У них не было детей. В немолодые годы эта тяжесть с каждым днем всё больше пригибает человека к земле. У них не было детей, и уже не было надежды родить их так, как рождаются обычные люди. Конечно, бывают те, кто может родить в старости. Но таковых до крайности мало. Авраам и Сарра, Захария и Елисавета… Наших героев звали иначе, и в этом смысле у них не было шансов. Поэтому он сказал ей: «Иди и скреби по сусекам». Она послушно пошла, и вскоре был у них Колобок, круглый, как мяч для гандбола, и румяный, как бабка в годы далекой юности.
У него тоже не было детей. А еще не было ни бабки, ни сусеков с остатками муки. А желание иметь детей было. И он взял полено, чтобы вырезать деревянного мальчика. Наличие деревянного мальчика всегда лучше, чем отсутствие любых мальчиков. К тому же никто не знал, что мертвое оживет и бездвижное придет в движение. Никто не знал, что Колобок покатится по маршруту с конечными остановками «Подоконник – Пасть Лисы», а Буратино возьмется воплощать сюжет притчи о Блудном сыне. И вот они стали родителями: безымянные супруги из русской сказки и шарманщик Карло. Вскоре будут они безутешны. Старики – навсегда, а Карло – на время. Потому что свет их очей – деревянный мальчик и хлебный мячик, – едва появившись на свет, скроются из вида.
Русская сказка и Алексей Толстой не знают творения из ничего. Сие не мудрено. Творение из ничего не поддается описанию и без благодати на голову не налазит. Но они творят из того, что есть: мука и дерево. Они оживляют сотворенное, которое как только оживет, сразу проявляет строптивость и наглость, дерзость и хвастовство. Вчерашнее полено бросает молотком в сверчка, хамит и бежит из дома. Самоуверенное хлебобулочное изделие думает, что успешное бегство от дряхлых стариков – залог всегдашних успешных побегов. Не иначе, мертвая природа заразилась от человека всеми страстями. Стоит ее оживить – она перейдет к бунту и празднику непослушания.
Ведь не сидится же никому дома: ни Буратино в каморке, ни Колобку в избе. Почему бегство неизбежно? Корни этой драматургии где? Не в том ли событии, которое зовется грехопадением и пропитывает всю ткань бытия?
Ты, человек, становясь творцом с маленькой буквы, приводишь в бытие то, что тебя перестанет слушаться. И уж лучше пусть будет это Колобок, а не ядерный реактор. Но всё равно: голос Райской трагедии или – глубже – голос Ангельского бунта слышны в этих двух историях. И разве только в двух? Чичиков, коль скоро вышел из-под пера, проворно побежал по миру, и его уже не остановишь. Вместе с Коробочкой, Маниловым и Ноздревым явившись к Гоголю, они его в гроб и свели. И все остальные бессмертные персонажи самостоятельно жить не перестают. Татьяна Ларина всё так же непоколебимо верна законному мужу, а Онегин так же безнадежно и самоубийственно влюблен. Все живут, все копошатся и движутся. Мадам Бовари носится в закрытой карете по улицам ночного Парижа, и д’Артаньян, сменивший плащ на пиджак, предлагает свои услуги де Тревилю – теперь высокому чиновнику госбезопасности.
Ты, человек, становясь творцом с маленькой буквы, приводишь в бытие то, что тебя перестанет слушаться. И уж лучше пусть будет это Колобок, а не ядерный реактор.
Все бессмертные типажи наполняют собою жизненное пространство. Они живут независимо от авторов. Они бунтуют, потому что выпущены наружу, словно джинн. Первое, на что они способны, это восстание против автора-папы. Это восстание, дублирующее древний бунт грехопадения, вначале – Ангельский, затем – человеческий. И не только есть место Буратино среди оживших кукол, как есть не только место Гомеру среди поэтов. Еще есть Ихтиандр, дышащий то жабрами в воде, то одним легким на улице. Этому, видишь ли, земной любви захотелось. Есть Винни Пух, засыпающий читателей дзен-буддистским остроумием, то ли вопреки опилкам в голове, то ли благодаря именно им.
Человек не может не творить, раз уж создан он по образу Творца и с приказом приобрести подобие. А то, что сотворяет человек из полена¸ или муки, или художественного текста, ведет себя так же непослушно, как и сам человек. Деревянный мальчик хамит, мучной мячик совершает роковое бегство, художественные персонажи начинают автономное и непредсказуемое существование. В мире, полном поименованных явлений, мы живем. Это заметно, как только присмотришься к тому, что вокруг, и к тому, что внутри.
Всяк человек понимает в силу своего разумения...Что вы цепляетесь к словам?)))и что защищаете нашего автора,будто я его хочу обидеть?Отец Андрей вряд ли когда читает наши тут комменты,а мы тут самолюбие свое тешим-обсуждая,что да как.Я,например,не имея возможности лично отблагодарить за все,что делает отец Андрей,пишу иногда свои пожелания и мысли"вслух"так сказать.Вы увидели сарказм в этой статье и трагедию всего украинского народа и это ваше право,которое я не буду оспаривать.Да,я счастливый человек.Меня не возмущает мнение людей,которые думают иначе,чем я.А трагедия давно уже случилась.И она в каждом из нас.И дабы не захваливать автора)))рискну предположить,что своих тараканов отец Андрей знает в лицо))).А я вот не всех еще)).Поэтому и читаю его.Он мне помогает в себе разобраться.А еще у меня трое детей.Это меня тоже радует)))
Воистину, "персонажи (как и эта статья отца Андрея) начинают автономное и непредсказуемое существование".
Разве это юмор, а не сарказм -- "Самоуверенное хлебобулочное изделие"?
А уж "Не надо наковыривать смысл,где его не много" про статью отца Андрея -- это и вовсе ни в какие ворота.
Счастливый Вы человек, Лена! Счастливые люди редко замечают трагедию.
Быть может секрет творчества в готовности дать свободу своему творению? и ждать, когда творение поймет, что без творца оно прах, булка, деревяшка, хоть и говорящие? Может это просто закон творчества от начала, дать свободу и отойти в сторону, без чего творческий акт лишается смысла? А мы читаем "В начале Бог сотворил...", но считаем себя творцами большими Творца, забываем, что Он знал, как поведет себя Его творение, а мы не знаем, и что еще хуже, не понимаем и не принимаем своего незнания.
Отец Андрей пишет о непредсказуемой реакции на наши действия другими людьми."Ты, человек, становясь творцом с маленькой буквы, приводишь в бытие то, что тебя перестанет слушаться"-это ключевая фраза!!!Вот и статья нашего любимого автора породила кучу домыслов неверного истолкования...Колобок и Буратино,как примеры лишь(причем самые простые).Смысл в том,что мы в ответе за то,что говорим,пишем и делаем т.к цепная реакция разных человеческих суждений очень непредсказуема.Само творение становится самостоятельно живущим.А творя из ничего"не поддается описанию и без благодати на голову не налазит"(слова автора). Не надо наковыривать смысл,где его не много,но и в простоте слова видеть главное нужно.А юмор очень хороший у отца Андрея)))и нас он всех насквозь видит.О себе он написал.И не только.
Но дети и реальные живые люди - они все свободовольные!
И, к сожалению, если честно говорить, Божьего замысла о себе не ведают, уж так устроены закономерности человеческого развития.Чтобы встретить Бога, сначала нужно созреть физиологически и психоэмоционально, а потом уже овладеть сознанием и вниманием собственным.
Творение отпадает от Творца не потому, что гордо самоутверждается...а потому, что не успевает дозреть до той меры, чтоб войти в полноту Бога(это вот совсем мое-мое убеждение, я так ощущаю человеческую неспособность соответствия Божьему Замыслу)и как горько, когда человек уходит преждевременно...
Так что тут и вправду, не унывать, а "молить Господина Жатвы" надобно...
Да, конечно, юмора в этом мало.Больше боли, чем веселья. Ведь цена ошибок это жизнь или смерть, и это не игрушки! Даже страшно масштаб вообразить!
Но, спустившись поближе к реальности с высоты собственного воображения, понимаю, что метафора "образы обретают собственную жизнь, отличную от замысла создателя" не так уж бесперспективна (именно метафора, а не отпадение человека от Создателя) .
Если рассмотреть процесс творения художником своего произведения, мы можем увидеть, что именно благодаря этой самой непослушности рациональной идее автора из-под его пера может выйти живой текст, а не надуманная картинка.
А если перекинуть метафору на реальных детей, то вообще их непослушание воспринимается как данность и закономерность. Ну нигде и никогда не было тотально послушных детей!
Понравился комментарий ЛЕНЫ 2015-03-21.
Ещё есть одно НО: если не было детей, то ведь не было на них и Божбего благословения!
Татьяна Чернышова:
"Я из тех,у кого нет детей...".
Сочувствую Вам, но только Бог знает, почему Он Вам детей не даёт... Понимаю, что это мало Вас утешает, но ведь может быть, что той ношей, которой мог бы для Вас оказаться ребёнок (например, неизлечимый наркоман - а это не Колобок!), Вы бы надорвались... Не огорчайтесь, с Господом не поспоришь, уж лучше Ему довериться. Простите!
Василий Н.:
" И что греховного в любви Ихтиандра (если я, конечно, правильно понял)???
Дело даже и не в греховности - надо же мозгами раскинуть, может ли получится ЧТО-то хорошее от той любви? Может, разумней и гуманнее пожалеть объект своей любви и не доводить до трагедии? Как в песне поётся:"С любовью справлюсь я одна(один)/ а вместе нам не справиться...). Нет?
Вот уж не ожидала от Вас, дорогой о. Андрей, этого: зачем?
для красного словца?
Думаю, Вы читали не "Винни Пуха", а модную пошлость, паразитирующую на литературе, псевдоглубокомысленную.
Произведениям, по которым сняты популярные мультфильмы, сильно не повезло: их мало кто читает. А первоисточники обладают глубиной и смыслами, которых нет в экранизациях, тем более в анимациях.
Почитайте, не пожалеете)
И что греховного в любви Ихтиандра (если я, конечно, правильно понял)???
И мы, если хотим уподобляться Ему, должны и обязаны в земной нашей жизни ЭТО понять о нашем Боге, "прочувствовать", "познать" (в библейском смысле этого слова) ЭТО на себе - и только тогда мы поймем, что есть Любовь Божия, а иначе никак мы Ее не сможем понять, и научиться ей - не сможем. Поэтому необходимо и нам тоже творить, даже - и именно что! - ЗНАЯ, что наше "творение" почти наверняка если и не восстанет на нас явно, то уж точно будет ежедневно жить буквально "нами", нашей плотью и кровью и силами и вниманием (любовью нашей то есть), как ребенок в утробе матери, а нам нужно будет смиренно принять это и продолжать любить его так же, как Отец наш Небесный принял и любит нас, блудных и неблагодарных, или, как минимум, неумелых и несовершенных в ответной любви.
Не согласны?..
Храни Вас Господь, и Вдохновение Его да не оставит Вас!
всегда с огромным удовольствием читаю Вас - спасибо Вам! :)
Но сегодня позвольте немного возразить Вам:
сегодня показалось, что Вы этой статьей как-бы говорите, что любое дело рук человека и ума его обречено на именно такой сценарий развития событий, как Вы описали, и потому - лучше уж человеку не творить. Верно ли я понял Вас ?..
Если да, то тогда скажите пожалуйста, как по-Вашему: разве Господь не знал, что будет так, как стало? Или хотя бы - что _может_ так быть? Разве Он не понимал, что давая Своему творению свободу выбора отношения к Себе, может или даже наверняка будет часть твари, которая выберет бегство и отвращение от Него, и что Ему все равно придется любить даже ЭТУ, "беглую и блудную", часть Своей твари всю бесконечность и всю вечность, несмотря на ее неисправимость и безответность Его любви к ней ?.. - мне кажется, Он полностью все это понимал, и - все равно Сотворил, потому что не может настоящая Любовь иначе, не может замыкаться на себе, а без свободы - взаимной любви быть не может. Поэтому или полное одиночество, но зато - совсем без "блудных детей", либо - множество детей и изобилие и радость взаимной с ними Любви, но вместе с тем - и горечь безответной любви к "блудным детям". И иначе - невозможно, даже для нашего Истинного и во всем свободного и всемогущего Бога. (продолжение следует ...)
Лене
Какой уж тут юмор, Господи, помилуй нас грешных. Это горестная констатация роковой ущербности творения. Украинская трагедия плачет в отце Андрее. Родившись на Луганщине, закончив вуз в Донецке, живя уже 52 года в Казахстане, я плачу день и ночь о Украине. А у отца Андрея это сегодняшнее незаживающее страдание.
Но прежде творения Отец родил Сына! И акт творения был исполнен знанием, что придет творение к подобию Сыну. И видим, что кто-то в горящую избу входит, кто-то пулемет своим телом закрывает, кто-то кладет в Лаврах и на Афоне жизнь в молитве за мир этот своевольный и грешный. А батюшки наши окормляют нас, будят, помогают стать хоть чуточку ближе к заповеданному. Да храни Господь отца Андрея от уныния!
Я все время думала, что это Колобок такой - сбежал из дома, непослушный!Но, парадокс, вот дома его ждал бы такой же финал как и у Лисы!
Потому что не во имя Жизни он был рожден, а чтоб его Жизнь съели его же родители (как вариант) ...
Ведь каждого и Дюймовочку, и Буратино, и Колобка без присмотра оставили..
Бросили , так сказать, на произвол судьбы, пусть и на короткое мнгновение, но оставили без молитвенной помощи, не успели ориентиров дать, осознанность воспитать. А что они могут, не разумные, не зрелые, оставленные???
Конечно,здесь и жажда собственного опыта у персонажей, неизбежность и необходимость взросления с одной стороны.
И судьбы их складываются по-разному, произвольно, по воле их же - разумно-неразумной в силу возраста. Колобка съели, Буратино таки нашел свой ключик, и Дюймовочка выстрадала свое счастье.
Отрадно то, что Бог, создавши этот мир, стучится к каждому, и жаждет, чтоб каждый услышал Его. И как Бог радуется, когда человек устремляется к Нему, как же Бог поддерживает направление воли каждого к Нему! Это удивительно!
С уважением, сказочница Эльвира Котова (в крещении Надежда).
Помогай Вам Господь Всемогущий, отец Андрей!
Спаси вас Бог, отец Андрей, жду выглядываю ваши статьи.
Спасибо, Вам отец Андрей за ваши труды.