Те, кто бывал в Белоруссии или просто интересовался ее историей, знают, что одним из символов белорусского государства является знаменитая Белая вежа – мощная крепостная башня, возвышающаяся посреди древнего Каменца неподалеку от Беловежской пущи – заповедных древних лесов, получивших свое название, по одной из версий, как раз от близкого соседства с башней-крепостью. «Вежа» по-белорусски башня, а белой ее называли потому, что некогда она была побелена известью (этот факт, правда, почему-то упорно отрицают отдельные исследователи). С Каменцом также связана и история Каменецкой иконы Божией Матери. И Белая вежа, и православная святыня связаны с именем известного Волынского князя Владимира Васильковича (1250–1288).
Древний Каменец. Реконстуркция |
В 1268 году Владимир Василькович пишет образ Божией Матери, который именовался сначала Каменецко-Руськой, затем Каменецко-Литовской и наконец Каменецкой иконой Божией Матери – под этим именем она известна и нашим современникам.
Свято-Симеоновский храм. Вид из бойницы Белой Вежи |
На этом месте уже находилось небольшое поселение, основанное еще отцом князя Васильком Романовичем в 1250 году, была здесь и деревянная церковь. Именно в эту церковь Владимир Василькович передал в 1268 году написанную им икону, облаченную в богатую ризу. В том же 1268 году он унаследовал княжеский престол.
Белая вежа. Современный вид |
Тогда же, в 1276 году, на небольшой горке с красивым старорусским названием Кладуча (кладуча – кладбище) князь строит в Каменце вместо деревянной каменную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. В этой церкви Каменецкая икона Божией Матери находилась некоторое время.
В 1285 году в Каменце был построен еще один храм – княжеская Рождественская церковь. Каменецкую икону Божией Матери перенесли туда, здесь она и пребывала долгих пять столетий.
С Каменцом, вероятнее всего, связаны и известные Четьи-Минеи 1489 года, списанные сыном священника Березкой из Новогрудка и затем попавшие в Киев, но эти факты еще требуют подтверждения исследователей. Впрочем, сам западнорусский характер Четьих-Миней не вызывает сомнений – весь вопрос в том, списаны ли они в Каменце или же в Бресте.
В 1797 году случился пожар, и Рождественская церковь полностью сгорела. Как это нередко бывает с православными святынями, икона чудесным образом избежала гибели в огне и осталась невредимой – лишь ее оборотная сторона обуглилась и закоптилась. При разборе пожарища образ обнаружил некий горожанин по фамилии Зерницкий.
Дальнейшие известия о месте пребывания иконы противоречивы и неточны. По одним данным, до 1835 года она находилась в Воскресенском храме Каменца. Эта церковь была построена в середине XVI века, со временем сильно обветшала, но после пожара, уничтожившего Рождественскую церковь, Воскресенский храм отреставрировали, службы в нем возобновили. В 1835 году Каменецкую икону перенесли в Симеоновскую церковь.
По другим сведениям, сразу после того, как икона была обретена на пожарище, ее перенесли в Белую вежу. В башне она и находилась до 1897 года, когда священник Лев Паевский передал ее посетившему Каменец Николаю, прося монаршего содействия как в восстановлении самой Белой вежи, так и в постройке новой каменной Симеоновской церкви на месте прежней деревянной. А в Симеоновской церкви, согласно этой версии, в тот момент хранился старинный список с Каменецкого образа.
В любом случае, если сейчас считают, что в Симеоновской церкви ныне хранится старинный список с иконы, то судьба подлинника остается неизвестной – или образ все же увез с собой последний российский император, или же место пребывания иконы уже в XIX было неизвестно, а Николаю II был преподнесен тоже список с нее.
Священник Лев Паевский, настоятель каменецкого Симеоновского собора в конце XIX – начале ХХ веков, был личностью незаурядной и разносторонне одаренной. Он занимался историческими изысканиями, был увлечен археологией. Особый его интерес вызывала Белая вежа – свидетель событий древнерусской истории, которая, ко всему прочему, считалась в буквальном смысле слова одним из сохранившихся столпов Православия в здешних краях. В самом образе одиноко стоящего в течение сотен лет Каменецкого столпа (как иначе называли Белую вежу) было нечто, сходное с подвигом Симеона Столпника, во имя которого был освящен Симеоновский храм, где настоятельствовал отец Лев.
Свято-Симеоновский храм. Современное состояние |
Деревянный Симеоновский храм обветшал к концу XIX века, и потому постройка нового, каменного Симеоновского храма, как и реставрация и сохранение Белой вежи, стали главной заботой отца Льва Паевского. Однако многочисленные обращения в местные учреждения не принесли никаких результатов – и реставрация башни, и возведение нового храма были непростыми и дорогостоящими проектами, потому никто и не хотел брать на себя ответственность за их одобрение и реализацию.
Визит в Каменец императора Николая в 1897 году мог помочь сдвинуть дело с мертвой точки. Отцу Льву удалось добиться встречи с императором. Во время аудиенции 5 сентября священник рассказал самодержцу об истории Белой вежи и Каменца. О том, что башня была центром и оплотом нескольких возведенных вокруг нее деревянных детинцев, которые не пощадило время и людские распри. О том, как, наряду с другими укреплениями, Каменецкий столп верой и правдой служил защите русских земель сначала от ятвягов, а затем от крестоносцев, выдержав три штурма тевтонцев – в 1375, 1378 и 1379 годах. О том, что Каменецкая башня-донжон – это уникальный памятник военного зодчества в восточно-славянских землях; возникнув в Нормандии, этот тип защитного сооружения в XI–XIII веках распространился по Европе, достигнув земель Западной Руси; высота Каменецкого столпа – 16 сажен, диаметр – более 6. О том, что теперь Белая вежа незаслуженно предана забвению, а неблагодарные потомки вместо того, чтобы восстановить символ Западной Руси, пытаются растащить башню на кирпичи, и давно бы это сделали, да древняя кладка оказалась слишком прочной. Заинтересованный рассказом Николай II стал расспрашивать отца Льва о его жизни, служении, Симеоновском храме. Сказав о ветхости храма Симеона Столпника, отец Лев встал перед императором на колени, поднял над головой икону Каменецкой Божией Матери и попросил помощи в восстановлении Белой вежи и постройке нового храма. Растроганный император тут же принял решение оказать содействие и приказал выделить на эти цели 50 тысяч рублей золотом, что по тем временам было очень крупной суммой. Поднесенную ему икону Николай II увез с собой.
Многие полагали, что Николай увез именно подлинную чудотворную икону, однако усомниться в этом заставляет обнаруженное письмо отца Льва Паевского, написанное им и направленное императору еще до аудиенции – на тот случай, если встреча все же не состоялась бы. Вот что пишет священник в этом письме: «Дерзаю преподнести Вашему Императорскому Величеству копию чудотворной иконы Божией Матери и 12 изданий моих кропотливых 25-летних трудов…» Сохранилось и письмо отца Льва в Канцелярию министра императорского двора (от 13 сентября 1897 года), где также речь идет именно о списке с иконы: «Дело было так: известный императорской фамилии живописец Панкрышев (слобода Мстера, Владимирской губ.) в конце августа прислал мне копию образа Божией Матери, помещающегося ныне в алтаре каменец-литовской св. Симеоновской церкви, прося поднести ее государю императору». Осип Панкрышев, к слову, был известным иконописцем, и как раз в 1897 году издал альбом работ к 25-летию своей творческой деятельности. Впрочем, есть вероятность, хоть и небольшая, что, так как аудиенция у императора все же состоялась, отец Лев мог преподнести российскому самодержцу и подлинную чудотворную Каменецкую икону Божией Матери.
Реставрация Белой вежи была проведена лишь в 1903–1905 годах, когда удалось изыскать средства, которые приказал выделить для этих работ Николай II. Строительство же каменного Симеоновского храма было осуществлено лишь в 1912–1914 годах – в ознаменование 300-летия династии Романовых. 14 сентября 1914 года состоялось освящение нового храма. Церковь была построена в ретроспективно-русском стиле, использующем формы московской архитектуры XVIII века: высокая башня с шатровым завершением, пятикупольный свод.
Варшавский собор Александра Невского, варварски взорванный поляками в 1926 году |
1930-е безбожные не пощадили каменецких святынь: был разрушен Благовещенский храм на горке Кладуче, где некогда пребывал Каменецкий образ Богоматери; уничтожили древнее кладбище и большой поклонный крест, а на их месте построили сараи, дома, разбили огороды.
Сама чудотворная Каменецкая икона была предана забвению.
Но…
Каменецкая икона Божией Матери |
Старинный список Каменецкой иконы Божией Матери с изображением храмов Каменца и Белой вежи внизу относится к благодатным месточтимым иконам. Место нахождения самой чудотворной святыни пока загадка. Нам остается надеяться и верить, что она когда-нибудь вновь явиться верующим и возвратиться на прежнее место.
В 2012 году в Симеоновском храме начаты наружные реставрационные работы. Стены будут окрашены в бело-зеленый цвет, а металл на куполах будет заменен на имитацию позолоты. Все работы, которые должны быть завершены в 2013 году, ведутся на пожертвования прихожан.
А Белая вежа (с 1950 года башня является филиалом Брестского областного краеведческого музея), которая видна за два десятка километров, как и много столетий назад, гордо возвышается почти на самой границе Русского мира, как бы оберегая и заповедную Беловежскую пущу, и нашу землю.
Так задумано?
Белая вежа – считалась в буквальном смысле
слова одним из сохранившихся
столпов Православия.