Не может быть неправославного казака
Приветствую сердечно представителей нашего русского казачества, которое за последние десятилетия прошло трудным путем возрождения. И дело не только в том, что были сформированы способные к обороне Отечества воинские части и соединения, но и в том, что по милости Божией казаки становятся казаками не только по наименованию, не только по ношению формы, но и всё больше и больше проникаясь казачьим духом. Этот дух всегда поддерживался православной верой. Не может быть неправославного казака. А если кто-то не считает себя православным, если кому-то в храме тяжело стоять и в молитве участвовать – снимите форму и скажите начальству и родным: «Не могу я быть казаком, не та во мне вера, нет того духа, а обманывать вас не хочу», – и это будет справедливо. Но те, кто не снимает формы, должны принимать на себя особую ответственность по хранению веры православной, поддержанию православного образа жизни, по защите Отечества от врагов внешних и внутренних, по хранению устоев, которыми сильна наша великая многонациональная страна.
Без служения друг другу общество не может существовать
Особые слова приветствия я хотел бы обратить к участникам V Всецерковного съезда по вопросам социального служения. Конечно, раньше это служение так не называлось – речь шла просто о добрых делах. Но, наверное, неслучайно мы называем теперь это служение социальным, потому что ничто не оказывает такого влияния на формирование здорового социума, как доброта. Более того, без доброты, без служения людей друг другу вообще не может существовать общество – оно развалится, если каждый будет думать только о себе, если для достижения своих собственных целей каждый будет не просто игнорировать интересы другого человека, но и подавлять их, эксплуатировать других, только чтобы самому иметь больше денег и власти. Основанное на таких принципах общество нежизнеспособно. Это не семья – это волчья стая, где каждый ненавидит другого. И потрясения в нашей стране происходили именно потому, что добро не изливалось должным образом в души человеческие через просвещение, через яркие сильные примеры, с тем чтобы люди служили друг другу, отдавая ближним и дальним свои ресурсы, свои способности, свое время, а может быть, даже свою жизнь.
Поэтому служение добру, которое мы сегодня называем социальным служением Церкви, направлено на решение, может быть, самых главных задач. Через совершение добрых дел формируется личность того, кто эти дела совершает. В самом деле, не может быть христианина без добрых дел. «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2: 20), и на Страшном суде Господь нас не спросит ни о чем, как только о том, совершили ли мы добрые дела: накормили ли и напоили тех, кто голоден и жаждет, посетили ли тех, кто в больнице или в тюрьме, одели ли нагого, приютили ли странника. И неслучайно спрос с нас будет за совершение или несовершение таких дел, потому что без них не может состояться человеческая личность и не может быть человеческой семьи, которую мы именуем обществом. И если кто-то считает, что социальная работа в Церкви – это ответ на какую-то моду, он глубоко ошибается. Потому что речь идет о самом главном. Если наши приходы не станут общинами исцеления, поддержки, распределения имеющихся ресурсов, то мы не сможем реально воздействовать на умы и сердца людей и не сможем помочь верующему человеку обрести спасение.
Из проповеди
после Литургии
в Донском ставропигиальном монастыре
1 сентября 2015 года,
в праздник Донской иконы Божией Матери
Самая главная тема – это помощь семье
Думаю, самая главная тема – это помощь семье. Так, Церковь ведет широкую антиабортную кампанию. Мы выступаем за то, чтобы принципиально, радикально сократилось количество абортов в нашей стране. С христианской точки зрения, аборт – это грех, и я знаю, что священники об этом говорят. Почему же именно в настоящий момент мы подняли эту тему? Ко мне стали обращаться духовники из разных епархий, из разных мест примерно с одной и той же проблемой: приходят молодые женщины на исповедь и делятся с духовниками своей скорбью. Скорбь заключается в том, что они не могут родить ребенка, находясь в законном браке, и воспринимают это как большое горе. Но когда духовник начинает выяснять обстоятельства жизни, то чаще всего сами женщины связывают невозможность родить ребенка с тем, что совершали аборт. И поскольку этот сигнал из самых глубин церковных с каждым годом становился все сильнее и сильнее, то и было принято решение сказать об этом всему обществу. Сказать, что нужно остановиться, что нужно предпринять решительные меры, в том числе государственные, чтобы сократить количество абортов.
Мы должны создать систему поддержки
Но Церковь не может только проповедовать о том, что совершение аборта – грех. Церковь должна быть с теми, кто приходит с просьбой сделать аборт. Вот почему наши миряне, добровольцы, конечно, специально подготовленные, должны обязательно консультировать женщин, которые приходят в соответствующие учреждения с такой просьбой. И консультирование должно быть направлено на поддержку женщин, ведь чаще всего на этот страшный шаг их толкают тяжелые жизненные обстоятельства – либо давление родителей (мол, «слишком рано»), либо материальные причины («слишком маленькая квартира»), либо просто бытовое неустройство – нет жилья, молодая женщина живет где-то в общежитии, неизвестно, останется ли с ней отец будущего ребенка, денег мало… В таких ситуациях единственным выходом из положения кажется совершение страшного шага, от которого страдает каждая женщина. Но мы должны не только разубеждать сделать аборт – мы должны создать систему поддержки тех женщин, которые, находясь в трудных обстоятельствах, отказываются, в том числе под влиянием наших слов, от совершения аборта.
Пьяная элита – это очень опасно
Я хотел бы сосредоточиться на теме, которая, как и тема деторождения, имеет отношение к здоровью всей нации. Это тема алкоголизма. Думаю, какие-то положительные сдвиги все-таки происходят, но главный сдвиг я вижу в том, что люди во власти, а также руководители предприятий, банков отказываются от привычки обсуждать деловые вопросы с бутылкой коньяка. В советское время было так: хочешь договориться – неси коньяк. Теперь я с огромным удовлетворением отмечаю, что среди руководства нет людей, злоупотребляющих алкоголем. Эта мода полностью ушла, и слава Богу, потому что речь идет об элите нашего общества, а пьяная элита – это очень опасно. Эту задачу решили, в том числе и через пропаганду здорового образа жизни, включая здоровый образ жизни первых лиц российского государства, что является прекрасным примером для всех остальных.
Наша работа с алкоголиками должна включать духовные факторы
Работа с алкоголиками должна строиться с использованием духовных средств, в прошлом показавших свою эффективность. Мы знаем о замечательных результатах, достигнутых нашими православными обществами трезвости до революции. Но есть фактор, который сегодня снижает эффективность церковных средств, а именно уровень реального воцерковления нашего народа. На чем строилась работа дореволюционных обществ трезвости? С человеком работали, и он вовлекался в общую молитву, а затем приносил перед крестом и Евангелием клятву в том, что отказывается от употребления алкоголя. И сильная вера, страх Божий помогали несчастному выдержать все муки посталкогольного синдрома и оставить дурную привычку. Современный православный россиянин не всегда имеет такой уровень воцерковления и такую силу Божиего страха. Наша работа с алкоголиками должна включать духовные факторы, в первую очередь связанные с организацией жизненного пространства: люди должны попадать в благоприятную духовную атмосферу. Ведь известно, что алкоголик страдает от множества фобий и страхов, так что сама атмосфера, церковная среда должна снимать эти стрессы. Но одновременно наша работа должна сопровождаться и медицинским вмешательством. Нужно привлекать квалифицированных медиков, специализирующихся в области преодоления алкоголизма, и, сочетая медицинские факторы с духовными, мы можем добиваться очень высоких показателей, что и имеет место в целом ряде наших реабилитационных центров, работающих как с алкоголиками, так и с наркоманами. Встречаются разные цифры, но более 60% реабилитированных наркоманов в наших реабилитационных центрах – это прекрасный показатель. И это достигается совместными усилиями медиков, духовенства и волонтеров, которые работают на преодоление этой национальной проблемы. Поэтому я и хотел бы в качестве приоритетной выделить также работу с алкоголиками и наркоманами.
Из выступления
на V Общецерковном съезде
по социальному служению
3 сентября 2015 года
Святитель Петр в личности своей объединяет всю Русь
Святитель Петр в личности своей объединяет всю Русь, всю историческую Россию. Он родился на Волыни, нынешней Западной Украине, и по инициативе Галицкого князя стал митрополитом всея Руси. После поставления в Константинополе святитель вернулся на Русь и, как и подобало блюстителю Киевского престола, отправился в город Киев, до того разоренный нашествием Орды. Год святитель жил в Киеве, стараясь удержаться на исторической кафедре, но сделать это было невозможно: стены Киева были разрушены, и кто только не нападал на мать городов русских. И жить и тем более управлять Церковью из этого места было невозможно. Тогда святитель Петр, повторяя дело, совершенное великими князьями Киевскими, переместился в город Владимир, на северо-восток Святой Руси, который в то время стал столицей русского государства. Но каким-то особым образом, видимо, провидя будущее и потенциал небольшого в то время города Москвы, он откликается на предложение князя Ивана Калиты и приезжает в этот город, значительно уступавший Владимиру да и другим удельным городам, остается здесь на постоянное жительство и переносит на эту землю русскую кафедру. Вслед за этим и великий князь понимает, что не может княжить в городе, где более нет первопрестольной кафедры, и переезжает из Владимира в Москву. Так Москва становится преемницей Киева, принимая на себя всю ответственность по примирению раздробленных удельных княжеств, по организации освобождения русской земли от татаро-монгольского пленения, и по милости Божией, молитвами святителя Петра и его благочестивых преемников становится новым центром всея Руси.
А что же святитель Петр? На его годы выпало тяжелое время в истории нашего Отечества. Орда поощряла удельное деление Руси. «Разделяй и властвуй» – так было проще держать под своим контролем огромное географическое пространство, и не просто «разделяй и властвуй», но разделяй таким образом, чтобы удельные русские князья еще и воевали друг с другом, ослабляя силу единого народа. Святитель Петр понимал, насколько опасна эта междоусобица, что она истощает силы народа, мешая людям сплотиться и сбросить иноземное владычество. И все свои силы святитель полагает на сохранение единства русской земли, примиряя удельных князей, сохраняя единство Русской Православной Церкви…
И потому, вспоминая его святое имя, мы в первую очередь вспоминаем подвиг хранения единства Руси, исторической России. И не случайно мы вспоминаем его как митрополита Киевского, Московского и всея Руси, потому что этот титул объединяет всю Русь. Этот титул безусловного исторического и духовного авторитета бросает вызов всем, кто сегодня, идя по пути междоусобицы удельных княжеств, пытается разделить народ, столкнуть его в междоусобную брань, кто осмеливается одну часть Руси назвать своим врагом и мобилизовать людей на борьбу с единокровными единоверными братьями. Всё это мы уже переживали, и святитель Петр, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, был свидетелем того, как подстрекаемые извне удельные князья вступали в смертельную схватку, ослабляя себя и свой народ.
Мы молимся о единстве нашей Церкви
Сегодня мы молимся святителю Петру о единстве нашей Церкви, объединяющей народы, живущие на просторах исторической Руси, в первую очередь русских, украинцев, белорусов и многих других, кто принадлежит к единой Церкви на огромных евразийских просторах. Мы просим святителя сохранять единство нашей Церкви, помогая людям преодолевать соблазны и всякого рода искушения. Мы молимся ему сегодня особо о прекращении междоусобной брани на украинской земле. На каждой Литургии в храмах Русской Православной Церкви мы обращаем к Богу нашу искреннюю горячую молитву и верим, что, проведя народ наш через испытания и скорби, Господь дарует мир и благополучие исторической Руси.
Приложить все силы для возрождения святыни
Я хотел бы с удовлетворением отметить, что к сегодняшнему дню Высоко-Петровская обитель располагает всеми зданиями и храмами, которые находятся на его территории. Еще многое предстоит сделать, чтобы восстановить эти святыни и эту красоту. Когда мы шли по Петровке, я смотрел на красивые здания банков и ресторанов, замечательно отреставрированные дома. Но, приблизившись к самому святому, исторически самому значительному месту на этой улице, я увидел еще не в полной мере восстановленную святыню Москвы и всея Руси. Сегодня я обращаюсь к московским властям и ко всем, от кого это зависит, с призывом приложить все силы для того, чтобы в ближайшее время эта святыня всея Руси, этот дивный исторический памятник, украшающий старую часть Москвы, был возрожден во всей его красоте.
Из слова
после крестного хода,
посвященного 700-летию начала служения
в Москве святителя Петра,
и молебна у стен Высоко-Петровского монастыря
6 сентября 2015 года