Мы с вами тоже стоим на страже Родины
Всех вас сердечно поздравляю с Днем Победы. Это праздник и государственный, и церковный; правда, мы отмечаем День Победы в день святого Георгия Победоносца, когда прозвучали последние залпы в Берлине, и молимся Георгию Победоносцу, который является покровителем страны нашей, покровителем Первопрестольного града, о том, чтобы Господь приклонил милость Свою над Отечеством нашим, чтобы никогда не было больше войн, которые уносили бы жизни ни в чем не повинных людей.
Мы с вами тоже стоим на страже Родины, потому что от духовных основ жизни, от национального самосознания людей зависит способность людей побеждать не только в мирной жизни, но и на поле брани. Будем молиться об Отечестве нашем, о воинстве нашем, чтобы мирное и тихое житие каждый из нас мог препроводить во всяком благочестии и чистоте. С праздником Победы поздравляю вас!
Из поздравления после возложения венка
к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены
8 мая 2014 года, в канун празднования Дня Победы
Гонение и страдание помогают измерить нашу верность Господу
Если мы любим друг друга, то естественным проявлением любви является верность. Это знает, наверное, каждый человек – и тот, кто связан узами брака, и тот, кто связан узами дружбы. Почему так болезненно переживается предательство того, кого ты любил и кто тебя любит? Потому что отсутствие верности разрушает любовь, разрушает фундаментальный Божественный закон жизни. И что бы нам ни говорила современная греховная цивилизация о свободном выборе, о произволении, о том, что жить нужно по своим похотям и страстям, мы знаем, что закон жизни — это закон любви. И если нарушается верность, то разрушается этот закон.
А почему же Господь связывает это с гонениями на Него, на Его последователей? А в каких еще обстоятельствах может обнаружиться подлинная любовь человека к Богу, ко Христу, как не в обстоятельствах стесненных, связанных с гонениями и даже с ненавистью и злобой, о которой говорит Спаситель?
Точно так же, как верность супругов и даже как бы любовь более-менее сохраняются, когда есть благополучная жизнь, материальный избыток, комфортные условия жизни, отсутствуют стрессы. Правда, современный человек и в этих благоприятных условиях находит основание для неверности и предательства, но в данном случае внешние обстоятельства никак этому не способствуют. Вот точно так же и наша верность Христу. Когда мы живем во внешне благополучных обстоятельствах, когда никто не бросает нам вызов – быть со Христом или быть против Него, когда никто не пугает нас насилием, притеснением, гонением и смертью, тогда вроде бы все со Христом в большей или меньшей степени. А как же измерить ту самую величайшую ценность, как измерить нашу любовь ко Христу? Как измерить нашу любовь к Богу? Именно гонение и страдание и ненависть извне помогают измерить каждому из нас нашу верность Господу, нашу любовь к Нему.
Из проповеди после Литургии под открытым небом
вблизи храма Новомучеников и исповедников Церкви
Русской
на Бутовском полигоне 10 мая 2014 года
Все истоки — в детстве
Преподобный Сергий Радонежский прославился не только своей святой жизнью. Преподобный прославился тем, что практически спас наш народ, спас раздробленную феодальную Русь. Своей духовной силой, своим словом он объединил князей вокруг князя Дмитрия Донского, и это дало Руси возможность выставить против Батыя мощное войско, которое и разгромило врага на Куликовом поле.
Откуда это было в преподобном Сергии? А все истоки – в его детстве. Он был сыном ростовских бояр Кирилла и Марии, которые верой и правдой служили ростовским князьям. Тогда никто не мог взойти на княжеский престол без разрешения хана, и потому каждый князь отправлялся в Золотую Орду, не зная, чем закончится это путешествие, ведь были случаи, когда наши князья не возвращались из Орды, когда они претерпевали там смерть, позор, мучения.
Святой Кирилл дважды сопровождал ростовских князей в Золотую Орду. Видимо, он видел все это унижение, страх, неуверенность, которые посещали и тех, кто был призван руководить своим народом. Страх и унижение входили в сердца тех, кто отправлялся в Орду за получением согласия хана на княжение. И, наверное, Кирилл, возвращаясь в Ростов, в кругу семьи говорил о том, чему был свидетелем: и о страшной силе хана, и о множестве войска, которое его окружает, и о том, как тяжко приходилось русским князьям, которые шли на поклон в Орду. Видел отрок Варфоломей и всю опасность, которая проистекала от разделения Руси. Не было бы этих позорных шествий в Орду, если бы русские князья и русские земли объединились воедино, и, наверное, рассказы отца во многом сформировали глубокое убеждение отрока Варфоломея, будущего Сергия, игумена Радонежского, в необходимости объединения русских земель.
И мы знаем, что именно преподобный Сергий призвал к объединению русских земель. Призвал, не отталкиваясь от прагматических и политических интересов, но говоря о том, что жизнь в единстве есть жизнь по образу Святой Троицы. Там, где единство, там сила, там духовное родство, там умножение возможностей; и именно там, где единство, осуществляются великие прорывы – духовные, материальные и цивилизационные.
Несомненно, истоки такого восприятия русской действительности – от детства, от воспитания, от родителей. Но были и другие обстоятельства, которые, несомненно, повлияли на формирование личности преподобного Сергия. Кирилл и Мария были людьми не богатыми, но все же влиятельными, и жили в достатке. Однако Богу было угодно провести их через обнищание – они разорились, и все это произошло на глазах Варфоломея…
Что нередко происходит, когда успех, удача отворачиваются от людей? Одни впадают в панику, другие в уныние, третьи руки на себя накладывают, четвертые теряют всякие жизненные ориентиры, – словом, внешние обстоятельства, неблагополучие, сменив благосостояние, разрушает человеческую личность.
А для Варфоломея пример родителей стал примером труда и созидания. Оказывается, и бояре могли трудиться, в том числе своими руками, и не впадать в уныние, но благодарить Бога, воспитывать своих детей, духовно возрастать. Наверное, отрок Варфоломей размышлял на темы скоротечности, призрачности человеческой силы, в особенности человеческого богатства и власти. Пример родителей помог сформировать такое отношение к внешним благам, и потому он, принадлежа к аристократии, еще в юности порывает с внешним миром, с возможностью сделать политическую или военную карьеру и уходит в пустыню, в монастырь, ставший потом Троице-Сергиевой лаврой.
И, наверное, вот еще о чем следует сказать сегодня, на этом месте, где родился и вырос отрок Варфоломей. О том, что и он имел опыт уничижения – опыт, благодаря которому он стал сильным, внутренне концентрированным, сосредоточенным, способным преодолевать трудности. Ведь в детстве Варфоломей был неудачником, ему не давалось учение.
Как дети реагируют, когда не могут успевать вместе с другими? Кто-то изо всех сил пытается учиться, но поняв, что у него не получается, исполняется чувства агрессии, недоброжелательности, – нередко такие люди пополняют число преступников. А отрок Варфоломей принимал свою ограниченность со смирением, как некое Божие посещение. Он горячо молился Богу, чтобы Тот вывел его из этого состояния. И мы знаем, что произошло чудо, так что отрок Варфоломей обрел удивительные интеллектуальные способности, которые сделали из него не только мудрого наставника, но и подлинного духовного вождя народа.
Говоря о преподобном Сергии, мы говорим и о его родителях Кирилле и Марии, причисленных к лику святых. Мы вспоминаем сегодня их подвиг жизни. Мы вспоминаем их личный вклад в формирование характера преподобного Сергия и одновременно задумываемся о наших родителях, о современных родителях, о детях. И мы понимаем, что эти удивительные примеры из прошлого могут и сегодня многим помочь понять, что означает подлинное воспитание детей. Это всегда личный пример – пример трудолюбия, мужества, спокойствия, любви; пример отношения к внешним, материальным обстоятельствам; пример того, как духовная жизнь, являясь доминантой человеческой жизни, преобразует эту жизнь.
Пример отрока Варфоломея – это пример и для наших детей, для нашей молодежи. На этом примере можно убедиться, что печальные внешние обстоятельства, даже объективные, такие как неспособность учиться или невозможность иметь крепкое здоровье, могут либо разрушить жизнь, либо стать основой формирования особых черт характера и личности, как и произошло в случае с преподобным Сергием. И поэтому сегодня молитва наша к преподобному Сергию о родителях и детях, о наших семьях, а значит – о будущем нашего Отечества.
Из проповеди после Литургии
в Троице-Сергиевом Варницком монастыре Ярославской
области,
основанном на месте рождения Преподобного,
11 мая 2014 года, в преддверии
дня рождения преподобного Сергия Радонежского
Господи , прости и сохрани нас !
Да воскреснет Бог и разразятся враги Его !
Храни во матери и Отце, всю силу рода
Знавшую соединения с тобой,
Святой молитвой освящай родную Землю,
И береги и стар мал, а главное
Теплом и Верой Возрождай,
Где истинно святое все приемлю.
Господи прости нас грешных.