Православный календарьПравославный календарь
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.

Кофе с сестрой Вассой

Инокиня Васса (Ларина) о детстве и юности, о семье, церковной жизни в большом городе, «благочестивом позировании» и своем видении места женщины в Церкви; о том, как родилась идея и почему именно такой формат выбран для популярного цикла авторских видеопрограмм «Кофе с сестрой Вассой».

…А кофе нам поначалу как-то не хотелось. Несмотря на завывающий за окном ветер, затяжную и суровую в последние годы зиму на Восточном побережье Америки. Зато мы дружно пили персиковый сок. Он добавлял аромата оставшейся с Рождества елке, свежим цветам, нежно расставленным к приезду матушки отцом Георгием. Желание выпить по чашечке горячего кофе пришло позже – после похода к Покровскому храму, двумя кварталами вниз в направлении Гудзона.

В родном Наяке, что в 30 километрах от Манхэттена, с момента ухода в монастырь и переезда на другой континент сестра Васса бывает нечасто, и то проездом – с одной конференции на другую, а потом назад – в Европу.

Наяк – старинный городок, центральную улицу которого, идущую параллельно Гудзону, окаймляют в основном антикварные магазинчики да небольшие ресторанчики. После Второй мировой сюда из дорогого Нью-Йорка и соседних ферм стали перебираться прибывавшие из разных стран русские, в основном «ДиПи» – бывшие «перемещенные лица» – без денег, согласные на любую работу и любой заработок. Они прошли Китай и Аргентину, Марокко и Австралию, а знакомы были еще по германским лагерям. И большинство приезжали через фонд, организованный младшей дочерью Льва Толстого Александрой и ее сподвижницей Татьяной Шауфус. Фонд носил имя Толстого, а место так и называлось – Толстовская ферма. Каковой она, впрочем, и была: там выращивали овощи и фрукты, разводили живность и птицу. Иммигранты первое время там и работали, а для престарелых был устроен старческий дом, который действует и по сей день. Многие семьи стремились скорее устроиться на новых местах, переезжали в соседние города, где можно было найти работу.

Одним из таких городков и был Наяк. Первые русские поселились там в 1949 году. Это позже здесь обоснуется «первая леди американского театра» Хелен Хейс, известный американский актер и продюсер Стефан Болдуин, русский танцор Михаил Барышников. А до XVII века в этих местах вообще жило индейское племя, которое и дало городку такое не англозвучащее название.

Поднимаешься от Гудзона вверх – и попадаешь в Покровский храм. Историю его здесь помнит старшее поколение. Младшее историю знает, потому что не знать просто не может. В приходской школе в разные годы обучалось до 125 человек ежегодно. Русский, география, литература, история… Выпускники ее работают в Госдепартаменте США, международных банках, за границей. И то, что чуть ли ни полгорода говорит по-русски или понимает русский язык, тоже неудивительно. Вам покажут дом отца Серафима Слободского – автора того самого «Закона Божия», по которому учится подрастающее поколение на всех континентах, где есть русские.

Отец Серафим с семьей приехал в Наяк в 1953 году из Германии и сразу занялся организацией прихода с надеждой построить настоящий православный храм. В начале следующего года было куплено место и начался сбор средств: по доллару за концерт, 50 центов за кирпичики, лотерея – для сбора средств использовалась малейшая возможность. Пока собирались деньги, взрослые и дети работали: копали землю, клали кирпич, расписывали стены изнутри. И наконец в 1957 году приход переехал в новый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построенный исключительно прихожанами.

Отец Серафим скоропостижно скончался в 1971-м. Настоятелем прихода стал его помощник и второй священник – отец Георгий Ларин.

Папа очень любил владыку Иоанна Шанхайского, прислуживал ему, и уже тогда у него появилось желание служить в Церкви.

– Мой отец, протоиерей Георгий Ларин, родился в Шанхае, – рассказывает инокиня Васса (Ларина). – Дедушка, Георгий Павлович Ларин, воевал в Белой армии, часть которой через Сибирь иммигрировала и оказалась в Харбине и Шанхае. Дедушка имел «Белый банк» и был самым богатым русским в Шанхае. Отец воспитывался там до 12 лет, потом в Китае произошла революция, русским эмигрантам пришлось бежать, и вместе со святителем Иоанном Шанхайским они прибыли на Филиппины. Папа очень любил владыку Иоанна, прислуживал ему, и уже тогда у него появилось желание служить в церкви.

Когда семья с Филиппин перебралась в Австралию, где стала ждать визу в США, владыка Иоанн продолжал заботиться об отце. Папа работал в банке, хорошо зарабатывал, но с женитьбой у него как-то не складывалось. Тем временем владыка Иоанн писал папе письма, всегда поздравлял с днем ангела на великомученика Георгия, а однажды так в письме прямо и написал, что пока он не решит служить Церкви, создать семью у него не получится.

Отец стал чаще ходить в храм, а в 28 лет решил ехать в Джорданвилль – поступать в Свято-Троицкую семинарию – и в самый сочельник отправился на корабле в Америку. Незадолго до окончания семинарии, когда ему было уже 32 года, папа познакомился с моей мамой.

У отца в Джорданвилле был духовник – отец Константин Зайцев. Отец просил его помолиться о невесте, а отец Константин у него спрашивает: «А ты сам Бога просил? Не просил. А ты проси». И как-то после Пасхальной заутрени папа пошел спать и вдруг слышит стук в дверь: сокурсник говорит, что из Марокко девушки приехали (у мамы было еще две сестры). Когда семинаристы постучали в дверь, в доме все спали. Они были в подрясниках, а мама – она была не из церковной среды – открыла дверь и подошла под благословение к моему отцу.

Мама родилась в 1946 году в Гамбурге в лагере ДиПи, где ее крестил будущий митрополит Виталий (Устинов). В Америку семья приехала почти без денег, и мой очень интеллигентный дед, который написал учебник по русской истории, – Юрий Владимирович Изместьев – стал работать ночным сторожем. На тот момент маме исполнилось 18 лет. Через год родители обвенчались и до сих пор живут счастливо. Мама – матушка Екатерина – по-прежнему много работает: и на светской работе, и на приходе. Такая супер-матушка.

    

– Как родителям удается все эти годы сохранять свежесть и новизну семейных отношений?

– Мне трудно судить. У меня нет опыта брачной жизни. Только вижу, как они внимательны друг ко другу. Вот видите, он ей до сих пор приносит цветы.

– Как вы, дети, еще это чувствовали?

– Родители никогда при нас не ссорились. Папа, как ребенок, мог потратить для мамы последние деньги – шубу купить, а мама на него за это очень сердилась. Но в отношении нас, детей, они представляли собой объединенный фронт и вели единую политику. Хотя мама всегда была строже папы. Она и сейчас в семье столп. Отец, как и большинство священников за границей, начинал свое служение работающим священником – работал в банке.

    

– Каким по счету является для вас Покровский храм?

– Первым. В семье нас четверо детей: Татьяна, Наталья, Иван (младший брат) и я – Варвара. Наташа родилась в доме отца Серафима Слободского, а мы с братом уже в новом церковном доме, когда отец стал настоятелем. Папа служит в храме более 40 лет, построил при церкви Русскую школу; здесь были составлены учебники по русскому языку, истории, географии, которыми пользовались мы и по сей день пользуются ученики школы. Некоторые учебники были привезены из России, и в них мы заклеивали страницы с изображением Ленина и разными чисто советскими предложениями, как, например, «Спасибо дедушке Ленину». Каждую субботу к 8 часам утра мы шли на занятия в Русскую школу, в то время как американские дети ехали на пляж или катались на лыжах. Дедушка помогал мне с домашними заданиями по русскому языку. Когда не стало отца Серафима Слободского и папа остался на приходе один, ему приходилось много трудиться, а жалование было всего 400 долларов в месяц на семью из шести человек. И тогда мама решила пойти на светскую работу. Кроме русского она говорила по-французски, английского на тот момент почти не знала и потому смогла устроиться только на тяжелую работу: сначала на фабрику, а потом в дом для престарелых – и уже значительно позже получила работу администратора нескольких домов для престарелых. Так что фактически мама содержала семью. Папа был священником на полную ставку, а мама на полную ставку работала. Быть священником за границей нелегко.

Помимо работы мама продолжала заниматься семьей и детьми: собирала нас в церковь, готовила постное в пост, непостное – в праздник, ставила елку, покупала подарки. Семейная жизнь наша пахла гречневой кашей Великим постом, аппетитно запекавшейся ветчиной в Великую субботу. И вся семейная картина нашего дома было оформлена под церковный календарь.

    

Мы не знали сказок, а когда ложились спать, то просили папу рассказать нам священную историю.

– Какие люди окружали вас?

Все зарубежные иерархи бывали в Покровском храме, а значит – и у нас дома.

– Мы знали многих интересных людей, которые с детства формировали нас. Все зарубежные иерархи бывали в Покровском храме, а значит – и у нас дома. Мы очень любили митрополита Филарета (Вознесенского), играли с владыкой Антонием (Медведевым) и владыкой Алипием (нынешним архиепископом Чикагским) и, конечно, почитали их, из дома провожали в храм вместе с иподиаконами. Часто к нам приезжал митрополит Виталий (Устинов). Он был в курсе моего стремления к монашеству и иногда говорил маме с папой, что хочет побеседовать со мной наедине. Мы друг друга уже тогда понимали, и владыка учил меня четки прятать в кармане.

Исповедоваться наша семья ездила в Джорданвилль. Я всегда исповедовалась у отца Киприана (Пыжова), иконописца. Он тогда казался мне очень остроумным, хотя сейчас я думаю, что он немного юродствовал. В монастырь мы ездили не только исповедоваться, но и знакомиться. Родители не очень приветствовали нашу дружбу с американцами, поэтому мы больше дружили с русскими. Тогда не было интернета, и мы писали друг другу настоящие письма по-русски. Дома нам строго запрещалось говорить по-английски, и до сих пор мы говорим с родителями по-русски.

Мы жили нормальной и при этом церковной жизнью. У нас была большая компания русской молодежи…

Каждое лето мы ездили на месяц в лагерь юных разведчиков – НОРР, а между Рождеством и Великим постом посещали самые настоящие балы в самых настоящих бальных платьях. В субботу вечером обязательно ходили ко всенощной, а после всенощной с русской молодежью устраивали вечеринку, хотя рано утром надо было вставать на литургию. В общем, мы жили нормальной и при этом церковной жизнью.

У нас была большая компания русской молодежи, где не приняты были отношения до брака, так что молодые венчались рано и все заканчивали университеты. Мой брат женился в 21 год, старшая сестра вышла замуж в 19, вторая – в 22.

– А вы выбрали монашество?

– Мне было 19 лет, когда я решила поступить в Леснинский монастырь. В ближайшем Ново-Дивееве большинство монахинь были пожилыми, и я собралась во Францию. Родители были в ужасе и спрятали мой паспорт. Но к тому времени я была уже достаточно самостоятельной: в университет меня приняли, когда мне было 15 лет. Для мамы, кстати, не было неожиданностью, что я пойду в монастырь. Не то чтобы я была особо благочестивой или монашеского поведения – и за мной ухаживали молодые люди, – но я очень любила службы – это было заметно; том за томом читала святого Иоанна Златоуста и вообще больше была папиной дочкой.

А до поступления в монастырь, в 1987 году, я отправилась на семестр в Россию изучать русский язык. Россия тогда для нас была словно таинственное царство, как град Китеж. У меня даже надпись была в комнате – «В моем сердце живет Россия». Мы наизусть учили Пушкина, Есенина, других поэтов, любили Россию, но всё это было очень отвлеченно. И когда я впервые приехала в Россию, всё во мне перевернулось. Как раз перед 1000-летием Крещения Руси там начала возрождаться церковная жизнь. Меня познакомили с отцом Артемием Владимировым, в то время начинающим священником, с иконописицей Асей Калининой – будущей матушкой. Она привезла меня в Печоры. Там была большая очередь к отцу Иоанну (Крестьянкину), и мы не надеялись попасть. Но Ася как-то смогла через келейника что-то на словах передать отцу Иоанну. Я читала об оптинских старцах, но у нас в зарубежье старцев не было, потому и опыта общения с ними у меня не было. Я даже не успела подумать, какие задать вопросы, и тут увидела, как отец Иоанн буквально бежит на службу. Он знал, что я с Асей, – благословил меня раскладной иконкой великомученицы Варвары и сказал словами из акафиста святой: «Радуйся, Варвара, невеста Христова прекрасная». И… побежал дальше. Это была моя со старцем первая и единственная встреча и ответ на мой вопрос о монашестве, который я не озвучила.

– Многие едут к старцам с надеждой услышать голос Божий…

Послушание, воля, смирение – эти понятия у мирян нередко извращены, вплоть до того, что люди начинают терять себя как личности, притворяются.

– Но человек всё равно в каждом конкретном случае должен поступать по своей совести, сам молиться и сам решать. В современном русском Православии люди нередко хотят, чтобы им говорили, что делать, как поступать, а сами с себя ответственность снимают. В этом отношении я не большая поклонница для мирян такого понятия, как монашеское послушание. Мы сами отвечаем за свои решения. Какой смысл спрашивать батюшку, какой пастой зубы чистить? Любой мыслящий человек усмотрит и почувствует в этом некую фальшь. У женщин особенно есть такая тенденция – превращать священников в старцев. Послушание, воля, смирение – эти понятия у мирян нередко извращены, вплоть до того, что люди начинают терять себя как личности, притворяются, делают вид и изображают из себя кто кого. Тип православной женщины, например. Вот я буду делать вид, что я такая – православная… И получается раздвоение личности. Женщина не живет реально этой жизнью, она притворяется: что есть церковная жизнь в ее понятии, так она себя и ведет. Но мы призваны быть самими собой и каждый реализовать свое призвание, потому что все мы уникальны. А если я буду делать вид, что я монахиня, и бегать с четками или за священником бегать… Нет, что тебе Бог послал, в этом направлении и нужно работать. Но я согласна с тем, что в свое время, если мы просим и искренне молимся, Бог посылает нужное слово или нужного человека в нашу жизнь.

– Даже если человек не ищет и специально не ездит к старцам…

– Даже если не ищем, Господь знает, когда и кого нам послать. И мы не услышим этих слов, пока к этому не готовы и пока время не пришло.

– Сестра Васса, как судьба свела вас с архиепископом Марком? Он ведь не принадлежит к числу американских архиереев, с которыми вы были знакомы с детства.

– Бог мне послал владыку, когда я была послушницей в Леснинском монастыре во Франции. Когда я прочитала «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», то загорелась желанием научиться Иисусовой молитве. Я читала афонские сборники, где описывались приемы молитвы. При этом я не была особо духовной, а была обычной послушницей. И как-то приехал в монастырь владыка Марк, и мне показалось, что он – знаток молитвы. Позже я узнала, что владыка научился молитвенному деланию на Афоне. Он немец, и в нем я открыла нечто для себя новое. Владыка Марк – опытный духовник, не очень, я бы сказала, русского характера, человек очень аскетичный. И владыка взял меня на плечи, за ним я видела Христа. Это было очень важным опытом в моей жизни. Из Лесны он перевел меня в Берлинскую и Германскую епархию, где не было женского монастыря, и я стала жить с одной престарелой послушницей на ее квартире в Мюнхене. Мы вставали рано утром и шли на службу в монастырь. Но это был мужской монастырь, и спустя некоторое время мы стали вычитывать службы дома, а в субботу ходили в монастырь причащаться. Пятнадцать лет я жила в Мюнхене (за это время побывала на послушании в монастыре на Святой Земле). Много училась, читала святых отцов, выучила греческий, латынь, немецкий. Потом владыка меня и еще одну послушницу послал учиться в университет, чтобы получить право преподавать религию детям.

Владыка Марк не предвидел, что мне очень понравится учиться!

Но владыка не предвидел, что мне очень понравится учиться! Случилось так, что с моей работой познакомился известный литургист архимандрит Роберт Тафт, пригласил на конференцию читать доклад, а потом предложил стать директором моей докторской диссертации в Риме. Владыке Марку имя Тафта было знакомо, и он благословил меня принять это предложение. Так я оказалась в Риме, и мой мир перевернулся. Я никогда до этого не общалась с научным миром и тем более с католиками. На тот момент у меня был достаточно большой запас знаний, я много читала, но была, если можно так сказать, немного самоучкой. Профессор Тафт меня учил, как работать научно, систематично, брал с собой на симпозиумы, научные конференции.

В ходе нашего общения меня очень удивило, что он – иезуит – ведет интенсивную молитвенную жизнь, встает в 3 часа ночи, каждый день служит литургию по восточному обряду, ведет молитвенный дневник и записывает в помянник важные события из жизни всех знакомых, не забывает их поздравлять. Это удивительный человек и честный ученый, который и сподвиг меня заняться литургикой.

– Какую роль в вашей жизни сыграли мужчины?

– У меня в жизни было двое таких мужчин (о папе говорить не буду). И не покривлю душой, если скажу, что это владыка Марк, который и сейчас продолжает играть большую роль в моей жизни, и архимандрит Роберт Тафт.

    

– Они вас, как женщину, вверх тянули или…?

– Вверх.

– Это важно?

– Мне кажется, находить свой путь в Церкви всегда нелегко, особенно образованной женщине. И без этих двух мужчин у меня не было бы возможности выкроить себе какое-то место в нашей Церкви. Когда я росла, я хотела связать свою судьбу с Церковью. Но что могло ждать меня впереди? У жены священника есть возможность служить в церкви, но и она ограничена приходом. Вообще на эту тему трудно и небезопасно говорить, потому что иногда люди усматривают в этом властолюбие или гордыню. Однако, когда молодой человек хочет быть священником, это не вызывает негативной оценки. С женщинами всё иначе. А мужчины вообще не видят в этом проблемы: «Всё вкусно, спасибо за трапезу…»

Образованной женщине в целом нет места в той форме монашеской жизни, которая у нас принята.

Но проблема, если ее не замечать, не исчезает. Я жила в монастырях и убедилась, что образованной женщине в целом нет места в той форме монашеской жизни, которая у нас принята. Я знаю, что в России есть монастыри, где делают в том числе и святоотеческие переводы, но я принадлежу Зарубежной Церкви. И чем больше я получала образование, тем больше понимала, что мне нет места в монастыре. Владыка Марк тоже не совсем знал, что со мной делать, и сказал: «Ну, посмотрим, что Бог пошлет». И потому, когда мне предложили работу в Венском университете, он меня благословил, и я согласилась. Эта работа в Вене стала для меня неожиданностью, потому что я не подавала заявку на эту работу, а меня пригласили. Хотя другой духовник мог бы сказать: так и так – и поставить свою волю над Божией волей.

Мне кажется, что нужно просто делать свое дело. И вопрос тут не в смирении или гордыне. Вопрос в служении… или в его отсутствии.

– В духовном и психологическом смысле важно, что владыка Марк рядом?

– Конечно, важно. Но мы всё равно будем отвечать пред Богом каждый за себя. А люди часто ждут, что скажут архиереи. А если архиереи по тому или иному вопросу молчат – люди в полной растерянности, потому что многие считают, что если они стали православными, то сразу должны перестать думать. Но мы должны употреблять свои таланты на благо Церкви – как кто умеет и кто где поставлен. Поэтому, когда меня спрашивают, кто благословил меня делать эти видеосюжеты и кому принадлежит идея «Кофе…», я прямо отвечаю, что идея принадлежит мне.

– Православной инокине, живущей в большом городе.

Самая древняя форма нашего благочестия и литургической жизни – именно городская.

– Я 15 лет жила в монастыре или в монашеской общине, а сейчас живу в городе. И «Кофе…» – не программа для монахов, хотя мне приходят отзывы даже с Афона. Я давно заметила, что у нас мирские люди лишены некоего образа того, как православному человеку жить в миру, когда нет возможности ходить в церковь каждый день, как это делают монахи. У некоторых наших мирских людей, хотя это и не говорится открыто, есть такой предрассудок, что настоящей молитвенной жизнью живут только монахи, молятся о нас, а мы ставим свои свечки по воскресеньям. Но так было не всегда. Если посмотреть церковную историю, всё наше благочестие и даже литургическую жизнь, то мы увидим, что самая древняя ее форма – именно городская. Христианство распространялось через города, а не через пустыню, и только в IV веке появилось организованное монашество. А до этого именно в кафедральных соборах, именно в городах зачиналась и оттуда распространялась христианская жизнь. И это была и есть вполне легитимная форма церковной жизни. И мы там, где живем, в том числе и в городах, призваны к самой настоящей городской христианской жизни.

Но в России, как я убеждаюсь, очень трудно говорить на эту тему, потому что некоторые называют это Православием «лайт». При этом жизнь во Христе обнимает всё. Она способна жить во всем и всё исполнять светом. Некоторым Бог посылает призвание уйти в монастырь, но это не всем дано и не всем нужно. Христос говорит: в доме Моего Отца обителей много, поэтому не надо сравнивать себя с другими, а принимать именно то, что тебе дает Бог, и ты можешь вполне легитимно исполнять свое призвание.

Люди думают, что могут обеспечить себе правильный имижд в Церкви, если будут «правильно» класть поклоны…

Повторюсь, что меня в нашем современном благочестии волнует позирование, непонимание своего призвания. И это не вина конкретных личностей, это тенденция такая, когда люди не живут своей жизнью, а пытаются подстроиться под разные типы. Это непонимание, я думаю, из-за недостатка и богословского воспитания, незнания слова Божия и подлинной христианской жизни, в результате чего выходит такая всех уравниловка. Почему-то считается, что все должны подпадать под один типаж. На мой взгляд, нужно вернуться ко Христу, к подлинной христианской жизни. Я это говорю, прежде всего, себе. И это не зависит от того, какой длины твоя юбка. Если мы притворяемся, значит, у нас слабо внутреннее наше настроение и мы хватаемся за внешность. Люди думают, что могут обеспечить себе правильный имижд в Церкви, если будут «правильно» класть поклоны или «правильно» завязывать косынку. Но люди тихо уходят из такой Церкви, где такое принято и одобряется. В том числе и женщины интеллигентные уходят, когда видят, что много глупостей проповедуется от имени Церкви. И дети чувствуют фальшь. Не нужно этого, не надо закрывать Христа. Есть другие организации и клубы по интересам, где можно набраться экзотики.

Потому я и не хотела прикрываться благословением, чтобы сделать мои видеосюжеты открытыми для критики. Но видео – не основное мое занятие. Помимо преподавания в университете я пишу книгу о начале литургии. Эта книга – задумка профессора Тафта, которую отец Роберт не успел осуществить.

    

– Кто делает съемку видеосюжетов «Кофе…»?

– До недавнего времени я снимала сама. Камера не двигалась, а я двигалась в кадре. Но недавно я пригласила ассистента, который кое с чем мне помогает.

– Почему именно такой формат вы выбрали для видеосюжетов?

– Прежде всего, потому что я сама православная, живущая в современном городе. Как и большинство православных, живущих в миру, я стараюсь вести ежедневную христианскую жизнь, при этом не имея возможности ежедневно посещать храм. Но именно церковный календарь дает мне возможность ежедневно жить в неразрывной связи с моей верой и каждый день размышлять о праздниках, о святых, дни памяти которых Православная Церковь совершает в тот или иной день. Серию этих видео я делала с желанием поделиться моими размышлениями с теми, кто живет такой же жизнью, как и я.

Для меня изучение литургии – это не просто умственное занятие, но то, что наполняет смыслом каждый мой день и вдохновляет меня.

Во-вторых, я ученый-литургист и принадлежу к той Церкви, где литургия реально служится и переживается. Поэтому для меня изучение литургии – это не интеллектуальное хобби и не просто умственное занятие, но то, что наполняет смыслом каждый мой день и вдохновляет меня. А еще это дар – у всех нас есть свои дары, которым надо делиться с теми, для кого литургия также является неотъемлемой частью их жизни, и с теми, кому византийскую литургию понимать сегодня сложно.

Однако, как знают церковные ученые, довольно трудно рассказывать о научных изысканиях тем, кто не имеет к ним отношения и кому научная работа кажется не только непостижимой, но и просто скучной и неинтересной. Вот я и искала возможность в доступной форме поделиться своей работой с не учеными. Сегодня такая возможность – это интернет, где большинство мирян проводят гораздо больше времени, чем за чтением книг, и тем более больше, чем в храме.

– Кто ваши зрители?

– На сегодня канал Youtube (всего 29 видеороликов, которые с сентября прошлого года размещаются почти еженедельно) зарегистрировал 116 тысяч просмотров. Большинство зрителей живут в США, на втором месте – Греция, третьей по числу зрителей идет Россия, затем – Сербия, Австрия, Канада, Германия, Великобритания, Австралия, Македония, Босния и Герцеговина, Кипр, Украина, Финляндия, Италия, Венгрия, Болгария – в таком порядке, а также некоторые другие страны. Добровольцы взяли на себя перевод субтитров на греческий, сербский, русский, румынский, украинский, итальянский, венгерский, болгарский, немецкий, испанский, а совсем недавно даже на арабский. Возраст большей части зрителей – от 35 до 54 лет (в соответствии с имеющейся у меня информацией канала Youtube), 51% – мужчины. 49% – женщины.

– Сестра Васса, почему в ваши видеоролики вы решили вложить и частичку юмора? Такой формат не шокирует вашу аудиторию?

Юмористический подход к человеческой стороне церковной жизни помогает избавиться от циничного отношения к той реальности, в которой мы живем.

– Это действительно было рисковой затеей – представлять религиозные программы именно в таком формате, ведь юмор – это всегда риск, потому что любой юмор – это дело вкуса. У людей разное чувство юмора – это естественно и зависит как от их характера, так и той культурной среды, из которой они вышли. И все же юмористический аспект программы для меня очень важен, потому что юмор для меня вообще важен как в повседневной, так и в моей церковной жизни. Тем более сегодня, когда в интернете на нас давит так много информации, так много разных мнений, в том числе и по церковным вопросам. Мы становимся очень циничными и быстро заводимся, обсуждая церковные проблемы. Посмотрите на обсуждения в блогах и на то, что пишут блогеры! Многие церковные люди, с кем я общаюсь, очень даже обескуражены и озадачены той негативной информацией и вообще теми спорными вопросами, которые обсуждаются в сети. И я считаю, что юмористический подход к человеческой стороне церковной жизни, к нашим человеческим слабостям помогает нам избавиться от циничного отношения к той реальности, в которой мы живем. Для меня лично важно не принимать человеческую сторону церковной жизни слишком серьезно. Мы все в той или иной степени несовершенны. Это наше несовершенство может вызывать улыбку, но ни в коем случае не должно вносить в среду верующих нестроения и доводить людей до цинизма.

В то же время мои видеоролики – это попытка отвлечь внимание от церковно-политических вопросов и перенести его на реальное содержание и красоту нашей веры. На Христа. Думаю, что как христианские общины мы будем более дееспособны и эффективны, если сконцентрируем наше внимание на содержании нашей повседневной церковной жизни, а не будем ставить во главу угла и пытаться решить вопросы церковной политики.

С доктором богословия инокиней Вассой (Лариной)
беседовала Татьяна Веселкина

15 мая 2014 г.

Рейтинг: 9.1 Голосов: 127 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Оксана 2 сентября 2021, 11:53
А мне кажется, что нам не хватает этой свободы. Еще Архм. Алипий говорил и приветствовал естестаенность. Жить и быть самим собой, а нас ,, зажимают" правилами и ты обязан, а души не видно за этим и любви. Да, да, в один монастырь на Кубани заходишь и чувствуешь уже себя изгоем, за то, что ты женщиной родилась. Не воспитывают любви в наших монастырях, только правила: ОДЕНЬ КОСЫНКУ, ЮБКУ, РУБАШКА С ДЛИННЫМ РУКАВОМ! Помню приехала в ж.м-рь в длинном платье, такой подвиг совершила, а сестра подходит ко мне на послушании и говорит:,, Ворот открытый у тебя!". С тех пор подальше держусь таких ,, духовных" воспитанниц, бо холодно от них. С уважением. Надо Бога любить и поменьше правил. Сами святите!
Алексей 8 мая 2015, 10:34
Спасибо, Васса, ролики еще не смотрел, но прочитал всё, что есть на правмир и уже заранее успел влюбиться в эту подачу материала. Другого слова пока подобрать не могу.Легкость, мудрость, простота, трезвость, и открытие нового важного, вечного в нашем повседневном.
Единственная мелочь, которая в этом интервью озадачила, а потом улыбнула - что человек был "не русского характера" . Просто мне кажется русский человек слишком широк, чтоб какой-то человек мог быть не русского характера:).
Валерий 4 мая 2015, 18:08
а можно напрямую с Вассой связаться?
Лариса19 мая 2014, 22:07
Спасибо за статью. Мой первый духовник заставлял меня все делать за послушание, всегда ходить в платке и никуда не ездить. Нужно ли говорить, что я вскоре от него ушла. Много путешествую и паломничаю. Мне нравится независимость. Поэтому я очень хорошо понимаю сестру Вассу.
Не каждый может спастись и в монастыре. Я жила в нескольких и видела изнутри монастырскую жизнь. В некоторых просто непосильно тяжёлая физическая работа. И творческому человеку нужно заниматься интеллектуальным трудом, а не вкалывать на грядках и не драить полы.
Александра18 мая 2014, 22:53
Спасибо! Благодаря сестре Вассе чувствуешь христианство жизненно необходимым и не отталкивающим немощного человека,очень для меня напомнило отношение Митрополита Антония Сурожского к служению Богу и людям,спасибо!
Елена18 мая 2014, 15:47
СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ!!! Вот это истинное православие!ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ,ДОРОГИЕ!
Иоанна18 мая 2014, 14:56
Не забывайте, это зарубежники; у них всё по-другому. В России вся жизнь строится на усилии, на страдании, на боли, на преодолении. Им это, как правило, незнакомо. Они с детства живут спокойно и благополучно, так же жили и их родители. Отсюда общий фон их духовной жизни совершенно другой. У кого-то я вычитала, что основная проблема западного человека - это скука. Точно! В том числе и поэтому без юмора им совсем тошно. А русскому человеку скучать некогда. Когда у тебя к виску приставлен пистолет (образно), то тебе что-угодно, но только не скучно. И в храмах Зарубежной Церкви нам, тем, кто приезжает из России, чего-то не хватает. Причём, не хватает чего-то важного, смыслообразующего. (Это моё субъективное мнение, основанное на личном опыте.)
Василий 18 мая 2014, 09:20
Православие "лайт", в данном случае - это Православие без лишнего груза, тянущего к земле. Святые отцы говорили, что человеку, не отягощенному земным, проще подняться к небесному. Такого же "облегчения", освобождения от земного и наносного, порой, требует и наша христианская жизнь, чтобы за набором самых разных благочестивых обычаев, идей и форм, придуманных отдельными людьми, мы могли увидеть Самого Христа и Его Церковь, мощь и красоту Священного Предания и научиться жить по нему. Поэтому большое спасибо сестре Вассе за то, что доносит до всего мира чистое Православие, свободное от излишней "дебелости" и человеческих привычек.
НН18 мая 2014, 00:20
МаринА:
"Господа, Михаил и Н.Н.! Узкие врата не исключают широты мышления".

-В данном случае мне ближе Ф.М.: "Широк русский человек. Я бы сузил"; и народная мудрость: широко шагаешь - штаны порвёшь...

..." Видно, не свезло вам встретить на жизненном пути глубокую, мудрую, верующую женщину"...

- Это оставим за скобками по нескольким причинам, хотя достаточно и одной: в моём случае в таком контексте это вообще не актуально...

..." А пока могу только, увы,согласиться со словами из статьи: "...женщины интеллигентные уходят,когда видят, что много глупостей проповедуется от имени Церкви".

- С радостью объявляю о своей сиволапости, так как уходить никуда не собираюсь и пока, слава Богу и с Его помощью, в состоянии отделить зёрна от плевел. Простите.
МаринА17 мая 2014, 13:03
Господа, Михаил и Н.Н.! Узкие врата не исключают широты мышления. Мудрая женщина никогда не позарится на священство, нам Бог дал другие способы воздействия на мир и окружающих людей, вам, по вашей мужской природе, неведомые. Пугать Православие женским священством - извините, глупо и немощно. Видно, не свезло вам встретить на жизненном пути глубокую, мудрую, верующую женщину с искренним сердцем, всегда сознательно остающуюся чуть в тени. Ибо для великих свершений и служения у нас созданы Мужчины.
А пока могу только, увы,согласиться со словами из статьи: "...женщины интеллигентные уходят,когда видят, что много глупостей проповедуется от имени Церкви".
Анна17 мая 2014, 10:07
Замечательная статья.
Вопросы внешнего православия, снятие с себя ответственности за свои личные поступки, прикрывая это мнимым послушанием - вопросы у многих наболевшие. И они уже не редко поднимаются в проповедях или в размышлениях на просторах инета. Если человек начнет внутреннюю духовную жизнь, начнет работу над своей душой с Божией помощью, то его жизнь будет не так далека от монашеской. Это конечно не означает, что он оденется во все черное, возьмет четки и уйдет в молитвенный затвор, наплевав на свою ответственность перед семьёй и близкими. Монах от мирского христианина отличается обетом нестяжания и безбрачия. Все остальное у мирских в силе. "Православие лайт" в смысле духовной жизни у монахов. У них нет ответственности за семью, за детей. Работай над собой, терпи... Есть что покушать, поел, нет и не надо, попостись... (утрированно)
НН16 мая 2014, 14:15
Христос Воскресе!
МИХАИЛ, согласно с Вами. На мой взгляд, это действительно ОБЛЕГЧЕННОЕ Православие. Вот так потихоньку, с юмором, прикрываясь учёностью нам и снижают планку... Так можем и до женского священства договориться...
Простите, может, и утрирую, но звоночек этот не с проста, ох, не с проста... Вместо узких врат нас толкнут на ооочень широкий путь...
Михаил15 мая 2014, 17:24
"Но в России, как я убеждаюсь, очень трудно говорить на эту тему, потому что некоторые называют это Православием «лайт».


А что такое "Православие "лайт"? В городе трудно (у меня до сегодняшнего дня - это уже лет 10) найти священника, который бы "просвещал светом Евангилия ум и душу пришожан", священники, особенно настоятели, заняты совершением служб, треб и строительством-ремонтом-поддержанием храма.Хорошо бы, конечно, посмотреть хотябы один ролик, но юмор - это опасно, т.к. даёт-создаёт впечатление, что и о чём говорят не серьёзно, в плане не боговдохновенно, через душу не пропущено, а как КВН - вопрос и быстрый ответ (не долго думая, не говоря что обдуманный). А вобще есть впечатление, что хотят-хочется сравнивать и поучать, и как-то всё легковесно.
Светлана15 мая 2014, 15:16
Огромное спасибо за интервью, за знакомство с жизнью такого замечательного и современного нам одновременно городского и православного человека! Это именно то, чего мне не хватало! Действительно,помочь не шарахаться и осуждать, помочь нащупать христианство в жизни города и нашей суете, в которую вынужден окунаться почти каждый обычный человек - такого материала побольше бы...
Ксения15 мая 2014, 15:10
Спасибо за знакомство с сестрой Вассой.
Дарья15 мая 2014, 13:26
Спасибо огромное! В одном письме Вы ответили на все мои вопросы, которые мучали меня долгое время!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×