Описывая жизнь Моисея законодателя в одноименном труде, Григорий Нисский объясняет трехчастную периодизацию жизни Моисея. 40 лет тот провел при дворе фараона, 40 лет пас овец тестя, 40 лет водил Израиля. Эти три равновеликих периода соответствуют, по мысли св. Григория, а) постижению светской мудрости, б) деятельному очищению души и аскетизму и в) тайнозрению и постижению сокровенного. Такие же необходимые этапы можно прослеживать и в жизни отцов Церкви, допущенных Богом до постижения и изъяснения догматов.
Вначале нужно возмужать и окрепнуть, начать мыслить не как младенец, а как зрелый человек. (См. 1 Кор. 13:11) Затем предстоит войти в труд деятельного к Богу восхождения. Это путь пустыни, внутренних усилий, молитв и аскетических трудов. Если он проходит правильно, если душа претерпевает необходимые изменения (очищается ум, увядают страсти, приобретается опыт, разум уже не скользит по поверхности, но проникает вглубь веры и проч.) то Бог может ввести человека в нечто большее, не прогнозируемое заранее и трудно поддающееся описанию. Там, в третьей фазе восхождения, знание становится ведением и в существо человека, как в скинию, совершается вселение Божества. Вино молодое вливается в приготовленные и прочные мехи, которые не прорвутся. Прежние знания, накопленные, как над книгой и в разговоре с мудрыми, так и приобретенные затем в одиночестве своей личной «пустыни», обращаются на то, чтобы изложить внятно и максимально точно доступную правду о Боге.
Пользуются впоследствии этой изъясненной правдой очень многие. Работает удивительный закон: Бог находит кого-то одного, этого одного воспитывает и возводит к Себе, чтобы через него потом просветить и образумить великое множество. Так найден Авраам, Моисей, Давид, Павел, Василий Великий, Григорий Палама, другие.
Здесь же таится и некая сложность, понятная в аналогии. Пользователей мобильной связи сотни миллионов или более того. Но понимают принципы работы мобильной связи очень немногие. Остальные просто «горды за человечество». Так же и в религиозной жизни. Евреи гордились Моисеем, плохо понимая, чему же именно он их учил. Отсюда их слова: «Мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он» (Ин.9:28-29). Но тот Моисей, которого они признают учителем, на самом деле судья для них. И вот Христовы слова об этом: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Ин. 5:45-47)
Так же и мы можем повторять исповедальные формулы Символа или молитвенные тексты, не до конца проникаясь ими, не вполне живя их смыслом. Зато с лихвой можем компенсировать недостаток духовного опыта конфессиональной гордостью. Не будут ли и нам судьями Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Палама и прочие светильники веры? Вопрос более чем серьезен. В отношении отцов необходимо чтение, но не только почитание. Необходимо постепенно восходить вслед за отцами в область им доступного света. Пусть отцы идут далеко впереди, но и мы не должны просто стоять у подножия горы в ожидании, что учитель, как некогда Моисей, снесет нам сверху некие скрижали. Стоять у подножия просто небезопасно, поскольку в ожидании откровения, народ начинает «есть и пить», а потом «играть», т.е. безумствовать в идолопоклонстве. Именно так было у евреев. Нужно именно восходить в гору по стопам учителей. Восходить медленно, осторожно, рассчитывая силы, не отрываясь от идущих позади и не наступая на пятки идущим впереди, но нужно восходить. Тогда наследие отцов будет осваиваться и жизненно применяться, а не стоять на полках в красивых переплетах и служить темой гордых споров о первенстве.
Палама был образованный человек, прошедший монашеский искус на Святой Горе и избранный Богом для управления словесной паствой. Его жизнь вполне соответствует тому трехчастному восхождению, которое описывает Григорий Нисский, говоря о Моисее. И учение его заключается не только в защите священнобезмолвствующих, в учении об энергиях Божества и в связи с этим, о Фаворском свете. Это – ароматное вино для зрелых духом. Для простых людей у Григория было молоко нравственных назиданий. Так и было явлено ему однажды двоякое свойство епископского служения. Ангел подал Григорию сосуд с молоком, которое по мере питья становилось уже ароматным вином. Означало это, что учить нужно не всех всему, но соизмеряя высоту учения с высотой жизни слушающих. Одних следует поить чистым молоком здравого учения, как новорожденных младенцев (См. 1 Пет. 2:2) Других (окрепших и усовершившихся) – вином великих догматов.
Рассудим о себе, поминая святого. Не будем хвататься за кувшин с вином, если по возрасту нам положено молоко начальных учений. Но будем пить (постигать и потреблять на пользу) предназначенное для нашего чина, чтобы не скучать у подножия Фаворской горы (на ней Григорий видит славу Господа) и не соблазняться от скуки идолопоклонством, но постепенно восходить в горы, «откуда придет помощь моя» (Пс. 120:1)
все знаем , что надо соблюдать Заповеди Божии , что - трудно , но надо. Господь скажет : ''Мой человек...''
Полагаться на Бога , что тоже трудно , т.к. чаще полагаемся на себя , знакомства...
Благодарить Бога за все! ( понять и принять - это)
Естественно быть воцерковленным , принимать причастие.
По себе скажу , что будучи подчас ленивой и нерадивой - много теряю...падаю своими грехами и поднимаюсь с Божьей помощью. Радуюсь делам тех , кому дано больше.
Не хочу отвечать за автора, просто выскажу моё понимание вопроса.
Мы учимся светскому знанию постепенно и долго: читать, писать, считать; на смену простым понятиям приходят сложные, на смену правилам - законы, аксиомы, теоремы.
В вопросах веры все не так: школы, традиции веры у большинства из нас, родившихся и живших еще в атеистическом Советском Союзе, - не было. И возникает ситуация, когда люди, не прочитав Катехизиса, пытаются жить по Добротолюбию. Стремление к вере есть, а почвы - никакой, результат очень часто печальный. Неокрепшая вера, вместо того, чтобы преобразить жизнь человека и его ближних по христианским законам, уводит его от истинного служения им и Богу. Это состояние называется прелестью.
В словах прот. Андрея о простых людях нет пренебрежения. Все святые считали себя не только простыми людьми, но и величайшими грешниками. Мы же должны верно оценивать меру своего духовного возраста, не представлять себя "академиками" духа, не окончив и 1-го класса. Рассудительность такого рода - необходимое условие в деле спасения собственной души.
Так было в 1917. В религии находились как в КПСС. Отворачиваться от веры многим и не нужно было. Эти многие - деклассированные элементы, лодыри по жизни.
Слушая сегодняшних батюшек по "Союзу", по "Спасу" радуешься серьезности отношения к религии, которую они несут.
Сам подход к крещению, к исповеди, который они разъясняют и исповедуют заставляет народ задуматься, понять, что покреститься, это не в баню сходить.
Думаю, что с Божьей помощью и с помощью таких батюшек как Андрей многое в нашей жизни изменится к лучшему.
Но КОГДА и КАК и Вы это пишете? Не могу представить.
Ароматное вино может быть опасно и для зрелых духом!
Не научив неофитов Страху Божию (вкушению молока) не подготовить и верных для брачного пира с Милосердием Божием (с ароматным вином)!
Как нет прощения без покаяния, так и не взрастить Любви к Богу, от рабской до сыновней, без Страха Божия, без несения своего Креста! Поэтому, призывая человека к духовному восхождению, должно пастырю готовить его и к тернистости и к опасности пути ко Спасению. Без благоразумного покаяния (со Страхом Божиим) драгоценный кувшин с молоком, превращающимся в ароматное вино, способен и зрелых духом увлечь в пропасть!
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Очень трудно начинать с молока в 67
но надо пробовать
Спаси Господи
Храни Вас Господь!
Татиана
Храни вас Господь
Жаль, что коротенькая...
Кланяюсь с благодарностью за труд Ваш во Славу Господню.
благодарим
С уважением, Эльвира