Православный календарьПравославный календарь
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.

Святитель Лука, возсиявый стране нашей в земле Крымстей

11 июня, в день кончины, почитается память священноисповедника архиепископа Крымского и Симферопольского Луки (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого), фактически нашего современника, почившего в 1961 году.

Можно воскликнуть: «Целых полвека назад!», но можно сказать и «всего лишь полвека», потому что этот святой является фактически нашим современником.

Валентин Феликсович – уроженец Керчи, и жизненный его путь, и его церковное служение заканчивались в Крыму. Но прошел этот прославленный человек большой, наполненный трудностями и испытаниями, и жизненный, и духовный путь. Иконы святителя Луки есть в каждом православном храме Крыма, и молятся исповеднику Луке Крымскому, как и великомученику и целителю Пантелеимону, об исцелении. Почитают святителя не только в Крыму: часовни и храмы в честь его открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Тамбове и Ольгинке. В 2000-м году памятники этому духовному и физическому «врачу возлюбленному» (так называется книга о нем) воздвигнуты в Крыму, Нижнем Новгороде и Красноярске.

* * *

Валентин Войно-Ясенецкий родился в дворянской семье в 1877 году, и был третьим ребенком в семье провизора. Отец его, Феликс Станиславович, был тихим, честным католиком. Остальные в семье были православными: супруга Мария Дмитриевна и пятеро детей.

Из Керчи вместе с родителями Валентин переехал в Киев, где учился в во 2-ой гимназии, а затем в художественном училище. Из-за сильного влечения к живописи поехал поступать в Санкт-Петербургскую академию художеств, но уже во время вступительных экзаменов решил, как позже писал, что «не вправе заниматься тем, чем мне нравится, и обязан заняться тем, что полезно для страдающих людей». Поэтому и решил поступить на медицинский факультет. Поскольку все вакансии там были заняты, проучился год на юридическом факультете Киевского университета.

Тогда же проявилась его религиозность. Ежедневно, а иногда и дважды в день он ездил в Киево-Печерскую Лавру, а, возвращаясь, делал зарисовки увиденного. По его собственным словам, если бы он не оставил живописи, то пошел бы по дороге Васнецова и Нестерова. Недолгое время юноша увлекался учением Толстого. Правильное представление о Христовом учении будущий владыка Лука, по его словам, вынес из усердного чтения Нового Завета, причем ничто не могло сравниться по огромной силе впечатления с тем местом Евангелия, в котором Христос сказал: «Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9, 37-38).

В 1898 году Валентин Войно-Ясенецкий стал студентом медицинского факультета Киевского университета имени святого Владимира, который он окончил в 1903 году с отличием.

Оканчивая университет, он завил о том, что хочет быть участковым земским врачом. Но призванием его стала военно-полевая хирургия: во время войны с Японией он был направлен с госпиталем Красного Креста в Читу.

Там он познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской, которую раненые называли «святой сестрой», и женился на ней.

С 1905 года молодой хирург служил заведующим городской больницей в селе Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии, где благодаря своему таланту и душевной отзывчивости приобрел большую славу среди жителей. В 1907 году у молодых родился сын Михаил, а в 1908 году – дочь Елена.

Довелось Валентину Феликсовичу поработать в разных населенных пунктах России – в Саратовской, Симбирской, Владимирской и других губерниях. В 1916 году он защитил в Москве докторскую диссертацию на тему «Регионарная анестезия», которая была признана современниками лучшей работой года. Иллюстрации к труду были выполнены самим автором. Тогда он начал работу и над ставшей впоследствии знаменитой книгой «Очерки гнойной хирургии». По его словам, тогда ему часто казалось, что «когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа», хотя мысль о том, чтобы стать священнослужителем, в голову не приходила.

Шесть с половиной лет Валентин Феликсович служил в Переславле-Залесском, там родился его младший сын Валентин. В 1917 году по конкурсу Войно-Ясенецкий получил место главного врача Ташкентской больницы.

В октябре 1919 года от туберкулеза умерла жена Анна, и он остался с четырьмя детьми. Мать им заменила операционная сестра Софья Сергеевна Ветлицкая, на попечении которой дети оставались последующие годы.

В 1920 году хирург Войно-Ясенецкий выступил одним из инициаторов создания Ташкентского университета, где стал профессором топографической анатомии и оперативной хирургии.

В Ташкенте Валентин Феликсович начал посещать заседания церковного братства. В 1921 году на епархиальном съезде духовенства и мирян познакомился с епископом Ташкентским Иннокентием (Пустынским), сказавшим, что Валентину надо быть священником. Хирург воспринял это как Божий призыв, и в ближайшее воскресение был рукоположен во диакона, а через неделю, в праздник Сретения Господня – во иерея.

Отец Валентин служил в Ташкентском кафедральном соборе до 1923 года. Священническое служение сочетал с чтением лекций в университете и работой хирурга, поэтому в храме служил только по воскресениям. Треб почти не совершал, ему было поручено все дело проповеди. Проводил по воскресеньям беседы, на которые приходило много народу.

В 1923 году иерей Валентин Войно-Ясенецкий был избран кандидатом на возведение в архиерейский сан (вместе с архимандритом Виссарионом). После церковного раскола и ареста только что нареченного во епископа Виссариона епископ Иннокентий тайно уехал. Отец Валентин вместе с протоиереем Михаилом возглавили управление епархиальными делами. Приехавший в Ташкент ссыльный епископ Андрей (Ухтомский) тайно постриг отца Валентина в монашество с именем Лука – в честь евангелиста, врача и иконописца – и направил его в Педжикент для совершения тайной архиерейской хиротонии епископом Даниилом (Троицким). Через 10 дней после этого епископ Лука был арестован.

В тюрьме по разрешению властей ученый закончил свой труд, и на заглавном листе написал именно то, что виделось когда-то: «Епископ Лука. Профессор Войно-Ясенецкий. Очерки гнойной хирургии».

Святитель Лука. Фотография из следственного дела Святитель Лука. Фотография из следственного дела
По освобождении из тюрьмы он должен был ехать в Москву. Однако случилось непредвиденное: поезд долго не мог отправиться из-за того, что толпа народа легла на рельсы, чтобы оставить хирурга в Ташкенте.

Начался 11-летний период заключения и изгнания, который епископ Лука провел в ссылках и тюрьмах (Бутырской, Таганской), а также работал практикующим хирургом, служил Богу. В камере ташкентской тюрьмы он написал статью «Артромия при гнойных воспалениях больших суставов».

С 1923-го по 1925 год епископ Лука писал научно-богословскую книгу «Дух, душа, тело», в которой собрал самые последние достижения научной мысли того времени и с позиции этих знаний рассмотрел известные места Святого Писания. В этой удивительной книге знаменитый ученый и экспериментатор, богослов и философ как бы соединились: автор легко переходит от квантовой механики, процессов аннигиляции и материализации к психическим процессам, отмечает необычную чувствительность сердца человека к «жизненным треволнениям». Он считает, что наше «одиночество» во Вселенной мнимо, так как вся она вполне может быть населена бесплотными духами или неизвестными нам формами телесности, приспособленными к жизни в самых необычных условиях. Епископ Лука высказал мысль, что развитие духа в нас не закончено, что мы – лишь первая ступень духовности, и ссылается на апостола Иакова, который писал, что Господь «восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий».

Епископ Лука пишет: «Вот заключение ученого, привыкшего к позитивному мышлению, полученное после объективного изучения множества метапсихических фактов, которые он усердно собирал в течение своей жизни... Сущность этого заключения можно свести к тому, что дух человеческий имеет общение с миром трансцендентным, вечным, живет в нем, и сам принадлежит вечности... В духе отпечатлеваются, его формируют, в нем сохраняются все акты души и тела. Под их формирующим влиянием развивается жизнь духа и его направленность в сторону добра или зла». В заключение владыка дает классическое описание Воскресения, принимая сторону тех, кто считает Воскресение всеобщим, то есть распространяемым и на человека, и на всех других тварей, которые также получат новые тела, новую жизнь и новое оправдание перед Господом.

В ссылке в городе Енисейске Красноярского края он пробыл 2 месяца. Приезд знаменитого хирурга в Енисейск произвел невероятное впечатление на молодого заведующего больницей. Владыка попросил у него разрешения оперировать. После первых же сложнейших и удачных операций к хирургу-епископу хлынул народ из окрестных сел и деревень. Однажды владыка вернул зрение целой семье слепцов, страдавших катарактой. Из семи человек шестеро стали видеть. Кроме операций в больнице, владыка принимал и на дому.

Исполнял и свой архиерейский долг: рукоположил во пресвитера одного диакона, а также постриг в монахини двух послушниц монастыря, который был незадолго до того закрыт.

Когда епископ Лука прибыл в Туруханск, то ожидавшая его толпа народа опустилась на колени, прося благословения. Владыке сразу же предложили вести лечебную работу, и он много оперировал, в том числе проводил и сложные глазные операции.

За отказ прекратить проповедование владыка был сослан в Заполярье. Путь в новое место ссылки (село Хая на реке Чуне, притоке Ангары) по замерзшему Енисею на санях в сильный мороз был очень тяжелым. Епископ Лука прожил там 2 месяца, и был возвращен в Енисейск, откуда после недолгого заключения в тюрьме его отправили в станок Плахино (на Енисей, 230 верст за Полярным Кругом). Этот населенный пункт состоял из трех изб и еще двух больших, как оказалось, груд навоза и соломы, которые были жилищами двух семей. Жить пришлось в половине избы, где вместо вторых рам примораживались льдины. В углу избы были щели наружу. На полу в углу лежала куча снега. Вторая такая же куча, никогда не таявшая, располагалась внутри избы у порога входной двери. А морозы в Плахино были такими сильными, что там даже не жили птицы.

В 1927 году епископ Лука вернулся из первой ссылки в Ташкент и по собственному прошению был уволен на покой. Занимался приемом больных на дому. В 1930 году вновь был арестован и принуждаем отречься от веры. По решению ОСО ОГПУ получил 3 года ссылки в Северный край. В ссылке владыка жил в Архангельске, работал в Архангельской больнице хирургом в амбулатории. Срок ссылки должен был окончиться в мае 1933 года, но продержали его до ноября. Незадолго до этого владыка обнаружил у себя опухоль и получил разрешение поехать в Ленинград для операции, после которой вновь вернулся в Архангельск. Из Архангельска был вызван в Москву к особо уполномоченному. Здесь, по словам епископа Луки, с ним случился великий грех, так как под давлением он написал заявление о том, что в нынешних условиях не считает возможным продолжать служение.

По окончанию срока ссылки владыка не мог вернуться в Ташкент, сначала поехал в Крым, а потом вернулся в Архангельск. В эти месяцы владыка тяжко страдал, что отклонил архиерейское служение. Наконец, ему удалось устроиться на работу в небольшую больницу в Андижане. Оперируя, он чувствовал, что благодать Божия покинула его. Операции его бывали неудачны. Читал лекции о злокачественных опухолях, считая это неуместным для епископа, за что, по его словам, получил тяжелое наказание от Бога: заболел тропической лихорадкой Папатачи, которая осложнилась отслойкой сетчатки левого глаза. Две операции на левом глазу прошли без должного эффекта, и его левый глаз перестал видеть. Все это случилось после серии несчастий с детьми епископа Луки (тяжелая травма старшего сына, психическое заболевание среднего).

Осенью 1934 года, после десятилетней подготовки, вышла в свет монография «Очерки гнойной хирургии» с рисунками автора.

В 1937 году владыка был арестован в Ташкенте «по подозрению в шпионаже». 13 суток продолжался непрерывный допрос, называемый чекистами «конвейером». Следователи сменяли друг друга, допросы сопровождались побоями и издевательствами. Все это время епископа заставляли стоять. Ничего не добившись от подследственного, его перевели в центральную областную тюрьму, где продержали 8 месяцев. Хотя следствие осталось безрезультатным, епископ Лука был сослан в третью ссылку – на этот раз в Сибирь, на 3 года – в село Большая Мурта, в 130 километрах от Красноярска.

В Мурте ссыльный архиерей работал хирургом в Муртинской больнице. По разрешению властей уезжал в Томск для работы в библиотеке медицинского факультета, где перечитал всю новейшую литературу по гнойной хирургии на немецком, французском и английском языках. В 1943 году было опубликовано второе издание «Очерков гнойной хирургии».

Специалисты считают, что и сегодня научные труды архиепископа Луки по регионарной анестезии, ставшие классическими исследования в области гнойной хирургии не потеряли своей актуальности, а топографоанатомические данные о клетчаточных пространствах человеческого тела и путях распространения гнойной инфекции хотя и могут быть дополнены, но не могут уже быть превзойдены.

По окончании войны архиепископ Лука был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

В 1942 году Священный Синод при Местоблюстителе Патриаршего престола митрополите Сергии своим решением приравнял лечение раненых к доблестному архиерейскому служению и возвел Луку в сан архиепископа Красноярского и Енисейского. Так возобновилось его архиерейское служение.

В Красноярске архиепископ Лука совмещал лечение раненых с архиерейским служением, в воскресные и праздничные дни служил в маленькой кладбищенской церкви за городом.

В 1944 году владыка стал архиепископом Тамбовским и Мичуринским.

    

В 1946 году за расширенную работу «Очерки гнойной хирургии» архиепископу Луке – профессору Войно-Ясенецкому – была присуждена Сталинская премия 1-й степени.

***

С 1946 года и до самой своей кончины в 1961 году владыка – архиепископ Крымский и Симферопольский. Это была одна из самых неблагополучных епархий, где не было возможности заниматься врачебной деятельностью. У архиепископа Луки практически перестал видеть второй глаз, развился сахарный диабет, что сделало невозможным операцию. Он служил по памяти, диктовал секретарям письма и богословские труды. Взаимопонимание с детьми и внуками было утрачено, хотя они охотно принимали материальную помощь и отдыхали на его скромной даче в Алуште. (К слову, все дети, внук и две внучки Войно-Ясенецкого своей профессией избрали медицину).

С 1956 года для него наступила полная слепота.

За 38 лет священства архиепископ Лука прочитал 1250 проповедей, из которых 750 записаны, и составили 10 томов машинописи. Определением Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых, а в августе 2000 года канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

* * *

22 июня 2010 года в торжествах, посвященных открытию в Симферополе памятника-бюста святителю Луке на территории 386-го военного госпиталя, носящего его имя, а также 205-летию этого лечебного учреждения и Дню медицинского работника, приняли участие Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец), представители руководства республики Крым и Симферополя, ветераны армии, работники госпиталя. В архипастырском приветственном слове к собравшимся Его Высокопреосвященство, в частности, сказал: «Не будет преувеличением сказать, что имя святителя и исповедника Луки (в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого) золотыми буквами нанесено на скрижали Симферопольской и Крымской епархии, всей нашей Святой Соборной и Апостольской Матери-Церкви. Непостижимо много совершил он для Церкви Христовой и Отечества нашего, для воспитания духовности в человеке и развития медицинской науки.

Хочу особо отметить подвиг святителя Луки в годы Великой Отечественной войны. Когда началась война, он находился в далекой ссылке в Красноярском крае. Святитель направил телеграмму в Президиум Верховного Совета СССР с просьбой разрешить оперировать раненых воинов, а потом снова отправить его в ссылку. Просьба Владыки была удовлетворена. Всю войну он мужественно трудился на поприще хирурга и организатора помощи раненым, спасая тысячи жизней. Вдумайтесь: на его попечении в Тамбове находилось 150 госпиталей. За свои труды святитель был удостоен Сталинской премии первой степени, которую передал в помощь детям-сиротам».

Еще ранее на здании лечебного учреждения была установлена мемориальная доска в память о том, что в 1946-1947 годах здесь работал выдающийся архипастырь и хирург святитель Лука – профессор медицины В. Ф. Войно-Ясенецкий.

Установленный во дворе госпиталя памятник – еще одно свидетельство почитания выдающегося православного архипастыря, врача-подвижника и сыновней любви крымчан к земляку и небесному молитвеннику.

Моли Бога о нас, грешных, святителю Крымский исповедниче Луко, врачу благий и милостивый!

Матвей Славко

11 июня 2014 г.

Рейтинг: 9.4 Голосов: 157 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Валентина11 октября 2016, 17:01
О святителе Луке я впервые услышала, когда приехала в 1983 году на работу в Красноярск. Сейчас я довольно часто прохожу мимо здания епархии, перед которым стоит памятник святителю. А спустя несколько лет мне подарили его книгу "Я полюбил страдание". В начале мая нынешнего года в епархии выступала Ирина Скорик, сочинившая развёрнутую композицию, посвященную святителю Луке. Она говорила, что этот святой всегда занимал особое место в её сердце.
римма 8 июня 2016, 16:32
Святитель Лука, помолись обо мне грешной и недостойной, даруй здравие душевное и телесное мне и моим родным, веди моих детей и внучку путем праведным. Не остави нас своим предстательством.
Лариса18 марта 2016, 19:36
Святитель Лука Войно-Ясенецкий! Просим тебя умоли в своей молитве Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия, чтобы простил нас, грешных Ларису, Олега, Антонину, Алексея. Умоли о нашем здравии - телесном и душевном. Помоги нашей семье подняться, своим умом, знаниями, трудом. У меня, грешной Ларисы, на руках направление в стационар в хирургическое отделение на операцию по удалению желчного пузыря. Помоги мне, чтобы всё хорошо вышло и благополучно. Прошу тебя будь со мной. И ещё прошу накажи моих обидчиков,разбросай в разные стороны врагов видимых и невидимых,которые препятствуют моему назначению на работу. Благодарю тебя.
Мариам Савченко16 декабря 2015, 11:22
Спаси Вас Господи
галина11 июня 2015, 12:13
Святый отче наш исповедниче Христов Луко, помощник и спаситель болящих и сьтраждущих!
Ты уже спас сноху мою Иулию от гнойного воспаления кишечника,хотя врачи давали самые пессимистические прогнозы. Она лежала в 61-ой больнице в отделении гнойной хирургии и после тяжёлой операции пошла на поправку. В отделении висела Твоя икона, и все время я молитаенно обращалась перед нею к Тебе. И Ты помог! Она осталась жива, вернулась домой. Только не заживает небольшой свищ на шве.Помоги!Бог наш всегда с Тобой! Моли Бога о болящей Иулии и о всех нас!
Слава Богу за все?
LYUDMILA T17 июня 2014, 02:55
Господи Ииисусе Христе Сыне БОжий во ИМЯ ТВОЕ Святое молим Тя о помиловании.
и со святими предстоящий Святе великомучениче отче Луко просим тя помолиться о нас грешных
о здравии и милости Божией
Моисею Людмиле Сергию Вячеславу Наталии.

PS. я жила в Ташкенте с 1971 по 1992 год сожалею что в те годы не знала
о том что святитель Лука жил в нашем городе знаю что там где расположен ТашМи
там все старинные строения медицины города и возможно там и ходил святой Лука
я рада что могу помолиться нашему соотечественнику святому великому врачу
а когда слушала в записи его голос то слезы и радость переполнили сердце это голос истинного
человека БОГОМ посланного нам во спасение!
Ирина Ахундова15 июня 2014, 16:07
Диплома лауреата Сталинской премии. Впервые видела его, хотя изучала Дело Свт. Луки в архиве. Но заметила опечатку в фамилии операционной сестры, о которой сам Святитель Лука пишет в автобиографии: "Почему-то без малейшего сомнения я принял потрясшие меня слова псалма как указание Божие на мою операционную сестру Софию Сергеевне ВЕЛЕЦКУЮ" (а не Ветлицкую, как в этой статье). А меня потрясла история о чудесах от иконы Святителя Луки в Москве: http://www.pravoslavie.ru/put/71396.htm Святитель Лука, помоги р.Б. Олегу обрести веру православную, прозреть духовно и физически и исцелиться, если есть на то воля Господа Нашего Иисуса Христа. Спасибо за твою помощь, которую ты подаешь через бескорыстных людей. Особая благодарность в день медицинского работника (15 июня) врачам Олегу Атькову, Евгении Атьковой, Олегу Салагаю, Олегу Стуликову, Сергею Афонину, Виктору Пфафу, Ларисе Роговой, Эмме Войчик, Ольге Барской и многим-многим другим. Слава Богу за все - за скорби и радости!
Ольга14 июня 2014, 15:09
Благодарю составителей этих литературных трудов и тех людей, кто состоит за созданием и ежедневным выходом новых материалов. Как журналисту мне очень помогает Ваш сайт. Даже на уровне чтения периодики. И борьбы с депрессняком. Спасибо и за материалы об Луке Войно-Ясенецком. Родом из Узбекистана, потому чувствую к нему такую привязанность. Он ходил и жил на моей родине.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

День памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского, исповедника Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×