своего народа. Несомненно, это величие.
Мы верим, что если будем просить его молитв – святого Альфреда, короля Англии, называемого Великим, паломника в «Дом мудрости», то сможем очистить Англию от настоящего наплыва язычества. Он – тот, кто расправился с запустением, невежеством и материализмом своего времени, – может помочь нам сделать то же самое теперь. И неслучайно, что те, кто против Альфреда Великого, против и веры христианской, против и Англии, ибо Альфред создал христианскую Англию. Мы не против Альфреда, веры и Англии, потому что мы христиане и патриоты страны, в которой живем. Следовательно, мы за почитание святого Альфреда Великого – святого и защитника христианской Англии.
Святой и праведный Альфред, моли Бога о нас!