Как правило, люди воспринимают Библию как отдельную красиво изданную книгу. Те, кто заглядывал под ее обложку, подтвердят, что Библия – это целый сборник книг. Ветхозаветных и новозаветных. Те, кто читал эти книги, скажут кое-что в дополнение: «Отдельные книги Библии в свою очередь тоже представляют собой – сборники». Допустим, Псалтырь – это сборник псалмов. Причем боговдохновенные авторы у псалмов разные: царь Давид, его сын Соломон и другие. А сборник в целом могут называть по имени главного автора: Псалтирь царя Давида, Притчи Соломоновы…
То же самое надо сказать и про книгу пророка Исаии. Эта книга Ветхого Завета представляет собой целый сборник. Некоторые библеисты утверждают, что и авторы у сборника разные. Начиная от самого святого пророка Исаии и «второ-Исаии» и далее через века. Библеисты говорят даже о целой «школе пророка Исаии», после которой в Ветхом Завете осталась книга. Такая вот непростая судьба у этой влиятельной книги. Я не буду вдаваться в современные библиологические теории, не сейчас. Просто подчеркну дважды: книга пророка Исаии – сборник великого множества пророчеств, произнесенных в разное время.
***
Читаем мы в церкви пророчества этой книги Великим постом, на часах. Начало книги по своему звучанию отчетливо постное, покаянное. Господь через пророка обличает людей. Он сравнивает Свой народ с Содомом – ни больше ни меньше: «Израиль не знает (Меня)… народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, – повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах… поля ваши в ваших глазах съедают чужие… Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом» (Ис. 1: 1–9).
Бог наказывает и наказывает людей за грехи, но они не понимают суть происходящего, не хотят понять. Они считают, что у них все с духовностью в порядке, ведь положенные обряды-то соблюдаются. Пророк открывает людям волю Божию. Господь продолжает Свое обличительное слово к народу: «Я пресыщен всесожжениями овнов… суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя» (Ис. 1: 11–14). В славянском варианте последний стих чуть иной, опять-таки постовой. Отложим в сторону синодальный перевод и заглянем в славянский: «Поста (νηστείαν) и праздности, и новомесячий ваших и праздников ваших ненавидит душа Моя». Бог и пост ненавидит? Неужели Бог навсегда отвернулся от Своих людей? Нет, тогда бы Он вообще не говорил с людьми.
Что же людям делать, чтобы примириться с небом? Господь призывает всех к примирению с Собой: «Очиститесь… перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1: 16–17). И вот это покаянное делание пророк называет – постом, а не только традиционное воздержание от пищи. Именно такой всеохватный пост угоден Богу.
Начало у книги Исаии получилось постовое. А конец ее – страстной. 53-я глава книги повествует о страдающем Христе: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое… мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши… и ранами Его мы исцелились… род Его кто изъяснит?.. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха… когда же душа Его принесет жертву умилостивления… воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его» (Ис. 53: 3–10). Сперва разносится страшная весть о Христовых страданиях и смерти («погребен у богатого»). И за ней следует благая весть о Христовой победе над смертью («воля Господня… будет исполняться рукою Его»). Это уже Пасха!
***
Между началом и концом книги, о которых выше было сказано, открывается изобилие других пророчеств. Есть среди них предельно знаменитые, есть и малоизвестные.
Знаменитейшие слова записаны в книге пророка Исаии: «Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14). Это ли не знамение? Сын Человеческий рождается от Девы без земного отца, а в вечности Сын Божий рождается от Отца без матери. И народ Божий радостно восклицает, глядя на Богочеловека Иисуса Христа: «С нами Бог». Это и значит в переводе имя «Еммануил».
Другие знаменитые слова пророческой книги произносит священник во время церковного причастия, каждый раз: «Се, прикоснуся сие устнам твоим, и отымет беззакония твоя и грехи твоя очистит» (Ис. 6: 7). Впервые эти слова услышал Исаия от огненного серафима. Кому интересно узнать точные обстоятельства, посмотрите, – главу я указал.
Ряд пророчеств в книге относится к тогдашней жизни народа в сложной «политической» обстановке. Пророчества касаются небольших окрестных народов и мощнейших государственных образований тоже. Масштаб обзора текущих и будущих событий в книге Исаии выходит далеко за пределы Святой земли, это всемирный масштаб. Пророк видит дни, когда вся вселенная поклонится истинному Богу.
А пока продолжаются трудные времена. И трудности не только внешние. В довесок ко внешним проблемам заметна еще взаимная вражда в самом народе. Голос пророка указывает на нее и не щадит ушей простых обывателей. Междоусобица в коленах Израилевых прямо-таки сравнивается с каннибализмом: «Каждый будет пожирать плоть мышцы своей: Манассия – Ефрема (φάγεται γὰρ Μανασσῆς τοῦ ᾿Εφραὶμ), и Ефрем – Манассию, оба вместе – Иуду» (Ис. 9: 20–21). Почему так жестко выражается пророк? Потому что иначе его не услышат, совсем не услышат. Когда каждый сам за себя, тогда люди плохо слышат друг друга.
Слишком много в народе тех, у кого все перепуталось в голове. Как с ними говорить? А некоторые специально все перетасовывают лукаво, чтобы оправдать любые свои поступки и слова. К ним пророк тоже обращается прямо, не обинуясь: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом… Горе тем, которые мудры в своих глазах» (Ис. 5: 20–21). Подобные слова и сейчас, по прошествии тысячелетий, кажутся отрезвляющими. Они заставляют нас встряхнуться и принести покаяние в своей неправоте и получить от Бога мир. Вот для этого и старался пророк Исаия, жизни своей не жалел.
так и есть