В начале сентября 2013 года на сайте Межсоборного присутствия был опубликован Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)». Портал Православие.Ru попросил прокомментировать данный проект протоиерея Максима Первозванского — главного редактора журнала «Наследник», клирика храма Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе, отца девятерых детей.
— Что вас порадовало в Проекте документа, и что вы считаете необходимым доработать или вовсе изменить?
— Документ этот крайне своевременный, потому что назрело множество вопросов, касающихся совершения браков. Однако некоторые из них, на мой взгляд, остались нераскрытыми или раскрытыми таким образом, что я не готов с ними согласиться.
Во втором пункте Проекта документа говорится, что всякое сожительство без государственной регистрации есть блуд[1]. Я категорически не согласен с этим.
Есть в физике способ размышлений под названием «мысленный эксперимент». Представим себе двух людей на необитаемом острове. Неужели они не могут там вступить в брак? Разумеется, могут.
Несколько раз в жизни я соглашался венчать брак без государственной регистрации, — и всегда это было связано с невозможностью по тем или иным причинам его зарегистрировать.
Один из ярких примеров — из 1990-х, когда человек, будучи гражданином Казахстана, четыре года восстанавливал паспорт, и никак у него это получалось. И конечно, я его обвенчал: была настоящая свадьба с кучей родных и друзей, машинами и ресторанами, — и совесть меня ни капельки не обличает.
Бывает и так, что люди не готовы к регистрации, и вовсе не потому, что они не собираются быть друг другу верными мужем и женой и зарегистрировать свой брак в дальнейшем, — просто они не могут сделать это прямо сейчас.
Случается и так, что государственная регистрация брака приводит к серьезным проблемам.
Например, несколько раз мне приходилось сталкиваться с тем, что достаточно пожилые люди, имеющие детей, не хотели регистрировать свой брак, чтобы не «напрягать» своих детей проблемами, связанными с наследством. А недавно у нас венчался сотрудник спецслужб. Он не регистрировал свой брак, чтобы не подвергать опасности семью.
Сама формулировка «всякое сожительство без регистрации есть блуд», на мой взгляд, некорректна.
Государственная регистрация, безусловно, очень важна. Но нужно иметь в виду, что государство не заключает браки — оно эти браки регистрирует. ЗАГС — это отдел записи гражданских состояний. Человек умер — выдается свидетельство о смерти. Родился — выписывают свидетельство о рождении. Женился — государство регистрирует его брак, не более того.
Да, в советское время регистрация обросла элементами обряда, но мы знаем, что эта процедура упрощается: уже не нужны свидетели, можно спокойно прийти в будний день в будничной одежде и в рабочем порядке зарегистрировать свой брак.
А что такое брак? В первом пункте Проекта документа, между прочим, содержится прекрасное определение: брак — свободный союз мужчины и женщины с обещаниями ими взаимной любви и верности.
И в «Алфавитной Синтагме» Матфея Властаря говорится: «Брак есть мужа и жены союз и общий жребий на всю жизнь, общение божественного и человеческого права, заключается ли он посредством благословения, или посредством венчания, или посредством договора».
Ведь даже депутаты недавно выступили с инициативой, что браки, венчанные в Церкви, можно регистрировать без предварительного двухмесячного испытания: раз Церковь обвенчала, — а священнослужители ответственно относятся к этому, — значит, у государства нет никакой необходимости в этом испытательном времени, которое обычно бывает между подачей заявления и самой регистрацией.
Если есть публичное обещание взаимной любви и верности, то, безусловно, мы имеем дело с браком. Два человека, находящиеся на необитаемом острове, могут вступить в брак, если пообещают Богу (а если кто-то третий на этом острове затесался, то и объявят публично), что они муж и жена.
Поэтому требуется доработка этого пункта.
Дальше. Среди причин расторжения церковного брака стоит «отпадение одной из сторон от Православия». По-моему, это входит в противоречие со словами апостола Павла о том, что если какой муж «имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее, и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1Кор. 7:12–13). А также с третьим пунктом Проекта, в котором говорится, что браки, заключенные с нехристианами, признаются Церковью в качестве законных.
Я знаю очень много таких ситуаций, когда люди лет в двадцать вступают в брак, потом, годам к 30-ти, у них начинается период исканий, и вот человек вдруг заявляет себя или не верующим или не православным: и что, считать это основанием для расторжения брака?
Мы живем в таком обществе, когда многие, — или, по крайней мере, некоторые — люди в течение жизни могут менять религиозные воззрения, и если при этом они не начинает активно склонять мужа или жену к отпадению от православия, то указывать это как причину для расторжения брака, мне кажется, было бы некорректно.
Есть вопрос и по поводу монашеского пострига одного из супругов как причины для расторжения церковного брака: по-моему, по существующей практике, если муж и жена принимают монашество, они должны делать это одновременно.
Очень важен для приходской жизни и вопрос о второбрачии. Недавно, в день свв. Петра и Февронии, с радостью я венчал супружескую пару. Оба — вдовцы. Очевидный второй брак, но их первые браки были не венчаны. А кто-то из священников мог бы взяться их венчать, как первобрачных, поскольку, еще раз повторю, они не были венчаны.
Мне кажется важным раскрыть этот вопрос: каким образом подходить к венчанию людей, вступающих во второй брак, зарегистрированный государством, но в первый церковный. Это ситуация сейчас канонически не раскрыта.
— Еще один вопрос про пункты, в которых основанием для расторжения брака указывается СПИД и душевная болезнь. СПИД человек может где угодно получить — например, в больнице при переливании крови. Это повод бросить человека в беде?
Надо понимать, что указанные причины — никак не рекомендации. Возьмем классическую, всем известную причину разводов — прелюбодеяние, измена.
Кстати, есть в Проекте еще одна неточность: в подпункте «б» седьмого пункта в числе поводов для расторжения брака указано прелюбодеяние, а в подпункте «в» — вступление одной из сторон в новый брак. Но вступление одной из сторон в брак и есть прелюбодеяние!
Прелюбодеяние — тяжелейший удар, но если это разовая измена, думаю, что любой священник будет рекомендовать супругам стараться сохранить брак.
По поводу СПИДа и других болезней. Насколько я помню, подобные пункты появились в определениях Поместного Собора 1918 года, где речь шла о сифилисе и туберкулезе. Упоминание о СПИДе есть и в Социальной концепции: думаю, что оно появилось на фоне испуга перед «новой неизлечимой болезнью» в 1990-х годах.
Но ведь действительно, бывают ситуации, когда человек приобретает эти болезни не в результате противоестественных пороков или измены (что само по себе является причиной для развода), а в каких-то ситуациях, от него не зависящих.
Что же касается неизлечимой душевной болезни, то здесь нельзя не согласиться, что это основание для расторжения брака, потому что жить с таким человеком совершенно невозможно.
Хотя, опять-таки, хочу подчеркнуть, указанные причины для возможного расторжения брака — это не руководство к действию.
* консенсуального брака (о чём пишет о. Максим), когда есть договоренность, обет верности... но по каким-то причинам не хотят регистрироваться (ибо действующий СК противоречит Священному преданию РПЦ как нарушающий Богоданную структуру, иерархию семьи под началом мужа, вместо того даёт власть жене, против слова Апостольского...)
* блуда
=====
Желаю отцу Максиму доброго здоровья, долгих лет жизни и тепла в семье!
Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».
1. Зарегистрированный в загсе брак, но не венчанный в Церкви - блуд? РПЦ отвечает, что не блуд, но мнения разделяются.
2. и вот рождается второй вопрос - Венчанный в Церкви брак, но не зарегистрированный в загсе - что это?
Явно одно, что зарегистрированный в загсе брак и венчанный в Церкви -это не блуд, и не скверно пред Богом.
Явно и то, что не зарегистрированный в загсе брак и не венчанный в Церкви - есть блуд и мерзость пред Господом.
Остается только расставить приоритеты для кого что важнее, регистрация в загсе или венчание в Церкви?
Сейчас РПЦ приравнивает регистрацию в загсе - Таинству венчания, но ведь это далеко не одно и то же. то, что нужно отдавать кесарю - кесарево, совсем не означает, что не нужно отдавать Богу - Богово, так что венчаться в любом случае нужно!
Венчание - таинство, обет перед Богом. Регистрация- для наследства и раздела имущества. Ужель не так?
Бог признает венчание ( я думаю только венчание), ибо " ... Было у тебя пять мужей и ни один не муж тебе". Родине до венчания дела нет, ей штамп подавай. Какая связь?
Так может и вопрос крещения согласовывать, в милиции например? В ФСБ? А что как обетов крещение несоблюдет? С кого спрашивать?
А причин не ставить родину в известность о нюансах своей жизни и для нежелания регистрировать брак в загсе - масса. Вот хотя бы такой. Вы в курсе, вышел новый закон, по которому будут отбирать имущество у семей и друзей террористов. А завтра будут отбирать у семей и друзей экстремистов. Лиха беда - начало! А послезавтра у семей и друзей христиан- фундаменталистов. Времечко замечательное. Вертикаль да скрепы, знаете ли?
Ну вот во что я свято верю, что отцы Максимы не переведуться. Храни Вас и помоги Вам Господь!
Очень понравились слова про необитаемый остров!Я думаю, что очень многие люди живущие в миру ( и я в том числе)являются дикарями на необитаемом острове.Мало исполнить закон, надо ценить брак и хранить верность любви. Я желаю Вам и Всей Вашей семье счастья,любви,благополучия и всего самого хорошего!
Говорить о том, что, якобы, на необитаемом острове люди безгрешны... тогда, видимо, стоит туда переехать и спасаться.
P.S.: знаю пару, которая втайне от своих супругов обвенчалась (романтика!) и чрезвычайно горды тем, что обманули простодушного батюшку. Разве такая "свято-валентиневщина" нужна единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви?
...а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.Горе миру от соблазнов; но горе тому человеку,через которого соблазн приходит....(Мф.18 стих6-7)
В римском праве брак был простым соглашением, которое сводобно заключалось и разрывалось и не имело строго юридического значения. Только в VI в. складывается представление о юридически законном брачном договоре, заключаемом письменно (устно - лишь из-за бедности или других уважительных причин). См.: Эклога, титул (о венчании там не сказано вообще ни слова).
Именно этой законностью брак между христианами отличается даже от мало-мальски упорядоченных языческих браков.
Практика венчаний при отсутствии государственной регистрации чревата соблазном отвергнуть "кесарево". Как говорит Апостол, "любовь есть исполнение закона" (Рим. 13:10).
Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)»
Полностью одобряю
Отцу Максиму. При все уважении к Вам, отец Максим, должен сказать, что венчание людей без регистрации – очень серьезное правонарушение. Священноначалие весьма отрицательно относится к подобным деяниям. И сами люди и батюшка могут потом иметь серьезные проблемы. Вы пишите, что «государство не заключает браки, оно их регистрирует». Да, верно, но я уверен, что всех своих девятерых детей Вы зарегистрировали, как положено, иначе бы у Вас их просто отобрали. И с матушкой своей, Вы не только венчаны, но и расписаны. Мы становимся настоящими родителями и супругами не с момента рождения или выбора, а когда берем на себя ответственность за близких перед Богом и перед законом.
С любовью о Господе, иер. П.
Далее,если внимательно читать,батюшка даёт объяснение своей позиции.
А именно- ЗАГС только регистрирует(!) союз мужчины и женщины,а не заключает, т.е. как я понял не является духовной скрепой,которую несёт в себе таинство Венчания.
Далее,..а что такое брак? В первом пункте Проекта документа, между прочим, содержится прекрасное определение: брак — свободный(!) союз мужчины и женщины с обещаниями(!) ими взаимной любви и верности. И в «Алфавитной Синтагме» Матфея Властаря говорится: «Брак есть мужа и жены союз и общий жребий на всю жизнь, общение божественного и человеческого права, заключается ли он посредством благословения, или посредством венчания,или посредством договора(!).
Нельзя подходить к таинству брака формально.
На то оно и ТАИНСТВО.
С кем и как мы пытаемся венчаться в церкви? Зачем ?
Ответьте прежде себе на этот вопрос, а потом осуждайте кого то.
Тащим под венец неподготовленных не осознающих неверующих(некоторые тётки своих мужиков за бутылку), а потом голосим что всё-то у нас в семье не так.
Брак,как и любое таинство, происходит на небесах.Вспомните слова преподобного Серафима : "...Можно причаститься на земле и остаться непричащенным на Небе."
Глупо ставить условием регистрацию в заксе.Это умаляет значение венчания как таинства, ставит в зависимость от мирского права.Глупо.
Сам я блудный, грешный и окаянный, прошу ваших молитв!
********А на мой взгляд, аргументы представленные уважаемым отцом являются исключительными. И я думаю, что любой священник понимает их исключительность, и в состоянии принять индивидуальное решение.
Но за правило, я считаю, справедливо полагать, что если люди в современной России решили заключить брак - они его прежде всего зарегистрируют. Это в конце-концов говорит о серьезности намерений. А сожительство без регистрации - это и есть блудное сожительство, и спорить тут не о чем. Если венчать без регистрации и без веских оснований (которые должны рассматриваться индивидуально) - потом придется заниматься массовым расторжением церковных браков (если еще кто-то сподобится этим озаботиться) а то и придут в другой приход венчаться повторно.**************
Совершенно верно. Полностью согласен.
"Но нужно иметь в виду, что государство не заключает браки — оно эти браки регистрирует." Ну так во втором пункте проекта документа так и говорится, что государство именно регистрирует брак, а не заключает... Странные несостыковки у многоуважаемого батюшки, многодетного отца, за что ему низкий поклон и пожелания здравия и спасения ему и всему его дому.
Например, несколько раз мне приходилось сталкиваться с тем, что достаточно пожилые люди, имеющие детей, не хотели регистрировать свой брак, чтобы не «напрягать» своих детей проблемами, связанными с наследством"...
О.Максим, благословите!
При всём моём уважении - не согласна. Были времена, когда сама вера в Бога и хождение в храм приводили куда к более серьёзным проблемам, чем делёж наследства сейчас... (Юридически все эти вопросы решаемы). Тем не менее, и крестили, и венчались, и отпевали...
Согласна, что для христианина церковный брак - ВЫШЕ, но ведь ЗАГС никто не отменял... "Богу - Богово, а кесарю - кесарево" - Вы это знаете лучше меня. Простите, но не надо искушать людей и плодить бой-френдов в церкви...
Здесь, на этом сайте, много чего уже понаписали о необязательности исповеди перед причастием...
Я понимаю, что Вы говорите об ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ случаях, но тем не менее не удивлюсь, если любители РАЗНООБРАЗИЯ в церкви ухватятся за именно эти Ваши слова... И Вам придётся уточнять... что Вы не реформатор. Простите. С любовью и уважением.
Государственная регистрация определяет огромный круг правовых вопросов, вопросов собственности, наследования и др. Переводить эти вопросы в поле церковного брака - неразумно.
А все сложные ситуации, в которых по каким-то причинам оказывается невозможной государственная регистрация брака, можно отнести в область на которую распространяется власть епископа. Таких ситуаций не так много, чтобы ради них перекраивать проверенную временем практику.
М.б. следует распространить власть епископа и на сложные ситуации расторжения церковных браков. Сегодняшняя церковная политика уменьшила расстояние между епископами и приходами, в этих условиях вполне реально будет передать в ведение епископа решение подобных частных вопросов.
И разве ответственность перед Богом не более, чем перед государством?
Или в нас уже совсем не осталось страха Божия?
Полностью поддерживаю отца Максима: не должно быть жёсткой зависимости между каноническим и гражданским правом. Простите.
Сейчас в меня полетят камни, что за интолерантные выкрики, 21-й век, и всё такое, но уж больно велик будет соблазн выдернуть из контекста и взять на знамёна:"РПЦ отныне благословляет сожительство!". Вовек потом не отмоемся.
А у нас в храме, когда начинаешь объяснять родителям младенца, что крёстные должны состоять в зарегистрированном браке или жить в чистоте, так через одну - две семьи звучит встречный смущённый вопрос: "а...а...а... родители могут стать крёстными?"
Странная статья, противопоставляющая государственную регистрацию и Таинство Венчания, как несвободу и свободу. И это в наше-то время?
Один за наследство боится, у другого паспорта нет, третий - спецработник, а остальные, выходит, на необитаемых островах живут. Да...
И это была правда. Женщины с детьми намного больше пострадали от изменения законодательства о браке.
Ну хорошо, я со вниманием и сочувствием почитала здесь об исключительных случаях венчаний и безгрешных сожительств. Но ведь это не так часто - сотрудники спецслужб, опасения за наследство и проч.
А что же есть наша повседневная жизнь? Наши дети живут в блуде. В любви, не спорю. Годами испытывают друг друга, без заключения брака. Эти парочки мы принимаем в своих семьях, где подрастают другие мальчики и девочки. Мы всех собираем за столом, с любовью привечаем, надеясь на лучшее.
Вы хотите утешить нас словами: да не блуд это, не блуд!
А КТО ЖЕ БУДЕТ МОЛИТЬСЯ О НАШИХ ДЕТЯХ, ЕСЛИ ЗАТИХНЕТ В СЕРДЦАХ МАТЕРЕЙ И ОТЦОВ БОЛЬ, СТРАХ ЗА ПОГИБЕЛЬ ИХ ДУШ?
НЕТ, ЦЕРКОВЬ ДОЛЖНА СКАЗАТЬ ПРАВДУ ОБ ЭТИХ СОЖИТЕЛЬСТВАХ: ЭТО БЛУД.
Мы-то ведь всё так и будем голубить деток наших, молиться о них, плакать сами в себе обо всем этом. НО ЦЕРКОВЬ?!
Русь Святая храни веру православную и знай: брак должен быть один и сближаться двое должны после свадьбы. А если не так в твоей жизни приключилось, знай, что есть тебе о чем молиться. И есть еще одна дорожка: на исповедь. Куда придется прийти твоим детям.
"В настоящее время Русская Православная Церковь на основании церковных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» от 20.VI.1918 года (дополнено 02.IX.1918) и Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми следующие поводы к расторжению брака:
.......
и) посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей;
......."
А "посягательство на жизнь или здоровье супруга" не предусматривается? Налицо дискриминация по половому признаку.
Вообще, все приведенные поводы к расторжению брака весьма спорны и неубедительны.
ЭТО НА СЧЁТ РАЗВОДОВ.
Ничего не надо выдумывать,Господь и так всё уже сказал; а человек всё равно додумывает своё,что-то прибавляет к этому.
Зачем?
И про СПИД с батюшкой согласен.
Получается что мы сейчас как ветхозаветные евреи,которые давали разводное письмо своей жене при малейшем недовольсве ею;если она не вкусно пожарила амлет или извините в постеле не ублажила.
Получается так-Господь сказал в Евангелии как должно поступать,но мы внесём свою корректировку для нашего удобства.
Тогда зачем Евангелие?
Владимир
Но за правило, я считаю, справедливо полагать, что если люди в современной России решили заключить брак - они его прежде всего зарегистрируют. Это в конце-концов говорит о серьезности намерений. А сожительство без регистрации - это и есть блудное сожительство, и спорить тут не о чем. Если венчать без регистрации и без веских оснований (которые должны рассматриваться индивидуально) - потом придется заниматься массовым расторжением церковных браков (если еще кто-то сподобится этим озаботиться) а то и придут в другой приход венчаться повторно.
Навязчивое желание всё расписать и упорядочить в церкви Христовой, есть удаление из неё Духа Святого.
Ведь сказано: "Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною". (Ин. 10:25-27)
Тут ключевые слова - "за Мною". Не Господь гонит паству свою впереди себя, а паства слышит голос Его и следует за Ним.
Мы же постоянно пытаемся построить церковь по армейскому образцу. Приказами и кнутами гнать паству впереди себя "туда не зная куда".
Скоро заград отряды станем создавать по образцу великой инквизиции.
Не надо облегчать священству жизнь. Иначе они перестанут искать ответы у Бога, а глядеть только в административные указивки.
Дай Бог, чтобы этого не случилось.
Что касаемо брака, то совсем непонятно почему авторы проекта увязывают его с зависимостью от функций государства. Разве не разделительная частица "а" в словах Христа: "итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу"?
Спаси Господи о. Максим.