Слово Патриарха

Неделя 9-я по Пятидесятнице

Россия должна опираться на духовное единство своего народа

Сегодня мы живем в эпоху, когда у людей есть возможность политического выбора. У нас существуют разные политические партии, которые в ходе предвыборной борьбы многое обещают избирателям. Всё это связано, с одной стороны, с волеизъявлением людей, что хорошо, но, с другой стороны, сама по себе состязательность порождает разделения. То же и в сфере экономики: замечательно, когда есть конкуренция и состязательность, тогда экономика развивается быстрее, но и здесь – семена разделения. А если учесть, что мы многонациональный народ и принадлежим к разным этносам, то и в этом есть потенциальные семена разделения. Если учесть, что одни живут богато, а другие победнее, то и здесь семена разделения.

Так вот, если факторы, способствующие разделению людей, не уравновесить мировоззренческим единством, единством духа в союзе мира (Еф. 4: 3), то страна не выдержит всех этих разделений. Россия должна опираться на духовное единство своего народа, а народ призван сохранять это единство как величайшую ценность.

Из слова при посещении
Духовно-просветительского центра «Сергиевская слобода»
в г. Бор Нижегородской области
31 июля 2015 года

Миссия святых

Всякий раз, когда мы совершаем всенощное бдение, мы слышим слова псалма: «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его» (Пс. 150). Привыкая к литургическим текстам, мы нередко пропускаем слова мимо сознания, не вдумываясь в них. Но почти каждое слово несет в себе огромный смысл. Вот и слыша фразу «хвалите Бога во святых Его», вдумаемся в то, что святой человек являет миру славу Божию и, прославляя святого, мы Самого Бога прославляем. Действительно, так оно и есть: всё доброе, что есть в людях, – от Бога. Богу было угодно вложить в природу человека такие внутренние силы, которые, раскрываясь, способны приносить добро и благо, и в этом смысле всякое добро и всякое благо есть косвенное проявление Божиего присутствия через того или иного человека. Это, конечно, не дает нам оснований прославлять любого человека только за одно или несколько добрых дел. Но когда мы видим, что жизнь человека наполнена добром, что, совершая добро, он жертвует собой, что он служит добру всей своей жизнью, – это означает, что перед нами святой. Может быть, и не прославленный, но святой человек, потому что Божественная сила и красота являются через него в мир.

<…>

Если мы будем внимательны к добру, которое совершают люди, то и сами станем лучше. Ведь обычно мы видим в другом человеке отрицательное и с легкостью осуждаем, а доброе и положительное нередко скрываются от нашего взора. На самом же деле видеть добро, исходящее от другого человека, означает самому быть добрым, потому что подобное, как говорили древние, познается подобным. Если мы видим добро, исходящее от людей, значит, мы сами настроены на ту же волну, то есть и от нас проистекает некое добро. В этом и заключается великая учительная миссия святых, которые жизнью своей помогают другим увидеть Божию правду, Божию красоту, Божий замысел о человеке и поклониться этой красоте, этому Божиему присутствию в людях.

Мы называем святых угодников учителями

Прославление святых угодников, празднования в их честь дают нам замечательную возможность подумать о жизни святого человека, войти в молитвенное с ним соприкосновение и через это самим стать лучше или, по крайней мере, в свете их жизни увидеть свои недостатки и, увидев, попытаться исправить. Поэтому мы и называем святых угодников учителями, даже если они формально никого не учили, – потому что их жизнь и их пример обладают огромной учительной силой, а нам остается лишь принимать уроки их жизни и святости в надежде, что по их молитвам Господь и к нам грешным приклонит Свою милость.

Из слова после всенощного бдения
в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского
в Нижнем Новгороде 31 июля 2015 года,
в канун праздника обретения мощей преподобного Серафима Саровского

Плоть распяли со страстьми и похотьми

Сегодня в чтении из Послания к Галатам мы слышали дивные слова апостола Павла: «А те, кто Христовы, распяли плоть со страстьми и похотьми» (Гал. 5: 24). Преподобный Серафим действительно распял похоть плоти и всякую страсть и, как результат, обрел ангелоподобную жизнь. Что же такое похоть плоти? Мы часто употребляем эти слова, не очень задумываясь об их смысле. По учению святых отцов, похоть – это господство плоти над человеческим разумом, волей и чувствами. Когда закон плоти торжествует, а закон духа отступает – это и есть похоть плоти. Почему же апостол соединяет похоть плоти со страстями? Страсть есть видимое выражение господства плоти над человеческим духом. Гнев, чревоугодие, сребролюбие, честолюбие, властолюбие, наконец, ничем не стесняемые чувственные наслаждения – всё это проистекает от господства плоти над человеческим духом.

    

А почему употребляется в нашем языке такое слово, как «страсть»? Ведь в прямом смысле страсть – это страдание. Но употребление этого слова не случайно, потому что похоть плоти всегда приводит человека к страданию, она не может принести подлинного счастья. Трагедия заключается в том, что сиюминутное проявление похоти мы иногда отождествляем со счастьем, но это совсем не так.

Но те, кто Христовы, плоть распяли со страстьми и похотьми. И учение Спасителя нашего является вечным и всепобеждающим, потому что открывает нам подлинную перспективу человеческого счастья. Если хочешь быть счастливым, стань вначале человеком, научись управлять своей плотью, употребляй волю и разум, подчиняй свое физическое начало возвышенному духовному началу, и тогда за этой земной жизнью открывается духовная перспектива блаженства, счастья и спасения.

Пламенеющий Серафим

Был ли счастлив преподобный Серафим? Да, несомненно. Наверное, никакой силой нельзя было снять его с камня, когда он молился тысячу дней и ночей, или вывести из пустыни и поместить в центр крупного города, где люди услаждают свою плоть. Он просто не смог бы там жить. Его внутреннее состояние было несовместимо с тем, что является вожделенным для очень большого числа, если не большинства, людей. Он был по-настоящему счастливым человеком, если мог в одиночестве, в лесу молиться тысячу дней и ночей, потому что только силой духа можно преодолеть человеческую усталость, слабость, голод и жажду, – но ведь это преодоление и помогает человеку подняться к небу, взлететь над повседневной суетой и повседневными скорбями.

И, наверное, совершенно неслучайно преподобный носил имя Серафим – в честь огненных небожителей, пребывающих в общении с Богом в некоей неведомой для нас высоте, в тех мирах, которые от нас сокрыты, пока мы живы и пока мы находимся в теле. Он был подлинно пламенеющим серафимом, и его внутренний мир был настолько богат, настолько прекрасен, что он был действительно глубоко счастливым человеком. Влияние примера преподобного не может ограничиваться ни местом, ни временем, и мы, люди XXI века, владеющие многими технически совершенными способами устроения жизни, может быть, лучше, чем люди XIX века, понимаем, в чем красота, сила и немеркнущее притяжение образа святого преподобного Серафима.

Дай Бог, чтобы его пример, его молитвы простирались на всех нас, особенно на нашу молодежь. Ведь именно в молодом возрасте нужно ясно понять опасность греха и поставить предел распространению похоти, чтобы она, как раковая опухоль, не съела здоровую жизненную ткань. И поэтому сегодня наша молитва к преподобному Серафиму, в первую очередь, о нашей молодежи, о молодом поколении, которое сталкивается с огромными искушениями и соблазнами, но для которых преподобный Серафим может и должен быть немеркнущим примером победы духа над всякой похотью плоти.

Из проповеди после Литургии на соборной площади
Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря
1 августа 2015 года, в праздник обретения мощей
преподобного Серафима, Саровского чудотворца

Восходящее зеленое поле

Конечно, мы должны быть далеки от любого преувеличивания того, что есть на самом деле, но душа радуется, когда я вижу молодые лица в храме, когда вижу детей, когда вижу учеников воскресных школ, когда вижу, как приходят молодые пары соединять благословением Церкви свой брак и когда приносят крестить детей. Всё это свидетельствует о том, что вера православная жива в нашем народе, и после долгих лет притеснений и попыток властей исключить веру из нашей жизни она возрождается. Это напоминает, как сквозь трещины в асфальте иногда пробиваются зеленые росточки. Когда кладут асфальт, думают, что, наверное, ничто живое не может пробиться через эту толщу. Вот так и в то время полагали, что никаких религиозных ростков больше не будет. А сегодня мы уже видим не только небольшие побеги, но и восходящее зеленое поле. Дай Бог, чтобы вера укреплялась в сердцах людей.

Мы говорим с вами о вере – о самом главном, что есть в жизни

Но кто-то может сказать: «А зачем вера? Может, лучше получить хорошее образование, а затем хорошую работу, хорошую зарплату, купить хорошую машину, дом, хорошо одеваться, весело проводить время? Разве для этого нужна вера?» Так вот, ответ на этот вопрос является самым главным для человека. Вера нужна потому, что только вера соединяет людей с Богом. Если нет веры, то не замыкается цепь. Это словно выключатель: как нужно замкнуть цепь, чтобы увидеть электрический свет, так и вера замыкает цепь между человеком и Богом, и такой человек становится верующим. Он входит в связь с Богом и чувствует Божие присутствие, а Бог слышит молитвы и отвечает на них. И как важно, особенно когда мы входим в полосу препятствий, трудностей, болезней, иметь эту опору! Она помогает человеку не сбиться с пути, не потеряться в трудных обстоятельствах, но спокойно идти по жизни, уповая на то, что Бог рядом и не допустит погибели.

Но есть еще что-то, что дает нам вера. Ведь вера основана на слове Божием, на том, что Бог сказал людям, а не на человеческой философии, человеческой мудрости. Бог говорит людям, чтобы помочь им достойно пройти по жизни, и в этих Божественных словах – некий нравственный закон, система координат, которая помогает идти по жизненному пути и не сбиваться. Мы знаем, как важен свет маяка для моряков, особенно преодолевающих штормовое море. Иногда один только луч маяка помогает спасти и корабль, и команду, и пассажиров. Вот так же и бушующее житейское море: нужен маяк, чтобы не сбиться, не сесть на рифы, не врезаться в утесы. Таким маяком является Божественное слово, и если мы его воспринимаем умом и сердцем, то становимся мудрыми, сильными, и тогда нами невозможно манипулировать.

На последнем следует остановиться. Мы знаем, как информационные технологии сегодня воздействуют на человека, и человек без веры, без этого самого маяка, без этих координат становится легкой добычей информационного воздействия. Как в кукольном театре марионетки двигаются по воле того, кто их дергает, так и под влиянием информационного потока массы людей поступают так, как кому-то хочется, и происходит это потому, что у них нет системы координат, нет маяка. Может быть, поэтому на протяжении истории Церковь всегда подвергалась давлению со стороны тех, кто стремился манипулировать массовым сознанием.

Мы сегодня говорим с вами о вере – о самом главном, что есть в жизни. И я от всего сердца желаю вам сохранить веру, укрепиться в вере, чтобы и разум, и сердце ваше восприняли Божественные слова. А для того чтобы было так, Церковь, духовенство, активные миряне должны помогать и детям изучать слово Божие, и взрослым отвечать на их вопросы. Именно поэтому необходимо развивать образовательные, молодежные, социальные программы, чтобы благодаря этому люди могли с большим доверием отнестись к Божественному слову и понять его смысл.

Из слова при посещении Покровско-Татианинского храма
в г. Чебоксары 1 августа 2015 года

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Не испугать, а ободрить, обратить мысленный взор человека к Божию милосердию и к Источнику этого милосердия – Христу Распятому и Воскресшему – вот задача пастыря, возвещающего людям Евангелие – Благую весть о снисхождении Бога к человекам.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Мы не можем отказаться от традиционных ценностей, но мы должны быть чувствительны к вызовам современности, к тому, чем живет молодежь. И мы должны уметь актуализировать ценностные традиции для того, чтобы они жили в сознании людей.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если ребенок знает, что такое Причащение, если он с радостью идет на богослужение, то ни в 12, ни в 13, ни в 15 лет не изменится его восприятие окружающего мира, потому что главные параметры личности уже сформированы действием благодати Божией.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
На Православную Церковь оказывается давление – в первую очередь для того, чтобы произошел разрыв между православным греческим и славянским миром. И мы должны сделать все, чтобы эти злые замыслы ни в коем случае не подорвали единство Церкви.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Это закон духовной жизни: на пути к спасению невозможно избежать скорби. Не потому, что христианство – религия пессимизма, но потому, что без страданий не совершается подлинное осознание самого себя, а значит, не открывается путь к совершенству.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Только тогда можно говорить о развитии певческой традиции и института регентства, когда отношение к регенту будет как к полноценному церковнослужителю, а не как к наемному работнику. Ведь регент вместе со священником несет важнейшее служение.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Особое призвание России – быть оплотом православного христианства. Может, именно поэтому сильные мира сего так ополчились на Русскую Церковь, желая оторвать от Русской Церкви Греческий православный мир.
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
О праведниках Господь печется, чтобы праведность их сохранялась, а к грешникам простирает Свою любовь и готовность простить их грехи.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Господь через крестную смерть являет нам Свою человеческую слабость, дабы каждый, взирая на Крест Христов, мог понять: не силой человеческой спасается мир, а только Божественной благодатью, Божественной силой, Божественной волей.
Комментарии
Екатерина17 августа 2015, 02:45
Наш добрый и мудрый патриарх Кирилл! Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×