В одной из своих книг Честертон описывает разговор с издателем:
«Однажды я гулял с преуспевающим издателем, и он произнес фразу, которую я часто слышал и раньше, – это, можно сказать, девиз современности… Издатель сказал о ком-то: “Этот человек далеко пойдет: он верит в себя”… Я спросил: “Знаете, где надо искать людей, больше всего верящих в себя? Могу вам сказать. Я знаю людей, которые верят в себя сильнее, чем Наполеон или Цезарь. Люди, действительно верящие в себя, сидят в сумасшедшем доме”. Он кротко ответил, что многие люди верят в себя, но в этот дом не попадают. “Да, – отвечал я, – и кому, как не вам, знать их? Спившийся поэт, у которого вы не взяли кошмарную трагедию, верит в себя. Пожилой священник с героической поэмой, от которого вы прятались в задней комнате, верит в себя. Если вы обратитесь к своему деловому опыту, а не к уродливой индивидуалистической философии, вы поймете, что вера в себя – обычный признак несостоятельности. Актеры, не умеющие играть, верят в себя; и банкроты. Было бы куда вернее сказать, что человек непременно провалится, если он верит в себя. Самоуверенность не просто грех, это слабость. Безусловная вера в себя – чувство истерическое и суеверное…»
Историю, в чем-то сходную, однако несколько иную по форме, любил рассказывать митрополит Антоний Сурожский. Владыка вспоминал, как однажды в России к нему подошел молодой офицер и сказал: «Что у меня общего с Богом, чтоб я мог в Него верить?» Митрополит Антоний спросил его: «Вы хотя бы во что-нибудь верите?» «Я верю в человека», – ответил офицер. «Это у вас общее с Богом!» – заключил владыка.
Идея этих двух историй похожая. Для человека действительно очень важно найти в жизни опору, мысль, которая будет поддерживать его на плаву даже в самые трагические периоды. Важно не потерять веру в то, что твоя жизнь не бесполезна, что ее обстоятельства не случайны и в том пути, которым ты идешь, есть что-то неповторимое, уникальное.
С точки зрения людей светских, для которых Церковь не более чем хорошая идея, речь идет о богатстве внутреннего мира. О людях талантливых, живых, испытывающих прилив вдохновения часто говорят: «Какой богатый у него внутренний мир!» Мысль о разорении, о другой оценке внутренних стремлений, личных взглядов и желаний для таких людей связана с трагичностью разочарования и безысходностью отчаяния. Падения переживаются очень больно. Неудачи бывают неисправимы.
Безысходность и апатия, которую приходится нередко встречать в глазах даже некогда очень успешных людей, столкнувшихся с определенными жизненными трудностями, свидетельствуют об уязвимости богатства их внутреннего мира. В конечном итоге оно не спасает человека, но каждое воспоминание о былом возвышенном состоянии еще больше угнетает, вносит в ситуацию дополнительные ноты трагизма…
В Великий понедельник Господь проклял бесплодную смоковницу – действие в высшей степени символическое. Ведь для иудеев смоковница – символ мудрости
Но есть другой путь. Впервые им проследовал Христос почти 2000 лет назад. И он начинался именно из разорения богатств внутреннего мира человека, его опыта и самоуверенной богословской интуиции. Да, крестный путь Спасителя начинался именно из разорения. Тогда, в Великий понедельник, Господь проклял бесплодную смоковницу (см.: Мк. 11: 12–14). Действие в высшей степени символическое. Ведь для иудеев смоковница является символом мудрости. Большое внимание ей уделяется и в буддизме. Здесь она – символ озарения, познания истины, поскольку под таким деревом в 528 году до Р.Х. принц Сиддхартха Гаутама (Будда) достиг глубочайшего познания сущности жизни как преодоления земных страданий. Священно оно и для мусульман. Да и в целом по всему Древнему Востоку инжир считался священным символом изобилия.
Тем более примечательно, что Христос в самом начале своего Крестного пути проклинает бесплодную смоковницу! То есть с пришествием в мир Спасителя всякая надежда человечества на свои познания, свой опыт, таланты, всякая самоуверенность – становится не только бесплодной, но и приобретает черты богопротивления, поэтому проклинается!
Кажется, нет в Евангелии мысли, столь часто повторяемой Спасителем, как мысль о необходимости самоотречения, отказа от надежды на собственные силы. С этого начинается лестница новозаветных добродетелей в Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5: 3). Об этом Господь предупреждает каждого желающего стать Его последователем: «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее» (Лк. 17: 33). Это Спаситель заповедует всем верующим в Него: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16: 24).
Всякий путь к Богу – путь крестный: в нем непременно должна быть неудобная, болезненная и настойчивая борьба с собой
В этих словах Христа – не обременительное повеление далекого Бога. Это правда о внутреннем мире человека, где нет места для двух богов! И если здесь на святом месте воздвигнут идол собственного «я», то для Спасителя и Его Евангелия места в такой душе уже не найдется. Поэтому всякий путь к Богу есть путь крестный. Он не всегда связан с внешними трудностями, с нищетой, гонениями. Но в нем непременно должна быть неудобная, болезненная и настойчивая борьба с собой. Иной дороги к Небесам нет.
И в этом смысле Крестный путь Спасителя навсегда положил предел поискам силы преодолевать жизненные невзгоды через веру в себя. Страдания Сына Божия, Его крестная Жертва – высшее свидетельство веры в человека, самоотверженной любви к каждому! Именно в этой безграничной любви и милосердии нашего Бога мы должны искать вдохновение, чтобы преодолевать самые тяжелые испытания, вставать после самых больших падений. Наш Бог – Бог любви, Он Себя предает за нас, поэтому не может желать нам зла, не может поставить в обстоятельства, которые будут сильнее нас. А значит, чтобы трагически не обмануться, поверив в себя, стоит поверить в Возлюбившего нас!..
Я бы ответил на этот вопрос так: мы образ троицы. В чем это выражается? В нашей чистоте наше сознание - образ Бога-отца, наши мысли и слова образ Бога Сына, наш дух и дух которым мы наделяем слова - образ Духа святого.
Но с другой стороны есть и первый грех, которому человечество научилось и который мы про образуем каждое грехопадение. Как Адам и Ева прельстились, питали грех и совершили, так и мы по этой схеме творим по научению.