Псковский таксист Вадим расспрашивает своих коллег, как нас везти в Выбуты. В сущности, это рядом, не так уж и далеко от автобусного круга, который на улице маршала Рокоссовского, между прочим уроженца Псковщины – Великих Лук. Путеводитель объясняет: Выбуты находятся на левом берегу реки Великой в полутора десятках километров от Пскова вверх по течению. Но, видать, туда редко кто ездит.
Объяснения просты. Однако с наскока почему-то не получается, петляем по маловразумительной грунтовке, упираемся в лес, затем находим крайнюю избушку какого-то поселка. Пожилой хозяин, рубящий дрова, разводит руками: ну чего тебя сюда принесло, когда надо было прямо!
Начало хорошее, кроме шуток: сбои всегда предвещают удачу. И пользительны для легкого волнения.
Для тех же, кто отправится «после нас», сообщаем: из Пскова ехать по трассе нужно через Кислово в сторону Палкино. После деревни Раздолье – поворот налево с указателем «Выбуты», оставшиеся два километра – плотная грунтовая дорога.
Выбираемся куда надо, а тут и ехать уже всего ничего. У-у-у, какая красота-а-а-а! Поля, усеянные лиловым иван-чаем и дивными фиолетовыми люпинами – чуть ли не до горизонта.
Выбуты приписаны к Раздолью. Всё верно, раздолье и есть. Едем уже вдоль берега Великой. На противоположной стороне – лес силен. Каменные быки от бывшего моста. Вадим поясняет: взорван в Великую Отечественную.
Ширь, поля, река… Лучше – не бывает. Среди дерев пробивается по курсу темный куполок да белая стеночка.
И вот над дорогой среди дерев пробивается по курсу темный куполок да белая стеночка – прямо на берегу. Он, Ильинский храм в Выбутах.
– Останови, – говорю, – погляжу минутку отсюда.
С такого расстояния – глядеть отрадно. Да и отовсюду. Ширь, поля, река, кучевые облачка, деревья здесь, лес на той стороне. Лучше – не бывает.
Нельзя ж вот так, сразу «вкатываться». На быстрых колесах-то. Нужно предвосхищение, собранность и несуетная строгость момента.
Отчего-то всегда зналось, что рано или поздно попаду сюда. И вот – здесь.
Что за место такое особенное? Подарило нам святую равноапостольную княгиню Ольгу, ревнительницу византийского Православия, бабку Владимира Крестителя. Символично их изобразил Вячеслав Клыков на псковском памятнике: маленький внук, княжич, словно покоится внутри высокой Ольги. Скульптор использовал тот же стилистический ход, что и в памятном знаке преподобному Сергию Радонежскому, который он изваял для подмосковного Радонежа. Но если там монах-холм, монах-ракета стоит, как бы укрыв в себе свой исток – нестеровского отрока Варфоломея, который вырастет потом в столп Земли Русской, то псковская Ольга укрывает собой свое продолжение – в том числе и в первую очередь – духовное: внука Владимира Красное Солнышко. Белый цоколь памятника основоположнице русского христианства окружают очень красивые барельефы псковских святых, выполненные в стилистике древнерусской резьбы, каковой Клыков воспользовался и в украшении стен Звонницы на Прохоровском поле.
Что за сила такая в Православии, коль его столь ненавидят сегодня всякие американские бжезинские, слюной ненависти исходят, «великие шахматные доски» изобретают! Но у нас на их лукавые «великие шахматы» – имеется река Великая. И великая вера предков. Завещанная через великого Киевского равноапостольного князя Владимира великой Киевской равноапостольной княгиней Ольгой.
Трудно объяснить и самому себе, отчего так тянуло сюда, в место, где родилась и бегала к реке девочка, а потом девушка, которая знать не знала о грядущей участи и собственной грандиозной роли в судьбе огромной Руси. Всё было уже предначертано, но ничто еще не проявлено.
***
Предание сообщает, что именно деревенька Выбуты подарила «дивную в девицах» «начальницу веры» и «корень Православия», принявшую христианство около 957 года, за три десятилетия до крещения Руси ее внуком. Иоакимовская летопись уточняет: Ольга (Хельга, Вольга) в переводе с варяжского означало «святая».
Уверяют, что в этих местах однажды охотился князь Игорь и, чтобы переправиться через Великую, окликнул с берега правившего лодкой юношу. Уже на середине реки князь понял, что это девушка, и «красота девицы возбудила в князе нечистые желания». У девушки обнаружился сильный северный характер, ей удалось вразумить и устыдить князя, апеллируя и к высокому званию, и к людскому мнению, и, наконец, пригрозив, что ее «защитою будет глубина этой реки».
Автор «Степенной книги» потом заметит: «Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью и желала быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». А преподобный Нестор Летописец напишет так: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа».
По преданию, Ольга воспитывалась у богатой тетки в деревне Пристань, ниже по реке.
Все окрестности с тех пор привязаны к памяти о великой княгине, о Православии, которое она принесет на Русь.
Если пройти от Выбут 4,5 км вверх по Великой, то дойдешь до села Покровское. Считают, что оно являлось отчиной Ольги и тут когда-то был основанный ею монастырь, который был разорен литовцами, а развалины смыло рекой.
На противоположном от Выбут берегу Великой расположена деревня Ерусалимка, а чуть выше по течению, в полутора километрах от деревни Горы, находится деревня Ольгенец. Долгое время, рассказывают, здесь были видны развалины большой каменной постройки – вроде бы, Ольгина дворца, а возможно, и церкви. Крестьяне считали место святым и не распахивали его, хотя развалины находились посреди поля. У людей было даже намерение на этом месте устроить часовню в честь святой. В Ольгенце до сих пор пользуются колодцем, выдолбленным в крутой береговой известняковой скале. Он заполняется прозрачной холодной водой из Ольгина ключа: здесь, по преданию, брала воду княгиня. В 1998 году около фундамента и у колодца прихожанами псковского храма святого Александра Невского и военнослужащими Псковской десантной дивизии установлены киоты с иконами святой княгини Ольги.
В погост Выбуты была пожертвована икона «Святая Ольга», написанная девятилетним болгарским иконописцем Георгием. Иконы с образами княгини Ольги и Владимира Крестителя, а также большое постовое Евангелие передал архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
***
В 903 году Ольга стала супругой Игоря, великого князя Киевского. После его убийства в 945 году восставшими древлянами вдова возложила на себя бремя государственного служения при трехлетнем сыне Святославе. И вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. Таинство Крещения совершил над нею Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был император Константин Багрянородный. Ей было наречено в крещении имя Елена в честь святой равноапостольной царицы Елены, матери святого Константина, обретшей Крест Господень.
По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы.
Материнские усилия княгини имели драматический и даже трагический результат: ее сын Святослав, вполне успешный воин, оставался язычником, по его распоряжению был убит племянник Ольги Глеб. Ольга горько пеняла сыну: «Сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти – вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото ко святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню». Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить всё завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры.
Преставилась святая княгиня Ольга в 969 году, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Как святая равноапостольная – великая княгиня Ольга была канонизирована Русской Церковью на Соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси, сложившееся еще в домонгольскую эпоху. Ее нетленные мощи покоились в Десятинной церкви в Киеве.
Древнерусская летопись в записи, сделанной спустя 140 лет по преставлении княгини, исполнена поэтичных слов любви к Ольге: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».
***
Вадим остается нас ждать, а мы подходим к Ильинскому храму.
9 июня, Свято-Духов день, но кто-то – труждается. Труженик со строительных лесов, сверху, в ответ на поздравления с праздником Святой Троицы и пожелания «Бог в помощь!» словоохотливо рассказывает, что реставрационные работы ведутся по благословению настоятеля псковского храма Александра Невского, к коему Ильинская церковь в Выбутах и приписана. Мне дозволяют протиснуться сквозь леса в приоткрытую дверь храма, где молодой парень шпаклюет белые опорные столбы.
Храм не очень велик, но давно подмечено: внутри пространство такого храма оказывается гораздо большим…
Храм не очень велик. Приземист и уютен, как все псковские церкви. Давно подмечено: внутри пространство такого храма оказывается гораздо большим, чем можно было ожидать, глядя на него снаружи.
Выныриваю в боковой ход. На мгновение замираю, прислонясь спиной к стене, утекая глазами в синеву неба, белизну облаков, в невозможно распахнутую речную долину. Да, раздолье. Пространства и сердца. И духа?
При Ольге этого храма, понятно, не было. Православия на Руси еще не было, вот в чем дело. Как сказал бы поэт, место зияло отсутствием. Теперь оно заполнено важным: церковью Илии Пророка. Каменной, двухпрестольной, одноглавой. Уверяют все-таки, что церковь эта возведена не позже XIII века. Ныне храм реконструирован в формах XV века. Рядом, по псковской традиции, стоит двухпролетная звонница, выстроенная на протяжении XVI–XVII веков. В писцовых книгах того периода местность называлась Выбутскими губами Завелицкой и Прудской засад Псковского уезда.
«Засады», понимаете ли. На страницах псковских летописей Выбуты появляются в связи с походом новгородцев на Псков в 1393 году и их поражением здесь. Выбуты были для Пскова стратегически важным пунктом. Через выбутские пороги – а здесь с тех времен и поныне мелководье – проходила одна из дорог, позволявших подойти к городу. В случае военной опасности с запада псковское войско всегда стремилось «затворить» броды, как это случилось в 1407 и 1480 годах. В 1503 же году, как сообщает летопись, стычка у бродов не предотвратила прорыва ливонского войска к стенам Окольного города.
***
Живая жизнь кипела тут и в канун русской смуты 1917-го. В марте 1896 года в Выбутах состоялось открытие приходского попечительства. Начиная с 1902 года при Ильинском храме работало общество трезвости, названное в честь великомученика святого Пантелеимона. В январе 1908 года было основано братство во имя Иисуса Христа для оказания необходимой помощи бедствующим прихожанам. Богадельни и больницы в приходе не существовало, при нем работали только две земские школы.
В безбожное время Ильинскую церковь закрыли. В годы Великой Отечественной войны храм был сильно поврежден. В 1955–1957 годах проводилась реставрация по проекту архитектора В.П. Смирнова.
Воины-десантники Псковской дивизии построили в Выбутах храм святителя Николая Чудотворца.
В 1999 году Ильинский храм возвратился Церкви. Именно с этого времени по благословению архиепископа (ныне митрополита) Псковского и Великолукского Евсевия настоятель храма святого Александра Невского митрофорный протоиерей Олег Теор является одновременно и настоятелем храма Илии Пророка в Выбутах. И поскольку Александро-Невский храм окормляет воинов-десантников Псковской дивизии, они построили в Выбутах своими руками рядом с кладбищем деревянный храм святителя Николая Чудотворца и оказывают помощь в восстановлении древнего храма Илии Пророка. Никола тоже неслучаен: тут прежде существовал Николин придел, до наших дней не сохранившийся. В былые времена рядом с Ильинским храмом был и двухэтажный Ольгинский храм, от которого остались лишь заросшие руины. А в километре к северо-востоку от храма Илии Пророка был и «Ольгин камень», взорванный в ХХ веке. Сегодня можно увидеть лишь основание этого камня, некогда огромного. Что тут скажешь: построенная рядом с камнем в 1888 году кирпичная Ольгинская часовня местными жителями была разобрана. «Мы рушим на века, и лишь на годы строим», – сказал про нас южнорусский поэт.
***
До 1917 года место назвалось так: погост Выбуты Псковского уезда Псковской губернии.
Маленький погост возле храма утопает в зелени деревьев, есть новые захоронения. Покойтесь с миром, братия и сестры. Лучшего места для упокоения не придумаешь. Вспоминаю Семена Гейченко и Савву Ямщикова, на могиле которых мы были накануне, в день Троицы, – в селе Тригорском, на небольшом погосте горы Воронич, у стен Георгиевского деревянного храма. Тоже ведь дивное место избрали себе эти русские люди: меж огромных дерев, над живописной долиной Сороти.
Спускаюсь по каменным ступенькам к реке, вхожу по щиколотки в Великую, омываю лицо. Должно быть, тут и проходят обряды Святого Крещения.
К берегу мчится огромная серая немецкая овчарка, а за ней появляется из-за храма бородач. Он кричит, улыбаясь:
– Не бойтесь! Не тронет!
И строго окликает пса:
– Мухтар!
Мухтар – большеголовый симпатяга, общительный и радушный. Однако спустя десяток минут беседы ревнует хозяина к нам, даже делает вид, что обижается. Но сам тоже общается с нечастыми гостями с удовольствием.
Бородач называется Владимиром, предлагает задержаться, попить чайку, «а вообще – приехать бы вам сюда 23 июля; к самому Ольгину дню всегда народу сто-о-олько съезжается – и из Питера, из Москвы, отовсюду!..»
– Как там, на Украине? – спрашивает, с тревогой вглядываясь в лицо.
– Война, брат.
– Ой, беда-а-а…
Владимир – уроженец Западной Украины, но сюда Бог привел его десяток лет назад, так человек и остался здесь, присматривать по благословению за Ильинским храмом и погостом да за Николиной церковью. В нее он нас и заводит. Прикладываемся к образу святого Николы и Богородичной плащанице – о которых у Владимира находится для нас особое слово. Он дает нам с собой иконки равноапостольной княгини Ольги, обнимает и крестит на прощание:
– Ну, с Богом, жду 23 июля!
Каменная голова княгини Ольги, словно откинувшись на жердевую ограду, взирает на бревенчатую стенку Никольской церквушки, ко входу в которую прислонился большой деревянный поклонный крест, ждущий своей установки в неведомом для нас месте. Может, княгиня вспоминает, как произошла здесь ее встреча с князем Игорем Рюриковичем? Это чуть ниже Выбут, где Великая разделяется островом на два рукава. Правый рукав, более глубокий, носит название «Ольгины ворота», левый, мелкий, с каменистым дном, – «Ольгины слюды» (из-за наслоений известняка на дне реки, слуда – подводный камень). И хотя достоверность Иоакимовской летописи ставится историками под сомнение, во имя красоты процитируем ее отрадные слова: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал ее и нарек в свое имя Ольга». Не можем мы оставить без внимания ни Прекрасу, ни древний Изборск, ни одну из версий наречения Ольгой выбутской девушки, и пускай себе кто-то считает, что и незнатного рода, «от языка варяжска».
***
Возвращаясь во Псков, снова проедем по улице имени «десантника № 1» – генерала армии Героя Советского Союза Василия Филипповича Маргелова. Родившийся век назад, это он ввел в Советской Армии форменные голубые береты и тельняшки с полосами цвета неба и морских волн – в воздушно-десантных войсках, коими командовал в 1954–1979 годах. Маргелов – широко почитаем, в том числе и в моем Харькове. В сущности, создатель современных отечественных ВДВ. Для Пскова – это особый человек.
Пока слева видим подъездные железнодорожные пути десантной дивизии. Справа – дивизионный аэродром, полосы препятствий, где обычно тренируются бойцы.
Вслух вспоминаю 6-ю роту 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской (Псковской) дивизии ВДВ, погибшую у высоты 776 на рубеже февраля-марта 2000 года во Вторую Чеченскую войну.
Водитель такси откликается, рассказывает, что на этом поле десантников учат прыгать с парашютом, что у него самого 30 прыжков и он 13 лет прослужил в ВДВ, освоил почти все десантные специальности, в 35 лет вышел в отставку сержантом. Вадиму пришлось повидать всякое, но о страшном русский воин не распространяется.
Он – эстонец, уроженец приграничной с Эстонией псковской деревни. С будущей женой, русской, познакомился на танцах в соседнем селе, что в пяти километрах. В десант пошел, как самокритично признается, «от лени и желания мир посмотреть». Посмотрел: воинский долг пришлось исполнить во многих горячих точках – в Абхазии, Чечне, Сербии, Осетии в 2008-м. «Родители переживали, но разве остановишь!» Вадим растит дочь, получил во Пскове двухкомнатную квартиру. Пять лет назад пенсию ему назначили в 5 тысяч рублей, теперь вот «Путин добавляет», слава Богу; вместе с «боевыми» получается больше 11. Однако приходится таксовать.
– Вот зовут сменным дальнобойщиком в Эстонию, через десять дней по десять, на тысячу евро; может, и попробую.
Я помалкиваю, вспоминая недавнюю историю с «выходным парашютом» в 270 млн. для некоего «менеджера высшего звена». Разные парашюты нынче у русских людей: у воевавших за Родину десантников – одни, у «менеджеров» – другие.
Вадим восклицает:
– В нашей десантуре – все православные!
Называет Псков военным городом, западной крепостью России. (Мы помним: Псков – город воинской славы, официально с декабря 2009-го). Эстония – рядом, две сотни километров; Вадим, как эстонец, воспользовался правом получения и паспорта Евросоюза, позволяющего ему с семьей путешествовать по Европе без виз.
– Ну, поездили немного, поглядели, пива попили. Хорошо, красиво. А дома ж, в России, – лучше!
Столкнувшись по долгу службы в Сербии с американцами, в составе миротворческого контингента, Вадим стал относиться к их умственным способностям, мягко говоря, весьма критично.
– Если их водителю во время боевых действий пробьют колесо, он будет ждать технической службы, ему запрещено починкой заниматься, он шофер и всё! А наши бойцы, как правило, все – универсалы, умеют и то, и это.
И ещё:
– Это Америка на Украине воду мутит, америкосы против России всегда что-то затевают. Не знают, что ли, что мы всегда побеждаем?! А украинцы… Нет слов. Как же это они стали нерусскими?
Во время учений поднялся ураганный ветер и пошел снег – летом! Непогодой стало парашютистов разносить далеко по окрестностям…
Молчаливый интроверт, Вадим вдруг не на шутку разговаривается. Рассказывает, что в августе 1999 года батюшка совершил здесь, с десантного учебного парашютодрома, крестный ход на самолете, с храмовыми иконами. Во время учений поднялся ураганный ветер и пошел снег – летом! Непогодой стало парашютистов разносить далеко по окрестностям, но по молитвам священства, вышедшего здесь на трибуну, всё закончилось благополучно. Говорят, за несколько дней до тех событий в храме Александра Невского лик Божией Матери проявился на стекле иконы Успения.
– Давайте я вас в наш храм завезу! – вдруг предлагает Вадим.
И вот мы уже заходим в краснокаменную, просторную Александро-Невскую церковь. Удивительно было бы, если бы мы сюда не попали. Улица Мирная, дом 1!
Будь здрав, русский воин Вадим, православный псковитянин, сын эстонских родителей!
***
Возвращаемся в гостиницу «Ольгинская», на Ольгинскую ж набережную, что у Ольгинского моста, – именно тут, на берегу реки Великой, буквально в нескольких десятках метров отсюда, как мило писали: «неподалеку от родного села Выбуты», и было княгине видение. Увидев в небе на востоке «три пресветлых луча», Ольга сказала спутникам: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте воздвигнется церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». Здесь Ольга поставила крест, а на противоположном берегу основала храм во имя Святой Троицы. Он на века станет главным собором Пскова, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Таинственными путями духовной преемственности через четыре столетия это поклонение будет передано преподобному Сергию Радонежскому, который положит, вослед святой равноапостольной княгине, начало особого почитания на Руси Пресвятой Троицы.
Перед гостиницей на скамеечке у новой Ольгинской часовни, лицом к древней церкви Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья, сидит женщина и… разговаривает с воробьем. Тот скачет вокруг сидящей – то по лавке, то по асфальту, то сзади по траве, виток за витком. Видимо, внемлет. Так птицы прилетали к святым. Пытаюсь всмотреться в необычную современницу. Благообразная, блондинка, в брюках, лет сорока пяти…
Гляжу на часовню и псковский Кром, сверкающий купольным золотом Троицкого собора. Нам, русским, важны духовные образы и смыслы. Мы помним, что патриарх Феофилакт благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».
Судя по датам Ольге было около 59 лет, кода родился Святослав? А когда на ней хотел жениться Константин ей было более 70 лет? С датами как-то не очень....