Работать над развитием религиозного чувства
«Блаженны не видевшие, но уверовавшие», – сказал Господь, явившись Фоме. Это означает, что вера создает убеждение в существовании мира, который лежит вне возможности познания нашими органами чувств. Этот мир не может быть познан зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием. Ведь всё, что мы познаём, входит в конце концов в наш мозг, в наше сознание через эти органы чувств; и даже если мир познается абстрактным мышлением, то в конце концов результаты этого познания так или иначе связаны с нашим телом, с нашими органами чувств. А вот вера познаёт мир независимо от органов чувств.
Есть еще одно чувство, которое помогает людям верить и познавать внефизический, метафизический мир, – мы называем его религиозным чувством. Святые отцы учат нас, что это чувство присуще каждому, но один человек это чувство развивает, а другой – нет.
Кстати, можно провести аналогию – не только религиозное чувство помогает человеку познавать мир, и не только религиозное чувство требует развития. А музыкальный слух? А эстетическое чувство? Разве эти душевные качества, которые также работают на познание окружающего мира, в одинаковой степени всем присущи? Некоторые не улавливают гармонии, которая разлита в этом мире. Они не могут понять искусства. Они не понимают музыки. Они не могут познать то, что познают другие. А поэтическое чувство? Разве каждый человек восторгается поэтическим слогом? Для некоторых достаточно прочитать два стихотворения, чтобы заснуть…
Можно ли развить эстетический вкус? Да, можно, но этому нужно учиться. Можно развить поэтическое чувство? Быть может, не настолько, чтобы самому писать стихи, но достаточно, чтобы сознавать красоту чужого поэтического слога. Так и музыкальный слух можно развить настолько, чтобы, не владея способностью создавать музыку или играть на музыкальных инструментах, наслаждаться гармонией звуков. Вот точно так же можно и нужно развивать религиозное чувство, чтобы выходить за пределы видимого мира и этим органом наших чувств познавать метафизический мир, прикасаться к миру невидимому.
Но если для здорового человека не требуется никаких усилий, чтобы смотреть и видеть, слушать и слышать, трогать и осязать, – потому что это часть его природы, – то для развития и музыкального, и эстетического, и поэтического чувства нужно работать над собой. Точно так же нужно работать над развитием религиозного чувства, и эта работа складывается за счет многих усилий. Именно на это направлена вся вероучительная деятельность Церкви: помочь человеку развить религиозное чувство. Оно врожденное, оно присутствует в природе каждого, но его нужно развивать, нельзя стоять на одном месте, и самое главное – нужно жизнь свою строить так, чтобы это чувство не погубить, чтобы его пестовать, развивать, совершенствовать.
Тогда перед человеком открываются горизонты иного мира, так что он не осязанием, не зрением, не слухом, но внутренним религиозным чувством, или, как мы говорим, сердцем, чувствует Божественное присутствие. Это и есть религиозный опыт человека, и об этом Господь сказал Фоме: «Блаженны не видящие, но верующие». Эти слова от каждого из нас требуют большой работы над собой, чтобы ни в коем случае не погубить врожденное религиозное чувство – этот замечательный орган, который помогает нам устанавливать связь с иным миром.
Вера жизненно необходима для человека
У святого Ефрема Сирина есть замечательные слова: как светильник не может гореть без елея, так без веры не может человек обладать добрыми мыслями. А почему так? А потому что для того, чтобы иметь добрые мысли, чтобы этих мыслей было больше, чем злых, чтобы эти мысли реализовывались в поступках, нужна вера, нужна связь с Богом. Только эта связь создает прочную систему жизненных координат, живя в которой, воспитываясь в которой, человек привыкает приобретать добрые мысли и творить добрые дела.
Вот почему вера жизненно необходима для человека. Религиозная сфера – не просто одна из сфер человеческой деятельности, как иногда говорят: одни занимаются производством, другие – наукой, третьи – искусством, ну, а вот эти в веру подались. Нет! Вера – это область человеческой жизни, которая имеет глобальное измерение, и только входя в эту сферу, человек способен возвышать свою душу, устремляться к небу и преобразовывать окружающий его мир.
Из слова
после Литургии
в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы
на Рязанском проспекте г. Москвы 19 апреля 2015
года,
в день Антипасхи, Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы
Гармония Божиего храма
И вот я задумался о связи нашей работы по благоустройству храмов и монастырей и изгнанием нечестивцев из древнего Иерусалимского храма. По всей вероятности, в основе того и другого лежит восприятие великого закона, который Бог положил в основу бытия всего космоса. Господу было угодно, чтобы всё мироздание основывалось на законе гармонии. А гармония – это сочетание элементов, даже разнородных, в некое единое целое, которое несет в себе подлинную, Божественную красоту. Если же гармония нарушается, значит, добро побеждается злом. Вот почему наш замечательный писатель Федор Михайлович Достоевский и сказал, что красота спасет мир, – имея в виду не красоту человеческих лиц или одежд, а тот божественный закон гармонии, который спасает мир тем, что являет некий видимый эталон божественной красоты.
И где, как не в храме, должна являться эта красота? Где, как не в храме, всё должно быть гармонично? И если мы видим храмы, изуродованные либо безбожием, либо человеческой глупостью, то как ранятся наши сердца! Мы понимаем, что в храме не может не быть красоты, и потому забота о внешней красоте храмов и монастырей проистекает не от какого-то эстетства, лишенного духовного основания, – она проистекает от потребности созерцать божественную красоту как проявление этого всемирного закона гармонии.
Но закон этот проявляется не только во внешней красоте храмов, ведь их главным украшением являются не стены, даже гениально расписанные, и не иконостасы, блистающие своей красотой. Главным украшением храмов является народ, молящаяся община. И вот когда молящаяся община начинает действовать вопреки закону гармонии, внося в богослужение и вообще в атмосферу храма нечто недопустимое, как то: посторонние разговоры, невежливое отношение друг к другу, когда мы, оказавшись в тесноте, начинаем бороться за свое физическое пространство, толкая стоящих рядом, – то это также становится нарушением божественного закона гармонии, некоей хулой на Бога.
Вот почему святой Василий Великий и говорит, что дом молитвы нельзя превращать в место длительных бесед. А ведь иногда так и бывает, и не только в храме, где стоит народ, но и в алтаре: как замолкают песнопения и чтец начинает читать псалмы, так тут же возникают разговоры, особенно под большие праздники, когда собираются люди, давно друг друга не видевшие. Вот эти разговоры и разрушают гармонию того, что есть храм Божий.
Всё это в каком-то смысле уподобляется тому, что происходило в Иерусалимском храме. Там тоже эти несчастные животные, эти звенящие монеты разрушали гармонию храма. И потому Господь изгнал торгующих из храма, и сделал Он это дважды – и в первое, и в последнее Свое пришествие в Иерусалим. Ибо, действительно, не мог мириться Сын Божий с тем, что храм – место поклонения Богу – несет на себе печать человеческого беспорядка и человеческого безобразия.
Изгонять из нашего сознания всякое зло
Дай Бог, чтобы человеческие слабости, присущие как мирянам, так и духовенству, не разрушали дивной гармонии дома Божия, чтобы всё в нем работало на возвышение души. Ведь храм – это место, где мы реально соприкасаемся с Божественной благодатью, и то, что идет вразрез с законами Божиими, является грехом против Господа и против Его заповедей. И да поможет нам Господь вернуть красоту порушенных храмов по всему лицу земли нашей и построить новые, столь необходимые сегодня храмы, дабы они были воплощением гармонии и красоты.
Но самое главное – да поможет Господь каждому входящему в храм Божий осознать величие и святость этого места, не разрушать Божественного замысла о гармоничном устроении мира и особенно о гармоничном устроении дома молитвы своими пустыми словами, своим неподобающим поведением, даже своими злыми мыслями. В храме нельзя ни о ком плохо мыслить. В храме мы должны изгонять из нашего сознания всякое зло, чтобы предстоять пред Господом в простоте сердечной и готовности принять Его Божественную благодать.
Из слова
после Литургии в Троице-Сергиевой Лавре
17 апреля 2015 года,
в праздник иконы Божией Матери «Живоносный
Источник»
Все верно.
Святейший Патриарх изнутри видит прихожан
все именно так и есть но если поют все вместе и певческий хор и прихожане то нет времени для
отвлечения и все разом у Бога и Небо в Храме --вот так у нас в нашем маленьком храме Св Серафима Саровского
в г Бойсе штат Айдахо
а после литургии уже оглядываемся и видим всех своих братьев сестер во Христе с радостью
И еще, извините меня, можете сказать, что я не нормальный, но я очень люблю свою Церковь, преклоняюсь перед своим Патриархом, склоняю голову перед православным священством и чту за братьев и сестер православных.
Христос, воскресе!!!
Здравия, силы духовной и телесной, мудрости и радости земной!
Спасибо Вам!