Возвращение на родину после Вавилонского плена не было легким. Кончились семьдесят лет на чужбине, вдали от Обетованной земли. Народ Божий вернулся к опустошенному Иерусалиму, готовился восстановить храм, наладить жизнь. И столкнулся со многими трудностями, внутренними и внешними, – от соседних племен, которым это возвращение было не по душе.
Отсюда понятно, что первые послепленные годы не были отмечены воодушевлением и подъемом. Напротив, в народе Божьем царило уныние: «Как нам теперь восстановить все утраченное? Как сопротивляться недругам? Откуда взять силы?» В эти тягостные годы от Господа приходит слово ободрения. Господь посылает пророка Захарию.
Разграбление Первого храма вавилонянами |
* * *
Для начала пророк объясняет, почему Господь попустил Вавилонский плен. Господь взывал к народу: «Обратитесь от злых путей ваших... но они не слушались и не внимали Мне, говорит Господь» (Зах. 1:4). И воспылал гнев Божий на нераскаянных грешников. Народ постигла катастрофа. Нашествие полчищ с востока, разорение земли и горький плен. Много времени прошло в плену, и вот, наконец, появилась возможность вернуться домой. Вернувшиеся столкнулись с такими трудностями, что у многих руки опустились. Что делать? «Обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам» (Зах. 1:3).
Возвращение евреев из вавилонского плена |
Вавилонский плен был допущен как средство наказания народа, как епитимья. Время разрушения и наказания кончилось, начинается время созидания и покаяния, время милости Божией. Через тяжкие испытания проводит Господь Своих людей. Такие испытания, что некоторым кажется – Бог покинул Свой народ, забыл о нем, не сочувствует его страданиям, не обращает внимания на беззаконных захватчиков. Разве так надо понимать? Нет. «Так говорит Господь Саваоф... касающийся вас касается зеницы ока Его» (Зах. 2:8).
Пророк Захария Серповидец |
Какое же здесь «народосбережение», если потери в народе немалые? Потери, действительно, немалые, однако «народосбережение» и при потерях ощутимо. Какой красноречивый библейский символ – «зеница ока». Легко себе представить: всякий человек рукой заслоняется от удара в глаз, бережет зеницу ока. Лучше травмировать руку, чем лишится глаза. Так и в Вавилонском плену – пострадали многие из народа, но «зеница ока» уцелела.
Остаток народа был сохранен. Это важно. У пророка Захарии есть слова про остаток народа (см. Зах. 8:11). Конечно, о всяком человеке заботится Господь, и обо всем народе Господь имеет попечение. Однако сама по себе принадлежность к народу Божию – по факту рождения – еще не все, что связывает нас с Богом. Человек, появившийся на свет в народе Божием, призван жить не «как все», не «как придется», не «как хочется», а по Божией воле. Исполняющий волю Божию входит в остаток народа Божия. А Господь хранит Своих людей, как зеницу ока. На их долю тоже выпадают тяжелые испытания, но Господь не оставляет их без помощи и утешения. Не будет людей Божиих – история потеряет свой смысл, исчерпает себя, подойдет к финальной апокалиптической точке[1].
Пока есть на земле кающиеся грешники, пока есть остаток народа Божия, история спасения не закончена, Господь продолжает спасать людей. Разве не о зенице ока Всевышнего мы читаем и в Новом Завете? Спаситель говорит в притче о Царствии небесном: «Много званых, но мало избранных» (Лк. 14:24). И каждого из них Господь очень ценит, на голове избранных и волосы сочтены.
Пророк Захария |
Теплится вера моя, от написанного здесь, не безразличными к себе людьми. Ведь правда же, что христианин, что думает то и говорит, что говорит то и делает. Бог нам всем в помощь!
- Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды И Симона? не здесь ли, между нами, его сестры? И СОБЛАЗНЯЛИСЬ О НЕМ.(Мк 6:3)
- И отвечал им: кто Матерь Моя и братья Мои? и обозрев сидящих вокруг себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.(Мк 3:33-35)
Господь вочеловечишися в иудейском народе, но неподсуден ему и не может быть сыном его, как отец не может быть сыном своего сына. Все мы - дети Его, Его Суд выше наших. Народы же имеют разное предназначение в промысле Божием и разные судьбы, как и Апостолы Его и враги Его.
Мф.10:6. а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
Мф.10:7. ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
«Сих» – кого? Рыбарей, простых людей, мытарей. Первоначально посылает их к иудеям, чтобы они не могли сказать: апостолы были посланы к язычникам, поэтому мы, иудеи, не уверовали. Итак, Он делает иудеев безответными. Самарян ставит наряду с язычниками, так как они, будучи вавилонянами, населяли Иудею и не принимали пророков, а только пять книг Моисеевых.
Толкование на Евангелие Феофилакт Болгарский
http://azbyka.ru/otechnik/?Feofilakt_Bolgarskij/tolk_51=10
в инете:
Почему именно евреи избраны среди народов мира?
Еврейский народ удостоился быть избранным по причине того что его праотцы, Авраам, Ицхак и Яаков первые открыли в мире Творца, исправили себя и передали всё наследие своим потомкам. Они были первопроходцами в служении Б-гу и раскрыли цель Творения. Впоследствии Творец обращался ко всем народам мира с предложением быть носителем этой цели, но они отказались. И только потомки этих праотцев безоговорочно обязались быть носителями воли Творца и заключили с Ним союз на горе Синай. Вот там они и стали избранным еврейским народом.
Израильский народ произошел от Авраама, человека, который во всеобщем хананейском отпадении от Бога остался верен Творцу и вел благочестивую жизнь. За такую веру, любовь и усердие Господь произвел от Авраама новый народ -- израильский, дал этому народу свой Завет через пророка Моисея, который мы теперь называем Ветхим. В этом Завете Бог дает знание о себе, в том объеме, который евреи могли тогда принять, от них окружающие народы могли научиться вере в истинного Бога -- Творца вселенной.
Слава Богу за все!
не понравившаяся Вам фраза - из Евангелия. И она как раз говорит нам о том, что Бог знает о нас все и заботится обо всем, даже и о такой мелочи, как волосы на голове.
Спаси Господи, отца Павла за хорошую статью.
А мы - да, жестоковыйные, как те самые ветхозаветные евреи...
Все народы, а не только еврейский - возможно народы Божьи. Чтобы эту возможность реализовать, нужно право веровать во Христа и жить по этой вере.
Особая роль еврейского народа состоит в том, что именно у них родился Христос, Спаситель всех народов. Про народ еврейский можно прочитать в Библии, в книгах Ветхого Завета, начиная от книги Бытия.
Богом волосы сочтены на голове не только у избранных, но у всякого грешника! А за попытку утешения во времена умножения беззакония отцу Павлу низкий поклон.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!