Мы должны начать наш путь с храма
Неизвестно, что каждому из нас предстоит сделать в жизни. Люди зрелого возраста уже могут сказать: «Я сделал одно, другое, третье». А дети, молодежь, даже люди среднего возраста еще не представляют, что их ждет, какую искру они призваны высечь, что они призваны сделать, живя в мире, как не знала того Богоматерь, восходившая в Иерусалимский храм. Но именно то, что произошло с Божией Матерью, дает нам очень ясный и правильный план действий. И если мы хотим сделать нечто значительное не только для самих себя и своей души – а это есть спасение души и жизнь вечная, – то мы должны начать наш путь с храма.
А ведь так обычно и бывает. Мы крестим младенцев, мы приносим их в храм, быть может, до конца не отдавая себе отчет в том, что благословляем их на особую жизнь. И они получают дар Святого Духа, но нередко бывает, что из-за невнимательности родителей к духовной жизни, из-за отдаленности от Бога ребенок не возрастает духовно, не восходит, как Дева Мария, по ступеням храма, и потому главное событие, которое с ним произошло, – крещение – отрывается от всей дальнейшей жизни.
Огромное значение имеет подвиг родителей
Сегодня задача Церкви заключается в том, чтобы каждый крещеный ребенок сохранял связь с этим событием через воспитание и научение. И огромное значение имеет подвиг родителей – в первую очередь именно они должны сознавать, что несут пред Богом ответственность за то, чтобы жизнь ребенка, начавшись с храма, привела к великим свершениям и в личной, и в семейной жизни, а, может быть, и за их пределами. Но такие свершения возможны только в том случае, если есть преображение в жизни человека, связанное с храмом, с верой, с молитвой, с Богом.
Царица Небесная послужила спасению всего мира, что не дано никому из нас. Но каждому не просто дается, но и вменяется в обязанность потрудиться не только ради собственного спасения, но и ради спасения еще кого-то. Эту обязанность каждый должен сознавать. Если спас только себя, а других не спас, то и себя не спас. Собственное спасение идет нога в ногу со спасением других. А это требует от нас возвышенной духовной жизни и способности разделять с другими наш внутренний духовный опыт, делиться своей верой и, что особенно касается родителей, поддерживать крещеных детей в этом восхождении по ступеням храма к великим свершениям в жизни.
Из проповеди
по окончании Литургии
в Успенском соборе Московского Кремля
4 декабря 2015 года, в праздник
Введения во храм Пресвятой Богородицы
Церковь как совесть народа
Мы иногда идеализируем дореволюционное прошлое, концентрируя нашу критику только на советском времени. Но его бы не было, если бы не тяжелейшие ошибки предыдущих столетий, главная из которых – лишение Церкви возможности свободно обращаться к своему народу, равно как и возможности находиться в диалоге с властью. Одна из причин революционных потрясений и заключалась в том, что Церковь перестала восприниматься как совесть народа.
Церковь нуждается в свободе
Церковь нуждается в свободе – свободе принятия решений – именно для того, чтобы сохранять свой духовный потенциал, помогать и власти, и народу выходить из кризисных ситуаций, развивать взаимодействие и соработничество, укреплять силу народа, изгоняя из жизни все неправедное и греховное, все то, что разлагает нравственные основы бытия.
<…>
Сегодня мы имеем великое счастье жить в стране, где Церковь обладает полной свободой, и полагаю, в мире немного государств, о которых можно сказать то же самое. В некоторых странах все как будто вполне свободно и демократично, но только попробуй пойти против течения – в порошок сотрет пресса, а то и полиция.
<…>
Быть может, нам нужно было пройти через все – через кровь, через тяжелейшие испытания, через беспамятство, а в 2000-е годы для многих – и через искушение деньгами, – чтобы именно в эту эпоху, в которую мы с вами вступили, обрести способность не просто созидать свою внутреннюю духовную жизнь, но на основании Божиего закона строить общественные отношения и укреплять единство нашего народа
Из слова
после молебна
в Донском монастыре г. Москвы
4 декабря 2015 года, в день памяти
святителя Тихона, Патриарха Всероссийского