Какие разные все-таки у нас у всех представления…
Я, например, всегда считал, что жестоким священника можно называть, если он — человек холодный и равнодушный, если ему и дела нет до духовной или же материальной нужды обратившегося к нему. Или если он упивается своей властью, данной ему от Бога для созидания, и обращает ее на разрушение. Или… если он одобряет явную несправедливость, ту же жестокость.
Но вот всё чаще и чаще мне приходится сталкиваться с тем, что жестоким именуют пастыря, который не стесняется сказать человеку о его недостатках, нуждающихся в скорейшем исправлении, указывая ему вместе с тем на очевидную духовную связь между его грехами, допущенными им ошибками и теми жизненными неурядицами, на которые он хотел бы пожаловаться. При этом не имеет значения, говорит ли священник обо всех этих реалиях жизни духовной действительно жестко, обличающе или же мягко, кротко, с любовью. Раз говорит — значит, всё равно жесток!
Каждый раз, когда я слышу подобные отзывы, во мне всё больше и больше крепнет убеждение, что современный человек, в том числе и верующий, и даже церковный, не очень хорошо разбирается в том, кто же такой православный пастырь и зачем он вообще нужен. Нет, в том, что касается его литургического служения, неясностей не так уж и много, а вот в отношении душепопечительской деятельности… Как же тут всё запутано!
Чего ждет человек от священника? Объяснения пути, ведущего ко спасению? Наставлений относительно жизни в Церкви? Советов по поводу различных непростых ситуаций в жизни «обычной»? Участия, тепла, утешения? Наверное, так… И это совершенно правильно, всё это священник людям «должен» — по самому роду служения своего. Но точно так же он имеет иной долг — говорить с людьми о том, о чем они порой его и не спрашивают, о чем они и слышать-то не хотят. Нет, разумеется, если пастыря человек вообще ни о чем не вопрошает, то ничего говорить и не надо: совет навязываемый, непрошенный редко бывает услышан, чаще производит нестроение, нежели приносит пользу. Но если человек пришел к священнику на исповедь, если он кается в своих грехах, открывает ему те или иные свои обстоятельства, ждет от него какого-то слова, то совершенно естественно, что тот постарается показать ему его «слабые места», которых он не замечает или не хочет замечать. Постарается объяснить, что в нем «плохо».
И, как ни странно, это в наше время нередко трактуется как пастырская неделикатность, отсутствие необходимой бережности или та же самая жестокость. Как же! Священник разрушил представление человека о себе самом как о безусловно хорошем! Он-то о себе вот как думал, а, оказывается, всё этак! И как же жить дальше, когда ты не тот, за кого себя прежде принимал? Как с этим примириться, как преодолеть этот тяжелейший внутренний конфликт, этот кризис?
Чудно… Представим себе спортсмена, тренер которого каждый раз, когда он выступит неудачно, говорит ему:
— Ты не переживай! Это просто погода плохая была. И судьи пристрастные. И болельщики так кричали, что с толку тебя сбили. В следующий раз всё хорошо будет!
Вряд ли такой спортсмен преуспеет.
Или принципиально иной подход:
— При подготовке ты недорабатывал, жалел себя, нарушал режим. Ты думал всё время о чем-то другом, совершенно не концентрировался на тренировочном процессе, витал в каких-то облаках. Надо собраться, провести работу над ошибками, перестать во всем себе снисходить, тогда и результат будет другой.
Скорее всего, и правда — будет.
Каждый, кто говорит нам о наших ошибках, — благотворит нам. Если мы хотим измениться
Почему расстраивается человек, слыша от священника «жестокое слово»? Не потому ли, что не понял он еще, что христианская жизнь — это постоянная, непрекращающаяся работа над собой? Что каждый, кто говорит нам о наших ошибках (особенно если это пастырь, знающий нас и к нам неравнодушный), благотворит нам? Если мы правда хотим измениться, стать лучше, освободиться от того, что мешает нам на пути к Богу, не дает приблизиться к Нему, то разве указание на лежащие перед нами препятствия не благо для нас? Особенно если мы об эти препятствия набили множество шишек и синяков, но так и не удосужились их разглядеть, не то что устранить.
…Другое дело, если чего-то иного хочет человек, если в его представлении христианство — это возможность некоего «покойного и мирного» существования, если он не желает, чтобы его тревожили, трогали, вселяли в него то чувство, которое старец Паисий называл «доброй обеспокоенностью».
Что ж… Так бывает. Однако подобное понимание христианства верным никак не назовешь. И от пастыря доброго ожидать его вряд ли стоит. Если он и правда добрый, то именно поэтому обязательно будет… «жестоким».
И мы привыкли, что к нам с любовью, а тут вдруг батюшка говорит так, что понятно, что и любить-то тебя и не за что, какая любовь-то, стыдись, грешник. И становится обидно.
А на Страшном Суде как? Там что, Христос нам скажет - "придите благословенные"? А если скажет - "идите отсюда проклятые в огонь вечный"? А мы будто не сомневаемся в добром ответе Христа, так что и священник нам ничего не скажи. Как будто мы не грехи на исповедь несем, а добрые дела, за которые нам тут честь, награда и хвала.
Да все мы такие... христианки. Когда грешим - не плачем, а вот когда нам на грехи указывают, а если повезёт, то и отругают - тут-то мы и льём слёзы. Увы, знакомая песня.
На мой взгляд, совершенно права Лариса Воронина:
..." воспитать в себе стрессоустойчивость, думаю, будет полезно любому человеку".
23:55Елена:
Елена, СТРОГОСТЬ И ЖЕСТКОСТЬ вовсе не исключают ДОБРОТУ, а совсем даже наоборот. Не надо путать доброго с добреньким.
Рада за Вас, что нашли СВОЕГО батюшку, слава Богу!
Я думаю, что каждому священнику при каждой исповеди Господь влагает в уста те или иные слова. Иногда действительно нужно после исповеди услышать некое утешение, потому что иначе не будет сил идти дальше. А нередко нужна хорошая встряска - такой батюшка есть в Троице-Сергиевой лавре, который всегда довольно жестко обличает меня и наставляет. И я, поверьте, очень ему благодарна, потому что иначе можно зарасти самооправданием на пустом месте.
Муж мой, когда пришел на исповедь (а он 15 лет не исповедался, крестился в юности), исповедался почти полчаса настоятелю храма. И тот не допустил мужа до причастия, дал ему какую-то эпитимию, и он ее выполнял. Не поверите - мой муж был счастлив! Вот, говорит, молодец, все правильно мне сказал, и правильно сделал, что не допустил. Теперь я понял, что я должен быть достоин причастия, должен его заслужить.
Поэтому во всем Вы правы, во всем поддерживаю Вас.
..."Что я хочу сказать – много раз говорить об очень важном и нужном, но общеизвестном и очевидном, оставляя без ответа острейшие вопросы современной жизни... А если еще проявить жестокость, когда человеку нужна капелька доброты... – ну, и будет /есть?/ 98% внехрамовых верующих"…
На мой взгляд и личному опыту, мы сами очень часто ЗНАЕМ ответы на свои вопросы, да только ответы эти нам не нравятся, т.к. надо себя в чем-то ущемить, ограничить, уступить, измениться. А вдруг Батюшка пожалеет и что-то полегче посоветует?.. Абсолютно согласна с ЛЮБОВЬЮ: "Статья хорошая,христианин это воин.А если вместо борьбы одни слюни нЕчего вообще никуда ходить. Люди вообще не так глупы какими хотят казаться. Просто не хотят меняться".
Злой священник - большааая редкость, мне не встречались ни разу. Доброту мы всегда получаем, но не замечаем, т.к. нам нужно УТЕШЕНИЕ. Мы часто путаем ДУХОВНУЮ лечебницу с ДУШЕВНОЙ... А виним в этом Церковь. В человеке со времени сотворения мира мало чего изменилося, все трагедии Софокла актуальны и ныне, и присно... Уж какие такие новые духовные вопросы появились? Что Вы имеете ввиду?
И хотелось бы узнать, откуда у Вас таквя статистика?
Настя, скажите, пожалуйста: в такое удручающее состояние Вас привело именно обличение доброго пастыря и указание его на Ваши недостатки? Если Вам не жалко времени, не могли бы Вы уточнить: как именно это произошло?
К примеру. Приходят в Церковь "волк и ягненок" – оба православные, оба готовились к Причащению…
Исповедались, причастились – ждут, что после службы скажет батюшка? Одному «очень кушать хочется»; другому – не хочется быть «обедом» – у каждого своя правда…
Вот на такие вопросы и ищут ответа в храмах – нет? Больше-то их искать негде... Везде одно лукавство...
А что тут скажешь?: - «Я очень спешу, мне срочно надо быть на совещании по строительству храмов… Вы тут сами как-нибудь разберитесь…». И убежал… Строительное дело действительно важное и нужное – никто не спорит…
Что я хочу сказать – много раз говорить об очень важном и нужном, но общеизвестном и очевидном, оставляя без ответа острейшие вопросы современной жизни... А если еще проявить жестокость, когда человеку нужна капелька доброты... – ну, и будет /есть?/ 98% внехрамовых верующих… "По плодам...". Жизнь... А главное – от подобных вопросов все равно не уйти – они уже ломятся в дверь… Ошибаюсь? Хорошо бы... Извините - сам понимаю, что лучше б промолчать... Недержание...
Как же нам, пасомым, важнЫ такие статьи - проповеди. Мой духовный отец (Царствие ему Небесное!) говорил: Если священник на исповеди утешает тебя и гладит по головке - бежи от такого. И ещё: Как же вы не любите "получать на орехи"! По моему опыту и глубокому убеждению СТРОГОСТИ священника много не бывает! А как раз наоборот... Увы, наблюдаю зачастую совсем другое - нежелание ПОРТИТЬ ОТНОШЕНИЯ... Вижу и слышу, как на исповеди многословно рассказывают какие-то жизненные ситуации (муж пьёт и гуляет; сын наркоман; дочь гуляет напрополую; наследники квартиру поделить не могут; банк "лопнул" и деньги пропали..., а священник терпеливо всё это слушает, слушает, кивает головой... В конце у него спрашивают, как быть... И вот батюшка начинает уточнять, переспрашивать... в итоге говорит, что детям и мужу надо ходить в храм, исповедоваться и прмчащаться; как делить наследство - решайте сами; в какой банк деньги положить - советуйтесь со специалистами. Ну и где ИСПОВЕДЬ?! А если слушать не будет и напомнит, что СОВСЕМ ДРУГИЕ ВОПРОСЫ задавть надо и не на мужа и детей жаловаться, а СВОИ грехи исповедывать - вот он уже и жесткий и даже жестокий. И в храм ходить не надо, так как там человеку не помогли...
Понимаю, что очень важно человеку выговориться, даже у кого-то на плече поплакать (сама такая) - но не исповеди... Мы сами виноваты, что нагружаем священников совсем не ТЕМИ своими проблемами, а на Те - у батюшек уже и времени не хватает... ПРОСТИТЕ!
Спаси Господи за статью.
Доброго здравия Вам.