Слово Патриарха

Неделя 27-я по Пятидесятнице

Мы должны начать наш путь с храма

Неизвестно, что каждому из нас предстоит сделать в жизни. Люди зрелого возраста уже могут сказать: «Я сделал одно, другое, третье». А дети, молодежь, даже люди среднего возраста еще не представляют, что их ждет, какую искру они призваны высечь, что они призваны сделать, живя в мире, как не знала того Богоматерь, восходившая в Иерусалимский храм. Но именно то, что произошло с Божией Матерью, дает нам очень ясный и правильный план действий. И если мы хотим сделать нечто значительное не только для самих себя и своей души – а это есть спасение души и жизнь вечная, – то мы должны начать наш путь с храма.

А ведь так обычно и бывает. Мы крестим младенцев, мы приносим их в храм, быть может, до конца не отдавая себе отчет в том, что благословляем их на особую жизнь. И они получают дар Святого Духа, но нередко бывает, что из-за невнимательности родителей к духовной жизни, из-за отдаленности от Бога ребенок не возрастает духовно, не восходит, как Дева Мария, по ступеням храма, и потому главное событие, которое с ним произошло, – крещение – отрывается от всей дальнейшей жизни.

Огромное значение имеет подвиг родителей

Сегодня задача Церкви заключается в том, чтобы каждый крещеный ребенок сохранял связь с этим событием через воспитание и научение. И огромное значение имеет подвиг родителей – в первую очередь именно они должны сознавать, что несут пред Богом ответственность за то, чтобы жизнь ребенка, начавшись с храма, привела к великим свершениям и в личной, и в семейной жизни, а, может быть, и за их пределами. Но такие свершения возможны только в том случае, если есть преображение в жизни человека, связанное с храмом, с верой, с молитвой, с Богом.

Царица Небесная послужила спасению всего мира, что не дано никому из нас. Но каждому не просто дается, но и вменяется в обязанность потрудиться не только ради собственного спасения, но и ради спасения еще кого-то. Эту обязанность каждый должен сознавать. Если спас только себя, а других не спас, то и себя не спас. Собственное спасение идет нога в ногу со спасением других. А это требует от нас возвышенной духовной жизни и способности разделять с другими наш внутренний духовный опыт, делиться своей верой и, что особенно касается родителей, поддерживать крещеных детей в этом восхождении по ступеням храма к великим свершениям в жизни.

Из проповеди по окончании Литургии
в Успенском соборе Московского Кремля
4 декабря 2015 года, в праздник
Введения во храм Пресвятой Богородицы

Церковь как совесть народа

Мы иногда идеализируем дореволюционное прошлое, концентрируя нашу критику только на советском времени. Но его бы не было, если бы не тяжелейшие ошибки предыдущих столетий, главная из которых – лишение Церкви возможности свободно обращаться к своему народу, равно как и возможности находиться в диалоге с властью. Одна из причин революционных потрясений и заключалась в том, что Церковь перестала восприниматься как совесть народа.

Церковь нуждается в свободе

Церковь нуждается в свободе – свободе принятия решений – именно для того, чтобы сохранять свой духовный потенциал, помогать и власти, и народу выходить из кризисных ситуаций, развивать взаимодействие и соработничество, укреплять силу народа, изгоняя из жизни все неправедное и греховное, все то, что разлагает нравственные основы бытия.

<…>

Сегодня мы имеем великое счастье жить в стране, где Церковь обладает полной свободой, и полагаю, в мире немного государств, о которых можно сказать то же самое. В некоторых странах все как будто вполне свободно и демократично, но только попробуй пойти против течения – в порошок сотрет пресса, а то и полиция.

<…>

Быть может, нам нужно было пройти через все – через кровь, через тяжелейшие испытания, через беспамятство, а в 2000-е годы для многих – и через искушение деньгами, – чтобы именно в эту эпоху, в которую мы с вами вступили, обрести способность не просто созидать свою внутреннюю духовную жизнь, но на основании Божиего закона строить общественные отношения и укреплять единство нашего народа

Из слова после молебна
в Донском монастыре г. Москвы
4 декабря 2015 года, в день памяти
святителя Тихона, Патриарха Всероссийского

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Не испугать, а ободрить, обратить мысленный взор человека к Божию милосердию и к Источнику этого милосердия – Христу Распятому и Воскресшему – вот задача пастыря, возвещающего людям Евангелие – Благую весть о снисхождении Бога к человекам.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Мы не можем отказаться от традиционных ценностей, но мы должны быть чувствительны к вызовам современности, к тому, чем живет молодежь. И мы должны уметь актуализировать ценностные традиции для того, чтобы они жили в сознании людей.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если ребенок знает, что такое Причащение, если он с радостью идет на богослужение, то ни в 12, ни в 13, ни в 15 лет не изменится его восприятие окружающего мира, потому что главные параметры личности уже сформированы действием благодати Божией.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
На Православную Церковь оказывается давление – в первую очередь для того, чтобы произошел разрыв между православным греческим и славянским миром. И мы должны сделать все, чтобы эти злые замыслы ни в коем случае не подорвали единство Церкви.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Это закон духовной жизни: на пути к спасению невозможно избежать скорби. Не потому, что христианство – религия пессимизма, но потому, что без страданий не совершается подлинное осознание самого себя, а значит, не открывается путь к совершенству.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Только тогда можно говорить о развитии певческой традиции и института регентства, когда отношение к регенту будет как к полноценному церковнослужителю, а не как к наемному работнику. Ведь регент вместе со священником несет важнейшее служение.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Особое призвание России – быть оплотом православного христианства. Может, именно поэтому сильные мира сего так ополчились на Русскую Церковь, желая оторвать от Русской Церкви Греческий православный мир.
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
О праведниках Господь печется, чтобы праведность их сохранялась, а к грешникам простирает Свою любовь и готовность простить их грехи.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Господь через крестную смерть являет нам Свою человеческую слабость, дабы каждый, взирая на Крест Христов, мог понять: не силой человеческой спасается мир, а только Божественной благодатью, Божественной силой, Божественной волей.
Комментарии
АлександрГ. 8 декабря 2015, 23:20
А можно еще немного пофилософствовать? Начну с выдвинутого мной тезиса: "нельзя воспитать в народе покорность власти, в формуле: "всякая власть от Бога", если сама власть себя под Богом не полагает". Второй раз, верность этого тезиса сыграла злую шутку с СССР. В несколько видоизмененном виде, но суть осталась та же. Ведь, что сделали большевики? Заставляя народ поверить в себя, они отринули Веру в Бога. Но отринув Веру, они не смогли заставить народ ПОВЕРИТЬ, в проповедуемую ими идею коммунизма, что и породило скепсис и равнодушие в народе и к власти, и к идеям коммунизма. Почему так? Потому что своим материализмом, сами того не понимая, они "повредили в народе сам инструмент" Веры, навредив в конечном итоге самим себе.
АлександрГ. 7 декабря 2015, 22:56
Поразительно, как в немногих словах наш Святейший Патриарх говорит поразительно много. Упоминая, об "ошибках предыдущих столетий", видимо подразумевается в том числе и организация Петром 1-м святейшего Синода. Многие исследователи, совершенно справедливо отмечают, что эта форма взаимодействия государства и Церкви была позаимствована у протестантской Англии. Ряд исследователей, критикуют это решение, но все как-то так в общих словах. Между тем эта проблема, актуальна и сегодня. Ведь, что по сути дела, решением Петра 1-го сказала светская власть? А сказала она Церкви, называя вещи своими именами, предельно просто: "дело монахов и священников молиться, да народ воспитывать, дабы не бунтовал. Ибо всякая власть от Бога". А что осталось "за скобками"? А "за скобками", остался вопрос: "кто будет воспитывать и образовывать саму Власть, в лице аристократии и дворянства". Вопрос, что называется "повис в воздухе", ибо непонятно было как "генералы" возглавлявшие Синод будут воспитаться теми, кто им подчинен. По сути, внутри самой этой формулы, существовало жесточайшее противоречие; ибо нельзя воспитать народ в покорности власти, как власти от Бога, если сама власть себя под Богом не полагает. Что в итоге? В итоге, воспитанием "беспризорной" аристократии и дворянства занялись масоны. Результаты не заставили себя долго ждать. Уже в 18-м веке последовала целая серия дворцовых переворотов и цареубийств. Ибо для аристократии и дворянства, жизнь монарха значила не больше, чем жизнь обычного человека. Ну, а буквально, через пару веков, член императорского дома Романовых, в феврале 1917 года сам нацепил на себя красный бант и отправился на прием к товарищу Керенскому.
Елена 7 декабря 2015, 15:08
Спаси Господи великого Проповедника и Молитвенника нашего Патриарха Кирилла в его нелёгком служении.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×