Ароматное вино для зрелых духом

Догматика Православной Церкви сложна. Сложна не так, как сложна теоретическая физика или иная мудреная наука с малым числом адептов. Сложность заключается не только в высоте предмета, и в необходимых (длительных и напряженных) интеллектуальных усилиях по его освоению и проч. Нужна жизнь по Евангелию, прежде всего. Потом, по мере исполнения заповедей и постоянного стремления к Богообщению, откровение тайн может прийти, как дар от Бога. Может прийти, но не обязано придет. Были ведь и ныне есть многие чистые по жизни люди, искренние угодники Бога, но не получившие доступ в то святилище, откуда выносится разумение догматов и способность их изъяснять. Необходимое сочетание благодатной опытности и высокой умственной культуры делает отцов Церкви чрезвычайно редкими представителями человечества.

Описывая жизнь Моисея законодателя в одноименном труде, Григорий Нисский объясняет трехчастную периодизацию жизни Моисея. 40 лет тот провел при дворе фараона, 40 лет пас овец тестя, 40 лет водил Израиля. Эти три равновеликих периода соответствуют, по мысли св. Григория, а) постижению светской мудрости, б) деятельному очищению души и аскетизму и в) тайнозрению и постижению сокровенного. Такие же необходимые этапы можно прослеживать и в жизни отцов Церкви, допущенных Богом до постижения и изъяснения догматов.

Вначале нужно возмужать и окрепнуть, начать мыслить не как младенец, а как зрелый человек. (См. 1 Кор. 13:11) Затем предстоит войти в труд деятельного к Богу восхождения. Это путь пустыни, внутренних усилий, молитв и аскетических трудов. Если он проходит правильно, если душа претерпевает необходимые изменения (очищается ум, увядают страсти, приобретается опыт, разум уже не скользит по поверхности, но проникает вглубь веры и проч.) то Бог может ввести человека в нечто большее, не прогнозируемое заранее и трудно поддающееся описанию. Там, в третьей фазе восхождения, знание становится ведением и в существо человека, как в скинию, совершается вселение Божества. Вино молодое вливается в приготовленные и прочные мехи, которые не прорвутся. Прежние знания, накопленные, как над книгой и в разговоре с мудрыми, так и приобретенные затем в одиночестве своей личной «пустыни», обращаются на то, чтобы изложить внятно и максимально точно доступную правду о Боге.

Пользуются впоследствии этой изъясненной правдой очень многие. Работает удивительный закон: Бог находит кого-то одного, этого одного воспитывает и возводит к Себе, чтобы через него потом просветить и образумить великое множество. Так найден Авраам, Моисей, Давид, Павел, Василий Великий, Григорий Палама, другие.

Здесь же таится и некая сложность, понятная в аналогии. Пользователей мобильной связи сотни миллионов или более того. Но понимают принципы работы мобильной связи очень немногие. Остальные просто «горды за человечество». Так же и в религиозной жизни. Евреи гордились Моисеем, плохо понимая, чему же именно он их учил. Отсюда их слова: «Мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он» (Ин.9:28-29). Но тот Моисей, которого они признают учителем, на самом деле судья для них. И вот Христовы слова об этом: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Ин. 5:45-47)

Так же и мы можем повторять исповедальные формулы Символа или молитвенные тексты, не до конца проникаясь ими, не вполне живя их смыслом. Зато с лихвой можем компенсировать недостаток духовного опыта конфессиональной гордостью. Не будут ли и нам судьями Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Палама и прочие светильники веры? Вопрос более чем серьезен. В отношении отцов необходимо чтение, но не только почитание. Необходимо постепенно восходить вслед за отцами в область им доступного света. Пусть отцы идут далеко впереди, но и мы не должны просто стоять у подножия горы в ожидании, что учитель, как некогда Моисей, снесет нам сверху некие скрижали. Стоять у подножия просто небезопасно, поскольку в ожидании откровения, народ начинает «есть и пить», а потом «играть», т.е. безумствовать в идолопоклонстве. Именно так было у евреев. Нужно именно восходить в гору по стопам учителей. Восходить медленно, осторожно, рассчитывая силы, не отрываясь от идущих позади и не наступая на пятки идущим впереди, но нужно восходить. Тогда наследие отцов будет осваиваться и жизненно применяться, а не стоять на полках в красивых переплетах и служить темой гордых споров о первенстве.

Палама был образованный человек, прошедший монашеский искус на Святой Горе и избранный Богом для управления словесной паствой. Его жизнь вполне соответствует тому трехчастному восхождению, которое описывает Григорий Нисский, говоря о Моисее. И учение его заключается не только в защите священнобезмолвствующих, в учении об энергиях Божества и в связи с этим, о Фаворском свете. Это – ароматное вино для зрелых духом. Для простых людей у Григория было молоко нравственных назиданий. Так и было явлено ему однажды двоякое свойство епископского служения. Ангел подал Григорию сосуд с молоком, которое по мере питья становилось уже ароматным вином. Означало это, что учить нужно не всех всему, но соизмеряя высоту учения с высотой жизни слушающих. Одних следует поить чистым молоком здравого учения, как новорожденных младенцев (См. 1 Пет. 2:2) Других (окрепших и усовершившихся) – вином великих догматов.

Рассудим о себе, поминая святого. Не будем хвататься за кувшин с вином, если по возрасту нам положено молоко начальных учений. Но будем пить (постигать и потреблять на пользу) предназначенное для нашего чина, чтобы не скучать у подножия Фаворской горы (на ней Григорий видит славу Господа) и не соблазняться от скуки идолопоклонством, но постепенно восходить в горы, «откуда придет помощь моя» (Пс. 120:1)

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
ТаняСем17 марта 2014, 10:10
Как же вовремя попадаются такие статьи во время Великого Поста!Сердечное спасибо всем сотрудникам этого прекрасного и НУЖНОГО ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ сайта!Такие наставления мне,"стоящей у подножия той самой горы", как раз очень нужны,когда хочется всем сердцем соблюсти Божьи заповеди,а сил нет...и получается,как в статье батюшки Андрея - то"отрываюсь от идущих позади,то наступаю на пятки,впереди идущим" вместо того,чтоб "восходить медленно и самое главное грамотно"!Укрепи меня,Господи,грешную в моем медленном всхождении!Слава Богу за все!
Андрей16 марта 2014, 21:21
Спаси Бог Отец Андрей. Многое узнал.
Катерина16 марта 2014, 14:33
Спасибо Вам большое за проповедь, на многое мне глаза открыли. Очень интересно, я об этом и не думала.
Нина Фатеева16 марта 2014, 12:48
Скажу , по-стариковски - просто:
все знаем , что надо соблюдать Заповеди Божии , что - трудно , но надо. Господь скажет : ''Мой человек...''
Полагаться на Бога , что тоже трудно , т.к. чаще полагаемся на себя , знакомства...
Благодарить Бога за все! ( понять и принять - это)
Естественно быть воцерковленным , принимать причастие.
По себе скажу , что будучи подчас ленивой и нерадивой - много теряю...падаю своими грехами и поднимаюсь с Божьей помощью. Радуюсь делам тех , кому дано больше.
Иван11 июня 2013, 23:08
Благодарю Вас отец Андрей! О духовном могут рассуждать только духовные, а нам остается молоко начальных учений. Но будем пить (постигать и потреблять на пользу) предназначенное для нашего чина, чтобы не скучать у подножия Фаворской горы (на ней Григорий видит славу Господа) и не соблазняться от скуки идолопоклонством, но постепенно восходить в горы,.... как просто и понятно сказано. Спаси нас всех Господи!
Evfrosinija11 июня 2013, 17:09
Welikolepno! Spasibo!
Aslania14 апреля 2013, 18:25
Алексей: мой вопрос был не о том. Я ценю Ваш ответ, но он касается другой темы.
Алексей10 апреля 2013, 13:40
Аслании-
Не хочу отвечать за автора, просто выскажу моё понимание вопроса.
Мы учимся светскому знанию постепенно и долго: читать, писать, считать; на смену простым понятиям приходят сложные, на смену правилам - законы, аксиомы, теоремы.
В вопросах веры все не так: школы, традиции веры у большинства из нас, родившихся и живших еще в атеистическом Советском Союзе, - не было. И возникает ситуация, когда люди, не прочитав Катехизиса, пытаются жить по Добротолюбию. Стремление к вере есть, а почвы - никакой, результат очень часто печальный. Неокрепшая вера, вместо того, чтобы преобразить жизнь человека и его ближних по христианским законам, уводит его от истинного служения им и Богу. Это состояние называется прелестью.
В словах прот. Андрея о простых людях нет пренебрежения. Все святые считали себя не только простыми людьми, но и величайшими грешниками. Мы же должны верно оценивать меру своего духовного возраста, не представлять себя "академиками" духа, не окончив и 1-го класса. Рассудительность такого рода - необходимое условие в деле спасения собственной души.
Владимир Николаевич 8 апреля 2013, 14:56
Подняться до вершин православия дано единицам. Но хорошо в меру своих сил одолеть хотя бы первые ступени. Плохо, когда ума маловато, а гордыни с избытком. Такое наблюдается у "фанатиков" веры. Знают и как молится, как и когда поклоны бить, как пост блюсти. Форма соблюдена, а содержание на уровне инстинктов.
Так было в 1917. В религии находились как в КПСС. Отворачиваться от веры многим и не нужно было. Эти многие - деклассированные элементы, лодыри по жизни.
Слушая сегодняшних батюшек по "Союзу", по "Спасу" радуешься серьезности отношения к религии, которую они несут.
Сам подход к крещению, к исповеди, который они разъясняют и исповедуют заставляет народ задуматься, понять, что покреститься, это не в баню сходить.
Думаю, что с Божьей помощью и с помощью таких батюшек как Андрей многое в нашей жизни изменится к лучшему.
Aslania 5 апреля 2013, 17:35
Мы должны искать и просить спасения души, а зачем кому-либо "ароматное вино". Интересно, почему так коротко и зачем ставится акцент на деление на категории, простых и непростых верующих. Нравственные назидания никому не помешают, особенно в наше время. Любой человек подвержен икушениям, любой может впасть в грех. Или протоирей Андрей Ткачев считает, что есть некая особенная категория избранных. Хотелось бы прочитать его ответ на эти вопросы.
Елена М 3 апреля 2013, 15:08
Сейчас прочитала в притчах Соломоновых: глава 8:13 "Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомение и злой путь и коварные уста я ненавижу" - так говорит Соломон устами Премудрости Божией.
Елена.Украина 1 апреля 2013, 23:35
Неплохо. Когда Вы пишете о святых,получается гораздо лучше и понятнее,чем когда "сам автор может не понимать кое-чего и пишет то, что умнее его самого."
татьяна31 марта 2013, 22:38
Глубоко и очень важно
Людмила31 марта 2013, 21:06
Всечестный отче Андрее!Читаю с интересом Ваши статьи.Многие из них и направлены на то, чтоб напитать нас духовным молоком,заставить думать, относиться к себе и окружающему миру критически,осмотрительно,выйти из тесных рамок суетного мира,постоянно развиваясь.Многое можно (слава Господу!)полезного подчерпнуть из Ваших размышлений.Одного для себя не нахожу(может моя оплошность)-комментариев на происходящии события в нашей жизни.Вот уже готовы биометрические паспорта и стараниями Тигипка по квартирам ходят ювенальщики,даже свидетельства о рождении будут выдаватся с микрочипом (я об Украине).Нужно ли будет стаду заклейменных баранов ароматное вино Богопознания?
Вера и Мария31 марта 2013, 19:21
Очень интересная статья.Благодарим Вас о. Андрей!
Анна31 марта 2013, 18:52
Спаси Господи, отец Андрей!
Михаил31 марта 2013, 18:31
Отец Андрей, спасибо! Мудро и изящно.
Но КОГДА и КАК и Вы это пишете? Не могу представить.
Надежда - "просто человеку"31 марта 2013, 16:39
Этим, кроме всего прочего, и удивительна жизнь Церкви и в Церкви, что люди разные, с диаметрально противоположными характерами, способностями, склонностями, объединяются в единое целое, не теряя своих личных качеств, оставаясь разными. Объединяются верой и любовью. И, если люди действительно нелицемерно тянуться ко Христу, стараются поступать по любви, то нет никаких сложностей, радостно и мирно всем. Как в семье, где Отец дает потребное каждому, и старшие дети уже могут пить вино, а младшие - пока только молоко.
Евгений31 марта 2013, 14:34
Одним словом- это отец Андрей.....
р.б.Сергий31 марта 2013, 14:30
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Ароматное вино может быть опасно и для зрелых духом!
Не научив неофитов Страху Божию (вкушению молока) не подготовить и верных для брачного пира с Милосердием Божием (с ароматным вином)!
Как нет прощения без покаяния, так и не взрастить Любви к Богу, от рабской до сыновней, без Страха Божия, без несения своего Креста! Поэтому, призывая человека к духовному восхождению, должно пастырю готовить его и к тернистости и к опасности пути ко Спасению. Без благоразумного покаяния (со Страхом Божиим) драгоценный кувшин с молоком, превращающимся в ароматное вино, способен и зрелых духом увлечь в пропасть!
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Дима31 марта 2013, 00:15
Спаси Господи! Хорошая статья!
Дмитрий30 марта 2013, 23:30

Очень трудно начинать с молока в 67

но надо пробовать

Спаси Господи
Оксана30 марта 2013, 20:36
Как красиво сказано! Большое спасибо!
Тамара30 марта 2013, 18:23
"Не будем хвататься за кувшин с вином, если по возрасту нам положено молоко начальных учений". Как верно сказано! И сколько нужно попотеть, и попросту отказаться от своей самости, чтобы ухватиться за благодатный кувшин...Помоги нам,Господи, хотя бы понять это умом, как тонко подметил о. Андрей! Спасибо, что открыли глаза и на этот вопрос. Храни Вас Господь!
Татьяна30 марта 2013, 18:09
Спасибо, батюшка Андрей, за , как и всегда, душеприятное, понятное и полезное наставление.
Храни Вас Господь!
Татиана
Оксана30 марта 2013, 18:02
Спаси Господь, отец Андрей! Слава Господу за все и за Вас!!!!
Лара30 марта 2013, 15:28
Это творение свт.Григория Нисского, о котором упоминается в статье, называется "О жизни Моисея законодателя". У меня это настольная книга - очень интересная.
Ирина30 марта 2013, 13:44
Спасибо, о. Андрей за ваше Слово, как всегда, очень нужное
Храни вас Господь
ирина, киев30 марта 2013, 12:49
Какая хорошая статья, отец Андрей!
Жаль, что коротенькая...
Кланяюсь с благодарностью за труд Ваш во Славу Господню.
Мария30 марта 2013, 12:43
что для нас есть идолопоклонство?


благодарим
Татьяна30 марта 2013, 12:43
При чтении даже ощущается аромат вина и теплота молока для новоначальных. Как замечательно, что у нас есть такие пастыри! Как Соломон писал, также красиво и поэтически образно...Спаси Господи, отца Андрея!
Елена М30 марта 2013, 12:33
Благодарю Вас, батюшка Андрей.
просто человек30 марта 2013, 10:51
Да, "конфессиональная гордость" - вещь страшная. Но, увы, это реалии нашей религиозной и духовной жизни. Например, Торжество Православия. Серьёзный праздник, но о чём он? О молоке для простых или о вине для зрелых? Где та грань между духовным поиском и творчеством во Христе, и соблюдением многовековых традиций, установленных не нами?Как примирить между собой радостно и законопослушно пьющих молоко и тех, чьё сердце питается вином? Перые часто бывают агрессивны в своём законопослушничестве, вторые - просто сознательно незаметны, понимая всю тщетность любой попытки поделиться тем, что Бог открывает их зрелому сердцу. Тема бесконечная и очень сложная.
Екатерина30 марта 2013, 08:06
Очень долгожданная статья! Спаси Господи Вас, о. Андрей!
Эльвира30 марта 2013, 07:37
Спасибо, отец Андрей! Вам много дано от Бога и Вы не зарываете талант в землю, а приумножаете его.
С уважением, Эльвира
Василий30 марта 2013, 06:03
Благодарю.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×