Господь Вседержитель. Фрагмент. Дисис храма св. равноап. кн. Владимира в Лиховом пер. Л.Г. Гачева. 2008 г. |
Если ты не впустишь Христа в свою жизнь, то кого тогда впустишь?! У тебя пустота, ты пытаешься ее заполнить чем-то, но у тебя остается все тот же горький вкус. Отчаянно ищешь перемен, чего-то нового, но, что бы ты ни изменил, опять остаешься все с тем же. И снова те же переживания и попытка сбежать от них, найти какую-нибудь замену, но остается прежняя горечь – тот же горький, сухой вкус во рту.
Но мы же созданы не для такой жизни! Бог создал нас для большего. Ты заслуживаешь жизни прекрасной, заслуживаешь освящения. Протяни руки и почувствуй, как в твой дом входит Христос. И вот ты уже ощущаешь в своем сердце бесконечную радость. Ты заслуживаешь того, чтобы почувствовать счастье, которое изливается изнутри – наружу, а не наоборот. Понимаешь ли ты это? Изнутри – наружу. И испытываешь радость, о которой не знаешь, откуда она пришла. Это – Христос. Христос вошел в тебя. Иисус! Я не устаю произносить это имя. А ты?
Однажды мой знакомый спросил меня:
– Почему при мысли, что вечером съем пиццу и выпью кока-колу, я радуюсь, но не чувствую того же, когда думаю о Христе? Иисусе мой, Христос мой! Почему я не радуюсь от мысли, что буду молиться? Почему еда и даже мысль о ней, спортивная команда или какое-то мирское событие доставляют мне радость? Утром я с нетерпением жду вечера, когда смогу пойти в кафе и вкусно поесть. Но не радуюсь при мысли, что у меня есть мой Бог, что у меня есть Спаситель, что меня ожидает рай, Царствие Божие, святая литургия, на которую пойду скоро, – почему все это не наполняет меня радостью?
– Потому что Христос не вошел в нашу жизнь! Поэтому!
Старец Иосиф Исихаст со Святой Горы Афон рассказывал: когда он, читая книгу, доходил до слов «Иисус», «мой Иисус», «мой Христос», то не мог продолжать чтение. А мы читаем без проблем! Читаем слово «Иисус» – словно встретили его в кулинарном рецепте. Услышь эти слова: «мой Иисус, мой Христос, мой Создатель, мой Творец, моя Любовь, мой Свет, мой Пастырь»! Все это есть Христос! Чувствуешь ли ты это? Почувствуй – чтобы наполнить жизнь Христом, насытиться Им, найти через Него полноту души, не просить любви у людей, утомляя их и утомляясь ими. Все мы устаем и утомляем других. Потому что если не уповаешь на Господа, Который есть Источник любви, то всегда будешь просить любви у того, другого, у той, другой. И что тебе даст человек, если у него нет того, о чем просишь? Ждешь любви от своего мужа. Но найдешь ли ты ее у него, даст ли он ее тебе? Есть ли она у него? Ведь некоторые даже своих родителей не очень любят. И только прикоснувшись к Господу, обретешь покой и найдешь Источник любви. И тогда скажешь себе:
– Если меня любят, я рада этому и благодарна за это! А если не любят, то меня это не слишком беспокоит. Потому что я люблю. У меня есть источник радости, силы и любви. Я прикоснулась к Тому, Кто есть Начало всего, и счастлива.
В противном случае ты будешь все время просить.
И все беседы, все исповеди – это тоже поиск любви. Вы чувствуете, что человек хочет чего-то от вас – ждет тепла и любви. Все мы ищем любви и потому замечаем, кто на нас ласково посмотрел, кто сказал нам доброе слово – благое, сладостное, нежное, любящее, которое согревает нас. Но что скрывать, все это внешнее – потому что все должно прийти от Господа. Никто не может наполнить твою душу, никто сам по себе не может сделать тебя счастливым. Только с Богом можем стать полноценными людьми, можем иметь сами и давать другим. И даже если нас никто не полюбит, это уже не будет для нас проблемой.
Помнишь ли, что ты мне однажды рассказал?
– Как-то раз под вечер я сидел и ждал телефонного звонка – хоть от кого-нибудь. Но никто не звонил. Никто. Никто мной не интересовался – живой ли я, мертвый. Неужели никто меня не любит? Но вдруг зазвонил телефон, я бросился к нему, обрадованный, и подумал: «Вот и вспомнили про меня!» А знаешь, что это было? Звонили в аптеку, ошиблись номером… Позвонили мне по ошибке. Кто-то подумал обо мне по ошибке.
А что я тебе ответил тогда?
– Есть Кто-то, Кто любит тебя не по ошибке, Кто по-настоящему тебя любит, всегда, днем и ночью, 24 часа в сутки, смотрит на тебя и ждет, чтобы ты обратил на Него внимание. Но ты этого не понял и потому страдаешь. Просишь любви тут и там. А ведь есть настоящая любовь, и она вокруг нас – это любовь Христа. Она такая смиренная, такая терпеливая, она надеется, что наступит время, когда ты найдешь для Него немного времени! Когда уделишь Ему хотя бы малую толику своего внимания, чтобы Он сказал тебе, что любит тебя. Когда ты на минуту выключишь телевизор и откроешь глаза души, чтобы увидеть Его? Когда начнешь читать Писание, чтобы освятиться? Когда возьмешь четки и начнешь молиться, чтобы получить Божию благодать? Господь ждет этого и говорит тебе:
– Ты ждешь телефонного звонка, но Я возлюбил тебя раньше изобретения телефона, возлюбил тебя раньше создания мира! Я нашел способ сказать это твоему сердцу. Но твое сердце никогда не работает должным образом, никогда твое сердце не думает обо Мне. Ты постоянно занят одним–другим–третьим, и у тебя нет времени услышать Меня, когда я с тобой говорю. Не останавливаешься даже на минуту, чтобы услышать, как Я говорю тебе: «Чадо мое, однажды – две тысячи лет тому назад – в полдень на Голгофе Я пролил за тебя Свою кровь. Кто другой умер бы ради тебя? Кто бы позволил себя распять на Кресте за тебя? Кто бы пострадал за тебя? Кто бы из любви к тебе Божественной кровью обагрил землю?»
Понимаешь ли ты это? И не говори мне, что это теории и мифы, потому что если бы это было так, то эта любовь не укрепляла бы так много людей, не делала бы вот того монаха со Святой Горы Афон, затворившегося в келье, таким счастливым. Если то, о чем мы говорим, было бы мифом, то это не укрепляло бы жизнь вот того человека в искушениях, невзгодах, во время постов, в нищете, жажде, лишениях.
Помнишь ли ты, что сказал мне, когда мы с тобой были на Афоне?
– Я не хочу выходить из кельи, пусть хоть бомбят снаружи. Это такая радость, когда я в келье, и выходить не хочется!
А что такого было в этой келье?
Она закрыта для мирских радостей. Это маленькая келья, размером три на три метра, – но в ней есть Христос, Святая Троица, в ней Божия благодать, Святой Дух. Внутри – простор неба и бесконечная, прекраснейшая равнина, благоухающая розами. И монах не хочет выходить из своей кельи. Кто там его удерживает? Христос – Тот, Кого ты называешь басней. Если возлюбишь Христа, то никогда, никогда не почувствуешь себя одиноким. Мне, может быть, и не удастся достичь этого, но ты можешь этим жить. Пусть мы, которые об этом говорим, «ненастоящие», но это не имеет значения. Ты можешь быть мудрым, можешь уловить смысл, сделаешь шаг, который мы еще не сделали. Но и мы этого хотим. Хотим и пытаемся. А ты тот, у которого есть желание, жажда, искренность, благорасположение в душе – так сделай этот шаг. Дерзай. Не смотри на меня, не смотри на других – мы только говорим, а ничего не делаем. И тебе что мешает? Действуй, подвизайся, живи, чтобы быть радостным, счастливым, чтобы испытать счастье, – ты этого заслуживаешь. Все это так прекрасно. Едва подумаешь об этом, как твое сердце наполнится радостью и счастьем, почувствует себя умиротворенным. Все это тебе даст Христос.
Тот, кто этим живет, что скажет? Я живу в Господе? Да. Но обычно тот, кто любит, не говорит, а молится. Молится о себе, обо мне, беседующем с тобой, обо всем мире, произнося такие слова: «Господь мой, прав тот человек, что мне сказал: я живу этим. Помилуй его и всех людей, которые этим живут».
Когда говоришь о Господе, ты не устаешь. Господь освежает, а от меня ты устаешь, потому что я просто человек. И ты человек, а мы, люди, устаем друг от друга. Подумал о Христе, «подумал я о Господе и обрадовался», обрадовалась моя душа, наполнила мою жизнь смыслом. То есть когда думаешь о Господе – не устаешь, хочешь говорить о Нем, радуешься, когда думаешь о Нем. Твоя жизнь изменится. Об этом опьянении, безумии сказал старец Порфирий одной монахине:
– Помолюсь Христу, чтобы Он сделал тебя не безрассудной, а богобезрассудной, то есть безумной для Бога.
Ангел Великого Совета Иисус Христос. Фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония). 1295 г. |
Когда Иисус войдет в твое сердце, тогда не захочется курить. Я не могу сказать: «Брось курить!» Я говорю курящему, чтобы он молился в то время, когда закуривает. А он:
– Да разве можно так!
– Так что же? Не можешь впустить Христа в свою жизнь?
– Как? И тогда, когда курю?
– Речь не о том, что ты делаешь. Я говорю о Христе, а не о курении! Давай не будем «опускать» наш разговор. Я говорю не о твоих поступках. Я говорю: научись молиться тогда, когда что-то делаешь.
– И когда грешу?
– Когда грешишь?! Молись Богу, к какому бы делу ты ни приступал!
– А получится ли у меня?
– Не знаю. Молись и делай что хочешь! Не говорит ли то же самое блаженный Августин? Возлюби Господа и делай что хочешь! Скажи: «Христос, я люблю Тебя, но я не могу бросить». И если будешь постоянно произносить эти слова, то через некоторое время сигареты станут для тебя менее привлекательными, а потом ты будешь к ним равнодушен. Почему? Потому что тебе понравится нечто большее, чем сигареты. Вот, например, я люблю банницу[1], но если кто-то даст мне попробовать пиццы и она мне понравится больше, то банница отойдет на второй план. Когда видишь что-то лучшее, то просто хорошее тебя уже не притягивает.
Позволь мне спросить, почему ты грешишь? Что же ты смутился? Ты ведь знаешь, почему мы грешим, не так ли? Потому что грех доставляет удовольствие! Поэтому и грешим. Разве нет?
Когда я учился в университете, однажды мой однокурсник, очень искренний человек, так прямо мне и сказал:
– Слушай, чаша греха сладка, и я выпью ее до дна!
Я ответил:
– На здоровье!
До дна… Значит, у чаши есть дно. А что ты будешь делать потом, когда достигнешь дна? Твоя душа захочет еще и еще, ты же этим не насытишься. И знаешь что? Дно очень горькое. Мы чаще всего грешим потому, что нам что-то нравится. Но когда приходит Христос, дающий сладость, этим лучше всего отсекаются грехи. Никогда не говори другому, пытаясь силой остановить какую-то его страсть: «Отсеки страсть! Отсеки страсть!» На это он скажет тебе:
– Чем заменю ее? Требуешь, чтобы я бросил курить. А что я буду делать, когда со мной случится истерика? Что я тогда буду делать? К чему другому мне обратиться? Что мне даст ту радость, которую доставляла сигарета? Я скажу тебе и еще кое-что. Если ты не куришь, то и не можешь понять курильщика. Вот и не суди меня. Ты не можешь войти в мою душу и увидеть, что я чувствую в этот момент.
Да, я понимаю, что в то время, когда куришь, ты испытываешь некое приятное чувство. И когда ты совершаешь какой-либо другой грех, и когда я грешу, мы что-то такое чувствуем. Но когда пришел Христос, наполнил нашу душу – мы уже не хотим грешить. Тогда нет необходимости, чтобы другой нам говорил: «Не греши». Нет надобности в этом.
Почему ты сплетничаешь? Потому что это приятно! В этот момент ты чувствуешь, как твоя кровь волнуется, оживляется. Ты чувствуешь большое движение в губах, в уме. К тебе приходят разные идеи. Не случайно говорят: «молоть языком». Осуждение приносит тебе удовольствие и наслаждение. Зачем себя обманываешь: неужели кто-то насильно заставляет тебя сплетничать?! Просто тебе это приятно делать.
Вот мужчина позвонил женщине в то время, когда она спала после обеда, и передал ей какие-то сплетни. Ее сон как рукой сняло, глаза широко распахнулись. Завязался бойкий разговор. Они говорили долго.
Зачем осуждаешь? Потому что тебе это нравится. Однако когда познаешь Христа, то поймешь, что осуждение не может сравниться со сладостью Христа. Сладость осуждения не может сравниться со сладостью Христа. Вот ты отстоял долгую и хорошую службу, и от многих молитв у тебя голова закружилась – закружилась в хорошем смысле слова: это головокружение от молитвы и опьянение любовью ко Христу, – а после службы, предположим, ты вместе с другими садишься в машину, и эти другие начинают сплетничать. И если ты прочувствовал молитву, если пылаешь любовью к Господу, если причастился, если молился на службе в течение четырех-пяти часов и не раз повторял: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!», тогда, слыша, как они осуждают, ты понимаешь, как это все далеко от тебя. И вовсе не нужно, чтобы кто-то говорил тебе: «Не осуждай» – ты просто не сможешь кого-нибудь осудить.
Так отсекаются страсти, так меняется мир, так меняется человек. Нельзя изменить мужчину или женщину словами, проповедью, навязывая извне, оказывая давление. Как они изменятся? Вопрос только в том, каким образом Христос войдет в человека и изменит его жизнь, изменит его глаза, руки, ум, сердце, тело, душу. Как Он войдет в него? В этом вся суть. Но поскольку многие не хотят делать то, что трудно, то делают то, что сделать легко. Они говорят: «Перестань курить!», «Исправься!», «Опомнись», «Наведи порядок в своей жизни!» Но все это случится только тогда, когда Господь войдет в нас. Понимаешь ли это?
Вы решили,что статья погружает Читателей в католическую ересь, а я прочла призыв к исповеди и покаянию, неосуждению и любви, это во-первых.
А во-вторых, сайт называется Православие, которому я безраздельно доверяю, не думаю, что составители и оформители сайта допустили бы сюда прелестную католической ересью статью.
А в-третьих,сан Архимандрита Православной Церкви заслуживает большего доверия.
Хорошо.что вы знакомы, Сергей, с сайтом А.И.Осипова и изучаете много, но знания надмевают, прости Господи
Господи Иисусе Христе помилуй мя грешную!
(Маша, 12 лет)
Мир Вам, доброго здравия и благочестия!
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
кому я нужен, что я - я - ничто без Господа. Но Господь всегда рядом, он ждет нашего обращения, меня всегда удивляет и умиляет эта Радость общения с ним, Он никогда не предаст, потому что любит Всех. Какой человек может простить, после многократного предательства, но Господь может и всегда милует и прощает.
Вы любите: маму,папу,жену,дочку. Но будьте чесны с собой, со временем отымется это от Вас и будет в сердце печаль и пустата-скука-убийца, надеяцца на "Что" будете к чему прибежите?
Более ищите Царствия не Тленного, а уж потом позаботимся о тленном телесе, "у нас все волосы сочтены" , и Бог прежде спасае чем кормит.
Начало-Браво Архимандрит Андрей, очень тонко и очень чётко описывает правильное состояние "ощущение внутренней духовной нищеты нашей перед Богом" перед актом принятия воли Христа и отверзениям своей гордой воли-ПРИЧАСТИЕМ.
Почему мысль о еде радует, а о Боге нет- мысль о чреве радует Чрево, мысль о Боге утешает дух. Сладко слушать о Боге-Книжке но сьеш книгу-Бога и во чреве твоём она становится горька, чрево пропитанное грехом ПРОТИВИТСЯ.
(похвала, людская слава-прах, служине Духу-Вечному Андрей Конанос)
Для для новоначальных православных христиан (неофитов), еще не имеющих своего духовного наставника, данная статья особенно опасна и заразительна своей ересью, что красноречиво подтверждается комментарием Никитиной Елены (2012-12-10)...
Подробнее с распознаванием католической ереси можно ознакомиться на сайте профессора МДА А.И.Осипова http://aosipov.ru/video/20_video_lektsii_a_i_osipova_new.html
В одном из писем святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Сегодня я прочитал то изречение Великого Сисоя, которое мне всегда особенно нравилось, всегда было мне особенно по сердцу. Некоторый инок сказал ему: “Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога”. Преподобный Сисой отвечал ему: “Это не велико; велико будет то, когда ты сочтешь себя хуже всей твари”. Высокое занятие, – продолжает Святитель, – непрестанное памятование Бога! Но эта высота очень опасная, когда лествица к ней не основана на прочном камне смирения».
ДУХА ЦЕЛОМУДРИЯ, СМИРЕННОМУДРИЯ, ТЕРПЕНИЯ И ЛЮБВИ ВСЕМ, ИЩУЩИМ БОГА!
Дякую і автору, і перекладачу за цю статтю
хоть и сам не как должно люблю Его, но люблю...
Я не святой и не священник, простите Христа ради.
.
возможно я заблуждаюсь, но я так понимаю эту статью: она о том, верить или не верить, а не о том, КАК верить. Эта статья не наставление, а скорее вдохновение. В ней о чём-то фундаментальном, о жизни со Христом или без Христа - выбирай, иного не дано. Духовное делание, борьба со страстями - это уже вторая ступень, когда ты услышал Господа и стремишься к Нему. Разве борясь (или терпя поражение) с грехами день за днём не важно останавливаться и каждый день размышлять - а зачем это всё? а имею ли я хоть каплю благодати? а зачем я хожу в храм? - останавливаться для того, чтобы сама борьба с грехами не стала самоцелью, ведь сама эта борьба - средство ко спасению, но не сама суть. Невозможно верить по инерции, по привычке, иначе рано или поздно разочаруешься. Да и, наверное, чем суровее твой аскетизм - тем сладостнее и ощутимее присутсвие Божие, так мне видится, тоже страдающему от пиццы и колы :) Статья не духовна?.. Может быть... Но Бог нас сотворил такими: и с телом, и с душой, и когда Он приходит к нам, тогда освящяет, обновляет и дух, и душу (все чувства), и тело, всю нашу сущность. Наталья, Сергей, я вовсе не поучаю, а пытаюсь пересказать своё видение этой статьи. Доказывать что она хороша (канонична) это бессмысленно, просто вы видимо ищете сейчас других слов и наставлений, а то, что написано в этой статье - для вас уже решено или наоборот ещё не пришло время решить...
Как же понятно то, что Вы пишите. Что хочется любить Господа, а как? Вы наверное очень счастливый человек, раз любите своих близких: маму, папу, жену, дочку маленькую. А Вы постарайтесь понять и полюбить того из Вашего окружения, кто Вам неприятен. Ведь этот человек также создан Господом как и Вы. Попробуйте не раздражаться на этого человека, молиться за него и не осуждать. Попробуйте. Помогай Вам Господь.
Это самые драгоценные слова в статье.Спаси Господи архимандрит Андрей.
Дорогой о Господе Димитрий. Очень близко и понятно мне то, о чем Вы сокрушаетесь, только с одним не могу согласиться, что жизнь со Христом в сердце не для всех. У меня тоже эта проблема, не открывается сердце к Богу, хотя чувствую Его Любовь и промысел в моей жизни, а сердце еще закрыто. Надо трудиться над собой и просить помощи Божией в этом деле, а Иисус Христос всегда рядом и готов войти. В этом у меня нет никаких сомнений. Молитва, терпение и труд.Не сомневайтесь и не отчаивайтесь.
Помогай Вам Христос, Божия Матерь и все святые!
Одни разговоры о любви ко Христу, лишенные всякой практики духовного делания...
"Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь." (1Тим.,VI,13-16)
Я думаю, то что описано в статье далеко не для всех христиан возможно, а только для святых людей. А мне, обыкновенному грешнику, так и ходить во тьме, без Него...
Простите, если что не так.