Не может быть свободы Церкви без исповедничества
На протяжении всей человеческой истории были попытки подчинить Церковь светским интересам – будь то интересам кесарей, царей, сильных мира сего. И сегодня во всем мире идет глобальная борьба за то, чтобы подчинить Церковь центрам власти, центрам идеологическим, которые берут на себя право идеологически управлять миром. И мы знаем, как во многих странах, где провозглашается некая свобода вероисповедания, одновременно происходит закабаление Церкви, потеря ее свободы. А чем иным можно объяснить заявления некоторых христианских деятелей, которые пытаются богословски оправдать самые страшные, губительные и опасные заблуждения сего времени, касающиеся человеческой личности и человеческой нравственности, – как не полным отказом от внутренней автономии и свободы?
Эта автономия и свобода предполагают исповедничество, и пример святителя Филиппа нас в этом убеждает. Не может быть свободы Церкви без исповедничества. И когда мы говорим о ее свободе, мы должны понять, что речь идет не только о каких-то властных структурах – в сегодняшнем мире это чаще всего совсем не так. Речь идет о центрах влияния, о тех центрах, из которых исходят опасные и губительные для рода человеческого заблуждения. И сохранение свободы перед лицом общего потока, в который погружается человечество под воздействием этих греховных влияний, является, с одной стороны, нашим долгом, долгом Церкви, а с другой стороны, всегда предполагает путь исповедничества.
Из слова
по окончании литургии
в день памяти святителя Филиппа,
митрополита Московского и всея России, чудотворца,
в Успенском соборе Московского Кремля,
22 января 2014 г.
Бог дает нам чудо по Своей любви к нам
Ничего не изменилось – до сих пор, для того чтобы поверить в Бога, люди требуют чуда. Совершаются чудеса каждый день – не верим, не те чудеса, сомневаемся: совершаются они или нет. Сотни тысяч людей стоят в очереди, чтобы прикоснуться к святыне, потому что реально получают помощь и потом свидетельствуют об этом, – не верим, не то чудо.
Как сказал Господь ученикам Своим: если даже мертвые воскреснут, не поверят (см.: Лк. 16: 31). Чудо не столько отменяет физические законы, сколько по воле Божией приостанавливает их, влияя на течение естественных процессов, так что происходит исцеление от болезни или даже возвращение умерших к жизни. Но чудо в руках Божиих не является силой, которую Бог использует для обращения людей к вере. Он дает нам чудо по Своей любви к нам, Он отвечает чудом на нашу молитву.
Евангелие – подлинное основание для того, чтобы открыть свое сердце навстречу Богу
Видимо, до скончания человеческой истории будут оставаться нерешенными проблемы и вопросы, связанные с религиозной жизнью человека. До скончания века будут те, кто верит, и те, кто не верит, требуя чуда. Но то, что запечатлено в Евангелии, является великим аргументом, подлинным основанием для того, чтобы открыть свое сердце навстречу Богу. Богу, Который не нарушает физических законов, чтобы поразить человеческое воображение. Богу, Который не вторгается в жизнь человека, чтобы немедленно вершить Свой суд, наказывая грешников и поощряя праведников. Богу, Который не ограждает верующего от искушений, скорбей и испытаний, потому что Он Сам прошел через эти искушения, скорби и испытания. Богу, Который в ответ на нашу веру и молитву дает великую духовную силу, наполняя жизнь смыслом, открывая перспективу вечности, а через эту перспективу актуализируя в человеческой жизни самые высокие и великие идеалы, которые, собственно говоря, и отличают человека от всего другого, что есть во вселенной.
Из проповеди
за Божественной литургией
в день памяти святой мученицы Татианы
в домовом храме МГУ им. М.В. Ломоносова
25 января 2014 г.
Многие, ища мнимой свободы, остаются рабами
В нынешнее лукавое время, когда секулярным обществом предпринимаются попытки размыть границы между добром и злом, когда пропагандируются лицемерно оправдываемые соблазны и потребительский образ жизни, когда происходит подмена таких понятий, как семья, нравственность, права и свободы личности, особенно важно возвышать свой голос в защиту традиционных базовых ценностей, ценностей, исходящих от Самого Бога, призывая людей к духовной осмотрительности и рассудительности, бдительности и ответственности.
К сожалению, многие наши современники, ища мнимой свободы, по-прежнему остаются рабами – в первую очередь рабами греха, пребывая в плену своих страстей и похотей. И этот путь – путь, ведущий к саморазрушению личности, духовной, а порой и физической гибели, не может дать мятущемуся человеку ни успокоения, ни счастья, ни благополучия. Не ведает или не хочет мир внимать словам Спасителя: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32); а посему сегодня в обществе столько агрессии и раздражения, противостояний и разделений.
Почитаемый и хорошо известный православным людям недавно почивший насельник Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин) предупреждал: «Отступление от Бога – вот причина всех бед и во все времена» (см.: Иоанн (Крестьянкин), архим. Главное – быть с Богом. М.: Благовест, 2009).
Из слова
при вручении архиерейского жезла
Преосвященному Мефодию (Кондратьеву),
епископу Каменскому и Алапаевскому,
в храме святой мученицы Татианы
при МГУ им. М.В. Ломоносова,
25 января 2014 г.
Служение в Церкви — это дар Божий человеку
Служение — это не обязанность и не повинность: его не «отрабатывают», а совершают. Умение хорошо и искренне совершать свое служение в Церкви, каким бы оно ни было, — от Предстоятеля Церкви до простой свещницы — это дар Божий человеку, это возможность прийти «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Человеку в Церкви подается дар того или иного служения в меру его устремленности и подвига, в меру человеческих сил и церковной необходимости. Премудрость и благость Божия — в том, что у Святого Духа не бывает бесполезных даров. Польза же этих дарований — в созидании единого Тела Христова, в обретении каждым из составляющих его членов своей подлинной природы и достижении своего предназначения через и живую причастность к этому Телу.
Из слова
по окончании Божественной литургии
в кафедральном соборном Храме
Христа Спасителя в Москве,
26 января 2014 г.
Спасибо Вам, Патриарх Кирилл!