Каждый из нас сталкивается в жизни со скорбными обстоятельствами – собственными или ближнего. И православный человек, конечно же, руководствуясь христианскими ценностями понимает, что ему указан путь понимания смысла своих страданий. Как это можно воплотить в жизнь? Ведь наша психика реагирует по определенным законам и их очень важно учитывать, дабы не брать на себя, а тем более не возлагать на других «бремена неудобоносимые». Преподобный Иоанн Лествичник, рассказывая о высоких подвигах святых отцов одного из монастырей, писал: «Удивляться трудам сих святых – дело похвальное; ревновать им – спасительно, а хотеть вдруг сделаться подражателем их жизни есть дело безрассудное и невозможное». Переживание скорби, наверное, одно из самых глубоких и ценных проявлений душевной жизни. Давайте подробнее рассмотрим ее.
«Это не со мной»
В то время как наше осознанность напоминает нам о том, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22) и совершает сложную работу по осмыслению своей скорби, в наших более глубоких слоях психики происходит иное. И первая естественная реакция – шок и оцепенение. Он может длиться от нескольких секунд до нескольких недель. Оцепенение проявляется в скованности, которая сменяется периодически хаотической активностью. За этим включается защита, то есть отрицание: «Это не со мной» или «Этого не может быть». Мы не можем поверить… Человек чувствует как-бы нереальность происходящего, некоторую бесчувственность, которая может вылиться в невозможность вспомнить. Анастасия Цветаева в своих «Воспоминаниях» пишет: «Я не помню, как несут, опускают гроб. Как бросают комья земли, засыпают могилу, как служит панихиду священник. Что-то вытравило это все из памяти... Усталость и дремота души. После маминых похорон в памяти – провал». Наша душа с одной стороны, понимая необходимость скорбей, с другой – не хочет их принимать. Можно сказать, что на это указывает нам Христос, по воплощении имеющий в себе Божественную и человеческую природу: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Поэтому очень важно дать душе время и помочь принять реальность утраты. Ведь горе разрывает восприятие на «до» и «после» и нам хочется остаться в этом «до», а в «после» мы не можем попасть. И люди, переживающие тяжелые утраты, часто видят сны, где «все, как и прежде».
Период поиска утраченного
В этот период, даже если мы просто соучаствуем в чужом страдании, наша психика пытается как бы вернуть утраченное. Происходит это неосознанно. Обычно это происходит на 5-12-й день после утраты или тяжелой болезни, когда человек или его близкие фантазируют о скором выздоровлении, хотя факты говорят об обратном. В случае смерти, мы как-бы случайно хотим набрать номер умершего или купить для него что-то им любимое. Как тут не вспомнить о Рахиль, которая плачет о детях своих и не хочет утешаться, как бы в душе еще не отпуская детей от себя. Я помню, как ко мне обратилась женщина, у которой умер маленький ребенок и ей начало казаться, что она видит его, когда смотрит на чужих детей. Эти «видения» были очень кратковременными, но эмоционально сильными и визуально яркими. Окружающие решили, что она сошла с ума. Ко мне ее направил ее духовник, который сразу понял, что это не духовная, а психическая проблема. Мы поработали с ней 3 встречи и видения исчезли, дальше шла работа с горем.
Период острой скорби
В норме этот период начинается от полутора месяцев с момента произошедшего несчастья. Даже в норме здесь мы можем встретить очень тяжелые состояния печали, астенические реакции и слабость. Возникают различные нарушения сна и аппетита. Это период боли и фрустраций. Могут возникать навязчивые мысли о том, как бы все могло сложиться, если бы… Возникают непрошенные воспоминания, которые поглощают много душевной энергии. Помните, как у Иеремии: «Я человек, испытавший горе от жезла гнева Его. Он повел меня и ввел во тьму, а не во свет. Так, Он обратился на меня и весь день обращает руку Свою; измождил плоть мою и кожу мою, сокрушил кости мои; огородил меня и обложил горечью и тяготою; посадил меня в темное место, как давно умерших; окружил меня стеною, чтобы я не вышел, отяготил оковы мои, и когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою; каменьями преградил дороги мои, извратил стези мои» (Плач 3, 1-9).
Конечно, эта глава говорит нам и о том, что «Благ Господь к надеющимся на него, к душе, ищущей Его». Но как мы видим, фазы острого горя и Иеремия не избежал. Что уже говорить о нас, детях XXI-го века. У нас может возникнуть и желание отчуждения, и утрата теплоты. Многие не могут самостоятельно пройти эти этапы. Им нужна наша помощь. Но было бы ошибочно увещевать не только скорбящего, но даже и тех, кто сопереживают горю ближнего, сразу же начать размышлять о полезности горя. Для этого нужно время, а нам важно сформировать утраченную культуру горевания.
Любая утрата – сложный комплекс реакций на трагичное событие, затрагивающее все стороны жизни, все 3 яруса человеческой жизни: телесный, душевный и духовный. И каждому ярусу надо дать свое время и свой темп принятия. «Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?» – читая эти вопрошания Иова (Иов, 3:11) мы иногда стараемся скорее пробежать их глазами, перейдя к этапу утешения. Но в жизни нельзя так просто перелистнуть страницу.
Период поиска смысла
Фаза острого горя была важна, так как именно она дает нам силы принять действительность и выстраивать с ней новые отношения. Она помогает психике перестроить внутренние связи с утраченным. Это очень тяжелая и сложная работа души. Ведь из принципа удовольствия нам нужно перестроиться на принцип острой неудовлетворенности. «Зачем приняли меня колена? зачем было мне сосать сосцы? Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно», – думаем мы вслед за праведным Иовом (Иов, 3:12,13), когда небытие кажется нам гораздо приятнее бытия. Но это всего лишь чувства… Для скорбящего горе в этот период становится ведущей деятельностью: оно становится основным содержанием его жизненной активности и становится возможностью развития его личности. И здесь важно понимать духовный смысл скорби. Но этот смысл душа должна выстрадать самостоятельно, он не может быть навязан.
Опасности сопереживающих
И как опасно в такой период уподобиться нам друзьям Иова, на которых Господь воспылал Своим гневом! Как опасно вразумлять, указывая на духовную слабость, призывая к вершинам, недостижимым в этот период. Елифаз Феманитянин говорил Иову: «А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя и ты упал духом. Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих – упованием твоим?» (Иов, 4: 5,6) Вроде бы желая поддержать друга, он упрекает его. К сожалению, и мы, желая поддержать, упрекаем то в малодушии, то в излишней привязанности к земному. На ранних стадиях горевания это недопустимо. Да и кто мы такие, чтобы упрекать? Даже если у каждого из нас есть свой опыт горя, горе каждого уникально, оно зависит от единственных в своем роде отношений с ним, от конкретных обстоятельств жизни и смерти, от всей неповторимой картины мира каждого, от его надежд, радостей, привязанностей и слабостей.
Если мыслить упрощенно и инфантильно, то можно воспринять многое уплощенно и буквально. Пережил Иов смерть детей, разорения – значит, и мы так сможем и прямо сейчас начнем понимать полезность скорби. По незнанию, просто не замечаем, что отвергаем целый пласт своей душевной жизни. Но энергия души не исчезает, она просто переходит из одного состояния в другое. Нагруженность психики не пережитыми страданиями рождает тяжесть, усталость от жизни и то, что многие ошибочно воспринимают как «выгорание». Земная работа скорби состоит в том, чтобы переработать старые связи с утраченным и создать новые, в соответствии с возникающей действительностью. До конца этой работы «объект продолжает существовать психически». И на психологическом уровне главные задачи горя – устроение образа этого объекта для сохранения в памяти. Человеческое горе не разрушительно, а созидательно. Оно призвано не ослаблять душу, а укреплять, не уничтожать, а творить – творить память. Скорбь очень важна в нашей жизни, но помогая другим скорбеть, очень важно соотнести наши пожелания и помощь не только с духовным идеалом, но и с психической реальностью. И тогда, мы сможем вместе с горюющим произнести: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».
Мне кажется степень страдания определяется личным уровнем страстности страдающего,с одной стороны, а с другой, Господь определяя и попуская то или иное горе своему чаду, видит его более искусным существом, но в энном периоде времени нам не доступном.
У Апостола Павла есть указание на предание Сатане Христианина, дабы спасен был...
С недавних пор лично я понял, что любое страдание есть микро отлучение от Бога. Это может быть и по воле Господа и по воле человека.
Иов! Мы увидели он страдает! Да! Безусловно! На все 100.
А его жена? Думаю, что да, но...?! А дети??? А друзья ?!
Размышляя о страданиях Иова, важно помнить о Боге - Творце этих страданий, не забывая при этом об исполнителе - лукавом.
Пишу комментарий и вспоминаю свои жуткие дни и ночи жуткие! При этом радостно, что прошел их, что Бог рядом. И хочется повторять слова бывшего адвоката, Святого Иоанна: "Слава Богу за всё".
На картине: Иов еще страдает, а радостный рассвет радует!
Преп. Амвросий Оптинский: "Ошибка и заблуждение человечества происходят оттого, что мы не понимаем как следует намерение Божие и волю Божию о нас. Господь, по благости Своей и милосердию Своему, хочет даровать нам вечное блаженство на небе, в Царствии Небесном, а мы, по слепоте своей, более желаем, ищем счастья и благополучия временного на земле. Вот Господь, по благости Своей и по любви к роду человеческому, и вразумляет нас разными скорбями, и болезнями, и другими бедствиями..."
А то, что в скорбях Господь близко, я в своей жизни испытала... В тяжелейших испытаниях Он на руках вынес, а я не воцерковленная была тогда, и не сразу, очень не сразу пришла в храм. Но такой молитвы и такой преданности в волю Божию, как тогда, у постели умирающей матери, больше никогда не было.
И напоследок еще одна цитата из преп. Варсонофия Оптинского, которая мне тоже очень близка: "Непрестанные скорби, посылаемые Богом человеку, суть признак особого Божия промышления о человеке."
Про преп. Варсонофия можно здесь прочитать: http://www.pravoslavie.ru/put/60774.htm
Преп. Варсонофий Оптинский: "Скорби неизбежны, хотя и хотели бы мы миновать их. Жизнь представляется нам в виде белой полосы, на которой черные точки – скорби, от которых нам желательно поскорее отделаться, а на самом деле жизнь есть черная полоса, и на ней рассеяны белые точки – утешения. “В мире скорбни будете, – сказал Христос, – но дерзайте, яко Аз победих мир”»
...продолжение далее
- Откуда такая кровожадность-то?
- Что за предъявления от вроде_бы_христиан "автор сам горя не пережил"
Автор комментария обвиняет в ненормальности и желание крови кого-то (объясните кого).
Хотелось вставить небольшое разъяснение.
Давай поступим исходя из практики:
Попросите или найдите литературу где люди, прошедшии ужасы конц. лагерей, плена, блокады будут рассказывать об этих минутах терминами - "Любая утрата – сложный комплекс реакций на трагичное событие, ..., все 3 яруса человеческой жизни: ... И каждому ярусу надо дать свое время и свой темп принятия."
Если вы найдете пример, приведите пожалуйста.
На основании этого и делался этот вывод, что автор статьи с этим не сталкивался.
Далее.
Большинству комментаторам статья понравилась, но что-то там не то.
Давайте поступим так. Уберем все ссылки на статьи из Священного писания и оставим одно мнение автора.
Например:
- Нагруженность психики не пережитыми страданиями рождает тяжесть, усталость от жизни и то, что многие ошибочно воспринимают как «выгорание».
Простите не фрейд ли родоначальник данных аналитических суждений.
Кто не знаком с творчеством можно посмотреть например здесь:
http://hramnagorke.ru/psychology/23/940/
Поэтому мое мнения сложилось именно на определенных цитатах автора которые, простите в трудах святых отцов церкви и в писании я не встречал.
Разрушительно. Оно сокрушает сердце, которое потом "Бог не уничижит". Слова "сердце сокрушенно" именно про это.
"Оно призвано не ослаблять душу, а укреплять, не уничтожать, а творить – творить память."
Оно не "призвано". Оно следствие падения человека, изгнания из рая, его цена. Нет и не может быть оправдания горю каким-то его вымышленным призванием.
Если очень обобщённо - мы все переживаем потерю рая и будем переживать всю жизнь, пока не возвратимся.
А как все это сложно. Пока не «нахлебаемся» полной мерой, не укрепимся. И без веры Богу почти невозможно. Хорошо бы было, чтобы рядом были не просто сочувствующие, а профессионалы как Анастасия. Чтобы кто-то нас держал за шкирку как щенят и не отпускал, чтобы не натворили чего в состоянии «шока и оцепенения» или «хаотической активности», не размазались бы от бессилия. Бог нас «держит за шкирку», но мы не всегда понимаем и сопротивляемся.
Как-то в зарисовке одной "сестры во Христе" прочла, что от чужой боли надо уметь отстраниться, чтобы себя-де не надорвать. Вот тогда я была в шоке: дааа, "плачьте с плачущими" не в моде у сестер... А в этой статье есть и профессиональный подход, и верная направленность на сострадание. А возможно, и собственный опыт, только без привлечения к себе внимания, - это уж один Господь ведает.
- видения исчезли, дальше шла работа с горем.
Простите это как?
Вообще, чтобы писать о данных вещах, автору надо было с этим соприкоснуться.
Если бы это произошло, данных предложений в тексте не было.
Возможно я и не прав.
Но строки, которые есть в статье говорят об обратном.
Удивительно, что нет цитат из фрейда.
Здесь достаточно внятно описано, чего с человеком в горе делать не надо. Но я не поняла, как же именно надо наилучшим образом обращаться с таким человеком окружающим сочувствующим и желающим помочь?
Видимо автор не знает, что такое терять близких.
В чем разница Вашей статьи и словами опытных старцев?
В словах старцев есть Любовь и Сострадание.
У Вас, увы, нет этого ничего.
Ваш комментарий "Книги Иова" помог мне понять нечто очень важное и необходимое для меня.
Всё размышляла, размышляла о некоторых её мыслях... - и вот ваша умная статья.
Храни Вас Господь!
Спаси, Господи, Анастасию. Хороший толчок дала для размышлений по важному вопросу спасения души.Господь поможет понять нужное.