Мозаичная мастерская
ФОТОРЕПОРТАЖ
Искусство составления мозаичных узоров из скрепленных друг с другом кусочков какого-либо материала (стекла, смальты, камня и т.п.) – очень древнее.
Раннее христианское искусство Византии полюбило мозаику за поражающую воображение игру света, яркость и неизменность цветов. Византийские цари и отцы церкви понимали особую красоту и нарядность икон из мозаики, и заказывали целые мозаичные храмы, желая создать сильные по эмоциональному воздействию образы, несущие радость и красоту видимого и невидимого мира.
И сейчас, войдя в Державный храм Свято-Елизаветинского монастыря города Минска, мы можем увидеть, как золотые кусочки смальты таинственно переливаются и играют на сводах и стенах храма.
Сама же мозаичная мастерская Свято-Елизаветинского монастыря находится под Державным храмом. Техника мозаики очень сложна по исполнению, требует особой точности расчёта на слияние цветовых пятен на расстоянии. В мастерской стоят большие панно из цветных камней с делением на тона и оттенки. Одного красного цвета тут можно насчитать более 20 оттенков.
Как-то раз один заказчик спросил мастера-мозаиста: «А как вы это будете делать???»
– Также как и две тысячи лет назад ... – ответил мастер.
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Мозичная мастерская расположилась в небольшом помещении под Державным храмом. Фото: Юлия Руденко.
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Мозичная мастерская расположилась в небольшом помещении под Державным храмом. Фото: Юлия Руденко.
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Римские мозаики выкладывались из маленьких кубиков (столбиков) смальты или камня. Иногда в ход шли также галька и мелкие камешки. Фото: Юлия Руденко.
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Натуральный камень, керамика, смальта — материалы действительно вечные, которым не страшны почти любые атмосферные воздействия, они сохраняются, не изменяя цвета и тона, в течение многих лет. Фото: Юлия Руденко.
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Более мелкий модуль камней и деликатная кладка - отличительные особенности византийской мозаики. Фото: Юлия Руденко.
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Раннехристианское искусство Византии полюбило мозаику за поражающую воображение игру света, яркость и неизменность цветов. Фото: Юлия Руденко.
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Золотые кусочки смальты издавна таинственно переливались и играли на сводах и стенах храмов, прекрасно передавая нерукотворное божественное сияние. Фото: Юлия Руденко.
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Византийская мозаика, в сравнении с римской, отличается совершенно другими приемами в кладке ликов, одежды, обилием золотого фона. Фото: Юлия Руденко.
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Каждый камень, казалось бы, единого цвета, имеет более 20-ти оттенков. Фото: Юлия Руденко.
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Более мелкий модуль камней и деликатная кладка - отличительные особенности византийской мозаики. Фото: Юлия Руденко.
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Натуральный камень, керамика, смальта — материалы действительно вечные, которым не страшны почти любые атмосферные воздействия, они сохраняются, не изменяя цвета и тона, в течение многих лет. Фото: Юлия Руденко.
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Византийская мозаика, в сравнении с римской, отличается совершенно другими приемами в кладке ликов, одежды, обилием золотого фона. Фото: Юлия Руденко.
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Раннехристианское искусство Византии полюбило мозаику за поражающую воображение игру света, яркость и неизменность цветов. Фото: Юлия Руденко.
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Чтобы выполнить икону из мозаики, необходим писаный эскиз. Фото: Юлия Руденко. Фото: Юлия Руденко.
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Мозаика украшает купол и стены Державного храма Свято-Елизаветинского монастыря. Фото: Юлия Руденко.
vk
fb
tw
ok
@
g+
lj
Мозаика украшает купол и стены Державного храма Свято-Елизаветинского монастыря. Фото: Юлия Руденко.
Текст и фото:
Юлия Руденко.
Меня зовут Наталья Владимировна. В настоящее время я являюсь руководителем и главным технологом мастерской по производству смальты и витражного стекла. А также продаже инструмента и сопутствующих материалов для изготовления мозаик и витражей. Наша продукция вышла на высокий уровень по качеству и возможных вариантов ее представления: плитки любой толщины, модульная смальта от 1х1 см, возможность синтеза огромного количества цветов и т.д. Отличительная особенность отделяющая ее от аналогичной продукции представленной в этом секторе рынка: синтез по стекольной технологии - это дает возможность использовать ее в условиях перепада температур выше и ниже нуля (вследствие отсутствия внутренних пор), толщина смальты может быть любой, начиная с 5 мм, витражное стекло ручной раскатки толщиной более 8 мм для литых витражей с (возможностью фактурирования поверхности (пример, станция метро "Волковская" в Спб), мобильность в переходах между цветами.
Будем искренне признательны Вам, если вы прочитав письмо, ответите нам заинтересованы ли вы в сотрудничестве с нами.
--
Спасибо.
С уважением, Наталья Елюкова, 7 953 340 95 91
Возможно ли как-то попасть в такую мастерскую?
Как и раньше сейчас существуют лишь два способа набора мозаики: прямой и обратный.
В основу же того самого "нового способа" Фролова было положено упрощение письма оригинала, введение определенных границ светотени, ограничение переходов тона в зависимости от высоты, на которой была установлена мозаика (чем выше, тем меньше оттенков каждого тона), - и это никак не связано со способами кладки!!!
Однако "также как и две тысячи лет назад" удивило - ведь в Петербурге мастерской Фроловых введен в употребление метод укладки мозаики, который сделал ее "доступной". Именно благодаря этому мы видим, например, Спас на Крови, покрытый мозаикой и внутри и снаружи... (В мастерской Фролова в блокаду были созданы первые мозаики московского метрополитена - другие времена, другие нравы. К слову, мастерская Фроловых при Академии Художеств до сих пор использует запасы смальты времен Николая II). Но на фоне того, что есть более быстрый и не менее эфективный метод, в чем смысл того, что техника сохраняется "как две тысячи лет назад"?..