Мы глубоко переживаем то, что происходит в братской Украине
Мы все сейчас глубоко переживаем то, что происходит в братской Украине. Это все равно как если бы то же самое происходило в нашей стране или в семье каждого из нас, потому что мы связаны не только узами духовного родства – мы связаны кровными узами, единой историей, едиными страданиями, едиными радостями.
Русская Православная Церковь возносит сегодня особые молитвы в связи с тем, что происходит в братской Украине. Самое опасное, наверное, то, что проливается невинная кровь. Цена человеческой жизни становится такой мизерной, незначительной. Поэтому наши молитвы в первую очередь о том, чтобы прекратилось насилие, чтобы возобновился нормальный политический процесс консолидации общества.
Конечно, особую тревогу вызывает положение нашей Церкви. По милости Божией пока нет случаев захвата храмов, и мы надеемся, что их и не будет. Еще раз хочу сказать, что мы молимся об этом и призываем всех тех, кто хотел бы использовать нестабильную политическую ситуацию для разрешения церковных вопросов, этого не делать, потому что последствия будут самыми негативными.
Я выражаю удовлетворение тем фактом, что Синод Украинской Православной Церкви, собравшись в Киеве, принял решение об избрании местоблюстителя. Таковым избран Преосвященный митрополит Черновицкий и Буковицкий Онуфрий – тайным голосованием, большинством голосов, совершенно свободно. Верим, что это было действительно проявление воли Божией. Я хотел бы пожелать владыке Онуфрию крепости душевных и телесных сил, мужества, терпения, поддержки со стороны епископата, духовенства и всего верующего народа – так же, как и всему епископату Украинской Православной Церкви, духовенству, верующему народу.
Из слова
при открытии заседания
Высшего Церковного Совета Русской Православной
Церкви
в храме Христа Спасителя, Москва, 26 февраля 2014 г.
Без нравственной основы не может существовать человеческое общество
Мы делаем добро или зло не потому, что есть закон – мы законов часто не знаем. Мы делаем добро или, наоборот, зло, потому что считаем, что нужно сделать так, а не иначе. Из нашего ума, из нашего сердца происходит эта мотивация, и когда мы воспитываем свое сердце, свой ум, когда мы формируем нравственную основу своего собственного мировоззрения, мы закладываем чрезвычайно важное измерение, в том числе в наши отношения с окружающими людьми. А это означает, что без нравственной основы не может существовать человеческое общество. Никакие законы в отрыве от нравственности неспособны установить справедливые мирные отношения между людьми, особенно если речь идет о таких обществах, где есть представители разных культур, разных религий, разного отношения к религии в принципе, – многоконфессиональных, многоэтнических обществах.
Воспитание нашей молодежи в Православии есть ее путь к счастью
Добрым можно быть, только если доброта в сердце; а любовь и доброта – это и есть параметры человеческого счастья. Они формируют крепкие семьи, добрые отношения между родителями и детьми; они формируют тот благодатный мир, в котором личность может воспитываться без всякого риска попасть в рабство ложным и опасным идеям. И мы глубоко убеждены в том, что воспитание нашей молодежи в Православии есть ее путь к счастью. Потому что крепкие нравственные устои формируют такие великие сильные чувства, как любовь и доброта, или, по крайней мере, поддерживают эти чувства и не дают им разрушиться.
Из слова
на церемонии награждения победителей
VI Общероссийской олимпиады школьников
по Основам православной культуры,
26 февраля 2014 г.
Братство русского, украинского и белорусского народов – реальность, выстраданная историей и многими поколениями наших предков
Со скорбью, тревогой и болью взираю я на то, что сейчас происходит на Украине.
Политические распри приводят к конфронтации и разделениям среди людей, в том числе и связанных общей верой. Под угрозой – существование Украины как единого государства. Эти события стали результатом внутреннего политического кризиса, неспособности различных общественно-политических сил договориться о ненасильственном решении существующих в обществе проблем.
Чадами нашей Церкви являются люди разных политических взглядов и убеждений, в том числе те, кто сегодня стоят по разные стороны баррикад. Церковь не занимает ту или иную сторону в политической борьбе. Но долг Церкви – печаловаться о тех, кто подвергается насилию, кто нуждается в защите, чья жизнь в опасности.
Отвечая на Ваше обращение, дорогой Владыка, заверяю Вас и нашу украинскую паству в том, что сделаю все возможное, чтобы убедить всех тех, в чьих руках находится власть, что нельзя допустить гибели мирных людей на дорогой для моего сердца земле Украины.
Кровь наших собратьев, пролитая в Киеве и других городах Украины, – это плод ненависти, которую участники противостояния с разных сторон позволили врагу рода человеческого взрастить в своих сердцах. Пусть Господь остановит любую руку, поднятую с намерением причинить боль и страдания, и благословит тех, кто отстаивает мир. Да не допустит Он, Всемилостивый Отец наш, чтобы брат пошел на брата, чтобы продолжилось насилие, чтобы подвергались поруганию святыни. Да не будет больше жертв на украинской земле. Вознесем об этом общую горячую молитву.
Никто из живущих сейчас на Украине не должен чувствовать себя чужим в своем родном доме, на каком бы языке он ни говорил. Нельзя допустить дальнейшей поляризации общества, роста насилия против мирных граждан, необходимо всему населению гарантировать реализацию его прав и свобод, включая право на участие в принятии судьбоносных решений. Те, в чьих руках находится власть, обязаны не допустить насилия и беззакония. Украинский народ должен сам, без внешнего воздействия, определять свое будущее.
Братство русского, украинского и белорусского народов – реальность, выстраданная историей и многими поколениями наших предков. Эта реальность, живущая в наших сердцах, должна определить наше будущее, и ее нельзя приносить в жертву сиюминутным интересам.
Сегодня, в Прощеное воскресенье, я обращаюсь ко всем моим братьям и сестрам во Христе с горячим призывом простить и понять друг друга. Обращаюсь ко всем власть имущим: не допустите насилия по отношению к мирным гражданам!
Господи, благослови народ Твой и сохрани от всякого зла каждого, кто живет на украинской земле!
Из обращения
к местоблюстителю Киевской митрополичьей кафедры
митрополиту Черновицкому и Буковинскому Онуфрию,
архипастырям, пастырям и всем верным чадам
Украинской Православной Церкви
в связи с ситуацией на Украине
Что такое изгнание из рая?
Что такое изгнание из рая? Это отлучение человека от непосредственного общения с Богом. Не полное отлучение человека от Бога, не предоставление человеку полной автономии и полного права делать все, что он хочет, но отрешение человека от непосредственных отношений с Богом, в результате чего первые люди не смогли более вкушать от древа жизни. Никто не знает, что такое древо жизни. Может быть, это действительно физическое древо, но, может быть, это особый образ, особая аллегория, означающая непосредственную связь человека с Богом, посредством которой он получал токи бессмертия. Мы не знаем точно, но воспринимаем человеческими мыслями все то, о чем повествует слово Божие, и потому свидетельствуем, что с изгнанием из рая пресеклась возможность для человека прикасаться к древу жизни, к древу бессмертия. А произошло так потому, что человек захотел вкусить от другого древа – древа познания добра и зла. Бог запретил это делать, но по внушению извне, исходившему от темной силы, и по своему непреодолимому хотению человек пожелал вкусить от этого плода, чтобы познать добро и зло и быть, как внушил ему диавол, как Бог.
Нарушив заповедь, первые люди были отлучены от Бога, от древа жизни. Где же они оказались? Наверное, там же, где были, в том же самом месте, но в иной реальности. Они оказались в мире, где присутствуют и добро, и зло. Они хотели уразуметь тайну добра и зла простым, магическим способом: вкусил от древа и сразу все познал, стал как Бог. И Бог ответил на их желание познать добро и зло. Но не магически, не одномоментно, не через вкушение, а через жизнь в мире, где добро и зло рядом. И очень скоро человек запутался в этих понятиях. Грех стал заслонять зрение первых людей. Стали появляться одно беззаконие за другим, включая зависть, убийство, коварство. Грех стал стремительно распространяться.
Господь отнял от человека древо жизни, чтобы он, вкусив больше зла, чем добра, не смог жить вечно. Но Господь не оставил первых людей – Он корректировал их движение, не нарушая их свободы, не нарушая их способности выбирать между добром и злом. Он наказывал их тогда, когда греха становилось очень много, когда грех угрожал самому существованию рода человеческого.
Мы знаем несколько таких Божественных вмешательств, которые пресекали избыточествующее зло. То было наказание всемирным потопом, то было разрушение вавилонской башни – рассеяние людей, появление различных культур и языков, которые разделили человечество, как бы полагая человеческие границы тотальному распространению зла. Наконец, казнь Содома и Гоморры – это тоже корректирующий жест Божественной десницы: когда в одном конкретном месте зла стало так много, что жизнь перестала быть способной к продолжению самой себя, Бог наказал людей огнем и серой.
Именно в этом мятущемся мире стали появляться люди, которые своим словом, своей жизнью, своими страданиями помогали сохранить некую систему нравственных координат, не запутаться, не потерять разницу между добром и злом. Этих людей мы называем пророками. Они грозно вещали своему народу, а через народ свой – всему миру, давая примеры добродетели и порицая пороки. Кто-то их слышал, кто-то принимал их слово, а кто-то отвергал его и погружался в бездну греха.
Еще в самом начале человеческой истории, когда произошло грехопадение первых людей, когда стало невозможным для них быть в раю, то есть в общении с Богом, Бог, говоря о наказаниях первым людям, а через них и всему человеческому роду, сказал о том, что «семя Жены сотрет главу змия» (см.: Быт. 3: 15), то есть от женщины родится Человек, Который уничтожит диавольскую силу. И мы знаем, что это произошло не силой человеческой, но силой Божией, через которую Бог соединился с плотью человеческой, с человеческой природой, и через Деву Марию вошел в этот мир и стер главу змия.
Но произошло это примерно так же, как и в случае со вселенским потопом. И тогда почти тотальной смертью Бог умертвил грех, но не умертвил права человека выбирать между добром и злом, потому что если человек лишается этого права, он перестает быть человеком. Вот так же и Христос – Он сокрушил главу змия, и нет тотальной власти диавола над миром, но Господь не уничтожил богообразной природы человека, сохранив его внутреннюю свободу, свободу выбирать между добром и злом.
Господь дал нам особые средства для соприкосновения с Ним
С тех пор мы в особом состоянии. Мы живем в мире, где есть добро и зло, но мы в этом мире не одни. Мы – те, кто желает жить по Божиему закону, те, кто желает вернуться в рай, в землю обетованную, те, кто верит, что это происходит с верными сынами и дочерьми Божиими, когда закрываются их физические глаза и они переступают грань между жизнью и смертью.
Господь даровал нам эти силы и способность сопротивляться. Он нас многому научил. Он дал нам великое нравственное учение, такое простое, ясное для каждого человека. Применяй эти величайшие образцы к своей жизни, к событиям, в которые ты вовлекаешься, – и будет ясно, где правда, а где ложь, где Бог, а где диавол.
Более того, Господь дал нам особые средства, которые способны вводить нас в соприкосновение с Ним, чего не имели даже святые ветхозаветные пророки. Вводить в реальное соприкосновение, с тем чтобы мы чувствовали и воспринимали силу Его благодати, которая наполняет наше умозрительное отношение к добру и злу энергией, направленной на совершение добра. Мы имеем всё для спасения, но одновременно имеем ту самую свободу, которая неоднократно уводила людей в сторону от этого спасения.
Церковь неслучайно предлагает нам все эти размышления накануне Великого поста. Потому что именно во время поста мы должны провести особую духовную работу над самими собой, над своей духовной жизнью. Подвергнуть глубочайшему честному беспристрастному анализу и суду свою жизнь. Препарировать свои внутренние помышления и движения сердца, чтобы было ясно, чего же в нас больше – добра или зла, добрых слов или злых слов, любви или осуждения к ближним, честности или лжи. Эти удивительные дни Святой Четыредесятницы, которые нам предстоит пройти, мы должны пройти с пользой для своей души, а значит, с пользой для жизни как в этом мире, так и в мире будущем.
Из проповеди
по окончании литургии
в Успенском соборе Московского Кремля
в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье)
и день памяти священномученика Ермогена,
патриарха Московского и всея России, чудотворца,
2 марта 2014 г.
Пост – это время молитвы и беспристрастного суда над самим собой
Пост сопровождает всю историю христианства. По-разному люди постились, были разные сроки поста и разная дисциплина поста. Были те, кто уходил в пустыню на сорок дней и в течение этого времени ничего не ел и не пил, после чего возвращался в свою обитель просветленным. Мы встречаем воспоминания о таком подвиге в житии преподобной Марии Египетской. Конечно, немногие отваживались именно так, один на один с дикой природой, без хлеба и воды прожить эти сорок дней. Но тот факт, что эти подвиги никогда не сопровождались ни болезнью, ни смертью людей, что запечатлено также в истории Церкви, свидетельствует, что подвиг поста, совершаемый во имя Божие, Богом и поддерживается.
Нынешний устав церковный ни от кого не требует таких постов. Есть только отдельные люди, которые возлагают на себя очень строгий пост, но они не являются и не могут являться примером для всех остальных, потому что чаще всего это монашествующие, люди, живущие в уединении, не занимающиеся никакой работой и полностью посвящающие себя размышлениям, молитве и ограничению в пище. Тем не менее, дисциплина поста не является простой для современного человека, который привык к комфорту, привык ни в чем себя не ограничивать, есть и пить что хочет и сколько хочет, и поэтому даже облегченная дисциплина поста, которую сегодня Церковь предлагает людям, для некоторых является вызовом и огромным препятствием. И замечательно, что этот вызов сегодня принимают очень многие, в том числе те, кто никогда ранее не постился, например люди, которые по своему профессиональному укладу жизни должны особенно поддерживать свое физическое состояние. Я имею в виду многих профессиональных спортсменов, которые постятся наравне с нами, не опасаясь, что этот пост ослабит их мышцы или повредит их телу. Не буду называть имя очень известного спортсмена, который вчера сказал мне о том, что принял решение поститься, хотя относится к числу людей незаурядных физических данных, незаурядного телосложения и силы. Я пожелал ему, чтобы Господь укрепил его во время поста и дал силы не свернуть с этого доброго поприща.
Тот факт, что сегодня в храмах нашей Церкви множество народа, свидетельствует еще об одной потребности людей – не только возложить на себя узы поста, которые являются узами спасительными, благими и легкими, но также изменить свою жизнь к лучшему. А последнее и является целью поста.
Мы постимся не для того, чтобы перейти на некую диету, как некоторые считают, не для того, чтобы похудеть, не для того, чтобы наш организм лучше работал, – хотя все это действительно является следствием физического поста. В первую очередь мы постимся для того, чтобы изменились наши чувства, потому что духовная природа человека связана с физической и состояние тела влияет на состояние духа. Результатом же поста должна быть глубокая перемена в наших мыслях, в нашем отношении к окружающему миру, в нашем мировоззрении, в нашем восприятии ценностей, в определении того, что есть важное и непреходящее для человека, а что второстепенное, на что не стоит тратить свою жизнь. Пост – это время молитвы и беспристрастного суда над самим собой через размышление и покаяние.
Совершим этот шаг в чистоте мыслей и в простоте сердца
Мы начинаем поприще Великого поста с Прощеного воскресенья. Церковь призывает простить друг друга, особенно же простить наших обидчиков, тех, к кому мы плохо относимся, кто причинил нам скорбь, кто явил некую несправедливость в отношении нас, попросить прощения у тех, чье имя мы не всегда хотим произносить. Для чего же это надо? Об этом замечательно сказал святой преподобный Ефрем Сирин: «Если ты, человек, не прощаешь всякого, кто согрешил против тебя, не утруждай себя постом и молитвой, ибо не услышит тебя Бог».
Пост и молитва, если они не связаны с покаянным состоянием духа, если они не сопровождаются прощением тех, с кем мы во вражде или конфликте, не достигают престола Божия. И потому то, что происходит в Прощеное воскресенье вечером, не является лишь обычаем. Да и кто захотел бы следовать этому обычаю, заставляя себя сделать то, что сделать очень непросто! Но ведь каждый душой понимает, сердцем чувствует, что нужно сделать этот шаг, нужно испросить прощения у ближнего – для того чтобы ушла тяжесть сердца, для того чтобы взор стал светлым, для того чтобы очистилась атмосфера межличностных отношений.
Церковь призывает нас к этому шагу, к этому деянию именно для того, чтобы перед нами открылись спасительные двери покаяния, поста и молитвы. Совершим этот шаг в чистоте мыслей и в простоте сердца, без всякого лукавства и без всякой дипломатии. Сделаем это настолько чисто и честно, чтобы радостным биением отозвалось на это деяние наше сердце.
Я сознаю, что как Патриарх, как настоятель этого святого храма мог многих из вас вольно или невольно обидеть. Сознаю, что не всем, кто обращается ко мне, я имею возможность ответить, не со всеми, кто хотел бы этого, я могу встретиться, не ко всем, кто хотел бы этого, я могу проявить особое внимание, и это обстоятельство тяготит мою душу. И когда кто-то из моего рабочего окружения убеждает меня в том, что в сутках только 24 часа и невозможно сделать большее, я, как бы принимая все эти аргументы, внутренне скорблю – как скорблю о невозможности посещать все храмы, в которые меня приглашают, как скорблю о невозможности приезжать в каждый монастырь, где меня ждут, как скорблю о невозможности отвечать на многие приглашения в адрес Патриарха – а откликнуться опять таки не могу. Сознаю также, что и по человеческой своей немощи мог кого-то обидеть – слишком грозным словом, невоздержанностью в слове, проявлением раздражительности, что также является грехом, в котором я открыто каюсь сегодня пред всеми вами. И в знак моего искреннего раскаяния пред Церковью, пред духовенством, пред народом приношу это земное поклонение. Отцы святые, братья и сестры, благословите и простите меня, грешного. Аминь.
Из слова
после вечерни с чином прощения
в кафедральном соборном храме Христа Спасителя
в Прощеное воскресенье 2 марта 2014 г.
Спасибо всем за молитвы за нас украинцев.
В любви во Христе раба Божия Елена православная с родной мне Украины!Слезы боли о происходящем на Родине.У меня сын меньшенкий Владимир находится на работе в нашем Граде Киеве,я как мать увидев о происходившем, плакала и молилась за всех.Слава Богу за все!Яко с нами Бог!Наши дети не боятся, они веруют!!!
Простите меня !