Сила благочестивого сердца
Когда мы задумываемся о том, почему же князь Даниил был причислен к лику святых, почему он – один из многих удельных князей Руси XIII–XIV веков – был прославлен, то ответ мы находим в его житии. Он не был великим полководцем, не был могучим правителем, покорявшим окружавшие его княжества; он был князем, который только в крайних случаях прибегал к силе. А XIII век и начало века XIV-го – это, наверное, самое страшное время в истории Руси, время междоусобных браней, когда брат восставал на брата, когда стало нормой убивать родственника своего и вверенный ему народ притеснять только для того, чтобы расширить свое могущество еще на одно удельное княжество. И, конечно, всем этим пользовались те, кто были в то время реальными правителями Руси, – ордынские ханы, которые через эту междоусобицу умно и хитро управляя Русью, удерживали ее в подчинении.
Наверное, не столько мудростью и силой разума, сколько силой своего благочестивого сердца, своей верностью Христу и Его Евангелию воспринял святой благоверный князь Даниил ту простую истину, что когда один убивает другого, будь то князь или обычный человек, когда один приносит ущерб другому, руководствуясь исключительно своим личным целеполаганием, своим личным пониманием блага, то это всё становится страшным грехом. И еще раз скажу: может быть, не столько даже своим опытом и знаниями, сколь благочестивым сердцем уразумел князь Даниил, что нельзя обижать других силой.
Его правление было удивительно мирным. Конечно, и в его правление всякое случалось. Эпоха была такая – если совсем вложить меч в ножны, то и Московского княжества бы не было. Но никогда князь Даниил не участвовал в интригах и в междоусобной брани, он старался миром и любовью воздействовать на окружающих. И это ему удавалось. Никто его не убил, никто не сверг, никто не разорил Московское княжество.
Следуя заповедям Божиим, мы можем решать
и проблемы государственные, общечеловеческие
Это означает, что достигать целей возможно не только силой оружия, но той силой, которая у большинства людей и силой не считается, – кротостью, смирением, спокойствием, верой. Следуя заповедям Божиим, мы не только способны решать свои внутренние, семейные, личные проблемы – мы можем решать и проблемы государственные, общечеловеческие, потому что у Божественных заповедей нет ограничения в пространстве – они вселенские, они универсальные. И если бы весь мир жил по этим заповедям, то не было бы войн, междоусобиц, не было бы борьбы за сиюминутные интересы, не было бы стремления, нанося ущерб другому человеку, созидать свое собственное благополучие.
Поэтому святой благоверный и преподобный князь Даниил Московский является примером для правителей, для тех, кто во власти. Но поскольку власть присутствует во всей вертикали человеческой жизни и практически у каждого человека есть над кем-то хоть небольшая власть, то если принципы, которые исповедовал святой благоверный князь Даниил, и мы будем исповедовать и осуществлять в своей жизни, то она будет становиться светлее и чище. И, что самое главное, из этой жизни будет вытесняться грех.
Поэтому житие святого Даниила Московского является великим примером. И как замечательно, что в этом первом по времени построенном его заботами московском монастыре хранятся не только многоцелебные мощи святого, но и хранится память о великом правителе Москвы – благоверном князе Данииле, который в жизни своей и в служении своем соединил власть и кротость, силу и смирение, достигая таким образом самого прекрасного и самого замечательного результата, устрояя мир вокруг себя.
Из проповеди
после Литургии
в Троицком соборе Данилова монастыря г. Москвы
17 марта 2015 года, в день памяти
благоверного князя Даниила Московского
Великий писатель земли Русской
История нашей русской литературы явила множество замечательных имен. Писателей, которые отличаются от большинства людей, пишущих художественные тексты, мы называем известными, популярными, выдающимися или великими. Последнее определение дается только тем писателям, которые оставляют особый след в истории литературы, в истории мысли и в духовной истории своего народа.
XX век, в том числе и послереволюционный период нашей истории, отмечен именами писателей, о которых мы можем сказать, что это были великие писатели. Их совсем немного, и еще нет общего мнения, кого из них можно отнести к числу великих окончательно. Но совершенно очевидно, что Валентин Григорьевич Распутин был одним из великих русских писателей XX века.
<…>
Валентин Григорьевич Распутин стал великим при жизни, потому что всё его творчество пронизано этим стремлением помочь человеку обрести иное видение, поднять его над повседневностью. Хотя использовал он для этого такие простые жизненные образы и человеческие ситуации. Но ведь душа человека формируется не под влиянием каких-то отдельных чрезвычайных событий, а в повседневной жизни.
Непреходящее значение художественной литературы
Литература называется художественной только тогда, когда она создает яркий художественный образ в сознании человека. Она очень важна для формирования человеческой личности, потому что, в отличие от других видов искусства, в создании образа участвует не только автор, но и читатель. Когда мы смотрим фильмы, спектакли или телевизионные постановки – мы потребляем созданные образы, не сильно утруждая себя. Вот почему эти виды искусства не могут сравниться с художественной литературой. Читая тексты, мы создаем образ в своем сознании – яркий, убедительный, захватывающий, волнующий душу, – мы становимся соавторами. И в этом заключается непреходящее огромное значение художественной литературы. И чем сильнее образ, который создается, тем значительней личность писателя, тем значительней его вклад в литературу.
Но это эстетическая сторона художественного творчества. А есть и существенная сторона. Ведь могут создаваться яркие художественные образы, разрушающие нравственную природу человека. И чем ярче, тем страшнее. Поэтому важным является не только внешняя эстетическая сторона литературы – слов, сравнений, образов, – но и содержание.
И здесь самым главным критерием в определении величия писателя является понимание того, что происходит в душе человека после прочтения художественного текста: он становится лучше или хуже, его душа поднимается к небу или распластывается над землей, он возвышает свой дух или разрушает его, приближаясь к образу животного бытия.
Литература и человеческий дух
Художественная литература становится великой тогда, когда она поднимает человеческий дух, когда она приближает человека к высшим ценностям, когда она вводит личность в соприкосновение с этими ценностями. И литература, культура перестают быть литературой и культурой, когда они возбуждают низменные страсти, когда разрушают нравственную природу человека. Тогда мы говорим, что это не культура, а псевдокультура или даже антикультура.
Культура и религия
Еще одно слово имеет тот же самый корень, что и культура: культ, богослужение, в широком смысле – религиозная жизнь. У религии то же целеполагание – возвышать человеческую душу, поднимать ее над землей, открывать перед духовным взором человека перспективу вечности, помогать ему обрести такую стратегию жизни, которая уходит в вечность, преодолевая всяческие препятствия, произрастающие от нашего повседневного бытия. В этом смысле между подлинной религией и подлинной культурой не может быть никаких противоречий, потому что их объединяет одно и то же целеполагание – возвышение человеческой личности. А конфликты начинаются тогда, когда либо религия становится псевдорелигией и силой, работающей не на возвышение человеческой личности, а на обслуживание чьих-то политических, идеологических и прочих человеческих интересов, либо когда культура перестает работать над возделыванием человеческой личности и разрушает ее. И как ужасно, что иногда люди не понимают того, что происходит на стыке антикультуры и религии или подлинной культуры и антирелигии.
Творцы русского слова
Мы проходим через разного рода искушения и сегодня. И как важно, чтобы великие писатели, великие творцы культуры помогали всем людям – как тем, которые живут религиозной жизнью, так и тем, кому пока этого не дано – видеть подлинное целеполагание и, вдохновляясь творчеством великих писателей, идти по тому жизненному пути, который и приводит к целям, столь дорогим и существенным для великих творцов русского слова, для русских писателей.
Из слова
перед началом отпевания
писателя Валентина Григорьевича Распутина
в кафедральном соборном храме Христа Спасителя,
г. Москва, 18 марта 2015 года
Вот и встаёт вопрос: какой прок от скандального искусства? Много шума, оскорблений (нанесения скорби), вызова обществу... а по сути - мыльный пузырь, никто и не вспомнит.