Страх страху рознь

В преддверии Рождества Христова и нового 2016 года усилились так называемые «военные слухи». Собственно, о подготовке к очень трудному времени, которое нас ожидает, и пойдет далее речь.

    

В преддверии Рождества Христова и нового 2016 года усилились так называемые «военные слухи». Кто-то наслушался пророчеств святых Космы Этолийского и Паисия Святогорца о грядущей войне, кто-то окунулся в бурное море СМИ, где даже «рыбы безгласные» кричат о Третьей мировой войне, ну а кто-то погряз в липком страхе от предсказаний всяких ванг и глоб, которые, кстати, воруют пророчества у святых и выдают за свои, вот только со сроками исполнения плагиат частенько не стыкуется.

Действительно, события ушедшего года: вступление России в войну в Сирии, сбитый российский военный самолет и взорванный пассажирский лайнер, нашествие беженцев и теракты в Европе, не прекращающееся беснование на Украине, война санкций, заявление папы Франциска Вселенскому патриарху Варфоломею, что никаких препятствий к евхаристическому общению католиков с православными нет, а под занавес – принятие закона о легализации однополых союзов парламентом православной Греции – всё это не прибавляет оптимизма во взгляде на наступивший новый год.

Вспоминаются грозные слова Евангелия о последних временах: «Услышати же имате брани и слышания бранем… не ужасайтеся» (Мф. 24: 6). Или еще: «Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» (Лк. 21: 26). Заповедано: «Не ужасайтеся!» А люди, тем не менее, будут умирать только от одного страха в ожидании бедствий. И еще – во многих «оскудеет любовь» (Мф. 24: 12). От этого оскудения произойдет великий страх. Ибо, по словам апостола и евангелиста Иоанна Богослова, «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви» (1 Ин. 4: 18).

Страх страху рознь. Есть страх Божий, который удерживает человека от греха. Это благой страх, сопряженный с боязнью потерять благодать, удалиться и отпасть от любви Божией. О страхе Божием смотри на «Православии.Ru» одноименную главу в «Пути отцов» С.И. Фуделя1.

«По учению отцов, есть два вида страха Божия: один – новоначальный и другой – совершенный. Первый страх – это страх потерять за свои грехи свое вечное счастье и вместо него обрести вечные муки… “Признак первого страха есть ненавидеть грех и гневаться на него, как гневается на зверя угрызенный им” (преп. Петр Дамаскин. Д. V. 333).

Чтобы уметь любить, надо уметь ненавидеть.

“Имеется, – говорит авва Исаия, – естественная ненависть, и без ненависти к греху и демонам не открывается слава души. Эта (естественная) ненависть превратилась в нас в противоестественную ненависть к ближнему” (От. 208)»2.

«Другой страх (совершенный) сопряжен с самой любовью, производя в душе благоговение, чтобы она от дерзновения любви не дошла до пренебрежения Бога. “Первый страх любовь совершенная изгоняет вон (1 Ин. 4: 18) из души, ее стяжавшей и не боящейся уже муки; а второй… она всегда имеет сопряженным с собою” (св. Максим Исповедник. Д. III. 174)»3.

Достигший совершенства в любви, «приобретает уже такую крепость в добре, что его не может поколебать никакое бедствие»

Достигший совершенства в любви, по словам преподобного Ефрема Сирина, «приобретает уже такую крепость в добре, что его не может поколебать никакое бедствие: ни голод, ни нагота, ни уныние, ни болезнь, ни гонение, ни другое какое диавольское искушение, но из всего душа его приобретает новую похвалу и славу в жизнь вечную и соплетает себе венец совершенный и благообразный»4.

Большинство людей, даже тех, кто имеет первый страх Божий, страх раба, – это «боящиеся», которые «несовершенны в любви». Это мы с вами. По своей немощи и несовершенству мы боимся и голода, и холода, и войны, и гонений, и болезней, и, конечно же, смерти. При этом страх ожидания бедствий бывает мучительнее самих страданий. Чтобы не так бояться их, нужно к ним подготовиться.

Собственно об этой подготовке к очень трудному времени, которое нас ожидает, и пойдет далее речь. Хочу сразу предупредить, что вести ее я буду не от своего имени, а ссылаясь на живое свидетельство человека, который достиг той самой совершенной любви, изгоняющей страх, пустынника, более 20 лет прожившего анахоретом в горах Кавказа.

Абхазские горы Абхазские горы

Звали его иеромонах Гавриил. В армии он и его сослуживец получили смертельную дозу облучения. Сослуживец скончался, а батюшка, а тогда еще просто Гриша, пошел учиться в семинарию, по окончании которой остался в Троице-Сергиевой Лавре, принял постриг с именем Гавриил – в честь святого младенца-мученика Гавриила Белостокского. И хотя был, по обыкновению, рукоположен в диакона, а затем во пресвитера, Литургию служить не мог по состоянию здоровья. Получил благословение служить заказные молебны в Михеевской церкви, откуда его частенько увозили на «Скорой». Лаврский духовник архимандрит Кирилл (Павлов) благословил батюшку на подвиг пустынножительства в горах Кавказа. За 20 лет отшельничества много скорбей и диавольских искушений пережил подвижник. «Если вам всё рассказать, вы не сможете слушать», – делился он с нами, его духовными чадами. Но многое успел рассказать. В том числе и о том, что нас ждет в будущем. В наступившем 2016 году исполняется ровно 20 лет с тех пор, как мы впервые услышали от него о тех страшных временах, которые нас ожидают, и о том, как можно будет их пережить. Далее по тексту следовало бы, как это сейчас принято, написать: людям со слабой психикой советуем воздержаться от дальнейшего чтения. Но, во-первых, жанр триллера в данной статье неуместен, а во-вторых, многие подробности я опущу, чтобы действительно не нагнетать панические настроения.

Молиться везде: в поезде, в электричке, в автобусе – у всех на глазах, в любых условиях, не стыдясь

По нашим грехам, или, как он выражался, «когда Церковь согрешит против истины православной веры», попустит Господь войну. Пойдут мусульмане на Русь и много причинят зла, особенно на юге, где «кровь будет по конские уды». Убивать будут с невероятной жестокостью. Наступит голод и полная разруха: «все ваши квартиры со всеми удобствами превратятся в квартиры со всеми неудобствами». Нужно иметь дом с печкой и колодец, запас еды хотя бы на полгода. Даже для московской квартиры на последнем этаже заставил нас купить печь «Булерьян», чтобы хотя бы первое время, когда всё начнется, не замерзнуть. Еще настаивал, чтобы дома всегда был запас продуктов. Мы сопротивлялись – не любим запасов, которые пропадают. Тогда он сам купил нам мешок гороха, который, конечно же, пропал. Не умели мы подъедать и обновлять запасы. Однажды заставил меня съесть прокисшую фасоль и сам ее ел: «Придет время, не найдете и такой еды». Но самое главное, чему он учил, – это молиться. Молиться везде: в поезде, в электричке, в автобусе – у всех на глазах, в любых условиях, не стыдясь. «Во время войны выживут те верующие, которые будут собираться в дома и непрестанно, по очереди, читать Псалтирь. В эти дома бандиты не войдут!» Про непрестанное чтение Псалтири батюшка говорил неоднократно. Нас всех разбил на двадцатки, и мы до сир пор читаем каждый день по кафизме. На вопрос: нужно ли продавать московскую квартиру и покупать дом в деревне? – отвечал: нет, квартиру продавать не надо, но хорошо бы иметь домик рядом с монастырем, на святом месте. «У вас дома будет много людей жить, так что места не хватит», – предсказывал батюшка, когда никакого дома у нас еще и в помине не было. А сейчас вышло, как он и говорил: домик с печкой и колодцем рядом с Троице-Сергиевой Лаврой, и квартира в Москве осталась.

«Надо готовиться к мученической кончине», – я думал: это он про меня. А вышло – свою близкую мученическую смерть предсказывал. Говорят, что его убили охотники, приняв за зверя, когда он в конце октября 1999 года добирался до своей кельи в горах Абхазии. Нашли его только в начале июня следующего года – всю зиму под снегом пролежал, и зверь его не тронул. Похоронили братья-монахи на вершине горы – в месте, где он больше всего любил молиться.

Вдруг он видит, что появилась лестница, по которой спускается Дева с Младенцем

Особенно запомнились два чудесных случая, которые он про себя рассказывал. Причем говорил всегда со смирением и просто, нисколько не превозносясь, что сподобился таких высоких посещений – Спасителя и Матери Божией. Первый случай произошел в его родной Тюмени, когда он был еще совсем ребенком. В комнате, где он спал, находился буфет с посудой. Вдруг он видит, что посуда пропала, а на ее месте появилась лестница, по которой спускается Дева с Младенцем и показывает на него. Младенец сначала не хотел смотреть, но когда Они стали подниматься вверх по лестнице, обернулся и долго с любовью смотрел на маленького Гришу. Второй подобный случай произошел уже в пустыне. Батюшку одолели хульные помыслы. Мысленная брань была настолько сильной, что он изнемог, впал в страшное уныние, и уже не было сил ни молиться, ни жить. И тут он видит перед собой Лик Спасителя, Который смотрел на него с такой любовью, кротостью, лаской, доброжелательностью – не подобрать слов, что это был за взгляд! Помыслы мгновенно рассеялись, а сердце наполнилось сладостью и благодарностью к Создателю, Который не оставил Своего верного слугу.

Если мы будем бояться грешить, все заболеем страхом Божиим, то войны на нашем веку не будет

Потребуется целая книга, чтобы описать всё, что отец Гавриил рассказывал про свою жизнь на Кавказе. И сколько еще утаил, потому что «не можем слушать»! Но одна фраза, которую он столько раз с любовью и болью повторял, запомнилась особенно четко: «Помоги вам, Господи, пережить это страшное время!» Сам отец Гавриил ничего не боялся, а за нас переживал больше, чем родная мать. Много раз нам казалось, что вот уже наступает время испытаний, но очередной кризис проходил, и жизнь налаживалась. Поначалу мы со всеми делились услышанными откровениями, но люди пугались, и мы замолчали. Но сейчас уже все говорят о войне, Россия воюет с исламскими террористами в Сирии и Ираке, в мире стремительно нагнетается очередное безумие, множатся кровавые конфликты, тиражируются образы врагов. И все-таки остается надежда, что наступивший год не станет датой начала большой войны. Пусть он лучше станет годом подготовки к ней. А если мы будем жить так, что каждый год и каждый день станем считать последним, будем бояться грешить, все заболеем этим первым страхом, то войны на нашем веку не будет.

1 Фудель С.И. Путь отцов // http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/fudel2.htm.

2 Там же.

3 Там же.

4 Цит. по: Учение святых отцов-подвижников о благодати Божией, спасающей человека. Киев, 1853. С. 45.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Сказание о страхе Божием Сказание о страхе Божием
Архим. Клеопа (Илие)
Сказание о страхе Божием Сказание о страхе Божием
Архимандрит Клеопа (Илие)
Жил-был человек, привыкший воровать. И если бы он только был беден! Так нет же! Он был человек домовитый, имелись у него самый разный скот и птица, земля, сады…
Самое страшное и самое тяжелое Самое страшное и самое тяжелое
Игум. Нектарий (Морозов)
Самое страшное и самое тяжелое Самое страшное и самое тяжелое
Игумен Нектарий (Морозов)
В нашем мире — испорченном грехом, глубоко несовершенном — немало есть страшного и тяжелого. Но, без сомнения, самое страшное — это бояться. А самое тяжелое — жалеть себя.
О страхе Божием О страхе Божием
Архим. Серафим (Розенберг)
О страхе Божием О страхе Божием
Архимандрит Серафим (Розенберг)
Бойся Бога, бойся и греха, Его гневящего и оскорб­ляющего, бойся нанести «бесчестие Богу» — тогда и не убоишься ничего другого — даже бесов. И не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити; убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне (Мф 10, 28). Оставь надежду на свои силы, ум, характер, благополучие — на Господа уповах… (Пс 10, 1). «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе» (вечерние молитвы). Он — Бог — Живой, Святый, Премудрый, Благий.
Комментарии
Татьяна14 февраля 2016, 01:40
Уважаемый Владыка!!! Теперь я вижу, как Вы были правы...А я себе такого даже помыслить не смела( того,что происходит!) Еще раз простите и благодарю за предупреждение.
Татиана А. 4 февраля 2016, 21:26
Владыко, благословите сократить Вашу статью "СТРАХ СТРАХУ РОЗНЬ" и опубликовать в миссионерской православной листовке. Листовка издаётся для прихожан сельского храма и жителей села. Украина. Приход относится к канонической церкви.
Фотиния. 31 января 2016, 07:16
А вообще, я не должна была сравнивать статьи, сожалею об этом.Прочитала свои комментарии и стало неловко от того, что выставила себя каким-то экспертом по богословию)) Мне, кажется, обычные люди, без определенных навыков и образования, не должны этого делать. И некоторые мысли и критику всё же надо оставлять при себе,(по крайней мере я имею ввиду себя), потому что можно кого-то своими суждениями ввести в заблуждение. Единственное, что могу ещё раз сделать, так это поблагодарить всех авторов и работников этого сайта.
Фотиния. 30 января 2016, 15:14
И внесу ещё поправку в свой комментарий (Фотиния. 29 января 2016, 00:00) Я имела ввиду что статья с указанной ссылкой более общая, хотя тоже полезная и всё-таки глубокая, а эта статья белее конкретная и поэтому комментарии конкретные. Хотя я не эксперт по статьям и мысли ясно выражать не умею, это сугубо моё мнение)))Теперь прошу прощения у авторов.
Фотиния. 30 января 2016, 14:32
Хотя что я пишу всё об одном и том же?! Если сам Владыка Питирим в своих комментариях написал, что каждый видит только то, что хочет увидеть, а споры бесполезны хотя бы тем, что в них почти никогда никого невозможно переспорить)))
Фотиния. 30 января 2016, 12:58
Ещё дополню. А когда людям даётся толчок в спину и указывают на их недостатки, они сразу "встают на дыбы" (сужу по себе), от сюда и соответствующие комментарии. Не всегда же нас по головке гладить и только добрые слова нам говорить))). А признаться мы не можем в том, что мы и молиться то не умеем, и любви к ближним нет, и псалтырь изучать лень(опять же, сужу по себе).Нам кажется, будем жить как раньше, а придут трудности, ничего Бог всё нам это даст)))) Ещё раз прошу прощения, если что не так и мне хочется жить как раньше))) И если бы ни эта статья, то так и жила бы расслабившись. Хочется всё-же верить, что Бог отведет беду от нас стороной. Лично я благодарна обоим авторам и этой статьи, и статьи с указанной ссылкой (Заблудший 27 января 2016, 09:00) и тому человеку, который указал эту ссылку, и вообще этому порталу. Многое переосмыслила в своей жизни. И ещё раз желаю всех благ всем здесь присутствующим.
Фотиния. 30 января 2016, 11:52
Извиняюсь, та статья, которую указал Заблудший 27 января 2016, 09:00, тоже очень полезная и глубокая, я не совсем то хотела сказать, что написала в предыдущем комментарии. В той статье нам говорится к чему надо стремиться. И если мы этого достигнем, это будет идеал. Но иногда мы живем в расслабленном состоянии, когда нам нужна встряска, чтоб наконец действовали и что-то делали.То есть толчок в спину. Ведь пока нас хорошенько не встряхнуть, мы с места не сдвинемся. Вот в этой статье нам как раз и даётся этот толчок. И мне кажется, что одна статья другую дополняют и не вижу противоречий. Простите, если что не так)))
Фотиния. 29 января 2016, 00:37
Заблудший 27 января 2016, 09:00 В этой статье более глубже, на мой взгляд, освещена тема и комментарии более глубже. В той статье, с указанной ссылкой, более всё поверхностно и комментарии, соответственно, поверхностные. Мне так кажется...
Татьяна28 января 2016, 04:24
Будем готовиться к худшему с надеждой на лучшее! Помоги нам Господи!
Заблудший27 января 2016, 09:53
http://www.pravoslavie.ru/71685.html Статья о том же самом, но комментарии совсем другие. Что называется: почувствуйте разницу :)
Никодим26 января 2016, 23:58
Владыко, спасибо за мудрые слова и предупреждение. А каждый уже сам решит, прислушаться, или нет. Как и во времена Ноя, кто-то не поверит, кто-то посмеется, кто-то просто пропустит мимо ушей. Главное что Вы предупредили, а там уж каждый сам решает. Со времен Ноя люди мало изменились...
Елена26 января 2016, 17:47
Прочитала слова Татьяны (кстати с прошедшими именинами!) и тоже решила "повиниться", я может резко высказалась по поводу трусости, но не вижу смысла в страхе перед тяжелыми временами. Мы ведь все знаем чего действительно бояться надо - душу потерять или запачкать. А так, верю все вынесем с Божьей помощью и открытым сердцем.
Татьяна26 января 2016, 13:13
Простите и Вы меня, Фотиния, но я Вас вовсе не имела ввиду, добрый Вы человек. Вы поддержали смысл комментария, каждый имеет право сказать своё мнение и на это не обижаются. Для меня, как для матери, слова:"если машина собьёт, попадёшь в больницу" - как по сердцу ножом прошлись. Долго в себя не могла прийти. К сожалению не думаем, когда говорим. Но я это простила.
Татьяна26 января 2016, 10:58
Спаси Господи, Сергей! Посмотрела фильм. Под большим впечатлением! И люди вокруг батюшки тоже такие светлые! Если встречу книгу - обязательно куплю. Помогай Вам Господь!
Фотиния. 26 января 2016, 07:12
Татьяна, Вы не обижайтесь, если что не так, всех Вам благ и всем присутствующим здесь.
Татьяна25 января 2016, 14:14
Сергей прав. Нельзя войной идти на священников и епископов. И для Владыки память о его духовнике очень дорога. Простите меня дорогой Владыка, а то я уже и вправду вышла за все пределы. Слишком долгое нахождение в интернете не полезно. Анафема мне и моему мнению. Простите ради Христа.
Татьяна25 января 2016, 09:41
Если разобраться, то войнами нас пугают уже давно. Вспомнила, как в советское время, нас в детском саду пугали , что скоро китайцы придут, даже уроки специальные проводили. Учили, что в лес бежать надо и питаться в лесу можно желудями (особо врезалось в память). Это я абсолютно серьёзно.Сколько лет прошло и ничего нет. А вот предстоящий Всеправославный Собор - тема своевременная. То, что существует опасность от Вселенской Патриархии надо переживать. Но на то нам и дан от Господа такой воинственный Патриарх, чтобы защищать чистоту Православия. Я, лично, верю, что он твёрдо и ревностно будет стоять в этом, а если надо и своей жизни не пожалеет. Вот где надо прибавить молитвы! Наша помощь в этом ему крайне необходима!...В одном сильно сокрушаюсь, что про детей своих сказала, а то некоторые здесь уже и до них добираются...Простите все ради Христа. Выхожу из обсуждения.
Татьяна25 января 2016, 02:16
Да, Петр,"пусть лучше живут в блаженном неведении". Зачем заранее бояться того, чего может и не быть? А то, что война идёт на Украине, все и так видят, очень переживают, молятся и знают, что эта беда может коснуться каждого - этого уже достаточно, чтобы быть наготове. Опыт общения с детьми у меня имеется ( у меня пятеро детей) и я знаю, что нужно сказать детям, а чего нельзя. Я, конечно не говорю, что Владыка Питирим хотел своей статьёй напугать людей, ни в коем случае! Поэтому сразу и встала на защиту. Но на деле, многие действительно испугались, может из-за слов, что будут убивать с особой жестокостью? или ещё от чего? Если вам нравится жить с такими мыслями и это помогает вам в духовной жизни - пожалуйста живите как нравится.
Сергей25 января 2016, 00:57
Татьяне и Фотинии хочу прояснить, что я не воевал. В тексте приведены слова о.Василия, это его личные переживания. Цитата из книги его проповедей"Во имя спасения России.Поучения". Есть о нем фильм"Светлая душа" ТК"Сретение". Иоанну-насчет войны в Донбассе, батюшка моим знакомым, хотевшим переехать на Украину сказал, что не надо, хохлы нам еще покажут, это и произошло. Точнее он говорил, что войны не будет, что то будет на границах, но война будет на Ближнем Востоке, она там и идет. Имел личный опыт общения с батюшкой и люблю его, так же как и Владыка любит своего почившего духовника. С удовольствием читал предыдущие статьи Владыки, две из них печатали в приходской газете. И еще для всех нас о.Василий говорил, что нельзя идти войной на священнический и епископский сан, Матерь Божия накажет. И он совсем не убаюкивал своих чад, говорил что время будет тяжелое, будут болезни новые, природные катаклизмы, но надо быть с Богом, искать помощи в Церкви, и что гонений на церковь как раньше не будет, но будут лукавнейшим и хитрющим способом пытаться ее разрушить, хитрющим. Вот и все, простите и помолитесь за меня и бол.Леонида. Всем мира и стойкости в вере!
Фотиния 24 января 2016, 18:33
Петр24 января 2016, 14:00 Это точно!!! Правильные слова!!!
Петр24 января 2016, 14:44
Татьяна24 января 2016, 03:00 "Вот начну я, к примеру, пугать детей своих:" баба яга придёт", зачем ? кому это надо? Что бы они каждого шороха боялись?" Татьяна, пример крайне неудачный. Баба-яга это, к счастью, сказочный персонаж, в то время как война это, к сожалению, реальность. А для многих наших собратьев живущих скажем в Луганске или Донецке, это теперь уже реальность повседневная. Так что правильнее будет сравнивать не с бабой-ягой, а с правилам безопасности на дороге. Вы своим детям будете рассказывать о том, что если машина собьет, попадешь в больницу? Или так же рассудите: "зачем их запугивать? Что бы они каждого шороха боялись? лучшее пусть живут в блаженном неведении..."
Фотиния 24 января 2016, 08:33
Татьяна23 января 2016, 18:00 Может Вы и правы. Просто есть люди, которые искренне хотят разобраться в каких-то проблемах и неясностях, а есть которые просто со злыми помыслами хотят кого-то обидеть, уязвить или оклеветать. Я не утверждаю, что здесь такие люди есть, но в соц.сетях их полно...
Татьяна24 января 2016, 03:40
Почитайте, с какими словами выступил Патриарх Кирилл на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Он не хочет смуты и раскола! Вот пастырь добрый! Буду ему доверять! Церковь же не может согрешить, грешат люди и отпадают от неё, уклоняются во всякие ереси, правильно я всё понимала, так и буду думать. А духовника о. Василия Ермакова я не знала, даже никогда не слышала о нём, был ли он прозорливый не знаю. Только он свою паству успокаивал, видел их немощи, жалел, а значит любил. Вот начну я, к примеру, пугать детей своих:" баба яга придёт", зачем ? кому это надо? Что бы они каждого шороха боялись? Чтоб, простите, заиками стали? Чтобы плакали от страха? Так и Господь нам, своим детям, сказал: "не ужасайтесь"- из любви к нам, что бы мы не боялись, и через это не растеряли свой внутренний мир. И видимо о.Василий делал так же. И читать нам надо побольше Священное Писание, как Георгий делает. А то, что я войны не боюсь, так я её не видела, а Сергей видел и лучше знает! К такому выводу я пришла. Спаси нас всех Господь!
Иоанн23 января 2016, 23:49
Сергей19 января 2016, 22:00 "известный питерский духовник о.Василий Ермаков, который по смирению никогда не называл себя старцем, а просто стариком, говорил в начале 00-х гг., что не бойтесь войны не будет в России". Не очень удачное пророчество оказалось. Ибо вот война уже идет и на Донеччине и на Луганщине, а это всё русские земли и живут там РУССКИЕ ЛЮДИ...
светлана23 января 2016, 22:55
разве может ЦЕРКОВЬ православная отступить от Истины!врата ада не отдалеют Её-сказал Господь.А отступить можем мы-люди,своими грехами,потому что тоже являемся Церковь.
Татьяна23 января 2016, 18:53
Фотиния(23 января 06:00). Споры наши не бесполезны. Я, благодаря диалогу, всё таки смогла разобраться и понять - как жили, так и надо жить. Растить детей, любить ближних, любить наших батюшек (особенно молодых, поддерживать их своей любовью) любить всех людей и врагов, что бы была радость и полнота жизни. А с мыслями, что расскол будет в Церкви, на душе смущение и тревога, ощущение какой-то серости, не хочется даже думать об этом, для меня это страшнее войны. Особенно благодарю Сергея (19 янв.22:00 и 21 янв.00:00).Это он дал подсказку. Спаси его Господи! И молиться надо со светлой душой, а не из страха, что скоро придёт наказание сверху. Желаю всем радости и мира на душе. Храните свой мир, дорожите им. И Владыке поклон.
Татьяна23 января 2016, 14:56
Жить надо всё же с надеждой на лучшее. Каждого человека любить и Патриарха нашего, молиться за него, доверять ему, у него и так очень тяжёлый крест. А с плохими мыслями благодать Божия уходит, на душе темно становится. А что будет, то будет, Бог даст дожить - доживём увидим.
Евгения223 января 2016, 13:11
Петру и Р.Т. Рискую раздражить вас, братья. Есть мир (Ин.14:27) или нет - это не знание, а ощущения, в какой-то мере свойственные даже равнодушным. И владыка здесь выступает не как проповедник, а как готовый к возражениям публицист. Кстати, владыка в который уже раз реализует модель обратной связи. Низкий поклон, Владыко!
Фотиния 23 января 2016, 06:56
Я прошу прощения у Владыки, если не так истолковала его текст. И благодарна за совет. Действительно, нам надо поменьше тратить своё время на бесполезные споры в интернете.
Татьяна23 января 2016, 05:07
Спаси Господи, Владыка, за такой полный ответ!!! Этот вопрос мне был всегда не совсем понятен ( наверное и не только мне), теперь он полностью исчерпан и стало ясно. Действительно всё крайне серьёзно ! Страшнее расколов и ереси ничего не может быть и сейчас, как никогда, надо усилить молитву, покаяние, и быть готовыми ко всему! Простите меня за малодушие ( и все простите!) и смену настроения в моём прежнем комментарии, что-то потеряла ориентацию. Упокой Господи, убиенного раба Твоего отца Гавриила! Ещё раз простите Владыка Питирим и благословите нас!
Петр23 января 2016, 01:33
Лариса21 января 2016, 23:00 "А на счет мысли чем больше людей, тем лучше, я не согласна." Лариса, так не Вы одна не согласны. Весь "цивилизованный мир" не согласен. Вся либеральная общественность проклинает Церковь за то, что Она благословляет традиционные ценности и многодетность. Есть целая Международная Ассоциация Планирования Семьи занимающаяся сокращением населения в странах третьего мира. Россия в их методичках также значиться в странах третьего мира. А значит русских нужно "сокращать". Вот они и пропагандируют в РФ такие идеи, типа "меньше народу - больше кислороду". Бог заповедовал человеку "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю," (Быт. 1:29) а дьявол есть "человекоубийца искони" (Ин. 8:44). Вот и ответ на вопрос "кто есть кто"...
Петр23 января 2016, 01:08
Лариса21 января 2016, 23:00 "Петр, не понимаю Вашего "праведного гнева" относительно супружеского воздержания. Почему Вы так агрессивны? Я вообще-то и имела ввиду все по взаимному согласию." Лариса, где Вы увидели агрессию и гнев?)) Я только хотел предупредить Вас, что излишняя ревность одного из супругов, возжелавшего вдруг прекратить супружеские отношения, зачастую приводит к нарушению седьмой заповеди и последующему развалу брака. Если Ваш супруг согласен - то конечно... Хотя лично мне не совсем понятно, зачем вступать в брак, что бы потом жить как брат с сестрой? Не проще ли сразу в монастырь? Ведь для христианина есть только два пути - монашество и брак...
Р.Т.23 января 2016, 00:13
Георгий, я спрашивал как ВЫ, именно ВЫ, определяете наличие\отсутствие "мира Христова" в словах священников и епископов. Ведь это Вы дерзнули "обличить" владыку Питирима в том, что в его словах "нет мира Христова"? А Вы мне в ответ приводите текст ни коим образом не относящийся к существу вопроса. Что Церковь может отличить ложь от истины это понятно. Но ВЫ то тут при чем? Или ВЫ считаете что являетесь выразителем соборного голоса Церкви??? Не слишком ли самонадеянно? Церковь то как раз считает не так как Вы. Иначе не избрала бы владыку Питирима на епископскую кафедру. А вот Вам рекомендую быть осторожнее в своих суждениях, что бы не навлечь на себя гнев Божий, за осуждение Его пастырей...
22 января 2016, 16:03
Мой ответ вопрошающим: как это Церковь может согрешить? В своей статье на этом портале под названием "О зле в Церкви" (http://www.pravoslavie.ru/87127.html) я подробно описал, что Церковь как мистическое Тело во Главе с Иисусом Христом не может согрешить. Но члены Церкви, в том числе и первоиерархи, в той или иной степени грешат. Когда человек грешит, особенно смертными грехами, он отпадает от Церкви, почему священник на исповеди каждый раз произносит над кающимся грешником такие слова: "Примири и соедини его Святой Твоей Церкви!" В этих словах подчеркивается святость Церкви и дается надежда кающемуся грешнику на прощение его грехов и он снова присоединяется к святой и безгрешной Церкви Христовой.
Говоря нам о том, что войны не будет "пока Церковь не согрешит", иерм. Гавриил имел ввиду уклонение в ересь священноначалия. Более конкретно - объединение с Римско-католической Церковью без отказа последней от своих догматических заблуждений. Самый яркий пример наказания Божия за уклонение от истины - это падение Византийской империи через пять лет после подписания Константинопольским епископатом (за исключением свт. Марка Эфесского) Ферраро-Флорентийской унии (1438-1439гг.). Тогда можно было сказать, что "Церковь согрешила" в лице подписавших унию епископов. Но греческий народ унию отверг, однако, это не отвратило Божиего наказания. В наше время опасность опять исходит от Вселенской Патриархии. На готовящемся Всеправославном соборе планируется принятие примата Вселенского Патриарха. Это экклесиологическая ересь может стать причиной нового большого раскола и, как следствие, наказания Божиего за отступление от Православия.
В заключение хочу подчеркнуть, что за время приобретения опыта общения в интернете, я научился не реагировать на троллей. Поэтому усердствующие в этом неблагодарном труде могут не тратить силы понапрасну.
Татьяна22 января 2016, 11:16
Поразмыслив над всем, что здесь писалось, пришла к выводу: надо жить, надеясь на лучшее, на то, что никакой войны на нашей Русской Земле не будет. Как будем верить, так и будет! А если бы она и была, то лучше об этом и не знать (некоторые, с мыслями о страшном, могут и до отчаяния дойти). А войны точно не будет. С таким душевным настроением и для Господа, и для людей жить легче, не из страха грядущих бедствий, а по любви. Думаю, что и Владыка Питирим со мной согласен, даже уверена! Простите, дорогой Владыка, если не так. И все меня простите, если в комментариях не то сказала, или смутила, или обидела, или осудила...
Фотиния 22 января 2016, 10:03
Не вижу ничего плохого в том, чтобы сделать какой-то разумный запас продуктов, если вдруг почувствуется опасность. А если семья большая и есть маленькие дети...? Как им справиться, не дай Бог если грянет беда, без всякой подготовки? Да и у тех у кого будут какие-то запасы вполне могут по-христиански поделиться со своими родственниками и друзьями, так же как и домом в деревне. На счет испорченного гороха, мне кажется, автор дает понять этим, что нужно мыслить здраво и запасенные продукты нужно подъедать и вместо них приобретать новые. Григорию (21 января 2016, 08:00). Возможно Вы правы. Конечно Богу нужно доверять и то, что Вы написали, тоже правильно. И наверное, чтоб найти доброго духовного наставника, тоже надо молиться Богу. Я этот портал нашла через ссылку с сайта нашего храма, не на абум, пальцем в небо. И как-то мой внутренний голос подсказывает, что приходу моего храма и порталу "Pravoslavie.ru", наверное всё-же можно доверять. Я думаю, что статьи здесь без благословения главного редактора не печатаются. А главный редактор тоже заслуживает доверие. Это видно из его книг, кто читал. И вообще, для тех кто бьёт панику, мне кажется что в статье нету стопроцентного предсказания о том, что война будет. Это только предположения. Стопроцентные предсказания только у Ванг и им подобных предсказателей будущего. А у святых старцев лишь пророчества, значит предчувствие. Да и Бог может изменить своё решение и смилостивиться над провинившемся народом, по молитвам святых и благодаря покаянию этого народа. P.S. Опять-же, это просто моё мнение, которым я поделилась и я не буду утверждать, что мои мысли верные, потому что я не духовное лицо и у меня нет богословского образования, мне просто захотелось заступиться за этот замечательный сайт и их авторов. Обычные люди все могут в чем-то ошибаться, это только Ванги не ошибаются (иронизирую, если кто не понял))) Вот и поэтому в наших молитвенных правилах есть молитвы и указания, что бы мы миряне и чада молились за наших духовных наставников. Прошу прощения, если что не так.
Лариса21 января 2016, 23:11
Петр, не понимаю Вашего "праведного гнева" относительно супружеского воздержания. Почему Вы так агрессивны? Я вообще-то и имела ввиду все по взаимному согласию. Ведь в былые времена так жили многие. Рожали пусть четверых детей, а потом жили как брат и сестра. Не во всех семьях по десять детей было. Я про это писала, а не о том, что вообще из страха не рожать детей. Не додумывайте сами ничего за других, пожалуйста. Если пришло время усилить наши молитвы, почему бы не усилить их во всём. А на счет мысли чем больше людей, тем лучше, я не согласна. Как Мао Цзэдун все равно.
Георгий21 января 2016, 23:07
Для Р.Т.19 января 2016, 00:00 Ваш вопрос: "а как Вы определяете наличие\отсутствие "мира Христова" в словах священников и епископов? Вам такой дар свыше ниспослан???"; Ответ Церкви: "Слово Божие содержит в себе самом свидетельство о себе. Оно, подобно цельбоносным знамениям, действует в самом человеке и этим действием свидетельствует о себе... Христианин, которому неизвестно такое свойство Слова, обличает себя в холодности к Слову, в незнании Слова Божия или в мертвом знании по одной букве" (свт. Игнатий (Брянчанинов)). Для Петр19 января 2016, 02:00 - на Ваши вопросы даны ответы у Григорий21 января 2016, 08:00 с одной ремаркой: "восьмой" собор - это условное название из пророчеств; но фактически восьмой собор должен быть признан девятым собором, а седьмой Вселенский собор был признан именно на восьмом соборе (был и др. собор позднее). По поводу "Вы сами то Евангелие читали?" должен признаться, что в оригинале Евангелие не читаю, но на церковно-славянском - довольно бегло и без словаря. Для Петр20 января 2016, 23:00 - по поводу воздержания в защиту Евгения2: почему-то врачи людям со сломанными ногами не благословляют ходить без костылей, а здоровых, ну, не заставить скакать на этих палках, бросают и все, и врачей не слушают :). Позвольте и мне пару вопросов (если благословит редакция сайта): 1). Где в 2000-летней истории гонений на Церковь можно найти пример, что люди спаслись от гонений путем круглосуточного чтения Псалтири по домам? (можно привести примеры из житий святых мученников, новомученников и исповедников) 2). Спасение на мешках крупы (гороха) - это когда вокруг все пухнут и умирают от голода, а ты "спасаешься", или это когда ты в первый же день все раздаешь детям, старикам, женщинам? P.S. Идея жить в душевном мире в деревне сама по себе прекрасна, но, к сожалению, только для тех, кто действительно сможет жить в деревне в душевном мире :)
Евгения221 января 2016, 20:12
Петру (20.01.16 23:00) Тут не про времена, а про последнее время. Но велика разница между напрасно потраченными средствами на покупку гороха и напрасным воздержанием. Если угодно, я признаЮ свое поражение в дискуссии. Да Вы и по-любому правы - (Мф.24:38).
Татьяна21 января 2016, 18:21
Сергей(21 января 00:00). Наверное мне повезло и я живу в более спокойном месте. У нас, среди прихожан разговоров про войны и прочие страхи как то не бывает. И наши местные батюшки хорошие, все здравомыслящие, говорят о духовном, никого так не запугивают, как Вы говорите. Разве только один слегка такой есть, да и то приехал из другого региона (с Украины, и приехал уже очень давно). Может поэтому я совершенно спокойно отношусь к статье, страх не успел во мне выработаться, не знаю? А если в ваших храмах такая ситуация, то возможно и вправду лучше бы людям, раз они уже напуганы, не говорить ничего подобного...
Татьяна21 января 2016, 10:51
Как то подумалось, ведь существует Церковь Небесная (все небесные силы и святые) и Церковь земная (это мы, все верующие, живущие пока в этом земном мире). В статье сказано: "ПО НАШИМ ГРЕХАМ, или, как он выражался" когда Церковь согрешит против истины православной веры", попустит Господь войну".Значит отец Гавриил, скорее всего, имел в виду Церковь земную. Следовательно, нам самим необходимо жить в труде над своими страстями и всеми силами хранить чистоту нашей веры, тем более что у нас есть такой замечательный Патриарх. Простите, это мои личные размышления
Григорий21 января 2016, 08:02
Елена20 января 2016, 13:00 Дорогая сестра Елена! Мы, мужчины, конечно, любим Вас, наши родные! Просто сказать не умеем :) Не сомневайтесь, когда понадобится, не пожалеем жизни.

Дмитрий19 января 2016, 22:00 Дорогой брат Димитрий! Хоть Вы меня и не спрашивали,отвечу: по контексту статьи владыки Питирима, видимо, имеется в виду восьмой Всеправославный собор, который планируется провести в этом году в Стамбуле, и о котором владыка иносказательно написал: "заявление папы Франциска Вселенскому патриарху Варфоломею, что никаких препятствий к евхаристическому общению католиков с православными нет". По поводу этого собора достаточно много апостасийных пророчеств, зачастую очень сомнительного качества.

Сергей19 января 2016, 22:00 Дорогой брат Сергий! Спаси Вас Господь за воспоминание приснопамятного батюшки отца Василия (Ермакова)! Действительно, очень благодатный был старец. У него остались ревностные духовные чада. Например, протоиерей Сергий (Филимонов) из Петербурга. В ютубе выложены проповеди о. Сергия. Вот "воистину израильтянин, в котором нет лукавства". Душа отдыхает, слушая его!

Татьяна19 января 2016, 08:00 Дорогая сестра Татиана! На Ваш вопрос ответила Анна13 января 2016, 17:00

Фотиния. 19 января 2016, 16:00 Дорогая о Христе сестра Фотиния! На Ваш вопрос "Если, по мнению некоторых людей, нельзя доверять епископам, митрополитам, старцам, обычным священникам...То тогда кому доверять?!!!" хочется ответить: Доверять можно только Богу. К сожалению, "Всяк человек ложь". Вспомните Адама, который был совершенный человек, жил в раю, имел непрестанное Богообщение, но предал Бога. Вспомните людей, которые лично знали Христа, жили при нем, но не стали его учениками. Вспомните Иуду и других апостолов из 70, которые предали Христа (были и епископы). Вспомните патриархов, епископов и священников, которые создавли ереси и расколы в Церкви. Вспомните, сколько духовенства в России перешло в обновленчество после революции. Вспомните организованные при Хрущеве отречения духовенства из числа сексотов КГБ (НКВД). Вспомните, как архимандрит Алипий, Великий наместник Псково-Печерского монастыря отказался выполнять прямое указание своего епископа о закрытии монастыря, когда работники КГБ привезли ему такое распоряжение владыки. Арх. Алипий сказал: "Я слушаюсь только сильных духом, а слабым я не подчиняюсь". Вспомните, наконец, современный нам раскол бывшего епископа Анадырского и Чукотского Диомида. Дорогая сестра, сан - это не панацея от ошибок, заблуждений и даже ... предательств веры. Нужно "самому не плошать" и "учиться-учиться-учиться" :)
Татьяна21 января 2016, 03:55
Дмитрий( 19 января 22:00) спрашивает Владыку Питирима. Простите пожалуйста, уважаемый Владыка, мне этот вопрос тоже не совсем понятен. Разве может Церковь согрешить, ведь она свята! В моём понимании сами люди могут согрешить, уклониться в ересь и отпасть от Церкви. Есть предсказания и у преп.Лаврентия Черниговского о плачевном состоянии в среде духовенства последнего времени, и пророческое видение св.прав.отца Иоанна Кронштадтского ( и там сказано:"И будет крови по уды конские"). Но для меня, с моим скудным, далёким от богословия, грешным умом, всё же это не совсем ясно. Простите ещё раз.
Сергей21 января 2016, 00:00
Вы простите и меня за столь может быть резкое высказывание, но я уже устал успокаивать наших прихожан от этих страхов военных. Да часто еще и молодые батюшки подливают масла в огонь говоря о каких-то слухах или пророчествах, а на деле строят почему-то не бомбоубежища, а дома или дачи, как будто сами не верят тому, о чем говорят и жить собираются долго и счастливо. Ну тогда и другим не говорите, а лучше в проповеди расскажите о новомученниках Российских, об их жизни, как они стойко все переносили, хотя тогда время было гораздо страшнее, чем сейчас и более апокалиптичнее. И я считаю, что только благодаря крови Новомучеников наших Русь еще жива и стоит за их молитвы. Читайте их жизнеописание и ничего не бойтесь, кроме греха.
Петр20 января 2016, 23:24
Евгения220 января 2016, 19:00 "Почему бы и здесь не проявить благоразумие? Я о супружеском воздержании. Но нет, сказано, что жениться будем до последнего дня (Мф.24:38)." Евгения, я извиняюсь, а Вы замужем? Ваш супруг разделяет ваше желание предаться подвигу воздержания? Насколько я знаю, духовники крайне редко благословляют такой подвиг супругам, ибо закончится это может очень плохо. Кроме того, заповедь Божия "плодитесь и размножайтесь" (Бытие 1:26-31.)дана человеку безусловно, т.е. там нет примечания типа "плодитесь и размножайтесь только в мирное и сытое время".
Татьяна20 января 2016, 20:40
Да, Фотиния, нам надо "отказаться от излишеств", к которым мы часто стремимся! Это ещё значит, не уподобиться тому безумному богачу из притчи, который сделал запасы и хотел жить долгую жизнь в своё удовольствие, не желая помогать другим (пусть простит меня Георгий, это я не с тем, чтобы обидеть). Из этой мысли возникает следующая: тем, у кого есть возможность чем нибудь запастись, то это и для того, чтобы можно было помочь людям. Ведь не все православные - бедные. Честно говоря, уже надоело рассуждать на эту тему... Простите, дорогая Фотиния, грешный я человек, но правильнее было бы сказать не: "...на сколько близок к нам Бог", а: "на сколько мы близки к Богу". И ещё, пожалуйста, простите меня все, уважаемые читатели! Каждый имеет право на свою точку зрения. Кто-то очень осторожен, живёт по приципу:" доверяй, но проверяй", и в чём-то не согласен с мнением автора статьи, это и естественно, т.к. все люди разные. Но, опять же, в статье прозвучало:" Людям со слабой психикой советуем воздержаться". Если чувствуете, что она у вас слабая, то надо либо прекратить чтение, или, если всё-таки не остановились и прочли, в таком случае держать свои эмоции при себе и стараться в своих комментариях быть более сдержанными и воспитанными по отношению к автору, даже если и не согласны. Ведь наши мнения читают другие люди (в том числе и новоначальные верующие!),и мы все зависим друг от друга, настроение легко передаётся окружающим, и далее, подобно нарастающему снежному кому, возникает паника, которая очень быстро приобретает всё более и более худшие формы...Думается, что главными в статье прозвучали заключительные слова:"Если мы будем бояться грешить, все заболеем страхом Божиим, то войны на нашем веку не будет". Даже очень оптимистично! Всё в наших руках!
Фотиния. 20 января 2016, 20:02
Сергей 19 января 2016, 22:00 Cочувствую вам. Конечно, нам людям, не пережившим такое, трудно говорить и судить о реальной войне...
Евгения220 января 2016, 19:50
Петру (на 16.01.16 20:00, а особенно на 15.01.16 00:00!). В ядерной войне лучше умереть сразу же, как и "лучше убитым быть, чем полонённым быть"(Слово о полку Игореве). А вот если не сразу и не в плену, без печки и гречки тяжело будет, и подготовка свидетельствует о благоразумии. Но тяжелее всех будет беременным и кормящим (Мф.24:19). Почему бы и здесь не проявить благоразумие? Я о супружеском воздержании. Но нет, сказано, что жениться будем до последнего дня (Мф.24:38).
Фотиния. 20 января 2016, 14:49
И если пророчества старца не сбудутся, это ещё не значит, что старец был не настоящий. Это может значить, что Бог сменил Свой гнев на милость. Даже в Библии, по моему, похожее повествование есть, не буду цитировать, так как не помню дословно. Да, духовные наставники советуют, что со старцами надо быть поосторожнее и это тоже верно, но это уже другая тема. Но мне, кажется, что этому сайту вполне можно доверять и прислушиваться ко всему, что тут пишут, а тем более к епископу. Согласна с Р.Т.19 января 2016, 00:00. Извиняюсь, что прокомментировала столь важную тему. Может я и не должна была этого делать?
Елена20 января 2016, 13:25
Россияне! Православные! Да честное слово, когда ж мы все такими трусами стали?! Или у нас на Родине когда-то очень сладко да сытно жилось? Ну не спорю всегда богатые были. Но в основном-то, сами знаете, а не знаете так у старших спросите про пустые полки в 80-х и стрельбу на улицах в 90-х. А 37-й и другие годы, а "раскулачивание" крепких сильных и работящих? А крепостное право, а монголо-татарское иго? И жили, и деток растили, и люди у нас сплошь "породистые", сколько девчонок красивых. А ученых сколько, а врачей гениальных, с самого "дна" между прочим. И что теперь услышали про "старца", тоже скажем жизнь у него ой непростая была, но ведь и облученный 20 лет прожил. Так я спрашиваю, что собьемся как овцы в стадо и начнем жалко блеять: ах кушать будет нечего, ах жить негде будет, ах придут-убьют. Скажу так: ПРИПРУТСЯ - ВСТРЕТИМ! И ВСЁ. НАДО ПРОСТО ЖИТЬ. А УЖ ЧТО ГОСПОДЬ ДАЛ ТО И БУДЕТ. Я только удивляюсь, почему это я женщина говорю, что мне стыдно бояться а не мужчины. И еще, ОН КРЕСТА НЕ ПО СИЛАМ НЕ ДАСТ!
Фотиния. 20 января 2016, 12:34
Извиняюсь, "отказаться от излишеств", я имела ввиду от бесполезных развлечений, тратой денег, ненужного времяпровождения и прочее. P.S. Я тоже таким образом живу.
Фотиния. 20 января 2016, 12:26
И ещё разрешите дополнить. В статье, как я поняла, все-таки не говорится о том, что война будет точно на все 100%...Нет... На это указывают строки, что квартиры не нужно продавать. Но надо быть готовыми ко всему. И лучше, наверное, перестраховаться, чем недостраховаться. Никому не помешает отказаться от излишеств, запастись, в меру продуктами, усилить молитву, перебороть в себе панический страх, ну и прочее... Я так поняла из прочитанного и если мои мысли не верные то, пожалуйста, если будет угодно, поправляйте меня...
Фотиния 20 января 2016, 09:59
Ещё хочу дополнить свой ответ на комментарий Георгия. Статья с, указанной Георгием, ссылкой говорит о том к чему надо стремиться, а данная статья показывает нам на каком духовном уровне находимся мы с вами сейчас. И это какое-то дерзкое само-уверение утверждать, что мы без всякой подготовки запросто справимся с таким огромным искушением, как война. Вот мы рассуждаем, будем жить как раньше, а если вдруг что случится, ничего... справимся, ведь Бог с нами. А кто из вас дерзнёт утверждать, на сколько близок к вам Бог. Я лично не знаю. Вот поэтому надо готовиться так, как описано в статье. Признайтесь, мы же привыкли к комфортной жизни: гулять, развлекаться, ходить в гости, приглашать гостей к себе, ездить на отдых, дарить и получать дорогие подарки, а тут вдруг предлагают отказаться от излишеств, запасаться продуктами и усилить молитву. ОБИДНО, правда? Утверждать, что я настолько духовно-сильный человек, что справлюсь без всякой подготовки - это, простите, самоубийство. Я думаю, что среди комментирующих нет святых подвижников. Лично я надеюсь, что все-таки по молитвам монахов и святых людей, беда пройдёт мимо, но готовиться надо...После этой статьи у меня переменились немного планы на будущее. Я, конечно, извиняюсь, может где-то я не так что-то поняла. Это просто мои мысли после прочитанного. Если кто сочтёт нужным поправить, поправляйте, пожалуйста.
P.S. На счет дома в деревне... В статье написано, что в домах будут жить по много человек (по крайней мере должны так поступить настоящие христиане). Поэтому поинтересуйтесь у кого из родственников и друзей есть такие дома. В любую войну люди только и выживали благодаря огороду, печке, колодцу и молитвам.
Дмитрий19 января 2016, 22:57
Вопрос Владыке Питириму: Вы начинаете изложение пророчества иеромонаха Гавриила с его слов «когда Церковь согрешит против истины православной веры». Не могли бы вы пояснить, о каких именно согрешениях церкви против веры идёт речь?
Сергей19 января 2016, 22:07
Пророчество пророчеству рознь. Например, известный питерский духовник о.Василий Ермаков, который по смирению никогда не называл себя старцем, а просто стариком, говорил в начале 00-х гг., что не бойтесь войны не будет в России, она будет на Ближнем Востоке, там будут решаться судьбы мира, а мы уже отвоевались в 20 веке. И про Украину говорил, что хохлы нам еще покажут. И он очень не любил когда духовники запугивают свою паству. Цитата: " Слышал, появился в Пскове какой-то архимандрит, который кричит:"Все продавайте, бегите из Москвы, конец приближается". Куда? В Псковскую область. Вы простите за грубость, и ведь бабы это делают, забывая о том, как дорого досталась ей квартира. Вы- старики, вам за 50, куда вы в чужой край мчитесь-то? Зачем? Что вас гонит? Кого вы слушаете? Когда какая-то беда будет, нам об этом скажут, Небо скажет. Не через отдельных монахов, а через добрых людей. Поэтому довольно метаться, не зная истории, жизни России. Довольно слушать безумные душеубийственные наставления:"Паспорта не брать" и прочее...Вспоминаю наш опыт.Никто нам не сказал о начале войны, никто не знал, в какой день, в какой час она начнется, но мы знали, что она приближается. Никто не сказал, и когда она кончится. Видели, что победа приближается, но когда-в мае ли, в июле ли, в апреле ли - не знали. И этой мелочи люди не могут предсказать, не могут предвидеть. А теперь как будто все могут предвидеть, да еще начинают копаться в вашей жизни. Потомучто сами не пережили, не выстрадали все страдания болящих детей, родителей... Потому и нет мощи духовной. Потому в храме и нет молодежи, мужчин. То епитимьи,то страшные угрозы конца света, то страшилки "паспорт не бери"...Я по личному опыту своей жизни, учу:чего нам бояться? Я смерти не боялся, я боялся, что меня ранят, потому что в войну в этой бомбежке, в этих боях кому я нужен раненый? Нет медикаментов,никто не будет перевязывать.Вот этого я боялся. Убьет, так пусть уж сразу. Но больше всего я боялся Бога, и Бог меня сохранил. Вот так думал по- человечески:"Господи, Ты от меня отведи вот эту бомбу, этот самолет отведи от меня". И Господь отвел. И бомба разорвалась в трех метрах, я не успел в окоп прыгнуть, но ничего, осколки пошли вверх. Все миновало.Я мог заболеть, когда в лагерь гнали, я мог в лагере заболеть тифом, питаясь объедками. Но Бог-то хранил.Тогда их не было, безумных наставников.Тогда не пугали тем, что все скоро для всех кончится, тогда звали к любви к России. А сегодня заелись:ах, как все хорошо, можно критически ко всему относиться. Свобода противная:что хочу, то и ляпаю". И еще я согласен с архим.Иоанном(Крестьянкиным), что для многих из нас суд Божий наступит гораздо раньше, чем ожидаемые грядущие бедствия и мы должны будем дать отчет о прожитой жизни."Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное",-эти слова Иоанна Крестителя, произнесенные почти 2000 лет назад, и с тех пор зовет наш Спаситель к себе, к покаянию.
Фотиния. 19 января 2016, 16:36
И вправду, как заметила Татьяна, быстрей впадёшь в уныние от некоторых комментариев, чем от статьи. Если, по мнению некоторых людей, нельзя доверять епископам, митрополитам, старцам, обычным священникам...То тогда кому доверять?!!! Лично я не доверяю самой себе, у меня нет такого духовного опыта, что бы понять на сколько близко или далеко от меня Христос...Я не могу рассчитывать только на свои силы...Без духовного руководства, лично я, вряд ли пойду правильным путём...
Татьяна19 января 2016, 08:15
А мне не хорошо на душе от некоторых комментариев, очень расстроилась, грустно... Дорогие читатели, всё таки статью написал Владыка, давайте относиться с уважением... И с Георгием(17 января 20:00) я не согласна. В начале статьи приведены слова из Евангелия:"Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, НЕ УЖАСАЙТЕСЬ, ибо надлежит всему тому быть...". Давайте, дорогие братья и сестры, исполним слова Спасителя и не будем ужасаться, и ОТ ЭТОГО, в душе у нас не "охладеет огонь благодати Божией", и не будет "рождаться уныние и маловерие". На Бога надейся, а сам не плошай. И расскажите пожалуйста, в чём "несоответствие пророчеств"?
С праздником Крещения Господня, православные братья и сестры.
Александр19 января 2016, 07:51
Эй,люди добрые,милые соплемнники как будто умирать Вы сейчас прям собрались.Много хотел вам писать,да не стану утруждать Вас своими размышлениями понапрасну,скажу только вот что: неужели не читали Вы в Новом Завете слова Господа нашегоИисуса Христа"также услышите много военных слухов,смотрите не ужасайтесь ибо надлежит всему тому быть" Значит Господь давно нам сказал ,что все это будет.Для чего для того чтобы мы гречку сметали в магазинах(хотя я не говорю ,что запасы не нужны,напротив нужны но лишь для спасения тел).Или же чтобы мы готовы были встретить сей день в полной боевой готовности . В доспехах Веры в Господа вооружившись мечем упования несокрушимого на Его к нам доброе соизволение. И даже если и прийдется встретить смерть в этом бою,то мы будем кэтому готовыи чем она будет страшней тем большую награду получим на Небесах у нашего Господа. Посему нам не следует поддаваться панике а обьединившись всем православным Русским народом молиться оспасенииРоссии твердо стоя в Вере Христовой.Да благословит Вас Бог и да поможет всем нам!
Фотиния. 19 января 2016, 07:31
Георгий 17 (января 2016, 20:00) И та и другая статья имеют место быть. В данной статье даются разумные и практичные советы, как себя вести в экстремальной ситуации, надо логично думать. А вторая статья более романтична, успокаивает душу и наверное подходит для сегодняшних дней. Нам обычным людям тяжело будет сохранить мир в душе, если вдруг беда настигнет нас врасплох. Это под силу только святым. Сейчас когда ещё более менее все мирно и спокойно, мы думаем а вдруг пронесёт. Может и в правду пронесёт по молитвам святых подвижников? Но надо быть готовыми ко всему. Прошу прощения, но это лично моё мнение.
Петр19 января 2016, 02:56
Георгий17 января 2016, 20:00 "несоответствие пророчеств практически неизвестного старца Гавриила пророчествам канонизированных святых Паисия Святогорца и Косьмы Эталийского". Георгий, а можно узнать, в чем несоответствие? Статью по Вашей ссылке прочитал, никакого несоответствия одних пророчеств другим не нашел. Статья на которую Вы ссылаетесь вообще о другом. Дале Георгий пишет:"Наш Путь к Богу и Спасению - Евангелие". Георгий, это всё прописные истины. Но где Вы увидели в статье владыки Питирима несоответствие Евангелию? Вы сами то Евангелие читали? Например вот это: «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: Ели, пили, женились, выходили замуж до того дня, как пошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Также как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; Но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (от Луки, 17:26-30). Ну и наконец Георгий пишет: "...не означает, что Господь и Бог наш Иисус Христос перестанет быть главой Церкви". Георгий, ну
укажите же место, где Владыка утверждает что Христос перестанет быть главой Церкви? По-моему, Вы сами сочинили в своем воображении некий текст и сами его теперь опровергаете. Причем Вы здесь не первый уже...
Р.Т.19 января 2016, 00:56
Георгий17 января 2016, 20:00 "в статье и собственных комментариях владыки Питирима нет мира Христова."
Георгий, а как Вы определяете наличие\отсутствие "мира Христова" в словах священников и епископов? Вам такой дар свыше ниспослан??? Собственно такие вот комментарии и наводят на мысль о последних временах. Когда миряне вот так запросто, дерзостно обличают епископов Церкви - в ком есть "мир Христов", а в ком нет, и большинством это уже воспринимается как норма... Это наводит на мысль, что появились "православные новой формации", а значит "близ есть, при дверях"...

Ирина18 января 2016, 20:18
Спасибо Георгию за комментарий! Озвучили то, что я не могу так красиво и правильно изложить! :) Всех с праздником Богоявления!
светлана18 января 2016, 00:18
статья нужная,большое спасибо.не паникуйте пожалуйста,подготовиться можно и нужно.сходить в церковь помолиться,возять благославение на подготовку у батюшки.всё и образумиться.мира всем в душе.
Георгий17 января 2016, 20:17
К сожалению, в статье и собственных комментариях владыки Питирима нет мира Христова. Есть новости. Возможно, важные. Но новости мiра сего. Оттого в душе читающего охладевает огонь благодати Божией. Рождаются уныние и маловерие. Милостью Божией, в комментариях к статье есть подсказки, как правильно относиться к статье владыки Питирима: ссылка на http://www.pravoslavie.ru/89338.html ; указание на несоответствие пророчеств практически неизвестного старца Гавриила пророчествам канонизированных святых Паисия Святогорца и Косьмы Эталийского и др. "Имеющий уши слышать да услышит; умеющий глаза - да увидит". Евангелие не учит делать запасы: "Безумный, в ночь сию душу твою истяжут из тебя, а то, что ты приготовил - кому достанется?". Наш Путь к Богу и Спасению - Евангелие, в котором Бог - Путь и Истина и Жизнь... А то, что будет восьмой собор, на котором будут попраны истины православия, не означает, что Господь и Бог наш Иисус Христос перестанет быть главой Церкви... Простите меня ради Христа, братья и сестры. Спаси нас Бог!
Татьяна17 января 2016, 05:22
Татьяне (16 января 22:00). Постарайтесь как можно внимательнее, не поверхностно прочитать статью, особенно первую её половину, очень глубокую по содержанию. Вы говорите, что "статья для совершенных христиан", но там есть слова: "..."несовершенны в любви".Это мы с вами". Статья именно для нас, несовершенных. В ней говорится о ВНУТРЕННЕМ приготовлении к тому, что может произойти. Необходимо большее внимание уделить МОЛИТВЕ. Об этом речь. Молитва, как говорят святые, стяжает смирение, а смирение и любовь неотделимы друг от друга (вчера только читала у преп.Паисия Святогорца). Любовь в свою очередь изгонит тот страх, который у Вас возник. "Страх Божий - это не тот животный страх мира сего. Мы постоянно боимся животным страхом, а надо его в себе победить, это адское свойство. Нас постоянно преследует страх, вся жизнь в страхе - боимся завтрашнего дня, боимся будущего, не зная, что с нами будет дальше. Это животный страх. Страх Божий в том, чтобы, всем сердцем любя Его, бояться оскорбить или опечалить Его своими делами, словами или мыслями. Следовательно, желание делать все по воле Его, Ему на радость."( слова старца Фаддея Витовницкого) О видах страха всё замечательно рассказано в статье, она кстати так и называется. Не зацикливайтесь на домиках, те кто имеет дом, во время войны должны будут принять к себе других верующих и молиться соборно. Главное "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам"(Мф.,гл.6,ст.33). Говорите, что " в уныние впала", а ведь уныние это и есть безмолитвенное состояние души.
Татьяна16 января 2016, 22:34
Статья для совершенных христиан или для тех, кто на пути к совершенству, а я новоначальная, в уныние впала... Мне просто очень страшно, что убивать будут с особой жестокостью. Нет ни домика, ни печки, ни крепкой веры. Прости, Господи!
Петр16 января 2016, 20:21
Лариса15 января 2016, 22:00 "А многочадия в подобных условиях на самом деле не понимаю. Если нас православных будут убивать, то какая разница в каком количестве."
Лариса, а что бы понять, надо быть православным.
Смысл земной человеческой жизни отнюдь не в долголетии и земном благополучии. Что короткая, что долгая жизнь праведного человека для Бога одинаково ценна. По мнению многих Отцов Церкви, человек создан для того, чтобы восполнить число отпавших ангелов. Так что родив ребенка, вы служите Богу, участвуя в его замысле. А по Вашей логике вообще всякая жизнь на Земле бессмысленна, ибо наш мир, как известно, вообще место не безопасное, люди тут умирают)). Это во-первых. А во вторых никому из смертных не дано НАВЕРНЯКА знать будущее. Вам не известен Божий замысел о вас и ваших детях. Возможно ваши дети, которых вы решили не рожать, потому что "всё равно убьют", дожили бы до 100 лет и увидели бы своих внуков и правнуков. Посему, отказываться от рождения детей, по той причине что "все равно нас всех убьют" это и глупость и маловерие и дерзость одновременно...
Наталья16 января 2016, 19:33
«Родина наша сейчас так же, как и Спаситель, распята на свое Голгофе. В терновом венце истекает кровью, оставлена многими, кто раньше называл ее другом, оставлена многими теми, кого она взрастила и питала. Терпит унижения, надругательства и со скорбью взирает на обезумевшее человечество, погрязшее в разврате и сребролюбии. Заканчиваются последние силы, и враги потирают руки от предвкушения скорой кончины, которую они готовили и ждали на протяжении тысячи лет. И вот когда над умирающей Россией враги ее будут торжествовать и предвкушать победу, произойдет чудо Божие: из праха воскреснет Русь, Русь Святая, Русь могучая и великая… Но чтобы Господь совершил чудо воскресения Руси, в России должны быть верные Ему, то малое стадо, которое не бросит и не предаст умирающую Родину, которое останется верным Богу и России.»

Когда я была еще на пути к вере, мне не давал покоя вопрос - в чем же основа чуда. Пока не увидела слово «исихазм», прочитав, поняла и ответ на свой вопрос, и всю красоту православной веры. Давайте все молиться, просить у Господа милости и чуда для всех нас и нашей Родины.
Димитрий16 января 2016, 11:19
В войну без добрых соседей никуда, ни печка, ни продукты не спасут. Проверено на собственной шкуре. В Таджикистане. Кто хочет войны, тот либо дурак, либо урод. Долго объяснять, почему.
Лиза16 января 2016, 01:47
Всем ведь нам придёт когда-то умирать. расколоться , обнажиться и предстать в том в чём даже не мама родила, ну а в том, что заслужили по делам. Не служили - заслужили только смерть, только адовых спиралей круговерть. только правда ведь, не надо и судить, вместо Судии решать нам и рядить. Только пасть ничком и плакать и просить, и в последнем вздохе Господа любить.
надежда15 января 2016, 23:10
Простите заранее имею ли я право комментировать. но давайте вспомним ветхий завет как о Господе были предсказания пророков и ведь не было сказано точно когда он родится, а предсказания были и люди до последнего сомневались он или не он правда или нет и пришел в мир не верили! А может быть и сейчас то же самое, нам бы хотелось чтобы нам сказали все " конец миру" будет такого то числа все прям разложили по полочкам но у Бога то ни так! Нам задуматься надо история повторяется. А я читала что антихрист уже пришел в православной книге. Маловеры мы и очень страшно. Мы все думаем что когда нибудь да не с нами. Молиться нам надо. Простите что не так.
Лариса15 января 2016, 22:19
Петру 15 января.

Я и имею ввиду православных верующих, которые во все времена умели жить в воздержании. А многочадия в подобных условиях на самом деле не понимаю. Если нас православных будут убивать, то какая разница в каком количестве.
Татьяна15 января 2016, 19:51
Ещё раз перечитала статью, с такою любовью всё написано, объяснено, как для малых детей. Спаси Вас Господи, Владыка, за отеческое назидание!
Татьяна15 января 2016, 18:53
Поддерживаю слова Никодима, и про мешок с горохом добавлю, от того он и пропал (Ольге 13 января,17:00),что на тот момент не пришло ещё то обещанное тяжёлое время. До сих пор Господь милостиво ждёт и жалеет нас,и это больше "странно", учитывая все наши беззакония, аборты, и вообще до чего дошло человечество. Быть может время на подготовку затянулось по молитвам таких как отец Гавриил? И про домик с печкой и колодцем тоже добавлю, совсем не обязательно панически, не имея возможности, срочно его приобретать. Просто если он у кого-то есть, не продавайте - пригодится, а если его нет, вероятно так надо, всё от Бога. Продукты тоже запасайте те, кто может, значит вам сам Господь дал такую возможность. А приучать себя к молитве могут все. Ещё раз благодарю Владыку! Ваша статья для нас промыслительна.
Никодим15 января 2016, 15:31
Ольга 15 января 2016, 10:00 "Дорогие братья и сестры, я не понимаю эту статью, ее цель и задачи...Простите, но думать, что китайцы спят и мечтают напасть на Россию, глупо... Не понимаю я и антимусульманского настроя пророчествующего...". Ольга, простите, а Вы какую статью вообще комментируете??? У владыки нету ни слова ни про китайцев, ни про мусульман! Вы статью то вообще читали? Вы сами за Владыку что-то придумали, а затем свои же выдумки опровергаете...
15 января 2016, 15:23
Дорогая Катя, конечно же, я мог написать: "то, что начинается от слов - "море СМИ " и заканчивается словами "всяких ванг и глоб" - нужно выбросить в корзину". Но все-таки я рассчитываю, что читатели владеют элементарным русским языком, т.е. понимают мысль в контексте.
Реакция противников "запасов на черный день", честно говоря, удивляет. Сколько разумных аргументов, здравых мыслей, благоразумной сдержанности и трезвой осторожности! Только случись завтра дефолт - и все умники понесутся в магазины сметать подорожавшие в несколько раз крупы, консервы, масло и т.д. А когда людей заранее предупреждаешь, что Господь дает время спокойно, без паники, постепенно, в соответствии с имеющимися средствами, чуть ли не за год, а то и более подготовиться к "черному дню", начинается: "Сектантство! Мракобесие! Ненадеяние на Бога! Паникерство!" Я никому ничего не навязываю: что слышал, то и передаю. Кстати, с богословским образованием у меня тоже все в порядке - все-таки 6 лет преподавал в Московской духовной академии.
Удивительно еще и то, что многие в моей статье увидели только небольшой абзац, касающийся собственно пророчеств, а "богословского обоснования" не заметили. Где как раз, согласно святоотеческому учению, раскрывается понятие страха. И призыва к укреплению в навыке молитвы - а это самое главное в статье - тоже как будто нет. Каждый видит то, что хочет. Цель статьи не посеять панику, а вселить мужество перед грядущими испытаниями.
Еще один момент: я не утверждал, что спасутся только те, кто будет жить в домике с печкой и колодцем и читать непрестанно псалтирь. Я говорил, что они точно выживут. Выжить и спастись - это не одно и то же. Спасутся как раз многие из тех, кто не выживет. А сколько выживет - это одному Богу известно.
Никодим15 января 2016, 15:16
Комментарии к статье Владыки очень характерны. Я бы даже назвал их знаковыми. Это точный индикатор духовного состояние многих нынешних христиан, "новых православных". Люди, считающие себя православными запросто делают замечания Епископу (!), обличают его, укоряют, а в некоторых случаях даже поучают и наставляют!!! И ведь что вызвало такое негодование "просвещенных" мирян? Не ересь, не какие-то вероучительные нововведения. Нет! Возмущение вызвало простое НАПОМИНАНИЕ Владыки о том, что близок конец этого мира. Это что-то новое для нас? Простите, православные, а вы Новый Завет целиком читали? Последнюю книгу Нового Завета читали? Она называется Откровение Иоанна Богослова, сиречь Апокалипсис. Там вообще то именно об этом. На каждой странице. А последние строки таковы: «Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22. 20). Владыка об этом нам и напоминает, не называя никаких сроков. Просто что бы мы помнили что ВСЁ ЭТО не навсегда, все это бренное не вечно. Но мы вспоминать об этом не хотим и даже слышать об этом не желаем...
Катя15 января 2016, 13:18
Автор статьи в комментариях пишет: "А вот все остальное, о чем я в начале статьи пишу, можно смело отправить в корзину". Надеюсь, это изречение он не относит к словам из Нового Завета и Святых Отцов Церкви. Простите, но после этих слов я уже не совсем понимаю автора.
Никто не благ среди людей, но только один Бог.
Желаю владыке здравия, всяческих благ и написания очень мудрых статей!
Краснянский Максим15 января 2016, 12:31
По поводу того, что "в домике в деревне" якобы безопаснее жить. Уже много раз сообщалось, что к таким переселенцам из города начинали наведываться соседи и вымогать деньги на спиртное. При отказе нередки убийства. Также имеют место быть грабежи, поджоги и т.п.
Ольга15 января 2016, 10:34
Дорогие братья и сестры, я не понимаю эту статью, ее цель и задачи. Если бы я прочитала ее на другом сайте, то решила бы, что она призвана формировать сектантское мышление, вроде мышления амишей в США: они тоже с 17-го века ждут конца света, перебрались в Америку, живут в своих домиках в Пенсильвании или Оклахоме натуральным хозяйством, обязательно читают Псалтырь и поют псалмы, собираясь на молельные собрания, а многие не пользуются электричеством, топят дровами, используют в хозяйстве лошадей и т.д. Такой путь для современных горожан - эскапистский, по своей сути, - тоже возможен, и его пропаганда не нова. Сейчас на Дальнем Востоке раздают земли, можно переехать и обустроиться спокойно, если кто сильно желает жить своим домиком. Земля-то везде Господня, не только около Лавры в Московской области. Простите, но думать, что китайцы спят и мечтают напасть на Россию, глупо. Во-первых, есть китайская Православная Церковь, которая молится, между прочим, и за нас как за православных. Во-вторых, китайцы не могут полностью освоить свои северные территории до сих пор. Любой китаец стремится при случае переехать на юг, а не на север - это основное направление миграции внутри страны. На север едут только на заработки на большие стройки или торговать. Не понимаю я и антимусульманского настроя пророчествующего: как и все люди (и русские православные, и китайцы-буддисты, и американцы-протестанты, и другие), зарубежные мусульмане разные, и из простых людей мало кто мечтает развязать войну с Россией. Кому нужно воевать с ядерной державой? Я считаю, просто жить надо ответственно (в том числе отвечать за свои слова), а это значит, что надо исполнять Закон Божий, а не паниковать. Царствие Небесное иноку Гавриилу, но доброта, чистота помыслов и другие добродетели еще не гарантируют объективность визионерского опыта. Когда читаешь святых или о святых, на душе - мир и покой. Страх уходит, а любовь к Богу, к Жизни приходит, силы появляются, становишься лучше. А такие пророчества создают у людей паническое настроение. Кто из вас, дорогие читатели, прочитав эту статью, стал лучше? Куда годится - люди задумываются не рожать! Если пророчество от Бога, то никакой паники не будет. Ной, например, такое откровение получил, а не запаниковал, просто спокойно делал свое дело. Потому что пророчество от Бога. А вообще, хотелось бы прочитать комментарий духовно опытного богослова к этой статье и к подобным пророчествам. Простите, если кого обидела.
Татьяна15 января 2016, 10:20
Спаси Господи, Владыка Питирим, за неравнодушное предупреждение и напоминание о том, что нужно всегда молиться. "И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется."(Деян. гл.2, ст.21). И у моей многодетной семьи нет дома с печкой. Что же, остаётся только стараться не унывать, возложить всё упование на Бога, нет у меня большей надежды, да будет Его святая воля, и готовиться встретить грядущие события очищая душу покаянием и с благодарностью за всё. Молитвами новомучеников и исповедников Российских и всех святых, да дарует всем нам Господь ничего не убояться и донести каждому свой крест. "Радость моя, Христос Воскресе!"- слова преподобного Серафима Саровского. Всех с праздником этого великого русского святого!
Владислав15 января 2016, 00:55
Лариса
Чем больше людей, тем больше вероятность родину спасти. Когда будет война, и будет ли, достоверно не знает никто. Сроки могут быть отодвинуты по молитвам людей и по их покаянию.
Петр15 января 2016, 00:46
Анна14 января 2016, 20:00 "Неужели, если нет средств на покупку домика и булерьяна (тоже недешевое удовольствие) - нет спасения?!" Анна, по-моему, Вы ничего не поняли. Перечитайте статью ещё раз. Статья совсем о другом...
Петр15 января 2016, 00:41
Лариса 14 января 2016: "Не понятно, зачем тогда такая пропаганда многодетности. К чему это теперь?" Лариса, многочадие он не "зачем", а "почему". А на вопрос "почему" ответ прост: потому что православные христиане творят волю Божию и чтят заповеди Его. В любые времена и в любых условиях. Если Бог посылает нам детей, то наш долг их принять. Не важно что на дворе - сытое благополучие или последние времена. Кроме того в данном случае владыка Питирим явно обращается прежде всего к церковным людям. Те кто в Церкви прекрасно поняли Владыку...
Света15 января 2016, 00:25
Все равно не понятно. Пора уже начинать копить продукты? Даже не представляю, как это сделать сейчас в маленькой "хрущевке" с двумя детьми. Выкинуть одежду из шкафов и забить консервами? А потом каждую банку просматривать на предмет окончания срока годности? Я без иронии, правда не понятно. Не приглашать в гости никого, ведь внутреннее убранство будет напоминать склад. Кто бы ответил.((
Лариса14 января 2016, 21:21
Не понятно, зачем тогда такая пропаганда многодетности. К чему это теперь?
Анна14 января 2016, 20:09
Не могу понять статьи. Неужели, если нет средств на покупку домика и булерьяна (тоже недешевое удовольствие) - нет спасения?! И кто может так решительно утверждать: тот, мол, спасется, тот - нет? Кто внушает эту уверенность? И эти видения (притом, что после Христа пророков, как известно, быть не может)?
Ранее мне казалось, что задача этого сайта - просвещать и вразумлять, а как относится к тому, что на одной странице - призыв успокоиться и довериться Богу - http://www.pravoslavie.ru/89338.html, а на другой - запасаться гробами.

Лариса14 января 2016, 16:28
Получается надо молиться ещё и о том, чтобы Господь послал домик с участком. По-другому его не приобретёшь.
Вячеслав 14 января 2016, 16:15
Читал, что перед тяжкими и страшными временами в России, Господь будет посылать много смертей, будут умирать и малые и взрослые, священники будут отпевать по несколько человек и то успевать не будут, и это будет милостью Божией для народа,... понял, что забирать будет Господь слабых и праведных жизнью, останутся только сильные и те кто скорбями очистятся от грехов.
Юрий14 января 2016, 15:34
Православные братья и сестры!
Не будем бояться и унывать, но будем готовы всегда и ко всему, с нами Бог!
Есть ещё на земле Русской богатыри Православные, да и каждый из нас готов жизнь отдать за родных, близких и тех - кто в беде, помните - «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»!
А запастись немного водицей, консервами, солью, мылом и спичками - не лишним будет всегда. Да и в деревенском домике с печкой на землице - всё спокойнее и здоровее чем в городских квартирах ...

Спаси нас Господи и помилуй, дай нам сил и разума, направи на путь истинный.
Владислав14 января 2016, 15:14
Из текста: "По нашим грехам, или, как он выражался, «когда Церковь согрешит против истины православной веры», попустит Господь войну."
Это резануло. Что бы это могло значить? И согрешила ли уже Церковь или ещё нет? И если да, что в чём грех? Невозможно всенародно покаяться не понимая в чём.
Владислав14 января 2016, 15:10
В сентябре 2013-го я как-то поехал в скит (надо было помочь там с рубкой дров на зиму, строительством и проч.). Со мной ехал одни брат из нашего подворья.. рассказал, что недавно умерла его бабушка, так она перед смертью сказала, что через пол года у нас будет война. Я подумал "Какая ещё война? С кем?!" Дальше мы говорили, и он рассказал, что сам он механик, ушёл с завода, теперь ремонтирует по городу и окрестностям старые механические швейные швейные машинки - научился, - бабуля также говорила, что придут времена, когда электричества не будет, и все эти электроприборы и компьютерные технологии загнутся, и можно будет заработать на кусок хлеба только руками в прямом смысле слова, если что-то умеешь делать. Когда я это всё слышал, то про себя думал "Клиника!" Через несколько месяцев майдануло, а через пол года действительно началась война...
Смотрю, то, что здесь говорится, почти полностью совпадает с тем, что говорила его бабулька и говорила матушка Алипия (можно легко найти в интернете).
Я не любитель всяких пророчеств, но реальность берёт своё. С другой стороны я за трезвое и спокойное к этому отношение, т.к. иначе всё это может привести к тяжёлым последствиям со здоровьем, ещё до того, как хоть что-то произойдёт. Если есть возможность как-то подготовиться, то наверное лучше бы и подготовиться. Если бы у меня были хоть какие-то средства, то наверное так бы и сделал (некоторые мои знакомые уже предприняли некоторые меры). И ещё я за трезвое отношение к смерти. Надо понимать, что все мы умрём, и почему обязательно мы должны дожить до глубокой старости при полном обеспечении? Мы просто привыкли загонять эти мысли в самый дальний угол сознания, что это может быть и произойдёт, но не с нами или не скоро... Святые отцы пишут, что на молитве полезно держать "память смертную", тогда и молитва другая (когда стоишь на молитве, как будто в последний раз). Дай бы Бог всем нам встретить смерть достойно по христиански, в любом случае, будут бедствия или нет. Спаси всех, Господи!
Евгения14 января 2016, 13:47
Называется - с Новым годом.

У редакции портала, надо признаться, мрачноватое чувство юмора, под Православный новый год такое печатать, подождали бы хоть конца Святок что ли.

Вообще такими заявлениями не бросаются, это не просто информация к размышлению. Хотелось бы услышать мнение официальных лиц нашей церкви по поводу статьи. "По нашим грехам, или, как он выражался, «когда Церковь согрешит против истины православной веры», попустит Господь войну." - это как раз наших иерархов касается. В чем же Церковь грешит против истины? Никейский Символ веры вроде не меняли...

"домик с печкой и колодцем рядом с Троице-Сергиевой Лаврой, и квартира в Москве осталась", ну я рада за автора, конечно, но получается, что лучшие условия к выживанию получат люди обеспеченные, как ни крути. Разделяю волнение людей "простых" и в материальном плане (еле хватает на оплату съемного жилья) и в духовном (ну не все могут читать Псалтирь, не всем это дано, надо признать). Их перспектива, исходя из этой статьи - смерть от жестокого убийства или голода и холода?

Интересно, сколько православных (и без домика) женщин прочитав статью и поверив ей рискнут забеременеть в наступившем году?
Марина14 января 2016, 13:11
Нервы не у всех крепкие, веры тоже не всем хватает. Но и это не повод указывать на эти недостатки друг друга и осуждать: "Вот, мол, маловерные, поэтому боитесь". А тем, у кого дома с печками и землей, придется принимать своих собратьев по вере, у которых их нет. И тем, кто считает себя более верующим и сильным, - молиться за тех, кто слабее и имеет меньше веры. Потому, что каждый человек создан для спасения.

Согласна, это по-христиански.
14 января 2016, 12:50
Друзья, без паники! Нет дома - копи консервы, соль, сахар, мыло - все, что не портится. Вас потом будут самые роскошные дома приглашать к себе жить, а вы будете еще выбирать: а печка с колодцем у вас есть? Я о чем пишу: главное - приучить себя к постоянной молитве, а потом уже все остальное. Правильно кто-то здесь заметил: предупрежден, значит вооружен! Сейчас время на подготовку дается. Кто грешит смертными грехами - опомнитесь, покайтесь и исправьте свою жизнь. Ведь именно за грехи Господь попускает скорби. Перестанем массово грешить, никакой войны не будет. Сколько праведный Ной предупреждал допотопное человечество? - более ста лет! И не покаялись, и погибли все. То же содомляне. А ниневитяне покаялись - и кара Божия их миновала. И еще, отвечая на замечания, что якобы я учу не принимать серьезно истинные пророчества. Это неправда! Настоящие пророчества, которые изрекают "святии Божии человецы, просвещаемые Духом Святым" (2 Петр.1,21), такие как св. рвнап. Косьма Этолийский и прп. Паисий Святогорец - как можно ими пренебрегать! А вот все остальное, о чем я в начале статьи пишу, можно смело отправить в корзину. Автор, в данном случае, ваш покорный слуга, всегда радуется внимательному прочтению своих текстов, и очень огорчается, когда по ним "шпарят галопом по европам". Будьте, пожалуйста, повнимательней, тогда и противоречия исчезнут.
Яна14 января 2016, 12:47
1)«Твори благо, бегай злаго – спасен будеши» - слова святителя Митрофана Воронежского
2)«Не готовься к черному дню, его и не будет» - слова старца Павла (Груздева)

Дина14 января 2016, 10:03
Бабушка моя давно говорила, что в последние времена лучше будет тем,кто живет в частном доме с огородом. Настанет голод и живущим в квартирах будет ой как туго.
Боюсь конечно этого времени,не за себя,за деток своих, их у меня трое. И муж, не воцерковленный.
Буду молиться Божией Матери, просить о помощи, когда наступят эти времена.Начну читать Псалтырь, не переодически, как сейчас, а каждый день.
Страшно конечно, но бабушка давно рассказывала мне про эти времена, про времена антихриста и я уже смирилась что ли с этим переварила, хотя раньше была паника,уныние.
Буду молиться чтобы Господь утвердил в вере, чтобы не отпасть от нее, если начнутся гонения и если надо мученически умереть за Христа.
А запасы сделать надо, наверное.
Наталия14 января 2016, 06:47
Вот, нашла такую выдержку из интервью батюшки, опубликованного 29.12.2015г.: "Понимаете, то, что сейчас происходит - оно очень настораживает, и мы с вами видим, что у нас начинает происходить на мировой арене. То- есть, действительно запахло этой войной. Но вот сейчас бросать все и квартиру и работу и поселяться в деревне – нет. Здесь какой выход? У каждого из знакомых есть уже этот дом в деревне, нужно собираться общинами, и этот дом готовить к тому, что если начнется что-то - туда бежать. Что мне говорил о. Гавриил - что верующие будут собираться в эти дома, общинами и непрестанно читать псалтырь. И те, кто будут так делать - они спасутся, к ним не зайдут их не убьют, их Господь оградит. Сейчас можно строить дом с родней или друзьями. Но не ругаться и не продавать все панически.".
Наталия14 января 2016, 00:50
В одних распространённых пророчествах также сказано, что на Дальний Восток, Сибирь и Урал нападут китайцы, будут собирать людей тысячами на стадионы и убивать. Здесь говорится, что с юга нападут мусульмане и также жестоко и массово будут убивать россиян. То есть наша страна окажется в тисках этих убийц. Так кто тогда выживет? Избранные единицы? Простите, никак не могу успокоиться, полночи не спала после прочтения этой статьи. В последнее время публикуют всё новые и новые откровения об очередных мучениях, которые выпадут на нашу долю по грехам человечества, в том числе, и в отношении детей, которые уж точно так не грешили, чтобы умирать лютой смертью от китайцев и мусульман. Мне кажется, уж выбрали бы какую-либо последовательную, спокойную концепцию и последовательно дали разъяснение, чего ожидать, и как действовать и тем, у кого есть "домик с печкой и с землёй", и тем, у кого его не будет.На одних ресурсах - одно читаешь - страх, ужас, на других - ещё читаешь - другой страх, ужас. Начитаешься и реально начинаешь "изнывать от страха". Нужна спокойная последовательность, а не куски страшной информации с намёком на то, что спасутся только люди с домами и с земельными участками, и чтобы в домах были камины или печи, и чтобы жили не на юге и не на Дальнем Востоке, и чтобы непрестанно читали Псалтирь. Голова кругом от такой информации. Нервы не у всех крепкие, веры тоже не всем хватает. Но и это не повод указывать на эти недостатки друг друга и осуждать: "Вот, мол, маловерные, поэтому боитесь". А тем, у кого дома с печками и землей, придется принимать своих собратьев по вере, у которых их нет. И тем, кто считает себя более верующим и сильным, - молиться за тех, кто слабее и имеет меньше веры. Потому, что каждый человек создан для спасения.
Алексей14 января 2016, 00:49
Надо жить по-христиански и в первую очередь трезво. А очень трудно смиряться.
Но ведь Господь пришел для грешных, а не для праведников, не нуждающихся в покаянии.Это учение святых отцов
Православной Церкви.В России всегда были войны, и одна тяжелее другой( а самозванцы вроде Емельяна Пугачёва,
которые потрясли Русь, залив её кровью.Подумать только: горстка ничтожных казаков,а Господь попустил).
Вспоминаю из жития Св.Николая Чудотворца - о вере и о том, что же такое искренняя молитва.
Случай из давней истории Киевской Руси, когда были войны с половцами.Русский воин преследовал половца и оба
вслух молились святителю Николаю:православный на одоление врага,- басурманин - о спасении.Святитель помог по-
ловцу.Но всё нужно оценивать в первую очередь трезво ( как и здесь ).
Помоги Господи нам и укрепи веру!
Мария14 января 2016, 00:01
Насчет духовной подготовки - молиться и бояться грешить - советы понятны. Но вот относительно материальной подготовки - как-то странно. Купить дом в деревне, не продав предварительно квартиру, и сделать полугодовой запас еды - это абсолютному большинству людей не доступно.
Владимир13 января 2016, 23:35
Пресвятая Богородица спаси нас!

Алексей13 января 2016, 23:22
Господи, Боже наш, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного раба твоего!
Марина13 января 2016, 21:44
Православные! Чего вы боитесь? Два раза не умирать.А каким образом это произойдет -все в руках Божиих. Он выбирает для каждого лучшее время. Верить надо твердо и быть постоянно готовым к встрече. Даже если близких хоронить придется,нельзя терять веры.Спаси всех Господи.
Нина13 января 2016, 21:37
Мир вам,братья и сестры. Все забыли простую истину: предупрежден - значит вооружен.Господь нас и предупреждает, посылая нам смелых и мудрых служителей церкви. Каждый из нас и сам чувствует "запах угрозы", а Владыко Питирим это озвучил. Низкий поклон Вам, батюшка! А нам пора торопиться исправляться, бегом..... Успеем - спасем и Россию, и православие с Божией помощью. Он ждет нашего покаяния и молитв. Помоги нам, Господи!
Алевтина13 января 2016, 21:35
Противоречиво и непоследовательно.
Автор осуждает подверженность воздействию разного рода апокалиптических пророчеств и тут же сам приводит новые малоизвестные пророчества кавказского старца.
А в целом, всё происходящее вокруг несомненно свидетельствует о наступлении апокалиптических временах
Людмила 13 января 2016, 20:30
Унывать грех.Бояться конца дней не надо,нужно всегда знать и помнить,что испытания были во все времена-во время советской власти какие гонения на верующих и священство ,сколько мучеников ,сколько сосланных в лагеря и растрелянных.Страшные времена были.Сейчас мы свободны и можем посещать храм и молиться.
А читать Псалтирь нужно всегда.
Каждый человек воцерковлнный читает Псалтирь-это очень душеполезное занятие,и
ограждает от всякой напасти семью.
Тяжелые времена сейчас и наверное лучше не будет,но главное ,что Бог не оставит своих чад.
Елена Визинтини13 января 2016, 20:23
Спаси Господи и помилуй! Спасибо, Владыко за очень нужную статью и добрые, мудрые советы и рекомендации!
В статье " ПРОРОЧЕСТВА СВЯТОГО
КОСМЫ ЭТОЛИЙСКОГО И
СТАРЦА ПАИСИЯ
СВЯТОГОРЦА ОБ
ОСВОБОЖДЕНИИ БАЛКАН
И КОНСТАНТИНОПОЛЯ" www.pravoslavie.ru/1391.html
есть мудрые слова:
"Это не выдумки в духе лже-
пророчеств пресловутого
Нострадамуса, имеющие целью
увести человека от Христа, а
подлинные свидетельства Святого
Духа, призванные помочь нам не
попасть в диавольские сети и
сохранить в чистоте веру
православную."
Думаю, эти же слова можно применить и к данной статье, ведь до победы и взятия Константинополя еще дожить надо!
Вот Владыка Питирим и рассказал как дожить!
Спаси, сохрани и помоги Вам Господи!
Катя13 января 2016, 20:15
Большое спасибо за статью! Речь в ней, думаю, во-первых, о здравом православном отношении ко всяким страхам (помним, что без воли Божией "ни влас главы нашей не погибнет" (Лк. 21, 18)) а, во-вторых, о практичном подходе к возможным опасностям (здесь и приобретение домика в деревне, и печки, и припасов разных - все по возможностям и практичности хозяев). А Псалтырь просто очень полезно читать, ну, мне, например.
В отношении страхов позволю себе добавить понравившееся мне изречение Антония Великого: «Какими демоны нас находят, пpиходя к нам, такими и сами делаются в отношении к нам… Поэтому, если найдут нас боязливыми и смущенными, то немедленно нападают, как pазбойники, нашедшие неохpаняемое место, и что сами в себе думаем, то и пpоизводят в большем виде. Если видят нас стpашливыми и боязливыми, то еще больше увеличивают боязнь пpивидениями и угpозами, и наконец — бедная душа мучится тем. Но если найдут нас pадующимися о Господе… и pассуждающими, что все в pуке Господней, что демон не в силах побоpоть хpистианина и вообще ни над кем не имеет власти, то, видя душу, подкpепляемую такими мыслями, демоны со стыдом обpащаются вспять... Душа постоянно да pадуется в уповании; и увидим, что демонские игpалища — то же, что дым, что демоны скоpее сами побегут, нежели нас будут пpеследовать, потому что они кpайне боязливы, ожидая уготованного им огня… и особенно стpашатся знамения Кpеста Господня».
Еще раз благодарю Вас, владыко, за наставления!
Elena Shilovskaya13 января 2016, 18:38
Глубоко убеждена, что чем больше каждый из нас посвятит сил (молитвенных, человеческих, душевных, умственных, трудолюбивых) укреплению дружбы народов нашей страны (в узком смысле - Россия, в широком - СССР, там много активных людей и их детей и уже внуков, воспитанных на лучших образцах русской литературы), стремясь к противоположному сценарию (не хочу писать нагнетанию, по паника - фу, по себе знаю), тем больше вероятность, что Небо пойдёт навстречу, и много людей разных национальностей и вероисповеданий будут действовать по разуму и любви.
Инна13 января 2016, 18:03
Спаси Господи, Владыко, за статью! правильно сказали - читайте Псалтирь! для этого не нужно ждать, пока начнется война, а начинать читать ее уже сейчас. жителям Сибири нужно молиться святым 222 мученикам Китайским - Святителю Митрофану Пекинскому и его духовным чадам - чтобы Господь пощадил нас молитвами Китайских мучеников и смягчил Свой гнев на милость, чтоб не было нашествия Китая..
Павел13 января 2016, 17:42
Дед моей супруги перед войной припас бочку соли -это очень помогло выжить в деревне .Сахарок тоже не портится . Осенью распахал огородик дополнительный , а вокруг много заброшенных участков.Экономичная топочно-варочная печь пригодится везде : на даче , при перебоях с газом и электроснабжением .Надеяться на авось -грех.
Ольга13 января 2016, 17:41
"Тогда он сам купил нам мешок гороха, который, конечно же, пропал"
как-то очень странно...
Владимир13 января 2016, 17:32
В начале статьи говориться о нагнетании «военных слухов» и о возросшем внимании ко всяким пророчествам и предсказаниям. Но далее по тексту автор сам этим же и занимается, внося свою лепту в рост так называемых апокалипсических настроений. Стоит ли распространять слова Старцев, сказанные конкретным людям и в конкретных обстоятельствах, на всех? Что могут вызвать рассказы про «домик с печкой», запасы еды и чтение Псалтыри у большинства читателей? (см. комментарии). Тот же самый страх и тревогу, о которых говорит и сам автор… Если же такие бедствия и выпадут на наше время, можно ли к ним «подготовиться»? Уж не покупкой «домика с печкой» во всяком случае. А стараться жить по заповедям надо по любви к Богу, а не по причине надвигающихся катастроф.
Что же касается апокалипсических разговоров, которые были всегда и всегда будут (см. Апостол), кто-то дал хороший совет - изучайте историю. Ибо «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл.1).
Анна13 января 2016, 17:13
Не совсем понятно, как с этими пророчествами сочетать пророчества о нашей победе и взятии Константинополя, православном царе, возрождении России, и т.д.
АННА13 января 2016, 16:23
-ДОЛЖНО ВСЕГДА МОЛИТЬСЯ И НЕ УНЫВАТЬ- ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ, 18 ГЛАВА, 1-8 СТИХИ.
-СПОДОБИ, ГОСПОДИ, НАМ ВСЕГДА МОЛИТЬСЯ И НЕ УНЫВАТЬ, ЧЕГО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ.АМИНЬ.
Лариса13 января 2016, 16:17
Дорогой владыка, благодарю за статью.
Мне кажется, что это время уже наступило или вот-вот... В последние 2-3 года столько произошло событий ужасающих по своему цинизму среди знакомых и родственников, что кажется - люди теряют последний разум и совесть в погоне за благополучием, переступая через самых близких. Помоги нам, Господи, укрепиться в вере и пережить эти страшные времена.
Алексей KZN13 января 2016, 15:56
Святые отцы учат с большой настороженностью относиться к разного рода предсказаниям поскольку неизвестно кто их вложил в самого предсказателя (всяк человек ложь, и я тож) и очень не поощряют их. Последую их совету, т.к. Спаситель сказал: "Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы".
Наталия13 января 2016, 15:18
«Во время войны выживут те верующие, которые будут собираться в дома и непрестанно, по очереди, читать Псалтирь. В эти дома бандиты не войдут!» Это значит, что выживет только горсть россиян, а остальные десятки миллионов умрут? Все, кто не будет таким образом читать Псалтирь, - обречены?
Наталия13 января 2016, 15:15
Моему сыночку 11 лет, он до ужаса боится этого времени, говорит, что лучше умереть. Я тоже. Мне кажется, мы погибнем от жестокостей, которые будут совершаться в это время. Так странно, нас, россиян итак очень мало по сравнению с другими жителями Земли. И сколько нас ещё поуничтожают в эти садистские времена. Читаю статью и только страшнее становится: за близких, себя, всех. Слабым не выдержать. А мы слабые.
Татьяна Дорохова13 января 2016, 15:08
Помоги укрепи Господи Нас грешных чад Твоих)))да будет воля Божия на нас а не наше мудрование(((
Наталия13 января 2016, 14:57
Кошмар, сколько деток погибнет лютой смертью в эти дни. То есть, если нет дома с печкой и нет возможности постоянно читать по очереди Псалтирь, - то всё, смерть от жестокого убийства или голода и холода?
Tatjana13 января 2016, 14:38
Спаси Господи! Благодарю за такую своевременную статью. Помоги, Господи, укрепиться в вере и научиться любви хотя бы не лицемерной.
С поклоном- Татьяна
Елена13 января 2016, 11:47
Как же страшно на самом деле!!!Страшно за своих родителей,за маленького сыночка,за всю семью,за всю Россию!!!
Господи если возможно,то пусть минует нас час сей!!!
Галина Игловская13 января 2016, 10:45
Прекрасное слово, низкий поклон Вам тоже, Владыка! Слава Богу за Его святых во все века, ныне и присно! Но грядущие беды - не новость. Господь предупреждает всех. Всякий, совершающий зло, станет сосудом зла.Зло придет во всякий дом, во всем мире, где отойдут от Слова Божия. Нет такого слова, чтобы люди не претыкались о него, но Божье Слово всесильно и воистину совершенно.К Богу есть только один путь- пребывать в любви. Другого пути нет. Всякий, наполняющийся злобой, станет Божиим противником, вором. Скрыться от гнева Божьего можно только в Божьем доме, Его теле. Не совершать пустые дела, стараться делать святые дела и не бояться, не плакать так много. Сокрушаться перед Богом, и Он будет творить благо. Не путаться с духами зла (это духовный блуд), стоять в силе благодати Божией. Поступать по духу Божьему, по слову Его, не печалиться, славить Бога, возвеличивать Его высокое и пресвятое Имя. Быть в Его любви и не думать ни о чем. Спасемся верою и будем проведены сквозь зло. Великую силу имеет Причастие (умрем так, как мы хотим, а не так, как хотят враги наши), но единицы исполняют заповеди Божии, а так идет поругание. Святость Господа жжет неугасимым огнем. Господь и дальше будет соблюдать терпение, но не надо противящимся сопротивляться больше Его голосу.Особо быть осторожными при говорении, печатании слова: надо, чтобы слово их было в боязни к Богу и совпадало с Его великой волей.
Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф, вся земля полна славы Его!
Татьяна13 января 2016, 09:33
Укрепи всех нас Господи! Благодарю за необходимую для спасения души статью. Низкий поклон Вам, Владыко Питирим!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×