Слово Патриарха

Седмица 27-я по Пятидесятнице

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: С. Власов / Патриархия.Ru Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: С. Власов / Патриархия.Ru
    

Имя Калашникова навсегда вписано в историю нашей страны

Имя Калашникова навсегда вписано в историю нашей страны, ибо служению Родине он посвятил всю свою жизнь. Михаил Тимофеевич не понаслышке знал, что такое военное лихолетие: он был ветераном Великой Отечественной войны, и именно боевой опыт в дальнейшем помог ему в творческих поисках и инженерных разработках.

Покойный был человеком принципиальным и последовательным, скромным и честным, до последних дней хранившим верность своему призванию и долгу.

Особо хотел бы отметить вклад Михаила Тимофеевича в воссоздание Свято-Михайловского кафедрального собора г. Ижевска, а также его труды, направленные на патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Известный во всем мире конструктор на протяжении своей долгой, насыщенной многими событиями и свершениями жизни являл пример трудолюбия и преданности Родине.

В эти скорбные дни молюсь о упокоении новопреставленного раба Божия Михаила в селениях небесных.

Из соболезнования в связи с кончиной
Михаила Тимофеевича Калашникова
родным и близким выдающегося конструктора,
24 декабря 2013 г.

Единственно правильным законом жизни является жизнь по духу

Мы сегодня празднуем память святителя Илариона, архиепископа Верейского, человека, который особым образом вошел в историю нашей Церкви. Замечательно, что на сегодняшний день выпадает рядовое чтение Послания к Галатам, в котором апостол говорит удивительные слова. Мы все знаем их почти наизусть – по крайней мере, многие могут пересказать эти слова, – но редко задумываемся об их глубине. Слова же такие: «Если вы живете по духу, то по духу и поступать должны» (см.: Гал. 5: 25). Не только миряне – очень часто и священнослужители, даже готовясь к проповеди, это предложение пропускают, их разум не задевает то, что говорит апостол. На самом деле это вовсе не общая фраза – апостол говорит о чем-то очень существенном и принципиально важном для всех людей.

Что значит жить по духу? По какому духу? Конечно, обращаясь к христианской общине, он имел в виду дух Христов, дух Евангелия. Если вы живете по этому духу, если вы называете себя христианами, то вы и поступать должны по духу. И затем апостол говорит о том, что означает поступать по духу, и перечисляет добродетели, которые связаны с жизнью в соответствии с христианским духом.

Но есть в этих словах еще одна сокрытая мысль. Когда апостол говорит, что мы по духу живем, то он открывает перед нами тайну Божественного творения. Мы все живем силой Святого Духа. Это Он носился над водами в дни творения, через Него и Его силой производилось творение, Он сопутствовал всей истории человеческого рода. Мы все – дети Духа. Мы созданы силой Святого Духа, потому что этой Божественной энергией, этой Божественной силой создан космос, земля наша, род человеческий. А если мы созданы силой Духа Святого, то по Духу и поступать должны.

Вот это уже, наверное, многим понятнее. Когда люди сознают свою ответственность и перед самим учреждением, в котором они работают, но самое главное, перед его хозяином, который взял их на работу, они непременно будут слушать своего начальника, как бы он ни назывался, будут исполнять его предписания. И ведь нет ничего удивительного: если кто нарушает предписания, нарушает волю руководителя, то он изгоняется из корпорации. У всех нас один Хозяин, один Владыка, один Творец – Господь и Бог наш, силой Святого Духа создавший мир и каждого из нас. И апостол открывает нам величайшую Божественную тайну: все мы живем духом, потому что все мы – от Духа; и по духу и поступать должны, соблюдать этику человеческого общежития, этой огромной человеческой «корпорации», которая уходит прошлым в глубину веков, и неизвестно, сколько еще роду человеческому жить. Поэтому единственно правильным законом жизни является жизнь по духу, и другой закон не может господствовать над этим законом.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru
    

Совсем недавно я имел возможность беседовать с людьми, которым объяснял позицию Церкви по суррогатному материнству. Мои добрые собеседницы спрашивали меня: если человек не может иметь ребенка, почему бы ему не воспользоваться услугами суррогатной матери? И я сказал, отвечая на это, так: нельзя идти против Божественного закона. В каждом поколении могут возникать свои аргументы, основываясь на которых, люди отвергают тот или иной Божественный закон. Это противление Божией воле присутствует в течение всей человеческой истории и так ярко отражено в Ветхом Завете на примере истории богоизбранного народа. Священная история учит нас: когда мы отвергаем Божественный закон, когда мы отвергаем Богом установленный порядок жизни, мы, идя против Бога, становимся несчастными. Все страдания иудейского народа в то древнее время были прямо связаны с отказом от Божественной воли, от Божественного закона. Золотыми буквами вписаны в Библии эти эпизоды противления Божественному миропорядку и последовавшего за тем наказания Божия, которое являлось не столько выражением некой Божественной силы, сколько Божественной правды, потому что Божественный закон является абсолютным, в нем полнота мудрости и милости. Вот почему апостол и говорит: если вы по духу живете, по духу и поступать должны – в соответствии с Божиим законом, который передается нам со времен Моисея и со времен Господа нашего Иисуса Христа, который запечатлен письменно и отображен в наших сердцах голосом нашей совести.

Святитель Иларион жил по духу – не по человеческой конъюнктуре

…Свершилась революция, наступила эпоха крушения страны, гражданской войны. Казни, уничтожение противников, бесчинства, разрушение храмов, моря крови – я уж не говорю о статьях в прессе, о глумлении над Церковью, об оголтелой пропаганде против Бога и против Церкви Русской. В это самое время архимандрит Иларион смиренно склоняет свою главу пред Патриархом Тихоном и получает епископское рукоположение, что в то время практически означало подписание себе смертного приговора, особенно для людей ярких, убедительных, влиятельных, способных отвечать на нападки, которые обрушивались на Церковь. Именно таким человеком и был святитель Иларион, стоявший рядом с Патриархом Тихоном, поддерживавший его руки, в смирении, в простоте сердца помогавший Патриарху нести крест его служения и принимавший на себя удары, обращенные в сторону Патриарха.

Мы знаем, что святитель Иларион не избежал трагической участи – был безвинно заточен в тюрьмы и лагеря, прошел через страшные Соловки и другие места заключений. И ведь никто не поднимал голоса в его защиту – наоборот, все, что влияло на сознание, было направлено на очернение таких людей, как святитель Иларион, чтобы они не только погибли физически, но и чтобы память о них была разрушена, чтобы имена их были навсегда смешаны с грязью. И, наверное, никто из тех, кто поднимал руку на святителя Илариона, представить себе не мог, что наступят времена, когда здесь, в этой обители, так тесно с ним связанной, мы будем произносить эти слова и в день его памяти призывать в помощь всем нам его святое имя.

Святитель Иларион жил по духу – не по человеческой конъюнктуре, не по так называемому здравому смыслу. Какой здравый смысл мог продиктовать человеку такой образ поведения? Надо было держаться подальше от Патриарха Тихона, быть потише, меньше говорить, искать добрых отношений с тогдашней властью, как это делали обновленцы. Много чего можно было делать – но то была бы жизнь не по духу и не по Божией правде.

Пример священномученика Илариона, цельбоносными своими мощами пребывающего ныне здесь, в этой обители и в этом храме, помогает нам понять тайну слов апостола: если вы по духу живете, то по духу и поступать должны. Пусть пример святителя Илариона поможет всем нам, в первую очередь служителям Церкви. Дай Бог, чтобы его замечательный мученический образ отображался в сердцах наших архиереев, священников, а также и нашего благочестивого народа. Пусть, взирая на этот образ, мы могли бы вновь и вновь убедиться в силе Божией правды, в силе того, что так замечательно отражено на страницах Библии. Когда человек пребывает с Богом, он становится непобедимым, на его стороне правда – вне зависимости от того, как он заканчивает дни своей земной жизни. С ним правда, потому что, будучи оклеветан в этой жизни, он становится святым пред Богом, а значит, и в человеческой истории. Пусть молитвами святителя Илариона Господь укрепляет нас и помогает нам, людям ХХI века, жить и поступать по духу Божиему.

Из проповеди по окончании богослужения
в день памяти священномученика Илариона,
архиепископа Верейского,
в Сретенском ставропигиальном монастыре
28 декабря 2013 г.

    

Наша способность влиять на окружающий мир
тесно связана с уровнем нашего образования

Хотел бы сказать сегодня еще несколько слов, обращаясь в первую очередь к студентам, а также к преподавателям. Наша способность влиять на окружающий мир тесно связана с уровнем нашего образования. Но когда речь идет о богословском образовании, одни воспринимают услышанное с интересом, с удовольствием, так, что глаза горят, а другие – и мне, к сожалению, приходилось с этим сталкиваться, – слушают просто ради приличия.

Еще будучи правящим архиереем Смоленской епархии, я пытался понять, почему у людей церковных, включая семинаристов, нет искренней заинтересованности в получении образования, причем самого широкого образования, какое только возможно. Спрашивал, особенно у приходских батюшек, которые по десять, пятнадцать, двадцать лет служат. Потом Бог дал мне опыт общения с архиереями, которые тоже служат по пятнадцать, двадцать, тридцать лет. Спрашиваешь: «Владыка, а почему в вашей епархии так мало кандидатов богословия? Почему так мало выпускников академии?» И чаще всего ответ такой: «А зачем на приходе все это?» А один студент-выпускник ответил мне еще проще: «Я что, с бабками по-английски буду говорить?» Вот такое непонимание значения образования для священника до сих пор является тормозом, препятствующим активному освоению знаний, включая богословские, но не только богословские.

И вот еще что меня беспокоит: это понимание цели богословского образования как возможности украсить свою проповедь цитатами. Но теперь святых отцов для этого читать не надо: открыл справочник, и вот тебе на каждый день все цитаты. Возникает вопрос: зачем же тогда образование? Это и есть самый главный, ключевой вопрос, без правильного ответа на который наше семинарское и академическое образование будет тормозиться. Конечно, люди, которые выходят на уровень написания диссертации, уже многое понимают, – у них появляется вкус к научной работе, они стремятся достичь того, к чему устремлены. А вот у семинаристов, особенно поступивших из приходов, у послушников монастырей, которые приходят в семинарию – чаще всего по указанию местного священноначалия, наместника или духовника – нет ясного понимания взаимозависимости образования и будущего служения. Мало кто из выпускников может навскидку ответить на вопрос: «А зачем тебе образование? Может быть, тебе достаточно изучить порядок службы?» Некоторые так и считают: достаточно овладеть навыком произнесения проповедей по книжкам, изданным еще в XIX веке, и всё, больше ничего не нужно.

Вот я хотел бы поделиться с вами – за неимением времени, очень кратко – своими мыслями и ответить на вопрос: почему нам нужно образование? А потому, что убедить современного человека гладким, с правильно подобранными цитатами, произнесением проповеди, правильным совершением богослужения (что само по себе очень важно), в том, что он должен открыть свое сердце Христу, посещать храм, воцерковиться, – невозможно. Для того чтобы, общаясь с людьми, вы могли открыть для них красоту Православия, вам нужно поделиться с ними своим собственным внутренним опытом, своим мировоззрением. А из чего складывается мировоззрение? Конечно, из знаний. Нужно знать, и знать неплохо, то, что знает современный человек. Без научного компонента мировоззрения сегодня невероятно сложно общаться с людьми, тем более – и самое главное – быть убедительными.

Ну, а если необходим только научный компонент, то, может, не надо вообще в семинарии учиться, ведь знания дает и университет? Однако совершенно очевидно, что нужен и духовный образовательный компонент. А когда знание истории, литературы, философии соединяется с богословским фундаментом, когда формируется подлинно интеллектуальная и духовная личность, когда человек обретает духовный опыт – опыт молитвы, опыт участия в таинствах, опыт переживания Святой Евхаристии, опыт прикосновения к святыне, – тогда человек обретает внутреннюю силу и способность спокойно и очень убедительно отвечать на вопрошания наших современников.

Вот почему нужно расширять свой кругозор, вот почему нужно изучать и святых отцов, и догматику, и историю Церкви. Вот почему нужно знать церковное искусство – потому что оно связано с общей историей искусства, а в искусстве отображается духовный поиск каждой эпохи. Вот почему нужно знать литературу, в том числе и то, как положительный герой определялся в ту или иную эпоху, какие идеи он предлагал обществу, какие вызовы этот герой принимал на себя. Все это огромное пространство духовной жизни, и если человек в студенческие годы входит в дивный мир духовной и интеллектуальной культуры, то постепенно у него формируется не просто эмоциональное отношение к вере и к Церкви – потому что ему нравится мерцание лампад, пение, покой, – но он еще и умом начинает понимать значение всего того, что ему открывает Церковь.

И еще раз хочу сказать, что без личного духовного опыта, без опыта молитвы ничего не получится, а будет лишь «медь звенящая, кимвал бряцающий…» Когда мы сталкиваемся со студентами, интеллектуально ориентированными на компьютеры, на современные технологии, которые хорошо во всем разбираются, но почему-то в храме не любят бывать, молиться не любят, – это плохо, это очень плохой симптом, потому что наша религиозность проявляется в первую очередь в молитве.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освящает здание Сретенской духовной семинарии. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освящает здание Сретенской духовной семинарии. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru
    

Сегодня в Церкви должна быть духовная, интеллектуальная элита

… Я хотел бы пожелать вам, чтобы замечательные внешние условия вашей жизни сочетались с духовным, интеллектуальным поиском, который бы поднимал вас, делал сильными, свободными, разумными делателями на ниве Христовой, способными оказывать воздействие на окружающий мир. Прошло время середнячков в Церкви. Сегодня в Церкви должна быть духовная, интеллектуальная элита. Конечно, Церковь принимает всех. Один может подняться до такого уровня, другой нет – каждому найдется свое место. Но как важно для нас иметь сегодня многих и многих священников – не пять-десять, как сейчас, которые на телевидении уже засветились и всем хорошо известны, но десятки, сотни и тысячи, которые могли бы говорить о Христе современному миру, защищать Христа, защищать Его Церковь-мученицу.

Вы помещены в особые условия – у вас замечательная семинария в центре Москвы. Дай Бог, чтобы все то, что вас окружает в этом центре, все соблазны большого города не разрушили вашего целеполагания, не подорвали ваших сил, но чтобы вы использовали то время, которое Бог предоставил вам, для того, чтобы стать сильными, свободными, преданными Богу людьми.

Из слова к учащимся и преподавателям
Сретенской духовной семинарии
после освящения нового здания семинарии,
Москва, 28 декабря 2013 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Не испугать, а ободрить, обратить мысленный взор человека к Божию милосердию и к Источнику этого милосердия – Христу Распятому и Воскресшему – вот задача пастыря, возвещающего людям Евангелие – Благую весть о снисхождении Бога к человекам.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Мы не можем отказаться от традиционных ценностей, но мы должны быть чувствительны к вызовам современности, к тому, чем живет молодежь. И мы должны уметь актуализировать ценностные традиции для того, чтобы они жили в сознании людей.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если ребенок знает, что такое Причащение, если он с радостью идет на богослужение, то ни в 12, ни в 13, ни в 15 лет не изменится его восприятие окружающего мира, потому что главные параметры личности уже сформированы действием благодати Божией.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
На Православную Церковь оказывается давление – в первую очередь для того, чтобы произошел разрыв между православным греческим и славянским миром. И мы должны сделать все, чтобы эти злые замыслы ни в коем случае не подорвали единство Церкви.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Это закон духовной жизни: на пути к спасению невозможно избежать скорби. Не потому, что христианство – религия пессимизма, но потому, что без страданий не совершается подлинное осознание самого себя, а значит, не открывается путь к совершенству.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Только тогда можно говорить о развитии певческой традиции и института регентства, когда отношение к регенту будет как к полноценному церковнослужителю, а не как к наемному работнику. Ведь регент вместе со священником несет важнейшее служение.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Особое призвание России – быть оплотом православного христианства. Может, именно поэтому сильные мира сего так ополчились на Русскую Церковь, желая оторвать от Русской Церкви Греческий православный мир.
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
О праведниках Господь печется, чтобы праведность их сохранялась, а к грешникам простирает Свою любовь и готовность простить их грехи.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Господь через крестную смерть являет нам Свою человеческую слабость, дабы каждый, взирая на Крест Христов, мог понять: не силой человеческой спасается мир, а только Божественной благодатью, Божественной силой, Божественной волей.
Комментарии
Люба Харина28 января 2014, 11:16
Ну, что еще можно сказать,как говорили святые отцы:
- У истинных христиан врагов нет, но кто пойдет на нас с мечем, тот от меча и погибнет!
Александр31 декабря 2013, 14:04
Тучков и Ирина(которая косит под православную)-вы ведь с Рамблера.Сколько Вам заплатили,чтобы вы на нашем сайте нагадили? Полуграмотная Ирина-ты кого упрекаешь?Ты кого учишь?Вы с Тучковым суррогатные,что-ли?Читайте Откровение святого Иоанна Богослова-там о вас написано,и что с вами Богопротивными будет.Господи,опять тебя предают и распинают и не ведают,что творят!Дмитрий и Ирина,опомнитесь-скорблю я о вас.
Ольга30 декабря 2013, 03:55
Дорогая во Христе сестра Ирина. Хочу заступиться за отца Андрея Ткачева и в его лице за все духовенство.В Воскресный день, час дня по Московскому времени, произошло это ужасное событие, унесшее жизни одних, и покалечившее других, батюшки в храмах на службах, а еще, как правило, вечерняя, они проводят целый день в церкви, понятно что не все...но все же.Батюшка Андрей живет в Киеве, служит в церкви преподобного Агапита Печерского, он много трудится на ниве проповедничества и результаты этих трудов Вы можете и слышать, и читать на батюшкиной странице www.andreytkachev.com, а также http://vk.com/andreytkachevcom. Это проповеди и мысли, художественно переосмысленные, лекции и просто комментарии. И еще Он молитвенник,как и все христиане, а в этой ситуации нужна всем молитвенная поддержка и тем, кого нет уже с нами, и тем, кто пострадал и лежит в больнице. Давайте помолимся вместе! Простите.
Дмитрий Тучков30 декабря 2013, 01:08
Я не согласен насчет суppoгатного матеpинства.Считаю,если женщина не может poдить сама,по медицинским показаниям,а не от боязни испоpтить фигуpу,она может пpибегнуть к зтой,единственной для нее,возможности.И ничего Богопpoтивного в poждении человека,нет.
р.Божия Ирина29 декабря 2013, 22:34
Дорогой Патриарх Кирилл.
Говорите Вы всегда красиво и правильно.
Святитель Иларион из-за трагичных годов правления бесовской властью только сейчас смог получить заслуженное уважение к своей деятельности. Но сейчас, кажется ушли в прошлое уже те времена, когда были такие трагедии. Не так ли?
Так почему такие проблемы возникли в установке памятника митрополиту Иоанну (Снычеву) в Самаре ?
Памятник сделан, но враги Христа, и тут проявили свою прыть. Не хотят устанавливать памятник духовному пастырю, которого чтит русский народ.
Может быть Вы смогли бы повлиять на ситуацию?
Хочется верить, что Ваши слова, это слова Вашего сердца. И что Вы, болеете о судьбе будущего нашей страны .
Сохранение памяти таких выдающихся пастырей, как митрополит Иоанн, это главна задача перед новыми поклонениями.
Храни Вас Бог.
р.Божия Ирина29 декабря 2013, 21:16
Две центральных темы, про Святителя Илариона и про образование очень понравились.
Вообще, нужно идти в ногу со временем. И центральной темой вашего сайта должны быть слова о том, что случилось сегодня в Волгограде. Почему священники молчат об этом? Неужели церковь наша так далека от трагедии всего нашего народа? Думаю, что нет. Просто не все хотят быть похожими на Святителя Илариона. Многие хотят отсидеться в тиши и не идти на Голгофу горькой действительности.
Если ты не с Христом, то кто ты тогда и что делаешь в Храме Божием? - именно такой вопрос должен поставить себе каждый проповедник ( например, ваш Ткачев).
Христос не мочал. Почему молчите вы, пастыри?!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×