С 28 по 30 ноября проходил визит в Одессу викария Блаженнейшего Патриарха Антиохийского, епископа Эрзурумского Кайса (Садика). В последний день пребывания Его Преосвященства в городе нам удалось побеседовать с этим выдающимся иерархом Антиохии о земной войне, свышнем мире и судьбах арабского христианства.
– Ваше Преосвященство, вы – непосредственный свидетель того, что происходит сегодня на святых землях Ближнего Востока – колыбели Христа и христианства. Но прежде, чем мы начнем, не могли бы вы немного рассказать нашим читателям о себе?
– Вначале я хочу поблагодарить Бога за то, что Он позволил мне быть с вами на этих святых, благословенных землях – землях, подаривших нам так много святых учителей и наставников. Сам народ, Русская Православная Церковь всегда поддерживали нас как молитвенно, так и материально – и верующие Сирии, Ирака, Палестины и Иордании помнят русскую помощь, оказанную им в дни османской оккупации. Но и сегодня христиане – россияне и украинцы – не забывают молиться за нас, одаривая нас своей братской любовью, ратуя за наше, христианское присутствие в арабских странах.
В 1917 году в Эрзуруме проживало около 30 тысяч православных, но уже в 1925 году число местных христиан было сведено к нулю
Я стал епископом около года назад с наречением титула «епископ Эрзурумский». Эрзурум – это топоним, который сегодня можно найти на политической карте Турции. Как и многие другие исторические епархии Антиохии, эта митрополия была свидетельницей массового истребления верующих христиан-арабов и армян. Судите сами: согласно разным подсчетам, в 1917 году в Эрзуруме проживало около 25–30 тысяч православных христиан, тогда как в 1925 году число местных христиан было сведено к нулю. Все они – жертвы жестокой турецкой резни; и, к сожалению, как османские амбиции, так и османские политические методы до сих пор остаются такими же зверски жестокими.
Кроме послушания викария – помощника Блаженнейшего Патриарха Иоанна Х – я, милостью Божией, исполняю обязанности директора православного Центра экуменических исследований, основанного нами же в Аммане 20 лет назад. Девиз центра – «Служение и свидетельство» – отражает его миссионерские, по сути, цели: мы стремимся повышать уровень религиозной образованности наших прихожан-арабов, находящихся под гнетом обстоятельств, имеющих место в Иерусалимской Церкви. Увы, многие верующие справедливо жалуются на то, что Иерусалим полностью находится в руках у греков, которые, в свою очередь, предпочитают миссии и служению арабскому народу преследование собственных целей, нам непонятных. Также я служу нашей румынской пастве, весьма возросшей за последние годы: на сегодняшний день, в одном Бухаресте проживает около 150 арабских православных семей, а по территории страны рассеяно еще более 50 семей.
Ранее, при покойном Патриархе Игнатии IV, я, как преподаватель канонического права и литургического богословия Баламандского университета, исполнял обязанности советника Высшего церковного суда Антиохийской Церкви и главы антиохийского Отдела внешних церковных связей. Этот опыт оказался весьма полезен впоследствии, когда я стал представлять Иорданию в Комитетах по этике при ИСЕСКО и ЮНИСЕФ, а Антиохийскую Церковь – в более чем 92 странах мира, где на постоянной основе проживают сыны и дочери арабского Востока.
– Ваш вчерашний воскресный день был насыщен событиями: вы встретились с правящим архиереем Одессы митрополитом Агафангелом, впервые помолились с членами местной арабо-православной общины. Каковы ваши первые впечатления? И каким вы видите будущее православных арабов этого города?
– Владыка Агафангел очень тепло нас принял. Мы очень долго беседовали на волнующие нас темы – в частности, коснулись вопроса о прошлом и будущем отношений наших Церквей-сестер, – и его слова просто привязали меня к этой благословенной земле! Утром, когда мы присутствовали на Божественной Литургии в Свято-Троицком соборе, я никак не мог налюбоваться бесчисленными детьми и подростками, подходившими к Чаше, – ведь такое вряд ли можно встретить сегодня в европейских храмах… В этом я вижу главное доказательство того, что горячая вера и поныне жива в этом добром, благочестивом народе, надежда которого, пронесенная сквозь годы притеснений и гонений, сохранена в его детях – будущих членах живой Церкви.
Что касается нашей паствы, то я приехал сюда только для того, чтобы услышать их пожелания, их голоса (и за это отдельное спасибо митрополиту Нифону (Сайкали) – представителю Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском, который поддержал и укрепил меня в желании приехать сюда). Увы, многие из них не понимают литургического церковнославянского языка Русской Церкви – и я рад, что они имеют возможность молиться здесь на своем родном языке; это держит их вместе, дает им необходимый для доверительного разговора с Творцом комфорт. Времени для общения с ними у меня было, к сожалению, очень мало – но завтра или послезавтра я донесу до Блаженнейшего Онуфрия их нужды и заботы, что, надеюсь, послужит первым шагом к устроению их церковной жизни здесь, в Киеве и Одессе.
– Как известно, вся полнота Православной Церкви решительно осудила первые плоды «арабской весны» – и вот, прошло уже более пяти лет с начала так называемой «сирийской революции». Каким видят результат этой «революции» антиохийские христиане? Какова вообще сущность их ежедневного подвига?
“Арабская весна” обернулась “осенью”, уничтожившей нашу цивилизацию. И за кулисами этой “осени” стоят совсем не арабы
– «Арабская весна» является, на мой взгляд, не революцией, а, скорее, «арабской осенью», уничтожившей нашу цивилизацию. И очевидно, что за кулисами этой «осени» правят чужие, совсем не арабские руки. Я надеялся, что микрореволюции будут иметь место в арабских странах и направят их к определенным положительным изменениям; но то, что мы видим, к примеру, в Сирии – это не микрореволюция, а самая что ни на есть настоящая игра на крови, управляемая издалека.
Президент Башар аль-Асад – довольно образованный человек, хорошо понимающий проблемы своего государства. С самого начала своего правления он стремился открыть Сирию миру, под его руководством начался культурный и экономический подъем страны, он старался, как говорится, «изменить систему». И совершенно естественно, что процесс «изменения системы» длится не 24 часа и даже не два или три года. Но его труды были похоронены плодами лондонской Колониальной конференции 1907 года, расчленившей и ослабившей арабский мир уже много лет назад. Все, что происходит на Ближнем Востоке сегодня, – это запоздалый подарок Запада своим сателлитам в регионе.
Киссинджер: “падение европейской стены мира” – действенное средство противостояния России
А ведь этот «подарок» уничтожил наше христианское наследие – наши музеи разграблены, наши святыни разрушены. Монголы, захватившие земли Халифата, делали, что хотели, – но они не притрагивались к камню и его духу; а сейчас боевики ИГИЛ, поддерживаемые ваххабитами Саудовской Аравии и Катара, радикалами Турции и американскими геополитиками, старательно стирают христианскую культуру Востока с лица земли – конечно, вместе с ее живыми и неодушевленными носителями. Неудивительно, что следующей целью этой силы стала Россия. Заказчики террора этого и не скрывают: и вот Киссинджер заявляет о «падении европейской стены мира» как о действенном средстве противостояния российскому присутствию… В Европу прибывают мигранты из Турции, тогда как истинные христиане-сирийцы составляют менее 10 процентов от общего числа беженцев. Получается, что на нашей крови, крови истинных жертв, наживаются все, мы же более всех страдаем!
– Вы упомянули о принудительной миграции – настоящей трагедии арабской культуры. Но ведь православная Россия проходила уже нечто подобное в начале XX века. «Философские пароходы» заново познакомили Запад с Православием. Как вы думаете, имеет ли сегодняшняя трагедия арабского Православия шанс стать началом нового этапа его бытия? Может, нам стоит готовиться к появлению арабского Saint-Serge в Европе?
– Конечно, и наша история помнит своеобразные «философские пароходы». Вторая половина XIX века, как известно, ознаменовалась серией геноцидов в Ливане и Дамаске, подвигших многих арабских мыслителей и художников к миграции в Египет, а затем – в Северную и Латинскую Америку. Так возникло целое направление в арабской литературе – так называемая «литература рассеяния», создававшаяся, в частности, в арабской периодике Америки, в «арабских клубах» Бразилии и Аргентины. И эта литература преимущественно христианская.
Многие выдающиеся врачи, ученые и профессора Запада сегодня – это арабские интеллигенты-христиане
ХХ век принес Востоку новые войны, все дальше и дальше отдаляя новых философов и поэтов, богословов и музыкантов от их исторической родины. Многие выдающиеся врачи, ученые и профессора Запада сегодня – это арабские интеллигенты-христиане, вынужденные бежать из собственных домов. Мы надеемся, что и те наши братья, что пали жертвами слепой силы исламистов, не изгонят Христа из земель своих сердец и останутся Ему верными свидетелями; конечно, это и наша задача: кто, как не Церковь-мать, станет собирать своих сыновей в странах рассеяния? Мы должны оставаться апостолами любви и истины и без стеснения признавать свое христианство, свое Православие. Мы не можем быть «меньшинством» – все мы представляем собою ту самую щепотку соли, что делает обильную пищу пригодной для трапезы.
– Несколько дней назад ИГ назвало Украину, вслед за Россией, своим врагом. Россия же, как известно, вмешалась в политическую ситуацию в регионе – и, как полагают некоторые критики из числа политологов, публицистов и даже священнослужителей Русской Православной Церкви, совершила тем самым серьезную ошибку. С другой стороны, митрополит Лука (аль-Хури) после недавней своей молитвы в Марьямитском кафедральном соборе Дамаска поддержал российскую военную помощь в борьбе против исламизма. Как вы можете оценить сложившуюся ситуацию? Какова роль русской помощи в борьбе сирийских христиан?
– Конечно же, мы должны различать политические и церковные отношения. Что касается последних, то Русская Православная Церковь никогда нас не оставляла: многочисленные молитвы русского и украинского народов, их обильные дары равно достигли своей цели. Благодаря этой поддержке мы чувствуем, что мы не одиноки, – и вот, в прошлом году и Румынская Православная Церковь тоже решила нам помочь, преподнеся в дар Антиохии 500 000 евро на нужды обездоленных. Но все же нет большего дара, чем святые молитвы о мире на Востоке, возносимые в ваших домах и храмах.
Для нас, как христиан, родина – это простор нашего свидетельства о Христе. И Церковь благословляет защитников родины
С политической же точки зрения все гораздо проще: у каждого государства есть свои интересы. Церковь не может поддерживать войны или предводительствовать в них – но она обязана благословить защитников своей родины. Для нас, как христиан, родина – это простор нашего свидетельства о Христе. Известно, что блаженный Августин благословлял воинов, защищавших свой город, говоря: «Коль скоро у каждого из нас есть мать, которую мы призваны хранить, мы должны оборонять нашу общую мать – родину». Встать за свое государство – благословенная наша обязанность. У Сирии есть интересы, связанные с Россией, у России – интересы, связанные с Сирией; но, в конце концов, помощь получает сирийская армия – а это армия истины, бьющаяся против убийц нашей истории, нашей мысли. И она выстоит.
– Вот уже несколько лет мировые СМИ живописуют страдания христиан Востока – и это, конечно же, соответствует действительности, ибо Антиохийская Церковь, вне всякого сомнения, является страждущей Церковью. Но кто-то может вдруг несправедливо счесть ее мертвой, бессильной Церковью. Не могли бы вы для того, чтобы ни у кого не возникало сомнений в подлинности жизни православного христианства Сирии и Ирака, рассказать нам о самых главных событиях летописи Антиохийской Церкви, имевших место за последние два-три года?
– Безусловно, наша Церковь не мертва – она Церковь свидетелей, Церковь мученичества. Исповедуя Распятого и Воскресшего Христа, она сегодня проходит Его же крестный путь от Голгофы к восстанию из мертвых. Мы гордимся тем, что Антиохия до сих пор рождает мучеников, вечно живых перед Престолом Всевышнего; именно они являют собою подлинную жизнь Церкви. И кому, как не верным чадам Русской Церкви, трепетно хранящим святые мощи сотен и сотен своих мучеников, это дано понимать и чувствовать.
Однако, как сказал Спаситель, неверующий пусть «подойдет и посмотрит». Несмотря ни на что, невзирая на отсутствие элементарного финансирования, Антиохийская Церковь продолжает служить христианам и мусульманам Сирии, Иордании, Ливана и Ирака своими школами, больницами и благотворительными организациями. Многим из этих проектов вторую жизнь дал лично Блаженнейший Иоанн Х, который, пусть и находясь в крайне незавидном положении (достаточно вспомнить о бедах вверенной ему паствы и похищении его младшего брата Павла, митрополита Алеппо), с надеждой, верой и молитвой продолжает свое служение. Вскоре, благодаря ему, откроет свои двери новый православный университет арабского мира в аль-Хумайра – второй после Баламандского университета, опекающего на сегодняшний день более 70 студентов, уже получивших первое высшее образование. Усилиями многих верующих заканчивается строительство и патриаршего госпиталя Девы Марии Баламанда. Не менее важно для нас дать православным юношам Антиохии очередной шанс утвердиться на своей земле, поэтому мы сдаем в рассрочку молодым христианским семьям из Ливана участки неподалеку от Бейрута с готовыми домами по их себестоимости. Надеюсь, наша Церковь и далее продолжит служить своей пастве, упрочняя связь последней со своей Святой Родиной.
– Новость о прекращении евхаристического общения между Дамаском и Иерусалимом шокировала многих православных верующих по всему миру. Каковы истинные корни этого конфликта? Какие шаги были предприняты обеими сторонами для его преодоления?
– Это очень болезненная тема. На самом деле шаги Иерусалимской Церкви, попирающие самые основы канонического права, были для нас совершенной неожиданностью. Это признак, во-первых, глубинного отвержения права Церкви-сестры на присутствие в странах Персидского залива и, во-вторых, измельчания любви в сердцах наших братьев-архиереев.
Вопрос о православном присутствии в Катаре решался директором регионального отделения американской разведки
Все начиналось, как водится, с политики. Пожелав «обнулить» свои «счета» перед миром, руководство Катара решило продемонстрировать свою открытость диалогу вообще и религиозному диалогу в частности. Дав конфессиям земли под строительство храмов, катарские власти все же не забыли о своей неприязни к священнослужителям-арабам, которым было запрещено находиться на территории страны на постоянной основе (это я знаю в том числе из собственного опыта). И вот, в 90-х годах прошлого века вопрос о православном присутствии в Катаре решился директором регионального отделения американской разведки, в прошлом – послом США в Аммане, на основании его личной родовой истории: греческая идентичность его матери послужила поводом для обращения чиновника к Иерусалимскому патриарху. Именно нынешний патриарх Святого Града, в бытность свою архимандритом, был прикомандирован к американскому посольству, и именно под его руководством был построен тот самый православный храм, краеугольный камень которого тогдашний патриарх Феодор заложил в обход всех действующих церковно-правовых норм. В отличие от Иерусалимской Церкви, абсолютно все Церкви – в том числе и Русская – в обязательном порядке испрашивали разрешения патриарха Игнатия на строительство храмов, скажем, в ОАЭ. «Ваше нахождение на этих землях дорого для нашего присутствия в них», – так ответил Его Блаженство на просьбу представителя Русской Церкви одобрить возведение храма в Шардже.
Но иерархи Иерусалима этого не сделали. В 1999 году, в моем присутствии, в Аммане, Блаженнейший Игнатий спросил патриарха Феодора: «Владыка, когда Вы навещаете своего брата, Вы же вначале стучите в его дверь или испрашиваете приглашение. Почему же тогда Вы не постучали в наши двери?» Внятного ответа, конечно же, не последовало. Тем не менее, мы смирились со свершившимся фактом – хотя православные арабы Катара были, мягко говоря, не в восторге от грекоязычного священника, их окормляющего. Но всего этого, по-видимому, Иерусалиму было мало. Смерть Игнатия IV и бедственное положение Сирии и Ирака подтолкнуло иерусалимское церковное руководство (безусловно, с подачи Катара, вовлеченного в политику региона) избрать епископа этой территории; и, несмотря на наш призыв не допускать подобного варварства, Иерусалим все же рукоположил епископа с соответствующим титулом.
Тут закономерно задать следующий вопрос: как мы можем говорить о единстве, тогда как наши братья делают все, чтобы это единство попрать? Русская и Антиохийская Церкви, увы, имеют подобный горький опыт: все мы еще не забыли о вмешательстве Вселенского Патриархата в украинский раскол. В таких случаях мы должны помнить если не о нашей любви, то хотя бы о каноническом праве, четко регламентирующем все процедуры подобного рода. Надеюсь, что Иерусалим в преддверии Всеправославного Собора забудет о своей греческой политике, Вселенский Престол исполнит свои обязанности по прекращению настоящего конфликта, а Русская и Румынская Православные Церкви скажут свое слово – слово истины – касательно сложившейся ситуации.
– Какие слова вы хотели бы адресовать нашим читателям как добрый пастырь, верный брат и сын Святого Востока?
Сегодня христианам Востока предстоит преодолевать тяжелые испытания. Не забывайте нас
– Ваша земля – святая земля, вами же освященная. Вы отвоевали ее сами. Ваши бесчисленные мученики – это великое ваше сокровище. Ваша Церковь была распята – а сейчас вы свидетельствуете о ее воскресении. Храните своих людей, не храните камни; именно люди – «храмы Духа Святого», вдувающие жизнь своими земными поклонами в каменные храмы. Вы, живые члены Церкви, сможете сохранить свою веру и передать ее вперед, в еще не родившуюся историю. И, конечно же, не забывайте, что вдали от этих мест у вас есть братья, любящие вас, которые не прекращали любить вас и тогда, когда коммунисты преследовали ваших святых. Сегодня уже нам вашими молитвами, вашей любовью предстоит преодолевать такие же испытания. Не забывайте нас.
По сути так называемые "арабы-христиане" в частности православные Антиохийского патриархата и мелькиты Сирии и Ливана - большая часть это по сути арабизированные греки, сирийцы и эллинизированные евреи, которые после завоевания этих земель в 7 в.н.э. арабами со временем утратили родной греческий язык и свое этническое самосознание.
Православные Палестины и Иордании чаще используют термин "ром" "ромей" и их арабизация зашла не так далеко как у Сирийских православных.
Мы помним и будем помнить о вас в наших молитвах! Помоги нам всем, Господь!