«Бесспорно то, что вторая половина XI столетия стала свидетелем поворотного момента для христианства Западной Европы, и несомненно, что Нормандия и норманны сыграли ключевую роль в происходивших тогда преобразованиях… Они помогли папству подняться к новому политическому господству и стали тесно связаны с реформистским движением в Церкви, которым папство стало управлять. Они внесли свой вклад и в радикальную трансформацию взаимоотношений между Восточной и Западной Европой, результаты которой сохранились до нашего времени. Нормандское завоевание Англии, таким образом, может расцениваться в каком-то смысле как далеко идущая попытка, последствия которой распространились даже на сферу культуры».
Дэвид Дуглас. «Вильгельм Завоеватель»
«Нормандское завоевание, по существу, символизирует полный уход от прошлого».
З.Н. Брук. «Английская церковь и папство»
Хотя норманны стали считать себя христианами, они так и не забыли своих языческих предков
Прошло уже почти 950 лет с тех пор, как английская земля была завоевана норманнами. И хотя страна и весь островной архипелаг до сих пор страдают от завоевания 1066 года, но трагедия английской истории, фактически, начинается не с этого бесславного «подвига» норманнов, а с событий, приведших к нему. Ибо, как гласит история, нормандские завоеватели – эта банда бродяг и мародеров – были, в основном, потомками тех самых викингов-датчан («северных людей»), которых благоверный король Альфред Великий выгнал из Англии за несколько поколений до завоевания. Они бежали, чтобы вскоре разорить Париж и поселиться на северных побережьях Франции, откуда и произошло название «Нормандия», то есть «земля норманнов (северных людей)». И хотя норманны заговорили по-французски и стали считать себя христианами, но они так и не забыли ни своих языческих предков, ни Англию, которая виделась им желанной добычей. Поэтому трагедия английской истории начинается с первой возможности, которой воспользовались норманны, чтобы отомстить за свое изгнание с английской земли Альфредом Великим.
В 978 году череда талантливых и благочестивых королей закончилась славной мученической кончиной праправнука Альфреда Великого – святого Эдуарда-Мученика. С убийством святого Эдуарда для норманнов открылась, наконец, долгожданная возможность вернуться в Англию победителями. После убийства короля Эдуарда трон занял его единокровный брат Этельред Нерешительный, «вероломный трус, тщеславный, невежественный, злой и жестокий: не только худший король, но и один из худших людей в английской истории» (У. Макэлви. «История Англии»). В 1002 году Этельред женился на Эмме, дочери правителя Нормандии, а в 1042 году воспитанный при нормандском дворе сын Этельреда и Эммы, наполовину норманн Эдуард, стал королем Англии. Он вошел в историю как Эдуард-Исповедник.
В период правления Эдуарда французская и нормандская знать стала стекаться к английскому двору, и король жаловал им поместья. Как писал известный историк нормандского завоевания Фриман: «Нормандия всегда была любимой страной Эдуарда… Его сердце было французским. Для него было счастьем окружить себя собратьями, приехавшими из любимой им страны и говорившими на любимом им языке, обогатить их английскими поместьями и наградить высшими должностями английского королевства… Эти чужаки… были назначены епископами и эрлами, чтобы управлять уже наполовину завоеванной английской землей. Они были лишь первыми ставленниками большой шайки… Собственно, теперь и начинается завоевание. Эпоха Эдуарда – это период борьбы между англичанами и чужеземцами за власть в Англии» («Нормандское завоевание», том II, стр. 29-30).
Нормандские гости Эдуарда показали себя такими же хищными, какими всегда были викинги, заняв ключевые посты как в церкви, так и в государстве. Они построили первые чуждые Англии нормандские замки и первую церковь в Вестминстере в чуждом для англичан стиле. В 1050 году нормандец Роберт стал архиепископом Кентерберийским. В 1051 году король Эдуард пригласил приехать в Англию своего двоюродного брата, алчного молодого герцога Вильгельма Нормандского, «с огромной свитой французов». Тогда же, возможно, он пообещал Вильгельму королевство после своей смерти. В стране, стоявшей на пороге гражданской войны из-за действий нормандских узурпаторов, в 1051 году вспыхнуло поддерживаемое народом восстание, целью которого было прогнать норманнов из страны. В 1052 году архиепископа Кентерберийского Роберта и епископа Лондонского Вильгельма – норманнов по происхождению – заставили покинуть Англию. Согласно «Англо-саксонской хронике», «Роберту было суждено оставить свой архиепископский паллий и христианство в этой стране – на то была Божья воля, ибо он добился этого наперекор Божественному замыслу». Собравшийся Витенагемот («Совет мудрых» в древней Англии), вопреки взглядам Эдуарда, «объявил вне закона всех французов, сеявших несправедливость, устраивавших недобросовестные суды и дававших порочные советы в королевстве».
Двоюродный брат Эдуарда, герцог Вильгельм Нормандский, был незаконнорожденным сыном дочери одного кожевника – некоей Харлотты, от имени которой, по преданию, и произошло слово «harlot», то есть «блудница». Еще до приезда в Англию Вильгельма обвиняли в отравлении Конана, герцога Бретани. В 1066 году, после смерти Эдуарда, Вильгельм, заручившись поддержкой нормандской знати и епископов, изгнанных в 1052 году, принял решение завоевать Англию. И хотя Вильгельму не удалось привлечь на свою сторону крестьян и купцов, созванных им во французском городе Лильбонн, его активно поддержали солдаты-наемники из Фландрии и Бретани, Бургундии и Пуату, Аквитании и области Мен, Пьемонта по ту сторону Альп и по ту сторону Рейна. «Авантюристы по роду занятий, ленивые, развратные, расточительные, эти потерянные дети Европы поспешили откликнуться на его призыв», гласит «Хроника Нормандии». Некоторые из них потребовали золото сразу, другие – землю и трофеи по прибытии в Англию, третьи – руки какой-нибудь знатной английской леди. Чтобы получить официальное разрешение на действия этой военной банды, которая состояла из самых настоящих отбросов Европы, Вильгельм отправил Роберта, ранее изгнанного архиепископа Кентерберийского, а также итальянского игумена Ланфранка просить благословения на завоевание у алчного, высокомерного и властолюбивого папы Римского Александра II. Благословение было получено при условии, что после завоевания Англия станет папской вотчиной. С согласия Вильгельма, Рим отправил этой шайке воров святые мощи апостола Петра и освященное знамя. Это знамя сыграет важную роль в при Гастингсе.
Вильгельм Завоеватель был убежден, что мстит за своих датских родственников-викингов, которых прогнал Альфред Великий и которые затем вернулись разорить Англию в начале XI века. Древние хронисты вкладывают в его уста следующие слова, сказанные при Гастингсе: «Решайтесь смело сражаться и убивать своих врагов. Нас ждет огромный трофей: если мы победим, то разбогатеем. Что приобрету я, то приобретете и вы; если я завладею этой землей, то и вы будете владеть здесь обширными землями. Знайте, что я пришел сюда не только для того, чтобы взять причитающееся мне, но и чтобы отмстить за весь наш народ и за преступления, лжесвидетельства и вероломство этих англичан. Они убивали наших родичей – датчан». Нормандское завоевание, таким образом, было очередным завоеванием викингов, а Гастингс – последней и самой успешной битвой викингов, «апокалипсисом» для старой Англии. Как писал в своей «Балладе о белой лошади» Г.К. Честертон:
Ибо конец света был уже давно,
А мы все живем сегодня,
Как дети некоего второго рождения,
Подобно некоему странному народу,
Оставленному жить на земле после судного дня.
Коронация Вильгельма представляла собой сцену побоища и кровопролития
Мародерство, грабежи, пожары и разрушения, последовавшие после битвы при Гастингсе, мало отличались от действий викингов в прежние времена. Сначала Вильгельм умертвил жителей Ромни и сжег их дома, затем он поджег Дувр, осадил Лондон, сжег Саутуорк, опустошил Суррей, Сассекс, Хэмпшир, Беркшир, Хартфордшир, мародерствуя, сжигая, убивая, грабя церкви. Даже коронация Вильгельма представляла собой сцену побоища и кровопролития, когда его солдаты запаниковали и подожгли все дома и леса в округе. После коронации Вильгельм спешно захватывал в плен оставшихся в живых представителей английской знати. Он делил захваченные трофеи среди служащих ему грабителей, которых почитал за аристократов, и вместе со своим братом епископом Одо «строил по всей стране замки, угнетая несчастный народ, и дела шли от плохого к худшему» («Англо-саксонская хроника»).
Солдатам Вильгельма разрешалось совершать самые зверские преступления. Они одинаково грабили богатых и бедных, а когда разразился бунт, Вильгельм, не задумываясь, отдал приказ убивать всех и каждого. Семь лет длился беспощадный геноцид. Это была война на истребление: куда бы ни приходили солдаты Вильгельма, всюду они оставляли после себя пустыню: в приграничных с Уэльсом районах убиты люди Эдрика Лесника, в Эксетере – мужи Девоншира, в Нортгемптоншире – Валтеоф и его люди, в Восточной Англии – мужи Хереварда, «последнего из англичан». Позднее этот период английской истории был отражен в «Книге Судного дня» (книга с данными первой государственной переписи населения в Англии). Но больше всего пострадал север Англии: Йоркшир, Дарем, Нортумберленд. В одном Нортумберленде армия этих демонов в человеческом обличии трижды уничтожала все на своем пути: города, деревни, храмы, урожаи, скотину, мужчин, женщин и детей. До сих пор в Йоркшире на месте опустошенных Вильгельмом в 1069-1070 годах районов можно увидеть леса и пустоши. Эти когда-то заселенные и процветающие места оказались брошены навсегда.
Когда-то заселенные и процветающие места оказались брошены навсегда
Многие монастыри и церкви были разрушены, не стал исключением и монастырь Ярроу, где некогда подвизался святой Беда Достопочтенный. Духовенство и монахи Дарема бежали на святой остров Линдисфарн, испрашивая заступничества у святого отшельника Кутберта и вновь читая старую молитву: «От ярости северных людей избави нас, о Благой Господь!» От Дарема до Йорка, на территории протяженностью в 60 миль, не осталось ни одной обитаемой деревни. Люди были ошеломлены происходившим. От Дарема на север до Хексема, по словам нормандского хрониста Ордерика Виталия, совершались «зловещие массовые убийства» – только здесь погибло до ста тысяч человек. Английский хронист Роджер Ховден писал: «Ужасно было видеть на дорогах, в общественных местах и у входных дверей домов трупы людей, съедаемые червями, ибо их некому было хотя бы слегка засыпать землей». Солдаты выносили зерно из амбаров и сжигали урожай на корню. Согласно хронисту Флоренсу Вустерскому, выжившие люди в Йоркшире и Нортумберленде становились каннибалами. За голодом последовала чума, и тем, кому удалось остаться в живых, пришлось продавать себя вместе со своими женами и детьми в рабство норманнам.
Для своего развлечения на юге страны Вильгельм создал «Новый лес» (Нью форест), или пустошь, куда он и его придворные могли бы выезжать на охоту[1]. Обезлюдело целое графство: не менее 108 деревень, особняков и ферм были сожжены, 36 приходских церквей уничтожены, а люди – изгнаны. Несчастные изгнанники приписывали последующую внезапную смерть трех членов семьи Вильгельма, включая его второго сына и преемника – короля Вильгельма Рыжего, произошедшую именно в этих местах, Божественному возмездию за содеянное.
Земля Англии была поделена между последователями Вильгельма – будущей английской аристократией. Самым страшным варварам он пожаловал самые лакомые куски. Так, на опустошенном севере Вильгельм де Перси получил 80 поместий, а Вильгельм де Варенн – 28. Символично, что эти «благородные мужи» брали себе в качестве геральдических эмблем символы дикого варварства, грубой силы и грабежа. Головы собак, львов, быков, кабанов, кинжалы, мечи и дубинки фигурируют на их щитах. В виде украшений в верхней части их гербовых щитов изображались сладострастные козлы, огненные драконы, безумные грифоны[2] и хищные грифы, раздирающие беззащитных мелких птиц. Кровожадными и звероподобными были покровители их гербов, покровители их власти: разъяренные львы, дикие кабаны, свирепые быки, злобные гиены, пьяные медведи, рычащие псы, обезумевшие бараны, хитрые лисы, жестокие волки, коварные пантеры, монстры из адского пламени – демоноподобные грифы, орлы и драконы. Кровожадными и звероподобными были и носящие их на своих щитах. Вот что можно сказать о «главенствующей цивилизации» и «благородной крови» норманнов. Хотя и сегодня находятся глупцы, которые гордятся тем, что их «предки пришли вместе с Вильгельмом Завоевателем».
По нашему мнению, следует не гордиться, а стыдиться этого, как писал лорд Теннисон:
Настоящие сердца больше корон,
А простая вера – норманнской крови.
Выжившие представители английской знати были лишены прав и ограблены. Кое-кто сумел перебраться в другие страны, в Скандинавию и Россию, в Константинополь и к теплым берегам Черного моря. Остальных отвезли в Нормандию и демонстрировали как военные трофеи. Английский хронист и историк Рафаэль Холиншед (+ ок. 1580) рассказывал, как знатных англичан заставляли сбривать себе бороды и срезать волосы, одеваться и жить, как норманны и их свиты.
Некоторые из англичан, например, Эдрик из Шропшира и Херевард из Болот («Болота» – бывшая низкая болотистая местность в Линкольншире, Кембриджшире и Норфолке – Прим. перев.) перебрались в леса и стали, выражаясь языком нормандской терминологии, «вне закона» (outlaw). Как пишет наша современница историк Сьюзен Рейнолдс: «Самыми известными “преступниками” зеленого леса до Робина Гуда, были, вероятно, представители старой английской знати, оставленные за бортом жизни». Так английская нация потеряла свою культурную элиту, которую заменили на иностранную элиту, с чуждым Англии языком и культурой.
Вильгельм передал церковное управление нормандским монахам и епископам. Он сделал воина-епископа, своего брата Одо из Байё, королевским наместником на время своих отъездов в Нормандию. Ланфранк стал архиепископом Кентерберийским. Вильгельм норманизировал весь английский епископат. Епископы Ательмар из Элмхама, Ательрик из Селси и Леофвин Личфилдский ушли, и к 1080 году единственным епископом-англичанином оставался кроткий Вулфстан Вустерский. Норманизация епископата сопровождалась норманизацией монастырей. В 1066 году в Англии действовало 35 независимых монашеских общин под руководством игуменов и игумений, понимавших, что Вильгельм хочет уничтожить подлинную монашескую жизнь в обителях и заменить подвизающихся там нормандскими воинами-монахами или учеными. Игумены Альфвиг Винчестерский, дядя короля Гарольда (последнего донормандского английского короля) и Леофрик из Питерборо умерли от ран, полученных от рук нормандцев. Преемник Леофрика, игумен Бранд, «муж очень благочестивый и мудрый», был дядей уже упомянутого знаменитого Хереварда из Борна. Игумен Ательсиг Кентерберийский помог организовать сопротивление в Кенте; другие, как, например, игумены Ательнот Гластонберийский, Годрик из Уинчкомба, Ситрик Тавистокский и Вулфрик Винчестерский были пылкими патриотами. За первые 6 лет, прошедших после коронации Вильгельма, все они были сняты. Ко времени смерти завоевателя в стране оставалось лишь три игумена-англичанина – все остальные были ставленниками завоевателей. Потомки этих «церковных деятелей» позднее канонизировали мягкотелого Эдуарда, благодаря которому стало возможным это разорение Англии, двоюродного брата Вильгельма, и назвали его «Исповедником». Историк Дэвид Дуглас писал, что «норманизация церковного управления в Англии была главной чертой правления Вильгельма. Между 1070 и 1087 годами английскую церковь заставили подчиниться континентальному образцу и реформистским идеям, проникавшим в Западную Европу». После битвы при Гастингсе Вильгельм даже отправил в Рим трофеи и знамя убитого короля Гарольда, которое он подобрал в Гастингсе. Неудивительно, что Дуглас написал: «Феодализация церкви в Англии в будущем привела к печальным последствиям». Последствия, действительно, были печальными: они привели к еще одной исторической трагедии – насилию Реформации и Английской гражданской войны.
Англия была ввергнута в духовное обмирщение и темное бесплодие латинской схоластической культуры
Работа по металлу, чеканка монет, вышивание и производство книг в Англии в донормандский период были самыми превосходными в западной Европе. Но самое важное: только до нормандского завоевания в Англии существовала замечательная национальная культура, основывавшаяся на Евангелии, проповеди и житиях древнеанглийских святых и пропитанная духом истинной Церкви. Эта культура получила смертельный удар при Гастингсе. Англия была ввергнута в духовное обмирщение и темное бесплодие чужой, латинской схоластической культуры средних веков.
Через несколько лет многие норманны, устав от резни и не имея возможности захватывать новые военные трофеи, возвратились в Нормандию. Среди них были родственник Вильгельма Завоевателя Гуго де Грантмеснил, смотритель замка Гастингс Хамфри Тийей и многие другие. Некоторые из них испытывали отвращение в связи с варварскими действиями Вильгельма. Согласно хронистам, таким как Уильям Мальмсберийский и Ордерик Виталий, во время свадьбы в Норвиче полуангличанина Ральфа, эрла Норфолка и Саффолка, с сестрой Фицосберна, эрла Херефорда, стороны объединились и прокляли Вильгельма, сговорившись против него. При этом норманны прокляли его как бастарда, «человека простого происхождения», бретонцы – как убийцу их герцога Конана, а англичане – как завоевателя, убившего короля и отправившего в изгнание наследников престола. Они выкрикнули, что «Вильгельм ненавидим всеми, и его смерть обрадует сердца тысяч людей». Узнав об этом, Вильгельм приказал часть заговорщиков ослепить, других изгнать и конфисковать их имения. На их место по его приглашению тут же прибыла другая свора разбойников из Франции, Германии, Италии и Испании.
Вильгельм ненавидим всеми, и его смерть обрадует сердца тысяч людей
Остаток жизни проклятый Вильгельм провел, подавляя войны и восстания, направленные против его власти. «Эрлов, не подчинявшихся его воле, Вильгельм держал в рабстве. Непокорных епископов он лишал епископских кафедр, игуменов – должностей настоятеля, а бунтовавших танов заключал в темницы», – гласит «Англо-саксонская хроника». Вильгельм был вынужден арестовать даже своего кровожадного брата, епископа Одо и держать его под стражей до конца жизни. «Благородная знать» восставала против тирании завоевателя. Старший сын Вильгельма, распутный Роберт, постоянно враждовал со своим отцом из-за владения Нормандией. Последние дни Вильгельма были омрачены трениями между его вторым сыном, Вильгельмом Рыжим, и третьим сыном, Генрихом. К моменту своей смерти в 1087 году, Вильгельм был оставлен всеми, включая и собственных сыновей. Когда он умер, слуги обшарили все королевские покои, раздели Вильгельма практически догола, сняв с него королевские одежды, и он пролежал в таком состоянии почти целый день. Во время похорон от уже начавшего разлагаться тела исходило такое страшное зловоние, что даже церемонию отпевания пришлось сократить, а труп – практически бросить в могилу.
«Англо-саксонская хроника» заключает повествование о Вильгельме так: «Уэльс был под его властью, по всей стране он выстроил замки и тем самым держал народ в повиновении. Шотландию он тоже подчинил себе… Если бы он прожил еще хотя бы два года, то завоевал бы и Ирландию… Конечно, в его эпоху люди страдали от страшного угнетения и многократной несправедливости. Тяжелым человеком был король. Он утонул в скупости и был полностью поглощен алчностью… Он был слишком беспощаден, чтобы заботиться о чем-либо еще, хотя все его ненавидели… Горе тому, кто держит себя столь горделиво. А как нераскаянная несправедливость Вильгельма передавалась из поколения в поколение? Какова была судьба этого иностранного монарха и его проклятого наследия?»
Завоеватель передал свое зверское проклятие потомкам
Печально, но завоеватель передал свое зверское проклятие потомкам. Его сын и преемник Вильгельм II, называемый Рыжим, был известен своей крайней невоздержанностью. В период его правления многие норманны, например, Роберт де Моубрей – эрл Нортумбрии (с 280 поместьями), Гуго из Шрусбери, Одо из Холдернесс, Уолтер де Лейси покинули Англию. После смерти или убийства Вильгельма Рыжего в лесу Нью Форест, его брат и преемник Генрих I выгнал из страны многих последователей Вильгельма II, добившись того, чтобы большинство норманнов, прибывших еще с Вильгельмом Завоевателем, включая эрлов Суррея, Шрусбери и Ланкастера, покинули Англию. Ордерик Виталий писал: «Один за другим, почти все знатные люди, дети тех, кто завоевывал Англию, были высланы из страны как предатели и преступники, а их поместья и почести были переданы новым людям».
Однако Генрих I и сам был знаменит своей садистской жестокостью. Именно он ввел практику четвертования преступников и волочения ведомых на казнь по земле, привязанными к хвосту лошади. Генрих ослепил своего родного брата Роберта, выплеснув ему в лицо чашу с раскаленным металлом, а затем отправил его в тюрьму, где тот провел остаток жизни. Пытался он убить и сына Роберта, своего племянника. Единственный законнорожденный сын Генриха I Вильгельм утонул. Генрих приказал выколоть глаза и отрезать носы у двух своих внучек, за что их мать Матильда (его собственная дочь), пыталась его убить. Именно Матильда, сама отличавшаяся жестокостью и вероломством, стала родоначальницей кровавой династии Плантагенетов. В XII столетии благодаря ей и ее слабосильному французскому двоюродному брату Стефану в Англии началась жестокая гражданская война, продолжавшаяся 19 лет. Согласно «Англо-саксонской хронике», жестокость этой войны была такова, что люди говорили: «Христос и святые спят!» Вот такими были ближайшие родственники завоевателя.
Продолжим ли наше повествование рассказом о совершенно ненужном завоевании Ирландии сыном Матильды, французом Генрихом Анжуйским, ставшим английским королем Генрихом II, с его богохульным нравом, ставшим причиной смерти архиепископа Кентерберийского Томаса Беккета и самого короля? Или расскажем о чудовищном геноциде в Уэльсе, Шотландии и Ирландии, о горьких ста годах ненужной войны с Францией? Стоит ли говорить о долгой череде тиранов, которые после проклятия Вильгельма I занимали английский трон на протяжении веков?
Ибо после Генриха II пришел беспощадный Ричард I, прозванный «Львиное сердце». Он был слабый правитель и любитель воевать, все деньги страны тративший на финансирование своих походов на Ближний Восток, и этим обанкротивший Англию. Затем пришел его брат, ненасытный Иоанн Безземельный, убивший своего собственного племянника, наследника престола. Потом были неумелый правитель Генрих III с его гражданской войной; жестокий Эдуард I, расточивший богатство Англии на войны с Уэльсом и Шотландией; совершенно неспособный к управлению и, в конечном итоге, убитый в замке Баркли король Эдуард II; беспощадный Эдуард III, втянувший Францию в Столетнюю войну; тиран Ричард II, умерший насильственной смертью; узурпатор Генрих IV, человекоубийца Генрих V, ослабивший страну войнами; и, наконец, безумный и тоже умерший не своей смертью Генрих VI. После них последовали Эдуард IV и Ричард III – детоубийцы, утопившие своего собственного брата; скупой и жадный до власти валлиец Генрих VII и распутный женоубийца Генрих VIII. Ему наследовал сын – малолетний Эдуард VI, при котором было сожжено множество «еретиков»; затем поистине «кровавая» Мария I; казнившая очень многих людей Елизавета I; трусливый глупец Иаков Шотландский, оккупировавший Ирландию. Далее следуют обезглавленный король Карл I; республиканский диктатор и тиран Оливер Кромвель, по жестокости ничуть не уступавший королям; похотливый Карл II и тираничный Иаков II. На нем династия Стюартов прервалась и наступил период правления Ганноверской династии, яркими представителями которой являются правивший 60 лет душевнобольной Георг III и его сын – знаменитый дебошир и пьяница Георг IV. Завершает этот долгий список всеми ненавидимый Вильгельм IV. Никто из этих монархов не был англичанином – один этот факт говорит о том, что они не чувствовали любви к стране и ее народу в своих сердцах. Как писал в своей поэме «Песни плуга» о 1066 годе английский писатель Морис Хьюлетт (1861-1923):
Помню, был тысячный с чем-то год
После рождения Царя Христа,
В Англии правили три короля
Перед тем, как зазвонить Рождественским
колоколам;
И после них больше не пришел ни один
(король)
Английской крови, чтобы пелась песнь.
В действительности английская монархия начала приобретать популярность в народе лишь спустя более чем 750 лет после нормандского завоевания благодаря добросовестности королевы Виктории (1819-1901). Она первой поняла, что конституционный монарх должен, прежде всего, любить свой народ, жертвовать собой для народа – тогда народ полюбит своего правителя. Кажется, это было ясно и последующим монархам, до самого недавнего времени, когда некоторые члены королевской семьи снова стали забывать это простое правило. Возможно, что королева Виктория, изучая историю своего народа, поняла это на примере одного из донормандских королей, например, святого Эдуарда-Мученика, пожертвовавшего своей жизнью ради народа – с его мученической кончины тянется долгая трагедия английской истории. Или ее героем был тот единственный за всю историю Англии монарх, заслуживший титул «Великий». Именно тот, с кого мы начали наше малое исследование английской истории, тот, кто еще до прихода Вильгельма спас Англию от других подобных ему «вильгельмов». Это Альфред Великий, достойная и светлая душа, вышедший из Уэссекса, из Этелни лишь с одной своей верой. Вот что написал о нем Честертон в «Балладе о белой лошади»:
Не осталось ни единой английской брони,
Ничего английского,
Когда Альфред пришел в Этелни,
Чтобы быть английским королем.
Закон Англии есть закон Божий, как он записан в Библии
Именно Альфред основал английский флот, строил крепости, сражался и победил датских захватчиков, убивших его друга, короля Восточной Англии, мученика Эдмунда. Когда же Альфред победил датчан, он не стал кроваво мстить им, а крестил их, приведя от варварства Одина к учению «Белого Христа». Он отвоевал Англию не только физически, но и духовно. Альфред Великий переводил отцов Церкви, христианизировал языческую римскую философию и учил десяти Заповедям в своих законах: «Закон Англии есть закон Божий, как он записан в Библии; и король, и суды подвластны ему и не могут его изменять». Он начал восстанавливать старую английскую цивилизацию, чьи школы при кафедральных соборах с древних пор преподавали латынь и греческий язык, музыку и астрономию. Альфред отправлял миссии в Европу, чтобы вернуть ее из язычества. Этот великий правитель был поистине велик, потому что в нем горело духовное видение Англии, обновленной во Христе, восстановленной в благочестии и учености прежних лет. Дети Альфреда, их дети и дети их детей – Эдуард Старший, Этельстан, Эдмунд I, святой Эдгар Мирный – завершили его труды, приведшие к великому духовному и культурному процветанию и подъему Англии в X веке, кульминацией которого стало судьбоносное мученичество и самопожертвование святого Эдуарда-Мученика в 978 году. Альфреда называли «Альфред провозвестник правды», «Альфред законодатель», «английский пастырь», «утешитель Англии», «любимец Англии», «отец английской духовной литературы».
О, где старый дух?
Дух Альфреда Великого?
Существовавший до того, как трон обесценился
порочностью и золотом,
Еще когда люди были едины с государством?
(Уильям Хик. «Северная звезда», 1841).
Не удивительно, что Честертон написал о нем: «Альфред родился в Уонтидже и правит Англией до Судного дня».
Подходя к концу нашего обзора трагедии английской истории и к современному раскрытию этой истории, мы в праве задать себе вопрос: есть ли у нас надежда на нового Альфреда? Возможно ли в эти времена сомнений восстановление настоящей монархии, которая была во времена Уэссекса? Можно ли рассчитывать на возвращение Англии во времена до прихода Вильгельма, до начала ее трагедии, на исторические пути ее судьбы? Есть ли надежда на то, что Англия восстановит свою душу? А если эта надежда есть, то, когда же это произойдет? О, когда, когда?
Только когда видимая Англия начнет бережно хранить невидимую Англию:
Когда наш последний лук сломается, о
королева,
Когда мы метнем наш последний дротик,
Под грустным, зеленым вечерним небом,
Высоко держа развалившийся крест,
Лежа под теплой западной травой,
Придем ли мы наконец-то домой?
……
Не скажу ничего для Вашего утешения,
Ничего, что потакало бы Вашему желанию,
За исключением того, что небо все темнеет,
А море поднимается все выше.
Ночь будет над Вами как три ночи,
А небо – железным сводом.
Есть ли у Вас радость без причины?
Да вера без надежды?
(Из «Баллады о белой лошади»).
Прочла с большим интересом.
Основными источниками по досаксонскому периоду являются, несомненно, "Церковная история народа англов" св. Беды Достопочтенного (русский перевод Эрлехмана) и "О разорении бриттов" св. Гильды Мудрого (тоже есть на русском". На эту тему также писали такие исследователи, как Deanesly, Godfrey и Mayr-Harting (поищите их на английском). Но в целом, по досаксонскому периоду сохранилось крайне мало источников. Если Вас интересует Ирландия, то "Исповедь", а также ранние жития св. Патрика и св. Бригиты точно сохранились и есть в открытом доступе в интернете как минимум.
... и нет ничего нового под солнцем. Так погибла Америка (настоящая Америка, не самозванная). Так погибает сейчас Украина от идеологии поляков, австро-венгров, немцев и невесть еще кого, кто объявил, что только они настоящие украинцы, а остальные - "недолюди". Собери разношерстный сброд и дай ему полный карт бланш. Коренное население, видя, что творят пришельцы, само в ужасе бежит со своих земель. Примерно то же переживает Европа, пока бескровно. Думаете, почему европейцы будто в рот воды набрали? Да потому, что по щелчку в любом городе может начаться резня со стороны арабов. И сопротивляться будет некому, сотня мужиков, остальные... толерантные.
/Потомки этих «церковных деятелей» позднее канонизировали мягкотелого Эдуарда, благодаря которому стало возможным это разорение Англии/
Это урок потомкам. Хотя, как показывает жизнь, уроки мы учим плохо.
Историку СПбГУ:
/В истории Англии до норманнского завоевания тоже далеко не все было идеально/ - стало быть, было в истории человечества идеальное государство? Ничто не идеально, но это совершено не значит, что подлежит уничтожению.
Но, знаете, как-то не хочется наступления апокалипсиса…
"Царь царствующих и Господь господствующих" (1 Тимофею, 6:15)
"На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствующих". (Откр 19:16).
А вот и икона: http://days.pravoslavie.ru/Images/im1197.htm
Из сего Вы легко увидите, что речь идёт о Господе нашем Иисусе Христе.
Выражаю искреннюю надежду, что именно этого Царя Царей ждут все православные христиане, Ему поклоняются, на Него надеются и для Него себя приуготовляют молитвой, чтением Евангелия и другой духовной литературы, а также прочими делами веры.
Царь Царей - это Иисус Христос, Господь наш.
…..Видно, в этом отразилось наше ожидание Царя Царей. ….
Елена, а можно чтобы Вы уточнили какого такого Царя Царей Вы ожидаете? Как-то не совсем понятно.
P.S. Русские ждут Православного Русского Царя Помазанники Божьего, ну уж точно не Царя Царей, как Вы высказались. Если я ничего не путаю, то Царя Царей ждет совсем другой народ….
Интересно также узнать, не от норманнов ли ведут свой род современные английские королевы. А англичане, оказывается, тоже ждут своего благоверного царя. Также как и русские. Видно, в этом отразилось наше ожидание Царя Царей.
Что же вызвало такие несчастия, обрушившиеся на Англию? Обычно Господь за грехи народа такое только посылает.
Thank you to the author and to the translator. All your articles are very interesting. I wish English Orthodox saints' names were included into Russian calendar. This would be such a good missionary move, since many Russians live in English speaking countries and marry local men and women. But also, many of those names sound good in Russian as well and could be used there.
I also wonder about current royal dynasty in Britain. Sounds like they are the descendants of all those Normans.
And it was interesting to see that Englishmen are also hoping for an Orthodox king, just like many Russians do.
I wonder what was it that caused God to send those vandals to the English land. God usually sends tragedies for the peoples sins.
Но в истории все было, мягко говоря, не совсем так. Злодеи были и среди чистокровных англо-саксов, как были хорошие люди среди норманнов. Неприязнь к норманнам как завоевателям со стороны англичанина по-человечески можно оправдать, но вот искажение фактов - увы, нет. В истории Англии до норманнского завоевания тоже далеко не все было идеально. И завоевание это не было геноцидом, хотя без крови, безусловно, не обошлось.