Пастырь добрый — «жестокий»

    

Какие разные все-таки у нас у всех представления…

Я, например, всегда считал, что жестоким священника можно называть, если он — человек холодный и равнодушный, если ему и дела нет до духовной или же материальной нужды обратившегося к нему. Или если он упивается своей властью, данной ему от Бога для созидания, и обращает ее на разрушение. Или… если он одобряет явную несправедливость, ту же жестокость.

Но вот всё чаще и чаще мне приходится сталкиваться с тем, что жестоким именуют пастыря, который не стесняется сказать человеку о его недостатках, нуждающихся в скорейшем исправлении, указывая ему вместе с тем на очевидную духовную связь между его грехами, допущенными им ошибками и теми жизненными неурядицами, на которые он хотел бы пожаловаться. При этом не имеет значения, говорит ли священник обо всех этих реалиях жизни духовной действительно жестко, обличающе или же мягко, кротко, с любовью. Раз говорит — значит, всё равно жесток!

Каждый раз, когда я слышу подобные отзывы, во мне всё больше и больше крепнет убеждение, что современный человек, в том числе и верующий, и даже церковный, не очень хорошо разбирается в том, кто же такой православный пастырь и зачем он вообще нужен. Нет, в том, что касается его литургического служения, неясностей не так уж и много, а вот в отношении душепопечительской деятельности… Как же тут всё запутано!

Чего ждет человек от священника? Объяснения пути, ведущего ко спасению? Наставлений относительно жизни в Церкви? Советов по поводу различных непростых ситуаций в жизни «обычной»? Участия, тепла, утешения? Наверное, так… И это совершенно правильно, всё это священник людям «должен» — по самому роду служения своего. Но точно так же он имеет иной долг — говорить с людьми о том, о чем они порой его и не спрашивают, о чем они и слышать-то не хотят. Нет, разумеется, если пастыря человек вообще ни о чем не вопрошает, то ничего говорить и не надо: совет навязываемый, непрошенный редко бывает услышан, чаще производит нестроение, нежели приносит пользу. Но если человек пришел к священнику на исповедь, если он кается в своих грехах, открывает ему те или иные свои обстоятельства, ждет от него какого-то слова, то совершенно естественно, что тот постарается показать ему его «слабые места», которых он не замечает или не хочет замечать. Постарается объяснить, что в нем «плохо».

И, как ни странно, это в наше время нередко трактуется как пастырская неделикатность, отсутствие необходимой бережности или та же самая жестокость. Как же! Священник разрушил представление человека о себе самом как о безусловно хорошем! Он-то о себе вот как думал, а, оказывается, всё этак! И как же жить дальше, когда ты не тот, за кого себя прежде принимал? Как с этим примириться, как преодолеть этот тяжелейший внутренний конфликт, этот кризис?

Чудно… Представим себе спортсмена, тренер которого каждый раз, когда он выступит неудачно, говорит ему:

— Ты не переживай! Это просто погода плохая была. И судьи пристрастные. И болельщики так кричали, что с толку тебя сбили. В следующий раз всё хорошо будет!

Вряд ли такой спортсмен преуспеет.

Или принципиально иной подход:

— При подготовке ты недорабатывал, жалел себя, нарушал режим. Ты думал всё время о чем-то другом, совершенно не концентрировался на тренировочном процессе, витал в каких-то облаках. Надо собраться, провести работу над ошибками, перестать во всем себе снисходить, тогда и результат будет другой.

Скорее всего, и правда — будет.

Каждый, кто говорит нам о наших ошибках, — благотворит нам. Если мы хотим измениться

Почему расстраивается человек, слыша от священника «жестокое слово»? Не потому ли, что не понял он еще, что христианская жизнь — это постоянная, непрекращающаяся работа над собой? Что каждый, кто говорит нам о наших ошибках (особенно если это пастырь, знающий нас и к нам неравнодушный), благотворит нам? Если мы правда хотим измениться, стать лучше, освободиться от того, что мешает нам на пути к Богу, не дает приблизиться к Нему, то разве указание на лежащие перед нами препятствия не благо для нас? Особенно если мы об эти препятствия набили множество шишек и синяков, но так и не удосужились их разглядеть, не то что устранить.

…Другое дело, если чего-то иного хочет человек, если в его представлении христианство — это возможность некоего «покойного и мирного» существования, если он не желает, чтобы его тревожили, трогали, вселяли в него то чувство, которое старец Паисий называл «доброй обеспокоенностью».

Что ж… Так бывает. Однако подобное понимание христианства верным никак не назовешь. И от пастыря доброго ожидать его вряд ли стоит. Если он и правда добрый, то именно поэтому обязательно будет… «жестоким».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Бибикни ближнему Бибикни ближнему
Священник Димитрий Фетисов
Бибикни ближнему Бибикни ближнему
Священник Димитрий Фетисов
Мы нуждаемся в обличающем взгляде со стороны, ежели желаем совершенствоваться сами и смиренно помогать другим. А самооценка наша неизбежно субъективна.
Когда Церковь кажется жестокой Когда Церковь кажется жестокой
Марина Бирюкова
Когда Церковь кажется жестокой Когда Церковь кажется жестокой
Марина Бирюкова
Вывод о жестокости, суровости или черствости Православной Церкви делается очень многими, при разных обстоятельствах.
Осуждение, обличение и рассуждение Осуждение, обличение и рассуждение
Архиеп. Иоанн Руставский
Осуждение, обличение и рассуждение Осуждение, обличение и рассуждение
Архиепископ Иоанн Руставский и Марнеульский
Прежде чем обличать ближнего, мы должны помолиться Господу, успокоиться, хорошо обдумать и лишь после этого сказать слово, помня, что наша цель – спасение человека, а не унижение. Так что истинное обличение требует от нас настоящего терпения, великодушия и любви. В противном случае мы потеряем и ту малую истину, которую имели, и будем иметь дело не с обличением, а с осуждением, что обязательно приведет к худшему.
Комментарии
Татьяна20 июля 2015, 19:42
Было ,что после исповеди ,что хоть с моста прыгай...Не каждый может понести жесткого обличения или равнодушно(как показалось) фраз.Мне кажется обличение с любовью и жесткое обличение -как небо и земля..Есть батюшки .к которым никогда не пойду на исповедь...
Ксения21 ноября 2014, 09:27
Спаси Господи Вас, отец Нектарий! Замечательная статья! Действительно, лучше услышать правду, совет "по делу", ведь священник помогает спасти душу, а не утешить её! Даже приятно слышать "строгое слово", как некоторые считают, значит духовник по настоящему заботится о нас!
Павел24 сентября 2014, 13:29
Верная статья. Отец Игумен даже преуменьшает масштабы этого нехорошего явления - бегства прихожан от якобы "жестоких" пастырей. У нас в приходе всего от 100 до 150 постоянных прихожан, храм огромный и почти всегда полупустой. А всё потому, что московская публика ценит себя, какие они хорошие, и в усмерть боится прекрасных, жгучих, крайне немногословных обличений настоятеля отца Василия. В такие минуты он - словно сам Феофан Затворник. Да я сам грешен, порой тоже батюшку боюсь, хотя воспитан так, что шел к нему именно за такими обличениями настоящего доброго пастыря.
Михаил 7 августа 2014, 01:36
Не знаю, мне разные священники встречались и строгие и мягкие, и холодные и приветливые, бывало так, что вгоняли прямо в отчаяние, я обижался, злился, хулил, но я бывал потом благодарен, потому что иначе бы не понял в чем ошибка. "обличай мудрого, и он возлюбит тебя"
И мы привыкли, что к нам с любовью, а тут вдруг батюшка говорит так, что понятно, что и любить-то тебя и не за что, какая любовь-то, стыдись, грешник. И становится обидно.
А на Страшном Суде как? Там что, Христос нам скажет - "придите благословенные"? А если скажет - "идите отсюда проклятые в огонь вечный"? А мы будто не сомневаемся в добром ответе Христа, так что и священник нам ничего не скажи. Как будто мы не грехи на исповедь несем, а добрые дела, за которые нам тут честь, награда и хвала.
Настя21 июля 2014, 20:07
Тот пастырь, который меня неудачно обличил, может быть и не понял моего состояния.У меня была предродовая депрессия.Гормоны и все такое...Самое обидное, что ничего такого сверхужасного он мне не сказал.(Как я потом поняла, когда пропила таблетки)Просто про то какие мы изнеженные этим обществом потребления и что мои мрачные мысли это блажь.Это как бы было последней каплей.Такое ощущение было "никто меня не понимает".Во всяком случае "блажь" от этого не прошла.А препараты я решилась принимать, только после того, как поняла что иначе этого ребенка не выношу и не рожу.Хотелось только лежать на кровати и смотреть в потолок.Жить вообще не хотелось.После родов все окончательно прошло, как будто и не было.
Елена В.17 июля 2014, 20:39
Храни Вас Господи, отец Нектарий. Спасибо за статью.Трудно решиться на первую исповедь, а еще труднее удержать ее плоды. Хорошо когда рядом мудрый наставник, и лучше, чтобы он был жестким. Гнойные язвы греха нужно вскрывать и жалость здесь неуместна, а нынешнее наша "обидчивое" состояние только доказывает, что все мы поражены самым страшным из грехов - гордыней. Простите ради Христа грешную Елену.
НН16 июля 2014, 20:13
раба Божия Тамара,

Да все мы такие... христианки. Когда грешим - не плачем, а вот когда нам на грехи указывают, а если повезёт, то и отругают - тут-то мы и льём слёзы. Увы, знакомая песня.
На мой взгляд, совершенно права Лариса Воронина:
..." воспитать в себе стрессоустойчивость, думаю, будет полезно любому человеку".

НН16 июля 2014, 20:01
2014-07-15
23:55Елена:

Елена, СТРОГОСТЬ И ЖЕСТКОСТЬ вовсе не исключают ДОБРОТУ, а совсем даже наоборот. Не надо путать доброго с добреньким.
Рада за Вас, что нашли СВОЕГО батюшку, слава Богу!
раба Божия Тамара16 июля 2014, 19:46
Хорошая статья - столько мнений и комментарий... Скажу о себе, после Святого Крещения (в 50 лет) получилось, что осталась без какой-либо помощи по воцерковлению. Батюшка, крестивший меня уже через три недели не мог меня вспомнить. Сама ходила в храм когда время было, на какую службу попаду. А через полтора года уехала из страны к своему жениху, с которым долго переписывалась. Приехала в Москву через полгода оформлять документы как раз на Великий Пост. Пошла в свой храм и подошла на исповедь к "своему" батюшке, хоть он меня и не помнил. Говорю - хочу замуж выйти и есть важный вопрос...Батюшка перебил меня - вместе живете? Да. Он - "...во грехе, блуд...Не допускаю ко причастию. Раньше за это на семь лет лишали причастия." Я даже испугалась - как так, только два года как покрестилась и лишат на семь лет! Я расстроилась, всю службу проплакала, что я буду делать? Потом на свечном столе женщина сказала, что соборование проводится. Я о нем и не слыхала, но пришла. Батюшка на соборовании узнал меня - приди потом, говорит. Позже пришла на исповедь и он со мной поговорил. Но первый стресс был сильный! До сих пор как вспомню - сердце болит и плачу. Прости, Господи!!!
Лариса Воронина16 июля 2014, 12:35
Дело не столько в Пастырях, сколько в нас: совсем разучились ссориться-мириться, договариваться, такие нежные стали - слова поперёк не скажи! И не только нежные, но и гордые, становятся врагами на всю жизнь из-за какой-нибудь ерунды. Я вообще не помню, чтоб раньше такое было. Подумаешь, поругались, - мизинчик подставил и лёд растаял... (если кто-то ещё Не буду говорить банальщину о том, что "нужно начинать с себя", но воспитать в себе стрессоустойчивость, думаю, будет полезно любому человеку.
Юлия 16 июля 2014, 01:23
Да, пастырь должен быть добрым. Указывать на ошибки, обличать можно по-разному. Когда видишь, как священник хочет помочь исправиться, испытываешь чувство благодарности. До сих пор помню священника, который, как мне показалось, даже на цыпочки встал - так он старался донести до меня некоторые мысли, приводил примеры из собственной жизни, цитировал святых отцов. Все ради того, чтобы отвратить от греха, в котором я исповедалась. Он будто чувствовал, что грех мне самой причиняет боль, и у меня нет никакого стремления за него держаться. А вот обличение ради обличения, что тоже бывает, из уст священника без всякого указания выхода, без попытки помочь выпутаться вполне может довести человека до отчаяния. Разве нет?
Елена15 июля 2014, 23:55
Прочитала все комментарии и мне стало стыдно. Все так правильно настроены, прямо ждут жесткого батюшку, что бы их наставили на правильный путь. А я наоборот. Очень долго искала доброго батюшку. Три года я ходила по разным храмам, была на исповеди у разных батюшек и всегда после исповеди было тяжело. Меня ругали, наставляли, спасали. Но после всего этого было тяжело дышать, тяжело жить, тяжело двигаться дальше. А вот с 2011 года я хожу на исповедь к одному замечательному батюшке!!! Его отличие в том, что глаза у него светятся любовью, от него веет любовью. Да, он говорит мне где и что я делаю не так (последняя исповедь для меня была особенно " жесткой ", не путать с " жестокой" ). Но все это делается с любовью. Если я оступаюсь, в его глазах печаль. Но не осуждение или пренебрежение!!! Такое соучастие дорогого стоит. И мне очень хочется не огорчать его, мне очень хочется стать лучше, мне хочется идти правильным путем и как можно меньше оступаться. Конечно, мы делаем все не для батюшки, а для Господа. И должны бояться огорчить Господа, а не батюшку, Но человеческий фактор никто не отменял. И от батюшки очень много зависит. И лучше, если он будет добрым.
Мария15 июля 2014, 18:46
Хуже пастыря жестокого пастырь равнодушный.
Елена15 июля 2014, 16:18
Наверное, надо говорить о жестком пастыре, а не жестоком. Насколько мне известно, о. Нектарий именно жесткий наставник. Но еще мне известно, в каком состоянии находятся те, которых жестко наставляют, постоянно указывают на то, что ты еще недостаточно исправлен, ищи, кайся, ты грешен, мало работаешь над собой и т.д. Да, точно как в большом спорте - нагружают детей сверх меры, делая их, в конце концов, калеками. Но Церковь не спортивная арена. Для некоторых такое лекарство подойдет для излечения, а для некоторых - для уныния. Вот здесь и надо видеть, кого жестко наставить, а кого мягко направить. Иначе, человек всю жизнь будет ходить, втянув голову в плечи с постоянным чувством никчемности, ничтожности. Я знаю такого человека - это моя дочь. Я не могла ее вытянуть с этого состояния, пока Господь не помог ей, послав человека, который вдохнул в нее жизнь и уверенность в себя. Читайте Антония Сурожского - наставника доброго и жесткого. Потому что в нем жила Любовь.
Ольга Крайнова15 июля 2014, 15:02
Всё равно какой священник - "добрый" или "злой". Главное, чтобы помог понять причину греха, помог приблизиться к Богу хоть на шажок.
Евгения15 июля 2014, 12:24
Добрый день, очень хотелось бы встретить именно такого жесткого священника, чтобы стыдно стало и пришло раскаяние на исповеди, а не дома в подушке...
Юлия15 июля 2014, 07:29
Спаси Господи Вас, отец Нектарий, полностью с Вами согласна.

Я думаю, что каждому священнику при каждой исповеди Господь влагает в уста те или иные слова. Иногда действительно нужно после исповеди услышать некое утешение, потому что иначе не будет сил идти дальше. А нередко нужна хорошая встряска - такой батюшка есть в Троице-Сергиевой лавре, который всегда довольно жестко обличает меня и наставляет. И я, поверьте, очень ему благодарна, потому что иначе можно зарасти самооправданием на пустом месте.

Муж мой, когда пришел на исповедь (а он 15 лет не исповедался, крестился в юности), исповедался почти полчаса настоятелю храма. И тот не допустил мужа до причастия, дал ему какую-то эпитимию, и он ее выполнял. Не поверите - мой муж был счастлив! Вот, говорит, молодец, все правильно мне сказал, и правильно сделал, что не допустил. Теперь я понял, что я должен быть достоин причастия, должен его заслужить.

Поэтому во всем Вы правы, во всем поддерживаю Вас.
НН14 июля 2014, 22:29
САНТЕХНИК
..."Что я хочу сказать – много раз говорить об очень важном и нужном, но общеизвестном и очевидном, оставляя без ответа острейшие вопросы современной жизни... А если еще проявить жестокость, когда человеку нужна капелька доброты... – ну, и будет /есть?/ 98% внехрамовых верующих"…

На мой взгляд и личному опыту, мы сами очень часто ЗНАЕМ ответы на свои вопросы, да только ответы эти нам не нравятся, т.к. надо себя в чем-то ущемить, ограничить, уступить, измениться. А вдруг Батюшка пожалеет и что-то полегче посоветует?.. Абсолютно согласна с ЛЮБОВЬЮ: "Статья хорошая,христианин это воин.А если вместо борьбы одни слюни нЕчего вообще никуда ходить. Люди вообще не так глупы какими хотят казаться. Просто не хотят меняться".
Злой священник - большааая редкость, мне не встречались ни разу. Доброту мы всегда получаем, но не замечаем, т.к. нам нужно УТЕШЕНИЕ. Мы часто путаем ДУХОВНУЮ лечебницу с ДУШЕВНОЙ... А виним в этом Церковь. В человеке со времени сотворения мира мало чего изменилося, все трагедии Софокла актуальны и ныне, и присно... Уж какие такие новые духовные вопросы появились? Что Вы имеете ввиду?
И хотелось бы узнать, откуда у Вас таквя статистика?
Галина Б.14 июля 2014, 18:11
Спасибо за статью. Многих в церковь привели скорби. Люди ошалели от горя и неурядиц, уже прошли "крым и рым"(онкологов, психологов, наркологов,психотерапевтов,психиатров и еще многих)и идут к священнику, в первую очередь, в надежде услышать: "здравствуй, Радость моя". в надежде на помощь. Это потом:"стяжать дух мирен". Церковь - последнее прибежище. К сожалению - последнее, т.к. надо жизнь начинать с этого прибежища. Ответственность на священнике немыслимая. Одного приведет в чувство пощечина, а другого слово доброе. Во многих молитвах есть просьба к Богу:"дай мне тихое безгрешное житие в веце сем и избави шуняго стояния". И не стоит укорять неразумных чад за это желание и прошение. Я за "жестокость", но человек должен почувствовать в этой "жестокости" любовь.
Галина14 июля 2014, 14:51
Спаси Госполи за статью,отец Нектарий.Что такое "жестокий" пастырь.Тот который называет тебя шизофреничкой,цепляющей за жизнь,или видит в тебе прелесть,которой потом -нет. изгоняющий тебя из храма при помощи нечести .Вот это жестокий пастырь,ему нет дела до твоего спасения.А такой,который все грехи ,принесенные на исповедь,"разложит" по Евангелие ,обличит тебя ,потом радуется,что ты сама смогла увидеть свой грех,подскажет-вот это"жестокий"Пастырь!Радуйтесь,что встретите такого Пастыря,сейчас это бывае очень редко!
Любовь14 июля 2014, 13:48
Статья хорошая,,христианин это воин.А если вместо борьбы одни слюни нечего вообще никуда ходить. Люди вообще не так глупы какими хотят казаться. Просто не хотят меняться
Арина14 июля 2014, 13:42
Настя, ну Вы же понимаете, что депрессия (если это действительно была депрессия) - это болезнь. И таблеточки в случае депрессии - это на самом деле почти единственный выход. То, что катализатором к таблеточкам послужил разговор с батюшкой.. Ну, так им мог послужить любой разговор. Или любое другое событие.
Игумен Нектарий 14 июля 2014, 13:10
Насте:
Настя, скажите, пожалуйста: в такое удручающее состояние Вас привело именно обличение доброго пастыря и указание его на Ваши недостатки? Если Вам не жалко времени, не могли бы Вы уточнить: как именно это произошло?
Настя14 июля 2014, 12:43
Меня однажды один добрый пастырь обличил в грехах и указал на недостатки.Вся беда в том, что это случилось у меня в разгар депрессии.Итог - 3 месяца пришлось принимать таблетки, чтоб совсем не сдохнуть.Так что это...обличения тоже надо применять дозировано и вовремя.Ну мне так кажется.
Сантехник14 июля 2014, 12:09
Ув. о. Нектарий! Статья теоретически правильная – какие возражения? Многие мысли уже стали очевидными… А все бесконечные коррективы жизни все равно не опишешь…
К примеру. Приходят в Церковь "волк и ягненок" – оба православные, оба готовились к Причащению…
Исповедались, причастились – ждут, что после службы скажет батюшка? Одному «очень кушать хочется»; другому – не хочется быть «обедом» – у каждого своя правда…
Вот на такие вопросы и ищут ответа в храмах – нет? Больше-то их искать негде... Везде одно лукавство...
А что тут скажешь?: - «Я очень спешу, мне срочно надо быть на совещании по строительству храмов… Вы тут сами как-нибудь разберитесь…». И убежал… Строительное дело действительно важное и нужное – никто не спорит…
Что я хочу сказать – много раз говорить об очень важном и нужном, но общеизвестном и очевидном, оставляя без ответа острейшие вопросы современной жизни... А если еще проявить жестокость, когда человеку нужна капелька доброты... – ну, и будет /есть?/ 98% внехрамовых верующих… "По плодам...". Жизнь... А главное – от подобных вопросов все равно не уйти – они уже ломятся в дверь… Ошибаюсь? Хорошо бы... Извините - сам понимаю, что лучше б промолчать... Недержание...
Antonina Fomina-Annenkova14 июля 2014, 11:56
Когда родитель хочет тебе добра он и поругает,и наставит-как нельзя делать и почему,и в угол поставит...Было в детстве,но не помню обид,и благодарна,что родители внимательно относились к нашим детским бедам,их советы....и в жизни своей внимательна и серьёзно отношусь к воспитанию ,теперь внуков,безумно люблю их,но могу твердо сказать -нет,,так и господь хочет добра своим чадам,а священник до донышка хочет,чтобы мы не скрывали свои грехи и беды,ведь он перед Богом за нас стоит и огорчается,видя лукавство прихожанина и строгость отеческая и слово укоризны,поучительное-не должно вызывать каких либо обид или неприятия,Умный человек Спасибо скажет за науку,а глупый только обижаться будет,Простите ещё пример Моя приятельница постоянно говорила твоя врач резкая,грубая и т.п,ходила она к другому врачу,который слушал,улыбался,ласковый,года через два пришла и говорит -как у тебя и лекарсва,какие надо выпише врач и смотрю проведует тебя и ты порхаешь,а моя бестолковая много говорит ,улыбается витаминки выписывает и хоть бы обследовала,пойду к твоей-я говорю-так она и отчистить может если что,ничего говорит лишь бы толк был!И потом говорит -вот это врач ! Послала обследоваться и пожалела и отругала,что запустила начало диабета....Вот и батюшка-кому надо он видит и утешит,а кого надо и попеняет!Простите за ради Христа грешную Татиану! Отец Нектарий очень замечательная статья!Многая и благая Лета Вам Батюшка!ПоклонВам и благословите В крещении) Татиану со чадами.
НН14 июля 2014, 10:53
Спаси Вас Господи, дорогой о.Нектарий!
Как же нам, пасомым, важнЫ такие статьи - проповеди. Мой духовный отец (Царствие ему Небесное!) говорил: Если священник на исповеди утешает тебя и гладит по головке - бежи от такого. И ещё: Как же вы не любите "получать на орехи"! По моему опыту и глубокому убеждению СТРОГОСТИ священника много не бывает! А как раз наоборот... Увы, наблюдаю зачастую совсем другое - нежелание ПОРТИТЬ ОТНОШЕНИЯ... Вижу и слышу, как на исповеди многословно рассказывают какие-то жизненные ситуации (муж пьёт и гуляет; сын наркоман; дочь гуляет напрополую; наследники квартиру поделить не могут; банк "лопнул" и деньги пропали..., а священник терпеливо всё это слушает, слушает, кивает головой... В конце у него спрашивают, как быть... И вот батюшка начинает уточнять, переспрашивать... в итоге говорит, что детям и мужу надо ходить в храм, исповедоваться и прмчащаться; как делить наследство - решайте сами; в какой банк деньги положить - советуйтесь со специалистами. Ну и где ИСПОВЕДЬ?! А если слушать не будет и напомнит, что СОВСЕМ ДРУГИЕ ВОПРОСЫ задавть надо и не на мужа и детей жаловаться, а СВОИ грехи исповедывать - вот он уже и жесткий и даже жестокий. И в храм ходить не надо, так как там человеку не помогли...
Понимаю, что очень важно человеку выговориться, даже у кого-то на плече поплакать (сама такая) - но не исповеди... Мы сами виноваты, что нагружаем священников совсем не ТЕМИ своими проблемами, а на Те - у батюшек уже и времени не хватает... ПРОСТИТЕ!
Елена14 июля 2014, 10:52
Отец Нектарий, добрый день.
Спаси Господи за статью.
Доброго здравия Вам.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×