Лекция 20. Грехопадение первых людей и его последствия

Православные просветительские курсы

20 лекция «Грехопадение первых людей и его последствия» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Вадимом Леоновым, преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом богословия.

Протоиерей Вадим Леонов. Фото: Православие.Ru Протоиерей Вадим Леонов. Фото: Православие.Ru
    

Лекция посвящена православному учению о причинах и этапах грехопадения, а также его последствиям для всего человечества.


Лекция протоиерея Вадима Леонова
(продолжительность: 1:14:59)


Ответы на вопросы слушателей
(продолжительность: 35:32)

Протоиерей Вадим Леонов

11 февраля 2015 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Лекция 5. Священное Писание: история, экзегетика (ВИДЕО) Лекция 5. Священное Писание: история, экзегетика (ВИДЕО)
Сергей Комаров
Лекция 5. Священное Писание: история, экзегетика (ВИДЕО) Лекция 5. Священное Писание: история, экзегетика (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Господь – просвещение мое»
Сергей Комаров
Как появились библейские книги? Что такое библеистика? Библия как книга Церкви.
Лекция 4. Бог как творец мира. Человек. Образ и подобие Божии (ВИДЕО) Лекция 4. Бог как творец мира. Человек. Образ и подобие Божии (ВИДЕО)
Сергей Комаров
Лекция 4. Бог как творец мира. Человек. Образ и подобие Божии (ВИДЕО) Лекция 4. Бог как творец мира. Человек. Образ и подобие Божии (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Господь – просвещение мое»
Сергей Комаров
Что говорит Что значит творение Словом? Что говорит Библия о происхождении человека? Откуда берется душа новорожденного человека?
Лекция 3. Бог. Троичный догмат (ВИДЕО) Лекция 3. Бог. Троичный догмат (ВИДЕО)
Сергей Комаров
Лекция 3. Бог. Троичный догмат (ВИДЕО) Лекция 3. Бог. Троичный догмат (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Господь – просвещение мое»
Сергей Комаров
Бытие, сущность и свойства Божии. Что говорит Бог о Самом Себе? Познаваем ли Бог?
Лекция 2. Вера и откровение. Священное Писание и Священное Предание (ВИДЕО) Лекция 2. Вера и откровение. Священное Писание и Священное Предание (ВИДЕО)
Сергей Комаров
Лекция 2. Вера и откровение. Священное Писание и Священное Предание (ВИДЕО) Лекция 2. Вера и откровение. Священное Писание и Священное Предание (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Господь – просвещение мое»
Сергей Комаров
Феномен веры в Бога. Откуда и что мы знаем о Боге? Кто написал Библию? Что такое Священное Предание?
Лекция 1. Для чего человеку христианство? (ВИДЕО) Лекция 1. Для чего человеку христианство? (ВИДЕО)
Сергей Комаров
Лекция 1. Для чего человеку христианство? (ВИДЕО) Лекция 1. Для чего человеку христианство? (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Господь – просвещение мое»
Сергей Комаров
Что такое грех и первородный грех? Что означает церковный термин «спасение»? Кто Такой Иисус Христос как Спаситель? Что такое искупление?
Лекция 8. Духовная нищета «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель» Лекция 8. Духовная нищета «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Александр Ужанков
Лекция 8. Духовная нищета «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель» Лекция 8. Духовная нищета «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
В 40-е годы XIX века, как и в наше время, мало кто читал Евангелие, сравнивал свою жизнь с Евангельскими истинами. И Гоголь через это произведение попытался открыть читателям эти истины.
Лекция 7. Повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С.Пушкина и вершина его творчества Лекция 7. Повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С.Пушкина и вершина его творчества
Александр Ужанков
Лекция 7. Повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С.Пушкина и вершина его творчества Лекция 7. Повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С.Пушкина и вершина его творчества
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
«Как нужно читать Пушкина? Необходимо обращать внимание на мелочи и детали. Всегда сравнивать и проводить параллели с другими произведениями. В данном случае с “Евгением Онегиным”».
Лекция 6. Духовные основы пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке» Лекция 6. Духовные основы пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»
Александр Ужанков
Лекция 6. Духовные основы пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке» Лекция 6. Духовные основы пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
«Пушкин в этой сказке показывает свое отношение к семейной жизни, то есть как должна строиться семейная жизнь».
Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов» Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов»
Александр Ужанков
Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов» Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов»
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
17 февраля в Актовом зале Сретенской семинарии прошла очередная встреча из цикла «Духовные основы русской литературы». Лекцию на тему «Духовный путь А.С. Пушкина. Драма “Борис Годунов”» прочитал профессор, филолог Александр Ужанков.
Комментарии
Ника11 августа 2017, 16:44
Лекция очень понравилась! Спаси Господи!
владимир29 декабря 2015, 17:43
Первородный грех - это , условно говоря, некая "печать" на природе человека, передающаяся от прародителей при рождении, которая смывается в воде крещения.
Алексей Садаков25 ноября 2015, 04:51
Помоги нам Господи!!!
Марина12 марта 2015, 21:23
Здравствуйте! Как правильно это придумали -выкладывать видео лекции! Очень многое становится понятней и ближе! Спасибо огромное всем авторам лекций! Но, остался ещё вопрос (заранее прошу простить мне невежество моё, но как-то пока не складывается): после изгнания из Рая, на земле только два человека Мужчина и Женщина. Потом ещё два их сына, из которых старший убивает младшего. А кто же стал женой Каина, где он её взял? И все другие люди все же откуда? Ведь как ни крути, а без женщины в процессе деторождения никак не обойтись.
Зинаида 4 марта 2015, 19:32
Спаси Господи!!! Бог вам в помощь очень нужные и полезные для души лекции и много открывается набираешься опыта и навыков как жить .Всем мира и многие лета вам за эту работу которую вы несете в мир за свет за доброту.
р.б. Анфиса28 февраля 2015, 00:05
Храни вас всех Господь!Ваш труд - ОГРОМНОЕ благо!

Изучаю ваши лекции каждую неделю, но эту лекцию дважды за вечер просмотрела, до сих пор под впечатлением!
Отец Вадим, многая лета вам и всем пастырям Христовым! Мы молимся за вас!
Елена18 февраля 2015, 19:22
Уважаемый о.Вадим, все Ваши лекции очень вразумительны, а последняя разъяснила истоки греховности в человеке и смысл его жизни. Благодарю Вас, мне это очень важно!
Читательница (Подмосковье) 18 февраля 2015, 10:27
Петру Диброву

Да, экономическая теория – наука бездуховная, законы её противоречат замыслу Божиему. Удивляться не приходится: все теоретики экономики, заложившие её базис как науки, не были православными. Один из методов экономической теории – диалектико-материалистический.) Но не буду склоняться в экскурс: сайт не экономический. Прошу редакцию меня извинить.
Петр Дибров17 февраля 2015, 23:15
Читательнице (Подмосковье)
Вы предлагаете неожиданный ракурс: объективное благо, как экономическая категория.
Попробую порассуждать. С богословской точки зрения таким благом является осуществление замысла Божия. Если человек способен познать замысел Божий в экономической сфере, то он способен поставить благую экономическую цель. Если же он способен и достигнуть ее, то тем самым осуществил истинное благо. Слово «экономика» переводится как «домостроительство» - в богословском понимании - это устроение и преображение мира в соответствии с замыслом Бога. Подозреваю только, что такая экономическая теория приведет не к развитию, а к сжатию современного экономического производства, которое нацелено не на обслуживание человеческой природы (потребности которой малы), но греховных страстей (которых бескрайнее море). В примере с покупкой сигарет ясно, что их покупка противоречит замыслу Божию о человеке, а значит, духовно-экономически не обоснована и не может быть объективным благом.
Читательница (Подмосковье) 17 февраля 2015, 12:12
Петру Диброву

Спасибо за внимание к моим вопросам и просветление моего ума.)
Несколько слов по поводу понятия «благо». Если говорить о благе как богословской категории, то оно, конечно, объективно. Только восприятие этого Блага субъективно. Для богоненавистника Бог (в его субъективном восприятии) не является благом, для него Он – антиблаго (уместно вспомнить и мучения грешников в аду как реакцию на Свет). А вот правомерно ли говорить об объективности блага, например, как экономической категории… Здесь нужно четко разграничивать понятия самого блага и его полезности. Для одного человека благо – купить пачку сигарет и выкурить её, для другого это – антиблаго. По-моему, у кого-то из философов есть понятие субъективного блага.

Петр Дибров16 февраля 2015, 23:57
Спасибо за лекцию. Дерзну предложить свои варианты ответов на вопросы Читательницы (Подмосковье):
1. Синоним «счастья» - это благо. Различие лишь в том, что «счастье» – это субъективное понятие, а «благо» – объективное. У человека неповрежденного эти понятия должны совпадать. Высшее Благо – это Бог. Поэтому стремление каждого человека к счастью – это по сути осознанное или неосознанное стремление к Благу-Богу. Отсюда и следует, что «Счастье – одно из названий Бога». Понятно, что о. Вадим, говоря о счастье как именовании Бога, имел в виду не формальное употребление терминов, а суть человеческих стремлений.
2. Недоумение с Быт. 5:1 можно разрешить, если обратиться к греческому тексту Библии. Там стоит слово «икона», т.е. «образ». В этом плане более точным является перевод славянской Библии: «по образу Божиему». Переводчики на русский язык использовали масаретский текст, а в еврейском языке понятия «образ» и «подобие» тождественны.
3. Ответ нашел в книге о. Вадима «Основы православной антропологии»: «На наш взгляд, вполне оправданным выглядит предложение называть личное преступление праотцев термином «прародительский грех», а наследуемое греховное состояние термином «первородный грех». Но для подобной терминологической определенности требуется принятие этих терминов в церковной среде в данном значении, на что требуется время и общее согласие». По-моему, в лекции он так и старался употреблять эти термины.
Читательница (Подмосковье) 14 февраля 2015, 22:17
Спасибо за лекцию. Как всегда, замечательная лекция. Но у непонятливого (или слишком придирчивого) )) слушателя есть вопросы:
1. «Счастье – одно из названий Бога» (примерно 56 мин. лекции)- ???
Может, отец Вадим имел в виду славянскую мифологию, где одно из названий бога Солнца - счастье. Синоним «счастья» - благодать. Но благодать не есть сам Бог.
2.Вопрос по ответу отца Вадима на вопрос слушателя явно не 35–тилетнего возраста ):
Всем известно, что у Бога был замысел сотворить человека по образу и подобию, но создал ОН его лишь по образу (текст в начале книги Бытия). Но дальше написано: «Вот родословие Адама: когда Бог СОТВОРИЛ человека, по ПОДОБИЮ Божию создал его…» (Быт.5:1). Давно мучает этот вопрос - как это понимать?
3. Не понимаю, почему в современном богословии считается нормой отождествление понятий «первородный грех» и «последствия первородного греха» (в конце лекции). Первородный грех – это личный грех прародителей, а последствия – это повреждение природы, разрыв с Богом и т.д.

Людмила14 февраля 2015, 00:01
Глубокоуважаемый о.Вадим
Огромное спасибо за лекцию.
Не хватает времени поднимать всю духовную литературу великих мыслителей.а ваши лекции помогают понять очень важные для жизни человека и непростые вопросы в доступной для понимания форме на очень высоком интеллектуальном уровне
с использованием цитат из трудов великих людей
Ещё раз спасибо















Татьяна Органова13 февраля 2015, 23:44
Как всегда прослушала лекцию о. Вадима на одном дыхании. Готова была слушать еще и еще.
Как горько сознавать, что мы потеряли в результате грехопадения. Как тяжело хоть что-то восстановить.
Господи, помоги нам, грешным.
р.Б. Димитрий12 февраля 2015, 00:27
На видео с вопросами на 25:47 спрашивают "формулу, по которой дьявол и по сей день искушает человека на грех"?

Мне кажется, эта формула такая - растлить (вызвать желание), распочать (подтолкнуть к первому разу), приучить (вызвать зависимость). В эту формулу вписываются очень многие греховные зависимости.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×