(Продолжение беседы «Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви»)
Еще один важный момент, который был у первых христиан, и нам тоже было бы хорошо иметь это в виду, а именно: пост связан с подачей милостыни. Человек говорит себе: «Если бы я не постился, то тратил бы по 1200 лир в неделю на мясо, сыр, вино и т. д., а поскольку пощусь, то трачу по 30–40 лир. Следовательно, оставшееся буду отдавать бедным, братьям, терпящим нужду».
Пост сопровождался милостыней. И он, конечно, не сводится только к воздержанию от пищи. Мы начинаем с него, оно необходимо и важно, ведь человек – это не только дух, чтобы можно было сказать: «Я пощусь духовно». Мы не какие-то духи, а тело и дух вместе – нераздельное и неразрывное единство. Поэтому добродетели охватывают всего человека: и душу, и тело, и как мы постимся телесно, так же постимся и духовно. Следовательно, воздерживаемся от злобы, осуждения, гордости, словопрений, от массы такого, что нас, к сожалению, изводит. Воздерживаемся и в употреблении материальных вещей. Если мне захотелось купить три пары обуви, в которой я не нуждаюсь, то куплю только одну или вообще ничего. Прохожу в том, что у меня есть.
Пост – это отчуждение от зла. Иными словами, нужно стать чуждым тех пороков, которые окружают нас. Как это важно, чтобы человек постился и языком, чтобы он перестал говорить, судить, сплетничать, комментировать, воздерживался от сигарет…
Люди бывают зависимы от сигарет. Один мудрый духовный наставник говорил тем своим духовным чадам, которые курят:
– Выбирай: или весь Великий пост проведешь без растительного масла, или будешь пить и молоко даже, но только перестанешь курить. Что для тебя легче?
Он помогал им сделать то, что является более значимым.
Это же относится и к телевидению и всему тому, что делает человек, чтобы убить свое время. То есть пост – это период всеобъемлющей борьбы, мобилизации всех душевно-телесных сил человека с помощью церковных богослужений, каждодневных молитв, исповеди, изучения слова Божия, усилий в духовном подвиге и всего, что содействует человеку и настраивает на духовную жизнь.
Отцы Церкви говорили, что действительно, когда человек постится, изменяется и его телесный состав и он очищается и душевно, и телесно. Очищается. Поэтому святые всегда пребывали в посте и воздержании, и это действительно приносило им душевную и телесную чистоту. Не только душевную, ведь душа и тело идут вместе. Они согрешают вместе и очищаются тоже вместе. Поэтому все добродетели и подвиги затрагивают всё человеческое бытие.
Период Великого поста составляет десятую часть года. По закону Моисееву десятина всегда посвящалась Богу: десятая часть имущества, денег была посвящаема Богу. Так и мы посвящаем десятую часть года Богу. Сколько недель в Великом посте, шесть, семь? Семь вместе со Страстной седмицей. Пять дней в неделю у нас пост, в субботу и воскресенье поста нет, разрешаются вино и елей, это 5 × 7 = 35 + Великая суббота = 36 и ночь с субботы на воскресенье, когда скорее не следовало бы поститься, но люди постятся, – вот и получается 36 с половиной. В году 365 дней? А это одна десятая. С математической точностью. Мы посвящаем это время Богу.
Конечно, Бог ничем из этого не пользуется, но мы получим большую пользу от этой духовной борьбы.
Вопросы по окончании беседы
– Что бы вы сказали о двух людях, по-разному относящихся к посту: один стремится не нарушить ничего ни на одну тысячную долю процента, а другой более умерен и не столь строг. Кто из них постится правильно?
– Если тот, кто чрезвычайно строг и педантичен, делает это не потому, что благорасположен к Богу, а потому, что верит, будто спасется этими своими делами, а также думает, что если проглотит каплю растительного масла, то отправится в ад, не понимая, что он не спасется одной каплей растительного масла, – тогда его одолел перфекционизм. Пост – это не самоцель, а средство, ведущее нас к смирению и покаянию и, соответственно, к Богу. Если человек превратил пощение в самоцель и думает, что этим своим делом спасется, и поэтому строг и хочет в точности соблюсти всё, тогда это болезненное состояние. Если же он делает это, потому что совесть у него легко уязвляется и потому что он не хочет поступать против нее и нарушать закон Божий, – тогда это здоровый человек, просто у него чувствительная совесть – совесть, которая с легкостью ранится. Он не принимает подобной широты.
Умеренный, со своей стороны, говорит: «Ничего страшного, дорогой, если ты случайно нарушил пост: из-за капли растительного масла не начнется конец света!» Если он делает это с добрым помыслом и учит тебя не концентрироваться на подобных вещах, а на существенном, то Бог не станет судить тебя, даже если бы ты нарушил пост: ты нарушил не потому, что презрел заповедь Церкви, а потому, что не знал, не подумал об этом, и из-за этого не начнется конец света. Если такое отношение не происходит из презрения к тому, что установлено Церковью, то оно не является плохим. Но если он поступает так потому, что презирает заповедь, и из презрения говорит о снисхождении, тогда это ошибка.
Думаю, и то и другое [уклонение] проистекает из нездорового эгоизма.
– Если здоровье не позволяет мне поститься, что мне делать?
– Это очень просто: не постятся – значит, делают то, что могут. Бог хочет от человека того, что он может сделать. Человек должен знать, что у его сил есть предел. Он должен смиренно призвать силу Божию и молить Бога помочь ему, но у него должно иметься намерение подвизаться, и он подвизается до той степени, до какой хватает его сил. Он должен смиренно принять свою немощь, и когда получит и благословение своего духовного отца на то, как и каким образом ему поститься, быть к себе более снисходительным, но не отчаиваться, поскольку он не спасется постом, как мы уже сказали. Пост – это средство, ведущее куда-то. Если через смирение ты приходишь к покаянию и достигаешь связи с Богом, то не надо терять надежду. Достаточно того, чтобы это не проистекало из нездорового перфекционизма или нездорового презрения.
– Что означают слова: «милости (έλεος) хочу, а не жертвы» (Мф. 9: 13)?
– Это означает, что мы должны употреблять елей (έλαιο) каждый день! Один монах на Святой Горе говорил: «В субботу не ешь сыр!» – «Почему, старче, в субботу нельзя есть сыр? Ведь это же не пятница, не среда?» – «Разве ты не читал, что сказано в Евангелии, что в субботу мы не едим сыр (τυρί)?»[1]. То есть евреи говорили о Христе, что Он не хранит субботы. Старец услышал евангельский текст, в котором говорится о Христе, что Он «не хранит субботы» (ού τηρεῖ), и понял его как запрещение есть сыр (τυρί) в субботу!
А сейчас серьезно. «Милости хочу, а не жертвы» означает, что Бог хочет, чтобы мы стали милосердными, как Он милосерден, а не просто следовали букве, потому что буква убивает, тогда как дух животворит[2]. Поэтому мы должны перейти от формы к сущности, но соблюдая и форму. Если не соблюдешь форму, не дойдешь до сущности.
– Как вы прокомментируете то, что во время поста некоторые люди становятся более раздражительными?
– Если человек в принципе всё время кроток, смирен, а когда начнет поститься, то тут же в понедельник первой седмицы Великого поста в нем всё переворачивается с ног на голову, ну, тогда это нечто странное. Такому человеку нужен медосмотр, может, имеется какая-то органическая причина, может, с ним что-то происходит, чего-то не хватает в его организме, и от пощения возникает проблема в его нервной системе. Может, он не выдерживает, и в его нервной системе происходит сверхнапряжение, она перегружается. Поэтому если в обычное время у него всё хорошо, а когда постится, то духовно изнемогает, тогда ему нужно пойти к врачу, поскольку с ним что-то происходит.
Диавол всегда есть диавол, не только во время поста. И в остальное время он тот же диавол. Поэтому не станем приписывать всё треклятому диаволу. Он такой, какой есть. Но, с другой стороны, он же сейчас занят, сейчас ведь проводятся карнавалы, и у него много работы. Он сейчас в другом месте[3]…
Это звучит как то странно...
А где милосердие к нашим немощам?
Почему св.отец не говорит что когда человек начинает поститься то враг усиливает свою борьбу и воздействие на постящегося?
Порадовало! :)