Кто наш ближний?

Добрый самарянин Добрый самарянин
    

Бог есть наша истинная Жизнь, а человек — образ Божий. И потому в Священном Писании мы видим две главных заповеди — любовь к Богу и любовь к ближнему. Если ты не любишь Бога, то никогда к Нему не придешь, но невозможно достичь любви к Богу, пренебрегая ближним. Любовь к ближнему — наглядная проверка нашей христианской жизни. Но чтобы понять, что есть любовь к нашему ближнему, хорошо бы сначала выяснить, а кто же собственно это такой — ближний наш?

Вроде бы всё понятно: ближние — это те, кто находятся близко к нам, наши родные, друзья и знакомые, сотрудники по работе… Так оно, конечно, и есть. Ведь странно было бы говорить о любви к людям вообще и при этом не терпеть тех, кто нас непосредственно окружает. Как часто мы раздражаемся на близких нам людей, которых видим ежедневно, и переносим любовь куда-то на периферию, к тем, кого практически не знаем. Такая любовь обманчива, а подлинная любовь познается по отношению к конкретным людям, которых Бог свел по жизни с тобой.

Вместе с тем в Священном Писании вопрос о ближних куда более непростой и обращает наш взор к более глубоким сферам.

В Евангелии есть известная притча о милосердном самарянине (см. Лк.10:25–37). Произнесению этой притчи предшествовал вопрос некоего книжника, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Господь обращает его внимание на Священное Писание, и книжник сам вспоминает заповедь возлюбить Бога всей душой и ближнего своего как самого себя (Втор.6:5; Лев.19:18). Спаситель подтверждает истинность древней заповеди, и тут-то как раз следует главный вопрос книжника, а кого же собственно считать за ближнего, чтобы его любить как самого себя.

В вопросе этом вовсе не было лукавства или усмешки, как может показаться сначала. Дело в том, что в те времена иудеи делили всё человечество на три категории. Иудеев, то есть родных по крови и вере, они считали не просто ближними, но и братьями. Принявших иудейство иноплеменников называли только ближними. А язычников считали абсолютно чужими и не распространяли на них действие заповеди о любви. Ошибочность таких представлений вроде бы очевидна. Но если мы обратим внимание на собственную реальную жизнь, то обнаружим, что и сами порой неосознанно поступаем так же, подразделяя всех окружающих нас людей на подобные три категории. А именно: в одних людях мы души не чаем, считая таковых за самых близких, соответственно, бываем готовы помочь им, нисколько не задумываясь, в любое время суток. К другим мы расположены уже не так тепло и открыто, но в принципе благосклонны и в определенной ситуации пойдем им навстречу. Третьих же мы вообще не выносим, не терпим (возможно, что по какой-то обиде, причиненной с их стороны), так что о какой-то помощи и содействии им с нашей стороны не может быть даже речи.

Преподобный Максим Исповедник относительно такого подхода к людям говорил: «Если ты одних людей ненавидишь, к другим относишься равнодушно, а третьих очень сильно любишь, то заключи из этого, как ты еще далеко отстоишь от совершенной любви, которая побуждает одинаково любить всякого человека». Поэтому притча о милосердном самарянине вполне актуальна и для нашего времени.

Вспомним ее содержание: некий человек, шедший из Иерусалима в Иерихон, попался разбойникам, которые его ограбили и, нанеся многие раны, ушли. Иудейский священник и левит, проходившие мимо, не обратили на несчастного никакого внимания. Проезжавший же самарянин, то есть человек, презираемый иудеями, не только оказал первую медицинскую помощь: перевязал раны избитого, возлив на них масло и вино (смягчавшие и дезинфицировавшие раны по правилам тогдашней медицины), но и позаботился о дальнейшем существовании ограбленного: довез до гостиницы и дал ее содержателю средства на заботу о раненом, обещая на обратном пути добавить еще, если будет израсходовано более.

Кто из этих троих был ближним пострадавшему, очевидно. Господь хотел показать, что подлинная близость определяется не категориями родства, совместного проживания или даже вероисповедания, а прежде всего бескорыстной и искренней любовью к другому человеку, кем бы он ни был. В вопросе книжника: «Кто мой ближний?» присутствовало опасение, как бы он не начал любить того, кого любить не должен. Господь же Иисус Христос показал, что истинная любовь не знает никаких вымышленных человеческим воображением пределов в заботе о пользе нуждающегося человека. «Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк.10:37), то есть считай своим ближним всякого человека, нуждающегося в твоей помощи, хотя бы он был иноверец и враждебен тебе, благотвори ему, и таким образом обретешь вечную жизнь, о которой ты вопрошал.

Относительно притчи хочется отметить и еще кое-что. Давайте подумаем, почему собственно самарянин проявил сострадание? Да потому, что он видел в пострадавшем своего ближнего, не задумываясь, как к нему относится этот иудей. И вот это очень глубокая истина. На самом деле, наш ближний — не тот, от кого мы ждем помощи, а тот, кто нуждается в нашей помощи, кому мы могли бы помочь, не ожидая от него никакой благодарности. Поэтому вот то золотое правило, которому должен следовать христианин: не жди, что добро сделает кто-то другой, поспеши сам сделать его. Это и есть исполнение Божией заповеди о любви к нашим ближним (Лев. 19: 18).

Апостол Павел писал: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп.2:5). Как Спаситель воспринимал окружающих людей, как поступал Он с нуждающимися, как относился Он к Своим врагам, которые распинали Его? Апостол Павел об этом писал: «Имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп.2:2–4).

Так уж в нашей жизни случается, что легче всего нам бывает любить тех, кто находится далеко от нас, с кем мы встречаемся лишь время от времени. Это понятно: каждый старается выглядеть перед другими как можно более достойно, привлекательно, не выставляя напоказ своих отрицательных качеств. И это легко удается, если общение бывает редким. При более же тесном соприкосновении с людьми все более вскрываются стороны, которые оказываются для нас неприятными. Поэтому ближних, оказывается, любить уже тяжелее, чем дальних. Но любовь к дальнему, хотя и кажется легкой, не может быть глубокой, она не испытана серьезным общением, совместным решением каких-то проблем.

Значит, подлинная любовь проверяется буднями? Да, она выражается в мелочах, на кои мы так не любим обращать внимание. Особенно же она проявляется в доброте и милости, которые стоит являть к ближним именно в будни.

В завершение хочется привести слова святителя Феофана Затворника: «Коренная, источная заповедь: люби. Малое слово, а выражает всеобъемлющее дело. Легко сказать — люби, но не легко достигнуть должной меры любви. Не совсем ясно и то, как ее достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: люби, как самого себя (Мф.22:39), как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк.6:31). Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо. Все дело стоит затем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими так, чтобы их чувства вполне переносить в себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в таком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, иначе тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого, и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда Господь сказал: люби ближнего твоего, как самого себя, Он хотел, чтобы вместо нас стал в нас, то есть в сердце нашем, ближний. Если же там, по-старому, будет стоять наше “я”, то не жди добра».

Смотри также
И день и ночь И день и ночь
Свящ. Леонид Кудрячов
И день и ночь И день и ночь
Вспоминая евангельского самарянина
Священник Леонид Кудрячов
Настоящая любовь не ворошит прошлого. Она — настоящая, т.е. ищет возможность помочь здесь и сейчас.
Кто мой ближний? Кто мой ближний?
Иером. Иов (Гумеров)
Кто мой ближний? Кто мой ближний?
Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице
Иеромонах Иов (Гумеров)
Ближний – это любой человек. И Спаситель пострадал, пролил Кровь Свою, взошел на Крест за весь грешный род человеческий, не различая ни национальностей, ни степени праведности, ни сословных различений. (MP3 файл. Продолжительность 15:56 мин. Размер 11.5 Mb)
Слово на притчу о милосердном самарянине Слово на притчу о милосердном самарянине
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Кто же мой ближний? И уже не законник вопрошает ныне Христа и обличается Господом, а мы с вами, дорогие наши, становясь совопросниками века сего, но не исполнителями ясного и жизненного слова Божия. Это мы прикрываем вопросами свое малодушие, свою духовную леность, свое нежелание трудиться, свое нежелание любить.
Комментарии
Алекс23 мая 2024, 08:25
А если живут бомжи рядом и им даёшь денег ,а они их пропивают.Даешь пищу,а они и рады что есть закуска.Предлагаешь ехать в Реб.центр это не хотят,т.к.понимают,что там не выпьешь и не покуришь. Что ж делать?
Андрей22 марта 2017, 16:43
Михаил,надо уметь разделять понятие "человек" и "грех". Если мы считаем, что человек - "дрянь", как Вы выразились, это не означает, что мы имеем право его судить - хуже пса он или крысы, например.
Бог посылает солнце и на праведных и на грешных, и дожь на их поля. Потому лучше не допускать мыслей о том, что кто-то грешен, а научиться за слоем пороков и страстей видеть человека, а не абстрактного или конкретного грешника.
Ирина 1 декабря 2014, 02:54
У графини Юрусовой в ее книге воспоминаний о послереволюционном периоде жизни в России есть очень хороший эпизод на эту тему. Она рассказывает о том, как ездила за продуктами в переполненном вагоне (была разруха и голод, а у нее было семь детей), она была с младшим сыном и оказалась в купе с мусульманами, чеченцами по национальности. По дороге на них напали разбойники(тоже чеченцы), русских они грабили, а потом выводили из вагона и убивали. Так ее попутчики накрыли ее с сыном какими-то тряпками, и когда разбойники заглянули в их отделение, те сказали на чеченском, что никого постороннего нет. Разбойники заставили их поклясться Аллахом, и те поклялись, чтобы только спасти жизнь женщины с ребенком. Не знаю, насколько у них это считается большим грехом, но Юрусова писала, что на нее это произвело очень большое впечатление и она была им благодарна всю жизнь, потому что она очень испугалась за себя и за сына. А впоследствии сына убили русские красные комиссары. И вот - кто здесь ближний?
Геннадий Ядренцев30 ноября 2014, 00:33
При том что в известном смысле все люди могу рассматриваться ближними друг другу, тем не менее, очевидно, Спаситель не эту мысль хочет донести до слушателей.Ведь из притчи становиться ясно что прошедшие мимо израненного еврея его сородичи не должны пониматься истинными ближними. Но, истинным ближним оказался проявивший милосердие самарянин. Это потрясло слушавших евреев, так как они к самарянам относились хуже даже чем к язычникам. Кстати, причина такого наихудшего отношения не столько в полукровности жителей самарии (с точки зрения этнической чистоты даже и столь почитаемый евреями как св. царь Давид и то был фактическим полукровкой, т.к. мама его отца была, как известно, моавитянкой), но причина исключительного презрения к самарянам была в их религии. Она была еретичной. Т.е. самаряне были еретиками. Понятно теперь, отчего такое наивысшее гнушение было у евреев к самарянам. Но Бог показал, что даже среди еретиков могут быть истинно ближние.Таким образом, главное в этом определении- это не национальность и родство и даже не единство вероисповедания, но единство в духе любви. Причем любви деятельной, Христовой. Вот и подумаем теперь, как нам следует в контексте этого знания относиться к тем же современным еретикам, например, Свидетелям Иеговы?
Ирина28 ноября 2014, 18:10
Ирина - Александру Калашникову: На собственном примере - быть хорошей для всех невозможно в принципе. Угождать надо Богу, а не человекам. А голос Бога в нас - наша совесть. Поэтому - руководствоваться принципом: делай как должно, и будь, что будет. Иногда крайне тяжелые жизненные обстоятельства приводят человека к Богу, а при благоприятном положении Господь человеку вроде как и не нужен - и так все хорошо. Мы думаем по-мирски, а у Господа - все не так. Но Он промышляет о каждом человеке, за ошибки наши, совершенные по незнанию, прощает. Только фальши и лицемерия не терпит. Недаром притча о фарисее и мытаре стала такой поучительной. В принципе, прислушавшись к внутреннему голосу, все мы знаем, как следует поступить в том или ином случае, просто иногда лукавим перед собой и перед Богом. А когда делаем это постоянно, лукавство и лицемерие становится нашей второй натурой. Вот это уже страшновато, потому что избавиться от этого бывает сложно - совесть уже сожжена, голос ее мы в себе, бывает, приглушили или задушили вовсе, живем, как сами считаем нужным. А пробуждение бывает болезненным. Простите, наговорила много и сумбурно, но, поверьте, от души и от собственного опыта.
Александр Калашников27 ноября 2014, 06:56
Мне на работе сейчас приходится сокращать сотрудников. У них семьи у всех. У меня, впрочем, тоже.

Подводя конкретного человека под увольнение добро ли я ему делаю? А может ему очень нужны средства, например, для лечения родителей, а я его ставлю в первую очередь на сокращение?

Самому уйти первому? А если в планах руководства нет лично моего сокращения, и если даже я уйду по собственному, от чего мои дети в восторге тоже не будут, того человека все равно сократят плюс он начнет страдать от осознания, что я из-за него ушел?

Получается, что в конкретное время я делаю конкретному человеку вовсе не добро. Как быть?

Как мне относиться ко всему подобному?
Михаил26 ноября 2014, 12:52
Любовь к ближнему - это давать ему денег, молится о нем, разговаривать с ним, радоваться ему и радовать его. Вот это любовь и есть. Это любой может.
Втч и я.
Но не хватает души.
nata26 ноября 2014, 08:19
Помоги,Господи, иметь любовь искреннюю к ближним, хотя это ой как сложно дается
Ирина25 ноября 2014, 12:24
«Поэтому вот то золотое правило, которому должен следовать христианин: не жди, что добро сделает кто-то другой, поспеши сам сделать его».
Делать добро тоже надо с умом, во всем нужна мера. А то бывает, что некоторые люди, считая, что они делают добро, лезут в чужую семейную жизнь и вносят разногласия между супругами. Может быть не совсем по теме, простите. Просто столкнулась с этим.
Мария25 ноября 2014, 09:12
Анне:

Недавно в одной передаче протоиерей Димитрий Смирнов отвечал на подобный вопрос. Он сказал, что хоть иногда и бывает, что человек говорит "я себя не люблю", но всё-таки в главном он себе зла не желает. То есть, он каждый день питается, старается одеваться по погоде, если что-то заболело - лечится... И так далее. И эти действия надо и на ближнего проецировать. И может не быть каких-то особых чувств при этом. Например, когда уступаете незнакомой старушке место в транспорте, при этом не испытываете к ней именно чувства любви. Любовь должна проявляться в конкретных делах.
Хотя, на деле, конечно, далеко не всегда это получается исполнять...
Анна24 ноября 2014, 13:55
а если себя не любишь? вот детские психологи сплошь и рядом говорят, что плохое поведение детей - зачастую результат заниженной самооценки, нелюбви к себе. дети думают: "я плохой, я себя не люблю, и вы меня не любите, так вот я буду еще хуже себя вести потому что хочу доказать, что я плохой на самом деле". а взрослые ведь тоже зачастую себя не любят. считают плохими, ужасными...
ТаняСем24 ноября 2014, 13:11
Очень нужная проповедь и толкование притчи,я ОЧЕНЬ согласна со всем написанным,но как быть,если твоей Любовью начинают пользоваться и считать,что весь мир обязан человеку помогать,а он,бедный,несчастный будет себя жалеть нещадно?Одно дело,когда избитый самарянин встретился_здесь все ясно без разговоров,а когда в жизни есть люди,вроде и не избитые,а палец о палец не стукнут....я не против помощи и любви,но,почему-то садятся на шею,прости меня,Господи!
Ирина24 ноября 2014, 13:08
Ирина-Михаилу: любовь к Богу и ближнему - это не наша заслуга, а Божий дар. Но дается он за великое терпение и смирение. Святые всю жизнь боролись за то, чтобы сподобиться такого дара, потому что любовь - это величайшая добродетель, выше уже ничего нет. Речь о настоящей любви, а не о влюбленности или лицемерной, притворной маске. Иногда к этой добродетели люди всю жизнь идут, бывает, что и не достигают в течение всей жизни, очень уж это сложное чувство. А первый шаг в этом направлении, как Вы правильно заметили - хотя бы не зарезать ближнего. В наше время и это уже много.
Ludmila24 ноября 2014, 12:40
А ведь как интересно: Новый завет один, а сколько сект на ее основе!Вот и эту притчу 4 православных толкуют по-своему исходя из того кто и что накопил в сердце: один проявил "любовь" тем что не зарезал, другой видит любовь в том чтобы не быть неблагодарной свиньей по отношению к СВОИМ родителям и соблюдать профессиональную этику (ненормально когда хамят на работе), и все правы. А ведь автор, кажется, писал о другом, о любви как постоянном состоянии души которая чувствует потребность в деятельном сострадании другому, причем любому. И бомжу дать буханку хлеба, и со стариком поговорить, и оплатить долг по коммунальным услугам одинокой мамаше, инвалиду купить упаковку памперсов или вывести погулять. Да мало ли дел, было бы желание! Хороший пример - мать Тереза.
А то все страсти: люблю - озолочу, не люблю - морду набью.
Сергей24 ноября 2014, 12:16
Почему объяснение этой притчи идёт только с позиции доброго самарянина, а с позиции несчастного ограбленного человека не рассматривается. Это всё ясно, что необходимо проявлять любовь к нуждающемуся незамедлительно. Не понятно только то, как самому несчастному после этого относиться к законнику и левиту? Как ему проявить любовь к ним, сострадание или помощь, которая им от него будет никогда не нужна? И как подобную любовь сопоставить с благодарностью к доброму самарянину? Простите за столь дерзкий вопрос.
Иоанн24 ноября 2014, 09:59
притча о милосердном самарянине очень глубокая и на нее много толкований, но по-моему, важно, что Спаситель говорит о том, что ближний - это человек, оказавший милость, независимо от чего другого. Притча не о том, что ближние нам - это все люди, которым мы можем помочь, а о том, что благодарность не должна иметь меру. Нам трудно, нам помогли - значит благодарность это не сказать "вот тебе обратно, что ты на меня потратил", а любовь. И естественно, во-первых, любовь к родителям - которая вошла еще в десять заповедей Ветхого Завета.
Григорий24 ноября 2014, 08:20
И ещё об одной опасности предупреждает наверно Господь в этой притче и в диалоге со книжником. Человек может посвятить всю свою жизнь служению Богу, как книжник, священник или левит, и пройти мимо Бога не проявив ту саму милость и любовь к ближнему. То же касается любой нашей профессии или общественных обязанностей. Но здесь Господь указывает именно на священство. Вера, любовь, милосердие, сострадание выше формального и бездушного исполнения церковных предписаний.
Григорий24 ноября 2014, 07:34
Спасибо автору. Очень поучительно, доступно и просто. Любовь наша к ближнему должна быть такой же необъятной, безграничной, как и Любовь Божия и не ограничиваться лишь простым сочуствием, но прежде всего проявляться в делах и практической помощи. Вот недавно знакомая поехала вместе с больным отцом в больницу в Питер за тысячи километров, израсходовала кучу денег, потратила время и помогла и помогает ему вылечиться, ногу спасли по молитвам и чудесной помощи блаженной Ксении Петербургской, за помощью к которой обратилась знакомая. Вот и пример любви к ближнему. И этих простых примеров миллионы. Бог без помощи и внимания Своего не оставит наше стремление помочь ближнему. Он всегда с нами, как с этим добрым самарянином.
Russland24 ноября 2014, 04:56
Vash bliznii--Vash moderator.
Михаил24 ноября 2014, 01:11
"Такая любовь обманчива, а подлинная любовь познается по отношению к конкретным людям, которых Бог свел по жизни с тобой."
Если они тебя не любят, что тогда? Как можно любить дрянь? Если человек чудовищное животное, хуже пса? Это всё теории и красивые слова, которые, если бы их не говорил Бог, следовало бы высмеять.
Во всяком случае исполнить на деле это не возможно.
Подставь пойди другую щеку, ну ка.
Дай Господи хотя бы не зарезать "ближнего"-то. Я уже буду герой и себя буду очень уважать. Какая там любовь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×