Православный календарьПравославный календарь
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.

А оно – радостное…

В очередной – бессчетный уже, наверное, раз – слышу вопрос:

– Батюшка, ну почему же Православие такое грустное и унылое?! Отчего нет радости, и, кроме как на Пасху, улыбающихся не увидишь? Я понимаю, что грешны мы, что уж тут веселится, но мы с Господом, а это радость…

И так же в очередной и бессчетный раз отвечаю:

– Не Православие унылое, а мы!

Твердо убежден: нет в Православии ничего, что требовало бы от человека уныния вместо радости

И твердо в этом убежден: нет в Православии ничего, что требовало бы от человека уныния вместо радости, что само по себе делало бы его лицо мрачным, а не светлым. И трудно даже сказать рационально, на чем основывается мнение об обратном. Разве что на характерном для большинства наших современников неумении/нежелании быть внимательными к деталям, из которых складывается реальность, и непредвзято их анализировать.

Обычное дело – слышать от людей, когда-то (однократно или несколько раз) заходивших в храм:

– У вас все такие печальные, погруженные в себя – лица грустные, не улыбающиеся! Даже не по себе становится.

Что чудного? Человек, молящийся на службе, и правда, сосредоточен, погружен в себя, губы его не трогает улыбка, к общению в это время он вряд ли расположен. Другое дело – когда богослужение окончено. Находится место и время и для общения, и для разговоров, и для улыбок. И для смеха даже. Но «захожане» этого чаще всего не видят: многие ли из них имеют достаточно решимости и усердия, чтобы быть на службе от начала до конца?

Однако меня спрашивает о Православии «грустном и унылом» не сторонний, не внешний человек, а христианин, живущий полноценной церковной жизнью. Значит, и с его точки зрения, меньше радости в этой жизни, нежели должно было бы быть. Почему так?

Мы говорили о том, что видит в храме «захожанин». Выйдем, наоборот, из храма в «мир». Что с умением радоваться здесь? Ведь в этом мире и мы все – христиане – существуем, и все его немощи и болезни в том числе наши.

Улица, салон автобуса, в котором люди едут на работу или возвращаются домой, очередь перед кассой в магазине или регистратурой в поликлинике… Здесь улыбка на лице, теплый, дружественный взгляд, приветливый вид – редкость (в храме, безусловно, и первое, и второе, и третье можно встретить не в пример чаще). Люди усталые, озабоченные, подавленные, а порой и просто ожесточенные, злые. Основных тому причин, как минимум, две: жизнь у народа нашего больно уж непростая, есть, отчего устать, чем озаботиться, из-за чего ожесточиться, – если не верить, конечно, если не знать, что «любящим Бога… всё содействует ко благу» (Рим. 8: 28). И вторая: нет у современного русского человека навыка радоваться (а если и был, то утрачен оказался), нет «установки» на радость, на «позитив», которая культивируется сегодня на Западе. Оттого, опять же, что непонятно на самом деле: чего, собственно, радоваться? Просто так – какой смысл? Хотя смысл есть: настрой на то, чтобы радоваться – пусть даже и вопреки всему, – гораздо созидательней, чем настрой, прямо тому противоположный.

То, что сделал Господь для нас, всё домостроительство спасения нашего – разве недостаточное основание радоваться?

Но это всё, конечно же, в наименьшей степени для верующего человека подходящие рассуждения. У того, кто верит во Христа, есть основания радоваться: то, что сделал Господь для нас, всё домостроительство спасения нашего – разве недостаточное основание? Но и мы, христиане, мало радуемся. Меньше, чем должны были бы. И это не только для нас самих плохо: будь наши лица всегда (а не в отдельные лишь моменты) радостными и светлыми, насколько больше находилось бы людей, желающих жить той жизнью, в которую вошли уже мы, быть вместе с нами – в Церкви.

И правда – оттого, наверное, радости в нас мало, что христиане мы не очень хорошие. И грешим много, отчего совесть обличает и печаль гложет, и верим слабо, отчего способность благодарить и радоваться едва обретается в нас. И примиряемся с этим – малорадостным – состоянием, и как норму его воспринимаем, и так и живем. И из-за этого – еще больше грешим и еще слабее верим. Такой вот замкнутый круг. Понятный и привычный.

Привычный… Но размыкать его всё равно надо. И путь к этому искать. И находить.

Неужели наше несовершенство, наша греховность и маловерие наше должны нас совсем света и радости лишить? Это что же получается: мы готовы были бы лишь себе самим, своей добродетели, своей хорошести радоваться? Да в нас ли вообще причина подлинной радости может корениться? Нет, конечно.

«Грешны мы, но мы с Господом, а это радость» – тут со своим собеседником я точно согласен.

Грешны мы, но любит нас Господь, не оставляет, не отходит в сторону и не отсылает прочь. Поддерживает в бытии, дает время и возможность для покаяния и изменения, строит спасение наше удивительным, необъяснимым для человеческого ума образом. Благотворит, несмотря ни на что, благодетельствует, хранит и бережет.

Как этому не радоваться? Как не наполняться светом? Как не делиться им с другими?

Радоваться – не только возможность, но и в значительной степени долг, заповедь апостола (см.: Флп. 4: 4), который сам очень хорошо понимал, насколько выполнение ее необходимо.

Иногда радость – дар, иногда – и это чаще – труд. Но труд, вне всякого сомнения, стоящий своего результата. Тот, кто трудится, борется за то, чтобы дать радости о Христе место в своей жизни и в своем сердце, знает, о чем речь.

А кто не знает, кто трудиться и бороться за радость не хочет, пусть знает в таком случае всё же одно: если что, так это не Православие унылое и грустное. Это мы такие – и лишь тогда, когда другими быть не хотим. А оно – всегда радостное.

Игумен Нектарий (Морозов)

3 декабря 2015 г.

Рейтинг: 9.5 Голосов: 1122 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Свт. Игнатий о благодарности Богу Свт. Игнатий о благодарности Богу
Свящ. Валерий Духанин
Свт. Игнатий о благодарности Богу «Слава Богу за всё»
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о благодарности Богу
Священник Валерий Духанин
Истинное благодарение рождается не из самодовольства, а из видения собственных немощей и видения милостей Божиих к падшему созданию.
Заповедь «непонятная и невозможная» Заповедь «непонятная и невозможная»
Игум. Нектарий (Морозов)
Заповедь «непонятная и невозможная» Заповедь «непонятная и невозможная»
Игумен Нектарий (Морозов)
Как быть с этим апостольским повелением: «Всегда радуйтесь»? Как радоваться, когда для радости нет ни реальных причин, ни даже поводов?
Очень плохая новость Очень плохая новость
Дмитрий Соколов-Митрич
Очень плохая новость Очень плохая новость
Дмитрий Соколов-Митрич
На полную катушку у нас верят только вот в это: «Эх, ребята, все не так, все не так, ребята!» А если кто-нибудь хотя бы в порядке предположения попробует оспорить этот символ веры — ох как нехорошо будет этому человеку.
Комментарии
Владимир (другой)19 декабря 2021, 12:40
"Рукою смирения отвергай приходящую радость, как недостойный ее, чтобы не обольститься ею" ("Лествица", 7, 57).
НАТАЛИЯ 8 декабря 2015, 11:43
НА КОММЕНТАРИЙ А.ВОЛОШИНА-АМИНЬ!
Александр Волошин 5 декабря 2015, 21:42
Может, в те давние времена люди были более устойчивые что ли? Если плакали о грехах, то не впадали при этом в печаль и уныние. А сейчас мне кажется у многих установка какая-то или комплекс, если говорят "я грешен", то подразумевают "я плохой". И просто зацикливаются на своём я, которое плохое. Если вспомнить притчу о блудном сыне, то это получается постоянное сидение со свиньями, плачь о потерянном доме, о растраченном наследстве и своём недостоинстве и так по кругу. Я плохой, я сижу со свиньями, я недостоин, я сделал подлость, я сам свинья, я грешник, я достоин этого положения, я растратил впустую все имение своего Отца, я не достоин своего Отца, так мне и надо проклятому грешнику, мне нет прощения, я не могу вернуть часть имения, мне негде заработать, как я пойду домой, нет моё место здесь помирать среди свиней и т.д. и т.п. Хватит ныть, ты все понял, но твоё место не здесь, твоё отечество не в этой стороне, ты сын своего Отца, так встань уже и иди к Отцу, ты же знаешь, что Он никогда не оставит тебя голодным, умирать среди свиней. Встань же, иди домой и радуйся, что у тебя есть дом где тебя всегда готовы принять в любом состоянии грязного, ободранного, голодного, потерявшего своё наследство и Отец, которому важно, что ты пришёл к Нему.
р. Б. Виктор 5 декабря 2015, 11:17
Веселыми могут выглядеть католики и другие сектанты.
С батюшкой соглашусь. От себя добавлю, что на Афоне я испытывал истинную радость постоянно. Там чисто и помыслов и прелогов, какие испытываю в Москве, там не ощущал. Слава Богу за все!
Ксения 4 декабря 2015, 21:21
Простите! ...не может быть унылым и угрюмым! Часто понятие радости путают с веселием, а радость может быть тихой и светлой! И от такой радостной улыбки всем становится теплее.
Елена 4 декабря 2015, 21:16
Истинная радость в состоянии святости. Святым не трудно было радоваться. Серафим Саровский всех встречал словами "Радость моя!" После причастия мы только можем немного приблизится к этому состоянию.
Ксения 4 декабря 2015, 21:15
Слава Богу за все! Согласна во всем с батюшкой! Радость о Боге - это не смех и не улыбка до ушей. Это приветливое лицо и улыбка любви к другим людям. Счастье быть православным христианином! А счастливый человек не может быть унвлим
Наталия 4 декабря 2015, 17:53
Да, это не только у прихожан, это вообще везде. Альтернатива угрюмству - преувеличенно-суматошное изображение веселья.
Арина 4 декабря 2015, 01:44
Извините меня, но мое наблюдение. Когда служба заканчивается проповедью о Христе, люди светлеют лицами и радость плещется из глаз. А когда минут сорок проповедуют человека грешного, то и из храма выходят все как после вагона дров. К сожалению, последнее случается чаще, все больше о грехах, которые в рай не пускают. А Апостолы проповедовали Христа, слушающие веровали во Христа и крестились.
ТАМАРА 3 декабря 2015, 21:54
МОЖЕТ ,ЛИЦА И ГРУСТНЫЕ,НО НА ДУШЕ ТЕПЛО И СВЕТЛО. ВЕДЬ И РАДОСТЬ ИНОГДА БЫВАЕТ ГРУСТНАЯ.СПАСИ БОГ ВАС ,БАТЮШКА.БОЖИЕЙ ВАМ ПОМОЩИ ВСЕГДА И ВО ВСЁМ.
Лидия 3 декабря 2015, 20:50
Слава Богу за все!
Евгений 3 декабря 2015, 20:42
Верующие в Храме иной раз таким светом светятся,что не возможно не залюбоваться и становится неудобно - что люди могут подумать,заметив мой любующийся взгляд - не обЪяснишь же каждому,что ты просто рад этому свету,этой чистой вере, и опасаешься,что люди могут истолковать этот мой взгляд как-нибудь по другому,по плохому.Я просто знаю,что далеко не все видят этот свет,исходящий от искренне верующих людей.Потому точно знаю,что в Храме присутствует такая чистая радость,какую в миру невозможно встретить...
Любовь с Украины 3 декабря 2015, 20:02
Спаси Господи за хороший рассказ.
Дина 3 декабря 2015, 19:52
Радоваться тому, что мы имеем такую возможность- достичь спасения и все для этого стараться делать.......Да, к сожалению, и маловерные мы, не умеем радоваться- надо учиться!Давайте с Богом!
Ксения 3 декабря 2015, 17:48
Вот что меня поражает в монастыре - так это лица. Светлые. Не смеющиеся, не улыбающиеся, а именно светлые. Причем люди там разные, и молодые, и пожилые, и совсем старенькие, и болящие в инвалидных колясочках (там богадельня есть). И лица у всех такие - светлые, светящиеся какой-то внутренней радостью. В миру таких нет, даже в храме. И мне говорят, когда я приезжаю из труднических поездок, что у меня такое же светлое лицо. Но мир берет свое очень быстро, и спустя несколько рабочих дней становлюсь такая же, как мы все тут, в миру.
Маргарита 3 декабря 2015, 17:26
Спасибо за статью!
Маргарита 3 декабря 2015, 17:19
Мальчишку, шедшего домой
Вприпрыжку из воскресной школы,
Остановил на мостовой мужчина
С взором невеселым.

«Чего так радостен, малец?
Зачем лицо твое сияет?»
«Есть в небе у меня Отец!
Меня Он любит и прощает.»

«В награду дам я четвертак,» -
Сказал тогда мужчина строго,
«Если покажешь мне, чудак,
Где есть Он? Где ты видишь Бога?»

Простым мальчишки был ответ.
Он не задумывался много:
«Я дам Вам пять таких монет.
Скажите мне, где нету Бога?»

(В.Кушнир)

Спасибо за статью!
Татьяна Органова 3 декабря 2015, 16:56
Я пришла к Богу после многих лет душевных страдания, причиной которых была сама. Помню то новоначальное состояние - какое-то скорбное бесчувствие, желание из него вырваться и сознание собственного бессилия. Но жизнь в Церкви меняла меня постепенно, незаметно, и пришло время, когда в сердце начала появляться радость. И сейчас, когда вокруг ничего не изменилось, радость от красоты мира, созданного Богом, от сознания Его великой к нам любви и милосердия все чаще посещает меня.
Корнилий 3 декабря 2015, 15:35
Есть радость духовная, а есть радость греховная. Здесь попечалимся чтобы потом вечно порадоваться. И не будем оброщать внимание на тех, каторые ищут самоопровдание для своей совести, мол не ходим в храм потомучто там слишком мрачно.
Алексей Борисов 3 декабря 2015, 14:30
Не унылое , а сосредоточеное. А как же. Плачь всегда душе моя, погибает жизнь твоя. И т.д. И еще - лица радости только в доме глупости (7 главы книги Екклесиаст .). Знаем что согрешили , какая тут радость. Но я лично после исповеди очень даже радуюсь.
Михаил 3 декабря 2015, 12:54
Кто в храм ходит давно и у него есть-занимает какое-то положение, самое главное независимое, он чувствует себя комфортно и улыбается, но это улыбка прихожанина храма не просвещённого светом Святого Евангелия, так как прихожане не общаются друг с другом "с Богом и ради Бога".
Денис 3 декабря 2015, 12:28
Слава Богу и Господу наше за всё!!!!!!!
Vadim Radtchenko 3 декабря 2015, 12:01
Недавно видел на исповеди прихожанина, тот говорил что-то священнику и улыбался, улыбался, улыбался. Пожилой уже прихожанин. Вот это, братья и сестры, было и впрямь чудно. А скорбное лицо - не самое плохое, что можно увидеть. Не беда, я так думаю.
людмила 3 декабря 2015, 11:31
Слава Богу за все,и за скорбь и за радость!
Геннадий 3 декабря 2015, 11:21
А чему радоваться, разве мы уже достигли спасения и состояния безстрастия? "9. Увидел старец смеющегося и сказал ему: «Пред лицом неба и земли подобает нам дать отчет Богу во всей нашей жизни, и ты смеешься» (Отечник гл.82)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×