Конец Великого поста – время тяжкое. Особенно для священства. Много богослужений, приходские дела, организационные вопросы – всё сливается в один сплошной комок суеты, напряжения, недосыпания и усталости. И если бы не благодатная помощь Божия, которую на себе в трудную минуту ощущает каждый христианин, то никто из духовенства не выдержал бы этой нагрузки. У мирян всё тоже не проще. Предпраздничная уборка, готовка: она даже в минимальном варианте всё равно отнимает время и силы; важнейшие службы в храме, которые не хочется пропускать, да и работу не бросишь…
Лучше на Пасху ограничиться бутербродами, чем сидеть за роскошным столом и ощущать в сердце пустоту загнанного зверя
Зная всё это, я нередко говорю с амвона, что лучше на Пасху ограничиться бутербродами, но есть их в спокойствии духа и умиротворении, чем сидеть за роскошным столом и ощущать в сердце странную пустоту загнанного зверя. Поэтому все большие дела должны оканчиваться до Великого четверга. Должны… но почему-то никак не оканчиваются.
«Трапеза полна – насладитесь все», – зовет нас святитель Иоанн Златоуст. И мы все на нее приходим. Вот только вкушаем все по-разному.
Кажется, это прописные истины, но каждый раз переживаешь всё заново.
В чем заключается наслаждение «пиром веры»? Наверное, в теснейшем соединении с Господом Иисусом Христом, которое видимо совершается в таинстве Святого Причащения, а невидимо ощущается в сердце. И соединение это бывает ответом на индивидуальные усилия, которые каждый человек совершает ради Бога.
И когда на Пасху храм и площадка около храма наполняется толпой людей, ищущих вроде бы не соединения с Господом, а самого малого – освятить свои пасхальные приношения – ох, какое тогда искушение оттолкнуть их в своей «благочестивой ревности». «Захожане» – так с чьей-то легкой руки мы дружно зовем их. Мы терпеливо ждем, пока их духовные нужды иссякнут, где-то к часу ночи толпа разойдется, и община в своем постоянном составе вознесет молитву Господу и Творцу всяческих. Мы, пастыри, с амвона ревностно обращаемся к ним, призываем их увидеть в Церкви не только «кооператив» по освящению вербы или куличей, а «полную трапезу», на которой преподается истинный Хлеб Жизни… Я и сам не раз это делал. И это правильно, мы ведь поем в Вербное воскресение: «И мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: “Осанна в Вышних, благословен Грядый во имя Господне”»… То есть ваия, или верба в наших широтах, – это не что иное, как знамение победы. Знамение – это не значок какой-нибудь, а боевой стяг, – поэтому мы его и освящаем, как воинское знамя. Кто может носить знамя? Тот, кто участвовал в войне. Кто боролся, а не «косил» от призыва. А тут приходит какой-нибудь дядька, который за весь пост лба не перекрестил, – и туда же: знамение победы нести! Это то же самое, что доверить нести полковой флаг какому-нибудь красавчику из глубокого тыла, который не только канонады не слыхал, но кому вообще до лампочки была вся война…
Такой же непростой смысл и в освящении «брашна мяс» на Пасху. Христианин весь пост не вкушал скоромного, подвизался вместе с Церковью, и вот в конце поста он просит у Господа позволения разрешить пост, благополучно окончить телесное воздержание, чтобы вкушение скоромного было «благословенным». И тут же рядом с ним человек, который не то чтобы не мог, но даже и не хотел утеснять свое чрево, для которого поста как бы и не было, – и он тоже стоит и просит благословения на вкушение скоромного. Логика, где ты?
Некоторые «захожане» показывают своим видом: «Давай, поп, заканчивай лекцию и начинай свое дело!»
Всё это меня всегда возмущало до глубины души. И если первое время я пытался объяснить всем второстепенность одного и важность другого, то со временем, натыкаясь на недоуменные взгляды, мои руки всё более опускались. Бывает, некоторые мои «захожане» стоят и показывают своим видом: «Давай, поп, заканчивай лекцию и начинай свое дело!» И начинаешь…
Но сегодня мне стало так жаль моих бедных «захожан»!.. «Трапеза» ведь полна и «телец упитан» – неужели лишь малое стадо его отведает? Почему-то мне вспомнился детский фильм «Буратино»: помните сцену в таверне? Базилио и Алиса заказали целую кучу разнообразных яств, но глупенький Буратино берет себе только три корочки хлеба.
Так и мы приходим в храм, где Господь желает теснейшим образом соединиться с каждым из нас, и каждый по мере своей веры причащается Божественной благодати, которая дает ему в праздник истинное наслаждение. И чем меньше времени в храме мы проводим в эти святые дни, чем меньше отдаемся Богу в молитве, чем меньше работаем Ему – тем меньший кусок нам достается на этом пире.
И вот люди приходят, иногда и не заходя в храм, только чтобы получить освящение своих приношений и даже не узнать: а что же там, внутри (не только храма, но и православной веры)? Они толкутся в прихожей шикарного бесплатного ресторана, чуют носом запах прекрасных и диковинных блюд и не хотят войти и насытиться неизреченных благ. И всё, что они себе оставляют в снедь, – только буратиновские три корочки хлеба…
Как-то на Страстной неделе случилось мне ехать из районного центра в свою деревню. По дороге подобрал знакомую, уже немолодую женщину из деревни моего прихода. Она спросила у меня, приеду ли я в этом году освящать их пасхи. Дело в том, что многие села достаточно удалены от населенного пункта с храмом, и пожилым немощным людям затруднительно попасть на богослужение. Поэтому периодически я их навещаю: чтобы пособоровать, исповедовать, причастить, отслужить молебен или панихиду. В числе всего прочего я также освящаю в Великую субботу их пасхальные «брашна». Даже такая краткая молитва зажигает их лица пасхальной радостью, ведь большая часть из них с трудом может дойти от своего дома до середины деревни, где установлен крест, не говоря уже о поездке в церковь. Однако на эти молебны стало всё больше приходить и таких людей, которым не составляет большого труда добраться до храма и помолиться на службе. И для них моя вынужденная мера стала лишь возможностью легкого решения одной предпасхальной «проблемы». Как раз такая женщина и подсела в мою машину.
Женщина поделилась своими мыслями: А я думаю, чем стоять всю ночь на Пасху, лучше днем освятить яйца, да и всё
Узнав, что в этом году всё будет, как обычно, она немного помолчала и поделилась со мной своими мыслями:
– А я думаю, батюшка, чем стоять всю ночь (то есть на Пасху), так лучше вот так днем освятить яйца, да и всё.
«Далее всё было, как взрыв гранаты», – так, помнится, писал Эдуард Асадов. Вообще высказывания в таком духе, которые в богословском осмыслении можно приравнять только к кощунству, всегда вызывают у меня бурю в душе. В моей южной крови сразу включается память предков, я хватаюсь за словесный кинжал и начинаю рубить во все стороны. В подобной ситуации всё, что меня может удержать, – это понимание, что такое высказывание спровоцировано банальным невежеством, а не хамством. Я уже знал свою пассажирку не первый день, это ее и спасло от «праведного» гнева. Я лишь глухо прорычал ей в ответ:
– НЕТ!!!
И больше ничего не сказал. Я ехал и думал: все-таки пользу или вред я приношу тем, что совершаю этот второстепенный обряд «с доставкой»? Может быть, человек пришел бы в храм, и там спасительная благодать Божия просветила его сердце? А с другой стороны, сколько тех, кто в такие праздники просто находится в церковном дворе и даже не заходит в храм? И какая разница, будет этот человек просто стоять в церковной ограде или просто стоять около сельского креста? Еще я подумал, что если отменю эти праздничные посещения деревень, то пострадают в первую очередь мои немощные бабушки, многие из которых очень набожны и ходили, пока могли, в храм, а теперь лишить их и этого малого утешения? Из-за чего?
Все мы в храме подходим к исполненной трапезе благодати Божией и получаем от нее дары в меру нашего подвига. Одни, суть столпы и светильники Православия, возносятся от этих даров до третьего неба и в свою очередь начинают от себя изливать потоки сладости и утешения. Другие берут гораздо меньше, но всё же насыщают свой голод и восполняют свой недостаток. Третьи только видят и знают меню на столе, но не могут вкусить в полноте, поскольку окованы греховной цепью, а она коротка и не дает приблизиться. Четвертые находятся так далеко от пира, что издали им кажется: на столе и нет ничего, зато они отлично видят третьих, которые еще не изменились под действием благодати и скованы цепями. Они отлично видят, например, меня, которому от дивных яств достаются жалкие сухие корки и который вместо научения и утешения может только прорычать в ответ или же, в лучшем случае, только рассказать о дивных дарах Божиих.
– А вы сами-то их пробовали, эти деликатесы? – Да как-то не довелось, но говорят, что они изумительны. – Ах, говорят…
Вот и стоит толпа в церковном дворе, ожидая только освящения пасх, не помышляя о том, что еще может дать Бог. Так может быть, стоит об этом самом «еще» рассказывать «захожанам»? Они пришли к Богу – и пришли не к Богу. На бытовом уровне они как будто ищут попользоваться Божиим даром «на халяву», потому что «ели хлеб и насытились» (Ин. 6: 26). Но в своем подсознании они, как дети, пришли во двор Отчий в поисках мира и любви для своих измученных душ и семей, в поисках смысла своего обезличенного бытия. Может быть, стоит смотреть не на их внешнее обрядо-язычество, а на инстинктивный духовный поиск, который спрятан за напускной бравадой, который поистерся от суеты да пошлости?
Зачем нужны освященныя верба, кулич или свеча? Чтобы и через них действовала благодать
Да и зачем нужны освященная верба, освященный кулич, освященная свеча? Чтобы и через них тоже действовала благодать. Это-то интуитивно знает каждый «захожанин», и следовательно, приходит за ней, за благодатью, чтобы она изменила к лучшему его жизнь. Но не все знают, что в храме есть более полноводные источники благодати, супервысоковольтные провода Божией энергии, одно прикосновение к которым может запросто изменить жизнь человека. И по сравнению с «электростанцией» Причащения освященный кулич – даже не розетка в 220 вольт, а пальчиковая батарейка. Вот заброшенная тема для проповеди на церковном дворе.
Проповедь должна быть выше интеллектуальных умозрительных споров о Божием бытии. Крайне редко ведь в житиях святых можно встретить сюжет, где неверующий начинает спорить со святым о том, есть ли Бог. Потому что сам вид святого Божия угодника не оставляет сомнений в бытии Высшего Существа, под действием Которого может так измениться человек. Трудно представить, например, посетителя преподобного Серафима Саровского, который усомнится в том, что есть Бог. Точно так же сложно представить человека, который увидит праведного Иоанна Кронштадтского в Великую субботу и захочет от него не больше, чем освятить куличи. Я думаю, что при виде наполненного и преизливающегося сосуда благодати Божией любому человеку захочется и самому приобщиться этой благодати, а для этого и понести соответствующий труд, из которых отстоять на Пасхальной всенощной – дело самое нетрудное.
Проповедь наша должна быть свидетельством о небе на земле. Не о подробностях литургико-исторической традиции, а о Царстве, пришедшем уже, пришедшем в силе, об огне (см.: Лк. 12:49), который один может попалить и упразднить терзающие нас страсти, – такая проповедь не пройдет мимо ушей. Если бы я так ответил своей попутчице в машине пару лет назад – может, в этом году она сама бы просилась на пасхальную всенощную?
Если бы я много лет назад, еще далекий от Церкви, стоял в церковной ограде с куличами в корзинке и из храма вышел святой и пламенеющий Иоанн Кронштадтский и взял меня за руку и повел за собой – думаю, я не вырвал бы руки и пошел за ним… Я – совсем не пламенеющий и не святой. Из-за моего нерадения мой удел – только три корочки хлеба Божественной благодати, и лишь изредка я вкушаю нечто большее. Но в эту единственную Субботу и я хочу выйти к народу на церковный двор и сказать:
– Пойдем. Я знаю, где и как можно насытиться, – а Ночью вместе с ними подойти к Чаше.
Вспоминаю как впервые привела мужа в храм причащать наших грудничков и как он бухтел как на что то неприличное, показывая раздосадованность, и торопился выйти, а спустя еще пару лет пришли мы с подросшими детками и куличи святить - ну как захожане, разумеется, и не без усилия, кстати, - я уж было передумала, дождь пошел, а муж вдруг проявил твердость - в итоге, спустя короткое время, не я оказалась проводником мужа в Храм, а он моим. Видимо вот все же этим усилием дойти до Храма и освятить куличи удостоился Благодати, какой я не могла набраться годы.. Так и встретили своего духовника, пришли и к исповеди и к причастию, обвенчались... Ведь Христос стоит и стучит в нашу дверь, все время, а нам надо открывать, открывать и открывать - снова и снова, хоть через крохотное усилие, а для большинства захожан это огроооомное и чуть ли не единственно возможное усилие, "просто освятить куличи".
Спаси, Господи!
ТОЛИК, дорогой, ну опять Вы за своё! У меня написано: ТАКИЕ, а не НИЧЕГО. Разница же очевидна. Поверьте, невнимательность действительно очень вредит, особенно хорошим, неравнодушным людям (а мне кажется, что Вы именно такой) - очень часто даже самые благие намерения могут превратиться во вред. Только и всего. Простите, никоим образом не хотела Вас обидеть, ПРЕДУПРЕДИТЬ - да. Пишите! Бог Вам в помощь.
Вы правы, - лучше ничего не писать.
И спасибо за Ваш такой шикарный, вразумляющий, отрезвляющий и даже в какой-то степени грозный) коммент - постараюсь больше не писать.)
Спасибо.
Вера передается от сердца к сердцу.
"делай, что должен, и будь что будет" .
Христос Воскресе!
..."Т.е., Вы утверждаете, что всего по нескольким комментам, а не по своему личному опыту общения с огромной массой прихожан, батюшки будут судить о всей массе пасомых???) Думаю, вряд ли.)"
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Толик, читайте внимательней то, что написано. А то Ваша невнимательность может привести Вас к неприятностям. Вот смотрите:
1. Я ничего не утверждаю (у меня написано: "может, я и не права",- это разве утверждение?);
2. У меня не написано о всей массе пасомых, это исключительно Ваши слова.
3. Вопрос: священники сами для себя пишут? Или просто потому, что им нравится писать? Цель пастыря какова?
4. Не надо приписывать людям того, чего они не говорят, сами нафантазируете и с собой же спорите.
5. Простите великодушно, но такие комментарии лучше и правда не писать... Всего доброго.
НН "комменты нужны авторам для обратной связи".?) Т.е., Вы утверждаете, что всего по нескольким комментам, а не по своему личному опыту общения с огромной массой прихожан, батюшки будут судить о всей массе пасомых???) Думаю, вряд ли.) С уважением. К Дионисию и НН.
1000 согласен со всем! А у Толика просто неофитская ревность. Сам был таким - Господь со временем остужает и вразумляет. Это нормально. Плохо - когда все остается и человек не приходит в меру разума. Потом начинаются обиды и непонимание священников, Церкви. А там и до секты-раскола недалеко... Простите... Христос Воскресе!
Читайте проповеди о.Дмитрия Смирнова.На мой взгляд несколько радикален,но с нами так и надо!
Христос Воскресе!
Может, я и не права, но думаю, что комменты нужны, прежде всего, авторам, для обратной связи. Что бы хоть какая-то картина складывалась, с кем наши замечательные пастыри имеют дело, для кого они пишут, как их понимают и понимают ли вообще пасомые. Наверное, не надо Вам смущаться - задело, хочется написать - пишите. Простите.
НН
По поводу комментов. "Комментировать и размышлять........." - Чем больше здесь читаю статьи авторов (при этом - вполне реальных!, не виртуальных, между прочим) и размышляю, тем больше понимаю, что - "раб негодный", совсем. И тогда, переходя уже к своим комментам,:
- Кто я такой, чтобы комментить? Что могу сказать дельного?;
- И, зачем? Ведь меня никто не просит комментить.
Но, зная это, комментирую все равно, потому что слабый, грешный, "негодный", ведь, что греха таить, в большинстве случаев просто тешишь свое тщеславие, праздность (а может просто бежишь от реала, от одиночества или типа того, не знаю, в общем), а не реально кому-то помогаешь своим комментом. Да, - говорю только за себя. Просто думаю так. При этом совсем не касаюсь "профессиональных" комментаторов (у них, по видимому, свои резоны).В общем, типа, - "надо завязывать" с инетом. Не хотел никого обидеть, -обстоятельства и причины у людей бывают разные. Простите.
Бог Вас простит, и Вы меня простите. Всё нормально, Господь Вам дал право свободного выбора. Я тоже батюшке больше доверяю... Комментировать и размышлять, не всегда соглашаясь с автором - вовсе не значит учить. Не так ли?
Почему то больше батюшке доверяю, чем Вам. Батюшка описал эмоции свои. Это - правильно, нормально и честно. А Вы - просто спокойно и холодно комментируете написанное им. Да еще и учите его при этом, как проповедовать и всё такое.)
Простите. Да, помню, что у Вас муж - архивист. Также помню, что мои предки крестьяне-работяги - просто в меньшинстве тогда оказались, ну типа, по Вашим словам, - "очевидно, и что здесь такого?)
.)
На мой взгляд, статья - боль и немногжко покаяние священника...
Священник ОБЯЗАН проповедывать, но не тащить в храм людей, хватая их за полы одежды... Очень понятна озабоченность батюшки и желание ВСЕХ привести к вере. Но из Евангелия видно, что такого не было и не будет. Господь жил на земле среди людей, проповедывал, исцелял - а ходило и верило Ему малое стадо. "Не вы Меня избрали, а Я вас". И молился не за всех, а за тех, кого Ему Отец дал. Кому надо придти в храм -обязательно придут. В данном случае, исходя из позиции о.Сергия,что раньше советская власть не давала людям верить и в храм ходить, а теперь-то им никто не мешает - ему горько и обидно, что всё равно мало народа в храмы ходит.
Ещё и ещё раз повторюсь: на мой взгляд, ни власть, ни товарно-денежные отношения на веру не влияют.
Дорогие сёстры, не надо "на зло бабушке отмораживать уши"... Не правильно это. Бывает, что и священники устают, ошибаются да и просто плохо себя чувствуют... Не уделят столько времени, сколько хотелось бы, отругают нас за грехи наши (спасибо им за это!), не так посмотрят... Но мы не к ним пришли в гости, а в ДОМ БОЖИЙ. "Кому церковь не мать - тому Бог не Отец". Это не современные отцы сказали. И лукавый работет неустанно - хотите в храм ходить - так он вам такое покажет и расскажет! Не поддавайтесь на его провокации и молите Бога, чтобы Он дал вам ВЕРУ. Господь милостив. Простите.
Во время службы ходят, обсуждают хоз дела, считают, что им как "своим" это позволительно.
Одёргивают и шпыняют неопытных захожан.
Отлично зная распорядок службы, ровно за 10 секунд до обхода за пожертвованиями вытекают ручейками из храма.
Ревностно постятся, а домашним своим устраивают моральный террор, живъём заедают за "нерадивость".
Знакомы со священниками и выбирают к какому лучше на исповедь подойти...
Но давайте вспомним трагедию в Южно Сахалинске. Там ведь под пули шагнул не прихожанин и даже не захожанин, а бездомный попрошайка. Которых и от ворот то гонят, для которого храм место сбора подаяний.
Кому укорять-то: бывшим захожанам настоящих захожан? Дай Бог одним - укрепления, а другим - плавного перехода из настоящих в бывшие.
Читать в глазах псевдо друзей
За то, что в храме в воскресенье
Лоб не сношу в усиленной мольбе.
Ну как мне объяснить
Всем «патриотам» и
«Верующим истинно» в Христа,
Что можно в храм зайти
И по субботам,
Не создавая давку у Креста.
Что круглый год любой имеет доступ
К святыням храмов и церквей.
И можно выбрать время посещенья,
Чтоб не расталкивать локтями там людей.
Не хочется мешать молитвам
Подвижников, чья жизнь и вера
Чище, чем моя.
Быть может, и меня пропустят
В час победы иль потери,
Чтоб в праздник тихо постоять
У образа Христа.
Не надо обвинять в неверии
За то, что я не лезу в центр толпы.
Мне хочется к Христу, но понимаю,
Что литургия все-таки не терпит суеты.
сравнение. Ведь если карманный фонарик подключить к
электростанции, то он сразу испортится. А пальчиковая батарейка ему то, что надо. Иногда человек, который только
начинает ходить в церковь, после многочасовой службы уходит со страшной усталостью и унынием в душе. А когда батюшка
просто кулич окропит святой водой, да еще на тебя попадет,
то бывает радость необыкновенная, даже до слез иногда.
А потом поняла, что всех людей Господь приводит. И это Ему известно, когда кто и в каком состоянии к Нему придет. Ведь захожане как дети, вербу освятить - праздник, а на исповедь - как на уроке, когда задание не сделал.
Я и сама многое чего не знаю, потому и не имею права осуждать. Господь сочтет нас способными вместить его Тайны, откроет нам дорогу, а для этого нас подготовить надо.
Спаси Господи!
Во многом согласен с Вами, но простите за смелость возразить Вам за сравнения на счёт буратино. Люди могут неправильно понять ваш призыв вкушать истинное Божие благо приводя в пример при этом сцену с фильма "Буратино". Уж лучше даже 3 корочки хлеба не поесть чем используя хитрость и пользуясь чужой наивностью, нажраться чужим добром, как Базилио или Алиса, неудачное сравнение я думаю.
Слово священника ценное и некоторые могут подумать что эти персонажи положительные и соответственно их поведение примерное и могут подражать им.
Простите если я не прав.
"О любви ни слова...Отец Сергий,откуда Вы знаете о чём думают Люди("не толпа")"
Вера, очевидно, что люди, - думают о своей боли. Через батюшек столько проходит людей на исповеди. Неужели батюшки не знают, о чем думают люди? Вера, а Вы не увидели любви в том, что батюшка просто зовет всех туда, где любовь, радость, покой и избавление от страстей и боли? Вера, вот Вы причислили себя к "захожанкам" пока. Ну и что? Что в этом такого? Радуйтесь, что Вы - УЖЕ (а не "еще") "захожанка". Вы - двигаетесь в правильном направлении. А потом, - станете "прихожанкой". Ведь за это ратует батюшка. Не всё сразу. Ведь бывает и по другому.:-((( Да.
А священник Сергий Бегиян по моему (судя по его публикациям) - добрый, глубокий, искренне переживающий. Иногда - довольно эмоциональный. Он, в отличие от многих авторов, в комментах даже принимает участие. Это - редкость.
Спасибо. Грешник. Простите меня, Вера. И батюшка.
Мне 47 лет и я только один раз за всю жизнь смогла освятить на Пасху яйца. Это было счастье! Как я завидовала белой завистью всем, кто уходил с церковного двора, со службы с освященной трапезой!
Я считала, что раз у меня не получалось, значит я недостойна. А так хотелось поднести своему сыну освященное яичко!
Батюшка! Не отказывайтесь от дальних деревень! Не бросайте разрозненную паству.
Спаси всех нас Господь!
Не расстраивайтесь, батюшка, не в вас проблема, а в нас. Кто ищет Христа, тот обязательно найдет, независимо от "качества" пастырей. Христос Сам выходит навстречу ищущим, а пути у всех разные. Может, и через кулич с пасхой. )))
Тут можно было сказать еще и так: "Спаси тебя Господи, моя хорошая!"
Всегда рад, что в Храм приходят "захожане", толкутся, неумело крестятся, разговаривают, звенят телефонами и создают очереди к освященным маслу, воде, куличам, вербам. Для воцерквленных это отличный повод укрепить себя в смирении, проверить насколько следуешь Христовым заповедям.
Слава Богу, что они приходят, я ведь тоже был когда-то в их числе! Это во сто крат лучше дня, когда под возглас "Со страхом Божьим приступите..." не окажется ни одного, готового и желающего причаститься, как случалось подобное на рубеже 19-20 веков.
Вере:
Вера, а Вы разве не видите, как небезразличны эти люди отцу Сергию? У него душа за них болит. Сейчас многие говорят: "Зачем мне в храм, у меня Бог в душе." А я недавно прочитала, как ответил на это протоиерей Николай Булгаков: "Но это же неправда!Если бы действительно в нашей душе был Бог! Тогда бы мы стремились туда, где всё говорит про Бога, где славится Его имя, где находятся его изображения, где его особое присутствие, Его благодать. Тогда бы мы старались жить так, как Бог велит. А это его воля - чтобы мы ходили в храм."
И если мы до сих пор в храм только куличи освящать ходим, то это же очевидно, что пока Бог для нас совсем не на первом месте. Ведь поэтому за таких людей душа так болит, что они близко - а не заходят, видимо, считают, что этого достаточно. Иначе бы и поступали по-другому.