Введение во Храм — было!

Пастыри о чуде Введения во Храм Пресвятой Богородицы

Тициан Вечеллио. Введение во храм Пресвятой Богородицы (фрагмент) Тициан Вечеллио. Введение во храм Пресвятой Богородицы (фрагмент)
    

Введение во Храм Пресвятой Девы Марии является великим праздником и чудом для православных христиан. Трехлетняя Девочка без посторонней помощи поднялась по высоким ступеням храма, вошла во Святая святых — священное место, куда никто не мог войти, кроме первосвященника, да и тому это позволялось лишь единожды в год. Разве это не чудо? Однако в наше скептическое время даже некоторые христиане ставят под сомнение данное событие. О том, почему это происходит, размышляют священники Артемий Владимиров, Валерий Духанин, Андрей Хвыля-Олинтер и диакон Владимир Василик.

«Церковь, движимая Духом Святым,
доверяет этому событию как реальному факту»

Диакон Валерий Духанин Диакон Валерий Духанин
Священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

— В истории спасения людей всё уникально и неповторимо. Вот, например, давайте вспомним из Евангелия. Безмужное зачатие Христа и Его девственное рождение, явление Бога Троицы при Крещении Спасителя и Его просияние Божественным светом на горе Фавор, трехдневное Воскресение и Вознесение Господа — всё это события, совершившиеся лишь однажды в истории и больше не повторявшиеся. Эти события легли в основу церковных праздников. И жизнь Пресвятой Богородицы, Послужившей тайне спасения человечества, также имеет уникальные и неповторимые события.

Введение Пресвятой Девы во Святое святых Иерусалимского ветхозаветного храма — событие исключительное, незаурядное. Совсем маленькая, трехлетняя Дева Мария вводится во Святое святых, потому что Она Сама устрояется Богом как Святое Святых. Она — самый святой человек из всего рода людского, и только Она сподобилась стать Храмом Вселившегося в Нее Бога.

Первосвященник, позволивший Деве Марии войти во Святое святых, был движим особым действием Божиим

Первосвященник, принявший маленькую Деву Марию и позволивший войти во Святое святых, в данном случае был движим не какими-то человеческими чувствами, а особым действием Божиим. Он совершает поступок, который никак не мог совершить по человеческим факторам, ведь ему запрещалось допускать хоть кого-либо во Святое святых. Но так как эта маленькая Девочка оказалась самым чистым в мире человеком, всецело посвятившим Себя Богу, то и совершившееся в храме подчинялось не чьим-то расчётам, а Богу. То есть Введение Божией Матери во Святое святых — особое, промыслительное действие Божие.

Наше время слишком рационалистично. Многое подвергается критике и сомнению. Введение Девы в трехлетнем возрасте кажется несостоятельным ввиду того, что это не укладывается в рамки научных представлений.

Если исходить из обычной человеческой истории, то да, это нелогично, ведь во Святое святых входил лишь первосвященник, и то однажды в год. Но Евангелие и вообще вся история христианства свидетельствует о таком феномене как чудо. Чудо — это особое действие Божие, которое никак не соответствует привычным для нас законам жизни. Вот почему исцеляются безнадежно больные, разрешаются безвыходные жизненные ситуации после искренней и усердной молитвы — потому что действует Бог. Неужели мы думаем, что Бог, Соделавший Пресвятую Деву живым храмом Божиим, приготовивший Ее стать Матерью Творца неба и земли, не смог бы совершить такого действия, как Введение во храм Пресвятой Девы? Сколько чудес совершено в евангельской истории, чудес, явно противоречащих желаниям и традициям иудеев, а мы думаем, что чудеса, связанные с Божией Матерью, не должны противоречить древнеиудейской храмовой традиции.

Древнее предание о событии введения запечатлено в апокрифическом Протоевангелии Иакова, записанном во II веке по Р.Х. То есть христиане первых веков прекрасно знали об этом событии. Апокрифы не были приняты в канон Священных книг, но и в них отчасти запечатлелось истинное церковное предание. В апокрифах сохранилось многое, что касается именно Божией Матери. А включение Церковью события Введения в круг главных праздников года показывает, что Церковь, движимая Духом Святым, доверяет этому событию как реальному факту в истории спасения человечества. Голый рассудок, на который опирается ученый, часто подводит его, и потому в науке зачастую версии сменяют друг друга. Это взгляд отстраненный, внешний и потому чужой, посторонний для Церкви. Если мы верим, что Церковь есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15), что в ней живет Святой Дух, Который «наставит вас на всякую истину» (Ин. 16: 13), то должны принимать свидетельство Церкви о событиях, связанных с жизнью Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, как истину.

***

«Предание Церкви не подлежит какому-либо сомнению»

Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер
Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела Московской Патриархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и Правоохранительными органами, кандидат юридических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доцент Академии управления МВД России:

— Радость наша при любом слове о Пресвятой Богородице наполняет всю душу и все сердце. И чудес от Нее неисчерпаемо много. В их числе несомненно и Введение в храм Пресвятой Богородицы. Уже ветхозаветный мир в лице праведников признал Богородицу. И Храм принял Ее. Все от Бога, через Бога и в Боге!

Я по своему малому личному опыту свидетельствую о реальности чудес Пресвятой Богородицы

Я, многогрешный священник, по своему малому личному опыту свидетельствую о реальности чудес Пресвятой Богородицы. И знаю ряд конкретных людей, верных чад Церкви, также свидетельствующих о явленных им чудесах. Но это — сугубо личные и интимные обстоятельства. В них можно, а иногда и должно сомневаться.

Однако Святое Предание Церкви — совсем иное дело. Оно не подлежит какому-либо сомнению. Здесь все чрезвычайно серьезно, потому что связано со спасением человека, со смыслом его жизни, с его высшим предназначением на земле и в вечности. «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» (1 Тим. 6, 20-21).

Замечательный богослов ХХ века Владимир Николаевич Лосский пишет: «Предание есть жизнь Духа Святого в Церкви, жизнь, сообщающая каждому члену тела Христова способность слышать, принимать, познавать истину в присущем ей свете». Таким образом, Святое Предание — это не просто передача опыта, передача знаний, и даже не только передача благодати, это еще и даруемая нам способность расслышать, почувствовать и понять эту благодать. В том числе и через чудеса…

Лишь Православие сберегло и сохраняет то, что получило от Бога

Путь Православия — это путь жизни верных христиан (апостолов, их учеников и т.д. до нынешних и будущих дней). Потому что лишь Православие сберегло и сохраняет то, что получило от Бога, ничего самовольно в существе полученного не прибавляя, не изменяя и не отнимая. Основы православной традиции не только в прошлом — они и в настоящем и в будущем, они вне времени и перемен, вне и превыше этого мiра. И здесь традиционность — вовсе не самоцель и не косность, а одно из выражений верности и любви, единства духа и веры, один из гарантов сохранения истинности религии и подлинной свободы личности. И чудеса всегда были в Церкви, всегда есть и всегда будут.

В нынешнем суетном неолиберальном, неоязыческом, антихристианском мире, даже среди тех, кто считает себя православными, встречаются скептики, не приемлющие православные чудеса, однако упивающиеся всевозможными «фэнтезями». Эти духовные болезни всегда возникают от гордыни, корысти или малодушия (трусости). Такие люди сами ставят преграду между Богом и собой — во всем святом сомневающимися. В итоге они оказываются во власти духовного беззакония: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2, 5); «отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 23). Итог такой жизни печален, но это — их свободный выбор.

***

«Скепсис возможен там, где нет веры»

Диакон Владимир Василик Диакон Владимир Василик
Диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета, доцент Сретенской семинарии:

— Трехлетняя девочка стоит перед огромными 15 ступенями Иерусалимского храма. Их не так легко преодолеть даже взрослому здоровому человеку. Но маленькая Мария восходит по ним без посторонней помощи. Чудо? Да. Но это лишь начало чудес, которые в конечном счете привели к величайшему чуду мировой истории — Искуплению Ее Сыном рода человеческого, Воскресению Христа и нашего совоскресения с ним.

На фоне величайшего чуда девственного Рождения Спасителя разве не становятся столь же реальными и другие чудеса?

Для того, чтобы оно стало возможным, Дева Мария должна была пройти школу духовного воспитания во Храме Господнем — предстояния перед страшным и Святым Богом — школу святости и освящения. И поэтому закономерно, что святитель Захария, отец Иоанна Предтечи, ввел Ее во Святая святых. Некоторые исследователи и скептики будут говорить, что это невозможно, что женщины вообще не допускались в храм, тем более во Святое святых, куда имел право входить только первосвященник — и то раз в год. Но «Бог, идеже хощет, побеждается естества чин». На фоне величайшего чуда девственного Рождения Спасителя разве не становятся столь же реальными и другие чудеса, в частности, вхождение Пресвятой Девы во Святое святых? Оно показывает, что «не человек для субботы, а суббота для человека», что храм — не самодовлеющ, но призван служить спасению человека. Ибо «Всевышний не в рукотворных храмах живет». Ему, Создателю огромной, гармоничной и сложной вселенной, не нужен храм для обитания. Более того, не Он живет в мире, но скорее вселенная живет в Нем, Им движется и существует. И если Пресвятая Дева должна была стать Вместилищем Невместимого и больше Святого святых, что удивительного в том, что Она была введена под крылья херувимов, если Она — «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим?» Скепсис возможен там, где нет веры, но где она есть, там «все возможно об укрепляющем нас Христе Ииисусе». Ему же слава во веки. Аминь.

***

«Вы спросите меня, зачем писать в стихах
О том, что всем так хорошо известно?»

Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного и Российского православного университетов, член Союза писателей России:

— Для начала я бы посоветовал так называемым скептикам познакомиться со службой Введения и проникнуться не только ее высокой поэзией, но и духовным содержанием празднуемого события.

Святой Иоанн Златоуст рекомендовал никогда не задаваться вопросом: «Как это могло быть?», когда речь идет о Промысле Божием и о тайнах спасения человеческого рода

Если Создателю было угодно вспомоществовать в явлении Пречистой Марии на свет Божий, то почему не осуществиться и нынешнему событию силой Духа? Еще святой Иоанн Златоуст рекомендовал никогда не задаваться вопросом: «Как это могло быть?», когда речь идет о Промысле Божием и о тайнах спасения человеческого рода. Но гораздо полезнее размышлять о сокровенном смысле происходящего, что я и попытался сделать в поэтической форме:

Введение во храм

1

Вы спросите меня, зачем писать в стихах
О том, что всем так хорошо известно?
И что земля и пепел, пыль и прах
Сказать способны о любви небесной?

«Известно, но не всем, — отвечу я друзьям, —
И может статься, этими стихами
Иным я помогу душой войти во храм
И встретить Ту, Которой не искали..

Да, прах и персть не молвят, не поют,
Но и они, поверьте, страх имеют,
Хотя к долинам и ущельям льнут,
Но перед звездами благоговеют...»

2

Ее явления ждала, ждала земля,
От прожитых столетий истомившись,
Как выжженная нива ждет дождя,
В прохладных каплях обретая пищу.

Любой младенец свет привносит в мир,
Невинностью и чистотой сияя,
Пусть никого еще не полюбил,
Малыш прекрасен, ибо зла не знает...

Но Та, что получила имя Мариам,
Подобно солнцу, землю озарила.
Ее поступки, чувства и слова
Были пронизаны Божественною силой.

Душа Марии источала благодать,
Улыбка упраздняла все печали.
Едва прижав к груди Младенца, мать
взыгранье духа, радость обретала.

Родителям Сам Бог внушил отдать
Трехлетнюю Марию Храму.
Ведь Ей алтарь был должен домом стать,
А пищей — ангельская манна...

3

Вот и пришел прощальный светлый день,
И престарелые Иоаким и Анна
Ведут Дитя под храмовую сень,
А девы им вослед поют: «Осанна..»

Дивясь, священник Божий со крыльца
Взирает, как по каменным ступеням
Мария, позади оставив матерь и отца,
Восходит к Богу, духом пламенея.

Там, пребывая за пурпурною завесой,
Она сподобилась посольства Гавриила...
От ангела услышав радость вести,
В ответ покорную главу склонила...

4

Но есть у Праздника духовное значенье -
Достойное лишь светлого ума:
Ему ведь тоже уготовано введенье
В храм сердца — то понять сполна

Дано любителям внимательной молитвы.
Сияя в сердце малою свечой,
Ум, словно кисть, с Божественной палитры,
Взяв киноварь и сурик с бирюзой,

На стены храма полагает краски
Смиренья, чистоты, любви...
И как Марии ангел принес радость,
А Дух Господень Деву осенил,

Так ученик Христов, в молитве просвещенный
Невидимою силой Божества,
Плакучей ивою к стопам Христа склоненный,
Обогащается познанием Творца...

5

Я исчерпал, друзья, сегодня свое слово,
Бессильное те тайны передать,
Что слышать вам, конечно же, не ново:
Их возвещает Божья благодать

На службе чрез молитвы, песнопенья,
Писания Святых мужей.
Но если по душе пришлось стихотворенье, -
Благоуханным цветом отнесите Ей,

Смиренной Деве Преблагословенной,
Как малый дар от нашей простоты.
И лобызая омофор нетленный,
Вложите стих в лилейные персты...

Подготовила Анна Ерахтина

4 декабря 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Входила ли Богородица во Храм? Исповедь сомневавшегося Входила ли Богородица во Храм? Исповедь сомневавшегося
Свящ. Георгий Максимов
Входила ли Богородица во Храм? Исповедь сомневавшегося Входила ли Богородица во Храм?
Исповедь сомневавшегося
Диакон Георгий Максимов
Когда-то, лет десять назад, я тоже не верил в историчность Введения Богородицы в храм, и казался себе по этому поводу весьма умным и продвинутым...
О Священном Предании О Священном Предании
Архим. Клеопа (Илие)
О Священном Предании О Священном Предании
Архимандрит Клеопа (Илие)
Отрицающие Священное Предание упускают из виду, что и Сам Спаситель, и большинство Его апостолов часто учили устно, живым голосом Предания.
О Священном Писании и Священном Предании О Священном Писании и Священном Предании
Юрий Максимов
О Священном Писании и Священном Предании О Священном Писании и Священном Предании
Юрий Максимов
Чтобы не подвергнуться заблуждению и ошибкам при чтении Священного Писания, хорошо, кроме молитвы, также следовать совету блаженного Иеронима, говорившего, что «в рассуждении о Священных Писаниях нельзя идти без предшественника и путеводителя». Такого путеводителя православные находят, обращаясь к Священному Преданию.
Комментарии
6 февраля 2016, 01:23
Спаси Господи, о.Артемий!
Елена23 июня 2015, 11:40
Очень понравилось стихотворение!!! Тронуло до слез. Спасибо батюшке!!
Svetlana Norway15 июня 2015, 07:41
Спасибо за такие прекрасные стихи!
Спасибо всем Батюшка, что молятся о нас и сеют Свет, Надежду, Чистоту и Добро!
Татиана16 января 2015, 19:24
Спаси вас Господи!Тихая радость и слезы благодарности. Дорогие батюшки, отцы честные, храни и помогай вам Бог.Спасибо вам.
тамара 1 января 2015, 22:44
спаси,БОГ,вас всех ,батюшки,молитвенники за наши грешные души,БОЖИЕ труженники.
Николай17 декабря 2014, 15:17
Как можно сомневаться в том,что есть истина? Какие еще нужны доказательства правдивости Нового завета? Так было и это данность.Аминь,аминь глаголю вам-говорил Спаситель и это НАДО принимать,как аксиому.Доказательства читайте,кто не верует,их очень много.
Читательница (Подмосковье) 8 декабря 2014, 00:44
Спасибо отцу Артемию за такое необычное и очень светлое стихотворение. В нем - та самая красота, которая «спасет мир».
Стихи, из сердца чистого рождаясь,
В чаду времен – вода из родника.
Духовным светом к душам прикасаясь,
Врачует Богом данная строка.
Светлана Мельникова 7 декабря 2014, 11:57
СПАСИ ГОСПОДИ!ОЧЕНЬ СВЕТЛО и ПОЛЕЗНО.
Татьяна 6 декабря 2014, 15:23
Спасибо батюшка за стих. Пресвятая Богородица спаси нас!
София 5 декабря 2014, 23:46
Спасибо о. Артемию за душевные стихи!
Наталья Богоявленская 5 декабря 2014, 23:35
Отец Артемий, вы, оказывается, ещё и поэт. Настоящий, без всяких скидок!
Наталья 5 декабря 2014, 13:48
С Богородичных праздников в древней Руси начинался год (новое Лето, продолжалось летоисчисление). Пресвятая Богородица - это символ Души самой нашей планеты, как Христос - символ Мирозданья, доступная нашему восприятию часть Бога. Введенские праздники в православной России всегда были почитаемы. В это время молились о детях, ведь Богородица - это символ продолжения рода нового человечества, человечества, увидевшего Бога своими глазами.
Алексей 5 декабря 2014, 08:35
Стихотворение просто замечательное!
Елена 4 декабря 2014, 23:51
Спасибо отцу Артемию за чудесное стихотворение!!!
Всех с Праздником!
Илона Галкина 4 декабря 2014, 22:17
Спасибо батюшка! Какое стихотворение, душа! С Праздником!
Максим 4 декабря 2014, 20:19
нет слов.
Любовь Украина 4 декабря 2014, 18:50
Спаси Вас Господи! о. Артемий, о. Валерий, о. Андрей, о. Владимир, понравилось все, стихотворение особенно. С Праздником!
Игорь 4 декабря 2014, 15:08
Тициан Вечеллио. Введение во храм Пресвятой Богородицы (фрагмент)- опять ЗАПАД
Елена Загоровская 4 декабря 2014, 15:02
Спасибо большое за ваши статьи, за подборку, очень нужное и как раз вовремя.
Мария 4 декабря 2014, 14:31
Спасибо, батюшки!
Светлана 4 декабря 2014, 14:26
так понравилось стихотворение отца Артемия! Всех с Праздником!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×