«Всё равно уйду»

    

У них не было детей. В немолодые годы эта тяжесть с каждым днем всё больше пригибает человека к земле. У них не было детей, и уже не было надежды родить их так, как рождаются обычные люди. Конечно, бывают те, кто может родить в старости. Но таковых до крайности мало. Авраам и Сарра, Захария и Елисавета… Наших героев звали иначе, и в этом смысле у них не было шансов. Поэтому он сказал ей: «Иди и скреби по сусекам». Она послушно пошла, и вскоре был у них Колобок, круглый, как мяч для гандбола, и румяный, как бабка в годы далекой юности.

У него тоже не было детей. А еще не было ни бабки, ни сусеков с остатками муки. А желание иметь детей было. И он взял полено, чтобы вырезать деревянного мальчика. Наличие деревянного мальчика всегда лучше, чем отсутствие любых мальчиков. К тому же никто не знал, что мертвое оживет и бездвижное придет в движение. Никто не знал, что Колобок покатится по маршруту с конечными остановками «Подоконник – Пасть Лисы», а Буратино возьмется воплощать сюжет притчи о Блудном сыне. И вот они стали родителями: безымянные супруги из русской сказки и шарманщик Карло. Вскоре будут они безутешны. Старики – навсегда, а Карло – на время. Потому что свет их очей – деревянный мальчик и хлебный мячик, – едва появившись на свет, скроются из вида.

Русская сказка и Алексей Толстой не знают творения из ничего. Сие не мудрено. Творение из ничего не поддается описанию и без благодати на голову не налазит. Но они творят из того, что есть: мука и дерево. Они оживляют сотворенное, которое как только оживет, сразу проявляет строптивость и наглость, дерзость и хвастовство. Вчерашнее полено бросает молотком в сверчка, хамит и бежит из дома. Самоуверенное хлебобулочное изделие думает, что успешное бегство от дряхлых стариков – залог всегдашних успешных побегов. Не иначе, мертвая природа заразилась от человека всеми страстями. Стоит ее оживить – она перейдет к бунту и празднику непослушания.

Ведь не сидится же никому дома: ни Буратино в каморке, ни Колобку в избе. Почему бегство неизбежно? Корни этой драматургии где? Не в том ли событии, которое зовется грехопадением и пропитывает всю ткань бытия?

Ты, человек, становясь творцом с маленькой буквы, приводишь в бытие то, что тебя перестанет слушаться. И уж лучше пусть будет это Колобок, а не ядерный реактор. Но всё равно: голос Райской трагедии или – глубже – голос Ангельского бунта слышны в этих двух историях. И разве только в двух? Чичиков, коль скоро вышел из-под пера, проворно побежал по миру, и его уже не остановишь. Вместе с Коробочкой, Маниловым и Ноздревым явившись к Гоголю, они его в гроб и свели. И все остальные бессмертные персонажи самостоятельно жить не перестают. Татьяна Ларина всё так же непоколебимо верна законному мужу, а Онегин так же безнадежно и самоубийственно влюблен. Все живут, все копошатся и движутся. Мадам Бовари носится в закрытой карете по улицам ночного Парижа, и д’Артаньян, сменивший плащ на пиджак, предлагает свои услуги де Тревилю – теперь высокому чиновнику госбезопасности.

Ты, человек, становясь творцом с маленькой буквы, приводишь в бытие то, что тебя перестанет слушаться. И уж лучше пусть будет это Колобок, а не ядерный реактор.

Все бессмертные типажи наполняют собою жизненное пространство. Они живут независимо от авторов. Они бунтуют, потому что выпущены наружу, словно джинн. Первое, на что они способны, это восстание против автора-папы. Это восстание, дублирующее древний бунт грехопадения, вначале – Ангельский, затем – человеческий. И не только есть место Буратино среди оживших кукол, как есть не только место Гомеру среди поэтов. Еще есть Ихтиандр, дышащий то жабрами в воде, то одним легким на улице. Этому, видишь ли, земной любви захотелось. Есть Винни Пух, засыпающий читателей дзен-буддистским остроумием, то ли вопреки опилкам в голове, то ли благодаря именно им.

Человек не может не творить, раз уж создан он по образу Творца и с приказом приобрести подобие. А то, что сотворяет человек из полена¸ или муки, или художественного текста, ведет себя так же непослушно, как и сам человек. Деревянный мальчик хамит, мучной мячик совершает роковое бегство, художественные персонажи начинают автономное и непредсказуемое существование. В мире, полном поименованных явлений, мы живем. Это заметно, как только присмотришься к тому, что вокруг, и к тому, что внутри.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Лена27 марта 2015, 20:46
Татиане
Всяк человек понимает в силу своего разумения...Что вы цепляетесь к словам?)))и что защищаете нашего автора,будто я его хочу обидеть?Отец Андрей вряд ли когда читает наши тут комменты,а мы тут самолюбие свое тешим-обсуждая,что да как.Я,например,не имея возможности лично отблагодарить за все,что делает отец Андрей,пишу иногда свои пожелания и мысли"вслух"так сказать.Вы увидели сарказм в этой статье и трагедию всего украинского народа и это ваше право,которое я не буду оспаривать.Да,я счастливый человек.Меня не возмущает мнение людей,которые думают иначе,чем я.А трагедия давно уже случилась.И она в каждом из нас.И дабы не захваливать автора)))рискну предположить,что своих тараканов отец Андрей знает в лицо))).А я вот не всех еще)).Поэтому и читаю его.Он мне помогает в себе разобраться.А еще у меня трое детей.Это меня тоже радует)))
Елена25 марта 2015, 21:06
А по мне - так горе от ума. Не захвалите автора это не полезно.
раба Божия Татиана25 марта 2015, 10:51
Лене:
Воистину, "персонажи (как и эта статья отца Андрея) начинают автономное и непредсказуемое существование".

Разве это юмор, а не сарказм -- "Самоуверенное хлебобулочное изделие"?

А уж "Не надо наковыривать смысл,где его не много" про статью отца Андрея -- это и вовсе ни в какие ворота.

Счастливый Вы человек, Лена! Счастливые люди редко замечают трагедию.
Арина24 марта 2015, 21:26
Старик со старухой не замышляли себе сынка. Папа Карло делал куклу. От неточностей приобретает все не тот оттенок. И самообман, ожидать от хлебо-булочного изделия и куклы сыновней любви.
Быть может секрет творчества в готовности дать свободу своему творению? и ждать, когда творение поймет, что без творца оно прах, булка, деревяшка, хоть и говорящие? Может это просто закон творчества от начала, дать свободу и отойти в сторону, без чего творческий акт лишается смысла? А мы читаем "В начале Бог сотворил...", но считаем себя творцами большими Творца, забываем, что Он знал, как поведет себя Его творение, а мы не знаем, и что еще хуже, не понимаем и не принимаем своего незнания.
Лена24 марта 2015, 15:54
(автор первого комментария)))
Отец Андрей пишет о непредсказуемой реакции на наши действия другими людьми."Ты, человек, становясь творцом с маленькой буквы, приводишь в бытие то, что тебя перестанет слушаться"-это ключевая фраза!!!Вот и статья нашего любимого автора породила кучу домыслов неверного истолкования...Колобок и Буратино,как примеры лишь(причем самые простые).Смысл в том,что мы в ответе за то,что говорим,пишем и делаем т.к цепная реакция разных человеческих суждений очень непредсказуема.Само творение становится самостоятельно живущим.А творя из ничего"не поддается описанию и без благодати на голову не налазит"(слова автора). Не надо наковыривать смысл,где его не много,но и в простоте слова видеть главное нужно.А юмор очень хороший у отца Андрея)))и нас он всех насквозь видит.О себе он написал.И не только.
Лена(2)23 марта 2015, 21:15
И если в случае с персонажами есть замысел и отклонение от замысла, что очевидно автору. И автор, обладая единовластием, может подкорректировать свое творение.
Но дети и реальные живые люди - они все свободовольные!
И, к сожалению, если честно говорить, Божьего замысла о себе не ведают, уж так устроены закономерности человеческого развития.Чтобы встретить Бога, сначала нужно созреть физиологически и психоэмоционально, а потом уже овладеть сознанием и вниманием собственным.
Творение отпадает от Творца не потому, что гордо самоутверждается...а потому, что не успевает дозреть до той меры, чтоб войти в полноту Бога(это вот совсем мое-мое убеждение, я так ощущаю человеческую неспособность соответствия Божьему Замыслу)и как горько, когда человек уходит преждевременно...
Так что тут и вправду, не унывать, а "молить Господина Жатвы" надобно...
Лена (1)23 марта 2015, 21:14
После прочтения комментария Татианы заново пересмотрела весь текст. И если сначала мне отклинулась тема ответственности за свое творчество, то теперь захотелось развить тему непослушного дитя.
Да, конечно, юмора в этом мало.Больше боли, чем веселья. Ведь цена ошибок это жизнь или смерть, и это не игрушки! Даже страшно масштаб вообразить!
Но, спустившись поближе к реальности с высоты собственного воображения, понимаю, что метафора "образы обретают собственную жизнь, отличную от замысла создателя" не так уж бесперспективна (именно метафора, а не отпадение человека от Создателя) .
Если рассмотреть процесс творения художником своего произведения, мы можем увидеть, что именно благодаря этой самой непослушности рациональной идее автора из-под его пера может выйти живой текст, а не надуманная картинка.
А если перекинуть метафору на реальных детей, то вообще их непослушание воспринимается как данность и закономерность. Ну нигде и никогда не было тотально послушных детей!
НН23 марта 2015, 19:25
Статья, как всегда, замечательная, есть над чем подумать.
Понравился комментарий ЛЕНЫ 2015-03-21.
Ещё есть одно НО: если не было детей, то ведь не было на них и Божбего благословения!

Татьяна Чернышова:
"Я из тех,у кого нет детей...".
Сочувствую Вам, но только Бог знает, почему Он Вам детей не даёт... Понимаю, что это мало Вас утешает, но ведь может быть, что той ношей, которой мог бы для Вас оказаться ребёнок (например, неизлечимый наркоман - а это не Колобок!), Вы бы надорвались... Не огорчайтесь, с Господом не поспоришь, уж лучше Ему довериться. Простите!

Василий Н.:
" И что греховного в любви Ихтиандра (если я, конечно, правильно понял)???

Дело даже и не в греховности - надо же мозгами раскинуть, может ли получится ЧТО-то хорошее от той любви? Может, разумней и гуманнее пожалеть объект своей любви и не доводить до трагедии? Как в песне поётся:"С любовью справлюсь я одна(один)/ а вместе нам не справиться...). Нет?
Соня Фогман23 марта 2015, 17:04
Категорически протестую против связывания с дзен-буддизмом славного имени Винни Пуха, одного из благороднейших, самых добрых и талантливых героев мировой литературы!
Вот уж не ожидала от Вас, дорогой о. Андрей, этого: зачем?
для красного словца?
Думаю, Вы читали не "Винни Пуха", а модную пошлость, паразитирующую на литературе, псевдоглубокомысленную.
Произведениям, по которым сняты популярные мультфильмы, сильно не повезло: их мало кто читает. А первоисточники обладают глубиной и смыслами, которых нет в экранизациях, тем более в анимациях.
Почитайте, не пожалеете)
Лариса23 марта 2015, 16:50
Отец Андрей, ежедневно молюсь о Вас и слежу за Вашими лекциями, проповедями, заметками. Восхищаюсь Вашей памятью, ораторскими способностями, простотой и доходчивостью толкований Писания. Эту зарисовку прочитала с улыбкой на устах и с ясным слышанием Вашего голоса, как-бы читающего этот текст. Замечательно подмечено об отцах и детях, о Творце и твари. Спасибо! Храни Вас Господь!

Василий Н.23 марта 2015, 15:31
"Еще есть Ихтиандр, дышащий то жабрами в воде, то одним легким на улице. Этому, видишь ли, земной любви захотелось".

И что греховного в любви Ихтиандра (если я, конечно, правильно понял)???
Антон23 марта 2015, 13:54
(продолжение)
И мы, если хотим уподобляться Ему, должны и обязаны в земной нашей жизни ЭТО понять о нашем Боге, "прочувствовать", "познать" (в библейском смысле этого слова) ЭТО на себе - и только тогда мы поймем, что есть Любовь Божия, а иначе никак мы Ее не сможем понять, и научиться ей - не сможем. Поэтому необходимо и нам тоже творить, даже - и именно что! - ЗНАЯ, что наше "творение" почти наверняка если и не восстанет на нас явно, то уж точно будет ежедневно жить буквально "нами", нашей плотью и кровью и силами и вниманием (любовью нашей то есть), как ребенок в утробе матери, а нам нужно будет смиренно принять это и продолжать любить его так же, как Отец наш Небесный принял и любит нас, блудных и неблагодарных, или, как минимум, неумелых и несовершенных в ответной любви.
Не согласны?..
Храни Вас Господь, и Вдохновение Его да не оставит Вас!
Антон23 марта 2015, 13:53
о.Андрей,
всегда с огромным удовольствием читаю Вас - спасибо Вам! :)
Но сегодня позвольте немного возразить Вам:
сегодня показалось, что Вы этой статьей как-бы говорите, что любое дело рук человека и ума его обречено на именно такой сценарий развития событий, как Вы описали, и потому - лучше уж человеку не творить. Верно ли я понял Вас ?..
Если да, то тогда скажите пожалуйста, как по-Вашему: разве Господь не знал, что будет так, как стало? Или хотя бы - что _может_ так быть? Разве Он не понимал, что давая Своему творению свободу выбора отношения к Себе, может или даже наверняка будет часть твари, которая выберет бегство и отвращение от Него, и что Ему все равно придется любить даже ЭТУ, "беглую и блудную", часть Своей твари всю бесконечность и всю вечность, несмотря на ее неисправимость и безответность Его любви к ней ?.. - мне кажется, Он полностью все это понимал, и - все равно Сотворил, потому что не может настоящая Любовь иначе, не может замыкаться на себе, а без свободы - взаимной любви быть не может. Поэтому или полное одиночество, но зато - совсем без "блудных детей", либо - множество детей и изобилие и радость взаимной с ними Любви, но вместе с тем - и горечь безответной любви к "блудным детям". И иначе - невозможно, даже для нашего Истинного и во всем свободного и всемогущего Бога. (продолжение следует ...)
Andrey23 марта 2015, 10:34
Хорошая статья, но все таки мне непонятно. Допустим, если у человека не получается скажем с работой, или в личной жизни на одном месте. Просто вот чувствуешь, что тебя затягивает это "болото", разве такой "побег" это грех или это плохо?
Мария22 марта 2015, 12:23
Не в бровь, а в глаз нашему времени.Так и есть: одни изобретают , творят с благими намерениями,а другие все обращают в агрессию,в уничтожение,уродство.Получается-один косит,а другой "гребет"!Спасибо о.Андрей. Успехов в нашей духовной жизни,а не " у НАШКОДИВШИХ "
Татиана22 марта 2015, 11:32
раба Божия Татиана
Лене
Какой уж тут юмор, Господи, помилуй нас грешных. Это горестная констатация роковой ущербности творения. Украинская трагедия плачет в отце Андрее. Родившись на Луганщине, закончив вуз в Донецке, живя уже 52 года в Казахстане, я плачу день и ночь о Украине. А у отца Андрея это сегодняшнее незаживающее страдание.
Но прежде творения Отец родил Сына! И акт творения был исполнен знанием, что придет творение к подобию Сыну. И видим, что кто-то в горящую избу входит, кто-то пулемет своим телом закрывает, кто-то кладет в Лаврах и на Афоне жизнь в молитве за мир этот своевольный и грешный. А батюшки наши окормляют нас, будят, помогают стать хоть чуточку ближе к заповеданному. Да храни Господь отца Андрея от уныния!
Татьяна Чернышова21 марта 2015, 21:58
Я из тех,у кого нет детей... И я согласна,пусть это будет Буратино,пусть будет даже тот,кто никогда не вернется. Не колобок конечно,потому что это гибель для НЕГО! Но,например,Дюймовочка! Пусть будет наглым,капризным,неблагодарным,плохим,пусть сдаст меня в дом престарелых,но БУДЕТ дитя! Моё дитя,рождённое мной...!!! (((
Алексей Мартынов21 марта 2015, 21:04
Спасибо Вам, отец Андрей! Давно не видел текста такого уровня!
Зинаида21 марта 2015, 18:50
Спаси Господи!!! Как я рада что появился наконец такой проповедник как отец Андрей который помогает понять нам свои грехи свое падение и как доступен язык которым он обьясняет как буд-то обо мне о нас говорит.Многие вам лета отец Андрей и идите вперед и нас ведите.Слава Богу
Татиана Сергеева21 марта 2015, 16:38
спасибо!
Любовь Украина21 марта 2015, 15:27
Спаси Господи, Вас отец Андрей. Душа радуется от Ваших рассказов, проповедей и лекций. Храни Вас Бог.
Нина21 марта 2015, 14:16
Может быть, старик ушел из родительского дома без всякого благословения родительского - поэтому у него со старухой и нет детей...И папа Карло...Не зря ведь заповедь с двумя обетованиями - "почитай отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле"...Сегодня родительская суббота...
Лена21 марта 2015, 13:03
Тогда уж и Дюймовочку можно вспомнить....))Многие хотят инстинктивно заботиться...А вот осознанно заботиться о том, чего они насоздавали???
Я все время думала, что это Колобок такой - сбежал из дома, непослушный!Но, парадокс, вот дома его ждал бы такой же финал как и у Лисы!
Потому что не во имя Жизни он был рожден, а чтоб его Жизнь съели его же родители (как вариант) ...
Ведь каждого и Дюймовочку, и Буратино, и Колобка без присмотра оставили..
Бросили , так сказать, на произвол судьбы, пусть и на короткое мнгновение, но оставили без молитвенной помощи, не успели ориентиров дать, осознанность воспитать. А что они могут, не разумные, не зрелые, оставленные???
Конечно,здесь и жажда собственного опыта у персонажей, неизбежность и необходимость взросления с одной стороны.
И судьбы их складываются по-разному, произвольно, по воле их же - разумно-неразумной в силу возраста. Колобка съели, Буратино таки нашел свой ключик, и Дюймовочка выстрадала свое счастье.
Отрадно то, что Бог, создавши этот мир, стучится к каждому, и жаждет, чтоб каждый услышал Его. И как Бог радуется, когда человек устремляется к Нему, как же Бог поддерживает направление воли каждого к Нему! Это удивительно!
р.б. Алексей21 марта 2015, 12:22
Отец Андрей! Спаси Господи! К этому еще немыслимое море фантастики, когда роботы восстают против своего творца, несмотря на все программы, которые он в них вкладывает. Так это уже даже и не совсем фантастика!
марина, Киев21 марта 2015, 12:19
Спасибо отец Андрей! Храни вас Бог.
Павел21 марта 2015, 12:03
Статья - скорее предостережение творческим людям, чем родителям и детям. А я вот бросил писать. Стыдно за свои строки именно потому, что они вышли из-под пера и живут самостоятельной жизнью. Поступки тоже, увы, живут - многие остались в виде моих рецензий на стихи и ответов на рецензии мне. Утешает только то, что мои стихи, возможно, были в чем-то лучше меня.
Надежда21 марта 2015, 11:34
Отец Андрей,благодарю вас за ваше усердие в просвещении нас,грешных!Храни вас Бог!Пишите побольше статей , очень помогает настроить струны своей души в стремлении к Богу.
Эльвира Котова21 марта 2015, 10:59
Отец Андрей! Вы и Ваши книги, лекции, Ваш позитивный взгляд на мир - все это помогает мне радоваться жизни и благодарить Бога за то, что он сотворил нас такими разными, а, значит, так нуждающимися друг в друге. Все мы немножко Колобки, Папы Карло, старики-со-старухами, Татьяны и Онегины, Лисы Патрикеевны, Карабасы-Барабасы и Царевны-Несмеяны. Если бы Д.И. Менделеев был писателем, Господь ему бы открыл "ЛИТЕРА"-турную Таблицу Менделеева, в которой каждый персонаж занял бы определенное место-квадратик в зависимости от количества добра и зла в нем. Чем больше добра, тем благороднее "элемент" :)) (Какое чудесное слово - "Благо-Родный" :)).
С уважением, сказочница Эльвира Котова (в крещении Надежда).
Помогай Вам Господь Всемогущий, отец Андрей!
Галина Костина21 марта 2015, 09:34
Актуально не только для родителей, а для нас самоуверенных хлебобулочных изделий.
Спаси вас Бог, отец Андрей, жду выглядываю ваши статьи.
Андрей21 марта 2015, 09:19
Ндааа... Из колеи значит не выскочишь?
Елена21 марта 2015, 08:02
Читаю ли, слушаю ли отца Андрея - почти всегда восторгаюсь точности и доходчивости его слов и думаю: "Ну дал же Господь человеку талант!". Златоуст наших дней.
Евгений21 марта 2015, 07:38
Создается впечатление, что вы оправдываете "вылет из гнезда" Адама и Евы - раз уж они "вылетели", то Буратино, Колобку и вашим детям тоже можно, и нечего удивляться - такова грешная природа человека
Maya Grinev21 марта 2015, 02:19
Актуально для всех родителей , у которых дети вылетели из гнезда с надеждой на то, что они окажутся Буратино , а не колобками. Спаси Господи.
АлександрГ.21 марта 2015, 02:16
Сейчас читаю, вышедшую недавно книгу протоиерея Андрея Ткачева "Беглец от мира". Чудо, как хороша. Это, тот случай, когда за словом кроется предложение. А за предложением целый абзац.

Спасибо, Вам отец Андрей за ваши труды.
Лена21 марта 2015, 01:42
Отец Андрей,очень неравнодушна к вашему юмору)))Самоуверенное хлебобулочное изделие-это,конечно,будет цитироваться))Вот мы все такие пирожки и коржики мнящие о себе.Воистину у вас всё.Здоровья вам и терпения.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×