Православный календарьПравославный календарь
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.

Обретение свободы

На этой седмице Великого поста Церковь совершает память преподобной Марии Египетской. История святой Марии – это история покаявшейся блудницы. Почему Церковь находит эту историю настолько важной? Почему весь православный мир вспоминает эту женщину?

Ее житие повествует нам о том, как она с ранней юности проводила крайне распутную жизнь и потом, скорее как туристка, чем как паломница, решила отправиться в Иерусалим на праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня. Однако таинственная сила не допускала ее в храм, пока она, осознав свои грехи, не воззвала к Матери Божией и Господу о милости. Тогда она смогла войти в храм и, потрясенная, решила проводить дальнейшую жизнь в молитве и покаянии. Через многие годы преподобный инок Зосима встретил ее в пустыне; от него мы и знаем ее историю.

Какое послание передает нам – через века и страны – ее жизнь?

Это история обретения надежды. У Марии было настоящее, которое ее, до поры до времени, устраивало: как сказал поэт, «вино и мужчины – ее атмосфера», – но будущего у нее не было, вернее, было такое, о котором не хочется думать. Скоро ее прелести увянут, особенно скоро из-за нездорового образа жизни, и мужчины потеряют к ней всякий интерес, переключившись на новых жертв общественного темперамента, а она останется одинокой, выброшенной и не имеющей пропитания. И вот, обратившись к Богу, она обретает надежду – на то, что не только ее земная жизнь будет наполнена достоинством и смыслом, но, главное, впереди у нее – вечная жизнь.

Ценности мира сего вывернуты наизнанку – а покаяние предполагает восстановление правильной системы отсчета

Это история обретения достоинства. Недавно я видел в каком-то атеистическом сообществе в интернете фотографию коленопреклоненных паломников – и комментарии неверующих о том, как это унизительно и по-рабски – становиться на колени. Мир сей считает, что покаяние – это отказ от человеческого достоинства. Как будто когда Мария проводила жизнь в портовом разврате, она жила в свободе и достоинстве, а когда встала и пошла к Отцу – то впала в рабство. Ценности мира сего вывернуты наизнанку – и покаяние предполагает восстановление правильной системы отсчета.

Это история обретения любви. С мирской точки зрения, человек, удаляющийся в пустыню, чтобы посвятить свои дни покаянию и молитве, делает это от горя и отчаяния, от невозможности устроиться в «нормальной» жизни. Конечно, Бог не горд – Он принимает и тех, кто приходит от полной безысходности, – но чаще всего это не так. В монахи уходят люди и вполне благополучные по мирским меркам. Почему? Потому что они увидели Истинный Свет, им открылось что-то настолько драгоценное и невыразимо прекрасное, что ради этого можно с радостью оставить всё. Мария встретила Того, Кто подлинно, искреннее, вечно любит ее – любит как драгоценное человеческое существо, призванное к вечной жизни.

Это история обретения свободы. Традиционное общество можно считать в каких-то отношениях более нравственным – по крайней мере, разврат не смел нагло прославлять себя, – но в некоторых отношениях оно было гораздо более безнадежным. «Падшая» женщина, репутация которой уже сложилась (а такая репутация могла сложиться очень быстро), не имела надежды вернуться в «приличное» общество. Все двери перед ней были закрыты, и всё, что ей оставалось, – это продолжать катиться вниз по склону, на котором она, однажды неосторожно оступившись, оказалась. Общество буквально выталкивало ее туда: однажды блудница, блудница навсегда, всё. Но Бог, как оказалось, не согласен с «приличным» обществом – Он протянул Свою руку и совершенно изменил жизнь этой женщины, Он сделал ее великой святой, которую Церковь прославляет веками.

В современном обществе давление, которое загоняет однажды оступившегося человека всё глубже в яму, значительно слабее. Но ему всё равно очень трудно свернуть с пути, на котором он оказался. «Пей, и дьявол доведет тебя до конца», как поют пираты в «Острове сокровищ». Люди иногда говорят, что «всю жизнь были неверующими», что «слишком много нагрешили», что теперь им «поздно менять свою жизнь» – теперь остается только дойти до конца по проторенной дорожке.

Человек не обязан ехать всю жизнь по проторенной колее – он может круто развернуться и переменить путь

И история Марии Египетской напоминает о том, что, упавши в яму, совершенно не обязательно копать дальше, а соскользнув, можно и не катиться до самого низа. Как сказано в Писании, «так говорит Господь: разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются?» (Иер. 8: 4). Человек не обязан ехать всю жизнь по проторенной колее – он может круто развернуться и переменить путь. И Великий пост – это время, когда Церковь напоминает нам о нашей свободе: мы можем оставить прежние грехи и обратиться к Богу.

Сергей Худиев

2 апреля 2014 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 349 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
максим27 марта 2018, 07:49
Александр спрашивает: ""удаляющийся в пустыню, чтобы посвятить свои дни покаянию и молитве" -какой смысл ? один раз понял этого не достаточно ?"
Смысл: чтобы измениться. Покаяние это изменение. В житии говориться,Что она 17 лет боролась со своими страстями. Понять мало, нужно стать другим, с другими мыслями, желаниями. А привычка становится второй натурой (природой) человека. 17 лет она истребляла в себе прежнюю жизнь с помощью пустыни. Стала новым человеком. Сама бы не справилась (помог Бог)- поэтому молилась Ему.
александр10 апреля 2014, 07:55
"Скоро ее прелести увянут, особенно скоро из-за нездорового образа жизни, и мужчины потеряют к ней всякий интерес, переключившись на новых жертв общественного темперамента, а она останется одинокой, выброшенной и не имеющей пропитания"

это нормальная разумная причина которую вы почти не указываете

"удаляющийся в пустыню, чтобы посвятить свои дни покаянию и молитве"

какой смысл ? один раз понял этого не достаточно ?
Валерия 9 апреля 2014, 00:06
Да, отличная статья, мне тоже она очень понравилась, я всегда стараюсь не пропускать Ваши публикации, спасибо!
Mia Fler 4 апреля 2014, 02:30
Спаси Господи!
Сергей Кялин 3 апреля 2014, 16:41
Мне стыдно и больно за житие мое грешное. Боже сподоби мя на подвиг.
Лев 2 апреля 2014, 13:51
Да уж,правы мирские когда говорят-Что это вы себя рабами считаете? Какие из нас рабы?Мы этого звания не достойны..Раб то выполняет повеленное ему,а мы как говорится в молитве,горее скота...Называем себя Раб Божий скорее авансом,чтобы скотом себя не именовать..
Елена М 2 апреля 2014, 11:27
Удивительно хорошо Вы пишите,хотя у Вас даже нет сана, я поискала в гугле и нашла : журналист,телеведущий.Спасибо. Постараюсь ознакомиться с максимально возможным количеством Ваших многочисленных статей.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

14 апреля (1 апреля ст.ст.) — день памяти прп. Марии Египетской Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×