Чего мы ищем у Бога?

Вход Господень в Иерусалим. Икона из монастыря Ватопед, Афон
Вход Господень в Иерусалим. Икона из монастыря Ватопед, Афон
Встреча человека с Богом – всегда таинство, удивительное и непостижимое. Это главная встреча в жизни, и оттого, состоялась ли она, точнее – заметил ли ее человек, зависит все: и сама эта земная жизнь и в еще большей степени – жизнь будущая.

Всё Евангелие наполнено картинами, примерами таких встреч. И радостных, спасительных, как для плачущей у ног Христа блудницы или пришедшей к колодцу самарянки. И бедственных, гибельных, как для тех книжников и фарисеев, сердца которых разрывались от злобы и зависти, когда они слышали обличающий их голос Спасителя.

Но точно так же открыты подобные примеры нашему взору и сегодня. Особенно – взору внимательного, любящего свою паству священника. Ему постоянно приходится это видеть: как обретает Бога человек, как зарождается в нем новая, христианская жизнь, такая светлая, такая необычная. Но случается видеть и другое: как эта жизнь постепенно угасает и как отходит человек – не только и не столько в действительности от Церкви, сколько от Того, Кто его туда привел, Кто есть самое Главное в ней. От чего это зависит – движение к и движение от, приближение и удаление? Можно вновь сказать, что это таинство, что причины этого движения заключены в сердце человека, глубоко сокровенны в нем. И это правда. Но… Не зная тайн чужого сердца, разве не должны мы знать тайны сердца собственного? Разве могут быть они сокрыты и от нас?

Из опыта своего – и священнического, и «просто человеческого» – скажу… Мне кажется, что всем нам – верующим, церковным людям – очень важно вглядеться в себя и понять: как, с чем, почему пришли и приходим к Богу лично мы, чего ищем, чего просим у Него? И мы слышали о Его дивных чудесах, совершающихся в Его Церкви, и наши глаза видели, хотя бы отчасти, хотя бы в самой малой мере, эти чудеса – порой и в нашей собственной жизни. Наши измученные души вблизи Него отогреваются, обретают отраду, успокоение; у Него находим мы убежище от жестокости мира, от его грязи, подлости, от его растления. У Него находим помощь в наших многочисленных нуждах, утешение в скорбях.

Но вот наступает в жизни каждого из нас такой момент (а правильнее сказать, такие моменты повторяются многократно или порой просто безостановочно сменяют друг друга), когда становится очевидно: как Господь восходил в Иерусалим, идя навстречу Своим страданиям, так и нам надо пойти за Ним и вместе с Ним пострадать, доказать свою верность Ему. Пострадать в борьбе со своими страстями, привязанностями, любовью к земному благополучию. Пострадать от восстающих на нас людей. Мы вдруг видим, что, хотя по младенчеству нашему Господь и покоит и утешает нас, путь к покою истинному лежит через многие скорби, величие Царства достигается через смирение и уничижение себя, слава – через то, чтобы считать себя последним. Видим: для того чтобы вкусить вечное блаженство, необходимо прежде испить горчайшую чашу бедствий земного жития.

И часто оказывается, что наши души и умы пригвождены к земле и мы не возбуждаемся любовью к благам грядущим. А потому отступаем от Христа, слово Которого начинает казаться жестоким, и принимаемся лихорадочно искать другого уже утешения – того, что обретается в каких-то мелких, суетных, часто греховных удовольствиях этого мира. Так происходит движение от. Нет, это еще не совершенное отпадение, не отречение, подобное отречению Иуды. Но далеко ли до того – кто скажет? Ведь и он отпал не в заурядных обстоятельствах, а когда услышал: «… будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие». А что, если мы услышим подобное сему?

Я знаю, что ответить на этот вопрос «теоретически» нельзя, но значит ли это, что не надо его себе задавать? Что все же оказывается здесь определяющим, главным, что может хотя бы косвенно предуказать наш ответ?

Я думаю, как раз это – чего мы ищем у Бога и почему приходим к Нему.

Если ищем благополучия земного, то легко можем отпасть, лишившись его.

Если ищем благ духовных, то и это делает нашу верность Христу иллюзорной: слишком часто каждому из нас приходится испытывать оскудение в себе духовных переживаний и чувств, ощущать свое бесплодие и никчемность, холодность и опустошенность, и этого не избежать никак.

Но если ищем Самого Бога и приходим к Нему просто потому, что хотим быть с Ним, если Он для нас дороже, чем все, что мы могли бы от Него получить, – есть надежда на то, что окажемся в испытании верными, не отпадем, не отойдем, не обратимся вспять.

Этого отношения к Богу надо искать, о даровании его надо просить. Оно и есть – единственная незыблемая основа жизни с Богом и спасения.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 2 Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 2
Архим. Андрей (Конанос)
Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 2 Когда Христос станет для тебя всем. Часть 2
Архимандрит Андрей (Конанос)
Старец Иосиф Исихаст со Святой Горы Афон рассказывал: когда он, читая книгу, доходил до слов «Иисус», «мой Христос», то не мог продолжать чтение. А мы читаем без проблем! Читаем слово «Иисус» – словно встретили его в кулинарном рецепте.
Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 1 Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 1
Архим. Андрей (Конанос)
Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 1 Когда Христос станет для тебя всем. Часть 1
Архимандрит Андрей (Конанос)
Самое страшное, что ты тяготишься тем, что ты христианин и поступаешь, как христианин. Не живешь христианской жизнью, не наслаждаешься ею. Так и не делай этого: живи по-другому! Постарайся быть честным с самим собой: или наслаждайся Христом и живи Им – или… что еще тебе сказать?
Предательство и Тот, Кто не предает Предательство и Тот, Кто не предает
Игум. Нектарий (Морозов)
Предательство и Тот, Кто не предает Предательство и Тот, Кто не предает
Игумен Нектарий (Морозов)
Ты предан и оставлен, тебе больно и страшно? Прибегни, прильни как можно ближе к Тому, Кто Сам был предан и оставлен всеми. Он утешит, успокоит… И ты увидишь, что несмотря ни на что, на все с тобой бывшее, не один, и не брошен, и не забыт, и не предан.
«Я чувствую в душе голод и жажду Бога» «Я чувствую в душе голод и жажду Бога»
Беседа с мусульманином, принявшим христианство
«Я чувствую в душе голод и жажду Бога» «Я чувствую в душе голод и жажду Бога»
Беседа с мусульманином, принявшим христианство
Ралука Тэнэсяну
Я родился мусульманином. И хотя я не знал Господа Христа, но, когда слышал слово Божие, у меня мурашки бежали по коже. Я искал Его очень сильно. Еще маленьким мне хотелось понять, где истина, — и я искал истину, но не знал, где найти ее. В неведении своем я молился: «Боже, помоги мне найти истину!» Лет в 20, переживая одну тяжелую скорбь, я нашел Спасителя Христа – или, правильнее сказать, Он нашел меня.
Комментарии
Наталья24 января 2013, 15:26

Если можно прошу помолиться и обо мне грешной р.Б.Наталье. Одолевают сомнения. Знаю, что правильный мотив ухода - более полное исполнение заповеди. Уход от трудностей - не правильно. Иждивенчество. Но ведь уходят и в возрасте. Ответственность до 18 лет за детей. Сама себя успокаиваю, там пробыла полгода, нужно дома для баланса продержаться полгода. Здоровье...а ведь со временем будет только хуже...простите, физически было трудно в монастыре, но выдержала, а вот сидение в сети...хотя кто не дает найти снова работу в миру. Пенсия - первый месяц.
Простите, не могу никому написать...а тут такая статья.
Спаси, Господи.
Миа16 января 2013, 12:25
Мой 9-тилетний сын недавно сказал: Мама,все люди мчаться на машинах по скоростному шоссе,обгоняют друг друга, у кого машина покруче, у кого простая... А надо выйти из своей тачки на обочину, и пойти обратно, пешком,по узкой тропинке, в гору, жарко,пить хочется, друзья останавливают и говорят "не в ту сторону идешь!".. А там, на вершине,стоит Господь,смотрит на мебя,улыбается и ждет...
И я вдруг поняла,что значит выражение "устами младенца глаголет Истина".
Н.Н.15 января 2013, 15:29
Геннадий - хорошо написали!
Это, если я правильно поняла, приход или желание прийти к вере от ума, и такой подход характерен для мужчин?
Женщин-то, очень часто, какие-то невзгоды (самые разнообразные) приводят в храм: сначала мысль привела, потом ноги работают, а потом и сердце включается... А через какое-то время не понимаешь, как ты раньше могла жить... Быть с Богом - это счастье, и за него приходиться бороться... с собой же.
Геннадий, прошу Вас, ну сделайте подарок пожилой женщине (да и не мне одной!) - уберите Вы этот хвост... У Вас такое замечательное имя!
р.б.Сергий15 января 2013, 13:53
"Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере."(Гал.,VI,6-10)
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
P.S. ГЕННАДИЮ-ЛИБЕРАЛУ:"Примерно на этом уровне наверное уже можно дерзнуть сказать: "Мне ничего не надо - я хочу быть с Богом". " - Думаю, что на "этом уровне" особенно необходимо стаскивать за ноги неофита на "землю грешную"! Мира тебе и благочестия, да хранит тебя Господь от всякого зла!
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Елена15 января 2013, 09:38
Отец Нектарий, спаси Вас Бог! очень благодарна Вам за все Ваши проповеди! Со святыми днями! Всех благ!
Наташа14 января 2013, 22:15
Спасибо, очень созвучно.
Сергий Л.14 января 2013, 21:11
Спасибо, о. Нектарий, за то, что такой короткой статьей так четко расставили приоритеты в жизни христианской - что называется "не в бровь, а в глаз". Радуйте нас по-чаще, пожалуйста, своими пастырскими замечаниями: они очень важны и благотворны.
Елена.Украина14 января 2013, 20:58
"ХВАЛИТЕСЬ ИМЕНЕМ ЕГО СВЯТЫМ;
ДА ВЕСЕЛИТСЯ СЕРДЦЕ ИЩУЩИХ ГОСПОДА.
ИЩИТЕ ГОСПОДА И СИЛЫ ЕГО,
ИЩИТЕ ЛИЦА ЕГО ВСЕГДА."
(Пс.104.3,4)
Илья14 января 2013, 18:55
Слава Богу за ваши статьи, и вам спасибо большое.
Геннадий-либерал14 января 2013, 16:34
Думаю, что сказать: "Я хочу быть с Богом" - это примерно то же, что сказать: "Я хочу дышать", т.е. высказывание абсолютное правдивое и естественное, но оно ничего никому не объясняет. Скорее всего так происходит и с обращением к вере в Бога, человек просто начинает верить и все тут: объяснить толком он не способен - почему и для чего верит. Многие укажут на желание "жить вечно с Богом", но что это значит жить вечно с Богом? Зачем и для чего?
Мое же личное мнение, что большинство обращающихся к вере мужчин внезапно осознают неразрешимый абсурд жизни: ненужность разума при конечности существования личности. Или за смертью есть тайна, или жизнь особое состояние материи, да трагичное для человека, но вполне незаметное и типичное в общем течении изменений форм энергий. Если здесь, в глубине сознания делаешь выбор: "смерти нет", то Бог усыновляет тебя и ведет к спасению, и тогда ты постепенно становишься, очень таинственно, верующим в Бога не вообще, а почему-то лично в конкретного Бога (например, мусульманин в Аллаха), если же делаешь выбор: "смерть есть", и тогда бог становиться аллегорией, мифом, сказкой, культурной традицией и т.д. Затем с верой приходит ощущение бесценности вечного сознания личности: жизнь и любое бытие в любом проявлении предельная ценность. Примерно на этом уровне наверное уже можно дерзнуть сказать: "Мне ничего не надо - я хочу быть с Богом".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×