А оно – радостное…

Фото: Павел Иванов Фото: Павел Иванов

В очередной – бессчетный уже, наверное, раз – слышу вопрос:

– Батюшка, ну почему же Православие такое грустное и унылое?! Отчего нет радости, и, кроме как на Пасху, улыбающихся не увидишь? Я понимаю, что грешны мы, что уж тут веселится, но мы с Господом, а это радость…

И так же в очередной и бессчетный раз отвечаю:

– Не Православие унылое, а мы!

Твердо убежден: нет в Православии ничего, что требовало бы от человека уныния вместо радости

И твердо в этом убежден: нет в Православии ничего, что требовало бы от человека уныния вместо радости, что само по себе делало бы его лицо мрачным, а не светлым. И трудно даже сказать рационально, на чем основывается мнение об обратном. Разве что на характерном для большинства наших современников неумении/нежелании быть внимательными к деталям, из которых складывается реальность, и непредвзято их анализировать.

Обычное дело – слышать от людей, когда-то (однократно или несколько раз) заходивших в храм:

– У вас все такие печальные, погруженные в себя – лица грустные, не улыбающиеся! Даже не по себе становится.

Что чудного? Человек, молящийся на службе, и правда, сосредоточен, погружен в себя, губы его не трогает улыбка, к общению в это время он вряд ли расположен. Другое дело – когда богослужение окончено. Находится место и время и для общения, и для разговоров, и для улыбок. И для смеха даже. Но «захожане» этого чаще всего не видят: многие ли из них имеют достаточно решимости и усердия, чтобы быть на службе от начала до конца?

Однако меня спрашивает о Православии «грустном и унылом» не сторонний, не внешний человек, а христианин, живущий полноценной церковной жизнью. Значит, и с его точки зрения, меньше радости в этой жизни, нежели должно было бы быть. Почему так?

Мы говорили о том, что видит в храме «захожанин». Выйдем, наоборот, из храма в «мир». Что с умением радоваться здесь? Ведь в этом мире и мы все – христиане – существуем, и все его немощи и болезни в том числе наши.

Улица, салон автобуса, в котором люди едут на работу или возвращаются домой, очередь перед кассой в магазине или регистратурой в поликлинике… Здесь улыбка на лице, теплый, дружественный взгляд, приветливый вид – редкость (в храме, безусловно, и первое, и второе, и третье можно встретить не в пример чаще). Люди усталые, озабоченные, подавленные, а порой и просто ожесточенные, злые. Основных тому причин, как минимум, две: жизнь у народа нашего больно уж непростая, есть, отчего устать, чем озаботиться, из-за чего ожесточиться, – если не верить, конечно, если не знать, что «любящим Бога… всё содействует ко благу» (Рим. 8: 28). И вторая: нет у современного русского человека навыка радоваться (а если и был, то утрачен оказался), нет «установки» на радость, на «позитив», которая культивируется сегодня на Западе. Оттого, опять же, что непонятно на самом деле: чего, собственно, радоваться? Просто так – какой смысл? Хотя смысл есть: настрой на то, чтобы радоваться – пусть даже и вопреки всему, – гораздо созидательней, чем настрой, прямо тому противоположный.

То, что сделал Господь для нас, всё домостроительство спасения нашего – разве недостаточное основание радоваться?

Но это всё, конечно же, в наименьшей степени для верующего человека подходящие рассуждения. У того, кто верит во Христа, есть основания радоваться: то, что сделал Господь для нас, всё домостроительство спасения нашего – разве недостаточное основание? Но и мы, христиане, мало радуемся. Меньше, чем должны были бы. И это не только для нас самих плохо: будь наши лица всегда (а не в отдельные лишь моменты) радостными и светлыми, насколько больше находилось бы людей, желающих жить той жизнью, в которую вошли уже мы, быть вместе с нами – в Церкви.

И правда – оттого, наверное, радости в нас мало, что христиане мы не очень хорошие. И грешим много, отчего совесть обличает и печаль гложет, и верим слабо, отчего способность благодарить и радоваться едва обретается в нас. И примиряемся с этим – малорадостным – состоянием, и как норму его воспринимаем, и так и живем. И из-за этого – еще больше грешим и еще слабее верим. Такой вот замкнутый круг. Понятный и привычный.

Привычный… Но размыкать его всё равно надо. И путь к этому искать. И находить.

Неужели наше несовершенство, наша греховность и маловерие наше должны нас совсем света и радости лишить? Это что же получается: мы готовы были бы лишь себе самим, своей добродетели, своей хорошести радоваться? Да в нас ли вообще причина подлинной радости может корениться? Нет, конечно.

«Грешны мы, но мы с Господом, а это радость» – тут со своим собеседником я точно согласен.

Грешны мы, но любит нас Господь, не оставляет, не отходит в сторону и не отсылает прочь. Поддерживает в бытии, дает время и возможность для покаяния и изменения, строит спасение наше удивительным, необъяснимым для человеческого ума образом. Благотворит, несмотря ни на что, благодетельствует, хранит и бережет.

Как этому не радоваться? Как не наполняться светом? Как не делиться им с другими?

Радоваться – не только возможность, но и в значительной степени долг, заповедь апостола (см.: Флп. 4: 4), который сам очень хорошо понимал, насколько выполнение ее необходимо.

Иногда радость – дар, иногда – и это чаще – труд. Но труд, вне всякого сомнения, стоящий своего результата. Тот, кто трудится, борется за то, чтобы дать радости о Христе место в своей жизни и в своем сердце, знает, о чем речь.

А кто не знает, кто трудиться и бороться за радость не хочет, пусть знает в таком случае всё же одно: если что, так это не Православие унылое и грустное. Это мы такие – и лишь тогда, когда другими быть не хотим. А оно – всегда радостное.

Игумен Нектарий (Морозов)

3 декабря 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Свт. Игнатий о благодарности Богу Свт. Игнатий о благодарности Богу
Свящ. Валерий Духанин
Свт. Игнатий о благодарности Богу «Слава Богу за всё»
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о благодарности Богу
Священник Валерий Духанин
Истинное благодарение рождается не из самодовольства, а из видения собственных немощей и видения милостей Божиих к падшему созданию.
Заповедь «непонятная и невозможная» Заповедь «непонятная и невозможная»
Игум. Нектарий (Морозов)
Заповедь «непонятная и невозможная» Заповедь «непонятная и невозможная»
Игумен Нектарий (Морозов)
Как быть с этим апостольским повелением: «Всегда радуйтесь»? Как радоваться, когда для радости нет ни реальных причин, ни даже поводов?
Очень плохая новость Очень плохая новость
Дмитрий Соколов-Митрич
Очень плохая новость Очень плохая новость
Дмитрий Соколов-Митрич
На полную катушку у нас верят только вот в это: «Эх, ребята, все не так, все не так, ребята!» А если кто-нибудь хотя бы в порядке предположения попробует оспорить этот символ веры — ох как нехорошо будет этому человеку.
Комментарии
Владимир (другой)19 декабря 2021, 12:40
"Рукою смирения отвергай приходящую радость, как недостойный ее, чтобы не обольститься ею" ("Лествица", 7, 57).
НАТАЛИЯ 8 декабря 2015, 11:43
НА КОММЕНТАРИЙ А.ВОЛОШИНА-АМИНЬ!
Александр Волошин 5 декабря 2015, 21:42
Может, в те давние времена люди были более устойчивые что ли? Если плакали о грехах, то не впадали при этом в печаль и уныние. А сейчас мне кажется у многих установка какая-то или комплекс, если говорят "я грешен", то подразумевают "я плохой". И просто зацикливаются на своём я, которое плохое. Если вспомнить притчу о блудном сыне, то это получается постоянное сидение со свиньями, плачь о потерянном доме, о растраченном наследстве и своём недостоинстве и так по кругу. Я плохой, я сижу со свиньями, я недостоин, я сделал подлость, я сам свинья, я грешник, я достоин этого положения, я растратил впустую все имение своего Отца, я не достоин своего Отца, так мне и надо проклятому грешнику, мне нет прощения, я не могу вернуть часть имения, мне негде заработать, как я пойду домой, нет моё место здесь помирать среди свиней и т.д. и т.п. Хватит ныть, ты все понял, но твоё место не здесь, твоё отечество не в этой стороне, ты сын своего Отца, так встань уже и иди к Отцу, ты же знаешь, что Он никогда не оставит тебя голодным, умирать среди свиней. Встань же, иди домой и радуйся, что у тебя есть дом где тебя всегда готовы принять в любом состоянии грязного, ободранного, голодного, потерявшего своё наследство и Отец, которому важно, что ты пришёл к Нему.
р. Б. Виктор 5 декабря 2015, 11:17
Веселыми могут выглядеть католики и другие сектанты.
С батюшкой соглашусь. От себя добавлю, что на Афоне я испытывал истинную радость постоянно. Там чисто и помыслов и прелогов, какие испытываю в Москве, там не ощущал. Слава Богу за все!
Ксения 4 декабря 2015, 21:21
Простите! ...не может быть унылым и угрюмым! Часто понятие радости путают с веселием, а радость может быть тихой и светлой! И от такой радостной улыбки всем становится теплее.
Елена 4 декабря 2015, 21:16
Истинная радость в состоянии святости. Святым не трудно было радоваться. Серафим Саровский всех встречал словами "Радость моя!" После причастия мы только можем немного приблизится к этому состоянию.
Ксения 4 декабря 2015, 21:15
Слава Богу за все! Согласна во всем с батюшкой! Радость о Боге - это не смех и не улыбка до ушей. Это приветливое лицо и улыбка любви к другим людям. Счастье быть православным христианином! А счастливый человек не может быть унвлим
Наталия 4 декабря 2015, 17:53
Да, это не только у прихожан, это вообще везде. Альтернатива угрюмству - преувеличенно-суматошное изображение веселья.
Арина 4 декабря 2015, 01:44
Извините меня, но мое наблюдение. Когда служба заканчивается проповедью о Христе, люди светлеют лицами и радость плещется из глаз. А когда минут сорок проповедуют человека грешного, то и из храма выходят все как после вагона дров. К сожалению, последнее случается чаще, все больше о грехах, которые в рай не пускают. А Апостолы проповедовали Христа, слушающие веровали во Христа и крестились.
ТАМАРА 3 декабря 2015, 21:54
МОЖЕТ ,ЛИЦА И ГРУСТНЫЕ,НО НА ДУШЕ ТЕПЛО И СВЕТЛО. ВЕДЬ И РАДОСТЬ ИНОГДА БЫВАЕТ ГРУСТНАЯ.СПАСИ БОГ ВАС ,БАТЮШКА.БОЖИЕЙ ВАМ ПОМОЩИ ВСЕГДА И ВО ВСЁМ.
Лидия 3 декабря 2015, 20:50
Слава Богу за все!
Евгений 3 декабря 2015, 20:42
Верующие в Храме иной раз таким светом светятся,что не возможно не залюбоваться и становится неудобно - что люди могут подумать,заметив мой любующийся взгляд - не обЪяснишь же каждому,что ты просто рад этому свету,этой чистой вере, и опасаешься,что люди могут истолковать этот мой взгляд как-нибудь по другому,по плохому.Я просто знаю,что далеко не все видят этот свет,исходящий от искренне верующих людей.Потому точно знаю,что в Храме присутствует такая чистая радость,какую в миру невозможно встретить...
Любовь с Украины 3 декабря 2015, 20:02
Спаси Господи за хороший рассказ.
Дина 3 декабря 2015, 19:52
Радоваться тому, что мы имеем такую возможность- достичь спасения и все для этого стараться делать.......Да, к сожалению, и маловерные мы, не умеем радоваться- надо учиться!Давайте с Богом!
Ксения 3 декабря 2015, 17:48
Вот что меня поражает в монастыре - так это лица. Светлые. Не смеющиеся, не улыбающиеся, а именно светлые. Причем люди там разные, и молодые, и пожилые, и совсем старенькие, и болящие в инвалидных колясочках (там богадельня есть). И лица у всех такие - светлые, светящиеся какой-то внутренней радостью. В миру таких нет, даже в храме. И мне говорят, когда я приезжаю из труднических поездок, что у меня такое же светлое лицо. Но мир берет свое очень быстро, и спустя несколько рабочих дней становлюсь такая же, как мы все тут, в миру.
Маргарита 3 декабря 2015, 17:26
Спасибо за статью!
Маргарита 3 декабря 2015, 17:19
Мальчишку, шедшего домой
Вприпрыжку из воскресной школы,
Остановил на мостовой мужчина
С взором невеселым.

«Чего так радостен, малец?
Зачем лицо твое сияет?»
«Есть в небе у меня Отец!
Меня Он любит и прощает.»

«В награду дам я четвертак,» -
Сказал тогда мужчина строго,
«Если покажешь мне, чудак,
Где есть Он? Где ты видишь Бога?»

Простым мальчишки был ответ.
Он не задумывался много:
«Я дам Вам пять таких монет.
Скажите мне, где нету Бога?»

(В.Кушнир)

Спасибо за статью!
Татьяна Органова 3 декабря 2015, 16:56
Я пришла к Богу после многих лет душевных страдания, причиной которых была сама. Помню то новоначальное состояние - какое-то скорбное бесчувствие, желание из него вырваться и сознание собственного бессилия. Но жизнь в Церкви меняла меня постепенно, незаметно, и пришло время, когда в сердце начала появляться радость. И сейчас, когда вокруг ничего не изменилось, радость от красоты мира, созданного Богом, от сознания Его великой к нам любви и милосердия все чаще посещает меня.
Корнилий 3 декабря 2015, 15:35
Есть радость духовная, а есть радость греховная. Здесь попечалимся чтобы потом вечно порадоваться. И не будем оброщать внимание на тех, каторые ищут самоопровдание для своей совести, мол не ходим в храм потомучто там слишком мрачно.
Алексей Борисов 3 декабря 2015, 14:30
Не унылое , а сосредоточеное. А как же. Плачь всегда душе моя, погибает жизнь твоя. И т.д. И еще - лица радости только в доме глупости (7 главы книги Екклесиаст .). Знаем что согрешили , какая тут радость. Но я лично после исповеди очень даже радуюсь.
Михаил 3 декабря 2015, 12:54
Кто в храм ходит давно и у него есть-занимает какое-то положение, самое главное независимое, он чувствует себя комфортно и улыбается, но это улыбка прихожанина храма не просвещённого светом Святого Евангелия, так как прихожане не общаются друг с другом "с Богом и ради Бога".
Денис 3 декабря 2015, 12:28
Слава Богу и Господу наше за всё!!!!!!!
Vadim Radtchenko 3 декабря 2015, 12:01
Недавно видел на исповеди прихожанина, тот говорил что-то священнику и улыбался, улыбался, улыбался. Пожилой уже прихожанин. Вот это, братья и сестры, было и впрямь чудно. А скорбное лицо - не самое плохое, что можно увидеть. Не беда, я так думаю.
людмила 3 декабря 2015, 11:31
Слава Богу за все,и за скорбь и за радость!
Геннадий 3 декабря 2015, 11:21
А чему радоваться, разве мы уже достигли спасения и состояния безстрастия? "9. Увидел старец смеющегося и сказал ему: «Пред лицом неба и земли подобает нам дать отчет Богу во всей нашей жизни, и ты смеешься» (Отечник гл.82)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×