Православный календарьПравославный календарь
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.

Конец дракона и другие истории

Истории из жизни знакомого батюшки. Вроде бы забавные, а задуматься заставляют о серьезных вещах — на мой, по крайней мере, взгляд.

В храме, где батюшка настоятельствует, появилась новая прихожанка — девица лет двадцати, в красном платке, который плотно и глубоко, до бровей, облегал голову. Можно было предположить, что под платком очень короткая стрижка. Приходила, стояла службу, потом попросила о личном разговоре.

Вопросы ее к батюшке были сформулированы не очень четко, но общий смысл их все же улавливался: найду ли я себя в Православной Церкви? То ли это место, где мне нужно быть? Точно ли, что Церковь — и для таких, как я, тоже?

Батюшка попытался объяснить, что искать в Церкви нужно не себя, а Бога; что она не для каких-то индивидуально особенных, а для всех… Вот тут-то гостья и развязала свой красный платок и сняла его с головы.

Голова ее была обрита наголо, а в левой височной области чернела татуировка — дракон. Хвост обвивался вокруг уха, огнедышащая пасть висела надо лбом.

— Ну вот такие люди, — спросила девушка, — в Церкви возможны? Приходят такие люди в Церковь?

— Конечно, приходят, — спокойно ответил батюшка, — и очень быстро обрастают.

— Значит, и я могу?.. А дракон?

— Дракон сдохнет после первой честной исповеди. И там, в чаще волос, сгниет и разрушится его труп.

Девушка рассмеялась и попрощалась, пообещав прийти еще и продумать исповедь. И, действительно, пришла.

Сдается мне, если бы батюшка в момент обнажения ее головы воздел руки и возопил: «Да что ж вы с собой сделали, да вы посмотрите на себя, да образ Божий, да облик женский…» — эта история могла бы получить другое, не радостное, а грустное продолжение.

Средство от страсти винопития

В конце 90‑х батюшку — тогда еще начинающего священника — направили в старинное село восстанавливать храм, в котором полвека кряду хранили зерно и свиные кожи. Условия проживания оказались вполне аскетическими, так что семью батюшка решил оставить пока в городе. О трудах и муках, предшествовавших второму рождению храма, нужно писать отдельно. Наконец настал день первой Божественной литургии в двухсотлетних стенах, не обретших еще, конечно, былого благолепия. Со всей округи собрался народ. После службы все обступили батюшку. Посыпались вопросы, просьбы: когда можно будет покрестить детей, как молиться о здравии заболевшего, кто изображен на оставшейся от прабабушки иконе, а вот еще неплохо бы дом освятить и сарай с погребом…

Последней подошла женщина средних лет:

— Батюшка, а Вы можете мужа моего отпеть?

— А что с ним случилось — погиб, умер? — Спросить необходимо: вдруг самоубийство?

— Да что Вы, батюшка, живой он. Пьет очень сильно.

Вон оно что! Старинное бабье поверье: если пьющего мужика отпеть в церкви как покойника, он непременно начнет новую жизнь.

Следующие пятнадцать минут батюшка объяснял бедной женщине, насколько недопустимо и неприемлемо то, о чем она просит, в какой грех могла бы она ввести священника… Незадачливая супруга пьяницы смущенно кивала. Батюшка старался быть убедительным. Он боялся, что женщина учтет ошибку на свой лад — поедет к другому священнику и просто-напросто скроет от него, что отпеваемый жив. Но она вроде бы прониклась и даже пообещала привести супруга к батюшке на беседу.

Однако их беседа состоялась раньше. Как только наш герой вернулся в арендуемую избушку и встал на вечернюю молитву, раздался мощный стук. Запах перегара батюшка почувствовал раньше, чем открыл дверь.

— Слушай, ты, как тебя, поп! Правду люди по селу болтают, что вы с Валькой моей меня как покойника отпели, чтоб последнего удовольствия лишить?!

— Люди, вот именно, болтают, — спокойно ответил батюшка. Он пригласил гостя в дом и пододвинул ему табурет. Через десять минут умиротворяющей беседы несчастный мужик классически подпер щеку ладонью и глубоко вздохнул:

— Батя… А может, ты меня вправду того… отпоешь, а? Что ж я, всё пью и пью, и остановиться никак не могу…

Он оказался хорошим столяром и здорово помог батюшке в храме: настелил, наконец, деревянные полы, смастерил скамейки. Потом, будучи в легком хмелю, ходил по селу и с великой гордостью рассказывал всем, что «за так отцу всё сделал, вообще ни копейки с него не взял за его ко мне уважение».

Ахмет

…Впрочем, кое-что о трудах и муках, предшествовавших возрождению сельского храма, можно рассказать и здесь. Конец 90‑х, сельская местность — денег нет ни у кого, кажется, что они вообще перестали существовать в природе. А через некоторое время понимаешь, что у некоторых местных жителей деньги есть, и даже в большом количестве. Только вот делиться с Церковью эти жители не намерены совершенно.

И вот батюшка сидит на бревнышке у входа в поруганный, чернеющий закопченными стенами храм, созерцает бездну отчаяния и вот-вот, кажется, в нее шагнет.

Слышится хруст сухой травы. Батюшка поднимает голову — к нему подходит смуглый скуластый человек в непривычном глазу одеянии: длинная белая рубаха поверх штанов, маленькая круглая шапочка.

— Здравствуйте, уважаемый! Меня Ахмет зовут. Хозяйство у меня здесь небольшое, конина, халяльное мясо, молоко, ну так, еще кое-что. Помочь чем-нибудь нужно?

— Нужно, Ахмет…

— Много не могу, а вот немножко…

Ахмет за свой счет отремонтировал давно развалившуюся паперть, вставил в церкви окна, поставил забор. Дело сдвинулось с мертвой точки, а главное — русским стало стыдно, и они начали, наконец, своему священнику помогать.

Горящая благочестием

Сразу после предпасхального приходского субботника в кабинет настоятеля ворвалась прихожанка — знаете, бывают такие, горящие благочестием:

— Батюшка! Вы представляете!.. Смотрю, а две наши девицы прямо возле храма подметают, а сами — в мужской одежде! В штанах, представляете!.. Христианки, называется! Ну, я взяла у Нины Ивановны в иконной лавке две юбки, подбегаю к ним: «Так, милые мои, а ну-ка быстро надели!». Одна — ничего, надела, и даже прощения у меня попросила. А другая — нет, Вы представляете? — прекословить мне начала! «А вы кто такая, а почему я должна…» Я ей говорю: сестра! Вы слышали что-нибудь про добродетель такую — послушание?

Батюшка — устало:

— Светлана Михайловна! Давайте-ка мы с Вами договоримся: послушания, кротости, терпения и прочих христианских добродетелей, включая также и благопристойность внешнего вида, Вы будете отныне требовать с одного-единственного человека. А именно — с себя самой. Хорошо?

Светлана Михайловна обескуражена. Так гореть благочестием — и вместо похвалы получить от батюшки выговор…

На полном серьезе

Батюшку посетили крепкие такие молодые люди, счетом трое. Не то чтобы бандиты, ну, так скажем — предприниматели.

— Отец, горе у нас, друга хороним. Отпоешь, как полагается?

— А что с ним случилось?

— Да вот, дурь накатила: поругался с бабой своей новой, полбутылки текилы хлопнул и с лоджии выпрыгнул. Двенадцатый этаж. Хороший парень был, жалко очень.

— Действительно, жалко… Только вот отпеть я его, ребята, не могу. Самоубийц ведь не отпевают.

— Отец, да мы заплатим, мы хорошо заплатим, не беспокойся!

Батюшка уже знаком с подобной логикой, потому сразу переходит на язык, близкий аудитории:

— Хоть миллион мне предлагайте, ребятки, не могу. Мне ведь не перед начальством — перед Богом отчитываться. А Он взяток не берет у нас. Его не купишь.

Предприниматели в замешательстве — происходящее слишком сложно и трудновместимо для их сознаний. Наконец один из них произносит:

— Отец, ты чё… Ты на полном серьезе, отец?..

— А на каком же я, по-твоему, серьезе?

— Ну ты даешь…

Встали, натянули шапочки, вежливо попрощались, вышли из подсобного здания, в котором находится кабинет настоятеля, на храмовый дворик. Постояли с минуту. Потом опять стянули шапочки и, осторожно ступая по ступенькам — будто боясь как-то этим ступенькам навредить — вошли в храм…

Призывая во свидетели

Поздним осенним вечером, после затянувшейся беседы с одним прихожанином, батюшка запер на ключ подсобное помещение, в котором, как уже было сказано, находится его кабинет, и собирался уйти домой. Вдруг к нему подошла молодая, но основательно побитая жизнью пара.

— Отец, — обратился к батюшке парень, — я вот свою девчонку обидел, я хочу при Вас перед ней извиниться.

Батюшку удивило и даже тронуло то, что неожиданный гость поступал по канону: призывал священника в свидетели своего раскаяния.

— Ну что ж, извиняйся.

— Прости меня, Ленка, — старательно проговорил парень, — я больше никогда так про тебя говорить не буду.

Ленка тряхнула крашенной в лиловое головой:

— Ну что скажете, батюшка? Простить мне его или нет? Он такое про меня болтал, что я здесь, в святом, можно сказать, месте, даже повторить это не могу.

Батюшка прекрасно понял, что мадемуазель просто набивает себе цену, а его при том берет себе в помощники.

— А есть ли Вам, что прощать? Может быть, он правду про Вас говорил?

— Правду?!! Да Вы что!.. Да я ни разу с этим Коляном!.. Ни разочка!..

— И что из того, — пожал плечами батюшка, — что вот именно с Коляном Вы ни разочка? Что это меняет?

Голова Елены разом поникла. Что интересно, поник и ее «спутник по жизни». Некоторое время они еще стояли возле батюшки в каком-то столбняке, будто им не хотелось от него уходить. Потом тихо попрощались и вышли на мокрую темную улицу.

Рис. Алексея Ковалева

Газета «Православная вера» № 22 (546)

Рейтинг: 9.5 Голосов: 117 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Николай 8 февраля 2016, 14:49
Какие хорошие рассказы. Особенно последний меня тронул. Все мы такие, формально найдем как отмазаться, но надо смотреть на все направление жизни.
тамара10 декабря 2015, 00:47
какой чудный рассказ. пишите ещё.храни вас ,Господи. очень тепло,душевно и полезно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Марина Бирюкова

Новые материалы

Выбор читателей

×