Великий пост – время свободы и радости духовной

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
(1 Кор. 6: 12)

Для каждого христианина ежегодно наступает удивительно радостный период. Радостный потому, что в это время можно освободиться от всего ненужного, бесполезного, лишнего, но так прочно вошедшего в нашу жизнь.

Фото: Ю.Костыгов / Expo.Pravoslavie.ru Фото: Ю.Костыгов / Expo.Pravoslavie.ru
    

Мы часто забываем смысл нашего бытия и отвлекаемся на посторонние мысли и дела. Давайте задумаемся, сколько времени уходит у нас безвозвратно на заботу о телесных потребностях. Как мы любим питать и нежить наше тело! И если бы только необходимой для чрева пищей. Но мы постоянно злоупотребляем. Едим гораздо больше, чем требуется нашему организму, да еще стараемся как можно изощренней полакомиться. А сколько естественных душевных потребностей, таких как общение, получение интересной и полезной информации, переходят в зависимость от интернета, социальных сетей, телевидения! И сколько наших данных Богом сил, времени, денег, способностей уходит в пустоту, не принося в итоге ни радости, ни удовлетворения, но, высасывая из нас последние силы, ввергают нас в уныние, расслабляют наш ум, волю и чувства.

Наши желания, пораженные грехом, вместе с той суетой, которая есть в жизни каждого человека, постоянно строящимися планами на будущее, круговоротом мыслей, заменяют действительно необходимые потребности ложными и ненужными, не давая нам подумать о главном.

Но приходит пост – время духовного трезвения, молитвы, решимости прилагать усилия для победы над страстями. В пост уже не потребности плоти будут командовать нами, а сама плоть будет в подчинении нашего разума, который, в свою очередь, мы должны подчинить нашей воле, а волю – воле Божией.

В пост наша христианская жизнь становится особенно внимательной, сосредоточенной и деятельной. Соблюдая посты, мы сохраняем верность Богу: «Добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25: 21).

Тело тесно связано с душой, поэтому в опасности находятся те, кто пост телесный не совмещает с молитвой

Надо помнить, что тело очень тесно связано с душой, поэтому в опасности находятся те, кто пост телесный не совмещает с молитвой. Так можно не только не получить никакой пользы, но нанести себе вред, ибо «сей же род [бесов] изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21).

Давно замечено, что вышедшие из-под контроля телесные потребности мешают нашей духовной организации. Как часто бывает, что человек хочет пойти на службу с утра, но тело требует к себе заботы, хочет внимания, хочет еще понежиться. Если мы ему потакаем, то очень скоро это входит в привычку и со временем совершенно порабощает человека. Если же мы восстаем против изнеженной плоти и заставляем ее трудиться, заставляем себя вставать по первому сигналу будильника, класть поклоны, то со временем наша плоть приучится подчиняться нам беспрекословно. Но для этого нужен многолетний ежедневный труд.

А пока, потакая прихотям плоти, мы очень быстро становимся ее рабами, из-за чего наступает дебелость ума, расслабленность воли. От этой расслабленности происходит нежелание трудиться, человек не может сосредоточиться, не может последовательно идти к своей цели, скатывается вниз и деградирует.

Своими силами человек не может вырваться из плена собственных страстей. Очень многие, впервые решившись соблюдать Великий пост, ошибочно полагаются на свои силы, что приводит к очень печальным последствиям. Потому что «свои» силы выматываются, и, даже если человек постится весь пост, истощенный физически и морально, вместо радости он испытывает раздражение, и второе будет горше первого…

Приступая к Великому посту, многие движимы «спортивным» интересом проверить свои силы: смогу я или не смогу? Кто-то хочет похудеть, кто-то хочет очистить организм от шлаков… Мы же должны положиться на Бога и пройти этот путь с Божией помощью: «ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5), «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18: 27). И тогда, подобно апостолу Павлу, мы сможем сказать: «Ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 11–13).

Пост – время свободы от рабства греху, ибо «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34). Избавившись от ненужных греховных привычек, от употребления спиртных напитков, от обильной калорийной пищи, от развлечений, телевидения, интернета, удаляясь от празднословия, мы сможем наконец разглядеть себя, увидеть свое несовершенство в свете Евангелия Христова.

Очень скоро мы почувствуем, как наша жизнь меняется. Как много в ней было лишнего и ненужного – того, что поглощало все наши силы, все наше время. Очень важно это освободившееся время посвятить Господу: полезно прочитать за Великий пост Евангелие, Псалтирь, книгу Иова, Бытие, Исход, Екклесиаста. Хорошо размышлять о прочитанном и стараться применить в своей жизни «Лествицу» Иоанна Лествичника, «Добротолюбие», поучения Аввы Дорофея, Феофана Затворника и других святых отцов Церкви, дающих нам бесценное руководство в духовной жизни.

Чтобы пост принес истинную пользу для нас – и телесную, и духовную, – необходимо прожить его церковной жизнью, пройти этим постом путь покаяния, как можно более частым участием в богослужениях и святых таинствах. На исповеди прощаются все грехи, в которых человек раскаивается, просит прощения у Бога и обещает исправиться. Приступая к таинству Причастия, мы соединяемся с Богом, принимая истинное Тело, истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов, во исцеление души и тела, в приобщение жизни вечной. И Господь, действуя в нас, дает силы не возвращаться к грехам и делать противоположные им добрые дела.

Что говорит Слово Божие о посте

Пост установил Господь наш Иисус Христос: «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9: 15).

Святые апостолы и первые христиане постились: «Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян. 13: 3).

Бог говорит, что не принимает поста тех, кто постится и дерзкой рукою бьет ближнего своего: «“Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?” – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте» (Ис. 58: 3–4).

Не нужно удивляться, что именно в пост появляются скандалы, так как пост – это время, когда обнажаются глубины человеческого сердца.

Не нужно удивляться, что именно в пост появляются скандалы, так как пост – это время, когда обнажаются глубины человеческого сердца, и необходимо трудиться ради сохранения мира с ближними. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12).

Недопустимо возноситься самому и уничижать других: тот, «кто не ест, не укоряй того, кто ест» (Рим. 14: 3).

Нельзя поститься напоказ: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 16–18).

Чтобы наш пост был угоден Господу, необходимо примириться со всеми и самим всех простить: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24).

Пост – время делать добрые дела: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: “вот Я!” Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» (Ис. 58: 6–11).

Пройдя Великий пост до конца, очистившись покаянием, приучив себя к исполнению воли Божией, избавившись от всего второстепенного, мы сможем понять главное, увидеть смысл жизни, почувствовать полноту и радость бытия!

«Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6: 22–23).

Смотри также
Постимся постом неприятным Постимся постом неприятным
Игум. Нектарий (Морозов)
Постимся постом неприятным Постимся постом неприятным
Игумен Нектарий (Морозов)
Пост тогда приятен Богу, когда… неприятен – хотя бы немного – нам. Так что не будем превращать и его в удовольствие и развлечение.
Покаяние, исповедь и пост Покаяние, исповедь и пост
Епископ Афанасий (Евтич)
Покаяние, исповедь и пост Покаяние, исповедь и пост
Епископ Афанасий (Евтич)
В наше время ставится вопрос: почему нужно покаяние? С социальной точки зрения неуместно говорить о покаянии. Есть, конечно, какое-то подобие покаяния, особенно в странах восточного тоталитаризма: когда отступил кто-нибудь от линии партии, то от него требуют "покаяния", или когда руководители партии сами отступают от своего первоначального плана - только это называют не покаянием, а какой-то "реформой" или "перестройкой"
Первая неделя Великого поста: советы пастырей Первая неделя Великого поста: советы пастырей Первая неделя Великого поста: советы пастырей Первая неделя Великого поста: советы пастырей
Мы попросили пастырей рассказать о том, что должно наполнить жизнь христианина в дни Великого поста, подсказать что-то из личного опыта, помочь охваченным заботами христианам определить духовную программу – максимум и минимум – в эти дни.
Комментарии
Нина Дитц18 апреля 2014, 14:16
Как жаль, что наткнулась я на эту статью в канун Пасхи! Сегодня пятница и как раз в это время, когда я пишу эти строки, Иисус нес крест и шел на распятие. Но Бог ничего не дает просто так. Именно сейчас я иду молиться и каяться перед Иисусом в грехах своих. Я не сумела выдержать Великий Пост в этм году, я живу в плотской и рабской зависимости, и я очень устала. Сама не могу ничего, пропитанная грехом. А потом , после покаяния, первой просьбой моей станет, научиться поститься в радости и научиться образ своей жизни проводить в посте и молитве. Я завидую тем, кому ведомо состояние радости с Богом именно в воздержании. Как это должно быть здорово, просыпаться под первый звон будильника и сначала поклониться Богу, а потом весь день знать, что Он ведет тебя и даст силы пойти весь пост. Спасибо за статью! И помолитесь за меня, что б Бог открыл мне радость в воздержании, а я помолюсь, что бы Господь вдохновлял людей по-чаще на подобные статьи. Аминь.
Андрей 6 марта 2014, 22:23
!БОЖЕ МИЛОСТИВ БУДИ МИ ГРЕШНОМУ СПАСИ ГОСПОДИ ЛЮДИ И ТВАРИ ТВОЯ И БЛАГОСЛОВИ ИИСУСЕ СЛАДЧАЙШИЙ
БОГОРОДИЦЕЮ И ПОМИЛУЙ НАС!
Мария 6 марта 2014, 09:50
Помоги нам Господи!!! Прости, укрепи веру!!!
Julia Astafiev 4 марта 2014, 18:00
замечательная статья.Да это огромный труд пройти пост и изменить себя с Божией помощъю.Но нужно и помнить что самому это не под силу.Только один Бог может дать тебе возможность исправиться всё преодолеть видя твоё стремление и желание и стремление помочь другому более слабому или немощному.Это желание всегда поощряется.Нужно любить друг друга.нужно помогать ближнему и тогда свои печали будут казаться незначтельными и нестоящими внимания. Мы все более любим себя более чем других.Дай нам Бог Полюбить ближнего более чем себя самого и вступить в Пасхальное Торжество исправленными и обновленными и радостными .Очень необходимо посещать почаще церковь в течение поста и отложить свои заботы о стяжании ботства а обратить взоры ГОре т.е Богу.J.P.
ТаняСем 4 марта 2014, 15:00
Господи,помоги мне,грешной рабе Твоей Татьяне,ощутить ту радость поста!А не провести его в банальной диете и раздражении,укажи мне правильный путь по моим силам,чтоб "не выдохнуться и не иссякнуть" к Пасхе Христовой!Ну очень бы хотелось жить по Божьим законам,да не хватает ни воли,ни самоукорения...прости меня,Боже!!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×