Пост – это милость

(Продолжение беседы «Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви»)

    

Еще один важный момент, который был у первых христиан, и нам тоже было бы хорошо иметь это в виду, а именно: пост связан с подачей милостыни. Человек говорит себе: «Если бы я не постился, то тратил бы по 1200 лир в неделю на мясо, сыр, вино и т. д., а поскольку пощусь, то трачу по 30–40 лир. Следовательно, оставшееся буду отдавать бедным, братьям, терпящим нужду».

Пост сопровождался милостыней. И он, конечно, не сводится только к воздержанию от пищи. Мы начинаем с него, оно необходимо и важно, ведь человек – это не только дух, чтобы можно было сказать: «Я пощусь духовно». Мы не какие-то духи, а тело и дух вместе – нераздельное и неразрывное единство. Поэтому добродетели охватывают всего человека: и душу, и тело, и как мы постимся телесно, так же постимся и духовно. Следовательно, воздерживаемся от злобы, осуждения, гордости, словопрений, от массы такого, что нас, к сожалению, изводит. Воздерживаемся и в употреблении материальных вещей. Если мне захотелось купить три пары обуви, в которой я не нуждаюсь, то куплю только одну или вообще ничего. Прохожу в том, что у меня есть.

Пост – это отчуждение от зла. Иными словами, нужно стать чуждым тех пороков, которые окружают нас. Как это важно, чтобы человек постился и языком, чтобы он перестал говорить, судить, сплетничать, комментировать, воздерживался от сигарет…

Люди бывают зависимы от сигарет. Один мудрый духовный наставник говорил тем своим духовным чадам, которые курят:

– Выбирай: или весь Великий пост проведешь без растительного масла, или будешь пить и молоко даже, но только перестанешь курить. Что для тебя легче?

Он помогал им сделать то, что является более значимым.

Это же относится и к телевидению и всему тому, что делает человек, чтобы убить свое время. То есть пост – это период всеобъемлющей борьбы, мобилизации всех душевно-телесных сил человека с помощью церковных богослужений, каждодневных молитв, исповеди, изучения слова Божия, усилий в духовном подвиге и всего, что содействует человеку и настраивает на духовную жизнь.

Отцы Церкви говорили, что действительно, когда человек постится, изменяется и его телесный состав и он очищается и душевно, и телесно. Очищается. Поэтому святые всегда пребывали в посте и воздержании, и это действительно приносило им душевную и телесную чистоту. Не только душевную, ведь душа и тело идут вместе. Они согрешают вместе и очищаются тоже вместе. Поэтому все добродетели и подвиги затрагивают всё человеческое бытие.

Период Великого поста составляет десятую часть года. По закону Моисееву десятина всегда посвящалась Богу: десятая часть имущества, денег была посвящаема Богу. Так и мы посвящаем десятую часть года Богу. Сколько недель в Великом посте, шесть, семь? Семь вместе со Страстной седмицей. Пять дней в неделю у нас пост, в субботу и воскресенье поста нет, разрешаются вино и елей, это 5 × 7 = 35 + Великая суббота = 36 и ночь с субботы на воскресенье, когда скорее не следовало бы поститься, но люди постятся, – вот и получается 36 с половиной. В году 365 дней? А это одна десятая. С математической точностью. Мы посвящаем это время Богу.

Конечно, Бог ничем из этого не пользуется, но мы получим большую пользу от этой духовной борьбы.

Вопросы по окончании беседы

Митрополит Лимассольский Афанасий Митрополит Лимассольский Афанасий
– Что бы вы сказали о двух людях, по-разному относящихся к посту: один стремится не нарушить ничего ни на одну тысячную долю процента, а другой более умерен и не столь строг. Кто из них постится правильно?

– Если тот, кто чрезвычайно строг и педантичен, делает это не потому, что благорасположен к Богу, а потому, что верит, будто спасется этими своими делами, а также думает, что если проглотит каплю растительного масла, то отправится в ад, не понимая, что он не спасется одной каплей растительного масла, – тогда его одолел перфекционизм. Пост – это не самоцель, а средство, ведущее нас к смирению и покаянию и, соответственно, к Богу. Если человек превратил пощение в самоцель и думает, что этим своим делом спасется, и поэтому строг и хочет в точности соблюсти всё, тогда это болезненное состояние. Если же он делает это, потому что совесть у него легко уязвляется и потому что он не хочет поступать против нее и нарушать закон Божий, – тогда это здоровый человек, просто у него чувствительная совесть – совесть, которая с легкостью ранится. Он не принимает подобной широты.

Умеренный, со своей стороны, говорит: «Ничего страшного, дорогой, если ты случайно нарушил пост: из-за капли растительного масла не начнется конец света!» Если он делает это с добрым помыслом и учит тебя не концентрироваться на подобных вещах, а на существенном, то Бог не станет судить тебя, даже если бы ты нарушил пост: ты нарушил не потому, что презрел заповедь Церкви, а потому, что не знал, не подумал об этом, и из-за этого не начнется конец света. Если такое отношение не происходит из презрения к тому, что установлено Церковью, то оно не является плохим. Но если он поступает так потому, что презирает заповедь, и из презрения говорит о снисхождении, тогда это ошибка.

Думаю, и то и другое [уклонение] проистекает из нездорового эгоизма.

– Если здоровье не позволяет мне поститься, что мне делать?

– Это очень просто: не постятся – значит, делают то, что могут. Бог хочет от человека того, что он может сделать. Человек должен знать, что у его сил есть предел. Он должен смиренно призвать силу Божию и молить Бога помочь ему, но у него должно иметься намерение подвизаться, и он подвизается до той степени, до какой хватает его сил. Он должен смиренно принять свою немощь, и когда получит и благословение своего духовного отца на то, как и каким образом ему поститься, быть к себе более снисходительным, но не отчаиваться, поскольку он не спасется постом, как мы уже сказали. Пост – это средство, ведущее куда-то. Если через смирение ты приходишь к покаянию и достигаешь связи с Богом, то не надо терять надежду. Достаточно того, чтобы это не проистекало из нездорового перфекционизма или нездорового презрения.

– Что означают слова: «милости (έλεος) хочу, а не жертвы» (Мф. 9: 13)?

– Это означает, что мы должны употреблять елей (έλαιο) каждый день! Один монах на Святой Горе говорил: «В субботу не ешь сыр!» – «Почему, старче, в субботу нельзя есть сыр? Ведь это же не пятница, не среда?» – «Разве ты не читал, что сказано в Евангелии, что в субботу мы не едим сыр (τυρί)?»[1]. То есть евреи говорили о Христе, что Он не хранит субботы. Старец услышал евангельский текст, в котором говорится о Христе, что Он «не хранит субботы» (ού τηρεῖ), и понял его как запрещение есть сыр (τυρί) в субботу!

А сейчас серьезно. «Милости хочу, а не жертвы» означает, что Бог хочет, чтобы мы стали милосердными, как Он милосерден, а не просто следовали букве, потому что буква убивает, тогда как дух животворит[2]. Поэтому мы должны перейти от формы к сущности, но соблюдая и форму. Если не соблюдешь форму, не дойдешь до сущности.

– Как вы прокомментируете то, что во время поста некоторые люди становятся более раздражительными?

– Если человек в принципе всё время кроток, смирен, а когда начнет поститься, то тут же в понедельник первой седмицы Великого поста в нем всё переворачивается с ног на голову, ну, тогда это нечто странное. Такому человеку нужен медосмотр, может, имеется какая-то органическая причина, может, с ним что-то происходит, чего-то не хватает в его организме, и от пощения возникает проблема в его нервной системе. Может, он не выдерживает, и в его нервной системе происходит сверхнапряжение, она перегружается. Поэтому если в обычное время у него всё хорошо, а когда постится, то духовно изнемогает, тогда ему нужно пойти к врачу, поскольку с ним что-то происходит.

Диавол всегда есть диавол, не только во время поста. И в остальное время он тот же диавол. Поэтому не станем приписывать всё треклятому диаволу. Он такой, какой есть. Но, с другой стороны, он же сейчас занят, сейчас ведь проводятся карнавалы, и у него много работы. Он сейчас в другом месте[3]

Митрополит Лимассольский Афанасий
Перевела с болгарского Станка Косова

Двери.Бг

3 марта 2014 г.

[1] Имеется в виду текст: «τι τὸ σάββατον ού τηρεῖ», что в переводе означает: «потому что не хранит субботы» (Ин. 9: 16). На греческом языке слова «сыр» и «хранит» созвучны.

[2] См.: 2 Кор. 3: 6.

[3] На масленицу в Лимассоле проводится самый большой на Кипре карнавал, который Церковь осуждает.

Смотри также
«Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви» «Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви»
Митр. Лимассольский Афанасий
«Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви» «Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви»
Митрополит Лимассольский Афанасий
Человек, когда постится, становится смелым, а смелость является очень важной добродетелью в духовной борьбе. Если у тебя нет смелости, ты не можешь спастись.
Постимся постом неприятным Постимся постом неприятным
Игум. Нектарий (Морозов)
Постимся постом неприятным Постимся постом неприятным
Игумен Нектарий (Морозов)
Пост тогда приятен Богу, когда… неприятен – хотя бы немного – нам. Так что не будем превращать и его в удовольствие и развлечение.
Великий пост с детьми Великий пост с детьми
Материнские заметки
Великий пост с детьми Прожить Великий пост вместе с детьми
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Детали интерьера, «постные календари», «постные» куклы, вроде греческой Кира Саракости, традиционная выпечка постных праздников – все это и многое другое поможет детям настроиться на пост, даст повод в игровой форме познакомить их с основами духовной жизни.
Пост – это Божественная благодать Пост – это Божественная благодать
Старец Дионисий (Игнат)
Пост – это Божественная благодать Пост – это Божественная благодать
Из бесед со старцем Дионисием (Игнатом)
Все посты установлены святыми отцами, чтобы, постясь, ты умалял страсти. Естество человека сейчас полно страстей. А страсти, если они поселятся в уме, сердце и мыслях человека, становятся второй натурой. Если же они стали второй натурой, то человек начинает говорить: «Если я не поем мяса, то умру».
О Великом посте О Великом посте О Великом посте Великий пост
Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное воскресенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего прощения в храме.
Комментарии
Алла11 июля 2014, 16:30
Спасибо за статью, понравилась, но вот у меня возник один вопрос...По субботам и воскресеньям не постятся? Это для меня стало новостью. Это правда так? :-о
Diacon Nicolai17 мая 2014, 18:16
SPASIBO VAM.THANK YOU ADVISE, GOD BLESS YOU
ЕЛЕНА ХАКИМОВА 6 марта 2014, 04:54
очень поучительно и душеполезно сказано!
ТаняСем 4 марта 2014, 16:28
Дорогой Батюшка Афанасий,молите Бога о нас,грешных!Какая чудесная и легкая статья в плане критерий Великого Поста!Прочла с большим удовольствием,и для себя новоначальной,поняла,что Господь хочет милости,а не жертвы!И каждому по силам его!Укрепи нас и помоги нам,Господи подрасти хоть чуть чуть духовно,а не упасть совсем!!!
Рома Покровский 4 марта 2014, 12:04
– "Если человек в принципе всё время кроток, смирен, а когда начнет поститься, то тут же в понедельник первой седмицы Великого поста в нем всё переворачивается с ног на голову, ну, тогда это нечто странное. Такому человеку нужен медосмотр, может, имеется какая-то органическая причина, может, с ним что-то происходит, чего-то не хватает в его организме, и от пощения возникает проблема в его нервной системе. Может, он не выдерживает, и в его нервной системе происходит сверхнапряжение, она перегружается. Поэтому если в обычное время у него всё хорошо, а когда постится, то духовно изнемогает, тогда ему нужно пойти к врачу, поскольку с ним что-то происходит." -

Это звучит как то странно...
А где милосердие к нашим немощам?
Почему св.отец не говорит что когда человек начинает поститься то враг усиливает свою борьбу и воздействие на постящегося?
Саша 3 марта 2014, 23:50
Избавляться от греха надо не только в Великий пост, но и повседневно.
Илья 3 марта 2014, 10:56
"Но, с другой стороны, он же сейчас занят, сейчас ведь проводятся карнавалы, и у него много работы. Он сейчас в другом месте"

Порадовало! :)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×