I
История Церкви открывает нам печальную истину: большинство нестроений и разделений в Церкви происходит от самозваного учительства.
Недавно пришедший к вере, независимо от возраста, образования, культуры, является учеником начальной школы духовной жизни. Ему предстоит трудами войти в многовековой благодатный опыт Церкви и постепенно исправлять себя. Авва Исаия Отшельник предостерегает учить других тому, чему сам только учишься. «Стремление учить других, по признанию себя способным к этому, служит причиною падения для души. Руководствующиеся самомнением и желающие возводить ближнего в состояние бесстрастия приводят свою душу в состояние бедственное. Знай и ведай, что, наставляя ближнего твоего сделать то или другое, ты действуешь как бы орудием, которым разрушаешь дом твой в то самое время, как покушаешься устроить дом ближнего» (Отечник // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полн. собр. соч. М., 2004. Т. 6. С. 122–123).
Склонность к самозваному учительству порождается гордостью и ведет к опасной духовной болезни, которая постепенно прогрессирует. Сначала такой «учитель» пытается исправить близких ему людей. Потом стремится изменить жизнь своего прихода. Постепенно он приходит к критической оценке жизни Церкви. У него появляется намерение «возродить» ее.
Отец Георгий Кочетков родился в октябре 1950 года. «Я, как и многие, родился неверующим человеком, прошел через атеистическую школу и пришел к вере совершенно самостоятельно где-то в конце средней школы, в шестидесятые годы». В 1968 году он окончил среднюю школу, а через два года уже «систематически стал заниматься миссией и катехизацией взрослых с 1970 года» (из биографии, помещенной на личном его сайте). То есть с 20 лет, будучи в Церкви новоначальным, не имея никакого духовного образования, стал подвизаться как миссионер и катехизатор. Уже в своей самой первой публикации в начале 1979 года «Вхождение в Церковь и исповедание Церкви в церкви» (Вестник РХД. № 128; под псевд. Николай Герасимов) он сформулировал те идеи, которые в дальнейшем определили принципы жизни руководимой отцом Георгием общины. Развитием этих идей явилась статья, написанная отцом Георгием в 1988 году для сборника «На пути к свободе совести», который готовился к печати в издательстве «Прогресс». Сборник вышел, но статья в него не вошла, а была опубликована позже в журнале «Община и соборность» (1991. № 1). В ней диакон Георгий формулирует одну из главных своих идей – противопоставление общинно-семейной жизни и церковной иерархии: «Современное устройство Православной Церкви в основе своей остается, как и много веков назад, церковно-приходским и жестко иерархическим (т.е. базирующимся на призвании хранить апостольскую преемственность “трехчинной иерархии” с тенденцией в сторону “четырехчинной” под влиянием всякого рода западного и восточного папизма)». Какой выход видит отец Георгий из неприемлемого для него состояния, в котором Церковь находится уже много веков? Переход к общинной жизни. Причем такие семьи-общины, по его мнению, не должны быть обязательно связанными с приходами, а должны оставаться достаточно свободными, чтобы сохранять самостоятельность. «Церковь как приходская и епархиальная иерархическая структура, на мой взгляд, должна узнать новые пути в своей жизни, в том числе и типа описанных нами, и по рассуждении довериться им, если не желает стать большой конфессиональной сектой и, превратившись в национально-музейное гетто, оттолкнуть в потенции свой же народ» (Приход, община, братство, церковь (Об опыте жизни миссионерско-общинных приходов). Доклад на II «Преображенском соборе» в Москве 19 августа 1991 г. // Православная община. 1991. № 9).
Постепенно священник Георгий Кочетков от программы по «исправлению» Церкви приходит к признанию своего ведущего личного участия в этом деле. В интервью, данном в 1999 году, отвечая на вопрос: «Каким было ваше представление о священническом служении?», он сказал: «Священническое служение я воспринимал, прежде всего, как некоторую жертву собой ради того, чтобы собирать со Христом Церковь. Я особенно ощущал, что Церковь не собрана. Православные люди были тогда как овцы, не имеющие пастыря (впрочем, сейчас иногда кажется, что среди новых пастырей слишком много тех, кто больше похож на волков в овечьей шкуре)» (Сретенский листок. Спецвыпуск. 1999. Октябрь).
Это было сказано, когда он находился под запрещением. В том же году в другом интервью, говоря об общине, которой он руководит, отец Георгий на вопрос о том, в каком состоянии находится община, сказал: «Община ведет себя в этом смысле удивительно стойко, в духе буквально апостольском, в духе пророческом, в духе мучеников, преподобных, в духе великих исповедников и других святых».
Вот уже два десятилетия община (точнее сказать, семейство общин) отца Георгия Кочеткова, формально сохраняя связь с Православной Церковью, представляет собой самостоятельную конфессиональную структуру. Понять и объяснить продолжительность этого болезненного явления в жизни Церкви трудно.
II
«Не следует, – советует священномученик Ириней Лионский, – у других искать истину, которую легко получить в Церкви. В нее, как в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили всё, что принадлежит истине. Каждый желающий может пить из нее воду жизни, она есть дверь жизни» (Против ересей. Кн. 3. Гл. 4). Особым достоянием церковной сокровищницы является вероучение, имеющее богооткровенный источник. Кто систематически изучал догматическое учение нашей Церкви, не мог не изумляться стройности и внутренней согласованности его частей. Все необходимые для нашего спасения догматы с предельной ясностью и лаконичностью заключены в Символе веры, который был выработан на I (325) и II (381) Вселенских соборах. Он входит в чин Божественной Литургии. Трижды произносится при совершении огласительной части таинства крещения. Отец Георгий для готовящихся к крещению составил свой «символ веры»: «Верую во Единого Святого Живого Бога – нашего Небесного (Духовного) Отца и Творца всего мира материального, душевного и духовного; и в Превечное Живое Творческое Премудрое и Единородное Слово (Логос) Его, Духом и Силой Божьей (см.: Деян. 10: 38) явившееся в мир и воплотившееся в Сыне Человеческом – Родившемся от целомудренной Жены (см.: Гал. 4: 4), Девы Марии (Мариам), и Распятом по зависти и неприятию, но Воскресшем (Восставшем) по Любви Божьей и Единству со Отцом – Иисусе (Иешуа) из Назарета, Который был Божьим Пророком, сильным в деле и слове (см.: Лк. 24: 19), и Божьим Сыном – Помазанником (Машиах'ом, Мессией-Христом), предвиденным древними пророками, и Который стал Судией всех живых и мертвых (см.: Деян. 10: 42) и нашим Единым Господом-Освободителем от рабства миру сему, лежащему во зле (см.: 1 Ин. 5: 19), и немощным и бедным вещественным началам этого мира (см.: Гал. 4: 3, 9), и Спасителем нашим, милосердно прощающим все грехи всем верующим, кающимся и крестящимся во имя Его (см.: Деян. 10: 43; Мк. 16: 16); и в Животворящего и Пророчественного Святого Духа – Единого Утешителя (Параклита), Которого Господь вместо Себя посылает от Отца нашего в мир как удостоверение Полноты нашей вечной Жизни в Царстве Божьем Небесном, как Дар Своей единой, святой, кафолической (соборной) и апостольской Церкви, то есть миру Божьему, и особенно всем искренне любящим Его и истинно верующим в Него, а через Него, благодатью Божьей, верующим в Личного Бога и в способного к сообразованию с Богом и богоуподоблению всякого человека» («В начале было Слово». Катехизис для просвещаемых. М., 1999. С. 10–11).
Вызывает недоумение, для чего нужно было Символ веры, которым более 1500 лет пользуется Православная Церковь, заменять неудобочитаемым текстом, в котором нет даже ясного учения о Пресвятой Троице, поскольку не указано Божество Святого Духа. Совершенно неясно, считает ли его автор Отца, Сына и Святого Духа единосущными, равночестными и сопрестольными Лицами (Ипостасями) единого Бога. Если обратиться к другим текстам отца Георгия, то недоумение возрастает. Так, он пишет: «Догмат Святой Троицы возвещает Тайну и является таинством веры в Божественное Единство вне рамок абсолютного однообразия, Единства, побеждающего “ненавистную рознь мира сего” силой Своего нетварного божественного Света» (Таинственное введение в православную катехетику. Диссертация на степень maitre en theologie Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже. М., 1998. С. 107).
В 9-м члене Символа веры сформулирован догмат о Церкви: «Верую… во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».
Церковь едина, потому что она – Тело Христова, а Христос-Спаситель един.
Священник Георгий Кочетков выдвинул идею о существовании двух церквей:«истинной» и «канонической». Он пишет: «Еще почти с апостольских времен заметно разошлись границы Церкви с большой и церкви с малой буквы, так что если вне истинной Церкви нет истинной веры, а вне канонической, “правильной” церкви она появляется, то это – прямое свидетельство такого расхождения границ и наступления опасности утраты в канонической церкви полноты даже потенциальной церковности» (Вера вне Церкви и проблема воцерковления // Афанасьевские чтения. Международная богословская конференция «Наследие профессора-протопресвитера Николая Афанасьева и проблемы современной церковной жизни (К 100-летию со дня рождения)». М., 1994).
Существует четкое определение Церкви как Богоустановленного сообщества людей, соединенных православной верой, Божественными заповедями, святыми Таинствами и священноначалием. Это – Церковь «каноническая». Отец Георгий не дает никакого определения церкви, которую он называет «истинной», «мистической». Не указаны никакие критерии. Он лишь утверждает, что в нее входят не только не принявшие крещение, но и не верующие в Иисуса Христа: «С течением исторического времени несовпадение границ церкви истинной и канонической прогрессировало, заходя все далее и далее, вплоть до появления феноменов и ноуменов открытого атеизма, неверия в рамках церкви канонической (вспомним, к примеру, последних отпетых генсеков, которых отпевали только на том основании, что они были крещеными) и признаваемой многими христианами настоящей личной святости вне их, но в границах Церкви мистической (от Франциска Ассизского до Д. Бонхёффера и А. Швейцера, может быть, даже Махатмы Ганди)».
Названный в этом списке лютеранский пастор Дитрих Бонхёффер (1906–1945), явивший мужество в борьбе с нацизмом, был одним из создателей концепции «безрелигиозного христианства», сформулированной в 1943–1944 годы в письмах из тюрьмы к Эбергарду Бетге. В них он писал о конце исторического христианства: «Давно миновало время, когда людям все можно было рассказать словами (будь то теологические рассуждения или благочестивые речи); прошло также время интереса к внутреннему миру человека и совести, а значит, и к религии вообще. Мы приближаемся к абсолютно безрелигиозному периоду: люди просто уже не могут оставаться религиозными. Даже те, кто честно называют себя “религиозными”, на деле вовсе не таковы: видимо, под “религиозностью” они понимают нечто иное» (Дитрих Бонхёффер. Сопротивление и покорность).
К членам «истинной» Церкви отец Георгий Кочетков готов причислить даже М. Ганди (1869–1948), который говорил («Ethical Religion»):
«Я – крайний реформатор, но я не
отвергаю ни одного из основных верований
индуизма»;
«Я верю в культ охранения коровы в смысле гораздо
более широком, чем тот, в котором его понимает
народ»;
«Я не отвергаю культа идолов»;
«Я не верю в исключительную божественность Вед. Я полагаю, что Библия, Коран и Зенд-Авеста так же боговдохновенны, как и Веды»;
«Все религии – различные пути, сходящиеся у одной цели» (HindSwaraj).
Христианство в понимании отца Георгия настолько размыто, что он и мусульман причислил к христианам: «Когда я прочитал Коран, тогда я внутри, для себя, не для кого-то, а для себя, сказал: а мусульмане – они же христиане… Если они называют Иисуса Мессией, всем известна эта сура, а Мессия – это Христос, то почему они не христиане? Я тогда еще не знал знаменитую цитату из святителя Филарета Московского: “Никакую церковь, верующую, что Иисус есть Христос, не дерзну назвать ложной”. Для меня мусульмане – христиане: это как бы протестанты VII века» (Материалы международной научно-богословской конференции. Москва, 29 сентября – 1 октября 2004 г. М.: Свято-Филаретовский ин-т, 2005. С. 114–115).
Возникает сразу несколько недоумений:
1. Ислам отрицает христианское учение о Пресвятой Троице, отрицает искупительную смерть Спасителя на Кресте, не признает Воскресение Христово. Неясно, как отец Георгий решился считать христианами тех, кто отрицает эти краеугольные истины. «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15: 17).
2. Отец Георгий, по-видимому, не знает, что в Коране нет учения о Мессии. Иисус, сын Марии, в исламе только пророк (наби) и посланник Аллаха (расуль). Почему тогда в Коране употребляется слово «аль-Масих» (75-й аят, сура 5)? Согласно исламскому богослову Абу Исхак Ибрахим аль-Фирузбади (ум. в 1083 г.), слово «аль-Масих» применительно к Иисусу в Коране перенято у христиан и не несет в себе того сакрального смысла, которое придают христиане. Это мнение подтверждается обращением к Корану. Привожу 75-й аят (сура 5) в четырех переводах:
Э. Кулиева: «Мессия, сын Марьям (Марии), был всего лишь посланником. До него тоже были посланники, а его мать была правдивейшей женщиной. Оба они принимали пищу. Посмотри, как Мы разъясняем им знамения. А затем посмотри, до чего они отвращены от истины».
М.-Н. Османова: «Мессия, сын Марйам, – всего лишь посланник. Много посланников задолго до него [приходили и] уходили. Мать же его – праведница, и оба они принимали пищу. Смотри же, как Мы разъясняем им знамения. И вновь узри, до чего они далеки [от их понимания]!»
И.Ю. Крачковского: «Мессия, сын Марйам, – только посланник, прошли уже до него посланники, а мать его – праведница. Оба они ели пищу. Посмотри, как разъясняем Мы им знамения; потом посмотри, до чего они отвращены!»
И.В. Прохоровой: «Мессия, сын Марйам, не боле чем посланник – Ему предшествовали многие другие, и праведницей мать его была. Они питались пищей (что для смертных) – смотри, как ясно разъясняем Мы Свои знамения для них, и посмотри, как все же далеки (от Истины) они!»
Как видим, в 75-м аяте содержится не утверждение мессианства Иисуса, а, напротив, отрицание.
3. Ссылка на высказывание святителя Филарета («Разговоры между испытующим и уверенным о православии Греко-Российской Церкви» (СПб., 1815. С. 27–29) абсолютно несостоятельна, так как святитель говорит только об инославных деноминациях, которые признают Иисуса как Божественного Мессию. К иноверным оно совершенно не применимо.
III
Как соотносится понимание отцом Георгием «канонической» церкви с новозаветной и святоотеческой экклезиологией?
Фото: sfi.ru |
В утверждении об отсутствии в нашей Церкви огня Пятидесятницы содержится самое тяжелое обвинение, которое может быть сделано в отношении Православной Церкви, – отрицание ее благодатности. С сошествием Святаго Духа на апостолов (огненные языки – видимый образ) родилась Церковь. С того дня благодатью Духа Святаго живет Церковь, совершаются в ней все таинства. «Пока Бог сохраняет бытие Своей Церкви, до тех пор Дух Святой пребывает в ней» (святитель Филарет Московский). Об этом же говорит священномученик Иларион (Троицкий): «В Церкви живет Дух Божий. Это не сухое и пустое догматическое положение, сохраняемое только по уважению к старине. Нет, это именно истина, опытно познаваемая каждым, кто проникся церковным сознанием и церковной жизнью… Слишком часто говорят теперь о недостатке жизни в Церкви, об “оживлении” Церкви. Все эти речи мы затрудняемся понимать и весьма склонны признать их совершенно бессмысленными. Жизнь в Церкви иссякнуть никогда не может, ибо до окончания века в ней пребывает Дух Святой (Ин. 14: 16). И жизнь в Церкви есть. Только бесцерковные люди не замечают этой жизни. Жизнь Духа Божия непонятна человеку душевному, она кажется ему даже юродством, ибо доступна она человеку только духовному» (Христианства нет без Церкви // Творения: В 3-х т. М., 2004. Т. 2. С. 232–233).
Отрицание отцом Георгием Кочетковым благодатности нашей Церкви означает его полную внутреннюю отделенность от нее. Внешне он и его община не покидают церковную ограду, потому что такое положение помогает привлекать в общину последователей. Причина очевидна. История показывает, что к раскольническим течениям очень быстро пропадает в обществе интерес.
Не признавая за «канонической» Церковью благодати, отец Георгий регулярно дает ей резкие, порой грубые, оценки. Приведу некоторые из них, чтобы видна была мера духовного отчуждения отца Георгия от Церкви:
– «Церковь сама не воцерковлена! Церковь не
воцерковляет как никогда
прежде!» (Кифа. 2004. № 4, июль–август).
– «Общество из некоторого единства, построенного пусть, может быть, не из самого прочного материала, превратилось в груду песка. Но то же самое мы видим и в Церкви. Это тоже некая груда песка» (Там же).
– «А отсюда и всесторонний кризис в церковной жизни: и в приходах, и в миссии, и в образовании, и в работе с детьми, и в аскетике, и в этике, и в молитве, и часто в таинствах. За что мы ни возьмемся, мы везде встречаемся с какими-то очень серьезными извращениями и проблемами» (Там же).
– «церковь с малой буквы, где часто действительно есть место насилию, усреднению, ограничению свободы и зажиму творчества и многообразия форм и формул жизни, где есть давление мертвых и неистинных членов, где есть страдание от лжебратий… от созданных в церкви с их главным участием лжетрадиций» (Вера вне Церкви и проблема воцерковления).
– «Православие стало необыкновенно
законнической религиозной
системой… люди чувствуют, что в современном
православии не хватает свободы, “благодати и
истины”».
– Церкви «стала ближе идеология духовного упадка – “охранительного православия” и вытекающего отсюда изоляционизма, национализма, огосударствления, бурсацкой схоластики, магического клерикализма… Это выражалось в жестких требованиях канонизации бывшего императора Николая II и отхода от межхристианского диалога и общения» («Да, я могу все это подтвердить и подписать» // НГ-Религия. № 12 (58) от 28 июня 2000 г.).
В докладе «О проблемах современной эсхатологии» (2005) отец Георгий о новом, «постконстантиновском», периоде Церкви: «Еще была попытка подвести какой-то итог всему константиновскому периоду церковной истории, в том числе и в области богословия, что блестяще сделали о. Сергий Булгаков и Н.А. Бердяев, а на Западе – II Ватиканский собор и все те, кто его готовил: католические богословы и церковные деятели и папа Иоанн XXIII» (Кифа. 2005. № 6 (33). С. 10).
IV
Отец Георгий прямо отрицает важнейший догмат Церкви о богодухновенности Священного Писания. В интервью, данном им летом 2012 года, он сказал: «Ведь какие-то понятия и вещи, которые раньше, может быть, служили людям прекрасную службу, неизбежно потом устаревают, становятся бессмысленными. Но тогда теряется и дух! Откройте Библию, Ветхий и Новый Завет, посмотрите, как много с тех пор умерло. Это же видно невооруженным глазом. Что-то осталось очень живым, а что-то нет. Прошли те времена, когда считалось, что Библию писали люди с закрытыми глазами, а их рукой водил сам Дух Святой. Это бабушкины сказки. А коль все это писали люди, значит, они привносили и что-то свое, человеческое» (Harvard Business Review Russia. 2012. № 8 (80), август).
Фото: psmb.ru |
Мифологизированными (легендарными, сказочными) отец Георгий считает многие евангельские рассказы о чудесах: «Повествовательный материал, в том числе и чудеса и явления, – это по сути мифологизированные, легендарные Бого-Явления, а значит, они включают и рассказы о Рождестве, Крещении, Искушении, Преображении, Хождении по водам, о Входе в Иерусалим, Страстях, Воскресении и Вознесении Христа. Все они говорят не просто о Человечестве Иисуса, но и о божественной силе и славе Христа, и поэтому все они всегда мифологизированы» («Идите, научите…». С. 275).
Не ограничиваясь отрицанием истинности многих евангельских повествований, отец Георгий дает такую общую оценку святому Четвероевангелию: «Все четыре наши Евангелия ассимилировали в себе и иудейские религиозно-мистические традиции, и эллинистическую моральную и эмоциональную культуру с элементами греческой философии и диалектики греческого мифа» (Там же. С. 279).
Учение о Богодухновенности святой Библии было выражено уже в ветхозаветных книгах. В них ясно высказана мысль о действии Духа Божьего в пророках. Священный писатель приводит слова царя Давида: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар. 23: 2). Пророки начинают свои книги свидетельством о том, что Бог вложил слова в них: «И было ко мне слово Господне» (Иер. 1: 4); «Слово Господне, которое было к Осии» (Ос. 1: 1); «Слово Господне, которое было к Иоилю» (Иоил. 1: 1).
Само понятие «боговдохновенный» (греч. теопнеустос) встречается в апостольских посланиях: «Все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3: 16). О том, что все Писание исходит от Бога, свидетельствует апостол Петр: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1: 21).
Этот догмат раскрыт в творениях святых отцов, которые опирались на благодатный опыт духовной жизни. Преподобный Иоанн Кассиан говорит о необходимости очистить сердце, прежде чем пытаться постигнуть его смысл: «Желающий понимать Священное Писание должен заниматься не столько чтением толкователей, сколько очищением сердца от плотских пороков. Если сии пороки будут истреблены, то, по снятии покрывала страстей, душевные очи будут созерцать тайны Священного Писания. Ибо оно не с тем открыто от Святого Духа, чтобы мы его не знали; темно же оно от того, что душевные наши очи закрываются покровом пороков; а если им возвращено будет естественное их здравие, то и одного чтения Священного Писания достаточно будет для уразумения истинного смысла его, и не будет нужды в пособии толковников, подобно тому, как телесные глаза не нуждаются ни в какой науке для видения, если только они чисты и нет темноты. Оттого-то и у самих толкователей произошло столько разностей и погрешностей, что, приступая к толкованию Священного Писания, не заботятся об очищении духа: по причине нечистоты сердечной они не только не видят света истины, но еще придумывают много противного вере» (Послание к Кастору, епископу Аптскому. Кн. V. Гл. 34).
V
О. Георгий Кочетков. Фото: ogkochetkov.ru |
Исключительно высокое почитание Божией Матери не является лишь особенностью и проявлением православного благочестия. Оно основано на догматическом учении Церкви о Спасителе мира. Без точного и правильного понимания значения Пресвятой Девы в домостроительстве нашего спасения не может быть православного вероучения.
Божия Матерь является Приснодевой (греч. Aeiparthenos). Догмат о девственном, бессеменном Рождении Господа нашего Иисуса Христа основан на святом Евангелии. Пресвятая Дева говорит ангелу-благовестнику: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1: 34). Архангел Гавриил сказал: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1: 35).
Догмат о девственном воплощении Сына Божия святые отцы Вселенского собора ввели в Символ веры: «...и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». Отец Георгий вместо абсолютно ясного и точно сформулированного учения предлагает такое рассуждение: «Сказанное не значит, конечно, что в христианстве когда-либо отвергалось девственное зачатие. Христианство просто старалось много не говорить об этом, оставляя этот момент в тайне, что для нас очень важно. Зачатие Христа всегда представлялось, безусловно, совершенно целомудренным. Но целомудрие может пониматься по-разному. Оно может пониматься скорее внешне – в физическом, телесном смысле, но может пониматься и более глубоко и духовно, то есть несколько иным образом. Как отмечали наиболее глубокие христианские аскеты, можно потерять целомудрие, живя не в браке, а можно жить в браке, иметь детей и быть вполне целомудренным. К тому же и до грехопадения, еще в раю, Богом была дана заповедь человеку: “плодитесь и размножайтесь”. Так что не в плотских отношениях как таковых грех, хотя нередко среди людей грех выражается и в этих отношениях, а в чем-то другом».
Может родиться недоумение: зачем понадобилось приведенное выше рассуждение при ясном свидетельстве Евангелия, что девство Матери Божией было и духовным, и телесным? Ответ дает сам автор: «Целомудренность Зачатия и Рождения Христа безусловна, но как это было с точки зрения физической – остается тайной, никто на земле этого не знал, не знает и не будет знать» («Идите, научите…» М., 1999. С. 249). Из приведенной цитаты видно, что автор не разделяет православный догмат о девственном воплощении Иисуса Христа. Вслед за посеянным сомнением в православном вероучении отец Георгий пишет: «Итак, поскольку Матфей в 1: 18–25 соединяет изначальное христианское предание о рождении Иисуса от Иосифа с близкой духу эллинистической эпохи верой в физическую девственность этого рождения, постольку далее он приводит соответствующую цитату из писания пророка Исаии: “се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил”. Хотя надо и здесь иметь в виду, что у Исаии стоит не совсем то же слово.
“Парфенос” – это “дева” по-гречески (по Септуагинте), а в еврейском тексте стоит “альма” – “молодая незамужняя женщина, молодица, девица”, т.е. понятие более широкое. Неслучайно и современные специалисты по тексту Нового Завета утверждают, что за каноническим рассказом Матфея, возможно, стоял еще более древний рассказ, содержание которого, разумеется, для нас весьма гадательно. Однако есть также очень древние сирийские варианты текста Мф, которые позволяют предполагать рассказ с подчеркнутой ролью отцовства Иосифа».
Позиция автора ясна. Он говорит об отцовстве Иосифа. Мысль кощунственная. Казалось бы, комментарии излишни, однако позволю себе сделать несколько замечаний.
1. Для верующего православного человека святое Евангелие является непререкаемым авторитетом. Евангелист Матфей, повествуя о девственном рождении Иисуса, говорит об исполнении пророчества Исаии.
2. Отец Георгий обходит истину с помощью рассуждения, в котором ссылается на некое «изначальное христианское предание о рождении Иисуса от Иосифа». Такого не могло быть, потому что Священное Предание, которое берет начало от апостолов, не расходится со Священным Писанием.
3. Что отец Георгий имеет в виду, когда пишет о «близкой духу эллинистической эпохи вере в физическую девственность этого рождения»? Речь идет о языческих мифах о безмужнем зачатии, распространенных в позднеантичную эпоху от Греции до Индии. Параллель эта кощунственная. Ее проводил во II веке Цельс.
4. В отличие от евангелиста Матфея, который говорит об исполнении ветхозаветного пророчества («хине ха-альма хара веёледет Бен»), отец Георгий не считает, что у пророка Исаии речь идет о девстве Матери Еммануила. По поводу Ис. 7: 14 автор использует рационалистические возражения библеистов XIX века, которые строят свою аргументацию на том, что еврейское слово «альма» имеет два значения: «девственница» и «молодая женщина». Они утверждают, что это место великого пророка евангелист «приспосабливает» к христианскому пониманию рождения Мессии. Однако уже еврейские переводчики (толковники, посланные первосвященником Елеазаром) за 2,5 века до этого новозаветного события в греческом тексте поставили Парфенос. Во-вторых, пророк Исаия говорит, что Господь сотворит знамение. Рождение замужней женщиной – дело естественное. В этом нет никакого предзнаменования ни для современников, ни для потомков. А девственное зачатие и рождение сына – дело сверхъестественное и является особым знаком.
Слово «альма» употреблено в еврейской Библии в значении «девица» в других книгах: в Быт. 24: 43 говорится о Рахиль до ее замужества; в Исх. 2: 8 almah относится к отроковице Мариам – сестре Моисея.
Кроме Ис.7: 14, есть еще одно пророчество о девственном зачатии Спасителя – у пророка Иезекииля: «И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут» (Иез. 44: 1–2).
«Сын Божий, прежде веков рожденный от Отца и напоследок дней воплотившийся от Девы, родившийся Ему только ведомым образом, бессеменно и неизреченно, сохранивший девство не растленным… Кто отрицает, что Мария родила Бога, тот не увидит славы Божества Его» (Преподобный Ефрем Сирин).
VI
Иеромонах Иов (Гумеров). Фото: А.Поспелов / Православие.Ru |
Учение о бессмертии души является одним из самых основополагающих в Священном Писании. Отвергающий его перестает быть христианином. В святом Евангелии Господь говорит: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12: 25). Также у святого апостола Павла: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5: 1).
Учение о бессмертии души – важнейшая часть
святоотеческого наследия:
– «Мы для того и имеем бессмертную душу, чтобы
вполне приготовиться к той жизни» (Иоанн
Златоуст, святитель. О самарянке и на слова:
«Итак приходит Он в город Самарийский, называемый
Сихарь» (Ин. 4: 5).
– «Весь мир не стоит одной души, потому что мир преходит, а душа нетленна, и пребывает во веки» (Иоанн Лествичник, преподобный. Слово особенное к пастырю, каков должен быть наставник словесных овец. 13: 18).
– «Признаем мы, что душа божественна и бессмертна, однако же не единосущна с Пребожественным и Царственным естеством и не часть сего Божественного, Творческого и присносущного естества» (Исидор Пелусиот, преподобный. Письма. Кн. 3. Пресвитеру Дигиптию).
VII
В публикациях отца Георгия Кочеткова часто можно встретить утверждение, что он и его община гонимы, потому что они в духовной жизни стремятся преодолеть «формализм», «фундаментализм», «равнодушие», «законничество» в Церкви. Ради этого они отстаивают свободу, право на индивидуальность и творчество.
Это неправда. Полнота и высокая напряженность духовной жизни в Церкви не ведет к столкновению с богослужебным уставом, канонами, традицией и с другими церковными общинами. Достаточно вспомнить опыт приходских общин, которыми руководили протоиерей Валентин Амфитеатров, святые Алексий и Сергий Мечёвы, преподобный Севастиан Карагандинский и другие. Евгений Поселянин, часто посещавший кремлевский храм святых Константина и Елены, рассказывает: «Отец Валентин доказал, что ревностный священник может привлечь молящихся и в покинутые, бесприходные храмы. Даже по будням в его храме бывало тесновато. Народ стекался к нему не только чтобы помолиться, но и чтоб открыть ему душу, излить накопившееся горе, спросить совета» (Поселянин Е. Памяти ревностного пастыря // Церковные ведомости. 1908. № 44, 1 ноября. С. 2171–2173). На протяжении восемнадцати лет самоотверженный пастырь ежедневно служил Божественную литургию, после которой «с чрезвычайной “истовостью” совершал молебствия и панихиды, тех и других, по желанию пришедших, по нескольку», а затем беседовал с обремененными скорбями людьми. Уже первая встреча с ним приносила заметное облегчение страждущему душой и подавленному скорбями человеку. А затем, приняв в свое духовное стадо, батюшка вел его ко спасению, как бы долог и труден ни был путь. В своем пастырском служении отец Валентин опирался на традиции православного старчества. Стараясь воспитать в прихожанах, прежде всего, внутреннее благочестие, он побуждал их обращать особое внимание на сокровенную жизнь души. Среди многих москвичей был даже обычай: хотя бы раз в году поговеть в общине отца Валентина. Были изумительные духовные плоды. Все это совершалось без деления общины на «полных» и «неполных», без русификации богослужения, без противостояния «фундаменталистам», без критики Церкви.
Определяющим для мировоззрения отца Георгия является Н.А. Бердяев. У него он воспринял основные религиозно-философские идеи: «Большая радость – знакомство с Н. Бердяевым, которого, как мне кажется, я не только люблю, но и понимаю. Его апологетический дар в церкви уникален, как и его откровение о Боге, человеке, церкви. Он впервые после ап. Павла заговорил на христианском языке, и так, что все люди почувствовали, что им нужен Бердяев и его христианство» (http://www.zavetspisok.ru/kochetkov.htm).
Для отца Георгия он является главным авторитетом. В тезисах к докладу «Гений Бердяева и Церковь» (Бердяевские чтения. Киев, 28 мая 1991 г.) он говорит:
– «Бердяев понимал роль церкви, но более желал исполнять свою великую пророческую миссию – поддержать “скинию Давидову падшую”, проявить в жизни и усилить Церковь. Он никогда не уходил из Православия, но часто был невысокого мнения о православной конфессиональной институции»;
– «Он чувствовал необходимость для всех христиан прорываться через свою конфессиональную ограниченность и жизненную неправду. Его интересовало и учение, и жизнь церкви, хотя он понимал, что жизнь превосходит церковное учение и что учение становится завидным ее образцом»;
– «Он строил новое здание необъективированного
и неидеализированного познания Бога, мира, жизни и
человека, не стесняясь использовать при этой постройке как
бы “строительные леса” – мифологемы
(Ungrund, Адам Кадмон, коммунизм и т.д.). Однако ясно, что
по мере завершения строительства здания эти
“леса” ему и нам все менее необходимы (подобно
“софиологии” конгениального отца С.Н.
Булгакова)»;
– «Н.А. Бердяев заново осмыслил и
утвердил, как своего рода аристократические,
“аскетические добродетели” в христианстве. Он
возвел послушание к Богу, а смирение к его корню –
Миру, который есть тот же Бог (вспомним сказанное о
Христе: “Он есть мир наш”)»;
– «Он может быть признан всеми одним из духовных отцов современного человечества».
Я привел только часть дифирамбических оценок Н.А. Бердяева, чтобы читателю было понятно религиозное мировоззрение отца Георгия Кочеткова. О подлинной духовности самого Н.А. Бердяева легко составить представление на основе его произведений.
Учение Н. Бердяева о Боге, сложившееся под влиянием немецкого теософа Якова Бёме (1575–1624), с точки зрения библейско-христианского вероучения является абсолютно ложным, еретическим. Н.А. Бердяев не признает первичность и всемогущество Бога: «Из Божественного Ничто, из Gottheit, из Ungrund'a рождается Святая Троица, рождается Бог-Творец. Творение мира Богом-Творцом есть уже вторичный акт. С этой точки зрения можно признать, что свобода не сотворена Богом-Творцом, она вкоренена в Ничто, в Ungrund'e, первична и безначальна» (О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Гл. 2).
Историческое христианство для него слишком аскетично:
– «Велико значение дионисизма в религиозной жизни; можно приветствовать современное возрождение Диониса как путь к примирению христианства и язычества» (Новое религиозное сознание и общественность. Мистика и религия. XXXVIII);
– «Св. Иоанн Златоуст был настоящим коммунистом своего времени, представителем константинопольского пролетариата» (Существует ли в Православии свобода мысли и совести // Путь. 1939. № 59, февраль- апрель);
– «Христиане нового типа, нового чувства жизни, творческие христиане всех вероисповеданий перекликаются между собою, и между ними больше близости, чем внутри каждого вероисповедания. Они должны соединяться» (Там же);
– «Монах может двадцать лет сидеть в затворе, может весь отдаться аскетическим упражнениям, молиться большую часть дня и тем не менее находиться в ужасном обскурантизме ума, обскурантизме нравственных оценок социальной жизни, в нем может быть очень слабая степень гуманизации. Таким обскурантом был, например, епископ Феофан Затворник. Такими были многие старцы» (Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности).
Отец Георгий считает: «Значение Бердяева для Церкви в огромной степени перспективно» (Не следует смотреть на то, за кого почитают его люди // Кифа. 2004. № 3(18), март).
Деятельность отца Георгия Кочеткова ведет к конфликтам и нестроениям потому, что его религиозно-философское мировоззрение чуждо Православию, которое основано на богословии и духовном опыте святых отцов. Практика, которая с каждым годом быстро расширяется, представляет серьезную опасность для Православной Церкви.
То что написано в его катехизисе, то что проповедуется им - это прямое искажение догматов церкви.
Все люди и могут ошибаться, но позволить проповедовать и совершать богослужения это значит увлекать новых, неопытных, людей в лжеучение и вызывать массу соблазнов и ропота у верующих.
Если бы речь шла только об обрядах. Искажено само учение о Святой Троице, вольно трактуется и искажается Символ Веры, что запрещено решением Вселенских Соборов.
до сих пор(?) остаётся в священном сане !! Где его Епископ?
Где церковный суд ? Где присяга данная при рукоположении ? И
кто его рукоположил, зная его волные изляды на Священное Писание ? Не пора ли навести порядок и прекратить рекламу этому отступнику ?
Не пора ли Святейшему доложить об этой беде ?
«Не очень» справедливых нападок на о. Георгия пока не встречала, хотя перечитала и просмотрела про его и его общину очень много, включая знаменитую видеозапись 1997 г.. Но хотелось бы напомнить: грех еретичества не смывается даже мученической кровью, поэтому разрешите не согласиться с тем, что нападки на о. Г.Кочеткова для него хороши, а тем более спасительны, скорее наоборот – имеющий уши да слышит, а о.Георгий в этом плане глухой. Вот это-то и будет поставлено ему в вину – говорили, а он не слышал, или не хотел. А вообще-то все объясняется гораздо проще – сам т.н. «отец» Георгий в Бога-то не верит. Ни в какого. Этим и объясняется и его «учение» и отмечаемая многими лживость и проч. и проч.. Если Бога нет – все позволено, как сказал наш знаменитый классик. Этот принцип и лежит в основе всех поступков г. Кочеткова.
Уважаемый Сергей Образумов, если Вы читали что-нибудь из бессмертных творений о. Георгия, то согласитесь, что Русским языком этого не назовёт никто. А если мы машем руками после драки, то так же можно сказать и об отцах Пятого Вселенского собора, осудивших несторианство и монофизитство после того, как это уже делалось на Третьем и Четвёртом Соборах.
Даже если, к примеру, больную руку и не ампутируют, то при борьбе с вирусом, его непременно надо определить. Если диагноз забыт - его надо напомнить.
Г.Кочетков (и иже с ним) по сути своей лжив, изворотлив и опасен аки змий извивающийся. Он свил поистине змеиное гнездо в лоне Матери Церкви травя её же ядом своего неверия. Даже облик его напоминает змеиный -настолько изменило его облик исповедуемая им ересь. Помолимся же совместно Братия и Сестры - да раздавить Господь своею могучей дланью это змеиное гнездо! Только всеобщая молитва способна помочь нам победить этого Аспида при дороге!
16) Мы не можем знать, останется эта публикация единственной или последует продолжение.
17) Исключить нельзя ничего. (о. Иов непредсказуем)
18) Что же до репутации о. Георгия Кочеткова, то можно быть уверенными, что от публикации о. Иова – равно как и от других подобных материалов – она пострадать никак не может.
19) Sapienti sat (умному достаточно), а у лиц иной категории (у дураков) о. Георгий ни согласия, ни сочувствия все равно никогда не найдет.
10) Насчет отрицания бессмертия души - отсылаем о. Иова к работе прот. Георгия Флоровского «О бессмертии души».
11) Относительно композиции текста о. Иова. Как уже говорилось, у него большой объем и пр и пр.... по существу же деятельности о. Георгия у о. Иова совершенно ничего не сказано.
12) Текст вообще производит впечатление скомпонованного из разных по стилю фрагментов. Он то мимикрирует под аналитический разбор, то обрывается немотивированными, но обвинительными выводами, и наконец, закольцовывается.
13) Обвинения о. Иова уподобляются обвинениям времен Сталинских репрессий
14) В тексте довольно часто встречаются странные нарушения правил согласования: «противопоставление общинно-семейной жизнью и церковной иерархии»; и пр и пр., всего 7 несогласований.
5) Все обвинения о.Иова в отрицании о. Георгием благодатности Церкви, легко разбиваются в пух и прах, поскольку о. Иов имел ввиду тривиальное соображение о несовпадении полноты Церкви Христовой и церкви канонической. Ср., например, известную идею об ecclesia in statu viae, выявляющей в своем историческом бытии полноту ecclesia in statu patriae, встречающуюся у прот. Георгия Флоровского и о. Александра Шмемана. Между этими двумя измерениями нет ни разделения, ни полного тождества. ... И опять же замаячил призрак непогрешимости (гордыни)
6) Аналогичным образом получилось и с темой богодухновенности Св. Писания.
7) Вообще, повод для обвинений в неправославии здесь способен найти только тот, кому уже известен исход Страшного суда.
8) Бонхёффер говорит о насущной востребованности новых форм свидетельства. Это во многом совпадает с тем, что сегодня на Cамых разных уровнях церковного обсуждения признается как насущнейшая задача. Иначе для чего было бы сегодня так много времени и внимания уделять теме миссии и катехизации в Межсоборном присутствии, в Священном Синоде и на Архиерейских соборах?
1) О. Иов, написав эту статью пошел против указаний священноначалия, которое в лице прот. Всеволода Чаплина призывало к "полицентричности", а последний Архиерейский собор к принятию "разнообразия позиций".
2) "Призываю... чтобы мы являли «образец верным»... видеть в нас примеры добродетели, любви и сострадания..." - и напротив -" Без верности христианскому и пастырскому долгу... никакая, информационная деятельность не принесет плодов»". Несомненно, эти слова Свтейшего Патриарха относятся именно к о. Иову.
3) Большая часть обсуждаемого материала сосредоточена в творениях о. Георгия, тщательно изученных Синодальной богословской комиссией, возглавлявшейся митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, и не обнаруживших в них никаких отклонений от православного вероучения, что и утверждено Архиерейским собором 2004 г.
Причисляя к членам невидимой истинной Церкви М. Ганди, полагавшего, что рай ему доступен и без Христа, о. Георгий обращает к себе слова свт. Игнатия (Брянчанинова): "Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа, и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства".
10) На счёт бессмертия души, отсылаем Д. М. Гзгзяна к consensus patrum! (К согласию святых о том, что душа бессмертна)
11) Если статью о. Иова почитать по внимательнее, чем Гзгзян, то можно увидеть указание на самую основную деятельность о. Георгия - это чуть ли не целенаправленное разрушение веры в народе, через внедрение лжи в общество.
12) Удивительно, что у людей вообще язык поворачивается говорить о такой гнусной лжи, как пустословие о. Георгия.
13) Даже если и допустить вероятность того, что это так, то сказанное даже сталинским слогом не помешало бы излагать Чистую воду учения Евангельского.
14) На это стоило бы закрыть глаза. как на не существенный вопрос. Ибо здесь мы не для уроков согласования частей речи. Если бы это были специальные витиеватые противоречивые обороты, которыми пользуется о. Георгий, чтобы путать оппонентов, то ещё другое дело.
15) Ваша заострённость в этих вопросах мешает вести существенный разговор в первую очередь Гзгзяну. Ибо он чувствует, что на разговор по делу он не способен.
16) и 17) - можно не комментировать. (Его рассуждение с самим собой вслух)
18) Особенно, если речь идёт о репутации в глазах последователей культа личности о. Георгия.
19) Понятно, кем бывает такой человек, вокруг которого, на его взгляд, одни дураки. Трудно бывает такому человеку.
5) Не разбиваются. Не известно, что сложнее, разобраться в экклезиологии Кочеткова или Гзгзяна?
6) Утверждение не имеет под собой оснований.
7) В таком случае исход Страшного Суда был известен отцам семи Вселенских Соборов? А ведь они заключали точные определения о лжи и истине, о ереси и правде. А по определению свт. Филарета Московского в его катехизисе "Вселенский Собор - это собрание пастырей и учителей христианской Кафолической Церкви, по возможности со всей Вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами".
8) Даже если и брать в счёт то, о чём говорит Бонхёффер, то надо сделать уточнение: он говорит о форме, а вероучение - основа для неё. И мы не меняем веру под форму проповеди, но форма проповеди так или иначе может варьировать в рамках дозволенного Церковью.
Пункты ответа соответствуют пунктам Гзгзяна Д. М.:
1) Разнообразие позиций не может подразумевать искажения Божественного Откровения. А свидетельство Истины - самая настоящая полицентричность! Центр Церкви и Глава Её - Христос. Просто Гзгзян имел ввиду полицентричность относительно о. Георгия.
2) Прежде, чем так адресовывать эти слова конкретной личности, Гзгзяну следует соотнести свои представления о пастырском долге с представлением Святой Церкви.
3) "В 2001 году по поручению Святейшего Патриарха Синодальная Богословская комиссия рассмотрела Заключение специальной комиссии по изучению богословских изысканий священника Георгия Кочеткова. Упомянутая специальная комиссия была образована распоряжением Святейшего Патриарха от 5 мая 2000 года в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных расхождением ряда мнений этого священника с православным вероучением и святоотеческим преданием.
По этому вопросу состоялось четыре заседания Президиума Синодальной Богословской комиссии (9 марта, 7 мая, 7 и 29 июня). В ходе работы члены Комиссии пришли к выводу, что выдвинутые в адрес священника Георгия Кочеткова обвинения исключительно серьезны и в значительной степени представляются обоснованными". (http://www.patriarchia.ru/db/text/428740.html)
Ольга (08, 12:03), для объективности вовсе не нужно количество точек зрения. Достаточно соотнести свою точки зрения с точкой зрения Бога, которая выражается в том, что нам Господь через Церковь открыл в Священном Предании. «Не следует, – советует священномученик Ириней Лионский, – у других искать истину, которую легко получить в Церкви. В нее, как в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили всё, что принадлежит истине. Каждый желающий может пить из нее воду жизни, она есть дверь жизни» - живительные слова! А огласительные поучения - дисциплина, идущая ещё от первых веков христианства.
Дмитрий Екатеринбургский (08, 16:41), справедливость, а порой и гнев праведный ("Гневайтесь и не грешите: пусть не заходит солнце в раздражении вашем" (Еф. 4:26)) проистекают вовсе не из злобы, а из любви к Богу Вышнему и к самому брату. Проявляется он, как одно из средств врачевания. Работа с раной бывает больна для пациента, но не назовём же мы врача злодеем! К тому же, гнев этот воздвигается на смрадную ложь, совращающую людей от пути спасительного, а не на саму личность о. Георгия.
Валерий 65 (07, 21:49)! Мои Вам аплодисменты!
Олег (08, 00:18), как не хватает? У нас слава Богу есть такие приходы, где чувствуешь себя членом семьи, где все мы братья и сестры во Христе!
Артём (07, 19:06)! Будьте добры, не смейте так бросаться словами! Вязать и решить во власти Господа и апостолов Его, а не в Вашей!
Перед нами бесценная статья о. Иова, которая вслед за итогом Синодальной богословской комиссии говорит о значительном расхождении догматических представлений о. Георгия с Церковью, которую сами врата ада не одолеют (Мф. 16:18).
**Хочу сразу сказать, что не являюсь последовательницей или представительницей общины**
Не лукавьте, Ирина, это грех.
Имеется отчет Синодальной богословской комиссии под пред. Митрополита Филарета Минского:
«Члены Президиума согласились с тем, что обвинения, предъявленные священнику Георгию Кочеткову в заключении Московской комиссии, исключительно
серьезны и в значительной степени представляются обоснованными»: По результатам рассмотрения ответов священника Георгия Кочеткова и по сопоставлению данных им разъяснений по конкретным цитатам из его произведений,
содержащихся в направленном ему перечне, с выводами Московской комиссии,президиум СБК пришел к следующим выводам относительно его трудов:
В области триадологии и пневматологии в них необоснованно актуализируются
доникейские представления, что подчас приводит к смешению учения об ипостасном
бытии и исхождении Святого Духа с учением о Божественных энергиях.
Ирине (продолжение). Следствием такого подхода является присутствующий в означенных трудах крайний харизматизм
(«не грех крестить "вновь" иного "православного", даже
слывущего "батюшкой" или "старцем", и не перекрещивать
иного простеца — пятидесятника-единственника (унитария) или иеговиста»), и
связанная с ним неправославная экклесиология (искаженное учение о границах
Церкви). Присутствуют здесь и заблуждения в области христологии: например, восходящее к несторианским
формулировкам утверждение о том, что Слово воплотилось «в Сыне Человеческом»;
при этом само именование «Слово», в соответствии с разъяснениями означенного
священника, имеет некий безличный характер, что уже близко к воззрениям Павла
Самосатского. Допускается действительность апостольского преемства и наличие личной Пятидесятницы у
протестантских деноминаций, а также действенность в них всех таинств.
Критикуя деятельность Вселенских соборов, священник Георгий Кочетков видит в них причины
последующих расколов и разделений.
инославных конфессий.Священник Георгий Кочетков выражает «личные сомнения» в святости св. императора
Юстиниана, преп. Иосифа Волоцкого и авторитетности Ареопагитского корпуса.Он пишет о том, что в результате любовного соития Адама с некой человекообразной
особью эта особь становится Евой, и хотя и выражает готовность «принять любое толкование, которое Церковь примет как единственно правильное», все же пытается
подтвердить свою теорию не к месту приведенной цитатой из творений сщмч.Мефодия Патарского.Допускается в качестве православной осужденная на Вселенских соборах теория о всеобщем спасения; идея вечных мук объявляется устаревшей.
Допускается, что грешники «умирая, разлагаются телом и душой»; и эти души в конце концов уходят в небытие. В своем ответе священник Георгий Кочетков настаивает на этой
теории, считая ее вполне православной; тем самым фактически отрицается всеобщность воскресения мертвых и ответа на Страшном Суде.
Исходя из всего вышесказанного, Президиум пришел к выводу о неправомыслии, допущенном
священником Георгием Кочетковым в его трудах; при этом, в силу ответов и
разъяснений, данных им, Президиум не склонен полагать, что допущенные
священником Георгием Кочетковым отклонения от православного вероучения являются
умышленными и им создавалась последовательная еретическая система. Его труды
представляют собой набор нечетко сформулированных религиозных положений и
гипотез. Однако, это не снимает с него ответственности за сказанное им на
страницах его книг.
Выводы: 1. Президиум Синодальной Богословской Комиссии пришел к выводу, что поскольку катехизисы священника Георгия Кочеткова «Идите, научите все народы» и «В начале
было Слово», а также работа «Таинственное введение в православную катехетику»,содержат неправославные, двусмысленные и недопустимые по форме выражения, они
не должны использоваться ни для подготовки людей к принятию Таинства св.Крещения, ни при дальнейшем вхождении новокрещеных в церковную вероучительнуютрадицию. Президиум считает, что священнику Георгию Кочеткову следует в
письменной форме заявить об отказе от использования этих текстов при катехизации и прекратить их распространение.
2. Президиум СБК обращает внимание на особую важность деятельности по дальнейшей подготовке к изданию в Русской Православной Церкви различных катехизических
пособий, разъясняющих основы Православной веры. Во избежание подобных соблазнов представляется необходимым в будущем публиковать труды по систематическому
изложению православного вероучения не иначе как с благословения Священноначалия.
17.07.2001 Митрополит Минский Филарет.
Канцелярия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 4
октября 2001 г. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Филарету, Митрополиту
Минскому и Слуцкому Копия: священнику Георгию Кочеткову
Канцелярия Московской Патриархии сообщает Вашему Высокопреосвященству РЕЗОЛЮЦИЮ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА, положенную на Вашем рапорте, составленном по результатам
рассмотрения заключения комиссии по изучению богословских изысканий священника Георгия Кочеткова:
«17.VII.2001 г. 1. Благодарю Синодальную Богословскую комиссию за проделанную работу. 2.
Согласен с выводами, предложенными Президиумом Комиссии. 3.
Прошу Председателя Комиссии довести до сведения священника Георгия Кочеткова содержание данного отчета. 4.
Священнику Георгию Кочеткову выводы настоящего отчета принять к неукоснительному исполнению».
Хочу сразу сказать, что не являюсь последовательницей или представительницей общины о.Георгия Кочеткова, но прочитав статью о.Иова, захотелось узнать мнение другой стороны. И вот что я нашла: http://www.bogoslov.ru/text/3128514.html
Почитайте, интересная статья.
В 2008 году я побывал на миссионерской секции "Веры и дела". Там присутствовал некий участник самочинного сборища под названием "Свято-Филаретовский Институт". То, в каком стиле и каким языком спорил с присутствовавшими там миссионерами (в частности, с отцом Даниилом Сысоевым и с другими присутствовавшими священниками) этот деятель, было очень показательно. После этого лично у меня не возникало вопроса относительно того, кем являются "птенцы гнезда Кочеткова". Крайнее самомнение и самолюбование, неприятие иных точек зрения (особенно православно-консервативных), лицемерное отношение к священноначалию: "Вы видите?! Патриарх отца Георгия Кочеткова оправдал! А вы на нашего любимого батюшку нападаете, критикуете! Да вы сами неправославные! А если Патриарх, Священный Синод, архиереи и богословы тоже критикуют отца Георгия, то это они - неправославные!" Кстати, очень часто так же рассуждают поклонники протоиерея Александра Меня. Что тоже весьма показательно.
Мне тоже кажется, что пора господина Кочеткова извергнуть из сана. Не послушается - тогда уже отлучать от Церкви. В общем, все строго по канонам и правилам Вселенской Православной Церкви, частью которой является Русская Православная Церковь.
P.S.: К "истинной философии", как называл Православное Христианство Климент Александрийский, умствования Кочеткова не имеют никакого отношения.
Самое страшное, что может произойти с Церковью - адаптация к нравам и знанию мира сего. Мы это уже наблюдаем в Протестантизме, где Церковь воинствующая стала церковью побеждённой. Опасно даже не само кочетковство, а это его неотвратимое последствие. Есть только одна Церковь – Церковь Господа нашего Иисуса Христа.Церковь «современная», «креативная», «интеллектуальная» и т.п. – всегда религиозный нежизнеспособный эрзац, обезьяна подлинной Церкви, так же как диавол, князь мира сего, – только обезьяна Царя Царей.
Молодой священник в проповеди после кощунства в Храме Христа сказал, что "Церковь гонит девушек, которые просто пришли в храм помолиться". В каждой проповеди звучит, что мы должны любить себя, какими мы есть, забыть чувство вины и только "открыться Христу" и прочее в прелестном протестантском и просто современном мирском духе. Другой священник в праздничной проповеди в день памяти святителя Николая сказал, что не хочет говорить о таком "раскрученном святом"(это точные слова), а расскажет лучше о м. Марии Скобцовой. Хорошо,послушаем, но почему в этот день?
Я думала, это молодость священников, образуется, но со временем это укрепляется, это уже направление, тенденция. Если не запрещают Георгия Кочеткова в служении, то какие могут быть претензии к этим мальчикам еще(троим из пяти священников едва ли есть тридцать).
Да Кочетков не запрещен. Он заштатный священник.
То есть продолжает совершать службы.
Запрет на нем был из за его еретического богословия и самочинного изменения православного богослужения а так же горе переводов службы на современный русский язык.
Была создана комиссия. Комиссия выдвинула ряд обвинений Кочеткову. Все это есть в интернете.
Кочетков согласился со всем и покаялся. Его восстановили.
На самом деле это был тактический ход. Он просто ждет когда его община разрастется до такого размера что бы опять поднять бучу в православной церкви.
Их фильм, это яркое подтверждение этому.
К глубокому прискорбию, медлительность в течение 15-ти лет (http://www.blagogon.ru/digest/128/) и фактическое бездействие иерархов в пресечении откровенной ереси неообновленчества, активное распространение экуменизма и униатства, тенденция к обмирщвлению священноначалия, говорят о тяжелейшем положении внутри Русской Православной Церкви.
Если болезнь не лечится, она прогрессирует! Активное возобновление общинной жизни приходов, массовая катехизация населения могут стать серьезным препятствием достижения цели раздирателями Ризы Христовой.
Низкий поклон отцу Иову и администраторам сайта за эту духовную "прививку", обличающую зло и препятствующую его проникновению в наши сердца!
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
В 4 веке попытка «воцерковить» арианскую ересь привела к тяжелым церковным потрясениям. В 5-7 веках подобные бедствия повторились при «воцерковлении» монофизитства. Этот ряд печальных исторических примеров можно продолжить, но результат всегда один и тот же. Попытки размыть содержание православных догматов, чтобы «вписаться» в православное вероучение со своими уникальными взглядами приводит в смущение верующих, к соблазну и расколу. Мне кажется, что в этой ситуации важно как можно скорее обозначить суть проблемы и приступить к ее решению и Ваша статья убедительно показывает всем, что болезнь не только не исчезла, но и прогрессирует. Пора уже приступить к ее лечению.
Диакон Илья Маслов:
Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь
http://www.blagogon.ru/digest/383/
http://archive.sfi.ru/rubrs.asp?rubr_id=1035&art_id=11197
«1. В своем учении священник Георгий Кочетков отступает от Православия, так как его вероучительная система не соответствует догматическому учению Православной Церкви, утвержденному Вселенскими Соборами и заключенному в форму, смысл и содержание Никео-Цареградского Символа веры. Свящ. Георгий Кочетков отступает не только от Святого Православия, но и от учения большинства других христианских конфессий, в которых Христос признается Сыном Божиим, воплотившимся от Пречистой Девы Марии и ставшим Человеком, тогда как у свящ. Георгия Кочеткова человек Иисус из Назарета становится Сыном Божиим по усыновлению. Непризнание Господа нашего Иисуса Христа Сыном Божиим, «Единосущным Отцу», а Святого Духа Господом, Лицом Святой Троицы, Единосущной и Нераздельной, также делает вероучение свящ. Георгия Кочеткова неправославным.
2. Святоотеческое наследие в книгах свящ. Георгия Кочеткова либо остается невостребованным, либо подвергается критике.
3. Вековые традиции Русской Православной Церкви, дух ее пастырского служения, сокровища литургической жизни, школа духовного возрастания, несомненно, чужды свящ. Георгию Кочеткову и его последователям. В его богословской системе, организации пастырского служения, литургической жизни его общин неизменно прослеживается влияние, с одной стороны, рационализма, с другой – ложного харизматизма, свойственных различным направлениям протестантизма».
http://www.blagogon.ru/biblio/150/
http://www.blagogon.ru/biblio/480/
---- Прошу прощения за цитирование - Конгресс США - это ведь серьёзно! Это большая политика... Тронешь эту кучу - потом ведь такое начнётся, что все эти пуськи, гельманы, познеры и прочая нечисть детским лепетом покажутся...
Надо молиться, чтобы Господь его так вразумил, чтобы другим неповадно было...
Это, кстати, по поводу мнения Иоанна Дамаскина об исламе и о том, считал ли он эту религию "христианской ересью" (конечно, нет).
И еще изумило вот это: "10) Насчет отрицания бессмертия души - отсылаем о. Иова к работе прот. Георгия Флоровского «О бессмертии души»."
Мы говорим о словах о. Георгия Кочеткова, за которые отвечает только он сам, что бы и кого бы он не цитировал.
Отличный аргумент. Кто не понял, тот, априори, дурак. Собственно, лучше было бы начать с этого пункта и им же и ограничиться. Так как и предыдущие 18 аргументов не выглядели очень логично. Особенно изумило в п.2 толкование слов Святейшего Патриарха, которые "несомненно" относились к еще тогда ненаписанной статье о. Иова.
1.Неверие в то, что Евангелие - Слово Божие.
2.Неверие в бессмертие души.
... Хотела написать еще несколько пунктов, но, думаю, не стоит, и одного их двух первых достаточно, чтобы сказать, что это учение его - не только не православное, оно и вообще не христианское.
1) О. Иов, написав эту статью пошел против указаний священноначалия, которое в лице прот. Всеволода Чаплина призывало к "полицентричности", а последний Архиерейский собор к принятию "разнообразия позиций".
2) "Призываю... чтобы мы являли «образец верным»... видеть в нас примеры добродетели, любви и сострадания..." - и напротив -" Без верности христианскому и пастырскому долгу... никакая, информационная деятельность не принесет плодов»". Несомненно, эти слова Свтейшего Патриарха относятся именно к о. Иову.
3) Большая часть обсуждаемого материала сосредоточена в творениях о. Георгия, тщательно изученных Синодальной богословской комиссией, возглавлявшейся митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, и не обнаруживших в них никаких отклонений от православного вероучения, что и утверждено Архиерейским собором 2004 г.
4) Знал ли о. Иов о вышеперечисленном? Если не знал - как мог не знать? Если знал - тогда впечатление о его непогрешимом самосознании(гордыне) приобретает весомое подтверждение.
5) Все обвинения о.Иова в отрицании о. Георгием благодатности Церкви, легко разбиваются в пух и прах, поскольку о. Иов имел ввиду тривиальное соображение о несовпадении полноты Церкви Христовой и церкви канонической. Ср., например, известную идею об ecclesia in statu viae, выявляющей в своем историческом бытии полноту ecclesia in statu patriae, встречающуюся у прот. Георгия Флоровского и о. Александра Шмемана. Между этими двумя измерениями нет ни разделения, ни полного тождества. ... И опять же замаячил призрак непогрешимости (гордыни)
6) Аналогичным образом получилось и с темой богодухновенности Св. Писания.
7) Вообще, повод для обвинений в неправославии здесь способен найти только тот, кому уже известен исход Страшного суда.
8) Бонхёффер говорит о насущной востребованности новых форм свидетельства. Это во многом совпадает с тем, что сегодня на Cамых разных уровнях церковного обсуждения признается как насущнейшая задача. Иначе для чего было бы сегодня так много времени и внимания уделять теме миссии и катехизации в Межсоборном присутствии, в Священном Синоде и на Архиерейских соборах?
9) Насчет мусульман. Почислил же св. Иоанн Дамаскин тогдашних исмаилитов в числе 100 ересей, почему бы и о. Георгию не исходить исходить из того, что и мусульмане тоже в своем роде неправомыслящие христиане? Это ведь служит уточнению границ Церкви.
10) Насчет отрицания бессмертия души - отсылаем о. Иова к работе прот. Георгия Флоровского «О бессмертии души».
11) Относительно композиции текста о. Иова. Как уже говорилось, у него большой объем и пр и пр.... по существу же деятельности о. Георгия у о. Иова совершенно ничего не сказано.
12) Текст вообще производит впечатление скомпонованного из разных по стилю фрагментов. Он то мимикрирует под аналитический разбор, то обрывается немотивированными, но обвинительными выводами, и наконец, закольцовывается.
13) Обвинения о. Иова уподобляются обвинениям времен Сталинских репрессий
14) В тексте довольно часто встречаются странные нарушения правил согласования: «противопоставление общинно-семейной жизнью и церковной иерархии»; и пр и пр., всего 7 несогасований.
15) Нам пришлось заострить свое внимание на этих свойствах текста о. Иова поскольку текст исключает возможность цивилизованной полемики.
16) Мы не можем знать, останется эта публикация единственной или последует продолжение.
17) Исключить нельзя ничего. (о. Иов непредсказуем)
18) Что же до репутации о. Георгия Кочеткова, то можно быть уверенными, что от публикации о. Иова – равно как и от других подобных материалов – она пострадать никак не может.
19) Sapienti sat (умному достаточно), а у лиц иной категории (у дураков) о. Георгий ни согласия, ни сочувствия все равно никогда не найдет.
Дмитрию. Екатеринбург:
"Если посмотреть на эти комментарии священников иереев, диаконов, протоиереев, рабов Божиих и т.д. глазами обыкновенного человек, то, конечно, надо бежать в любую секту, но только не в РПЦ, иерарахи, которой источают злобу жуткую на своего же брата, который возможно думает не так как они."
Дмитрий, дьявол - отец лжи. кочетков - лжец, значить его отец дьявол. Я думаю Дмитрий, что Христос нас не поймет, если мы будем заигрывать с пособником черта. Сатана тоже был ангелом, только думал не так как другие ангелы. Захотел стать как Бог.
Думаю, Дмитрий, если бы вашу мать оболгали, то вы не называли бы это, просто другим мнением.
Кочеткова необходимо предать анафеме. Отлучить от Церкви. И объявить об этом на весь православный мир.
Так же как повелителя времени медведева выгнать из правительства за причиненный вред народу и стране.
Еретику и пощечину дать полезно. Авось осознает свое падение.
"Нам приходится останавливаться более на свойствах текста о. Иова, нежели на его содержании, поскольку он, явно провоцируя реакцию, построен так, что исключает возможность какой бы то ни было цивилизованной, тем более церковной полемики. Вот мы и посчитали необходимым показать лишь то, по каким причинам таковая в данном случае невозможна."
Статья Гзгзяна ярчайший пример заботливо выпестованной в СФИ околоцерковной демагогии, в которой переплетены донос начальству, беспринципная изворотливость и высокомерные оскорбления оппонента. А по сути не опровергнуто абсолютно ничего.
Почитайте, на досуге.
http://www.bogoslov.ru/text/3128514.html
Пожалуйста, перестаньте заниматься примитивной демагогией, а дайте предметные ответы на вопросы, поставленные о. Иовом. Только и всего. Еще лучше, если бы сам герой этой дискуссии выступил и объяснил Церкви свои воззрения, но опять же, на основе опровержения или подтверждения вопросов, поставленных перед ним его собратьями.
Не заводите старую пластинку о "гонениях" и о "единственной" миссионерской общине - скучно.
Все ждут серьезных и предметных объяснений.
Но не доджуться. ИМХО.
Видно, что многие мысли просто вырваны из контекста, додуманы.
И статья писалась ни один месяц видимо, не в "добром духе".
Конечно, для объективности не хватает еще как минимум 2-3 точек зрения.
Помоги Господи!
http://www.ogkochetkov.ru/
Пламенем любве распали к Тебе сердца наша, Христе Боже, да тою разжизаеми, сердцем, мыслию же и душею, и всею крепостию нашею возлюбим Тя, и искренняго своего яко себе, и повеления Твоя храняше славим Тя, всех благ Дателя.
Так что, кажется, не выше чем по А.С.Пушкину: "поп - толоконный лоб" будет достаточно. И очень скорбно, что наше Священноначалие до сих пор не взяло на себя право Балды щелкнуть Кочеткова как следует по лбу. Но, верую, всему свое время!
А ведь эта тема кажется важнее, чем Волгоград-Сталинград на 3 дня туда-сюда, уж простите...
И очень жаль простых "кочетковцев" - правда, многие из них очень неплохие люди, когда ПОРОЗНЬ! Их хоть спасите из "секты".
Простите, аще что не так,
р.Б. Александр
Читаю статью о плохом Кочеткове дальше, смущение - не понимаю, чего он на Символ веры посягнул. . .
О себе 4 года назад я вернулась в Православную Церковь, после того как меня в очередной раз в очередной конфессии обвинили в православности и объявили анафему.
По моему люди стремятся к понятному, простому - к людям. Может простого общения в приходской жизни не хватает?
Они ждут своего часа, своего торжества. И, боюсь, судя по тому, что происходит сегодня в Церкви, дождутся. Но это будет самый черный день, какой можно только представить русскому православному христианину. Я через своих друзей знаком с руководителями этой общины. Большевики. Пощады не будет никому, кто у них в черных списках.
Важная и высокополезная оценка учений свщ. Г. Кочеткова.
Необходимо ставить вопрос о церковном признании Г. Кочеткова в качестве не-православного вития. Ситуация весьма похожая на церковное положение Л.Н. Толстого 100 лет тому назад, с поправкой на то, что Г. Кочетков -- человек гораздо менее одаренный.
Если оставить Г. Кочеткова формально как бы в РПЦ, то соблазн будет великий для всей православной ойкумены.
"может когда-нибудь сайт Православие.ру опубликует маленькую заметочку о том, что названный Георгий Кочетков наказан (например, запрещен в служении)",
---- Был наказан, запрещали в служении... до тех пор, пока не принесёт покаяние. Покаялся (чистосердечно?).См. коммент ВАСИЛИЯ 2013-02-07 12:01.
"негодный, но непотопляемый".
---- Браво! точнее не скажешь. Не ошибусь, если предположу, что о.Георгий - единственный священник РПЦ, находящийся под защитой Конгресса США... Попробуй, потопи, не поссорившись с государством...
В его Братстве много хороших и поядочных людей (увы, моя давняя знакомая туда вляпалась). И защищают они своего КУМИРА искренне, так как не знают ПРАВОСЛАВИЯ. Привёл ли он их к Богу - не знаю... наверное, кого-то и привёл. Но моя знакомая, скорее всего, к другому священнику, не из их среды, ходить не будет. Члены братства активно помогают друг-другу, занимаются детьми и моложёжью... У них даже дом за городом есть, а в доме - музей жертвам репрессий...
Не все остаются в этой общине - уходят (и такой случай знаю лично), но и новенькие приходят. У них ИНТЕРЕСНО, как в клубе... Может быть, Господь для того и попускает настоящее положение дел, чтобы возродилась приходская жизнь? А дальше - всё в руках Божиих.(Или шах умрёт, или осёл сдохнет...).
Odno delo spasatsia v Rossii, gde mnogo khoroshikh pravoslavnykh prikhodov, gde alternativy est. Na zagranitsey, russkikh pravoslavnykh tserkvey ochen malo. A chto delat, kogda natoyatel edinstvennogo prikhoda v kakom-to bolshom gorode v Zapadnoy Evrope zarazhen smertel'noy bolezn'yu Kochetkovshchiny i nikto ne reagiruet na sliozy prikhozhan?
Спаси Господи, отче, за разбор этой псевдо-православной идеологии! Заграницей нам всегда было совершенно ясно, что идеология о. Георгия - вульгарный и провинциальный протестантизм в экзотической, псевдо-философской, псевдо-миссионерской оболочке. Вот почему лет 8 назад бывший епископ Василий(Осборн) приглашал о.Георгия стать ключарем в Лондонском cоборе Московской Патриархии.
Одно дело спасаться в России, где много хороших православных приходов, где есть альтернатива. Но заграницей русских православных церквей очень мало. А что делать, когда настоятель единственного прихода в каком-то большом городе в Западной Европе заражен смертельной болезнью кочетковщины и никто не реагирует на слезы православных?
Зачем же «выносить эту бешеную подругу на шумный суд людей»? Чисто иерархическая тема – вот к Иерархии и вопрос: сколько раз Церковный Суд рассматривал кочетковскую проблему, какие приняты были приняты по ней решения?
(И даже больше - ни у кого не возникает ощущения, что Церковный Суд надо бы несколько "оживить" применительно к нашему текущему моменту?)
/Я-то сам понятно излагаю мысли – а то других критикуешь, а сам..?/.
4. И, наконец, самое главное: «Дух прав обнови во утробе моей…».
Церковь никогда не была против нового – «ОБНОВИ» – только новое должно быть разумно, своевременно, рассмотрено со всех сторон УМНЫМИ духовными руководителями и утверждено на соответствующем уровне, – ИНАЧЕ ЛИЧНОЕ УМНИЧАНИЕ ВМЕСТО ЦЕРКОВНОГО ПОРЯДКА ПРЕВРАТИТСЯ В ОБЩИЙ /ИЛИ ЧАСТНЫЙ/ БАРДАК…
Нет? Ну, вот как-то так…
Если резковато – не публикуйте пожалуйста
7.2.13 с уважением Сантехник.
Ну, на первых порах, придя в Церковь, поумничать всем хочется – и тогда Батюшка мне сказал такую вещь:
- «Придёт в голову новая оригинальная мысль, сомнение – ты дурью не майся – приходи ко мне, сядем, разберёмся… Ну чо тратить время на давным-давно решённые вопросы..?».
Раз 10-15 я к нему подходил, …Потом уж чо-то сам стал понимать… Если уж что-то слишком сложное…
1. Вопрос к автору – по статье – для кого она писалась..? Текст и поднимаемые в ней вопросы воспринимается крайне сложно… Проще говоря, я, по собственной безтолковости, почти ничего в ней не понял.
Например: Кочетков сейчас кто – член Церкви, священник, раскольник – кто конкретно…
2. Если эта проблема – а это действительно проблема – и длится она очень долго, то простите, куда смотрел кочетковский духовник! Там уже давно пора было шум поднимать.
Что касается "почему еретик до сих пор смущает чад Церкви" - это вопрос к священноначалию. В Церкви только оно имеет право кого-то отлучать или наоборот принимать. Вполне возможно, что дело в том, что никто не хочет окончательно отрывать людей, которые являются частью общины кочетковцев от Церкви. Если отлучить Кочеткова, то погибнут все кочетковцы. Видимо, видят еще надежду на обратный процесс. Хороший хирург не бросается ампутировать конечности при первых признаках заболевания, но пока есть надежда спасти ногу или руку, ее не ампутируют.
Возможно, надеются, что со смертью о.Георгия развалится и кочетковщина.
Но нам , разумеется, необходимо четко знать, в чем ересь кочетковщины и почему от нее надо держаться подальше.
а пока - статьи одна больше другой о том, какой же он отступник и в чем именно он отступник и как давно это началось. просто сердюков какой-то: негодный, но непотопляемый.
"Деятельность отца Георгия Кочеткова ведет к конфликтам..." как раз потому что он до сих пор примерно не наказан.