Не бойся радоваться

Фото: Елена Шумилова / 500px Фото: Елена Шумилова / 500px

Не раздражайся по пустякам!

Сколько лет ты находишься в Церкви? И что ты делаешь столько лет? Преуспеваешь ли? Видишь ли изменения? Созреваешь? Или, может, продолжаешь тревожиться, раздражаться, ссориться со всеми окружающими и остаешься человеком внешним, за которым прячутся беспорядок и ложь? Столько лет со Христом, а достиг ли ты подлинной нравственности и простоты манер? Стал ли ты настоящим человеком?

Здесь мною обозначены характерные черты, которые должны послужить нам признаком того, что наша жизнь соответствует духовной жизни в Церкви. Вслушайся в «глубину сердца», где всё утихает. Насколько часто ты туда стремишься, настолько трудно мирской печали ее взволновать. Слышишь – но не тревожишься. Тебе больно, но ты не сходишь с ума. Ты спокойный и выносливый. Тебя не просто сломить! Никто и ничто не может тебя потревожить! На оскорбления не обижаешься, не впадаешь в печаль. За тобой выбор!

Сохранишь ли ты свою душу вместе с благодатью Христа? Это все пища для размышления. Христос тебе помогает увидеть всё иначе. Ум Христов направляет тебя, наполняет твою обыденную жизнь духовным светом, учит любить и быть любимым, быть близким по духу, человечным, святым.

«Μη χαλιέσαι από τίποτα!»

Живи

Жизнь без смысла и цели. Так каждый день ты оцениваешь свои прожитые дни. Часами мучаешься, устаешь, скучаешь, состариваешься раньше времени. Довольно себе это внушать. Есть решение, есть выход! Наполни красотой свою жизнь, свое общение, свой дом, свою работу. Изменяйся.

Изменяйся. Ищи то, что тебя не удовлетворяет, и улучшай это. Не отступая, не сдаваясь и не ворча

Ищи то, что тебя не удовлетворяет, и улучшай это. Не отступая, не сдаваясь и не ворча. Ты обычно живешь не своей жизнью, но – жизнью, которую навязывают тебе другие: родители, общество, политики, педагоги, священники. Бессознательно соглашаешься с полученным воспитанием, сам ни капли не потрудившись, живя без усилий, без жертвы. И твое сердце посещает глубокая скорбь. А всё потому, что ты забыл, что самопожертвование – это одно, и совсем иное – самоубийство.

Решение же таково: живи глубинными стремлениями твоей души и твоего сердца. Ты к этому призван, и тебе дан талант это воплотить.

Христос пришел на землю для того, чтобы оживить, воскресить сердца и наши ожидания, но не для того, чтобы нас умертвить. А умертвить он пришел нашу ложь, но не радость нашей жизни. С голосом Христа, звучащим внутри тебя, твоя жизнь украшается, успокаивается, и становится жить радостнее.

Если мучаешься, найди, к чему ты стремишься, и воплощай это в жизнь! Все это: самопознание, искренность, смелость, перемены, покаяние – не бывает без боли. Но ты уже не вернешься в жалкое прошлое, а, напротив, начнешь жить в прекрасном будущем.

Часто мы живем не нашей жизнью. Поэтому томимся, изнуряем себя.

Одна девушка стала парикмахером и была счастлива. Это было то, о чем она мечтала. А другая учится на врача, но мучается, поскольку у нее отсутствует стремление. Она неправильно подошла к выбранному пути.

Привнеси славу и красоту Божию в твой дом, в общение, в работу: всё делай бодро

А ты не бойся радоваться. Достаточно всё делать с благодарностью Богу. Не бойся благоденствовать. Поэтому ты живешь, поэтому творишь – чтобы радоваться! Привнеси славу и красоту Божию в твой дом, в общение, в работу: всё делай бодро, живи по-настоящему. Ищи пути исправления и перемен. Во всяком случае, не проводи время попусту, но живи восторженно, радостно, с благодарением, прославляя Бога!

Вот мы приняли в себя – причастились – «живой» Крови Христа, так пусть оживляются и наша собственная кровь, и сердце, и вся наша жизнь! Того желаю и тебе, и себе, и всему миру. Ибо Христос воскресе, сделав нас достойными лучшей жизни, которую мы должны прожить радостно и воодушевленно.

Ζησε!

Сила в молитве!

– Молишься?

– Да, молюсь.

– А точнее? Ты молишься Богу или же о своих нуждах?

Но не торопись говорить, что молишься «Богу». Потому что эта молитва не как обыденные наши дела. «Молюсь, – говоришь, – прикасаюсь Бога» – Того, Кто есть мир и любовь. Взгляни на доказательства настоящей молитвы: ты меняешься к лучшему, ты счастлив, у тебя сияющее лицо, ты располагаешь к себе, у тебя блаженное состояние.

И все же ты говоришь, что молишься, но подумай, почему твой ребенок не видит изменений в твоей душе, несмотря на то, что ты говоришь о себе как о духовном человеке и ходишь в церковь. Вспомним, какова сила молитвы была у Господа. Когда Христос молился о нас на Иордане – Небеса отверзлись, на Фаворе – просиял Божественный свет, на Елеонской горе – римские воины падали наземь. Вот какая молитва.

Такая молитва подобает и нам. Она нас вырывает из шума повседневной суеты и окружает нас тишиной и спокойствием. Когда ты по-настоящему пребываешь в молитве, то забываешь всё: день, час, место, время, еду, нужды. Ты живешь в другом месте. Как святой Нектарий, который «растворялся» в безмятежии молитвы, подобной тиши морской глади.

Молитва – это путешествие в неизведанное место, путешествие через моря и океаны.

Я молюсь Богу, чтобы стать, как Он, но не для того, чтобы возложить на Него свое собственное бремя страданий и тревог

Я молюсь, чтобы стать, как Он, но не для того, чтобы возложить на Бога свое собственное бремя страданий и тревог. Молюсь, чтобы Ты изменил меня, Христе мой, но не для того, чтобы я «изменял» Тебя под себя.

Необходимое условие молитвы: просто поместить ум в сердце. Успокоить его и пребывать в сердечной тишине. Она – дверь туда, где нет проблем.

Но есть причина, по которой я не переношу тишину молитвы. Мой ум занят не прекращающимся потоком мыслей, моя жизнь – суета, и она захватывается благами этого мира.

Некоторые, когда молятся, забывают свои проблемы! Растворяются в благодати божественного прикосновения. Тревога уходит. Душа наполняется надеждой, любовью и уверенностью.

А когда охладеваешь в молитве, обделяешь самого себя, лишаешься чего-то значительного и фундаментального. Оставляешь себя заброшенным и беспомощным.

Ежедневно молись понемногу. А если не можешь разговаривать с Богом, разговаривай, допустим, с женой, или с мужем, или с детьми. Начинай с малого

Ежедневно молись понемногу. А если не можешь разговаривать с Богом, разговаривай, допустим, с женой, или с мужем, или с детьми. Начинай с малого, старайся умягчить, сделать более чувствительной свою душу к твоим «зримым» ближним, к твоему брату во Христе. Благодаря этому малому в твоей жизни Господь приведет тебя к молитвенному расположению. Это словно начало. И тогда ты становишься «упоенным» молитвой, ты начнешь ее творить и тебя не сможет отвлечь никакая жизненная суета.

Я рассуждаю о молитве легко, но мне трудно ее творить. Слова всегда отважнее дела. Простите.

Η δυναμη σου λεγεται: Προσευχη!

Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевел с греческого Иван Чепкий

8 декабря 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Светик30 декабря 2017, 16:51
Почитала комментарии, все очень разные. Каждый понял по-своему о. Андрея. Я читая вспомнила слова: "Радуйтесь во Христе". Каждое дело можно совершать с радостью, проживать, прикасаться душой, пусть то будет мытье посуды или что-то еще не значительное. Как он пишет в своей книге все дела малы, по сравнению с тем как сотворил Бог землю и нас ))) Обычно же мы делаем все механически не задумываясь, а если с радостью, осознанно, то это совсем другое дело. И про молитву, сам Господь говорит, что прийдите и успокою вас. Почему бы не сказать Господу, вот у меня проблема я не знаю что делать. То есть доверять Богу, а не только молиться по книге. Будем как дети....
30 июля 2017, 08:58
Во всем должна быть золотая середина. Именно к этому, как мне кажется, и призывает о. Андрей. В душе должно быть место и сокрушению, и радости. Мне статья понравилась. Спасибо автору и переводчику.
Дария 5 апреля 2016, 19:05
Спаси Господи, о.Андрей, за то, что учите нас радости! Ведь Бог -это Любовь! Разве может быть любовь без радости? Так отрадно, когда среди верующих людей встречаются радостные!!! Говорят, что раньше наша вера такая и была, а сейчас все больше печальные...
Екатерина Смирнова13 марта 2016, 17:26
Вот выступила я с критикой в предыдущем сообщении,но все-таки хочу признаться: что-то в этом есть. Наверное, автор призывает не то чтобы угождать себе,а...как бы правильно выразиться - не быть совсем приземленными,не загонять себя в беспросветную рутину своими руками. Автор -как православный психолог, не буду больше "копать",сравнивать со святыми, простите.
Екатерина11 марта 2016, 18:19
"Взгляни на доказательства настоящей молитвы: ты меняешься к лучшему, ты счастлив, у тебя сияющее лицо, ты располагаешь к себе, у тебя блаженное состояние."
- чувствуется восторг не совсем понятный.
"Христос пришел на землю для того, чтобы ...умертвить нашу ложь, но не радость нашей жизни."
"Наполни красотой свою жизнь, свое общение, свой дом, свою работу. Изменяйся."
- опять непонятно,о какой красоте идет речь. Духовная красота и жертвенность часто бывают очень неудобными для человека,такими,что не до восторгов.Крестоношение остается крестоношением.

"Ищи то, что тебя не удовлетворяет, и улучшай это. Не отступая, не сдаваясь и не ворча. Ты обычно живешь не своей жизнью, но – жизнью, которую навязывают тебе другие: родители, общество, политики, педагоги, священники."-
"Решение же таково: живи глубинными стремлениями твоей души и твоего сердца."
- возьму у мужа денег и поеду на Соловки,а он пусть зарабатывает,варит и присматривает за детьми.
Еще с подругой встречусь в кафе и куплю себе серьги и юбку. А то все одно и то же-забота и работа))).
-
елена30 декабря 2015, 00:32
Согласна с Арсением , думаю - лучше все-же св. Игнатия Брянчанинова читать.
не серега11 декабря 2015, 17:27
"Если мучаешься, найди, к чему ты стремишься, и воплощай это в жизнь!"

Нашел, был послан подальше и живу той самой чужой жизнью. Так тому и быть, потому что, наверное, так лучше: мучаться так и этим, чем чем-то другим. За это и благодарю. Воплотить это самое в жизнь невозможно, наверное этим с меня снимается куча всяких обязанностей: ну чего с овоща взять...
валера 9 декабря 2015, 16:18
Спасибо и ещё раз Спасибо.
Ирина 9 декабря 2015, 03:48
Спасибо, отец Андрей! Полезная и ободряющая статья. Особенно во время поста. Спасибо за признаки соответствия нашей жизни духовной жизни Церкви - очень чётко и понятно. Храни Вас Господь!
9 декабря 2015, 00:10
Так тепло и уютно сталю на душе. Благодарю Вас за слезу. Как же сложно вырвать себя из из земной жизни и заставить поднять голову к небу... Большое вам спасибо!!!
Елисавета 8 декабря 2015, 22:40
Сразу захотелось помолиться!
Andrey 8 декабря 2015, 21:44
Очень хорошая статья. Дважды перечитал и очень понравилась. Правда не могу сказать чем именно, но что то в ней есть.
Константин 8 декабря 2015, 19:58
Очень простые и глубокие слова.
Даже в переводе звучит очень живо!
Переводчику - сил и продолжения такой полезной работы
Александр 8 декабря 2015, 19:56
Спасибо за перевод! Очень хорошо получилось
Арсений 8 декабря 2015, 18:18
Я читаю статью и нахожу в словах автора призыв в возвышенным духовным состояниям. К соединению ума с сердцем, к наслаждениям во время молитвы. Как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), нам, простым грешникам,это недоступно (и вряд ли будет доступно в течение жизни). Так зачем призывать нас к этому? Может быть, лучше писать о первых степенях духовной жизни? О страхе Божьем, о сокрушении сердца, нищете духа, плаче о грехах.

Из статьи свт. Игнатия "О молитве":
"Приноси Богу молитвы тихие и смиренные, а не пылкие и пламенные".
"Наслаждение в молитве – исключительный удел святых избранников Божиих, обновленных Святым Духом. Кто, увлекаемый порывами крови, увлекаемый тщеславием и сладострастием, сочиняет сам себе наслаждения, тот находится в горестном самообольщении. К такому сочинению очень способна душа, омраченная жительством по плоти, душа, обманутая и обманываемая своею гордостию".
Из статьи "О упражнении молитвою Иисусовою":
"Из этого явствует со всею очевидностию, что для новоначальнаго искание места сердечнаго, то есть искание открыть в себе безвременно и преждевременно явственное действие благодати, есть начинание самое ошибочное, извращающее порядок, систему науки. Такое начинание - начинание гордостное, безумное! Столько же не соответствует новоначальному употребление механизмов, предложенных святыми Отцами для преуспевших иноков, для безмолвников".

Извините, если неправильно понял автора.
тамара 8 декабря 2015, 16:28
О.Андрей,как ясно и понятно. будем стараться.Спаси и сохрани всех ,Господи.
Светлана 8 декабря 2015, 13:21
Спаси, Господи! Так просто и радостно написано, так необходимо порой просто ободрить человека. Благодарю от всего сердца!
Наталия 8 декабря 2015, 11:24
спасибо!Много сил я истратила даром ,много жертв невпопад принесла...
Ирина 8 декабря 2015, 11:15
Спасибо большое! Спасибо от всего сердца!
елена 8 декабря 2015, 10:10
Большое спасибо за проповедь очень позновательно,а самое главное для души.Если бы вы знали как хочется измениться. Ещё раз спасибо
Елена Бабич 8 декабря 2015, 10:08
Спаси Господи! Надо меняться!Надо трудиться!
Оксана 8 декабря 2015, 09:59
Какая хорошая статья. Спасибо большое !!
Лев Гавриленко 8 декабря 2015, 09:32
Это про меня. И ответ на мои сокровенные вопросы,которые некому задать. А все же они звучат в душе и Бог отвечает. Спасибо, Андрей. Ирина.
Артамонова Алена 8 декабря 2015, 09:08
Благодарю создателей сайта! Каждая статья в помощь, в назидание, в утешение, в радость! Прочитала - стало светло на душе! Плачу и "айсберг" суеты, роптания, лености - испаряется! Слава Богу за всё!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×