Эта неделя в литургическом календаре Православной Церкви называется Страстной. Мы вспоминаем страдания, которые Господь Иисус претерпел «нас ради человек и нашего ради спасения».
Мы вспоминаем последнюю Вечерю Господа с учениками, когда Он устанавливает Таинство Евхаристии и произносит слова, которые с тех пор произносятся в каждом храме, за каждой Литургией: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 28). Что означают эти слова об оставлении грехов?
Как-то в новостях я прочитал историю человека, который не справился с управлением и стал виновником автокатастрофы. Погибло несколько человек. Водитель покончил с собой. Сообщают и о другой похожей истории: сотрудник полиции сбил на дороге ребенка. Он отвез изувеченную девочку в больницу, после чего застрелился.
Самое печальное, что это, очевидно, не такие уж плохие люди – они способны осознавать свою вину и понимать, что вина требует суда. Суда, который они сами решили совершить над собой… Но это трагически неправильный выбор. Невозможно избавиться от невыносимого бремени вины, совершив самоубийство.
Бывает, что до самоубийства не доходит, но человек губит себя, разрушает свою жизнь, губит всякую радость и утешение именно из подсознательного желания наказать себя. У Экзюпери в «Маленьком принце» есть очень реалистичный диалог между принцем и пьяницей:
«Пьяница: Я пью, чтобы забыть…
Маленький принц: Но ты пьешь, чтобы забыть о чем?
Пьяница: Забыть, что мне стыдно
Маленький принц: Чего ты стыдишься?
Пьяница: Мне стыдно пить».
Люди пьют, принимают наркотики, совершают грехи за грехами и преступления за преступлениями, иногда даже прямо наносят себе раны, чтобы избавиться от вины. Чтобы как-то искупить ее, «отстрадать» и выйти на волю из своей внутренней тюрьмы. В результате их вина только растет.
Популярные психологи пытаются помочь делу, говоря что-то вроде: «вам не в чем упрекать себя», «вы не виноваты» и тому подобное. Обычно это помогает мало: в сердце своем человек знает, что он виноват, и эта вина лежит на нем тяжким бременем.
Как-то одна из западных газет напечатала фотографию: участник (или участница?) какой-то антицерковной демонстрации в майке «Нет Бога – нет чувства вины. Раскреститесь немедленно!»
Конечно, лозунг противоречит сам себе: человек, которого не гнетет чувство вины, не станет устраивать демонстраций, чтобы кричать об этом, а просто займется своими делами. Люди постоянно говорят именно о том, что у них болит.
И это глубочайшая боль человеческого сердца: мы согрешили. Мы виновны. Что же нам делать? Пытаться забыть об этом? На какое-то время это удается, но красная лампочка где-то в уголке сознания всё равно мигает: «мы согрешили».
И главное, у нас проблема не с чувством вины. У нас проблема с реальностью вины, на которую указывает это чувство. Это как с физической болью: боль – это симптом, она указывает на то, что вы нуждаетесь в лечении. Самые опасные болезни, грозящие смертью, – это именно те, которые развиваются незаметно, без болевого синдрома.
И вот Христос приходит, чтобы снять с нас это бремя. Как сказано в Евангелии, «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1: 29).
Христос прилагает к Себе (см.: Мк. 15: 28) слова пророка Исаии, сказанные за столетия до Его прихода. И вот что пророк говорит о Нем: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53: 5–6).
Там, на Голгофе, Христос совершил искупление наших грехов. Наше спасение совершено им – мы должны принять его через покаяние и веру. Как говорит святой апостол Иоанн: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1: 9). Тогда наша старая жизнь будет погребена, и мы войдем в новую – принятыми и прощенными. Как сказал святой Иоанн Златоуст: «Ну что за труд тебе сказать: “Я согрешил?” Бог может и хочет нас простить и сделает это, как только мы попросим Его об этом».
Тогда наши грехи будут совершенно изглажены – как об этом говорит пророк: «Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (Ис. 44: 22). Мы войдем в новую жизнь прощенными и очищенными, и прошлое – каким бы оно ни было – больше не будет иметь над нами власти.
И, обретя это прощение, мы придем в храм, чтобы с глубокой благодарностью, верой, благоговением и страхом Божиим поклониться нашему Искупителю.
Покаяние искреннее, но и бездна грехов неисчерпаемая... . В этом смысле я солидарна с Катериной. Чем больше узнаешь о сущности покаяния - тем труднее. "Многая знания - многая печали", так, кажется.
Не нужно думать и решать за Господа, - такое-не такое ... Покаяние, т.е. чувство своей вины, должно быть искреннее.
Это и ВСЁ, что ждёт Он от нас.