Одержимость может проявляться по-разному
Когда мы говорим об одержимости духом злобы, мы должны понимать, что одержимость не всегда связана со столь радикальными внешними проявлениями. Это не всегда болезнь физическая. Одержимость может проявляться по-разному, но она всегда связана с уничтожением человеческой личности, с полным ее порабощением злой силе. Может возникнуть вопрос: а с чего начинается это порабощение? Может быть, мы уже испытываем на себе это порабощение, будучи совершенно здоровыми, по крайней мере умственно? Многие физически совершенно здоровы, но, может быть, где-то уже присутствует эта страшная болезнь, порождающая духовные метастазы?
Размышляя на эту тему, святитель Иоанн Златоуст произносит очень важные слова о том, что присутствие темной силы в человеке начинается со лжи. Не с каких-то страшных болезней – не с паралича, не с немоты, не с глухоты, не с припадков, не с пены у рта, не с поведением, полностью несовместимым с участием в жизни общества, – всё начинается со лжи. Причем ложь входит в наше сознание так, что мы можем даже и не заметить ее. Вот как говорит тот же Иоанн Златоуст: «Демоны насаждают ложь, сообщая ей частицу правды, подобно тому как те, кто изготавливает яды, обмазывают внешнюю часть сосуда медом, чтобы опасное зелье было пригодным для питья».
Вот какой дивный образ предлагает нам святитель Иоанн Златоуст. Диавол не дает для потребления человеку ложь, в которой не было бы правды, потому что такая ложь легко опровергается. Диавол соблазняет человека ложью, в которой есть частицы правды. Вот это и называется искушением, это и есть первая атака диавола на человека – искусить, заразить ложью. А через ложь входит и грех, потому что где ложь, там и грех, где ложь, там и диавол, потому что он есть отец лжи (Ин. 8: 44).
Каким же бдительным нужно быть для того, чтобы рассыпанные во лжи частицы правды не затмили взор, в первую очередь духовный взор, чтобы за словами, содержащими правду, увидеть ложь и понять, что это искушение! Собственно говоря, ведь именно так диавол сбивает с толку человека в его личной жизни, в его общении с другими. Ведь никогда лжец, обманщик, вор, разбойник, знакомясь с человеком честным, не будет говорить о том, кто он. Он будет говорить о себе нечто, в чем есть доля правды, которую легко перепроверить. Он будет говорить так, чтобы войти в доверие к собеседнику. Но ведь так же происходит, когда те, кто обладает властью и может обращаться к миллионам, говорят ложь, призывая к действиям, исполненным лжи. В этой лжи всегда есть и правда, причем представляемая так ярко, выпукло, убедительно, что люди во имя этой правды поддаются на ложь.
<…>
С этого и начинается одержимость. Если мы впускаем в себя ложь, даже перемешанную с правдой, если мы начинаем служить этой лжи, мы становимся одержимыми. Для этого не нужно болеть физически, не нужно быть глухим или немым, не нужно биться в припадках. Страшная одержимость направляет человеческое сознание в ту сторону, которая нужна для диавола, и совершаются страшные, непоправимые деяния в нашей личной, общественной, государственной или общечеловеческой жизни.
Бдительно относиться к своей духовной жизни
Святой преподобный Иоанн Лествичник учит нас, как нужно восходить, чтобы преодолевать притяжение зла. А святитель Иоанн Златоуст говорит, что диаволу трудно сделать первый шаг – первый шаг на пути к одержимости делает человек. У диавола нет силы сделать за человека первый шаг к бездне – первый шаг всегда остается за человеком. Но когда он его делает, он уже вступает на заминированное поле, хозяин которого – диавол.
Вот почему мы должны так бдительно относиться к своей духовной жизни. Вот почему постом, молитвой и верой мы должны отгонять от себя всякое воздействие зла, всякое воздействие лжи. Вот почему мы должны напрягать свои силы душевные и духовные, чтобы давать бой тому, кто есть ложь и отец лжи. Именно тогда, когда мы совершаем эти добрые деяния, мы полагаем начало нашему восхождению по лествице духовной жизни, ведущей от земли к небу.
Из проповеди
после Литургии
в храме преподобного Алексия, человека Божия,
в Красном Селе г. Москвы 30 марта 2014 года,
в неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна
Лествичника,
и день памяти преподобного Алексия, человека Божия
Праведность есть величайшая ценность в глазах Божиих
Сегодня во время Литургии Преждеосвященных Даров читался отрывок из 18-й главы книги Бытия, повествующий о Содоме и Гоморре – двух городах в Палестине, которые, как известно, были уничтожены Богом, излившем на эти города огонь и серный дождь за грехи жителей. Сегодняшнее паримийное чтение говорит нам о встрече праотца Авраама с Богом и об удивительной беседе с Ним. Узнав, что Бог желает уничтожить Содом и Гоморру, Авраам, обращаясь к Нему, говорит: «Господи, не погуби праведников вместе с грешными»; и далее просит Его, что если в городе найдется хотя бы 50 праведных людей, то чтобы Он не проливал на него Свой гнев. И Господь соглашается и говорит: «Пощажу за 50 праведников». Тогда осмелевший Авраам говорит: «Ну, а если на пять будет меньше? Неужели погубишь, если будет 45 праведников?» И Господь отвечает: «Пощажу и за 45 праведников». И тогда, обрадованный этим ответом, Авраам говорит: «Ну, а если 30?» – «И если 30, пощажу». И не останавливается Авраам в своем дерзновении перед Богом: «Ну, а если 20?» – «И за 20 пощажу их». И, набравшись смелости и сил, со страхом говорит: «А если 10 праведников?» – «И за 10 пощажу». И отвернулся Господь, как говорит слово Священного Писания, и удалился от Авраама, не желая дальше слышать его молитву (см.: Быт. 18: 20–33). Но мы знаем, что и десяти праведников не оказалось – только Лот со своими близкими; и Господь вывел праведников из этих греховных городов и стер города с лица земли. На том месте, где пролился серный дождь, сегодня Мертвое море, хорошо известное нашим паломникам и туристам.
Чему же нас учит это удивительное повествование? Оно учит тому, что праведность есть величайшая ценность в глазах Божиих. Наверное, не сказал бы так Господь, если бы речь шла о каких-то других категориях человеческого бытия, например о 50 самых богатых, или самых властных, или самых образованных, или самых влиятельных. Да и Авраам, наверное, не просил бы у Бога за этих людей. Единственной ценностью в глазах Божиих является праведность человека, и мы знаем, как апостол Павел, говоря о последних временах человеческой истории, свидетельствует, что конец мира настанет, когда будет изъято нечто удерживающее от его пришествия (см.: 2 Фес. 2: 7).
Сегодняшнее ветхозаветное чтение помогает нам понять, что же это за удерживающее. Господь неизменен в своих мыслях. И если Он готов был пощадить Содом и Гоморру даже ради 10 праведников, то у Него есть Свой счет, почему Он щадит современную человеческую цивилизацию, погрязшую в грехах, – потому что есть некое количество праведников, благодаря которым живет весь мир.
Праведность имеет отношение к спасению людей – праведный человек получает спасение в этой жизни и в жизни вечной. Это сотериологическое понятие, то есть имеющее отношение к спасению человека. Понятие праведности имеет и политическое измерение. Для того чтобы праведники могли удержать мир от гибели и распада, должно быть некое политическое действие, потому что именно действие, которое влияет на умы и на сознание людей, и формирует контуры человеческой цивилизации.
Праведность должна быть включена в политическое действие
Мы знаем: особая греховность переживаемого нами времени заключается в том, что в некоторых странах принимаются законы, которые не только оправдывают, но и юридически, всей силой государства поддерживают грех. Такого в истории никогда не было. Никогда грех, совершаемый против Божиих заповедей, не поддерживался законами государства. Были законы несправедливые, есть они и сейчас, но закон никогда не бросал вызов Богу. А сегодня законы бросают вызов Богу, и нужно политическое действие, чтобы не допустить принятия таких законов, чтобы грех никогда не был оправдан и защищен силой государства. Многое и другое нужно для того, чтобы не пресеклась жизнь праведников и чтобы праведность могла влиять на тех, кто в этом нуждается.
Церковь хранит примеры праведности в своей истории – в лице святых угодников, их житий. И для того чтобы люди узнавали об этом, у Церкви должно быть право говорить не только в храмах или на частных собраниях, как то было в трудные годы безбожной жизни, – она должна иметь право обращаться ко всему миру, как она обращается сегодня, а ведь за этим также стоит некое политическое действие, предоставившее Церкви свободу и право проповедовать безбоязненно, не оборачиваясь ни вправо, ни влево.
Говоря о том, что праведность должна быть включена в политическое действие, я имею в виду и личную жизнь тех, кто является носителем политической власти. Я имею в виду и поддержку многих церковных программ, таких как образовательные, информационные, миссионерские, социальные, без которых праведность не будет известна большинству людей.
Из слова
после Литургии
в Покровском соборе Гатчины (Санкт-Петербургская
митрополия)
3 апреля 2014 года, в день памяти преподобного Серафима
Вырицкого
Пример преподобного Серафима Вырицкого особенно важен для современного человека
Обычно, когда мы возносим молитвы святым угодникам, чаще всего нас отделяют от этих святых долгие-долгие годы, столетия, иногда более тысячи лет. Но связь наша с ними не прерывается, и отдаленность по времени не мешает возносить к ним молитвы, потому что у Бога нет времени и святые там, где нет времени. Потому мы и не чувствуем отдаленности от них.
Преподобный Серафим Вырицкий – это такой святой, очевидцы жизни которого до сих пор еще живы. Эта близость к нам по времени святого преподобного Серафима не отличает его от тех прославленных угодников Божиих, которые жили давно. Но значение этой близости велико, потому что мы можем представить себе, что и в наш век – на протяжении жизни двух поколений – земля вырицкая, земля петербургская были освящены пребыванием великого угодника Божия.
Многие люди воспринимают Церковь как нечто из прошлого, и потому не связывают с ней будущего. Пример святого преподобного Серафима свидетельствует: Церковь и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. И Церковь всегда актуальна, потому что именно она силой Святого Духа актуализирует всё то, что совершил Господь Иисус Христос: и Его рождение, Его жизнь, Его проповедь, Его страдания, Его смерть, Его Воскресение, на небеса восхождение, одесную сидение и второе и славное пакипришествие. Поэтому, когда мы обращаемся в молитве к святому, совсем немногими годами отделенному от нас, то понимаем, что помимо той святости, которую он имеет наравне с древними святыми, он выполняет особую миссию для современного человека, свидетельствуя о непреходящем значении Слова Божия, благодати Божественной, которая изливалась, изливается и будет изливаться на протяжении всей христианской истории.
Пример святого преподобного Серафима и обстоятельства его жизни особенно важны для современного человека. Преподобный Серафим, будучи еще светским, женатым, имея семью, был деловым человеком; выражаясь современным языком, он занимался бизнесом и был богат. Причем достиг он своего богатства и заметного положения в обществе не потому, что получил большое наследство, и не потому, что неправедным трудом нажил свои деньги или кто-то из богатых благосклонно помог ему взойти по ступеням этого жизненного пути, а потому, что он трудился – трудился, начиная с самых нижних и скромных должностей. Он был мальчиком на побегушках, потом приказчиком. Он прошел все эти сложные и многотрудные ступени тогдашнего купеческого звания и достиг высот, стал купцом второй гильдии, богатым человеком.
Господь говорит: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19: 23). И это так для, может быть, большинства богатых людей. Но есть удивительные примеры того, как богатство помогает человеку войти в Царствие Небесное. Всё зависит от того, как ты богатством распоряжаешься. И когда преподобный Серафим вместе с супругой своей, с матушкой, осознал, что их путь есть путь полной отдачи себя на служение Господу, то принял решение принять монашеский постриг в Александро-Невской лавре, а супруга его поселилась в Новодевичьем монастыре. А что же деньги, которые были нажиты? Это были большие деньги. Он принес их в Лавру и отдал наместнику, чтобы тот распорядился во благо. Всё, что нажил, всё принес и отдал, засвидетельствовав тем самым пред Богом и пред людьми серьезность своего выбора служить Господу даже до конца дней своих, и это служение было замечательным.
В трудные годы после разорения Лавры, когда преподобный уже не мог оставаться в ее стенах, будучи духовником для братии, он избирает жизнь уединенную здесь, в поселке Вырица, куда начинают стекаться многие и многие его духовные чада. Среди этих чад были мои благочестивые родители протоиерей Михаил и матушка Раиса. Отец Михаил исповедовался у преподобного Серафима, и когда возникали трудные жизненные обстоятельства в семье, то без его благословения ничего не делалось.
Я помню то время, когда он еще не был причислен к лику святых. Но какой благоговейной памятью был окружен старец, как много людей стекалось в Вырицу! И с какой радостью, с каким духовным подъемом была встречена весть о его прославлении в лике святых! Сегодня мы имеем его с нами, здесь, честными останками своими, пребывающими в том месте, в котором он был похоронен. А духом своим он пребывает с нами – и с жителями Вырицы, и с жителями Петербурга и всей Ленинградской области, и со всеми, кто притекает к его святому имени, где бы он ни жил и какого бы возраста он ни был.
Из слова
после молебна преподобному Серафиму Вырицкому
в Казанском храме поселка Вырица (Гатчинская
епархия)
3 апреля 2014 года, в день 65-летия преставления
преподобного Серафима Вырицкого
elena:воистину четко и конструктивно.Особенно насчет безбожных законов.Молиться надо всем.Сильна молитва
соборная. Да поможет Господь и Патриарху нашему и президенту,и всем нам в этой борьбе.Спаси нас всех,Господи
и вразуми.
спасибо Богу за все!!!!!