Духовная жизнь и «теория разбитых окон»

«Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов». Это слова молитвы Антуана де Сент-Экзюпери. Популярный профессор-богослов мог бы с ним согласиться: «Духовная жизнь это не просто благочестие, молитва, подвиг или отреченность от мира. Это строгая упорядоченность в развитии, особая последовательность в приобретении добродетелей, закономерность в достижениях и созерцаниях».

О чем-то подобном говорит евангельская притча о десяти девах, которые под вечер вышли навстречу Жениху. Пятеро из них, будучи мудрыми, взяли с собой запас масла. Жених медлил до полуночи, так что к моменту встречи их светильники продолжали гореть, тогда как у неразумных дев погасли. Пытаясь исправить дело и заправить свои светильники, эти несчастные потратили время и опоздали к брачному пиру.

Притча Христа выразительно передает личную драму всех тех, кто ждал, но не дождался; выдохся слишком рано; сошел с дистанции, не достигнув финиша. Однако она ничего не говорит о том, как избежать подобной участи. Как возможно подражать разумным девам? Отчего пропадает вдохновение и остывает вера?

Из поучений святых отцов нам известны три вида зла, охлаждающие любовь и отгоняющие благодать: небрежение, невежество и отсутствие дерзновения.

Анализируя генеалогию греха, отцы-аскеты приходили к выводу, что тяжелое беззаконие свершается не вдруг, но имеет свою предысторию и всегда начинается с небрежения к мелочам духовной жизни. Фарисейское внимание к деталям религиозного закона может вызвать усмешку, однако оно не всегда является бессмысленной формальностью.

В 1982 году криминалисты Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг представили научному сообществу «теорию разбитых окон». Суть ее такова: если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется. А потом поблизости начнут происходить преступления. Директор нью-йоркского метро Дэвид Ганн, взявший эту теорию на вооружение, приказал закрашивать граффити на вагонах своих поездов после каждого прибытия состава на конечную станцию. «Методично мы проходили маршрут за маршрутом. Состав за составом. Каждый вагон, каждый божий день. Для нас это было как религиозное действо», – рассказывал он позже. В результате преступность в подземке снизилась на 75%.

То, что криминалисты и социологи в конце XX века назвали «теорией разбитых окон», в христианской аскетике известно как концепция «мелкого греха», который прокладывает путь греху смертному. Как средство борьбы с этим явлением в Церкви существует таинство исповеди и практика ежедневного молитвенного правила. Первое позволяет регулярно менять «разбитые окна» своей души и покаянием очищать ее от «граффити» страстей; второе определяет границу естественной лени, полагает предел допустимого отступления, устанавливает некий минимум духовной жизни.

Подобная педантичность более чем оправдана: в духовной жизни не бывает мелочей. Как говорит в Евангелии Спаситель, «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом».

Второй противник вдохновения и благодати – невежество. Храмовая служба может оказаться для человека тягостной повинностью, потому что ее тексты представляются непонятными и туманными. Кто-то видит причину этого в архаичности церковнославянского языка. Но проблема состоит в другом. Молитвы и песнопения – это сложная поэзия, насыщенная разнообразными фигурами умолчания. Слушая анекдот, человек может просто не понимать языка, на котором тот рассказан, а может и не улавливать заключенного в нем юмора. То же с поэзией молитв: непонимание тонкого намека, аллюзий, реминисценций в тексте нельзя восполнить никаким переводом. А сами стихи, как и анекдоты, только страдают от объяснений.

Видимо, для того чтобы понимать тонкую и сильную поэзию церковных песнопений, нужно, не ленясь, познавать Священную историю, к которой они отсылают. Тому, кто не смотрел кинокартин Феллини, прогулка по Риму покажется пресной. Испанская лестница, фонтан Треви для такого человека будут тождественны сами себе и ни о чем не расскажут. Тому, кто не читал нобелевского романа Сенкевича, Колизей предстанет большим стадионом – ничто не кольнет сердце, не отзовется трагическим эхом. Что увидит невежественный турист, гуляя по древней Аппиевой дороге? Улицу, стесненную каменными стенами; пыльный пригород; заполненную автомобилями мостовую без всяких признаков тротуара. А меж тем Вечный город молчаливо рассказывает множество великих историй. Но со слезами по его улицам может пройти лишь паломник, то есть, тот, кто заранее знает свершившуюся здесь трагедию. Острота намека доступна лишь тому, кому уже известна подоплека дела. И сердце забьется сильнее, если помнишь ответ на вопрос «камо грядеши, Господи?», начертанный на стене неприметной часовни близ Капенских ворот.

Невежество всегда оборачивается равнодушием, за которым следует варварство. Неспособность почувствовать поэзию улиц – вот то страшное зло, которое руками правителей превратило Москву Толстого и Гиляровского в холодные зеркала небоскребов и торговых центров. Возможно, когда-нибудь властное невежество сделает то же и с Римом, и со всей церковной культурой.

Когда кто-то спросил философа Аристиппа, чем станет лучше его сын, получив образование, мудрец сказал: «По крайней мере тем, что не будет сидеть в театре, как камень на камне».

Нужно усердно познавать Священную историю. Только тогда даже в обыденных молитвах мощно зазвучит поэзия святых. Как «не насытится око зрением», так не утомится человек общением с Вечной Истиной.

Третье зло, охлаждающее веру, – отсутствие дерзновения, боязнь решительного поступка, уклонение от своей миссии. В жизни современника зачастую нет события более значимого, чем исход футбольного матча или телетрансляция очередной Олимпиады. Молитва его бездушна, потому как у него отсутствует действительно веский повод обратиться к Творцу неба и земли. Нетрудно заметить, что герои Евангелия, которые не знали «синдрома пастырского выгорания», являли собой прямо противоположный тип человека.

Характер апостола Петра ярче всего проявился в его просьбе, обращенной к Спасителю: «Господи! Если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде!» В других случаях чудеса, творимые Христом, имеют трагический и торжественный смысл. А здесь? Какой смысл выходить из лодки навстречу Иисусу, когда Он Сам идет к ожидающим Его апостолам? Со стороны Петра это была чистая авантюра, реакция по-детски непосредственой души на чудо, совершаемое Спасителем. Ему захотелось самому так попробовать. И Господь сказал: хочешь – иди.

Впрочем, в порыве Петра можно заметить еще кое-что, на этот раз серьезное. Дерзновение – это красивая мужская добродетель, которая питается верой и способна обернуться подвигом. Это сила, удерживающая нас в жизни в качестве ее героев, а не зрителей. Она-то и делает простого рыбака не статистом Священной истории, а ее действующим лицом. Отсюда понятно, почему именно Петр становится первоверховным апостолом, хотя не он призван первым и не его евангелисты называют любимым учеником Господа.

Наш век становится безнадежно расчетлив. И это происходит не от возвышения ума, а от упадка веры. Вот человек, который собирался сделать важный жизненный шаг, но так и не решился, посчитав, что ему недостанет сил для этого. Но кому их достанет? Святому Петру было точно известно, что человек не может ходить по поверхности Генисаретского озера. А он тем не менее призвал: Господи, повели мне придти к Тебе по воде! И, получив благословение, он без колебаний вышел вон из лодки, чтобы сделать невозможное.

Христос заповедал нам не заботиться о завтрашнем дне, а отправляя на проповедь Своих учеников, повелел им не брать с собой даже смены одежды. Может, это означает, что Он Сам поведет нас по всякому пути? Может, от человека не требуется ничего большего, как только дерзнуть выйти на этот путь, даже отчетливо осознавая, что пройти его ему не по силам?

«Господи, повели мне!» – хорошая молитвенная формула перед началом невыполнимой миссии. Дерзновение, воля к духовному просвящению и порядку, по мысли святых отцов как раз и составляют начало того искусства, которое Экзюпери называл «искусством маленьких шагов».

Сергей Мазаев

29 марта 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Может ли грех быть мелким? Может ли грех быть мелким?
Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков)
Пожалуй, каждому христианину приходилось слышать от людей малоцерковных или вовсе незнакомых с Православием: «Подумаешь, это же не такой страшный грех. Вот если бы я кого убил или украл миллион!». Что ответить на такое утверждение? Может ли грех вообще быть нестрашным? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.
Искушение Искушение
Так о чем все-таки говорит Христос?
Искушение Искушение
Сергей Мазаев
«Лучше умереть, чем согрешить». Так оценивали грех святые.
Бездействие тоже зло Бездействие тоже зло
Протоиерей Георгий Схиртладзе
Бездействие тоже зло Бездействие тоже зло
Протоиерей Георгий Схиртладзе
Люди часто думают, что времени у них еще много и как-нибудь потом, позже они успеют раскаяться в грехах, потому-то они так мало беспокоятся о каждодневных своих многочисленных прегрешениях. Но кто нам дал знание об истинной сути времени и законах его движения? Никто не знает, когда кто покинет этот мир, поэтому о спасении души христианин должен думать ежедневно, ежеминутно, не теряя ни секунды.
Нет отдельных грехов и отдельных добродетелей Нет отдельных грехов и отдельных добродетелей
Прот. Андрей Ткачев
Нет отдельных грехов и отдельных добродетелей Нет отдельных грехов и отдельных добродетелей
Протоиерей Андрей Ткачев
Есть тысячи важных вещей, которые по отдельности столь малы, что мы склонны не придавать им значения. Но собранные вместе, они приобретают силу. И если мы пренебрежем этой простой истиной, враг победит нас, поскольку он этими истинами не пренебрегает. Он прекрасно знает, что человек не станет творить большое зло, пока не оплетется по рукам и ногам мелкой ложью и «повседневными» грехами.
Комментарии
Татьяна 26 апреля 2013, 14:31
Супер! Как измучило невежество! Как впадаешь от него еще и в грех тщеславия, осуждения!
Сергий 5 апреля 2013, 09:51
Со всем согласен, верно! Добавлю пожалуй - эгоизм (одно из орудий гордыни). До тех пор пока мы ждем, молим у Господа СЕБЕ окаянному жизни попдъемнее, пути попрямее, креста полегче - будем небрежны, будем охладевать. Положим душу свою за други своя (в ущерб своим заботам, здоровью, вниманию, досугу) - неохладеем.
Александр 2 апреля 2013, 18:34
Спаси Господи, Сергий. Очень интересная композиция статьи и экзегетика некоторых отрывков похожа на проповедь. Это мне напомнило протестантскую гомилетику в лучших ее традициях. Вы не из бывших случайно? Не останавливайтесь, пишите. Очень интересная трансформация образов и примеров.
Александр 2 апреля 2013, 07:43
Спаси Бог! Статья вдохновляет.
Татьяна 2 апреля 2013, 01:16
Меня статья просто потрясла! Спаси Господи раба Божия Сергия!
Ирина Якуш 2 апреля 2013, 00:02
Слава Богу, что есть ваш сайт, и мы можем приостановить нашу повседневную суету и задуматься о своей жизни и своих действиях. Благодарим вас за труды!!!
Денис 1 апреля 2013, 12:45
Слава Богу! Сергей, спасибо. Дерзновения, любви, сил и мудрости нам всем.
Екатерина 1 апреля 2013, 11:07
Оказавшись в Риме, мыслила я как настоящий варвар, описанный в статье.
Мне кажется, тут вопрос не веры, а образования и воспитания.
"Верующий" варвар равнодушен к чужой культуре.
Истинно верующий никогда не будет рушить историю.
А вот образованный варвар равнодушен к вере.

Одно но: я не могла понять в Риме, почему так много представителей российской интеллигенции поганят свое Отечество, ставя в пример запад. Что там есть такого, ради чего стоит уезжать?
Учиться - да. Путешествовать - да. Порадоваться, что там красиво - да.
Но у нас все равно намного лучше.

Спасибо за статью!

С любовью,
Екатерина

Андрей_0131 марта 2013, 13:57
Что касается невежества, то тут можно поспорить. От чрезмерно "образованных" бывает часто больше бед, чем от неграмотных людей, и наше время тому яркое подтверждение.

А вот частная история про борьбу против "граффити" заинтересовала. Почему у нас практически не находится общественных организаций и органов власти, которые занимались бы системной борьбой против "граффити"?

В других странах в этом деле накоплен опыт, есть даже спец. хим. составы для покрытия стен во избежание граффити.

Многие наши граждане не догадываются, что значительная (если не большая) часть "граффити" на их жилых домах и общественных зданиях имеет кощунственное с точки зрения христианства содержание. И все как-то молчат и терпят это безумие, к сожалению.

Бог в помощь добрым людям.


Елена31 марта 2013, 08:48
Спасибо за духовное наставление всем православным христианам !мне очень понравилась статья Протоиерея Андрея Ткачева.
Юлия30 марта 2013, 22:43
Слава Богу! Спасибо за статью, очень проникновенно написано.
иоан30 марта 2013, 22:02
статья очень серьезная тяжело признавать свою маловерность еще тяжелее признавать свою никчемность духовную Господи как выбраться из греховного тупика вразуми несчастных нас помоги выйти из греховного круга и как выйти на тяжкий но благодатный путь к одесную Тебе
Всеволод30 марта 2013, 20:48
Большое спасибо за статью!
Оксана30 марта 2013, 18:15
Не в бровь, а в глаз! Спаси Господь! Благодарю Господа за все!
Алексей30 марта 2013, 09:18
Спаси Бог автора за эту замечательную статью!
р. Б. Иулия29 марта 2013, 22:51
Спасибо!
Людмила29 марта 2013, 21:34
Спасибо большое, очень хорошая, глубокая и жизнеутверждающая статья.
р.Б. Елена29 марта 2013, 21:26
Уважаемый Сергей,
Какие глубокие мысли! Огромное спасибо Вам! Пишите еще, пожалуйста!
Илья29 марта 2013, 19:37
В тревожное и непредсказуемое время мы живем.Маловерие разъедает душу.Сердце не имеет любви.Ложный страх подавляет волю.Ищем от людей,забывая о Боге.Душа тоскует,ищет мира и не находит его.Господи,помоги.
Мария29 марта 2013, 19:24
Спасибо автору! Замечательная статья!
Марина29 марта 2013, 19:15
СПАСИ ГОСПОДИ СЕРГИЯ ЗА СТАТЬЮ. Очень точно о духовных подвигах и падениях написано!
ирина, киев29 марта 2013, 19:11
Прекрасная статья, Сергей !
Большое спасибо!
Евгения29 марта 2013, 16:33
Спасибо Господи!
Елена М29 марта 2013, 15:38
Хорошая статья, жаль, что еще не везде взята эта теория на вооружение, было бы не плохо, если бы вцелом, по всему земному шару, преступность снизилась на 75%....
Татьяна29 марта 2013, 15:36
Спасибо, Сергей! Какая хорошая статья, призывающая не бояться и дерзать! Пишите, Сергей, мы ждем Ваших статей. Уже собираем Ваши статьи для миссии, которую хотим ненавязчиво проводить по мере своих сил...С Божией Помощью! А "Цитадель" действительно сильное произведение, вчера прочитала, что найден (давно) браслет с именами Антуана де Сент-Экзюпери и его жены Консуэло...
Катерина29 марта 2013, 14:32
Спасибо огромное за наставления! Очень глубокие и мудрые размышления!
eka 29 марта 2013, 13:11
spasibo -ochen glubokaia statia,deistvitelno nevejestvo vsemu vinoi
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×