Мучительная страсть
Памятозлобие (злопамятность) – мучительная страсть. Человек верующий знает, что Господь заповедал прощать обидящих и ненавидящих нас, и пытается простить. Но изгладить из сердца пережитую боль оказывается очень трудно. Мучают навязчивые помыслы об обидчиках и пережитой обиде, о том зле, которое нам причинили. Преследует желание отомстить, наказать, взять реванш. Это в нас говорит наш ветхий человек, который ослеплен жаждой мести и помнит только: «око за око, зуб за зуб».
Не смущаться, если чувствуешь в себе страсть злопамятности
Преподобный Лев учил не смущаться, если чувствуешь в себе страсть злопамятности, потому как победить страсти – дело совершенных, «художество из художеств и хитрость хитростей»:
«Вы упоминаете об устроении своем, которым, будучи оскорбляемы, смущаетесь, и доходите до малодушия. Вы хотите вдруг совершенства, не обучась и не претерпев вражиих нападений и не познав своей немощи и смирившись. Просто сказать: ты хочешь, быв еще младенцем, стать совершенным мужем; или: вступя на службу нижним чином, сделаться сейчас генералом; и начав учиться азбуке – вдруг читать все книги. Не многими ли трудами, подвигами и временем дошли до сего святые? Художество художеств и хитрость хитростей есть дело спасения, а не просто: как захотел, так и сделал».
Никто не может сотворить нам зла или оскорбления без воли Божией
Преподобный Макарий учил принимать обиду как попущение Божие к наказанию нашему или искусу нашей веры и помнить, что никто не может нанести нам обиды или причинить зла без воли Божией. Старец писал в письме к духовному чаду:
«Ежели мы веруем в Господа, то веруем и учению Его и Промыслу Его всеблагому, всепремудрому и вездесущему, а Он заповедал нам, чтобы любить не только любящих нас, а и самых врагов, и что никто не может нам сотворить никакого зла или оскорбления без воли Его; удостоверил, что Он имеет о всём промысл, что даже и птица не падет без воли Его (Мф. 10: 29), и влас главы нашея не погибнет (Лк. 21: 18) – аще Он не попустит; и ежели кто нас оскорбляет, то явно, что попущением Его, к наказанию нашему или искусу нашей веры, – и заповедал любить оскорбляющих (Мф. 5: 44)».
Преподобный напоминал, что наши обидчики суть оружие Божие, через них действует в нашей жизни Божий Промысл:
«Люди же, нас оскорбляющие, не сами собою делают, а попущением Божиим, и потому они суть орудие Божие».
Злопамятный и ропотливый увеличивает свои скорби
Преподобный Макарий объяснял, что по духовному закону злопамятный и ропотливый человек увеличивает свои скорби:
«Ты ропщешь, но тем самым увеличиваешь свои скорби; а когда ты подклонишь смиренно выю свою под руку Божию и будешь себя винить, кроме всех других вин, за нетерпение и ропот, то получишь облегчение и утешение в скорбях твоих».
Как бороться со страстью злопамятности
Преподобный Лев советовал для сопротивления страсти смиряться, не надеясь на свои дела, свои силы и свой разум, а уповая на милость Божию:
«Святые отцы, деятельно прошедшие путь сей и стяжавшие богатство благости чрез делание заповедей Христовых, оставили нам пример в учениях своих, чтобы чрез оное познавали в себе страсти, сопротивлялись им, а в уклонении к ним навершали смирением, самоукорением и покаянием; отнюдь не надеялись на свои дела или на свои силы и на свой разум – и только помалу очищались бы от страстей и приближались к Богу. Вспомните, что Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный, бесскорбный… Прошу Вас не отчаиваться, но Господу во всех случаях предаваться, ибо отчаяние доказывает явную гордость, от коей силен Господь Вас сохранить».
Преподобный Макарий, отвечая на письмо чада, которая жаловалась, что ее хотят несправедливо очернить, советовал для избавления от скорби и обиды винить во всём себя:
«Что ты пишешь о действиях против тебя сестер, желающих тебя очернить, – пусть будет правда: они делают неправду; а между тем неправда их соделывает в нас Божию правду… Кратко скажу: когда виним себя, то скорби избавляемся; а если виним других, то умножаются и продолжаются».
«Не показать смущения, что ты не оскорбилась, невозможно, надобно соблюдать: “смятохся и не глаголах” (Пс. 76: 5), а внутренне зазреть и укорить себя за подвижение страсти. При таком делании мало-помалу получишь исцеление от страстей и дойдешь до того: “уготовихся и не смутихся” (Пс. 118: 60)».
Преподобный призывал строго наблюдать за своим устроением и помнить, что только самоукорение и смирение «есть победа на все страсти»:
«Помни, что самоукорение и смирение на все страсти есть победа, и враг ничтоже успеет».
Преподобный Варсонофий советовал искать силы для борьбы со страстью злопамятности и обидчивости в молитве:
«Милость мы окажем, пожалуй даже справимся со своей раздражительностью, но снести поношения да еще добром заплатить за него – это уже вовсе невозможно нам. Это преграда, которая отделяет нас от Бога и которую мы и перешагнуть не стараемся, а перешагнуть надо. Где искать силы для этого? В молитве».
Не обольщаться временным отсутствием брани
Преподобный Макарий наставлял не обольщаться, если кажется, что страсть затихла, потому что это чаще бывает от временного отсутствия брани, а не от того, что человек достиг бесстрастия:
«Вы обе теперь находитесь вне поприща и брани, то и спокойны, пока рать противного не сделала приступу. У вас направлена врагом брань не против кого другого, а друг против друга – то и надобно готовить оружие против врага: самоукорение, смирение и любовь. А какое в тебе является самооправдание и обольщение спокойною жизнью, не поведет ни к чему доброму. Итак, советую тебе держаться правил смиренномудрия, которое умерщвляет страсти, а не мнимого покоя, токмо усыпляющего оные».
«Отпустите мало, отпустится вам много»
Преподобный Иосиф о памятозлобии писал:
«Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение; но человек, не помнящий зла, опередил его или их, ибо истинно слово: “Отпустите мало, отпустится вам много” (Лк. 6: 37; 1 Кор. 13: 1–8, 13)».
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Спаси, Господи, всех!
Слава Богу ЗА ВСЕ!!!
Ответ безусловно есть и уже давно, на примере святых. Вот пример мученической кончины святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Девочкам было 12, 10 и 9 лет, а какие муки они претерпели ради Христа, за то и попали в Его обители! Храни Вас Господи!
Существо, лишённое свободы воли – всё равно, что автомат, робот, запрограммированный на определённые действия. Одарив человека свободной волей, Бог, будучи благим, не отбирает Своих даров, не посягает на свободу тварей, но уважает её, даже когда воля тварей противоречит Его воле.
"Конфликт между Божественной и человеческой волей порождает ту относительную волю Божию, которая называется попущением. Бог попускает направление человеческой воли не только в сторону добра, но и зла. Если бы Бог физически пресекал зло, то тогда свобода человека стала бы фикцией, более того, все человечество было бы обречено на уничтожение: ведь каждый из нас совершал тяжелые грехи, где его спасало только долготерпение Божие". архимандрит Рафаил Карелин
"Помните Ирода? Он убил четырнадцать тысяч младенцев и пополнил небесное воинство четырнадцатью тысячами мучеников-ангелов. Ты где-нибудь видел мучеников-ангелов? Диавол обломал себе зубы! Диоклетиан, жестоко мучая христиан, был сотрудником диавола. Но, сам того не желая, он сделал благо Христовой Церкви, обогатив Ее святыми. Он думал, что истребит всех христиан, но ничего не добился — только оставил нам в поклонение множество святых мощей и обогатил Церковь Христову". старец Паисий Святогорец
После прочтения статьи и комментариев у меня возник вопрос, на который не могу пока сам себе дать ответ. Мне думается, что нет воли Божией на изощренные проявления зла творимого человеком, например, насилие сексуального характера над детьми. Я не думаю, что Господь посылает искус детям и было бы слишком грешно думать, что вразумление посылается родителям через насилие над их детьми. Помогите, пожалуйста, найти ответ на этот вопрос. Я верю, что ответ есть. Спаси всех Господи.
Ольге: Позвольте с Вами не согласиться, статья очень хорошая
и не двусмысленная, смысл один: На всё воля Божия и Его Промысел, который мы знать не можем.
А то, что Вы пишите « …когда наших же Святых отправляли на казнь? Разве они это заслужили?» Конечно же, ведь они теперь с Ним, в этом был весь смысл их жизни, оказаться рядом с Господом на Небесах, Господь даровал им такую мученическую кончину, Вы сами знаете, что они причислены к Святым, это же огромное счастье, которое они заслужили своими прижизненными подвигами. А Вы говорите « Господь на это добро не давал». Всё в жизни происходит по Его воле, даже волосок с головы не упадет без его ведома. (и влас главы нашея не погибнет (Лк. 21: 18)). Простите, если чем обидели мои слова, но моё мнение таково. С уважением, Сергий.
Древо познания добра и зла символизировало собою, а точнее – реально представляло – право и приоритет Бога решать вместо человека и за человека – что такое добро и зло.
Первым в этот грех через гордыню свою впал Ангел. Гордыня - это присвоение права творить добро по своему только разумению, соответственно и самостоятельно определять зло. То есть гордыня - это "мечта" твари о "своей независимости" от Творца, "не подчинение" Его Воле. Гордыню - вот что более не принимает Бог в твари своей неразумной. У дьявола нет тела, нет страстей и даже денег. Все что у него есть - желание творить добро и зло по своему усмотрению.
Господь сотворил человека по образу Своему, наделив его особым даром – свободной волей. Человек с самого начала – свободное существо, он сам должен был сделать свой выбор.
Помимо воли Божьей у нас есть собственная, коснуться которой не может даже Господь. Бог через Христа и заповеди указывает нам путь к спасению в земной жизни (в этом выражается Его воля), а идти по нему или нет человек уже решает сам. Людей поступивших так с Игорем безусловно ждет воздаяние, но только не в этой жизни, а в следующей, где нашей воли уже не будет, а будет только Его.
Игорь,наши предки говорили:"Все,что ни делается,все к лучшему".
Почему Вам и вашим родственникам дано было пройти через такое испытание? Из-за денег отказываться от Бога?
Успокойтесь,пожалуйста,и помните:"Что отдал,то - твое!"
Все будет хорошо у Вас!
Игорю:
Для исправления нас, обличения нас в наших же грехах - открыть их нам (хорош тот кто видит свои грехи, ибо тот преуспевает), познания своей немощи, указания верной дороги, для освобождения нас от страстных привязанностей (деньги и пр. хлам) и пр. - Бог посылает (попускает) нам скорби. Скорбь - соскребаает с сердца коросту греховных страстей, очищает его при благодушном перенесении оных.
В этой ситуации, св отцы, советуют винить во всём себя (самоукорение), смотреть вовнутрь своей души во время скорби (по вашему описанию у вас внутри целая буря) - в этот момент страсти обнажаются и человек имеет возможность заглянуть себе истинному в лицо. Да, именно увидеть себя настоящего, встретиться с собой не припудренного фарисейством и законничеством. Не нужно обвинять родственников: "Мне суд, Аз воздам". Хотя, для нас принять это тяжело, гордыня не позволяет. Сатисфакция здесь и сейчас!Божий Промысл: «Люди же, нас оскорбляющие, не сами собою делают, а попущением Божиим, и потому они суть орудие Божие.
“Отпустите мало, отпустится вам много”
01:48Ольга:
"Есть проявление воли Божьей, а есть нашей собственной. Это разные вещи. Не Божью волю творили родственники, когда украли у Игоря деньги. Это называется идти против воли Божьей. Так получается, что можно абсолютно снять с себя ответственность за свои поступки, а потом все свалить на волю Господа."
Уважаемая Ольга! Ваше мнение , на этот счет, совпадает и с моим, я тоже считаю точно так же. Многие пытаются снять с себя ответственность, то у них одни виноваты в том, что они поступили именно так , а не иначе, то, вообще, оказывается, что это сам Господь Бог их сподвигнул на данный поступок.
Преподобные старцы Оптинские, помолитесь о нас грешных перед Господом!
Историю мне рассказала в Оптине, ныне почившая монахиня А.
Еще мирянкой,получившей очень большое выходное пособие - "отступные"- при увольнении с работы,решившая приехать жить в Оптину и заранее рассчитавшая на сколько ей хватит этих денег - увидела мать А. сон...
...Идет по московской улице, видит храм и слышит голос -"дай свои деньги на ремонт куполов". Сну не вняла.
Уехала матушка в Оптину, стала жить и пропали у нее деньги, кто-то украл. Как жить? На послушание ходить не могла-болезнь у нее была серьезная,а, значит, за жилье, еду надо платить. Что делать? Поехала домой, в Москву, идет по улице и вдруг перед ней тот храм - из сна,купола в лесах..., ремонт идет.
Матушка была из очень известного рода, давшего многих православных подвижников, очевидно, их молитвами все у нее утряслось, все Господь устроил: жила- денег с нее хозяева дома не стали брать, пенсии хватало на скромную пищу, постриг приняла за несколько дней до смерти по благословению старца, упокоилась на оптинском участке Козельского кладбища. Господь своих не оставляет, простите , Игорь, своим и забудьте про долг, а в Промысел Божий верьте.
Елена
Я понимаю тебя, Игорь. Не буду предметно рассказывать про свои скорьби. Была серия предательств людей , которым я доверял и сейчас фин. и социальное состояние крайне критическое. Все Это продолжается уже 5 лет. У меня были ( а может еще и будут) такие же помыслы: снять нательный крест. Не делай этого, все равно потом придется возвращаться и кается (знаю по опыту).
Так, что если мы не можем подняться до уровня всепрощения и смирения, то таким как нам , хотябы просто терпеть и не роптать на Его промысел. Может быть еще хуже.
Крест легко можно снять, потом трудно одевать придется, Так что лучше терпи.
С Богом !
Дорогой друг, не торопитесь снимать свой нательный крест. Ваша затруднительная ситуация может быть вот почему: вы сделали два взаимоисключающих пожелания "успешным и счастливым". Для христиан счастье - это радость в Боге. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все(материальные блага) – приложится вам» (Мтф. 6,22-33). Это вовсе не значит, что нам ждать манны небесной и ничем не заниматься. Это значит, что не надо земное благополучие ставить во главу угла. Быть христианами нам очень непросто. Мы постоянно должны поддерживать друг друга и словом и делом. А когда, я думаю, вы справитесь с обидой на ваших близких, то тогда и поймете, как с ними поступить. В наступающее время Великого поста желаю вам победы над своими страстями. Умудри вас Господь!
не делайте преждевременных выводов о справедливости Божией. Смиритесь с тем, что Бог всегда прав. Вы не знаете для чего это было сделано, но 100% для вашей пользы.
Вы же не умерли без этих денег? Кроме того, возможно, вы не подавали милостыню бедным и таким образом Бог компенсировал этот ваш недостаток.
Бог не нарушает воли человека, а ставит его в какую-то ситуацию и смотрит как этот человек поступит. Должна быть воля человека, чтобы поступить правильно именно поэтому Царство Божие тесным путем обретается.
А вы только чуть потеряли и сразу хныкать, не по-мужски это.
Потерю денег проще пережить, чем предательство человека (знаю по себе).
Но автор прав: ЧЕМ БОЛЬШЕ ВЫ ПРОСТИТЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ ПРОСТИТЬСЯ ВАМ.
Простите, если обидела.
И живу достаточно давно на белом свете, а никто меня не обижал. Сейчас бы так хотелось кого-нибудь простить от всего сердца, а некого!