Церковь Христова созидает храмы, чтобы преобразовывались человеческие души
Церковь Христова сегодня своими силами, народными силами созидает на нашей земле Божии храмы не для того только, чтобы восстановить прекрасные архитектурные сооружения, не только для того, чтобы ландшафт обрел свою совершенно особенную, ни с чем не сравнимую в мире красоту. Церковь Христова созидает храмы и осуществляет свою проповедь, чтобы, подобно тому, как преображаются порушенные и оскверненные храмы, так же преобразовывались бы и человеческие души, чтобы они озарялись внутренним светом, красотой, Божией правдой. А поскольку всё, что происходит в человеческом обществе, начинается и кончается в человеческой душе, это означает, что забота о стране нашей, о народе, об обществе, о благоустройстве внешнем и внутреннем не может осуществляться без заботы о человеческой душе, иначе всё рухнет и ничего не получится.
Ведь и в советские годы много сил отдавалось на то, чтобы улучшить жизнь. В то время в одних руках, можно сказать, были сконцентрированы все сокровища нашей земли, весь промышленный, сельскохозяйственный потенциал. И, казалось бы, всего этого должно с лихвой хватить, чтобы по крайней мере внешне люди жили красиво, в достатке и благодарили за то, что имеют такую жизнь. Но не получилось сделать то, о чем мечтали многие поколения людей, за что многие боролись и даже отдавали жизни.
Именно потому не удалось, что душой человеческой не занимались. Человека воспитывали с помощью идеологических лозунгов, постулатов, а идеология есть производное от человеческого ума. Идеология не живет более трех-четырех поколений, у нее нет внутренней энергии работать на протяжении многих столетий и тысячелетий, потому что источником является человек, а мудрость человеческая преходяща: сегодня одно, а завтра другое. И нередко то, что появляется сегодня, низвергает то, что было вчера. Разве не так происходило в нашей стране, разве не так происходит в мире? А человеческая душа – та же, что была и тысячу, и две тысячи лет назад: то же самое внутреннее духовное устройство. И потому тот же язык, который использовался для того, чтобы проповедовать слово Божие две тысячи лет назад и убеждать людей менять свою внутреннюю жизнь, мы используем и сегодня.
Из проповеди по окончании Литургии
в Троицком соборе г. Калуги
9 сентября 2014 года,
в день памяти преподобных священномучеников
Кукши и Пимена постника, Печерских
Семья – это Богом установленная институция
Семья – это Богом установленная институция. Семья укоренена в самой природе человеческой личности. Поэтому разрушить семью, не переформатировав этой природы, не переформатировав этого сознания, невозможно. И когда мы сегодня констатируем факт того, что институт семьи разрушается, то должны ясно понимать, что речь идет в первую очередь о разрушении самой человеческой личности. Без этого разрушения не разрушить семьи. Поэтому всякая политика, направленная на разрушение семьи, есть антигуманная политика; она бросает вызов самому существованию человеческой личности.
В семье совершается великое чудо рождения человека, в семье дети учатся любви и ответственности, в ней закладываются такие базовые понятия, как долг, честь, жертвенность. Отсутствие у ребенка полной семьи или семьи вообще оборачивается, как известно, очень тяжелыми трудностями как для самого ребенка, так и для общества в целом.
<…>
Можно игнорировать тот факт нашей природы, что мы, взрослые и дети, особенно дети, нуждаемся в семьях, что в семьях нуждаются как отдельные личности, так и общество в целом. Но ни к чему хорошему такое игнорирование не приведет. В последние годы подвергается серьезным опасностям сама семья, идея семьи. И эти опасности приобретают очень грозный характер. Мы сталкиваемся не просто с грехом и безответственным поведением отдельных людей (это, увы, было всегда), но с чем-то гораздо более страшным – с попытками пересмотреть само представление о семье, изменить культуру и законодательство таким образом, чтобы понятие семьи было искажено и в итоге разрушено. Это связано с определенным сдвигом в мышлении, в политике, в ценностях, в восприятии того, что считается правильным и неправильным, с навязыванием обществу ложных идеалов и кумиров. Любая жизнеспособная культура опирается на понятие долга, нравственных обязательств человека по отношению к ближним, обязательств, обусловленных самим фактом существования человека как части социума.
Не может быть счастья без самоограничения
Сегодня человека пытаются представить изолированным индивидуумом, эгоистично ищущим удовлетворения всех своих желаний и в этих целях вступающим с другими людьми в некие договорные отношения, которые он, личность, может в любой момент разрушить, разорвать, как только эти отношения перестанут устраивать эту личность. Брак при этом воспринимается как контракт, не особо отличающийся от других контрактов. Такой взгляд на человека вроде бы подчеркивает его свободу и утверждает, так сказать, право на счастье, хотя на самом деле ведет к несчастью.
Человеческое счастье созидается самоограничением. Очень важно сконцентрировать свое внимание на этой теме. Не может быть счастья без самоограничения, так же как здоровье требует самоограничения. Мы знаем, что человек, заботящийся о своем здоровье, ограничивает себя в пище, ограничивает себя в комфортном отдыхе, предпочитает нагружать себя физически, ограничивает некоторые проявления своего инстинктивного начала, чтобы быть здоровым.
Человек как личность живет полноценной и счастливой жизнью, когда он готов отказаться от чего-то ради других, ради тех, кого он любит, ради своих близких, ради общества в целом. Австрийский психолог и философ Виктор Франкл заметил: «Быть человеком – значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому человек себя посвятил, человеку, которого он любит». Именно в семье человек учится жить для других, и именно семья первой оказывается под ударом жизненной философии, призывающей жить для себя. Эта жизнь для себя в итоге оборачивается одиночеством, потерянностью, несчастьем. Но именно ее настойчиво проповедуют определенные силы, преследующие свои коммерческие, политические или идеологические цели.
Мы видим, что в том случае, когда человек воспринимается как потребитель или элемент рыночной механики, невозможно достичь подлинного блага и реализовать предназначение человека, которое заключается в служении Богу и ближним. Поэтому мы призваны активно утверждать подлинные ценности, без которых жизнь и отдельного человека, и общества окажется под угрозой. Эти ценности – любовь, самопожертвование, преданность. И прежде всего они проявляются в семье, особенно в многодетной; в семье они формируются, укрепляются, входят в мировоззрение маленького человека, становятся его неотъемлемой природой.
Мы должны переломить недоверие и страх, которые существуют в отношении многодетности, вернуть многодетным родителям то уважение, которое они заслуживают, потому что среди всех добрых прекрасных человеческих дел рождение и воспитание детей – одно из самых великих.
Поддержка и защита семьи – это долг пред Богом
Поддержка семьи – обязанность и государства, и религиозных общин, и деятелей культуры, и предпринимателей, и политиков. В наши дни, когда во многих странах предпринимаются попытки разрушить традиционные представления о семье, мы нуждаемся в международном сотрудничестве в деле защиты института семьи, детства, права родителей на воспитание детей. Мы не должны оставлять без внимания области культуры и права, в том числе права международного, иначе эти области будут полностью контролироваться приверженцами антисемейных и антидетских идеологий, с которыми мы всё чаще сталкиваемся в последние годы. Поддержка и защита семьи – это долг пред Богом и пред людьми, который лежит на всех нас. Как нам его исполнить? Обо всем этом мы и должны поговорить, в том числе и в рамках этого форума.
Из слова на открытии Международного форума
«Многодетная семья и будущее
человечества»
10 сентября 2014 года
в Государственном Кремлевском дворце в Москве
Дальний Восток – совершенно особое место в России
Мы живем в то время, когда взоры Церкви особенно прикованы к Дальнему Востоку. Знаем, что и взгляд власть имущих сегодня также направлен на Дальний Восток, и решения, которые принимались президентом нашей страны в отношении Дальнего Востока, особенно в последнее время, свидетельствуют, что этому региону придается особое значение. В этом плане внимание государства и внимание Церкви совпадают. Именно поэтому и государству, и Церкви – всем, кто вовлечен в это великое дело, – необходимо сделать всё, чтобы изменилась к лучшему жизнь людей, живущих на этих просторах, чтобы радикально изменилась к лучшему церковная жизнь.
Я вспоминаю то страшное время, когда восточнее Иркутска, за исключением Владивостока, не было ни одного действующего храма. Можно ли себе представить эти тысячи и тысячи квадратных километров, эти колоссальные территории, эти протяженные расстояния без единого храма? Будучи в 1970-х годах ректором тогдашней Ленинградской духовной академии и семинарии, я однажды принимал вступительный экзамен у молодого человека, который жил в Комсомольске-на-Амуре. Я спросил его, часто ли он бывает в храме, регулярно ли посещает богослужения, и он ответил так, что я не смог сразу понять его слов: «Четыре раза». Я уточнил: «Четыре раза в месяц, в год?» – «Нет, четыре раза за всю жизнь, потому что ближайший к нам храм – в двух тысячах километров».
Вот реальность, которая в то время здесь была. Но ведь вакуума не бывает, в том числе и в духовной жизни, и мы знаем, как энергично некие псевдорелигиозные группы пытались наводнить эти земли, заполнить появившийся вакуум. До сих пор в некоторых регионах Дальнего Востока количество православных храмов во много раз уступает числу разного рода общин, созданных в 1990-е годы. Мы не выступаем против кого бы то ни было, но мы выступаем за веру нашего народа, за ту веру и ту традицию, которая сформировала нашу государственность, наше национальное самосознание, с которой абсолютное большинство нашего народа связывает свою духовную жизнь. И Дальний Восток не может быть постоянно отстающим в духовной области, потому что это отставание отразится на всем – и на чувстве патриотизма, и на экономических достижениях, и на социальной жизни. Нельзя развивать одно, не развивая другого.
Вот почему я стараюсь ежегодно посещать Дальний Восток, и должен сказать, что за последние годы здесь произошли значительные перемены. Благодарю Бога за предпринятые в свое время усилия по возведению в Хабаровске этого кафедрального храма, других церквей, за открытие семинарии, за появление многих новых епархий на дальневосточных землях, за всё то, что совершается в последние годы: открываются новые храмы, становится более интенсивной работа с детьми и молодежью. Я с радостью причащал сегодня не одну сотню детей и молодых людей, которые присутствовали в этом храме, – это свидетельствует, что и в этом городе, в этой епархии активно ведется работа с подрастающим поколением.
Но нам предстоит еще очень многое сделать для того, чтобы Дальний Восток укрепился духовно и материально, стал подлинным форпостом Отечества нашего. А форпост предполагает силу, но одной только физической силой победы никогда не одерживаются. Если нет силы духа, то никакая иная сила не способна принести победу. И потому жизнь Дальнего Востока должна укрепляться верой и прирастать теми богатствами, которые пребывают в недрах этой земли и которые нужно раскрыть для того, чтобы они служили людям.
Не может быть возрождения Дальнего Востока без возрождения веры православной
Есть еще несколько важных задач, которые стоят перед Церковью Дальнего Востока, и для того, чтобы по возможности яснее их выразить, я бы хотел вспомнить о том евангельском чтении, которое сегодня было предложено нам во время Литургии, – Мф. 22: 1–14. Это притча, повествование, в которой очень важная мысль представлена в виде иносказания. Господь Иисус Христос часто говорил притчами, потому что Его слушали и мудрецы, и простые люди, и эти дивные образы не только усваивались древними, но и сегодня с легкостью входят в память.
Прозвучавшая сегодня замечательная притча начинается словами: «Уподобилось Царствие Божие человеку-царю», – и повествует о том, как некий царь решил устроить пир в честь свадьбы своего сына и послал слуг, чтобы они пригласили всех, кто должен был присутствовать на этом пиру. Однако никто не откликнулся – все приглашенные с презрением отнеслись к тем, кого послал царь, и на пир не пришли. Тогда царь, послав войско, истребил людей, непочтительно отнесшихся к его приглашению; затем снова призвал слуг и говорит: а теперь идите на перекрестки дорог и приглашайте всех, кто только откликнется на приглашение. И пошли слуги, и наполнилась огромная трапезная царя разными людьми. Но среди них были и те, кто не отнесся к этому приглашению с должным уважением и пришел не в особом брачном платье, а в грязной одежде, словно и не приняв приглашения царского, хоть и восседая за столами. Тогда повелел царь изгнать тех, кто не был в подобающих браку одеждах; и завершается притча словами: «Много званых, а мало избранных».
Когда Господь произнес эту притчу, слушавшие Его фарисеи вознегодовали, поняв, что Он говорит про них. Ведь они были первыми зваными, их первых, народ избранный, позвал Бог, Он дал им возможность войти в Свое Царство, но так мало кто из их числа откликнулся на этот Божий зов. Тогда Господь обратил Свой взор к язычникам, к тем, кто не был вначале зван на этот пир Божиего Царства, и стали приходить язычники и наполнили царские палаты.
Конечно, эта притча была обращена к иудеям, которые не приняли проповеди Христа Спасителя. Но почему так актуально звучит эта притча и сегодня? Почему вообще каждое слово Евангелия звучит актуально, по какому бы поводу оно ни произносилось? Мы воспринимаем эти слова как обращенные к нам, ведь и в нашей истории были званые – народ наш, принявший крещение, построивший тысячи храмов, считавший себя укорененным в православной вере. А что же получилось? А получилось, что народ не удержал этой веры, не сохранил своего государства, и мы знаем, что страшная мясорубка XX века перемолотила и простых верующих, и священников, и епископов. Многим казалось, что всё закончено, что нет больше тех званых, просто физически не существует, – пришел новый человек, у которого нет веры в сердце, который своим образованием и культурой никак не связан с Православием; пришли люди, спокойно взиравшие на храмы, превращенные в склады или кинотеатры. Совесть никого не волновала, и так продолжалось десятилетиями…
Что же затем произошло? А затем Господь обратился к этим незваным разными путями – через голос матери или бабушки, через тихий голос священника, через прочитанную книгу, через размышление о своей жизни, о жизни Отечества своего. И царские палаты стали наполняться этими незваными, но призванными Самим Господом. И сегодня Церковь наша – это на 90% те самые призванные. Призванные силой Духа Святого, Который дышит, где хочет, Который из камней может соделать детей Аврааму; и процвела языческая неплодящая церковь.
Здесь, на Дальнем Востоке, эти слова имеют особое значение. Здесь еще очень много тех, кто может и должен быть призван, но еще не почувствовал в сердце своем этот призыв. И, обращаясь ко всем вам, мои дорогие, с этого места в хабаровском кафедральном соборе, я хочу сказать, что Господь ждет вашего ответа на Его призвание, чтобы заполнились Божественные палаты, чтобы вам войти в Царствие Божие. Мы не можем забыть и про народы, которые исторически не были связаны с христианством. Они тоже «незваные», словно их на пир никто особенно не звал, но и к ним сегодня обращается слово Божие, и они способны заполнить эти палаты Божественного Царства, будучи призваны силой благодати Божией.
Чем решительнее мы откликнемся на это призвание, тем сильнее мы будем духовно, интеллектуально, материально. Не может быть возрождения Дальнего Востока без возрождения веры православной, и давайте все вместе трудиться: и те, кто призван в Церкви служить и проповедовать, и те, кто занимает государственные посты, кто занимает те или иные позиции в общественной жизни, да и просто весь народ наш – с тем, чтобы благодать Божия снизошла на Дальний Восток и возродился этот величественный, исполненный земных сокровищ замечательный край.
Из слова по окончании Литургии
в Преображенском кафедральном соборе г. Хабаровска
14 сентября 2014 года,
в день празднования церковного Новолетия