Иногда замирает природа. В небе не видно птиц, не ощущается ни дуновения ветерка, выдающего движение воздуха; вокруг тихо, словно нет никого во всем мире, кроме тебя. Это пора дивного покоя, когда он обволакивает тебя, словно удивительно мягкое, теплое одеяло, не сковывающее движений, легкое, почти незаметное.
А иногда замирает жизнь духовная. Точно душа засыпает, проваливается в ватный, лишающий способности и переживать, и чувствовать сон. И что бы ни делал ты, все словно через вату и воспринимаешь – и молишься «через вату», и каешься, и книги читаешь. Плохое это время. Нельзя долго в таком состоянии оставаться, надо выбираться, выходить из него. Оно похоже на замерзание на холодной равнине: идет выбившийся из сил, голодный, насквозь продрогший путник; останавливается отдохнуть, приваливается к какому-то холмику и… засыпает. Заносит его потихоньку снегом, а он и не чувствует этого, как и всего остального, впрочем. И уже не холодно, не голодно, уже хорошо. Только вот замедли в этом сне и больше не проснешься. И надо вставать и идти дальше, если, конечно, хочешь жить.
Вот то же и с замиранием жизни духовной. Смиришься с ним, решишь, что, «значит, так и надо», «и так можно жить», «все так живут», – и всё. Так и будешь «жить», не понимая уже, в чем разница между жизнью и существованием. А ведь есть она – и немалая. Нет, надо выкарабкиваться.
Только как? Вроде и делаешь все, что должен. Сказано ведь: и молишься, и читаешь, и в храм ходишь, и каешься. Ясно, если бы не делал ничего, а тут-то что? И правда – кажется, непонятно, в чем дело, что за беда. А раз непонятно, в чем причина беды, то и справиться с ней – как?
Бывает замирание от усталости. Но оно недолговременно и быстро проходит, стоит только передохнуть.
Бывает как естественное чередование состояний – большей и меньшей ревности, большей и меньшей горячности; такое чередование не только душе, но и телу нашему знакомо хорошо: не можем все время в одной мере пребывать. И в таком замирании тоже нет ничего страшного, оно столь же недолговременно, скоропреходяще.
Но бывает оно и следствием каких-то грехов наших или одного всего лишь, однако тяжкого греха – разленения, нерадения о жизни духовной и обо всем, к ней отношение имеющем. И тогда оно не просто замирание, а самое настоящее омертвение. Тогда оно опасно, о нем и речь. Опасно же еще и тем, что редкий христианин на своем опыте его не познает – не частная это болезнь, не редкая, не особенная какая-то, а общераспространенная. Поэтому и так важно понять, как лечиться.
Первое тут – определить причину. Если грехи душу до такого состояния довели, значит, давно уже живет человек, не внимая себе, на каких-то «старых запасах», вот и иссякли они, и он сначала нагрешил, а потом и до бесчувствия дошел. И прежде, чем что-то еще делать, надо, конечно, упраздниться от греха, перестать совершать то, что привело душу в такое состояние. Потому что, продолжая в тех же грехах пребывать, вряд ли можно надеяться на его изменение.
А дальше… Дальше примерно то же, что и в случае, если причина замирания в разленении.
Человек удивительно хорошо умеет приспосабливаться – и к хорошему, и к плохому. Это универсальное качество порой является условием выживания как такового, неким замечательным механизмом самосохранения. Порой же, наоборот, – губит. Чувствует христианин, что не молится, а «выполняет правило», что не читает святых отцов, а «знакомится с материалом», не участвует в богослужении, не включается в него, а только телом в храме пребывает, умом же весь мир успевает в краткие мгновения обежать. И надо, чтобы честным с Богом и самим собой оставаться, либо понудить себя к вниманию, к участию сердца во всех этих спасительных по существу своему деланиях, либо вообще от них отказаться. Отказываться плохо… Понуждать себя трудно. И избирается все же этот средний вариант: делать все, что надо, но так, «на автомате». Хотя, может, и отказаться было бы лучше: увидел бы, как плохо душе, и назад бегом бы побежал. А тут – вроде все ничего, все на месте, никто не упрекнет, кроме совести. Ну а у нее голос зачастую совсем не громкий, и не разберешь, «чего она там», особенно если не вслушиваться.
И если надолго во всем этом замедлить, то не только свыкнуться и приспособиться риск есть, а вообще – увериться, что только так и можно, так и нужно, и вообще у всех так. А потом… Потом занесет снегом – и поминай, как звали. Звали-то христианином, конечно, но по сути или «по паспорту» – вопрос не однозначный.
Как же с этим замиранием-умиранием справиться? Как проснуться? Надо испугаться. И чтобы удалось это, помочь себе. Собрать нужно все, что способно растревожить, расшевелить душу.
Память о смерти. Не о том только, что люди умирают в принципе. Нет, надо приблизить ее к себе, да она и так близка. Вспомнить близких, дальних, кто ушел не так давно… Как ушли? Ведь зачастую неожиданно, вдруг. А сколько вокруг тех, кто жил-жил да и заболел. Рак, химиотерапия – и все: сгорел человек. А мне ведь уже не семнадцать, не девятнадцать и не тридцать, может быть, даже… И сердце иногда как-то колет, и давление повышается. Скоро… Скорей, чем кажется. Какие это будут часы, минуты – перед концом, когда будешь лежать и думать, как иначе можно было бы прожить жизнь, если бы?.. Если бы ты и правда жил, а не существовал только. А может, и не будет ни часов, ни минут, все произойдет быстро, без возможности хоть как-то приготовиться?
А как пред Господом предстать? Предстать и просто ждать Его решения о тебе, которого уже не изменить, не переиначить, не отсрочить. И только плакать – опять же о том, как иначе все могло быть.
Даже если не встрепенется сразу от таких мыслей душа, если не оживет тотчас, то что-то все же шевельнется в ней, отзовется – хоть в самой последней ее глубине. И с этим отозвавшимся уже можно работать. Потому что чуть оживет молитва, с чуть большим интересом читать будет человек, в храм с большей легкостью пойдет. И главное – будет отчего родиться молитве маленькой, несовершенной, но своей – о том, чтобы помог Господь от усыпления пробудиться, оживил душу, наполнил Своей жизнью – хотя бы и через потрясения какие-то, страдания, боль, как Сам один Он знает. Мучая себя этой молитвой, тревожа ею свое сердце, не давая себе забыться, успокоиться, увидит человек, что жизнь возвращается, что действует в ней Господь. Только бы была эта готовность – мучить себя и тревожить. Потому что чаще всего именно ее недостает, ее отсутствие мешает. Здесь, наверное, и проходит линия выбора: на что ты готов и на что не готов ради своего спасения. Так-то все и определяется.
молюсь, занимаю себя работой, прогоняю мысли, и тут же понимаю - не живу, а существую - жду.
Леночка.Украина и Оксаночка- Спаси Вас Господь и помилуй!!!! За Ваши добрые и согревающие своим теплом сердцА!
"Плачу горькими слезами, но не выплакан с ними грех"...так и у меня никак "не выплачется" это охладение.... И не могу подумать разумно о смерти.... Как стена....видимо сильно меня занесло снегом гордыни и лености... Какие помыслы хладности, неверия, гордыни и "оставленности" лезут в голову, и самое страшное, что они "ударяют" и снова "охлаждают" вот-вот начавшее шевелиться сердце ..... Ужас!!!...
Но Ваши слова вселили надежду и тронули душу... Дай Господи, чтобы прошло это время и Господь оживил наши сердца!....
Спасибо большое. тронут.
От души желаю, чтобы Господь помог Вам наконец распутаться. Мы должны делать все возможное с нашей стороны для спасения своей души,в том числе и бороться со страстями. Но при этом,параллельно,просить помощи у Бога,не надеяться только на себя и свои силы,т.е. не быть самонадеянным. Господь,видя наше усердие,подаст и Свою благодатную помощь. Попробуйте вспомнить все свои грехи от семилетнего возраста и пройти генеральную исповедь перед священником,как свидетелем Вашего покаяния. Попросите его помолиться за Вас. Исповедуйтесь искренне,причащайтесь со страхом Божьим и верою. "Под лежачий камень вода не течет". Нужно потрудиться,поднять этот камень греха с Божией помощью,выбросить его,и тогда потечет благодатный ручей и напоит жаждущую душу. И такая "чистка русла от камней и камушек" обычно у христианина продолжается всю жизнь. Искренне желаю Вам крепости сил духовных и телесных,и Божией помощи. Как говорят: "На Бога надейся,но сам не плошай".
Спасибо Вам большое за ответ! Может, я что не так понял, но получается, я должен все свои силы души направлять на то, чтобы верить Богу и просить Его о помощи? А над страстями трудиться не обязательно? Я правда запутался. Заранее благодарен
Но однажды все вдруг резко изменилось. Молитва ушла из сердца. Я стал читать ее умом, потом больше устами. Сердце замолчало. Понуждение себя к молитве вот уже много времени не возвращает меня к тому благостному состоянию, которое я испытал в начале. Как будто кто-то отобрал у меня молитву.
Вот уже много времени я понуждаю себя к молитве в надежде, что Господь растопит окаменевшее сердце. Нужно терпеть и надеяться.
"Объясните мне, пожалуйста! Неужели в таком положении не Спаситель поможет, а самому надо себя спасать? Или я напрасно поверил? простите, если что не так".
Простите,не знаю,как к Вам обратиться. Хочу сказать,что без Христа Вы пропадете. Только Он один может Вас спасти,но,конечно,не без Вашего участия. Вы не напрасно поверили Ему,Он действительно Ваш СПАСИТЕЛЬ и "НЕТ ДРУГОГО ИМЕНИ ПОД НЕБОМ,ДАННОГО ЧЕЛОВЕКАМ,КОТОРЫМ НАДЛЕЖАЛО БЫ НАМ СПАСТИСЬ".(Деян.4,12). Помните,как шел по воде апостол Петр,пока не сомневался в силе Христовой? А как усомнился,сразу начал тонуть. Почему же он не спасал себя сам,погружаясь в морскую пучину,а взывал ко Христу? Потому что без Бога спастись невозможно. Если сомневаетесь в Божией силе,просите,чтобы Господь укрепил Вашу веру в Него и развеял эти сомнения. Христос стучит в двери Вашего сердца,но открыть эти двери Вы должны сами. Господь пришел в этот мир без нашего участия,но спасти нас без нашего желания и участия Он не может, потому что ценит свободу человека. "ОТ ДНЕЙ ЖЕ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ ДОНЫНЕ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ СИЛОЮ БЕРЕТСЯ,И УПОТРЕБЛЯЮЩИЕ УСИЛИЕ ВОСХИЩАЮТ ЕГО".(Мф.11,12) Спаси Вас Бог!
Spasi Vas Gospodi batьschka Nektarii. O4en` nuznoje nastavlenie dlja spasenija duschi.
Blagodarь Boga, 4to pro4itala Vaschu stat`u.
Hranit Vas Gospod` i dobrogo sdravija.
Ваши слова утешили!
Только Вы пишете: "у каждого свой крест,на который не просятся". А я читала у о. Иоанна (Крестьянкина) о том, что есть такое понятие "добровольный крест", которое он не одобрял...
Вот, похоже, я "допросилась"....
Но с мыслью о том, что "если душа способна плакать - она не мертва,она просто тоскует по Небу", полностью согласна!
Храни Господь!
Вот и не знаю, что делать. Надеюсь, не заснет у меня душа, как говорит о.Нектарий.
Но, к сожалению, Страх Божий прошел, причем с момента начала поста, и теперь и не молиться, и не читаются душеспасительные книги и Евангелие, и страсти одолевают душу. Нынче не знаю что делать, надеюсь, как сказал о.Нектарий, душа не заснет навсегда.
Дорогой батюшка, благодарю Господа за каждую Вашу статью. Отрадно то, что рана не просто вскрыта, но и пластырь наложен. Кланяюсь Вам и всей братии, трудящейся на портале Православие.Ру
Так, что либо почти плачешь целый день (или еле сдерживаешься) - для женщин; мужчины, наверное, покрепче - не плачут, но и их, естественно, может так же "накрыть". Только что не плачут внешне, а так-то, наверное, даже труднее, чем женщинам...
Вот в этом состоянии именно и есть - "через вату"...
Оно проходит, конечно, но медленно и трудно... И молитва так же трудно восстанавливается...