Обида – это всегда крушение каких-то надежд. Мы надеялись, что нас поймут, помогут, простят, но этого не произошло. Мы полагали, что другой человек пойдет нам на встречу, но вместо этого он от нас холодно отвернулся или жестоко оттолкнул. Надежда порушена и вместо нее явилась обида.
Как это ни прискорбно, но таящий в себе обиду причиняет страдания себе сам. Казалось бы, он мучается от вполне объективных притеснений со стороны других, на самом же деле, его терзают собственные мысли и чувства. Как однажды точно подметил святитель Игнатий (Брянчанинов), человек больше всего страдает не от случающихся неприятностей, а от их переживания. Развивая эту мысль, добавим, что пережевывая в себе обиды, мы изъедаем сами себя.
К одному старцу пришел ученик и спросил, как ему быть с обидами, которые появляются из-за несправедливого к нему отношения со стороны других людей. Старец предложил ему такой совет: «Каждый раз, как обидишься, клади за пазуху картошку». Ученик принял совет, и понемногу накопилось столько картофеля, что стало его тяготить, а потом эти овощи еще и начали гнить. Тогда ученик снова пришел к старцу: «Я больше не могу носить с собой эту зловонную тяжесть». «Тебе неприятно? – спросил его старец. – Но как же ты позволяешь носить в своей душе обиды на других людей?» Действительно, обида – это то, что гниет внутри нас, мучает душу нестерпимой тяжестью и не дает нам покоя.
Есть еще один интересный феномен. Казалось бы, наши обиды отделяют нас от причинивших нам зло людей. На самом же деле, всякая обида продолжает нас связывать с той несправедливостью или ущербом, которые причинил нам обидчик. Потому что человек, внутренне свободный, уже не таит в своем сердце обид – он свободен и мирен – тогда как тот, кто подчинился обидам, внутренне скован, томим и мучим своими горестными воспоминаниями, впечатлениями и перенесенными несправедливостями. Как же такой человек будет счастлив?
Как ни странно, обиды часто провоцируются нашей мнительностью. Мы сами надумываем себе то, что начинает обижать нас в отношении наших ближних. И даже малую оплошность ближнего мы способны раздуть до невероятных размеров.
Пожалуй, яркой иллюстрацией этого является известная ссора двух знаменитых писателей И.А. Гончарова и И.С. Тургенева. Как-то Гончаров подробно озвучил в присутствии Тургенева проект намечаемого романа «Обрыв». В один из дней, когда писатели собрались в доме Тургенева, тот пригласил их назавтра к себе на обед для прослушивания его нового романа «Дворянское гнездо». На следующий день Гончаров не явился к обеду, но пришел позже. Когда же его спросили о причине непоявления, он ответил, что его не приглашали, на что Тургенев в недоумении возразил, что приглашал. Как только начали читать роман, Гончаров стал замечать, что многие идеи и характеры героев «Дворянского гнезда» на странность похожи с озвученными им когда-то перед Тургеневым идеями и характерами из романа «Обрыв». Так вот почему его не пригласили, – полагал Гончаров, – Тургенев присвоил себе его концепцию романа.
Русские писатели. Нижний ряд, слева направо: Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Дружинин, Александр Островский. Верхний ряд, слева направо: Лев Толстой, Дмитрий Григорович |
Обида часто выражается в злопамятности, то есть в злой памяти, в том, что мы долго помним обиды, и храним злое чувство по отношению к нашим обидчикам. По словам преподобного Иоанна Лествичника, злопамятность есть «ржавчина души, червь ума». Ржавчина изъедает, а червь гложет – как же при этом быть сердцу спокойным?
Поэтому лучшим правилом здесь может быть – не подпускать к своему сердцу обид вообще, перешагнуть через личную обиду и идти по жизни дальше, в чем-то став умнее, в чем-то осторожнее, а в чем-то снисходительнее к ближним.
Во-первых, мы ожидаем, что другой человек должен нам непременно помочь, пойти навстречу, словно он обязан послужить именно нам и у него нет других забот, не позволяющих полноценно уделить нам внимание.
Во-вторых, мы как бы не допускаем, что другой человек может не сдержаться, вспылить, выйти из себя, подвести нас в определенных ситуациях, то есть мы не оставляем ему право на ошибку.
Третья причина наших обид заключается в том, что мы ждем всегда от других одинакового к нам отношения. Если наш ближний поступил не так, как мы заранее полагали, то мы говорим, что он не оправдал наших надежд, что поступок его оказался для нас неожиданным. Во взаимоотношениях с ближними важно помнить, что человек – существо переменчивое. И потому вроде бы хороший человек в какие-то моменты способен срываться, терять доброту и любовь (также как и плохой человек способен покаяться и исправиться).
Не трудно заметить, что все указанные причины упираются в наш эгоизм и нежелание проникнуться положением ближнего. Эгоизм всегда требует, чтобы другие служили нашему «я», чтобы от них «я» всегда получало одну только пользу. Если же заранее понимать, что наши нужды не являются центром жизни других людей, и что нам самим стоило бы созидать себя через участие в жизни ближних, а не безмерно поглощать их помощь, тогда никакого крушения неоправданных надежд не будет. Сменить вектор жизни с эгоцентризма на жертвенность – и не будет обид.
И еще. По большому счету, проблем с ближними не имеет тот, кто не обижается.
Если подытожить сказанное, то чувство обиды – это в каком-то смысле очень точный критерий, ключевой показатель того, насколько мы реализуем в своей жизни Евангелие. Если наши мысли возмущенно кипят от обид на кого-либо, если во время бесед с друзьями и близкими мы все время на кого-нибудь жалуемся, то значит, сердце наше слишком изнежено, мы ищем, чтобы другие всегда угождали нам, но при этом даже не подозреваем, что сами мы далеки от Христа, Который за всю Свою скорбную жизнь ни разу не высказал на кого-либо ни одной обиды.
Я могу простить обиду каждый вечер, но мне больно каждый день. И страшно. Я не представляю себе жизни без ребенка.
Больше не буду притворяться, буду тем, кто я есть на самом деле, то есть - законченным гипертраффированным эгоистом. Буду делать только то, что хочется мне. И не буду обижаться, не будет повада...
Скорее всего мы растанемся, но уже ни что мне не помешает её любить.
Обида – это беда, направленная на себя. Обиделся – обидел сам себя.
На обиженных воду возят, т.е. им не везёт по жизни.
У них низкие негативные мысли и это притягивает к ним беду.
Обида – это признак негативного мышления, негативного отношения к себе и к миру.
Человек может обижаться на что угодно - на родителей, на своё детство, на супруга, начальство, на жизнь, на судьбу.
Обида - это претензии к Богу, к Жизни. ЭТО низкие вибрации, притягивающие всякие беды – нищету, болезни, несчастья. А Богу надо не претензии предъявлять, а ЛЮБИТЬ себя, людей, Жизнь, природу.
Уметь прощать, оставить вредную привычку обижаться на несовершенных людей - это огромная духовная работа.
Этому надо учить с детства.
Ещё говорят, надо всегда прощать до захода солнца.
Пока не простил, спать не ложись...
Батюшка, я весь день сегодня под впечатлением этих слов: "Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и не питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим 14:15-17). Всё вроде о моих грехах в Ваших статьях об обиде и об обличении сказано так, как мне много раз говорили, но столько же раз у меня так болела голова от этих разговоров, что с годами мне стало понятно, что в них что-то не то. Говорить надо так, чтобы поняли, об этом и говорит Апостол.
гордыня сама по себе нелепа и смешна, а уж обида, как ее порождение, еще нелепее. ведь наверное если я обижаюсь, то обижаюсь на самом деле не за себя, а за образ который я ношу в своих мыслях о самом себе и который так люблю и никак не могу с ним расстаться. Расстаться с этим образом наверное поможет постоянное воспоминание о своих грехах, покаяние и молитва.
Браво автор!
Тема не раскрыта, незачёт.
Но при этом почему-то совершенно не говорит о ПСИХОЛОГИИ ОБИДЧИКА : о его муках совести, бессоннице, рыданиях в подушку...Может быть их просто НЕТ? И может быть именно к ним обращены слова автора :"Перешагнуть через личную обиду и идти по жизни дальше..."?
Знаю по себе - сделал доброе дело - жди неприятностей. Поступаешь по совести - крутят у виска, все ли в порядке с тобой, а после этого учат - сделай так и не будет никаких проблем, ведь все так делают.
Думаю нет таких людей, которые бы не обижались. Обижаются все, но только как долго, это зависит от каждого. Быстро простить обидчика - это тоже труд, над которым надо работать. Не простишь ты, Бог и тебя не простит.
Олег Тищенков. Кот
Спаси Вас Господи!
Ну да, все наши проблемы - в нас самих; и порой они так глубоко и крепко "запрятались", что только после физической болезни человек способен их "вытянуть" и действительно до конца простить обиду. С перепугу за себя.
И до болезни умом понимал, что, если не простишь - то и молитву Отче наш... читать не имеешь права, и Господь не простит - и вроде уговоришь себя: ну всё, простил... И хорошо, если болячка эта созреет и прорвётся в виде болезни, а если - нет?
Хотя очень хочется быть дурой и не прощать...