Расхожая фраза, которую то и дело слышишь, а порой произносишь сам: «Сталкиваясь с реальностью, понимаешь…» Получается, что с реальностью мы время от времени сталкиваемся, но не живем в ней постоянно? Интересно, где же мы проводим большую часть времени? В мечтах, в иллюзиях, в созданном нашим воображением мире? Вопрос это не только интересный, но и крайне важный: жить необходимо именно реальной, а ни в коем случае не вымышленной жизнью. Потому что только в таком случае можно жить в полном смысле этого слова по-настоящему, можно избежать многих, в том числе и страшных, непоправимых ошибок, и, конечно же, только так – реально – можно жить по-христиански. Иначе это оказывается фактически невозможным, вместо доброго христианина является в лучшем случае некий новый борец с ветряными мельницами…
Что же мешает жить жизнью реальной, что приводит к тому, что мы с ней лишь «сталкиваемся» – с той или иной степенью болезненности? Мне кажется, тут надо обязательно выделить несколько причин, несколько препятствий, поскольку, зная о них, можно все-таки постараться свою жизнь должным образом изменить.
Мешает жить жизнью реальной склонность к всевозможным мечтаниям. Часто бывает так, что человек, не удовлетворяясь тем, что реальность ему предлагает, противопоставляет ей плоды собственной фантазии. Ну, например, будучи от природы весьма субтильного сложения и крайне не крепким физически, он мнит, что в действительности он способен на многое, его организм имеет колоссальные резервы, а сознание способно высвободить их в наиболее подходящий для этого момент – критический, разумеется. Чем чреваты такие фантазии? Последствиями довольно-таки печальными. Ну, скажем, повел себя человек дерзко и самонадеянно в расчете на «резервы» в какой-то конфликтной ситуации и попал в итоге на больничную койку с сотрясением мозга: чьи-то резервы оказались более значительными. А если бы смотрел он на себя трезво, реалистично, то избегал бы подобных столкновений, а может быть, и спортом бы занимался, и о здоровье больше заботился… Словом, всё гораздо лучше было бы.
Мешает жить реальной жизнью и пресловутая, так часто причиняющая нам различные неприятности невнимательность, рассеянность: не отдавая себе отчета в том, как мы эту жизнь проживаем, не понимая ее, не внимая себе, не познавая себя, мы и о себе, и о жизни представления имеем превратные, с реальностью мало соотносимые.
Мешает жить жизнью реальной страх. Какой? Любой. Тот, к которому мы относимся по-детски неразумно
Мешает жить жизнью реальной страх. Какой? Любой. Тот, к которому мы относимся по-детски неразумно. Ну, например, так, как ребенок, которому мерещатся в темноте наступившей вдруг ночи какие-то чудища да страшилища, и он «спасается» от них самым простым и доступным для себя способом: натягивает на голову одеяло и верит, что вместе с темнотой исчезает таким образом и всё, что пугало его. Ребенку это простительно. Взрослому действительность такого отношения к себе не прощает и рано или поздно наказывает.
Мешают жить жизнью реальной лень и косность, привычка плыть по течению, желание избежать любого «лишнего» труда, наипаче же душевного, заставляющего тревожиться, преодолевать сомнения, отличать ложное от подлинного, испытывать рождающийся от этого дискомфорт. Так велик бывает у ленивого соблазн: удовлетвориться первым впечатлением – поверхностным, чьим-то мнением – лишенным основательности, «общепринятыми» взглядами – невзирая на то, что общество, которому эти взгляды принадлежат, тяжело больно! Соблазн выбрать отношение к жизни формальное, «упрощенное» и, как следствие, неживое.
Мешает жить жизнью реальной восторженность, экзальтированность, склонность к увлечению и обольщению чем-либо, в том числе и самим собой.
В бегстве от реальности – бегство не только от себя, но и от Господа
Мешает жить реальной жизнью и нежелание отвечать – за то, что ты делаешь, за то, что говоришь и думаешь. По сути – именно за эту реальную жизнь отвечать – перед Тем, Кто тебе ее дал. Пожалуй, вот именно это – нежелание отвечать – и есть самое главное, оно лежит в основе любого бегства от реальности, в основе попытки заменить настоящую жизнь, дарованную Богом, какой-то выдуманной, изобретенной, иллюзорной, мечтательной и – ложной. И потому в бегстве от реальности – бегство не только от себя, но и от Господа. В этом и главная опасность его, и главное зло. Тем паче – куда убежишь? Сама мысль о том, что убежать можно, – такая же иллюзия.
Надо, обязательно надо переходить к такому состоянию, когда мы не сталкиваемся уже то реже, то чаще с реальностью, а по преимуществу ею живем и разве что иногда из нее выпадаем. А еще лучше – и не выпадать даже. Этому многое может помешать – и всё вышеназванное, и немало еще всего другого. Но помощь больше – она от Творца реальности, от Того, Кому всё иллюзорное и мечтательное чуждо, Кто есть Истина и сообщает познание о Себе всем, хотящим поистине жить.
Науки, не побег в иллюзию, а по определению одного автора - это переложение сути божественного мира на человеческий язык. Достаточно представить себе точные науки и те символы (буквы), используемые в формулах (словах), с помощью которых по мере выкладок (предложений), объясняется тот или иной процесс в физике,химии и т.д.
Луи Пастер: "Я верую, потому что изучаю. Чем больше я изучаю, тем больше верую".
Спаси, Господи! Дай нам возможность постигнуть науку из наук.
Мечтатель Королев жил и работал в закрытом институте - шарашке. Можно заставить пришить 700 пуговиц в день, но нельзя заставить "изобрести порох". В качестве протеста против реальных обстоятельств изобретатель может держать в секрете формулу пороха. Но люди такого масштаба, как Королев, не ищут (не мечтают): можно так, можно сяк, или кем мне быть, чтобы не быть причастным.
В картине Прошкина "Холодное лето 53-го" киногерой Папанова, ученый, амнистированный после смерти Сталина, говорит пронзительную фразу: "Так хочется еще поработать!" Поработать для науки, для страны.
Не "обижаться" на реальность, не стремиться быть выше ее.
Я это в статье прочитала.
Моему стиху-девизу по этому поводу уже лет 20:
Ломая щепки, тычась как котенок,
Как глупое слепое существо,
Ищу свой путь, ведущий из потемок,
И понемногу нахожу его.
Мне от ошибок собственных не спится,
От боли выть охота на луну.
Дойду, я знаю, только бы не сбиться,
Не отступить в родную тишину,
Где хорошо - все просто и знакомо,
Где все-друзья, и я-король (почти).
Там отдохну и вновь шагну из дома
Искать в тумане скрытые пути...
Очень интересные отклики. Рада быть в числе читателей.
Я, например, кроме прочего, прочитала в статье призыв быть гражданином.
истинно так и есть бывает что реальность давит меня
склоняет к тому плохому чего я вовсе не хочу к осуждению
к ненужным рассуждениям отвлекает от Божественного....
стараюсь в моменты неуютной этой реальности скорее
Иисусову молитву повторять чтобы не поддаваться
спасает меня и чтение Акафиста стараюсь читать почаще
и еще помогает мне если больше и больше читаю Псалтирь
Евангелие и Старый завет
я не знаю как правильно что должно быть первым
Старый завет или Деяния Апостолов
вот такой порядок вещей спасает меня
Вопрос в том, где человек может почерпнуть правдивые знания об объективной реальности? Такие, чтобы они максимально полно формировали представления человека о том, что мы называем объективной реальностью.
И у меня есть только один ответ на этот вопрос. Давайте, взглянем на Святое Евангелие, в том числе и как на источник дающий нам ответ на этот вопрос. Ибо в Евангелие есть Все, с чем сталкивается любой человек в своей повседневной жизни. Там есть и начало пути к Богу, есть непонимание, сомнения, зависть, маловерие окружающих. Но там же есть и чудеса Божии, Вера, Любовь, мудрость, Верность и самоотречение. Там, есть Все. Будет ли "искрить" представление о реальности, сформированное таким образом от столкновения с объективной реальностью? Нет, не будет. Ибо в такое представление, уже "упаковано" и разложено по полочкам все, в том числе и то, от чего так страдает человек.
У больных алкогольным психозом ("белой горячкой") галлюцинации типичны, все видят примерно одно и то же (мелких животных, "чертей"). Лишь материалистическая медицина трактует это явление как продукт деятельности поврежденного алкоголем мозга. В действительности, человеку попускается столкнуться с мерзкой, желающей его погибели, частью невидимого мира (бесами), для его (человека) вразумления.
Сохрани нас Бог от столкновения с такой реальностью, а тем более от жизни в ней.
...а выть иногда охота - от боли непонимания... .
Воскресенье. Церковь. Молитва. Проповедь. Радость.
Понедельник. Работа. Начальник. Совещание. Взбучка. Дом. Семья. Проблемы. и так далее.
Так вот понедельник, в нашем случае, мы и воспринимаем как реальность. Это и есть та, жизненная реальность, которую мы встречаем каждый день. Все эти проблемы они наваливаются: здесь не успел, там пропустил, что-то забыл, не сделал, болезнь ещё какая, не дай Бог, а ещё поругался с кем, обиделся на кого, кому-то должного внимания не оказал, там схитрил или слукавил, - вот она, наша реальность, наша жизнь. Другой нет для нас.
За всей этой реальностью мы не видим Иисуса Христа. Даже "как-бы сквозь туманное стекло" мы не видим. Не видим совсем. Он - призрак для нас. Как тогда, когда Господа увидели апостолы, переплывающие в лодке при большом ветре и буре Генисаретское озеро, увидели и подумали, что Он - призрак. А где уж нам, если и апостолы так подумали?
Можно что-то исправить? Как вбить себе в голову, что вот здесь нужно отступить, если хочется идти на пролом, а здесь смолчать, если хочется вставить слово, здесь улыбнуться, если хочется рыдать, здесь проявить больше усердия в работе, если хочется обсудить новости...? Как?
Все христиане знают как: обратиться к Христу! Но Он - призрак для нас, и в этом наша пробема.
И, самое главное, что какой бы сейчас ни была реальность - она
намного лучше самого сладкого мечтания.
Цените то, что имеете, и да хранит вас Бог.
Diana Maralbaeva:
Все правильно... Но для меня реальность - как трудовая повинность: серая, скучная, грешная... Тянешь лямку.
Батюшка, Вы совсем упустили одну из причин, почему из реальности бегут: очень уж неуютно может быть в реальности человеку. Не какому-то абстрактному, а вполне конкретному -- реальному. А "лень и косность, привычка плыть по течению, желание избежать любого «лишнего» труда" -- лишь следствия. С причинами надо справиться, помочь в этом, а то, что следствия нехорошие -- и так ясно. А если грозить человеку пальчиком и наставлять в духе "вот как нехорошо из реальности убегать, мобилизуй-ка свои силы (которые уже давно потрачены), чтобы вернуться в тяжелую для тебя реальность к моему наставническому удовольствию" -- получится менторство и фарисейство. Уж извините за прямоту, не хочу никого обидеть, но хочу выразиться понятно, а не ходить вокруг да около. Из-за этого "маленького" упущения статья сама выглядит лакированой теорией, которую так и хочется столкнуть с реальностью. А про мечтательность Вы тоже неправы: отберите у человека мечты и не будет Лилиенталя, Ломоносова, Поддубного, Нестерова, Николая Японского, Маресьева, Королева с Циолковским и многих... Про резервы, мечтательность и спорт -- измышления с реальностью никак не связаные. Уже не первый раз такое: главная мысль статьи понятна, но изложена неудачно. Желаю автору хорошего отпуска для пополнения творческих резервов.
Моему стиху-девизу по этому поводу уже лет 20:
Ломая щепки, тычась как котенок,
Как глупое слепое существо,
Ищу свой путь, ведущий из потемок,
И понемногу нахожу его.
Мне от ошибок собственных не спится,
От боли выть охота на луну.
Дойду, я знаю, только бы не сбиться,
Не отступить в родную тишину,
Где хорошо - все просто и знакомо,
Где все-друзья, и я-король (почти).
Там отдохну и вновь шагну из дома
Искать в тумане скрытые пути...