Некоторые больные приходят в клинику на своих ногах, кого-то привозит машина «Скорой помощи», кого-то мчит под рев сирены в мерцании бликов реанимобиль. Вся разница – в степени серьезности состояния пациента, в степени запущенности болезни.
И к священнику люди приходят с «диагнозами» очень различными, и помощь им требуется – иногда незначительная, а иногда весьма и весьма серьезная, вплоть до реанимации…
Ведь звучат – и нередко звучат – такие слова:
«Чувствую: душа моя умирает. Никаких духовных переживаний, больше того – никакого живого религиозного чувства в себе не обретаю. На сердце тяжесть, всё словно мраком каким-то окутано, всё опротивело, всё кажется бессмысленным, ненужным, даже жизнь сама. Как выбраться из этого тупика, как прийти в себя – не понимаю… Безысходность какая-то!»
Смотришь на человека и убеждаешься: он, и правда, выхода никакого не видит, беспомощен, словно рыба, выброшенная на берег. И вода рядом, кажется, но если не умилосердится кто, не возьмет и не выпустит снова в родную стихию, то погибать только и остается. Стихия родная – область жизни духовной, вне которой, и правда, всё мрак и всё тоска для верующего человека. Как покидает он ее, как из нее выпадает?
Так же, как опытный, искусный рыболов знает, какая наживка для какой рыбы потребна, знает и враг нашего спасения, какую наживку предложить нам, какой подобрать крючок, как усыпить бдительность, зацепить… Он изучает нас, нашу жизнь, наш внутренний мир куда внимательней и прилежней, нежели мы сами. Оттого и преуспевает в своих намерениях куда чаще.
Он сначала побуждает нас на что-то отвлечься, чему-то отдаться с неумеренной ревностью и безрассудностью, постепенно истощая таким образом наши силы. Мы меньше времени уделяем духовному, устаем, выматываемся, еще в большей степени погружаемся во внешнее… И если не спохватываемся, то в какой-то момент – раньше или позже, – но приходим в то самое состояние, о котором речь, когда нужна уже не помощь, а именно реанимация.
Это уловка врага – убедить нас в том, что «душа безнадежно мертва и уже ничто не поможет»
Что об этом процессе реанимирования надо знать прежде всего? – Что, в отличие от жизни физической, не бывает такого положения, когда бы она была невозможна. Поэтому еще одна уловка врага – попытка убедить в том, что «душа безнадежно мертва и, что с ней ни делай, ничего не поможет», не должна вводить в заблуждение. Это – первое.
Второе – выход из того тумана, из той неясности «что делать», в которых пребывает в таком состоянии находящийся человек. Нет в действительности тут ничего загадочного, потаенного, сверхсложного – всё просто. Есть такой закон жизни духовной, о котором говорили многие отцы: благодать возвращается тем путем, которым она ушла. Надо увидеть этот путь и начать возвращение – к себе самому, к благодати. «Ушла благодать» через оставление молитвы, чтения, регулярного посещения богослужений – значит, нужно вернуться вновь к этим необходимым для души деланиям. Ушла она через впадение в те или иные грехи, через жизнь нерадивую, нечистую – значит, нужно эти грехи оставить и жизнь переменить. Вот программа действий, вот и руководство к действиям: как зашел в тупик, так и выходи из него. А на месте стоять, упершись в стену, и повторять: «Не знаю, куда идти!», когда дорога лишь одна, что толку?
Трудно в действительности не столько понять, что делать, сколько решиться на это. Ведь цель врага – не только отвести нас на время от единственного существенно важного делания, не только отвлечь от жизни духовной, но и привести постепенно к тому состоянию, которое обычно называется у отцов окамененным нечувствием. И – приводит, а мы приводимся.
А находясь в этом состоянии, очень трудно что-то в своей жизни менять – примерно так же, как трудно пробудиться ранним, темным еще утром от тяжелого, вязкого сна, «вытащить» себя из него, заставить подняться на ноги, когда хочется только одного: лежать под одеялом и не вылезать из-под него никуда. Жизнь течет по инерции, нет сил преодолеть ее, точнее, не сил – они есть, но дремлют, – нет настоящего желания, нет того, что называют сегодня мотивацией. И нужен крик «Пожар!», чтобы вскочил и мгновенно пришел в себя спящий. Нужен укол адреналина прямо в сердце, чтобы ожило, забилось оно… Укол этот – воспоминание о том, что проходит жизнь, что смерть не за горами, а за плечами, а за ней и суд… И ни к смерти, ни тем паче к суду ты не готов.
Если помышлять о смерти и Страшном суде часто, то сердце будет становиться всё живее и живее
Оно, воспоминание это, не вынудит, скорее всего, встрепенуться тотчас. Оно будет воспринято душой едва-едва. Но вот «секрет», который мало кто знает: если помышлять о скорой смерти и о суде часто, если не оставлять этого помышления день за днем, то сердце будет откликаться на него всё живее и живее. И живее будет становиться, исцеляясь спасительным и богоугодным страхом. И тут надо не упустить момент: к размышлениям приложить посильные труды и дела, делания, о которых чуть выше речь. Они помогут душе воспрять. Помогут снова встать на ноги после долгого пребывания на одре…
Это переживал каждый, кто шествовал подобным путем – сначала отходя от Бога и от себя самого, а зачем мучительно возвращаясь. И это опыт не только кающихся грешников, но и многих святых, который они – каждый по-своему – изложили в назидание нам. И, пожалуй, ничего более ценного, нежели он, опыт «духовной реанимации», для нас на самом деле и нет…
Но милостью Божьей я всегда находила ответ на вашем сайте
Этот сайт спас меня духовно и физически
Возможность посещать храм есть не у всех
Используйте эту возможность от вашей души
Зато я поняла что я прищла на землю грешная и с пустыми руками
Дружу с одной семьей много лет и на первых порах поддерживала
ее взгляды и стремления стать богатой и престижной
Бог помиловап меня и дал мне мудрости открыть моии глаза и я поняла почему и за что
Буду работать над собой
А с подругой и ее семьей не знаю что и будет У всех все плохо
Бесполезно уговаривать не ходить к ворожеям и гадалкам
Бесполезно Я молюсь за них за всех Но что моии молитвы против их воли
Правда их 4х летняя внучка стала плакать и проситься в храм
Может Господь услышал мои молитвы за ту семью
Пишу не для осуждения Может поможет мой опыт
Господи сохрани и помилуй нас грешных
Здоровья, крепости сил и милости Божией.
Хочется ответить Юлии - это борьба, враг рода человеческого борется за вашу душу.Его задача - отвратить Вас от Христианства. Вот так пафосно это всё звучит, а в действительности - истинная правда. Способы борьбы для всех нас человеков одинаковы - вера, надежда, молитва, пост, исповедь, причастие, милостыня, милосердие, любовь.
Слава Богу за все
В Церковь меня привели проблемы: болезнь сына, неустроеннность в жизни. Молилась я прежде всего за сына, не сразу, постепенно, год за годом у него здоровье улучшалось. Выправилось и материальное положение семьи - и муж, и я нашли орошую работу, купили жильё. Но! С комфортом появилась лень, охладение к молитвы, очерствение души. Сын в начале воцерковления был светлым, добрым мальчиком. Сейчас он мятущийся, порой угрюмый подросток. Чувствую вину, что подаю ему неправильный пример, но пока не получается исправить себя - увязла сильно в грехах, запустила покаяние. Когда происходят конфликты в семье, первое чувство - за что это мне, такой хорошей? Подумав, одёргивая себя - я достойна всего того, что получаю. И как только примешь эту мысль, сразу становится легче. Любая ситуация учит нас, даёт опыт смирения. Понимаю, иногда одолевает безысходность. Верьте, Господь даст утешение! Не зря сказано: "Ищите прежде Царства Божия и правды Его, а остальное приложится вам". Подписываюсь под этим - когда наладишь духовную жизнь, налаживается и материальная.
Юлия,возможно не моё во все дело вам,что-то советовать,сама далеко не всегда иду по правильному пути.Однако от всей души сочувствую вам и прошу вас не отчаиваться.Возложите всю надежду на Бога и Церковь,Ему виднее,что нам полезно.По своему опыту знаю,когда в душе отчаяние многое кажется хуже,чем есть.А,когда стараешься радоваться,то жить легче,очень помогают Исповедь и Причастие.Бог вам в помощь!
КОММЕНТАРИЙ: 1). Чуйвств благодати в себе не отыскивать, за ними не гоняться, а если когда и мелькают они когда в душе, за них Господа благодарить и пытаться удивляться, за что они мне, при моей греховности.2).Если я в состоянии "тяжести" нахожусь, то полезно мне будет осознать, что и на ЭТО есть Воля (попущение) Божие. А если так, то: а).Господа за внимание ко мне, возблагодарить. б)Осознать, что это моё печальное состояние сигнализирует об обострившихся духовных болячках. Обострившихся в следствие нераскаянности. в)Нераскаянности в конкретных моих злых делах, словах, мыслях, мотивах, подмотивах, чувствах. Нераскаянности в моём фарисействе и лицемерии. г)Осознав, с молитвой пытаться трудиться над очищением "внутреннего склянца души", отделяя, осуждая, ИСПРАВЛЯЯ дела, слова, мысли своего "ветхого человека", ущемляя свой самостный, гордостный дух, на примере ежесекундной жизни.