Протосингел Харитон (Негря), новый настоятель монастыря Петру Водэ |
После богослужения Его Высокопреосвященство сказал назидательное слово, в котором подчеркнул необходимость продолжения в монастыре Петру Водэ духовной работы, начатой архимандритом Иустином. Затем братия монастыря подходили под благословение к новому настоятелю, после чего все молящиеся во главе с митрополитом Феофаном направились к могиле старца Иустина, где совершено было краткое поминальное богослужение.
Отец Харитон (Негря) начало монашеской жизни полагал в 1996 году в монастыре Петру Водэ. После двух лет послушничества он был в 1998 году пострижен в ангельский чин с наречением имени Харитон; постриг совершал архимандрит Иустин (Пырву). В том же году митрополит Молдовы и Буковины Даниил, ныне Патриарх Румынии, рукоположил его в иеромонаха и духовника с переводом в монастырь Дурэу. Одновременно протосингел Харитон был назначен директором Культурно-пастырского центра в честь святого Даниила исихаста. В этом центре проводятся пастырские конференции и другие крупные богословские, благотворительные и иные мероприятия митрополии Молдовы. Центр был создан специально для этой цели в одном из живописнейших мест Нямецкого уезда будущим патриархом Даниилом. Отец Харитон принял это служение за послушание своему духовнику архимандриту Иустину и 16 лет добросовестно исполнял его, не прерывая тесной связи со своим великим духовником и родным монастырем.
Предлагаем читателям интервью, взятое у отца Харитона после кончины старца Иустина (Пырву).
Состояние души, водворяющее во всем существе покой и безмятежность
Митрополит Молдовы и Буковины Феофан (Саву) в окружении 134 настоятелей и настоятельниц монастырей Молдовы. Центр святого Даниила исихаста при монастыре Дурэу, ноябрь 2010 г. |
Кротость – первый плод благостыни и любви к ближнему, это мирное и безмятежное состояние души. Кроткий заботится о том, чтобы никого не огорчить и самому не огорчиться ничем, и вид его всегда смирен. А если происходит что-нибудь противное его желанию, он не падает жертвой гнева и никогда не мстит. В публикуемой ниже беседе протосингел Харитон (Негри) объясняет смысл третьего блаженства, обетованного кротким.
***
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
(Мф. 5: 5)
– Ваше преподобие, расскажите нам о том, когда было изречено блаженство, обещаемое кротким.
– Множество людей, собравшихся вокруг кротости Христа Господа, получало от Него, помимо телесного и душевного исцеления, спасительное слово. Глядя на Своих слушателей на горе, Спаситель Христос видел их изнуренными отчаянием, скорбными, подавленными, удрученными трудностями жизни и трагедиями, неотступно преследовавшими их изо дня в день: женщины пребывали в пренебрежении, мужчин уводили в рабство…
Посмотрев на них, говорится в другом месте Священного Писания, Христос увидел, что они будто овцы, не имеющие пастыря[1], и даже воскликнул: жаль Мне народа[2].
И вот Христос Спаситель в проповеди на Масличной горе обращается к терпеливым людям, увещая их взращивать кротость.
– Что значит быть кротким?
– Кротость подразумевает такое душевное состояние, которое водворяет во всем твоем существе покой, безмятежность. Кроткий являет себя сущим по образу Бога, Который был кроток и смирен сердцем. Кротость означает иметь внутри себя мир, который ты передаешь окружающим. Кроткий пребывает в мире с Богом и самим собой, он прощает и умиротворяет, он формирует вокруг себя людей, близких к Богу. Кротость побеждает даже злых, маловерующих и индифферентных.
– Вы имеете мир и кротость, которая накладывает отпечаток на монастырскую жизнь и вашу работу с людьми. Как вы возделываете кротость?
– Я хочу достигнуть кротости, но каждый раз, когда смотрю на себя, вижу, что нужно исправляться. Добродетель кротости возделывается всю жизнь. Давайте потрудимся показать окружающим красоту кротости! Вкореним в себе кротость путем исповеди, чтения Священного Писания и святых отцов. Когда мы в храме, возле духовника, когда мы пребываем в заповедях Божиих, тогда мы в доме кротости.
Земля, которую унаследуют кроткие
– Как понять, что кроткие унаследуют землю? Они обретут вечную молодость?
– Речь тут не обязательно о той земле, на которой мы живем. Речь идет о земле внутренней и вечной. Наши богословы говорят, что блаженства – это песнь ступеней к любви Божией. А чтобы достигнуть этого наследия, предполагается, что ты должен иметь блаженство смиренных, блаженство совершивших самоотречение – то есть нищих духом – и блаженство плачущих, поскольку слезами покаяния, сокрушения о зле вкупе с желанием не повторять больше ошибок мы напояем нашу внутреннюю землю. Таким образом мы становимся наследниками земли, на которую сходит благодать Божия и делает ее плодоносной.
Так сказал Спаситель Христос жене-хананеянке, что если бы она знала благодать Божию, то поняла бы, Кто просит у нее пить[3]. Итак, человек, созданный из праха, одушевленный Божественным дыханием, когда познаёт благодать Божию, становится деятельной землей добродетелей и духовной жизни. Жена-самарянка, после того как получила утешение и мир Божий в душе, смогла благовествовать и другим[4].
Другое понимание, проистекающее из этого блаженства, содержится в словах Священного Писания: новое небо и новая земля[5]. Речь идет о земле Царства Божия, где не будет больше ни греха, ни болезни, ни воздыхания. И это та земля, которую унаследуют кроткие.
Что мне сказать о сказочной вечной молодости? Ведь мы не все попадем туда, где получим в воздаяние блаженство. Однако кто стяжал добродетель кротости, о том можно сказать, что он живет жизнью бессмертной.
– Почему таковым обещается наследовать землю, а первым блаженным (нищим духом) обещается Царство Небесное?
– Полагаю, и те и другие вознаграждаются одинаково. Кротким обещается наследовать эту землю, которая имеет образ новой земли, земли внутренней, исполненной благодати, с дарами духовными, а нищим духом – Царство Небесное. И как говорил один отец богослов, Царство там, где присутствует Царь. Но Царь сошел на землю в образе Человека, и Царство Его сошло сюда, на землю. А после того как Он преподнес нам Свою искупительную жертву, Он, воскреснув, вознесся на небеса с этим телом обоженным, а это значит, что земля тоже вознеслась на небо. В итоге и нищие духом, и кроткие наследуют одно и то же блаженство – пребывание в присутствии Царя Христа.
Будем стараться, чтобы наше прощение было полным!
– Какое поучение следует из этого блаженства?
– Вот какое поучение, вкратце: делание добродетели кротости принесет тебе вознаграждение в Царстве Божием – вознаграждение, делающее тебя блаженным. Делание добродетели совершается личным усилием, увенчанным благодатью, помощью Божией. А личное усилие подразумевает, что мы не будем злобными и не станем так легко гневаться, но будем стараться, чтобы наше прощение было полным.
Если бы это было в моих силах, я бы в нотариальных конторах, судах, тюрьмах, во всех заведениях подобного рода, где ведутся тяжбы о материальной стороне, относящейся к миру преходящему, вывесил бы слова этого блаженства.
– Как мы можем исполнить это третье блаженство?
– Блаженство кротких мы можем исполнить, только если начнем работать над ним. Первый шаг – молиться Богу, чтобы Он даровал нам его. И стараться применять его на деле в отношениях с людьми, в искушениях, которые готовы сделать из нас «борцов за справедливость», жестоких и крайне привередливых людей. Искушения и напасти приходят к нам как проверка: с их помощью мы отдаем себе отчет, совершаем ли добродетель благостыни и удалось ли нам стяжать ее хоть сколько-нибудь. А качество это очень тяжело приобрести, если мы не бываем причастны Богу. Будем же работать над этим каждый день!
– Имеются ли у нас увещания отцов Церкви о важности этого блаженства и его исполнения?
– Да, у нас есть много таких увещаний и олицетворений этой добродетели в житиях наших великих отцов, ответивших на любовь и кротость Господа нашего, Пастыря кроткого, всепетого и прославленного в христианской поэзии и песнопениях.
И Иосиф, обручник Пресвятой Девы Богородицы, являл собой образ кротости, как сообщает нам Предание Церкви и как поем мы в наших красивых колядках: «…Стоит Иосиф с кротким ликом». Это еще один мотив, еще один стимул к возделыванию этой добродетели, делающей нас избранными, каким явил себя благородный душой Иосиф.