Памятозлобие

Из наследия Оптинских старцев

Мучительная страсть

Памятозлобие (злопамятность) – мучительная страсть. Человек верующий знает, что Господь заповедал прощать обидящих и ненавидящих нас, и пытается простить. Но изгладить из сердца пережитую боль оказывается очень трудно. Мучают навязчивые помыслы об обидчиках и пережитой обиде, о том зле, которое нам причинили. Преследует желание отомстить, наказать, взять реванш. Это в нас говорит наш ветхий человек, который ослеплен жаждой мести и помнит только: «око за око, зуб за зуб».

Оптинские старцы учили бороться с памятозлобием.

Не смущаться, если чувствуешь в себе страсть злопамятности

Преподобный Лев учил не смущаться, если чувствуешь в себе страсть злопамятности, потому как победить страсти – дело совершенных, «художество из художеств и хитрость хитростей»:

«Вы упоминаете об устроении своем, которым, будучи оскорбляемы, смущаетесь, и доходите до малодушия. Вы хотите вдруг совершенства, не обучась и не претерпев вражиих нападений и не познав своей немощи и смирившись. Просто сказать: ты хочешь, быв еще младенцем, стать совершенным мужем; или: вступя на службу нижним чином, сделаться сейчас генералом; и начав учиться азбуке – вдруг читать все книги. Не многими ли трудами, подвигами и временем дошли до сего святые? Художество художеств и хитрость хитростей есть дело спасения, а не просто: как захотел, так и сделал».

Никто не может сотворить нам зла или оскорбления без воли Божией

Преподобный Макарий учил принимать обиду как попущение Божие к наказанию нашему или искусу нашей веры и помнить, что никто не может нанести нам обиды или причинить зла без воли Божией. Старец писал в письме к духовному чаду:

«Ежели мы веруем в Господа, то веруем и учению Его и Промыслу Его всеблагому, всепремудрому и вездесущему, а Он заповедал нам, чтобы любить не только любящих нас, а и самых врагов, и что никто не может нам сотворить никакого зла или оскорбления без воли Его; удостоверил, что Он имеет о всём промысл, что даже и птица не падет без воли Его (Мф. 10: 29), и влас главы нашея не погибнет (Лк. 21: 18) – аще Он не попустит; и ежели кто нас оскорбляет, то явно, что попущением Его, к наказанию нашему или искусу нашей веры, – и заповедал любить оскорбляющих (Мф. 5: 44)».

Преподобный напоминал, что наши обидчики суть оружие Божие, через них действует в нашей жизни Божий Промысл:

«Люди же, нас оскорбляющие, не сами собою делают, а попущением Божиим, и потому они суть орудие Божие».

Злопамятный и ропотливый увеличивает свои скорби

Преподобный Макарий объяснял, что по духовному закону злопамятный и ропотливый человек увеличивает свои скорби:

«Ты ропщешь, но тем самым увеличиваешь свои скорби; а когда ты подклонишь смиренно выю свою под руку Божию и будешь себя винить, кроме всех других вин, за нетерпение и ропот, то получишь облегчение и утешение в скорбях твоих».

Как бороться со страстью злопамятности

Преподобный Лев советовал для сопротивления страсти смиряться, не надеясь на свои дела, свои силы и свой разум, а уповая на милость Божию:

«Святые отцы, деятельно прошедшие путь сей и стяжавшие богатство благости чрез делание заповедей Христовых, оставили нам пример в учениях своих, чтобы чрез оное познавали в себе страсти, сопротивлялись им, а в уклонении к ним навершали смирением, самоукорением и покаянием; отнюдь не надеялись на свои дела или на свои силы и на свой разум – и только помалу очищались бы от страстей и приближались к Богу. Вспомните, что Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный, бесскорбный… Прошу Вас не отчаиваться, но Господу во всех случаях предаваться, ибо отчаяние доказывает явную гордость, от коей силен Господь Вас сохранить».

Преподобный Макарий, отвечая на письмо чада, которая жаловалась, что ее хотят несправедливо очернить, советовал для избавления от скорби и обиды винить во всём себя:

«Что ты пишешь о действиях против тебя сестер, желающих тебя очернить, – пусть будет правда: они делают неправду; а между тем неправда их соделывает в нас Божию правду… Кратко скажу: когда виним себя, то скорби избавляемся; а если виним других, то умножаются и продолжаются».

Старец Макарий также учил при появлении чувства обиды внутренне зазреть и укорить себя за проявление страсти:

«Не показать смущения, что ты не оскорбилась, невозможно, надобно соблюдать: “смятохся и не глаголах” (Пс. 76: 5), а внутренне зазреть и укорить себя за подвижение страсти. При таком делании мало-помалу получишь исцеление от страстей и дойдешь до того: “уготовихся и не смутихся” (Пс. 118: 60)».

Преподобный призывал строго наблюдать за своим устроением и помнить, что только самоукорение и смирение «есть победа на все страсти»:

«Помни, что самоукорение и смирение на все страсти есть победа, и враг ничтоже успеет».

Преподобный Варсонофий советовал искать силы для борьбы со страстью злопамятности и обидчивости в молитве:

«Милость мы окажем, пожалуй даже справимся со своей раздражительностью, но снести поношения да еще добром заплатить за него – это уже вовсе невозможно нам. Это преграда, которая отделяет нас от Бога и которую мы и перешагнуть не стараемся, а перешагнуть надо. Где искать силы для этого? В молитве».

Не обольщаться временным отсутствием брани

Преподобный Макарий наставлял не обольщаться, если кажется, что страсть затихла, потому что это чаще бывает от временного отсутствия брани, а не от того, что человек достиг бесстрастия:

«Вы обе теперь находитесь вне поприща и брани, то и спокойны, пока рать противного не сделала приступу. У вас направлена врагом брань не против кого другого, а друг против друга – то и надобно готовить оружие против врага: самоукорение, смирение и любовь. А какое в тебе является самооправдание и обольщение спокойною жизнью, не поведет ни к чему доброму. Итак, советую тебе держаться правил смиренномудрия, которое умерщвляет страсти, а не мнимого покоя, токмо усыпляющего оные».

«Отпустите мало, отпустится вам много»

Преподобный Иосиф о памятозлобии писал:

«Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение; но человек, не помнящий зла, опередил его или их, ибо истинно слово: “Отпустите мало, отпустится вам много” (Лк. 6: 37; 1 Кор. 13: 1–8, 13)».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Ольга Рожнёва

14 марта 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Гнев, раздражительность и обидчивость Гнев, раздражительность и обидчивость
Из наследия Оптинских старцев
Гнев, раздражительность и обидчивость Гнев, раздражительность и обидчивость
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Поучения Оптинских старцев о борьбе со страстями гнева, раздражительности и обидчивости полезно всегда иметь под рукой и перечитывать в трудную минуту, когда душа возмущается этими страстями.
Памятозлобие — это духовный рак Памятозлобие — это духовный рак
Архимандрит Софиан (Богиу)
Следуя слову святых отцов, мы постоянно напоминаем, что пост означает не только воздержание от скоромной пищи, мяса и молочных продуктов. Некоторые верующие очень строго соблюдают этот пост, и хорошо, что соблюдают, однако этого недостаточно. К физическому посту — отказу от пищи — мы всегда должны добавлять то, что является его сердцевиной, самым важным в нем, — отказ от зла.
Учение преподобного Анастасия Синаита о борьбе с грехом осуждения Учение преподобного Анастасия Синаита о борьбе с грехом осуждения
Ангелина Леонова
Тьма памятозлобия хуже всякого иного греха: всякий грех совершается в короткое время и быстро прекращается… Памятозлобие же непрестанно хранит пламенеющую страсть. Одержимый сей страстью – встает или ложится, молится или совершает путь – непрестанно носит жало в сердце. Тот, кто поработил себя сей страсти, не может ни вкусить благодати Божией, ни удостоиться отпущения грехов.
Комментарии
Elena13 августа 2019, 13:11
Преподобные старцы Оптинские, молите Иисуса Христа, Господа Бога нашего о спасении и здравии, прощении всех согрешений и помиловании душ наших, наставников, родителей и чад наших,всех ближних наших и всех ненавидящих и обидящих нас!Да не погибнут из-за нас души христианские!
Спаси, Господи, всех!
Слава Богу ЗА ВСЕ!!!
Оксана17 января 2019, 08:56
Спасибо, за такую статью!!!
лариса занина15 ноября 2017, 10:18
Позвольте выразить Вам благодарность.
Елена Копп27 марта 2017, 21:33
Слава Богу за все!!! За статью! И за эти диалоги! Главное , что "пострадавший"Игорь, Крест нательный передумал снимать!!!! А это уже многое значит! смотрю по годам, статья, уже 4 года как выложена....Как эти все Души участвующие в этом диалоге с пострадавшем Игорем,да и сам Игорь! Один Господь Вседержитель знает! Хочется верить,что Все продолжают нести,каждый Свой Крест!Со смирением!...Посмотрю на Крест Спасителя нашего!!!.На Распятого Господа нашего Иисуса Христа!!!...И весь мой жалкий ропот в пыль....Слава Богу за все! Слава Богу всегда! И ныне и присно! И во веки веков!!! Аминь!!! Ангела Всем Хранителя!!! Покрова Пресвятой Владычицы Нашей Богородицы!!!!
Александр 2 октября 2015, 13:43
Благодарю за статью !!!
Сергий20 апреля 2015, 11:44
Спаси Господи Вас и за статью спасибо.
step step16 марта 2014, 16:24
Спасибо Вам за статью.
Анна14 марта 2014, 21:11
Спасибо за статью

Ольга15 апреля 2013, 12:04
Виктору:
Ответ безусловно есть и уже давно, на примере святых. Вот пример мученической кончины святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Девочкам было 12, 10 и 9 лет, а какие муки они претерпели ради Христа, за то и попали в Его обители! Храни Вас Господи!
Алексей30 марта 2013, 15:14
Виктору:
Существо, лишённое свободы воли – всё равно, что автомат, робот, запрограммированный на определённые действия. Одарив человека свободной волей, Бог, будучи благим, не отбирает Своих даров, не посягает на свободу тварей, но уважает её, даже когда воля тварей противоречит Его воле.

"Конфликт между Божественной и человеческой волей порождает ту относительную волю Божию, которая называется попущением. Бог попускает направление человеческой воли не только в сторону добра, но и зла. Если бы Бог физически пресекал зло, то тогда свобода человека стала бы фикцией, более того, все человечество было бы обречено на уничтожение: ведь каждый из нас совершал тяжелые грехи, где его спасало только долготерпение Божие". архимандрит Рафаил Карелин

"Помните Ирода? Он убил четырнадцать тысяч младенцев и пополнил небесное воинство четырнадцатью тысячами мучеников-ангелов. Ты где-нибудь видел мучеников-ангелов? Диавол обломал себе зубы! Диоклетиан, жестоко мучая христиан, был сотрудником диавола. Но, сам того не желая, он сделал благо Христовой Церкви, обогатив Ее святыми. Он думал, что истребит всех христиан, но ничего не добился — только оставил нам в поклонение множество святых мощей и обогатил Церковь Христову". старец Паисий Святогорец
Виктор27 марта 2013, 18:46
Доброго здоровья и крепости духа всем братьям и сестрам во Христе.
После прочтения статьи и комментариев у меня возник вопрос, на который не могу пока сам себе дать ответ. Мне думается, что нет воли Божией на изощренные проявления зла творимого человеком, например, насилие сексуального характера над детьми. Я не думаю, что Господь посылает искус детям и было бы слишком грешно думать, что вразумление посылается родителям через насилие над их детьми. Помогите, пожалуйста, найти ответ на этот вопрос. Я верю, что ответ есть. Спаси всех Господи.
Сергий22 марта 2013, 10:22
Спаси Господи!
Ольге: Позвольте с Вами не согласиться, статья очень хорошая
и не двусмысленная, смысл один: На всё воля Божия и Его Промысел, который мы знать не можем.
А то, что Вы пишите « …когда наших же Святых отправляли на казнь? Разве они это заслужили?» Конечно же, ведь они теперь с Ним, в этом был весь смысл их жизни, оказаться рядом с Господом на Небесах, Господь даровал им такую мученическую кончину, Вы сами знаете, что они причислены к Святым, это же огромное счастье, которое они заслужили своими прижизненными подвигами. А Вы говорите « Господь на это добро не давал». Всё в жизни происходит по Его воле, даже волосок с головы не упадет без его ведома. (и влас главы нашея не погибнет (Лк. 21: 18)). Простите, если чем обидели мои слова, но моё мнение таково. С уважением, Сергий.
Ольга20 марта 2013, 23:44
Из статьи можно сделать вывод, что все что с нами происходит плохого - попущение Господа. Судя по комментариям люди делают вывод, что если что-то плохое происходит, то значит мы платим за свои грехи и мы это заслужили. Но как тогда понимать казни безвинных людей в концлагерях или когда наших же святых отправляли на казнь? Разве они это заслужили? Нет. Просто люди, дошли до скотского состояния и идут на страшные преступления. И это на их совести, Господь на это добро не давал. Поэтому история Игоря точно так же говорит о явной вине родственников, а не Игоря. А как сейчас поступит Игорь это уже второй вопрос. Это и есть момент, когда человек выбирает как ему поступить - по воле Божьей или против нее, остаться человеком или нет. И, судя по всему, поступит хорошо. Абсолютно нормально испытывать колебания в таких сложных ситуациях. Просто сказать, что простил - это одно, но чтобы прощение было настоящим, не фальшивым надо порой очень потрудиться и приходиться бороть свои сомнения и обиды. Но такие двусмысленные статьи явно в этом не помогают, а наоборот подрывают веру и путают понимание. Я статьей очень недовольна.
ROMA18 марта 2013, 17:27
U MENJA TOZE PROBLEMA S PORTNERAMI PO BIZNESU.OTSUDILI U MENJA POLOVINU PAEVOGO KAPITALA,VOVELI IZ PRAVLENIJA. OSTANOVILI RABOTU FIRMO.OCHEN ZLILSJA,HOTEL MESTI.A TEPER PROCHITAV KOMMENTARII PONJAL, CHTO VSE ETO SUETA SUET.UVIDEL V SEBE STOLKO NEGATIVA,ZLOSTI iTD.PONJAL CTO GOSPOD BOG RAZVEL NAS PO RAZNOE STORONO I UBERJOG MENJA OT CHEGOTO HUDSEGO.SLAVO BOGU CHTO TAK VSE PROIZOSLO.MSTIT NE BUDU.I SVOIH VRAGOV PROSCHAJU.
Елена18 марта 2013, 14:44
Спасибо за эту статью. Мне очень не хватало именно этих слов, объяснений,которые здесь сказаны.
Ксения18 марта 2013, 01:23
Всегда, когда самой не хватает терпения, когда начинаю роптать или злословить - вспоминаю, что Господь Наш ДОЛГОТЕРПЕЛИВ и МНОГОМИЛОСТИВ! Помоги нам, Господи!
Ангелина17 марта 2013, 22:34
Очень глубокий смысл!
Сергей17 марта 2013, 16:19
Игорь. Так в чем же заключается грехопадение? Прежде всего, в том, что человек присваивает себе не принадлежащее ему право решать, что такое добро и зло, то есть узурпирует право Божественное, становится на путь диавола: пытается сделать себя равным Богу.
Древо познания добра и зла символизировало собою, а точнее – реально представляло – право и приоритет Бога решать вместо человека и за человека – что такое добро и зло.
Первым в этот грех через гордыню свою впал Ангел. Гордыня - это присвоение права творить добро по своему только разумению, соответственно и самостоятельно определять зло. То есть гордыня - это "мечта" твари о "своей независимости" от Творца, "не подчинение" Его Воле. Гордыню - вот что более не принимает Бог в твари своей неразумной. У дьявола нет тела, нет страстей и даже денег. Все что у него есть - желание творить добро и зло по своему усмотрению.
Господь сотворил человека по образу Своему, наделив его особым даром – свободной волей. Человек с самого начала – свободное существо, он сам должен был сделать свой выбор.
Сергей17 марта 2013, 13:54
Согласен с комментарием Ольги.
Помимо воли Божьей у нас есть собственная, коснуться которой не может даже Господь. Бог через Христа и заповеди указывает нам путь к спасению в земной жизни (в этом выражается Его воля), а идти по нему или нет человек уже решает сам. Людей поступивших так с Игорем безусловно ждет воздаяние, но только не в этой жизни, а в следующей, где нашей воли уже не будет, а будет только Его.
Наталья16 марта 2013, 19:14
Игорю

Игорь,наши предки говорили:"Все,что ни делается,все к лучшему".
Почему Вам и вашим родственникам дано было пройти через такое испытание? Из-за денег отказываться от Бога?
Успокойтесь,пожалуйста,и помните:"Что отдал,то - твое!"
Все будет хорошо у Вас!
Анастасия16 марта 2013, 17:30
ИГОРЮ: есть пословица:"Спасибо Тебе,Господи,что взял деньгами!"
гость16 марта 2013, 15:08
Ежели мы веруем в Господа, то веруем и Промыслу Его всеблагому... а Он заповедал нам, чтобы любить не только любящих нас, а и самых врагов, и что никто не может нам сотворить никакого зла или оскорбления без воли Его...аще Он не попустит; и ежели кто нас оскорбляет, то явно, что попущением Его, к наказанию нашему или искусу нашей веры, – и заповедал любить оскорбляющих (Мф. 5: 44)
Игорю:
Для исправления нас, обличения нас в наших же грехах - открыть их нам (хорош тот кто видит свои грехи, ибо тот преуспевает), познания своей немощи, указания верной дороги, для освобождения нас от страстных привязанностей (деньги и пр. хлам) и пр. - Бог посылает (попускает) нам скорби. Скорбь - соскребаает с сердца коросту греховных страстей, очищает его при благодушном перенесении оных.
В этой ситуации, св отцы, советуют винить во всём себя (самоукорение), смотреть вовнутрь своей души во время скорби (по вашему описанию у вас внутри целая буря) - в этот момент страсти обнажаются и человек имеет возможность заглянуть себе истинному в лицо. Да, именно увидеть себя настоящего, встретиться с собой не припудренного фарисейством и законничеством. Не нужно обвинять родственников: "Мне суд, Аз воздам". Хотя, для нас принять это тяжело, гордыня не позволяет. Сатисфакция здесь и сейчас!Божий Промысл: «Люди же, нас оскорбляющие, не сами собою делают, а попущением Божиим, и потому они суть орудие Божие.
“Отпустите мало, отпустится вам много”
Елена М16 марта 2013, 08:55
3-16
01:48Ольга:
"Есть проявление воли Божьей, а есть нашей собственной. Это разные вещи. Не Божью волю творили родственники, когда украли у Игоря деньги. Это называется идти против воли Божьей. Так получается, что можно абсолютно снять с себя ответственность за свои поступки, а потом все свалить на волю Господа."
Уважаемая Ольга! Ваше мнение , на этот счет, совпадает и с моим, я тоже считаю точно так же. Многие пытаются снять с себя ответственность, то у них одни виноваты в том, что они поступили именно так , а не иначе, то, вообще, оказывается, что это сам Господь Бог их сподвигнул на данный поступок.
Елена М16 марта 2013, 08:44
Уважаемый Игорь! Очень рада за Вас, что Вам удалось осознать причину и, таким образом, справиться со своими чувствами.Вы пишите, что всему виной - Ваша гордыня. Вам помогли комментаторы это понять. Тогда, может быть, Вы и мне поможете? Объясните пожалуйста в чем заключалась Ваша гордыня? Вы считали себя лучше тех, кто лицемерил, лгал, совершал подлость по отношению к Вам, а теперь считаете, что Вы, в этом плане, ничуть не лучше их? Что и Вы такой же точно лгун, лицемер и подлец и потому не вправе на них обижаться? Или Вы для себя как-то иначе объяснили причины перемены Вашего мнения по данному вопросу?С уважением и надеждой на ответ, Елена М.
Ольга16 марта 2013, 01:48
Есть проявление воли Божьей, а есть нашей собственной. Это разные вещи. Не Божью волю творили родственники, когда украли у Игоря деньги. Это называется идти против воли Божьей. Так получается, что можно абсолютно снять с себя ответственность за свои поступки, а потом все свалить на волю Господа.
Лариса15 марта 2013, 19:14
Благодарю за статью. Как же она вовремя. Я уже несколько лет перед Великим постом ругаюсь то с сестрой, то с мужем, то с подругой. Потом дуюсь как сыч, и с большим трудом прощаю обиды. Почему-то это происходит накануне Великого поста, перед прощенным воскресеньем. И,чтобы простить и освободиться от липкого и противного чувства обиды, приходится прилагать большие усилия. А если не потрудиться -то прощенное воскресенье будет не настоящим, фальшивым.

Преподобные старцы Оптинские, помолитесь о нас грешных перед Господом!
Наталья15 марта 2013, 16:59
Игорь, все гораздо сложнее.Всеблагий Господь не впускал зла в мир,но желая всем спасения,не УСТРАИВАЕТ но ПОПУСКАЕТ иногда свершиться злой воле людей и бесов для нашего очищения и обучения. В итоге, все для нашего спасения, даже в мире, лежащем во зле. И не спасает против нашей воли. Трагедия вашего настоящего бунта в том, что Господь, хотя и скорбя о Вас, без Вас обойдется, а вот Вы без его помощи... Прощение врагов - самое трудное после смирения, достичь нелегко но необходимо. Наверняка это Вам урок для спсения, анализируйтие, молитесь, думайте. Отречение от Христа - тягчайший грех, не раскидывайтесь такими словами. С уважением
Галина (другая)15 марта 2013, 16:00
Игорю. Для чего-то это было нужно, для дела спасения Вашей души, наверное. Когда мы бываем в состоянии все понять и принять (вместить), тогда нам открывается Промысел Божий. Остается набраться терпения и ввериться Воле Божией.
Елена15 марта 2013, 15:24
Игорю.
Историю мне рассказала в Оптине, ныне почившая монахиня А.
Еще мирянкой,получившей очень большое выходное пособие - "отступные"- при увольнении с работы,решившая приехать жить в Оптину и заранее рассчитавшая на сколько ей хватит этих денег - увидела мать А. сон...
...Идет по московской улице, видит храм и слышит голос -"дай свои деньги на ремонт куполов". Сну не вняла.
Уехала матушка в Оптину, стала жить и пропали у нее деньги, кто-то украл. Как жить? На послушание ходить не могла-болезнь у нее была серьезная,а, значит, за жилье, еду надо платить. Что делать? Поехала домой, в Москву, идет по улице и вдруг перед ней тот храм - из сна,купола в лесах..., ремонт идет.
Матушка была из очень известного рода, давшего многих православных подвижников, очевидно, их молитвами все у нее утряслось, все Господь устроил: жила- денег с нее хозяева дома не стали брать, пенсии хватало на скромную пищу, постриг приняла за несколько дней до смерти по благословению старца, упокоилась на оптинском участке Козельского кладбища. Господь своих не оставляет, простите , Игорь, своим и забудьте про долг, а в Промысел Божий верьте.
Елена

Игорь15 марта 2013, 14:59
Спасибо всем большое за отзывы. Снять крест - спаси меня Господи и сохрани от такого шага, сам в ужасе от своего вывода и такой мысли. Конечно как у обычного грешного человека страстей во мне полно и бывали и сейчас мелькают и обиды на Господа Бога. Пусть Он простит меня за это, не по злобе сердца, а от непонимания Его замысла. А вывод сделанный мной из статьи натолкнул на следующую мысль. Правду и справедливость я все же меряю человеческими, субъективными мерками собственного "я", измерить ее мерой Господа мешает гордыня, которая ослепляет, не дает видеть объективное положение дел и еще...как стройно и гармонично у Него устроен окружающий нас мир, все подчинено строгим физическим и математическим законам, все четко, определенно и логически между собой увязано - это очевидно и лежит на поверхности и как все неоднозначно и многогранно в Его слове мне, как тяжело и со скрипом это понимается и познается на собственной шкуре. Храни всех Господь.
Елена М15 марта 2013, 14:25
Уважаемый Игорь! Для Вас написано столько советов в комментариях,но,извините, я тоже хотела бы Вам посоветовать и Вас поддержать в Вашем тяжелом положении. Вы пишите, что дело не в деньгах, что денежный долг Вы сами уже давно простили своим близким, а вот их лжи, лицемерия и подлости простить не можете.Прекрасно Вас понимаю, мне тоже подобные качества в людях прощать не удается, я просто прекращаю с ними всякое общение. Но вот только Ваш крест и Господь Бог тут, на мой взгляд,ни при чем. Ведь это мы делаем свой выбор: кому доверять, кому нет, кому верить - кому не верить. Именно эту свободу выбора дает нам Бог. Так что я не совсем согласна с тем, что всё происходит по воле Божией. К примеру, если Вашего ребенка встретит маньяк и педофил,то,извините меня, но я никогда не смогу согласиться с тем, что и это произошло по воле Божией, нельзя забывать и о существовании того, с кем мы постоянно должны вести борьбу - дьявол точно так же борется за наши души как и Господь Бог. Вам, напротив, следует не крест снимать, а постараться приблизиться к Богу, чаще молиться и не забывать просить его, чтобы он Вам помог устроить всё в Вашей жизни так, чтобы Вам это было во благо.
ТатьянаСем15 марта 2013, 14:14
Какая поучительная статья!!! И,самое главное вовремя,по-крайней мере для меня,когда начинается Великий пост и накануне Прощенного воскресенья!!!!Т.к я всегда думала,как можно простить и не помнить обид на человека,предавшего в трудную минуту(в моей ситуации беременную меня,) а затем и родившуюся дочку-ангелочка ни разу не увидеть,а сообщить об этом своей маме,кот.уже 76 лет и она с больными ногами ездит к нам по-возможности....как все ЭТО не помнить,если доченька в 2 годика и родственники ежедневно напоминают об этом человеке?Притом,что мы оба не юные и родила я в 43 года,а ему 45 было на тот момент...но я не жалею и пусть он будет счастлив как он сам хочет,но сердце болит и только Господь и молитва спасают,стараюсь молиться чаще....Прошу прощения за грехи и обиды вольные и невольные и от всего сердца прощаю тоже!!!!
Дима15 марта 2013, 12:26
Когда у меня заняли деньги и не отдали, я спросил сам себя: "А не "залезал ли я в чужой карман в своей жизни"?"... Оказалось залезал. Только с третьей попытки рассмотрел промысел.
Любовь Дубинина15 марта 2013, 11:30
Как умеем прощать , так умеем и любить и верить. Такое вот мерило ! Помоги нам , Господи!
Константин15 марта 2013, 10:18
Для Игоря.
Я понимаю тебя, Игорь. Не буду предметно рассказывать про свои скорьби. Была серия предательств людей , которым я доверял и сейчас фин. и социальное состояние крайне критическое. Все Это продолжается уже 5 лет. У меня были ( а может еще и будут) такие же помыслы: снять нательный крест. Не делай этого, все равно потом придется возвращаться и кается (знаю по опыту).
Так, что если мы не можем подняться до уровня всепрощения и смирения, то таким как нам , хотябы просто терпеть и не роптать на Его промысел. Может быть еще хуже.
Крест легко можно снять, потом трудно одевать придется, Так что лучше терпи.
С Богом !
Георгий15 марта 2013, 09:33
Дорогой брат во Христе,Игорь ! Хотел бы подбодрить Вас, и хотел , что бы обратили внимание на следующее- не главное в жизни деньги , а ВЕРА в Господа Бога даётся Вам во испытании.Помоги Вам Господи !
Мария15 марта 2013, 09:06
Игорь, я стесняюсь, но все же спрошу: "А как вы сами планировали этими деньгами распорядиться? Вы что, хотели их пустить на добрые дела или же промотать, так, как возможно, сделали ваши родственники?" Вам за что обидно, что не вы пустили деньги по ветру, так они бы, скорее всего, и у вас не долетели бы до добрых дел. Простите меня, если я нечаянно обидела вас... Хотя, как узнано мною из статьи, не случайно, а по воле Божьей. Простите меня, люди добрые. Молите за раба Божия Игоря, старцы Оптинские
Дионисий15 марта 2013, 08:50
Для Игоря.
Дорогой друг, не торопитесь снимать свой нательный крест. Ваша затруднительная ситуация может быть вот почему: вы сделали два взаимоисключающих пожелания "успешным и счастливым". Для христиан счастье - это радость в Боге. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все(материальные блага) – приложится вам» (Мтф. 6,22-33). Это вовсе не значит, что нам ждать манны небесной и ничем не заниматься. Это значит, что не надо земное благополучие ставить во главу угла. Быть христианами нам очень непросто. Мы постоянно должны поддерживать друг друга и словом и делом. А когда, я думаю, вы справитесь с обидой на ваших близких, то тогда и поймете, как с ними поступить. В наступающее время Великого поста желаю вам победы над своими страстями. Умудри вас Господь!
Светлана15 марта 2013, 04:59
Игорю:
не делайте преждевременных выводов о справедливости Божией. Смиритесь с тем, что Бог всегда прав. Вы не знаете для чего это было сделано, но 100% для вашей пользы.
Вы же не умерли без этих денег? Кроме того, возможно, вы не подавали милостыню бедным и таким образом Бог компенсировал этот ваш недостаток.
Бог не нарушает воли человека, а ставит его в какую-то ситуацию и смотрит как этот человек поступит. Должна быть воля человека, чтобы поступить правильно именно поэтому Царство Божие тесным путем обретается.
А вы только чуть потеряли и сразу хныкать, не по-мужски это.
Потерю денег проще пережить, чем предательство человека (знаю по себе).
Но автор прав: ЧЕМ БОЛЬШЕ ВЫ ПРОСТИТЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ ПРОСТИТЬСЯ ВАМ.
Простите, если обидела.
Константин15 марта 2013, 02:54
Игорю. Люди не могут понять промысел Божий о многих событиях, может Ваша ситуация спасла Вас от дальнейшего общения с родственниками, вдруг они бы бросили Вас в смертельной опасности, если бы Вы им доверяли? Или наоборот со временем воспоминания о их поступке растопят их сердца и приведут их к покаянию? Не унывайте, не теряйте веры и не снимайте крест, ведь Бог дал нам самое главное: жизнь и возможность быть крещёными в истинной Святой православной вере! простите если что не так сказал, храни Вас БОГ!
р.б. Евгений15 марта 2013, 01:29
Игорю. Даже если это и большие деньги были для Вас, то Вы все равно сможете благодарить Бога за то, что вы живы и в меру здоровы, и то же самое вы сможете сказать за по настоящему близких Вам людей. Что вы имееть (надеюсь :) крышу над головой, возможность каждый день что-то поесть и во что-то одеться, возможность общаться хотя бы по интернету с разными интересными Вам людьми, даже читать это сообщение :). А если не прощаете - Ваше право, но жить с ненавистью в сердце очень тяжко, поверьте. Раненый таким образом человек ранит и других, в том числе невинных и дорогих ему самому людей и так начинают страдать все. Господь не посылает нам испытаний свыше наших сил, а как мудрый Отец и Учитель указывает нам на наши ошибки (грехи) и слабости (страсти), а будем ли мы их исправлять - зависит от нас самих. И дай Бог нам сил, желания и настойчивости, чтобы увидеть себя в истинном свете, осознать, в чем мы слабы, и постараться исправляться и избавляться от всего того, что не дает нам жить в радости и мире с самим собой, с Богом и с другими людьми.
Галина14 марта 2013, 17:14
Да,умом понимаю,что все от Бога,по делам моим,в моменты "затишья" -прощаю.Но это пока"рать не сделала приступку",когда сам терпишь,а не больные дети.Помоги ,Господи!
Игорь14 марта 2013, 16:12
Статья нанесла прямой удар по моей вере. 5 лет назад мои родственники, пользуясь моим расположением к ним, заняли у меня крупную сумму денег, которую возвращать отказались открытым текстом. Более того, разговаривали со мной свысока и так, что считают свой поступок достоинством - жить и обращаться с людьми надо именно так как они и тогда будешь успешным и счастливым. Дело не в деньгах. Я им не простил и перед Господом Богом не прощу лжи, лицемерия и подлости. И не мстил им только потому что считал и верил, что придет время и Господь восстановит справедливость. И уж коль скоро из статьи следует, что это Промысл Божий, и конкретно - именно Его Рук дело, то мне остается только снять нательный крест. Бог, который на стороне лжи, лицемерия и подлости - не мой Бог. Я в раздумьях.
Наталия14 марта 2013, 16:09
Сестры! Вы счастливые! А у меня не только подвигов никаких нет - так ведь и простить-то некого от всего сердца!

И живу достаточно давно на белом свете, а никто меня не обижал. Сейчас бы так хотелось кого-нибудь простить от всего сердца, а некого!
Алексей Филатов14 марта 2013, 15:45
Спасибо!
Ольга14 марта 2013, 13:20
Спасибо,большое! Мне так это необходимо ,ещё раз спасибо...
Наталия14 марта 2013, 11:59
Спасибо. Для меня очень актуально.
Алла Задоя14 марта 2013, 11:25
Спасибо большое за статью! Мне сейчас именно эти слова так необходимы.Памятозлобие так мучает,душу просто разъедает её.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×