Утешение неправедных

Притча о мытаре и фарисее; Балканы. Сербия. Печь; XIV в. Притча о мытаре и фарисее; Балканы. Сербия. Печь; XIV в.
    

Притча о мытаре и фарисее хорошо известна, всё же приведем ее еще раз. «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 9–14).

Для нас, современных читателей, мытарь – «хороший», фарисей – «плохой». Фарисеи – гордые, заносчивые, бездушные религиозные формалисты, а вот мытари – люди смиренные, неудивительно, что их Господь одобряет. Для нас это что-то вполне очевидное. Но современников Господа Иисуса эта притча, вероятно, возмущала и задевала.

Потому что для людей того времени дело обстояло наоборот. Фарисеи были хорошими людьми. Лучшими людьми в народе. Наиболее религиозно живой и активной его частью. Они тщательно исследовали богооткровенный Закон Моисеев, чтобы воплощать его в жизнь во всех деталях. То, что нам кажется глупой мелочностью, было на самом деле желанием сделать всё как положено, так, чтобы всё в жизни – и приготовление пищи, и работа, и отдых, и торговля – были подчинены Закону Божию. Фарисеи любили закон и стремились научить ему народ.

А вот мытари были людьми дурными, нравственно погибшими. Собственно мытарь – это «сборщик налогов», но нам сегодня трудно понять всю негативную насыщенность этого слова. В древности мытарям вменялось в обязанность доставить в казну определенную сумму – а их вознаграждением было всё остальное, что они смогут выжать из людей. Поэтому для мытарей были характерны самые грубые и жестокие злоупотребления.

Слово «мытарь» было синонимом бессовестного и бессердечного вымогателя, зачастую отнимающего последний кусок хлеба. К тому же мытари работали на ненавистных языческих оккупантов – римлян. Это были и нравственно, и религиозно оскверненные люди – полная противоположность фарисеям. Как же так получается, что мытарь идет в свой дом «более оправданным»?

Разве это не возмутительно? Разве это не аморально? Как Бог может предпочесть откровенного мерзавца честному, нравственному, глубоко религиозному человеку? Такой вопрос наверняка возникал у слушателей Господа Иисуса, возникал он и у многих других – иудеев и язычников. Как писал самый известный из античных критиков христианства Цельс: «По их учению выходит, что нечестивца, если он смирится под тяжестью бедствия, Бог примет, а праведника, если он, обладая добродетелью с самого начала, обратит свой взор ввысь, Он не примет!»

Этот вопрос задают до сих пор: что же, порядочный, честный человек, если так и умрет в нераскаянии, лишится Царства, а какой-нибудь негодяй, вор и подлец, стоит ему покаяться и уверовать, будет спасен? Да почему же? Это просто обидно!

Все мы – бедные грешники, не имеющие другой надежды, кроме милости Божией. Некоторым из нас легче это понять – тем, чья жизнь явно нехороша

Потому что все люди – грешны и нуждаются в спасении: как те, кто ведет явно аморальную и постыдную жизнь, так и те, кто, по социальным меркам, вполне благополучен, морален, даже религиозен. Все мы – бедные грешники, не имеющие другой надежды, кроме милости Божией. Некоторым из нас легче это понять – и это как раз те, чья жизнь явно нехороша.

В житиях святых много историй о людях, весьма дурных: разбойниках, ворах, проститутках, – которых коснулась благодать Божия. С ужасом, с отвращением, с негодованием они увидели, что представляет собой их жизнь, и устремились к Богу, ища спасения. Теперь Церковь чтит их как великих святых.

Иногда человек доходит до дна, до края – и оттуда обращается к спасению. Я знал людей, которые были алкоголиками и наркоманами (некоторые совмещали то и другое), – однажды им становилось пронзительно ясно, что еще пару дней, может быть, часов, и они умрут под забором. Они стали вопиять к Богу о милости – и обрели ее.

Беда фарисея в том, что с ним всё в порядке – по крайней мере, в его глазах. Да, вот этот мытарь – образец нравственного падения, а фарисей – хороший человек, который знает об этом. Он не ищет милости Божией – он ищет признания своих заслуг. Но реальность состоит в том, что, хотя он, вполне возможно, уважаемый и благополучный член общества, перед Богом он – жалкий грешник. Пророк Исаия, нравственный, глубоко религиозный человек, пережив видение Бога в Храме, воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6: 5).

Как Господь говорит в Откровении: «Ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3: 17).

Когда мы, как тот фарисей, пытаемся перечислять свои заслуги и указывать на то, что мы-то лучше других, мы затворяемся от благодати Божией. Когда мы приходим к Господу какие есть – нищие, слепые и нагие, виновные и испорченные – и открываем пред Ним наши грехи, мы обретаем милость и прощение. Мы обнаруживаем, что мы приняты, любимы, прощены, обнадежены, – и видим, что от глупых претензий на самоправедность давно стоило отказаться.

Сергей Худиев

30 января 2015 г.

Смотри также
О фарисее с любовью О фарисее с любовью
Игум. Нектарий (Морозов)
О фарисее с любовью О фарисее с любовью
Игумен Нектарий (Морозов)
Что нам такого уж плохого о нем известно, что почти две тысячи лет не даем духу его покоя, но все поминаем и поминаем его недобрым словом. Каким именно? Да этим: «фарисей».
Лекарство от фарисейства Лекарство от фарисейства
Митр. Лимассольский Афанасий
Лекарство от фарисейства Лекарство от фарисейства
Митрополит Лимассольский Афанасий
Любовь не может быть навязана логикой. Любовь выше логики. Поэтому мы не можем применять критерии мирской логики к тем людям, которые любят Бога. Святые руководимы своей логикой, которая отлична от мирской, потому что их логика – это «логика» любви. Так что Церковь не учит нас просто становиться хорошими людьми – хотя и этому тоже. Это все азы. Наша Церковь учит нас любить личность Господа нашего Иисуса Христа.
Кто такие фарисеи? Кто такие фарисеи?
Отвечает иером. Иов (Гумеров)
Кто такие фарисеи? Кто такие фарисеи?
священник Афанасий Гумеров
Кто такие фарисеи?
Комментарии
Юлия 9 февраля 2015, 22:49
Екатерина, во-первых, в предыдущих рассуждениях о вере, неверии и человеческих качествах, которые, как известно, бывают как положительные, так и отрицательные, не было перехода на личности, тем более, никто никого не оскорблял и не обвинял.
Во-вторых, непонятно, люди, которые еженедельно исповедуются и причащаются чем-то заслужили Ваше нерасположение?
И, в-третьих, дедушка называл себя атеистом «потому что так учили». В то же время он имел за плечами войну, готовность помогать людям и опыт целой жизни. Из этого следует только то, что человек поставил твердые границы для задушевного общения по данной теме перед младшими родственниками.
Екатерине 9.02. 14:13 9 февраля 2015, 20:01
Екатерина. Все это есть в Евангелии. О Церкви:
И сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое,тот Меня принимает; а кто примет Меня,тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех,тот будет велик. При сем Иоанн сказал: Наставник! Мы видели человека,именем Твоим изгоняющего бесов,и запретили ему,потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте,ибо кто не против вас,тот за вас.(Евангелие от Луки,9:48-50). Притча о милосердном самаритянине(еретике,где про его веру вообще не сказано). Или соотношении хулы на Христа и Духа Святого,Которого ваш дедушка,очевидно,не хулил. Другое дело вы лично,уразумев Христа и Церковь,можете и должны молиться и подавать там за него. Ибо он крещен,очевидно. Это с вас спросит Господь.
Екатерина 9 февраля 2015, 13:13
Юлия, среди таких атеистов я знаю наверняка про одного -- моего деда. Человека, который начал свой путь врачом на войне, который всю жизнь посвятил людям, которого любили и уважали сотни. Который в жизни был образцом добра и любви к людям, до последнего вздоха думавший о других прежде себя. И если я когда-нибудь видела вживую совершенную любовь, о которое одно воспоминание наполняет меня смирением, то это был он.

И он был атеистом. Его так учили. Верность убеждениям и принципам, кроме тех случаев, когда они людям вредили, -- тоже было его качество.

А Вы -- "маска". Не было там маски. До последнего часа он был полон любовью, уж мне ли не знать. Любовью, и верностью, и заботой, и скромностью. Никакой маски -- и нет, никакой Церкви.

Так тоже бывает. Не оскорбляйте категоричностью, где не знаете.
К.А. 7 февраля 2015, 14:58
Благодарю Тебя Господи,что я не таков,как прочие люди... И далее перечисление грехов. Правильно благодарить Бога за сохранение от грехопадений,но беда в том,что они свою "праведность" доводили до преступлений против человечности. Главным из которых стало Распятие Христа. В Чечне,в ваххабитский период, практиковались шариатские казни,включая побивание камнями. Сейчас игиловцы занимаются тем-же. Хотите попробовать? В каноне на мытаря и фарисея сказано о низвержении последнего до ада преисподнейшего! Любимые женщины,творение спасается не только вашими страданиями о чадах! Но Распятой и Воскресшей Премудростью Божией! Не препятствуйте Его соединению со Своим творением. Иначе опять будет: сойди со креста,не надо нам вечности,нам и здесь хорошо. Т.е.антропологическая катастрофа творения,отвергающего Разум. Сейчас это хорошо видно по-Украине. Филарет Денисенко поехал оружия просить у заграницы,что-бы быстрее со своим народом разобраться...
Юлия 6 февраля 2015, 22:58
Екатерина:2015-02-06 12:17
Екатерина,
Если негодяй, вор и подлец покается так, что полностью изменит свою жизнь, то он уже не будет негодяй, вор и подлец. В итоге он может быть спасен.

Атеисты могут быть честны, благородны, добры, щедры и смиренны лишь временно. Потом они или становятся верующими или теряют свою маску. Не огорчайтесь из-за них.
Екатерина 6 февраля 2015, 11:17
А тем не менее на лично мое недоумение "что же, порядочный, честный человек, если так и умрет в нераскаянии, лишится Царства, а какой-нибудь негодяй, вор и подлец, стоит ему покаяться и уверовать, будет спасен?" -- статья не ответила.

Потому что про себя я могу знать разное, и гордиться мне нечем -- но мне довелось знать и таких атеистов, что были честны, благородны, добры и щедры. И смиренны были при том так, считая добродетель свою мелочью, что укорили бы примером своим многих из тех, что утешаются еженедельной исповедью и причастием. И горька мне мысль о том, что они будут отлучены от спасения тем, что не верили.

Милосердие прекрасно, и прекрасно то, что могут помиловать осужденных -- но печально мне думать, что могут быть осуждены заслужившие большее.

Николай Владимирович 3 февраля 2015, 17:45
И еще. Наталья(30.01.14:13) - в начале хорошо. Но в конце правильнее делать акцент на современность,как делает Патриарх. Т.е.приходит в Церковь ныне такой мытарь,блудница,еретик,а там ему: гав-гав-гав... Поэтому многие первые будут последними. И закон исполнил только Господь,все остальные помилованы,ибо плоть. А фарисей ею гордился.
Николай 3 февраля 2015, 10:58
Слава Богу, что ознакомиться с таким подробным толкованием притчи о мытаре и фарисее имеет возможность огромное количество пользователей интернета. И каждый желающий может оставить своё мнение. Всем желаю благодати Господней, все мы - дети одного Отца, давайте творить добро и каяться о нашей греховности. Господи! вразуми, спаси и помилуй меня грещного.
НН 1 февраля 2015, 15:40
..."Когда мы, как тот фарисей, пытаемся перечислять свои заслуги и указывать на то, что мы-то лучше других,"...

Фарисей не только перечислял свои заслуги, а ещё и БЛАГОДАРИЛ Господа... На мой взгляд, это очень важный момент.

И откуда автор взял, что мы считаем фарисея плохим?!
Даже Сам Господь сказал, что мытарь БОЛЕЕ оправдан, чем фарисей (т.е. фарисей оправдан меннее мытаря). Каяться и видеть свои грехи мы должны как мытарь, а жить - как фарисей: выполнять Заповеди Божии и благодарить Господа.
Простите!
Л.К. 1 февраля 2015, 10:16
Наталья,
мытарь просил Бога быть к нему милостивым, при этом не сказано, что он оставил свою работу. Грех же фарисея состоял в том, что тот пытался возвыситься перед Богом за чужой счет, полагая, что всё делает правильно. Они оба грешны, оба пришли в церковь для покаяния, но первый вышел более оправданным, т.к. на исповеди не хвалился, не искал виноватых, отвечал только за себя.

Учите мат.часть. Ваша попытка дискредитировать священство не засчитана.
mila t 1 февраля 2015, 08:53
Низкий поклон автору
просто и понятно объяснили какова же была жизнь мытаря
да он был как подневольный раб и нужда гнала его
и только в церкви перед Ликом Господа он из глуби души своей
шептал Господи помилуй мя и пошел получив от Господа что принят, любим, прощен, обнадежен.
и я молю из сердца из глуби души Господи помилуй мя и прости- нищую, слепую и нагую, виновную и испорченную.
Слава Тебе Господи Спасибо Тебе что я православная христианка
Буди Господи милость Твоя на нас яко же уповахом на ТЯ
Михаил 1 февраля 2015, 06:29
У фарисея гордая молитва, он благочестив и благочестие его таково, что оно надмевает его.
Например, в наше время, человек думает: "Вот я хожу в церковь каждое воскресенье, не курю, не бухаю, не блужу - я хороший человек, не быдло это атеистическое."
...Ну примерно так. Так он думает и так оно и есть.
Благостный такой ходит. И пока Господь ему не откроет, чаще через какое-то падение, через грех - что он ничтожество, он не так и будет нос задирать.
В душе, конечно, перед людьми там наоборот искусное смиреннословие )
Я думаю, что проверить так просто и не получится - кто ты фарисей или мытарь, на самом-то деле.
Нельзя это понять самому - в каком ты положение находишься, гордый или нет, лицемерная, фарисейская твоя вера или нет.
А гордость ещё и обличениями не лечится, т.е. если тебе скажут, что ты фарисей и превознесся - ты не поверишь.
Елена 1 февраля 2015, 01:08
Что- то мне мытари с нынешними коллекторами ассоциируются:)
Юлия31 января 2015, 15:41
Сомневаюсь, что после прочтения притчи нужно оправдать мытаря и осудить фарисея. Если он осудил мытаря, а я буду осуждать фарисея за то что, он осудил мытаря, то разве это будет правильно с моей стороны?
Илья31 января 2015, 11:52
Думается, основной смысл этой притчи, что гордыня самая большая мерзость перед Богом. Фарисей в молитве сам возносится и унижает другое творение и образ Бога - Мытаря, еще как бы делает причиной своего возношения самого Бога (благодарит его, что Он Создал его лучше других людей). Это при том, что определенное число фарисеев вело внешне благообразную жизнь, что бы пользоваться доверием и уважением народа для обирания того же народа
Елена М31 января 2015, 11:13
Наталья:
"Мне кажется, смысл этой притчи в другом: фарисей - "профессионально" призван заботится о духовном воспитании народа, и потому более ответственен перед Богом (как церковь, например); мытарь - подневольный светский человек, часть паствы, и если он сам пришел к Богу, то получается что фарисей вообще не нужен Богу."
- А я соглашусь с Вашей первой фразой : "фарисей - "профессионально" призван заботится о духовном воспитании народа, и потому более ответственен перед Богом", а потому ему нечего перечислять свои достоинства.
Но не могу согласиться с Вашей следующей фразой :" если он сам пришел к Богу, то получается что фарисей вообще не нужен Богу" - Почему Вы решили, что "он сам пришел к Богу"? Это очень большой вопрос. Возможно, если бы не было фарисеев с их попыткой воспитать и пробудить в мытаре то раскаяние, с которым пришел мытарь, может быть мытарь никогда бы и не заглянул в церковь и о Боге не вспомнил.
Димитрий31 января 2015, 11:09
А я читал, что фарисей был более судим за то, что он осудил мытаря.
Aleksey Vasilevich31 января 2015, 07:54
Ну, Игорь, понесло Вас. Забыли добавить: "Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки" Иов 4:18.
Дай Вам Бог здоровья, покаяния и желания не думать о "бабах".
Владимир31 января 2015, 07:14
Тем не менее по молитве одного праведника на землю не сходил дождь,а после совершения им молитвы сошел. Да,мы можем утешать себя,нагрешу,и покаюсь.Но спасение человека от греха-процесс,порой всей жизни. И таким людям Господь дает и покаяться и спастись. А грешник-зачастую и не задумывается о спасении,оглянитесь.
Светлана31 января 2015, 00:21
Спасибо! Каждое предложение - на пользу. Спасибо за раскрытие понятия "мытаря". Вот, чем хорошая проповедь хороша? Когда о том, что ты знаешь, узнаешь и понимаешь то, что не видел до этого. Но за этим идёт следующий вопрос. Как же увидеть себя?
Екатерина30 января 2015, 23:30
Спасибо за статью,все четко и понятно,жаль только сознавать,что так грехов много,а порой их не видишь и почему-то считаешь,раз не убиваю,не краду и пр.,значит и не грешу особо...Господи,вразуми и помоги не грешить...
Ольга Маргарит30 января 2015, 17:25
Наталья, не согласна с вами!
Церковь же творит добрые дела и спасает, не потому, что этого от Нее требует общество и ожидает этого.
Фарисей - был в состоянии глубокой прелести.
А мыть видел свои грехи - и каялся.
Игорь30 января 2015, 16:04
Всех людей на Земле, независимо от пласта времени в котором они жили, живут и будут еще жить, независимо от степени их праведности или степени их аморальности объединяет один общий знаменатель - неспособность, подобно Господу, вознестись на Небо, в ту совершенно другую реальность абсолютной святости и вечной жизни, где все по-другому. С объективной и непредвзятой точки зрения Духа Святаго, единственного Духа Истины - свят только Господь. "И небеса нечисты пред Очами Его". То есть и фарисей и мытарь - грешники в равной степени. Следующее - положи, человек, свои "добрые дела" на чашу весов и положи добрые дела Господа. И увидишь как ничтожны твои дела. Ты решил головокружительные математические уравнения на вечность вперед? И на вечность вперед воплотил их своим словом в реальность? Ты одним дыханием любви создал такого же как ты по образу и подобию этой любви? Нет. Ты стоишь в Доме Моем и дерзко тычешь Мне в глаза, как ты дал Мне рубль из 10. Тот рубль, который для тебя не играет никакой роли. Похваляешься постом, думая про себя, как ты в глазах баб становишься подтянутее и спортивнее. Вот твои "добрые" дела!
Олег30 января 2015, 15:50
дай Бог смирения и покаяния,спаси Господи!
Алексей30 января 2015, 15:49
Мне понравилась статья. Коротко и хорошо
Наталья30 января 2015, 13:13
Мне кажется, смысл этой притчи в другом: фарисей - "профессионально" призван заботится о духовном воспитании народа, и потому более ответственен перед Богом (как церковь, например); мытарь - подневольный светский человек, часть паствы, и если он сам пришел к Богу, то получается что фарисей вообще не нужен Богу.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×